Андре Шастаньоль

Деятельность городской префектуры

Andre Chastagnol. Le fonctionnement de la préfecture urbaine. In: La Rome impériale. Démographie et logistique. Actes de la table ronde de Rome, 25 mars 1994. Rome: École Française de Rome, 1997, pp. 111—119. (Publications de l’École française de Rome, 230).
© 2015 г. Перевод с французского В. Г. Изосина.

с.111 В 1956 году вышла кни­га Джо­ван­ни Вит­уч­чи (Gio­van­ni Vi­tuc­ci) о город­ской пре­фек­ту­ре Ран­ней Импе­рии. Дву­мя года­ми поз­же я закон­чил и пере­дал в печать свою кни­гу о город­ской пре­фек­ту­ре в IV и нача­ле V века, кото­рая увиде­ла свет толь­ко в кон­це 1960 года по при­чи­нам, свя­зан­ным с зако­но­да­тель­ст­вом о дис­сер­та­ци­ях это­го вре­ме­ни. С тех пор немно­гие пуб­ли­ка­ции про­яви­ли инте­рес к это­му вопро­су, поэто­му я вряд ли вне­су мно­го ново­го в насто­я­щем изло­же­нии.

Одним из наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ных фак­тов послед­не­го века Рес­пуб­ли­ки было зна­чи­тель­ное уве­ли­че­ние насе­ле­ния, про­жи­ваю­ще­го в горо­де Риме — рост, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий рас­ши­ре­ние его пло­ща­ди меж­ду Сер­ви­е­вой сте­ной и новой Авгу­стов­ской гра­ни­цей. Счи­та­ет­ся хоро­шим тоном гово­рить о мил­ли­оне жите­лей, что, ско­рее все­го, черес­чур завы­шен­ная оцен­ка, но это и неваж­но: в любом слу­чае речь идёт о циф­рах, огром­ных для антич­но­го горо­да, и такая демо­гра­фия ста­вит весь­ма труд­ные зада­чи, преж­де все­го, для под­дер­жа­ния поряд­ка, а так­же для водо­снаб­же­ния, снаб­же­ния про­до­воль­ст­ви­ем и т. д.

Пораз­мыс­лим об обще­ст­вен­ном поряд­ке. При Рес­пуб­ли­ке вплоть до прав­ле­ния Авгу­ста он нахо­дил­ся в веде­нии еже­год­но сме­няв­ших­ся маги­ст­ра­тов: преж­де все­го эди­лов, пре­то­ров, пле­бей­ских три­бу­нов, опи­рав­ших­ся на орга­ни­за­ции квар­та­лов (uici)1; спо­кой­ст­вие улиц и над­зор за пожа­ра­ми были зада­чей ноч­ных и днев­ных дозо­ров государ­ст­вен­ных рабов2. Конеч­но, уже Цезарь дол­жен был при­нять несколь­ко поста­нов­ле­ний по это­му пово­ду, но имен­но Авгу­сту выпа­ло взять в руки основ­ную часть необ­хо­ди­мой реор­га­ни­за­ции, и это про­ис­хо­ди­ло после­до­ва­тель­ны­ми эта­па­ми, а не еди­новре­мен­но.

Орга­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра при Авгу­сте

Преж­де все­го обра­тим вни­ма­ние на разде­ле­ние город­ской терри­то­рии. В 7 году до н. э. город разде­лён на четыр­на­дцать окру­гов, меж­ду кото­ры­ми с.112 uici были рас­пре­де­ле­ны гео­гра­фи­че­ски; Дион Кас­сий и Све­то­ний сооб­ща­ют нам, что каж­дый из них нахо­дил­ся тогда в веде­нии одно­го из маги­ст­ра­тов теку­ще­го года — при­спо­соб­ле­ние преж­не­го поряд­ка; каж­дый uicus наде­лял­ся ma­gis­ter (sté­no­par­chos по-гре­че­ски), «выде­лен­ным из про­сто­на­ро­дья и избран­ным жите­ля­ми»3; тогда же была пред­при­ня­та пере­пись, ранее уже про­во­див­ша­я­ся во вре­ме­на Цеза­ря. Ma­gis­ter осу­ществлял над­зор за ули­ца­ми и пожа­ра­ми, и мог обра­тить­ся к помо­щи под­чи­нён­ных ему государ­ст­вен­ных рабов.

