(J. B. Bury)
Юста Грата Гонория
© 2015 г. Перевод с английского В. Г. Изосина.
с.1 В переломный период европейской истории принцесса из дома Феодосия сыграла краткую, но заметную и возмутительную роль. Отношения с Аттилой обеспечили скандальную славу принцессе Гонории, которая иначе была бы для нас всего лишь простым именем, таким же, как её кузины Аркадия и Марина; её действия, если и не изменили основного хода событий, определяли политику короля гуннов в течение трёх решающих лет. Однако подлинные факты этого необычайно интересного события были сокрыты, как я надеюсь доказать, любопытной ошибкой в одном из наших источников. Гонория не может быть определена ни как извращённая или романтичная школьница, ни как, по Моммзену, «распутная принцесса» («eine lüderliche Prinzessin»).
Юста Грата Гонория была дочерью Галлы Плацидии и Констанция III, и в предположениях о её характере мы должны принимать во внимание те качества, которые она могла унаследовать от своих родителей. Юность Галлы Плацидии была весьма бурной. Она была и оставалась женщиной с сильным характером. Подростком она голосовала за казнь — более походившую на узаконенное убийство — своей кузины Серены в Риме. Уведённая в плен готами, она вышла замуж за варвара Атаульфа, к крайнему неудовольствию её брата Гонория; союз, который в Константинополе был расценён как вопиющий скандал, «утрата белизны», как сказал современник о достоинстве римского государства, усугублявший позор захвата Рима Аларихом. Она родила готу сына и была оскорблена его преемником. Впоследствии о её ранних приключениях забыли. Более десятилетия она верховной властью правила Западом, и хронист, делая запись о её смерти и помня только её искусство регента и безукоризненное благочестие, мог говорить о безупречной жизни.
Возвращённая Равенне королём Валией (416 г. н. э.), она неохотно вышла замуж за своего поклонника Констанция, магистра обеих милиций и фактического правителя государства, в январе 417 года, когда тот вступил в своё второе консульство. Юста Грата Гонория была старшим ребёнком от этого брака. Юста и Грата были именами тёток Плацидии1, двух сестёр её матери Галлы, дочери Валентиниана I и второй жены Феодосия. Дата её рождения не зафиксирована; но поскольку второй ребёнок, Плацид Валентиниан, родился 3 июля 419 года, мы можем обозначить эту дату между октябрем 417 года и сентябрем 418 года. Императора Гонория убедили кооптировать с.2 Констанция в свои коллеги 8 февраля 421 года, а Плацидия в это же время получила титул августы. Из описания, которое современный событиям историк Олимпиодор дает Констанцию, он, несомненно, был человеком необычного характера. В течение семи месяцев правления он скорее терпел имперское достоинство, а не наслаждался им; связанные с этим достоинством ограничения раздражали его; он больше не был волен вести себя так, как ему хотелось. Умер Констанций 2 сентября 421 года.
Присвоенный Плацидии и её мужу ранг августов, и титул nobilissimus, которого был удостоен их сын Валентиниан, не были признаны правящим в Константинополе коллегой Гонория, его племянником Феодосием II. Трудно сказать, было ли такое отношение вызвано личным предубеждением против вдовы Атаульфа или неким замыслом Феодосия со временем распространить собственную власть на западную часть империи после смерти Гонория.
Видимо, после смерти Констанция Плацидия имела неограниченное влияние на своего глуповатого сводного брата, но за близкими отношениями последовало отчуждение, которое привело к открытому разрыву. У нас есть лишь неясные намёки относительно интриг, которые происходили при дворе, но в результате Равенна разделилась на фракции приверженцев императора и приверженцев императрицы, и имели место уличные столкновения2. Я думаю, следует связать этот разрыв со ссорой между Кастином, преемником Констанция на посту магистра обеих милиций, и Бонифацием, офицером, впоследствии сыгравшим столь видную и неоднозначную роль в делах Африки. Кастин отправился в Испанию для воспрепятствования опустошениям вандалов и приказал Бонифацию его сопровождать. Бонифаций отказался и отплыл в Африку (422 г.)3. Теперь Бонифаций стал твёрдым приверженцем Плацидии, а Кастин, как показали последующие события, не был её другом. Мы можем обоснованно полагать, что именно из-за влияния Кастина Плацидия и её дети были вынуждены, в конце концов, покинуть дворец (423 г.). Обвинение против неё заключалось в том, что она призывала врагов на помощь против своего брата4. Это вполне вероятно и, если это верно, этими врагами были, скорее всего, визиготы, в то время обосновавшиеся в южной Аквитании. Бонифаций снабдил её деньгами, дав возможность добраться до Константинополя. Должно быть, эта поездка была одним из самых ранних впечатлений Гонории, которой было тогда пять или шесть лет.
