(A. H. M. Jones)
Конституционное положение Одоакра и Теодериха
© 2015 г. Перевод с английского В. Г. Изосина.
с.126 Моммзен в своих Ostgotische Studien (Ges. Schr. VI, 362 и слл.) изложил теорию, согласно которой Одоакр и Теодерих были королями своих германских приверженцев, но правили римскими подданными как уполномоченные императоров, занимая пост magister militum с совершенно точно определёнными дополнительными полномочиями. Штейн (Bas-Empire II, 116 и слл.) и Энсслин (Theoderich der Grosse) существенно изменили эту теорию, допуская, что Теодерих действовал как король всех своих подданных. Тем не менее, они всё же утверждают, что он был в то же самое время magister militum и его полномочия в определённом отношении были ограничены формальным соглашением с императором. По моему же мнению, Одоакр и Теодерих были самыми обыкновенными королями, занимая такое же положение, как и другие варварские короли.
Общепринятое представление в значительной степени основано на том факте, что консулы, назначенные Одоакром и Теодерихом, были признаны на Востоке. Утверждается, что Зенон и Анастасий должны были формально облечь Одоакра и Теодериха полномочиями по провозглашению консулов и, таким образом, придать им отчасти определённое конституционное положение. Очевидно, что Теодерих жаловал консулат (Cass., Var. VI, 1, «formula consulatus», ср. II, 2—
Вряд ли признание их консулов на Востоке могло быть для Одоакра или Теодериха вопросом большой важности. Лица, которых они назначали, были, естественно, признаны в их собственных королевствах и фактически, как правило, принимались в других варварских королевствах Запада. Вопрос был важен для римских аристократов, желавших фигурировать в фастах как законные консулы, и, несомненно, ими были сенаторы, направлявшиеся королями посланниками в Константинополь, которые продавили этот вопрос и договорились о деловом соглашении, в соответствии с которым они получали дополнительное подтверждение от императора, делавшее их настоящими консулами.
Как известно из Малха, Одоакр предложил Зенону, чтобы последний назначил его патрицием (под этим словом, конечно, имелась в виду должность, занимавшаяся Аэцием, Рицимером и др.) и поручил ему управление Италией (Malchus 10: καὶ δεῖσθαι τοῦ Ζήνωνος πατρικίου τε αὐτῷ ἀποστεῖλαι ἀξίαν καὶ τὴν τῶν Ἰταλῶν τούτῳ ἐφεῖναι διοίκησιν)[1]. Но из этого же отрывка мы знаем, что Зенон отклонил предложение; он, возможно, предоставил Одоакру ранг патриция без должности magister militum (так Штейн понимает слова Малха, καὶ βασίλειον γράμμα περὶ ὧν ἠβούλετο πέμπων τῷ Ὀδοάχῳ πατρίκιον ἐν τούτῳ τῷ γράμματι ἐπωνόμασε[2], в Bas-Empire II, 46—
Свидетельства об Одоакре скудны, но они ценны указанием на то, что он был просто варварским королём, подобным другим варварским королям, присвоившим императорские полномочия и унаследовавшим имперские учреждения. Гораздо больше свидетельств о Теодерихе, и разумно было бы ожидать обнаружения в них каких-то явных указаний на то конституционное положение, которое он, как предполагается, занимал. Согласно господствующему мнению, Аталарих должен был не просто объявить Юстиниану о своём вступлении на престол и попросить о продолжении дружественных отношений, до сих пор преобладавших между его дедом и императором, как он это делает в Cass., Var. VIII, 1. Он, несомненно, должен был просить императора пожаловать ему должность patricius et magister militum и предоставить другие конституционные полномочия, такие, как право назначать магистратов; высказывание «ut amicitiam nobis illis pactis, illis conditionibus concedatis quas cum divae memoriae domno avo nostro inclitos decessores vestros constat habuisse»[4] едва ли может охватывать такой основной вопрос и должно отсылать к обычным договорным отношениям. С другой стороны, если бы готы во время своих переговоров с Велизарием (Proc., BG II, VI) могли процитировать формальное соглашение или грамоту, поручающую Теодериху управление Италией, то они, конечно, сделали бы это.