Сле­дую­щий этап — созда­ние город­ских когорт в 5 году н. э., если верить Дио­ну4, затем в сле­дую­щем году — семи когорт виги­лов, сле­до­ва­тель­но, по одной на два окру­га5. Каж­дой когор­той коман­до­вал три­бун; во гла­ве виги­лов — пре­фект виги­лов, всад­ник, назна­чен­ный в то же вре­мя, в 6 году; три­бу­ны город­ских когорт не име­ли реаль­но­го выс­ше­го началь­ни­ка до 13 года, даты, с кото­рой отныне на посто­ян­ной осно­ве суще­ст­ву­ет пре­фект Горо­да, начи­ная с Луция Каль­пур­ния Пизо­на, кото­рый испол­нял эту долж­ность в тече­ние два­дца­ти лет, до 32 года6.

Тацит опре­де­ля­ет ответ­ст­вен­ность пре­фек­та таким обра­зом: «Август, …став вла­сте­ли­ном мира и при­ни­мая во вни­ма­ние чис­лен­ность насе­ле­ния и мед­ли­тель­ность судо­про­из­вод­ства, выде­лил из чис­ла быв­ших кон­су­лов долж­ност­ное лицо, ответ­ст­вен­ное за обузда­ние рабов и тех бес­по­кой­ных эле­мен­тов из граж­дан, чья дер­зость дела­ла их неспо­соб­ны­ми опа­сать­ся чего-либо, кро­ме силы»7. Отме­тим, что эта воору­жён­ная сила была не слиш­ком мно­го­чис­лен­ной: если Мар­сель Дюрри (Mar­cel Dur­ry) и Хель­мут Фрайс (Hel­mut Freis) были пра­вы, уста­но­вив чис­лен­ный состав каж­дой город­ской когор­ты в 500 чело­век8, это даёт в общей слож­но­сти 2000 чело­век при Авгу­сте: циф­ры, веро­ят­но, ещё оста­вав­ши­е­ся более или менее дей­ст­ви­тель­ны­ми при импе­ра­то­рах дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев9. Пре­фект Горо­да имел пра­во при­нуж­де­ния, мог задер­жи­вать, а затем судить зачин­щи­ков бес­по­ряд­ков. Он осу­ществлял свои пол­но­мо­чия толь­ко в тече­ние дня, в то вре­мя как ночью его сме­нял пре­фект виги­лов (nuk­té­par­chos по-гре­че­ски), это­му послед­не­му были пору­че­ны ноч­ная поли­ция, а так­же борь­ба с пожа­ра­ми, даже когда они про­ис­хо­дят днём10. с.113 Без­услов­но, оба чинов­ни­ка само­сто­я­тель­ны; они вынуж­де­ны, одна­ко, работать в тес­ном сотруд­ни­че­стве. Появ­ле­ние город­ских когорт поло­жи­ло конец той роли, кото­рую до сих пор игра­ла раб­ская fa­mi­lia pub­li­ca11; тем не менее, про­дол­жа­лось еже­год­ное назна­че­ние по жре­бию кве­сто­ров, пре­то­ров, пле­бей­ских три­бу­нов, эди­лов, пред­на­зна­чен­ных, как и ранее, для над­зо­ра за окру­га­ми; Дион свиде­тель­ст­ву­ет, что так было ещё в его вре­мя, при Севе­рах12, хотя их роль ста­ла рав­ной нулю: яркий при­мер тео­ре­ти­че­ско­го сохра­не­ния рес­пуб­ли­кан­ских инсти­ту­тов при новом режи­ме. Отме­тим, нако­нец, что, если чис­лен­ность когорт под руко­вод­ст­вом пре­фек­та Горо­да ока­зы­ва­лась недо­ста­точ­ной для под­дер­жа­ния поряд­ка при воз­ник­но­ве­нии вол­не­ний, импе­ра­тор, в слу­чае силь­но­го про­ти­во­дей­ст­вия, имел воз­мож­ность при­звать пре­фек­та пре­то­рия и девять, поз­же десять, пре­то­ри­ан­ских когорт, создан­ных в то же вре­мя, что и город­ские13, и, начи­ная с Тибе­рия, рас­квар­ти­ро­ван­ных в пре­то­ри­ан­ском лаге­ре, где так­же были рас­по­ло­же­ны город­ские когор­ты14.