Если Феодосий и имел предубеждения против своей тётки, то она их преодолела. Она была гостеприимно принята; её ранг августы признан; признана законность императорского статуса её мужа; в её честь выпущены памятные монеты, о которых подробнее будет сказано ниже. Но важнее всего то, что когда Гонорий умер с.3 (27 августа) спустя несколько месяцев после её прибытия, и малоизвестный чиновник Иоанн был поставлен императором в Равенне, Феодосий решил поддержать притязания её сына.
Можно считать бесспорным, что Иоанн не мог принять пурпур без поддержки, открытой или тайной, военного магистра Кастина, и мы определённо знаем, что Кастин этому способствовал. Тиран не был признан в Риме и, вероятно, имел немного сторонников вне Равенны и армии, которую контролировал Кастин. Лишь ближе к концу 424 года войска Востока, которыми командовали Ардабурий и Аспар, отправились восстанавливать власть Феодосия в Италии. Плацидия с детьми следовали с ними, в сопровождении магистра оффиций Гелиона, и когда в Фессалонике Валентиниан был провозглашён цезарем, Гелион действовал за императора5. Достигнув Салоны, войско разделилось: Ардабурий с пехотой грузился на суда и пересекал Адриатику, Аспар с кавалерией продолжал путь на Аквилею. Можно было бы предположить, что наиболее естественным поведением для императорской партии было предпринять морскую поездку и пребывать в лояльном Риме до исхода борьбы. В действительности же они отправились с Аспаром в Аквилею. Но я предполагаю, что настоящим намерением был другой план. Известно, что однажды Плацидия с детьми перенесла кораблекрушение. Возможно, это случилось на пути в Константинополь в 423 году. Однако представляется более вероятным, что это случилось при возвращении в Италию, поскольку известно, что тогда произошла буря. Я предполагаю, что Плацидия взошла на корабль в Салоне, и что та самая буря, которая сокрушила транспорты Ардабурия, отогнала её судно назад и выбросила его на далматинское побережье. Спасённая от смерти, она не ждала спокойной погоды, чтобы снова соблазниться морем, но последовала за Аспаром к Аквилее. Нам известно об этом происшествии из того факта, что в минуту опасности она дала св. Иоанну Евангелисту обет, во исполнение которого построила базилику в Равенне. Посвятительная надпись сохранена Агнеллом6:
Было бы неуместно обсуждать здесь скудные подробности, свидетельствующие о тех действиях, которые привели к казни Иоанна и осуждению Кастина к изгнанию (сентябрь 425 г.). Когда её дело было выиграно, Плацидия поспешила с детьми в Рим, и 23 октября Валентиниан был увенчан титулом августа; Гелион вновь занял место Феодосия при проведении церемонии.
Представляется почти бесспорным, что Гонория была провозглашена августой в то же самое время или чуть позже. Доказательства того, что она носила с.4 этот титул, заключаются в вышеприведённой и других надписях, а также её монетах. Надпись предполагает, что ранг августы был присвоен ей в течение нескольких лет после 425 года, поскольку можно обоснованно предположить, что Плацидия не откладывала чрезмерно выполнение своего обета св. Иоанну. Однако монеты предполагают дату, наиболее близкую к возвышению Валентиниана.
Из золотых солидов Гонории7 у нас есть экземпляры двух типов и, вероятно, другие никогда не выпускались. Оба типа чеканились в Равенне. Их аверсы с бюстом и легендой DN IVST GRAT HONORIA PF AVG сходны. Реверс типа 1 имеет легенду BONO REIPVBLICAE и звезду в поле, что соответствует подобной монете Галлы Плацидии. Тип 2 — монета, посвящённая 20-летию с легендой VOT XX MVLT XXX, соответствующая подобным монетам Плацидии, чеканившимся в Равенне, Риме и Аквилее.