Об условиях, на которых Зенон одобрил вторжение Теодериха в Италию, в нашем распоряжении имеются только самые неопределённые сведения (Jordanes, Get. 290—
Как только в 490 году Теодерих победил Одоакра, он направил посланника к Зенону «ab eodem sperans vestem se inducere regiam»[7] (Anon. Val. 53). По какой-то причине это посольство не достигло никакого результата. Если моё предыдущее предположение верно, то из него может следовать, что теперь Теодерих отверг те довольно жёсткие условия, на которых ему предложили корону, и что Зенон не желал уступать. Второе посольство было отправлено в 493 году, но Зенон умер в то время, когда оно всё ещё находилось в Константинополе и «Gothi sibi confirmaverunt Theodericum regem, non expectantes iussionem novi principis»[8] (Anon. Val. 57). Вслед за этим Теодерих «privatum habitum suaeque gentis vestitum reponens insigne regii amictus quasi iam Gothorum Romanorumque regnator assumit»[9] (Jordanes, Get. 295). Позже был заключён мир с Анастасием «de praesumptione regni»[10] и император возвратил в Италию «ornamenta palatii»[11], которые Одоакр отослал в Константинополь (Anon. Val. 64).
с.128 Во всём этом нет никакого упоминания о сохранении королевской власти. Поскольку Теодерих уже давно был королём остроготов, под вопросом была, по-видимому (как утверждает Иордан), королевская власть над римлянами. Гипотеза Энсслина о том, что королевский титул Теодериха требовал нового подтверждения, поскольку его изначальные остроготские подданные были теперь усилены другими варварами, неправдоподобна и была отвергнута Штейном. Очевидно, Теодерих желал принять титул от императора, но, будучи не в состоянии получить его на своих собственных условиях, позволил провозгласить его готам. Позже, однако, он добился признания своего положения Анастасием. Похоже, что он придавал особое значение праву носить пурпур, в отличие от Одоакра, который довольствовался одним титулом (Chron. Min. II, 159, «nomenque regis Odovacar adsumpsit cum tamen nec purpura nec regalibus uteretur insignibus»)[12]. Он, по-видимому, использовал имперские регалии, убедив Анастасия возвратить их. Однако он никогда не притязал на титул императора — только короля (Proc., BG I, I, 26, καὶ βασιλέως μὲν τοῦ Ῥωμαίων οὔτε τοῦ σχήματος οὔτε τοῦ ὀνόματος ἐπιβατεῦσαι ἠξίωσεν, ἀλλὰ καὶ ῥὴξ διεβίου καλούμενος)[13].
Таким, по моему мнению, было точное конституционное положение, согласованное между Анастасием и Теодерихом: Италия больше не была частью империи, и Анастасий признал Теодериха её королём. Два римских сенатора, по-видимому, не приняли это положение. В надписи, установленной Цециной Маворцием Василием Децием (Caecina Mavortius Basilius Decius) (ILS 827) Теодерих именуется
Обе надписи должны расцениваться скорее как отражающие принятие римской аристократией желаемого за действительное, чем как официальная конституционная доктрина. Во всех иных документах Теодерих именуется просто королём, и то, что Италия не была, даже в самом формальном смысле, частью империи под властью Теодериха, показывает одно из условий, на которых Юстиниан желал признать Теодата королём, о том, что, когда король публично приветствовался, император должен приветствоваться перед ним, и когда устанавливалась статуя королю, статуя императора должна быть установлена по её правую руку (Proc., BG I, VI, 4—
