Эсхил
[Преамбула к трагедиям Эсхила]
с.338 Мы располагаем очень скудными сведениями о жизни Эсхила, «отца трагедии». Он родился в 525 г. до н. э. в городе Элевсине, близ Афин, и происходил из рода знатных землевладельцев. Судя по сохранившейся надгробной надписи, сочинение которой приписывается самому Эсхилу, он участвовал в битве с персами при Марафоне (490 г. до н. э.). Есть также сведения о том, что он принимал участие в морском сражении при Саламине в 480 г. до н. э. Незадолго до смерти поэт переселился из Афин в Сицилию, где и умер в городе Геле в 456 г. до н. э. По-видимому, Эсхил покинул Афины из-за каких-то разногласий с афинянами, об этом есть упоминание у Аристофана и свидетельства других античных авторов.
Эсхил жил в эпоху невиданного возвышения Афин, которые в конце VI в. до н. э. значительно расширили свои экономические связи, в особенности с ионийскими городами Малой Азии. Борьба за господство в Малой Азии и явилась первоначальной причиной греко-персидских войн, завершившихся полным разгромом персидского войска. Война с персами, образование морского союза греческих государств во главе с Афинами, подъем демократического движения ремесленников и крестьян — все это привело к созданию государства афинской рабовладельческой демократии.
Будучи убежденным сторонником демократического строя, Эсхил принадлежал к консервативной группировке внутри демократии. Он творил для широкой афинской публики — ведь тысячи афинян, приходя по праздникам в театр, смотрели его трагедии.
Из большого числа трагедий, написанных Эсхилом, до нас дошло семь его произведений: «Просительницы», «Персы», «Прометей Прикованный», «Семеро против Фив», «Агамемнон», «Жертва с.339 у гроба» («Хоэфоры») и «Эвмениды». Три последние трагедии составляют трилогию «Орестея».
Эсхил, оказавший огромное влияние не только на древнегреческую, но и на всю мировую драматургию, был любимым поэтом Маркса, который читал его в подлиннике и наряду с Шекспиром относил к «величайшим драматическим гениям, которых породило человечество»1.
Русский театр проявлял большой интерес к творчеству греческих трагиков, отдавая предпочтение Софоклу и Еврипиду. Трагедии Эсхила на русской сцене шли мало и неудачно.
В 1910 г. театр Незлобина (Москва) осуществил постановку «Хоэфор» (спектакль назывался «Мститель»). В этом спектакле, отличавшемся ученической добросовестностью, не удалось передать дух античной трагедии. Актеры играли без блеска. Роли исполняли: Орест — Лихачев, Пилад — Барановский, Электра — Лилина, Клитемнестра — Колесова. Декорации, в которых художник пытался воссоздать обстановку древнегреческого театра, нельзя было назвать удачными. Спектакль успеха не имел.
Из иностранных постановок Эсхила того времени следует отметить работу известного немецкого режиссера Макса Рейнгардта над «Орестеей». Рейнгардт, стремившийся воскресить традиции народных зрелищ, в 1911 г. поставил трагедию Эсхила на цирковой арене, затянутой для этого черным сукном. Заведующий постановкой Роллер при оформлении спектакля отталкивался от античных ваз, где светлые фигуры выступают на темном фоне. Множество режиссерских находок и великолепная игра Сандро Моисси, исполнявшего роль Ореста, сделали этот спектакль большим событием в театральной жизни Германии.
На сцене советского театра дважды пытались поставить трагедии Эсхила.
В 1926 г. Московский Художественный театр готовил «Прометея» (режиссер В. Смышляев), но после генеральных репетиций спектакль был признан слабым и снят с репертуара. Он был поставлен в отвлеченно-риторической, декламационной манере. с.340 Актеры, загримированные гигантами с огромными мускулами и непропорционально маленькими головками, казались бутафорскими на фоне огромной скалы, к которой был прикован страдающий Прометей. В. Качалов, игравший роль Прометея, превосходно читал эсхиловские стихи (отрывки из «Прометея» он исполнял позже в концертных программах), но и он не мог спасти спектакль.
В том же театральном сезоне в МХАТ
В последние годы в Греции, где необычайно возрос интерес к античной трагедии, произведения Эсхила в переводе на новогреческий язык шли на многих сценах и исполнялись в реконструированных древних театрах под открытым небом. Советским зрителям посчастливилось познакомиться с двумя греческими постановками Эсхила. В 1963 г. в Советском Союзе гастролировал Пирейский театр, показавший «Орестею» в постановке известного режиссера Димитриса Рондириса. В этом прекрасном спектакле хор, который на сцене жил, страдал вместе с героями, наставлял их, оберегал и обличал, занял подобающее ему место. Все его участницы, составлявшие превосходный ансамбль, играли с необычайной самоотдачей, соединяя в себе талант драматических актрис, певиц и балерин. Замечательная актриса Аспасия Папатанасиу создала великолепный образ Клитемнестры.
В 1965 г. на гастроли в Советский Союз приезжал Афинский Художественный театр, руководимый выдающимся греческим режиссером Каролосом Куном. В его постановке были показаны «Персы» Эсхила, одна из наиболее сложных для сценического воплощения трагедий. Считая, что античные пьесы не следует играть как произведения некой отдаленной эпохи, о которой ничего с.341 толком не известно и которую передают поэтому чисто формально, Кун стремился выделить в трагедии то, что важно для современного человека, то, что сохранилось в его природе и обычаях. Основную драматическую нагрузку в спектакле нес хор. Чтобы мимика отдельных участников хора не отвлекала внимание зрителя, актеры играли в масках, вполне реалистичных, но совершенно разных. Кун прекрасно справился со своей задачей и создал интересный и яркий спектакль.