На первый взгляд можно было бы предположить, что тип 2 должен относиться к 20-летию Валентиниана. У нас нет свидетельств об этом праздновании и, странное дело, нет никаких посвящённых 20-летию монет как самого Валентиниана (хотя существуют посвящённые 10-летию и 30-летию), так и его жены Лицинии Евдоксии. Едва ли можно считать, что он пропустил празднование своего 20-летия. Эту проблему, однако, можно отставить в сторону, поскольку есть другие причины обращения монет Гонории и Плацидии, которые говорят о 20-летии Феодосия II.
В блестящей статье8, в которой он решил сбивавший с толку Сабатье (Sabatier) и Коэна (Cohen) вопрос различения монет старшей и младшей Евдоксий, де Салис (de Salis) подробно рассмотрел проблему 20-летия Феодосия. Надлежащим годом празднования был 422 и, поскольку нет особой причины предполагать досрочное празднование (хотя де Салис предлагает 420 год), мы можем датировать этим годом солиды DN THEODOSIUS PF AVG, AEL PVLCHERIA AVG и DN HONORIUS PF AVG с одинаковым типом реверса со стоящей Викторией, держащей крест, и легендой, посвящённой 20-летию. В январе 423 года афинская жена Феодосия была провозглашена августой и этим же годом мы можем атрибутировать её монеты (AEL EVDOCIA AVG) из той же серии. В том же году Плацидия достигла Константинополя и приветственные монеты того же типа были выпущены и для неё (AEL PLACIDIA AVG)9 в 423 или 424 году. Монеты Евдокии и Плацидии отличались от других наличием звезды в поле.
Сейчас италийские монеты Плацидии и Гонории с подобным реверсом невозможно отделить от этой группы. Де Салис приходит к заключению, что они — копии константинопольских солидов, «как очевидно из того с.5 факта, что звезда, появляющаяся на восточных монетах замужних или овдовевших императриц Евдокии и Плацидии, повторена на италийских имитациях последней, но не на таковых её не состоящей в браке дочери, которые скопированы с монет Пульхерии». Следует, однако, заметить, что монеты Плацидии этого типа были также выпущены в Равенне без звезды; экземпляр есть в Британском музее.
Из аргументов де Салис, видимо, следует, что эти монеты вряд ли могли быть выпущены намного позже 425—
Кроме солидов у нас есть золотой семисс и мелкая серебряная монета Гонории с легендой SALVS REIPVBLICAE, которая указывает на дату до 437 года, когда состоялся брак Валентиниана, также и монеты Пульхерии с такой легендой должны быть датированы до брака Феодосия. Едва ли можно сомневаться в том, что солиды BONO REIPVBLICAE Гонории и её матери также выпущены до 437 года. Нет никаких подобных монет жены Валентиниана.
В конце 425 года Гонория была не старше восьми лет. Нововведением было даровать диадему принцессе-ребёнку, и мне неизвестно, чтобы такое часто повторялось. Пульхерия стала августой лишь будучи достаточно взрослой для того, чтобы действовать в качестве регента своего брата. Но, вероятно, именно регентство Пульхерии подсказало Феодосию и Плацидии (а возможно, и самой Пульхерии), которые, должно быть, согласовали этот вопрос заранее, что в случае, если какое-нибудь несчастье произойдёт с матерью прежде, чем завершится несовершеннолетие Валентиниана, было бы весьма удобно, если бы его старшая сестра уже являлась августой, чтобы стать регентом вместо матери. В таком случае её престиж был бы выше, если бы она с самого начала была равна с императором и регентом в том, что касается ранга августа10.
Лицо в профиль на монетах Гонории не может дать представления о её внешности. Посвящённая 20-летнему юбилею монета изображает не ребёнка восьми лет, а взрослую женщину. Есть фамильное сходство между головами на монетах других дам дома Феодосия11, включая жён Аркадия и Феодосия II, которые не имели кровного родства с Феодосием. Они не могут быть приняты в качестве портретов. Поменяйте имена — и трудно будет различить их. Лица не дают ключа для разгадки отличий монет Евдоксий.
