От редакции
(к поэме Лукана «Фарсалия, или поэма о гражданской войне»)
Репринтное воспроизведение текста издания 1951 г.
с.249 В кровопролитной битве, развернувшейся в 48 г. до н. э. на полях Фарсалии, фессалийского города северной части древней Греции, закончилась борьба Цезаря и Помпея полным поражением последнего. Для современников это была борьба двух больших политических деятелей за власть; в действительности же сражение под Фарсалом являлось столкновением двух враждебных сил, политической гранью, отделявшей старый сенатский Рим от нового, «императорского». Республиканский принцип, уходивший в историю, сменялся отныне принципом монархическим, диктатурой Цезаря. В Фарсальской битве искали выхода те внутренние противоречия, какие задолго до того обозначились в Римском государстве. Уже давно боролись друг против друга две силы, обнаружившиеся впервые со всей определенностью к началу первого века до н. э. в кровавой, неслыханно жестокой борьбе Мария, вождя демократических слоев Рима, и аристократа Суллы, защищавшего интересы римских оптиматов, представлявших сенаторское сословие. Марианцы искали выхода из крайнего обнищания обездоленных низов Рима и мелкого крестьянства Италии, а оптиматы старались удержать свое господствующее положение путем сохранения выгодного для них старого, прочно установившегося режима сенатской республики. Победителями на первых порах вышли оптиматы, но борьба продолжалась дальше, в новых, видоизмененных формах, но столь же упорно. Гражданская война не прекращалась, и под Фарсалом друг против друга стояли все те же непримиримые противники: верхушечные слои с.250 общества, цеплявшиеся за старый, выгодный для них принцип республики, и обездоленные народные низы. Помпей был представителем оптиматов, но стремился, как и Цезарь, к единовластию. Цезарь в борьбе против Сената опирался на народные массы. После же победы Цезарь становится на путь примирения с аристократией.
Когда через четыре года после Фарсала Цезарь был убит в результате политического заговора, то преемники его абсолютной власти не решались, а может быть и не могли упразднить республиканские учреждения разом, и римский Сенат, постепенно все больше и больше терявший свое значение, продолжал существовать до самых поздних времен римского государства.
Создание римской монархии, разумеется, не могло вывести античное рабовладельческое общество из социально-экономического кризиса, одним из внешних проявлений которого как раз и был переход от республики к империи.
Сенатская аристократия, состоявшая из крупнейших землевладельцев и рабовладельцев, в первой половине I в. н. э. находилась в резкой оппозиции к императорам. Основные сведения о том периоде дошли до нас из кругов, близких к сенату. Поэтому в характеристике каждого из римских императоров после эпохи Августа особенно подчеркивался безудержный произвол власти и ее глубокая нравственная распущенность. Самой, пожалуй, страшной фигурой среди неограниченных владык тогдашнего Рима была в изображении этих авторов фигура Нерона. Против Нерона начали рано создаваться в римском обществе политические заговоры; в результате одного из них — заговора Пизона — был казнен молодой, двадцатипятилетний поэт Лукан. Сохранившаяся до наших дней его поэма «Фарсалия» исполнена юношеского протеста против принципов единодержавия,
И хотя за свободолюбивыми лозунгами римских аристократов-республиканцев скрывались узкоклассовые, реакционные устремления, поэма Лукана сослужила службу тем силам, которые боролись за победу освободительных идей на рубеже XVIII—