А. Валлон

История рабства в античном мире

Том II
Рабство в Риме


Глава первая

СВОБОДНЫЙ ТРУД И РАБСТВО В ПЕРВЫЕ ВЕКА РИМА

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2

с.287

2

Эти бег­лые ука­за­ния свиде­тель­ст­ву­ют о том, что сво­бод­ные граж­дане зани­ма­ли не послед­нее место в город­ском труде и что рабы встре­ча­лись лишь наряду с ними. Но како­ва была доля их уча­стия в этом труде и в каком отно­ше­нии друг к дру­гу мог­ли нахо­дить­ся эти две груп­пы в ран­нюю эпо­ху Рима? Текст Дио­ни­сия Гали­кар­насско­го, цити­ру­е­мый и ком­мен­ти­ру­е­мый Дюро-де-ла-Мал­лем, дает нам воз­мож­ность опре­де­лить это отно­ше­ние с доста­точ­ной точ­но­стью. «В это вре­мя, — гово­рит он (477 г. до н. э.), — граж­дане, спо­соб­ные носить ору­жие, состав­ля­ли 110 тысяч чело­век, соглас­но дан­ным послед­ней пере­пи­си. Что каса­ет­ся жен­щин, детей, рабов, тор­гов­цев и ино­стран­цев, зани­маю­щих­ся ремес­ла­ми (ни один рим­ля­нин не имел пра­ва жить тор­гов­лей или ремеслом), то их чис­ло по мень­шей мере в три раза пре­вос­хо­ди­ло чис­ло граж­дан»1. Дюро-де-ла-Малль, при­ме­няя к этим циф­рам закон, с.288 уста­нов­лен­ный для насе­ле­ния Фран­ции, счи­та­ет, что чис­ло 110 тысяч для лиц при­зыв­но­го воз­рас­та, т. е. от сем­на­дца­ти до шести­де­ся­ти лет, поз­во­ля­ет пред­по­ла­гать чис­ло 195145 для все­го муж­ско­го насе­ле­ния, а удва­и­вая эту циф­ру вклю­че­ни­ем в нее чис­ла жен­щин, мы полу­чим общее чис­ло граж­дан в 390290 чело­век. Итак, все насе­ле­ние, вклю­чая наряду с граж­да­на­ми и всех тех, кто не был ими, т. е. ино­стран­цев, воль­ноот­пу­щен­ни­ков и рабов, состав­ля­ло, соглас­но Дио­ни­сию, 440 тысяч [чис­ло воен­но­обя­зан­ных плюс утро­ен­ное коли­че­ство осталь­ных]. Раз­ни­ца в 49710 чело­век, сле­до­ва­тель­но, будет состав­лять чис­ло лиц этой пер­вой кате­го­рии. Дюро-де-ла-Малль под­разде­ля­ет ее на 32524 ино­стран­цев или воль­ноот­пу­щен­ни­ков и 17186 рабов2. Но мы не име­ем доста­точ­но солид­ных дока­за­тельств, под­твер­ждаю­щих пра­виль­ность это­го рас­пре­де­ле­ния. Мы более склон­ны отне­сти боль­шую часть из этой общей сум­мы на долю рабов. Как бы там ни было, ясно одно, что чис­ло рабов срав­ни­тель­но с чис­лом сво­бод­ных граж­дан очень незна­чи­тель­но, так как оно не дости­га­ет при самом широ­ком исчис­ле­нии одной вось­мой и едва ли намно­го пре­вы­ша­ет одну шест­на­дца­тую.