Гипотеза о том, что Теодерих был одновременно и римским magister militum, основана на двух фактах: он никогда не назначал magister militum, и он использовал как свою собственную службу (officium), которая выглядела так же, как у magister militum. Эти аргументы не очень убедительны. Вполне возможно, что Теодерих воздерживался от предоставления этого титула по политическим мотивам; в Италии magistri были в прошлом всесильными подданными, а он предпочитал держать своих военачальников на подчинённых ролях. Тут явно не было конституционного препятствия, поскольку его преемник Аталарих назначал patricii praesentales (Cass., Var. VIII, 9—
Теодерих, устами Кассиодора, несколько раз упоминает «officium nostrum». Из Var. VI, 13 «formula magistri scrinii quae danda est comitiaco quando permilitat»[16] следует, что представители «officium quod nostris iussionibus speciali sollicitudine famulatum est»[17] назывались comitiaci. Согласно II, 28, любой «ex principe nostri officii» получает при выходе в отставку comitiva primi ordinis с рангом spectabilis. Из VII, 21—
Эти данные лучше всего соответствуют гипотезе, согласно которой «officium nostrum» была officium (службой) с.129 magister militum praesentalis. Его officium возглавлял princeps (Not. Dig. Occ. V, 276; VI, 87). В неё входили scriniarii (подразумеваемые под primiscrinius в Occ. VI, 89; ср. Or. V, 72; VI, 75; VIII, 59; IX, 54; и Joh. Lydus, de mag. III, 57; τοῖς δὲ τῆς στρατηγίδος ἀρχῆς σκρινιαρίοις συναριθμούμενος[18]). Из неё откомандировывались principes в officia (службы) comites rei militaris и duces (Not. Dig. Occ. XXV, 38; XXVI, 22, etc.). Титул comitiacus представляется соответствующим должности magister militum, который часто был известен, особенно на Западе, просто как comes; согласно Joh. Lydus, de mag. II, 7, на Востоке также οἱ μὲν γὰρ λεγόμενοι στρατηλάται τὴν τῶν κομίτων ἔχουσιν ἐκ τῆς ἀρχαιότητος καὶ μόνην τιμήν· ταύτῃ καὶ κομιτιανοὺς τοὺς δευτεροστρατηλατιανοὺς ἡ παλαιότης οἶδε[19].
Конституционное значение этого факта, однако, не вполне очевидно. Одоакр, несомненно, унаследовал officium (службу) magister praesentalis с тех пор, как стал de facto главнокомандующим, и Теодерих, вполне возможно, последовал его примеру, находясь в таком же положении; или же возможно, что он привёл свою собственную officium (службу) magister militum с собой, когда вторгся в Италию, и сохранил её. В любом случае, использование этой officium как своего личного штаба было вопросом административного удобства, а не конституционного права.
Кроме того, предполагается, что в «капитуляциях», которыми Теодерих был уполномочен управлять Италией, были установлены два ограничения его полномочий. Во-первых, он не был уполномочен принимать leges, но только, подобно префекту претория, издавать edicta. Верно, что Теодерих действительно называл свои законы edicta, но это было, вероятно, лишь вопросом политики. Вскоре после его признания Анастасием Теодерих сделал объявление сенату и народу, в котором «se omnia deo iuvante quod retro principes Romani ordinaverunt inviolabiliter servaturum promittit»[20] (Anon. Val. 66). Позже готы утверждали (Proc., BG II, VI, 17), что οὕτω τοίνυν παραλαβόντες τὴν τῆς Ἰταλίας ἀρχὴν τούς τε νόμους καὶ τὴν πολιτείαν διεσωσάμεθα τῶν πώποτε βεβασιλευκότων οὐδενὸς ἧσσον, καὶ Θευδερίχου μὲν ἤ ἄλλου ὁτουοῦν διαδεξαμένου τὸ Γότθων κράτος νόμος τὸ παράπαν οὐδεὶς οὐκ ἐν γράμμασιν, οὐκ ἄγραφός ἐστι[21]. Нет, кажется, никаких причин для сомнений в том, что поступок Теодериха был, как утверждается, добровольной уступкой, предназначенной для того, чтобы успокоить и расположить к себе римлян.