В 434 году, когда ей было шестнадцать, самое большее семнадцать лет, Гонория, согласно хронике Марцеллина, совершила тот опрометчивый поступок, который предрешил её судьбу и увековечил её имя. Этот автор, составивший свой труд в Константинополе в начале шестого с.6 столетия, утверждает, что второго индикта, в консульство Ареобинда и Аспара [= 434 г.]:
О том, насколько содержание этого сообщения соответствует действительности, нам говорят два главных факта, которые наиболее полно известны от современного событиям историка Приска. Его важность заключается в дате, которая, на первый взгляд, совершенно несовместима с рассказом, изложенным во фрагментах Приска и у авторов, опиравшихся на него. Этот рассказ предполагает, что эпизод отношений Гонории с Аттилой начался в
Были применены два способа для преодоления этого несоответствия. Тиллемон (Tillemont)12 просто принял называемую Марцеллином дату обращения к Аттиле, который в 434 году только что наследовал трон, и попытался преодолеть хронологический разрыв, утверждая, что «Гонория не прекратила настойчиво побуждать Аттилу против своего брата» («Honorie ne cessa point de solliciter Attila contre son frère»), — предположение, не имеющее никаких оснований13.
Гиббон полагал, что приключения Гонории не могут «быть ни последовательными, ни правдоподобными», если принять хронологию Марцеллина без изменений; что нельзя пренебречь очевидным подтекстом Приска о том, что Гонория обратилась к Аттиле незадолго до гуннского вторжения в Галлию. Но он не был готов и отказаться от даты Марцеллина. Гиббон принял
Однако такое решение недопустимо. Оба этих случая находятся в близкой временной связи не только у Марцеллина, но и, как мы увидим, в другом, более важном источнике (у Иоанна Антиохийского), который не был известен Гиббону, но был известен Моммзену. Хронисты иногда соединяют под одним годом связанные между собой события, относящиеся к двум смежным годам, но я не знаю примера соединения событий, разделённых с.7 четырнадцатью или пятнадцатью годами. Если мы вообще принимаем дату Марцеллина, мы должны принять её безоговорочно и полностью вместе с Тиллемоном. Но истина в том, что это совершенно неверно, и это можно доказать.
Первое имеющееся у нас упоминание о Гонории, достигшей возраста женственности, весьма отличается от опозоренной принцессы. Она немногим старше двадцати лет; её брат женат и уже имеет двух дочерей. Года их рождений не зафиксированы, но могут быть установлены в достаточно узких пределах. Поскольку известно, что младшая дочь, Плацидия, вышла замуж за Олибрия непосредственно перед тем, как Гейзерих увёл обоих в Карфаген вместе с их матерью летом 455 года16, то мы вряд ли можем отнести её рождение позже, чем к 440 году, и вероятно, что старшая дочь Евдокия родилась в 438 году, а Плацидия в 439 или в 440 году. Именно тогда, не ранее 440 года, возможно, в 441 или в 442 году, семейная группа, включая младенца Плацидию, была описана придворным поэтом Меробавдом17. Бо́льшая часть поэмы сохранилась и содержит следующее описание императорской семьи:
5 | ipse micans tecti medium cum coniuge princeps lucida ceu summi possidet astra poli terrarum veneranda salus; pro praeside nostro amissas subito flet novus exul opes; cui natura dedit, victoria reddidit orbem, |
10 | claraque longinquos praebuit aula toros. hic ubi sacra parens placidi18 petit oscula nati Castalium credas cum genetrice deum. cum soror adsistit, nitidae candentia lunae sidera fraterna luce micare putes; |
15 | si coniux aderit, dicas Nereia Pelei Haemonio Thetidos foedera iuncta toro. hac etiam de prole licet sperare nepotem cui Larisa suum conferat una virum19. en nova iam suboles quae vix modo missa sub <auras> |
20 | mystica iam tenero pectore sacra gerit vagitu confessa deum; sentire putares, mollia sic tremolo moverat ora sono[3]. |
Согласно Фольмеру (Vollmer), в целом поэма прославляет крещение Плацидии во дворце Равенны. Он, конечно, неправ. Мне кажется вполне очевидным, что поэт описывает мозаичное украшение с.8 комнаты во дворце, созданное вскоре после рождения Плацидии20. Валентиниан с Евдоксией был изображён в центре свода (ст. 5), а вокруг находились различные сцены из его жизни. В одном месте:
pro praeside nostro amissas subito flet novus exul opes. |
Одних этих слов было бы достаточно, чтобы показать, что мы имеем дело с художественным изображением, и удивительно, как издателю удалось неверно их истолковать. Он полагает, что novus exul относится к тирану Иоанну, а praeside nostro — к Валентиниану21, и предполагает, что Меробавд мог воображать, будто Иоанн, казнённый в 425 году, был жив в 439—
Другие сцены изображали императора с матерью (ст. 11) и сестрой (ст. 13); ребёнка Евдокию (ст. 17: hac — указательное местоимение, как и hic в ст. 11), чья помолвка с Гунерихом здесь подразумевается (vir Ларисы — Посейдон, а у вандалов имелся флот); и новорождённую Плацидию (возможно, её крещение). Однако сейчас нас интересуют строки 13—
Гонория унаследовала своенравие и честолюбие своей матери наряду с характером отца, которого раздражали условности. Она обладала более сильным характером, чем её праздный брат, никчемный сибарит, и она, естественно, с.9 осознавала своё интеллектуальное превосходство. Мы понимаем, что, поскольку подрастали её племянницы и их значимость начинала затмевать её собственную, она чувствовала перемену в положении, занимаемом ею с юных лет, когда она была так дорога для государства (salus reipublicae), и с ужасом ожидала наступления той скучной жизни, в которой ей навсегда будет отведена незначительная роль. В 449 году её недовольство вылилось в действие.