Итак, раб­ский труд повсе­мест­но шел рука об руку с трудом сво­бод­ных, при­чем в более ран­нюю эпо­ху этот послед­ний пре­об­ла­дал над пер­вым: в горо­де он обес­пе­чи­вал потреб­но­сти низ­ших клас­сов, в деревне он делал честь самым ува­жае­мым граж­да­нам. Но вско­ре раб­ство начи­на­ет рас­про­стра­нять­ся. В самом нача­ле рес­пуб­ли­ки его ряды зна­чи­тель­но попол­ни­лись мас­сой граж­дан, разо­рив­ших­ся и спу­стив­ших­ся на низ­шую сту­пень бла­го­да­ря ростов­щи­че­ским про­цен­там, это­му под­та­чи­ваю­ще­му государ­ст­вен­ный орга­низм злу, кото­рое, погло­тив их отцов­ские вла­де­ния и бла­го­при­об­ре­тен­ное иму­ще­ство, начи­на­ло под­би­рать­ся к их телу3. Раб­ство обре­ка­ло на усло­вия еще более суро­вые, из кото­рых не было выхо­да, мас­су жите­лей, насе­ляв­ших Ита­лию, каж­дый раз после тех упор­ных войн, кото­рые в кон­це кон­цов закон­чи­лись под­чи­не­ни­ем полу­ост­ро­ва вла­сти рим­лян. Чис­ло рабов воз­рас­та­ло по мере рас­ши­ре­ния земель­ной соб­ст­вен­но­сти. Оно ста­ло настоль­ко зна­чи­тель­ным, что каз­на сочла воз­мож­ным создать источ­ник дохо­да в виде пяти­про­цент­но­го нало­га, кото­рым обла­га­ла акт отпу­ще­ния на волю4. Но лишь внеш­ние вой­ны, увле­кая рим­лян в объ­я­тия новой циви­ли­за­ции, при­ви­ли им вкус к рос­ко­ши, при­выч­ку к без­де­лью и эту уве­ли­чен­ную потреб­ность в рабах, одно­вре­мен­но облег­чая им воз­мож­ность уве­ли­чить чис­ло послед­них5. Этот новый дух рас­про­стра­ня­ет­ся сре­ди них в ту самую эпо­ху, когда рас­тет и крепнет вели­чие Рима, т. е. с 200 года до н. э. по вто­рой век нашей эры. В этот же пери­од рас­про­стра­ня­ет­ся и при­ни­ма­ет свою окон­ча­тель­ную фор­му раб­ство, тогда же начи­на­ет обна­ру­жи­вать­ся то вли­я­ние, кото­рое оно долж­но было иметь на класс сво­бод­ных и класс рабов. Поэто­му в рам­ках имен­но это­го пери­о­да мы и долж­ны рас­смот­реть вопро­сы, постав­лен­ные выше.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.486
  • 1Дио­ни­сий Гали­кар­насский; IX, 25.
  • 2Дюро-де-ла-Малль (Du­reau de la Mal­le), Рим­ская поли­ти­че­ская эко­но­мия, кн. II, гл. I, т. I, стр. 225.
  • 3Тит Ливий, II, 23: «Уве­ли­чив­ший­ся от про­цен­тов долг спер­ва лишил его отцов­ской и дедов­ской зем­ли, затем и осталь­но­го иму­ще­ства, а нако­нец, точ­но тля, добрал­ся и до тела».
  • 4Тит Ливий, VII, 16: «Мани­лий в лаге­ре под Сут­ри­ем небы­ва­лым спо­со­бом про­вел в три­бут­ных коми­ци­ях закон об упла­те два­дца­той части (5 %) каж­дым, кого отпус­ка­ют на волю».
  • 5«Во вре­ме­на Пуни­че­ских войн Фла­ми­ний под­дер­жал закон, кото­рый запре­щал вся­ко­му сена­то­ру или отцу сена­то­ра вла­деть кораб­лем вме­сти­мо­стью боль­ше чем в 300 амфор — раз­мер, счи­тав­ший­ся доста­точ­ным для пере­воз­ки про­дук­тов из сво­его име­ния в деревне. Этот закон, при­ня­тый очень бла­го­склон­но наро­дом, вызвал край­ний гнев сена­то­ров. Они пере­ста­ли уже счи­тать, что наряду со всем вся­ко­го рода нажи­ва нано­сит бес­че­стие им» (Тит Ливий, XXI, 63).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1421233562 1421233975 1421234216