Второе предполагаемое ограничение состояло в том, что Теодерих не был уполномочен предоставлять римское гражданство готам, и a fortiori (тем более) назначать их на римские должности или возводить в сенаторы, патриции или консулы: поскольку Теодерих обычно назначал готов comites rei militaris и duces, эти должности, хотя они сопровождались римскими рангами illustris и spectabilis, теоретически не рассматривались как «римские», как и comitiva patrimonii, на которую также иногда назначались готы. Верно, что Теодерих не назначал готов консулами, кроме своего зятя Евтариха, и что он, как известно, не сделал ни одного гота патрицием: Аталарих, однако, пожаловал этот титул Тулуину (Cass., Var. VIII, 9). Тулуин занял место в сенате (Cass., Var. VIII, 10—
Верно, что Теодерих действительно сохранил гражданские должности (кроме comitiva patrimonii, которая была нововведением) за римлянами, и готы позже предъявляли как свидетельство их доброго правления в Италии то, что римляне «продолжали занимать все должности в государстве, и никто из готов не имел в них участия» (Proc., BG II, VI, 19). Однако нет никаких свидетельств того, что это не было просто вопросом политики. Все германские короли беспрепятственно допускали римлян к гражданским должностям, отчасти потому, что они были единственными, кто был способен выполнять эти функции, отчасти, несомненно, для умиротворения общественного мнения.
Я мог бы в таком случае утверждать, что Теодерих вторгся в Италию как patricius et magister militum praesentalis Зенона, но в 493 году, победив Одоакра, оставил эту должность и был самостоятельно провозглашён готами королём (Италии) (в Anon. Val. 49—
Особенность положения Теодериха была, как я считаю, не результатом какого-либо формального соглашения между ним и императором, но плодом отчасти его личной политики, отчасти его исключительного положения как правителя Рима и Италии. Из всех наших источников очевидно, что он испытывал глубокое и подлинное уважение и восхищение римской civilitas, и что он приложил все усилия, чтобы сохранить её и привить такое же отношение готам. Но даже если это не было его личным предпочтением, его практическое положение весьма отличалось от положения других варварских королей. Вандалы, вестготы, бургунды и франки заняли окраинные диоцезы империи. Они унаследовали лишь провинциальную администрацию и среди их подданных было относительно немного сенаторов. Теодерих, а перед ним Одоакр, унаследовали центральное правительство империи и сам Рим с его сенатом. В то время, как другие варварские короли импровизировали с центральными правительствами своего собственного изготовления, Одоакр и Теодерих, пусть лишь в силу инерции, сохраняли старинные должности имперского comitatus и префектуры претория. Другим королям не нужно было осторожничать для того, чтобы умиротворить разрозненные сенаторские семейства, проживавшие в их владениях. Эти сенаторские семьи сохранили, это верно, большой социальный престиж, и их члены часто привлекались королями на высокие должности. Однако они не составляли привилегированного сословия. Примечательно, что в Breviarium Алариха едва ли были сохранены какие-либо законы о привилегиях, почестях и первенстве сенаторов. Сенаторы фактически упомянуты только три раза в interpretationes. В Cod. Theod. II, XXXIII, 3 и 4 сенаторам запрещается взимать более чем 6-процентные выплаты по ссудам, и в Marcian, Nov. V им разрешается жениться на женщинах низкого звания. В Cod. Theod. IX, XL, 10, где оригинальный закон предоставляет юрисдикционную привилегию «senatorii ordinis viri», interpretatio изменяет эту фразу на «maiores personae aut alicuius dignitatis viri».
С другой стороны, Одоакр и Теодерих находились перед лицом большей части сенаторского сословия, включая его самые древние и богатые семьи, и перед самим сенатом, с его сильной корпоративной традицией. В сложившейся ситуации совсем не удивительно, что они должны были проявлять внимательность в предоставлении сенаторам должностей и почестей, которые те так высоко ценили, тщательно соблюдать протокол, которому они придавали такое значение, рассматривать сенат как уважаемую корпорацию, и вообще избегать любого ненужного нарушения существующего порядка.