История её поступка была рассказана Приском, лучшим и самым высокопоставленным историком пятого века, наиболее точно осведомлённым во всех связанных с гуннами вопросах. У нас имеются: 1) два фрагмента его работы, относящихся к этому эпизоду24; 2) рассказ Иоанна Антиохийского о действиях Гонории, являющийся переложением (возможно, почти дословным, хотя вряд ли полным) сообщения Приска25; и 3) два отрывка из Иордана, отчасти, хотя и не непосредственно, основанные на его рассказе26. Из них выясняется следующая история.
Гонория (как и сёстры Феодосия) располагала отдельным штатом прислуги для собственных нужд, несомненно, в пределах равеннского дворца, и управляющего или дворецкого для руководства им27. Звали этого делового человека Евгений и с ним была у неё любовная интрига. Это раскрылось28. Любовник был предан смерти, а Гонория изгнана из дворца и обручена (κατεγγυᾶται) с неким Геркуланом, весьма почтенным сенатором, готовым жениться на принцессе с запятнанной репутацией. Он отождествляется с Флавием Бассом Геркуланом (Flavius Bassus Herculanus), который впоследствии стал консулом (в 452 году) и должен был быть, следовательно, человеком состоятельным. Такой выбор был сделан потому, что он был человеком достопочтенным и надёжным, на него можно было положиться в том, что он не поддастся попыткам жены втянуть его в честолюбивые или революционные замыслы29.
Идея этого союза была ненавистна Гонории, и она послала доверенного слугу, евнуха по имени Гиацинт, с суммой денег и кольцом, к Аттиле, прося его помощи против брата. Аттила горячо поддержал её дело. Он объявил её своей невестой и потребовал передачи ей половины территории, которой правил Валентиниан30. В то же время он готовился к вторжению в западные провинции. Кажется, что сначала он направил свои требования и угрозы Феодосию. Это было весной с.10 или летом 450 года. Феодосий незамедлительно написал своему коллеге и, очевидно, советовал ему предотвратить серьёзную опасность гуннского вторжения, уступив Гонорию31. Валентиниан был в ярости. Подробности изменнических сношений с гунном были вырваны у Гиацинта под пыткой прежде, чем он был обезглавлен. Жизнь Гонории была пощажена только благодаря заступничеству матери32. Аттила, когда услышал о таком обращении с ней, отправил посольство в Равенну, чтобы оправдать её: она не сделала ничего плохого, была обручена с ним, и он явится, чтобы реализовать её право на долю императорской власти. Более того, собираясь в поход на Рейн в начале 451 года, он направил второе посольство с требованием её выдачи, и дал своим посланникам кольцо, чтобы показать его в доказательство обручения. В качестве её защитника он вторгся в следующем году в Италию и, когда он отступал, то угрожал, что совершит и худшие дела, если августа и её законное наследство не будут ему переданы. Следовательно, она была жива в 452 году.
Такова в общих чертах эта история. Если бы у нас был оригинальный текст Приска на всём протяжении этой истории, она, вероятно, была бы яснее и полнее. Но относительно времени этих событий нет никакой неопределённости. Они бесспорно фиксируются в 449—
Следует отметить, что отсутствует сообщение о позорной ссылке Гонории в Константинополь. Мы видели, что об этом было заявлено Марцеллином, а также Иорданом. Приск, как нам известно, был опосредованно источником для Иордана и, таким образом, можно предположить, что по данному вопросу Приск подтверждает Марцеллина и что изгнание в Константинополь — установленный факт. Но такое изгнание явно противоречит рассказу Приска, подразумевающему, что Гонория находилась в Италии, а не в Константинополе, когда её виновность была раскрыта Феодосию посланниками Аттилы; поэтому Приск не был источником этого сообщения Марцеллина. Нам известно по другим основаниям, что Иордан использовал Марцеллина и возможно, что его in Constantinopolim Theodosio principi destinata est[4]33 было взято из Theodosio principi de Italia transmissa[5] хрониста. Мы можем лишь отвергнуть это сообщение Марцеллина; если бы оно было правдой, с.11 Приск не мог бы не упомянуть об этом, не мог бы рассказать историю таким образом, который его исключает34.
Теперь мы можем посмотреть на Гонорию и её поведение в новом свете. Её дерзкие поступки были совершены, когда она была женщиной лет за тридцать, а не девушкой шестнадцати лет. Её мотивом была не распутная страсть, а политические амбиции. Это проявляется вполне ясно в источнике. Именно с расчётом на императорский трон отдалась она Евгению; он должен был стать её орудием в заговоре с целью свержения Валентиниана, которого она ненавидела и презирала35. Не будь измена подоплёкой, будь этот случай всего лишь неосмотрительным поступком, скандал можно было бы легко замять, позволив ей выйти замуж за своего любовника. Перспектива союза с почтенным Геркуланом была невыносима для женщины с её характером, и она была готова привести в движение Ахерон.
Мы можем догадываться, что мысль просить Аттилу о помощи была вдохновлена ей примером её матери. Когда Плацидия, склонная к тому, чтобы захватить бразды правления, смертельно поссорилась с Гонорием, она была обвинена в призыве врага вмешаться против своего брата. Теперь её дочь взывала к Аттиле против своего36. Это была лишь просьба о помощи (ἐς ἐπικουρίαν ἐπικαλεσαμένης)[6] в избавлении её от власти брата и предотвращении ужасного брака. Она послала деньги — ей было известно о его алчности; она послала и своё кольцо. Однако кольцо было предназначено лишь для того, чтобы убедить его в подлинности сообщения (πιστουμένη τὸν βάρβαρον)[7]; он же истолковал его как предложение брака. Она обязана воображению Иордана (или, скорее, Кассиодора?) тем, что ей приписали возбуждение желания у варвара, которого она никогда не видела.
Гиацинт вернулся и, должно быть, принёс сообщение от Аттилы, обещание поддержать её дело при условии, что она станет его женой. Это был выбор между Геркуланом, почтенным заурядным италийцем, и королём, который в тот момент был самым могущественным властелином в Европе. Могла ли она колебаться? Аттила был варваром. Но разве её мать не вышла замуж за гота и разве её племянница Евдокия не была обручена с сыном вандальского короля? Всё же эти германцы были христианами, а Аттила был язычником. Да, но Атаульф и Гунерих были арианами, и настолько ли арианин лучше? Но гунн? Семьюдесятью годами ранее это вызвало бы отторжение, но в течение двух поколений гунны в Европе во многих отношениях полугерманизировались; Аттила — германское имя. Единственное различие, которое действительно имело значение с точки зрения Гонории — то, с.12 что гунн был многоженцем. Жить за Дунаем в качестве самой благородной дамы его гарема — такая судьба не могла бы её привлечь. Но это и не было её программой. Её первоначальный план был, вероятно, направлен на низложение её брата и правление вместо него с Евгением; политика Аттилы, которую она теперь должна была поддерживать — насколько мы можем допустить, что она её приняла — заключалась в том, чтобы разделить империю с Валентинианом; Галлия, которой он желал, станет долей Гонории. Тогда она будет править в Галлии как императрица вместе с Аттилой; не могло быть и речи о ссылке в его задунайские хижины, его власть и авторитет в Галлии будут зависеть от неё, законной императрицы из дома Феодосия. Женщина с её характером вряд ли стала бы опасаться, что не сможет управлять варваром.
Вмешательство Аттилы изъяло дело из рук Гонории. Ей оставалось только ждать — она, несомненно, находилась под строгим надзором — и молиться за его успех. Эти замыслы был расстроены сначала предприимчивостью Аэция, затем чумой и, наконец, внезапной смертью Аттилы. В 451 году он мог бы стать хозяином Галлии, если бы Аэцию не удалось, с трудом и в последний момент, мобилизовать визиготов. В 452 году Италия зависела от его милости, и если бы в его лагере не вспыхнула эпидемия (что, конечно, и было причиной его отступления), он мог бы заставить Валентиниана уступить Гонорию. В 453 году только смерть помешала ему явиться вновь, и тогда он вполне мог бы достичь успеха. В течение этих лет, хотя её положение было унизительным, жизнь Гонории нельзя было бы назвать серой.
После 452 года мы больше не слышим о ней. Была ли она вынуждена выйти замуж за Геркулана? Пережила ли она убийство semivir amens[8], которого ненавидела? Есть одно слово, которое можно счесть предвестием. Записав, что её спасли мольбы матери, Иоанн Антиохийский заканчивает рассказ о ней такими словами: οὕτως μὲν οὖν Ὁνωρία τότε τῆς… ἀπελύετο, где выпало κολάσεως или что-то в том же роде[9]. Но τότε [«в этом случае» —
Наше исследование показало, что общепринятое представление о Гонории, как о распутной девице, которая не могла обуздать свои порочные инстинкты, взывала к Аттиле «в погоне за любовью» или, в лучшем случае, местью, проявив при этом разум ребёнка, играющего с огнём, — что такая точка зрения не может быть поддержана. Я почти не сомневаюсь в том, что начало такому взгляду было положено Кассиодором; скандал предоставил ему желанную возможность оклеветать даму из дома Феодосия. От него это перешло к Иордану: prorsus indignum facinus ut licentiam libidinis malo publico compararet[10]. Современные историки добросовестно следовали этому примеру, и неверная дата Марцеллина способствовала поддержанию заблуждения. Любовь — во всём, что нам известно — возможно, и сыграла некоторую роль; но, если это и так, была лишь дополнением. Её мотивом было честолюбие, а не распущенность; её преступление было политическим. Вместо вульгарной и довольно-таки несуразной юной дамы, роль которой она до сих пор выполняла, она с.13 выступает как интересная и важная фигура. Однажды я согласился с общим мнением, что Аттила использовал Гонорию лишь как дипломатический предлог. Дальнейшее изучение ситуации показало мне, что она была не предлогом, она была ключом к его политике. Никто не сожалеет о крушении планов Аттилы, но симпатии могут быть на стороне Гонории, а не Валентиниана.
Я возвращаюсь к злополучной дате в хронике Марцеллина. Не всегда возможно, когда вы выявляете ошибку, объяснить её, но куда лучше, если вы можете это сделать. Эта ошибка допускает достаточно простое объяснение. Мы должны лишь предположить, что Марцеллин обнаружил в своём источнике дело Евгения правильно датированным, как произошедшее во II индикте (т. е. в 449 г.). Его хроника велась по индиктам37, так что он должным образом записал это событие под II индиктом, но по невнимательности выбрал II индикт предыдущего цикла (т. е. 434 г.). То, что между правильной и ошибочной датами разница ровно в пятнадцать лет — больше, чем простая случайность.
ПРИМЕЧАНИЯ
— incumbit foribus pictae Concordia mensae
(над дверями за расписным столом возлежит Конкордия) (Пер. с лат. В. Г. Изосина). |
5 | Сам блистательный император с супругой занимают середину свода, словно яркие звёзды на высоком небосводе, спасение преклоняющегося мира; перед нашим защитником новый изгнанник оплакивает внезапно утраченное богатство; победа возвратила мир тому, кому его дала природа, |
10 | и знаменитый двор предлагает брак издалека. Здесь, где священная мать ищет поцелуев безмятежного сына, ты бы поверил, что это кастальский бог со своей родительницей. Когда его сестра стоит рядом, ты бы решил, что сияющее светило ясной луны блистает светом брата; |
15 | Будь здесь её муж, ты бы сказал, что это вступление в брак нереиды Фетиды с фессалийцем Пелеем. От этого ребёнка также можно надеяться на внука, которого одна лишь Лариса могла бы сравнить со своим мужем. И посмотри! новорождённое дитя, которое, едва лишь было ниспослано в этот мир, |
20 | уже несёт сокровенные обряды в своём нежном сердце, исповедуя бога своим писком; ты бы решил, что она понимает, так волновал нежные уста дрожащий голос. (Пер. с лат. В. Г. Изосина). |