Изме­не­ния в пери­од Ран­ней Импе­рии

Город­ская пре­фек­ту­ра вско­ре ста­ла счи­тать­ся, сре­ди долж­но­стей кон­су­ля­ров, наи­бо­лее пре­стиж­ной в сена­тор­ской карье­ре, напо­до­бие повтор­но­го кон­суль­ства. Неко­то­рые из обла­да­те­лей этой долж­но­сти осо­бен­но про­сла­ви­лись: Фла­вий Сабин в 69 году ока­зал сопро­тив­ле­ние Вител­лию в Сена­те в самом Риме и под­гото­вил, вопре­ки соб­ст­вен­ной смер­ти, победу сво­его бра­та Вес­па­си­а­на. В 193 году Пер­ти­накс пере­шёл из пре­фек­ту­ры пря­мо к импе­ра­тор­ской вла­сти. Пупи­ен Мак­сим, пре­фект и во вто­рой раз кон­сул в 234 году, четырь­мя года­ми поз­же ста­но­вит­ся импе­ра­то­ром; непо­сред­ст­вен­ное вос­хож­де­ние с этой долж­но­сти к импе­рии, подоб­но Пер­ти­на­к­су, будет повто­ре­но затем толь­ко Пет­ро­ни­ем Мак­си­мом в 455 году.

Одна­ко в тече­ние пер­вых трёх сто­ле­тий пол­но­мо­чия пре­фек­та зна­чи­тель­но изме­ни­лись. Во-пер­вых, поли­ция Горо­да была уси­ле­на путём посте­пен­но­го уве­ли­че­ния чис­лен­но­сти город­ских когорт: ещё четы­ре когор­ты по 500 чело­век каж­дая при Нероне, то есть все­го 2000 чело­век. В один с.114 момент было пять когорт в 69 году, во вре­мя граж­дан­ской вой­ны, но Вес­па­си­ан воз­вра­тил их чис­ло к четы­рём. Нако­нец, Сеп­ти­мий Север в 197 году довёл чис­лен­ность до 1500, все­го до 6000 чело­век15 (дан­ные Фрай­са); отныне чис­лен­ность более соот­вет­ст­во­ва­ла мас­шта­бу задач.

Так­же была усо­вер­шен­ст­во­ва­на поли­цей­ская орга­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра внут­ри рим­ской агло­ме­ра­ции. Вна­ча­ле она была осно­ва­на на uicus и ma­gistri uico­rum, кото­рые под­чи­ня­лись пре­фек­ту виги­лов. В свою оче­редь, окру­га воз­глав­ля­лись кура­то­ра­ми из воль­ноот­пу­щен­ни­ков — о чём свиде­тель­ст­ву­ет, во вся­ком слу­чае, со 136 года, при Адри­ане, Ba­se Ca­pi­to­li­ne — в чис­ле одно­го или двух на округ, кото­рые под­чи­ня­лись пре­фек­ту Горо­да. Кура­то­ры осу­ществля­ли рели­ги­оз­ный над­зор в окру­ге и игра­ли важ­ную роль при инфор­ми­ро­ва­нии насе­ле­ния посред­ст­вом двух гла­ша­та­ев (de­nun­tia­to­res)16; впо­след­ст­вии они наби­ра­лись из всад­ни­ков, по край­ней мере, с эпо­хи Севе­ров. Эта орга­ни­за­ция, при кото­рой cu­ra­to­res под­чи­ня­лись пре­фек­ту Горо­да, а ma­gistri uico­rum — пре­фек­ту виги­лов, дела­ла ещё более тес­ны­ми отно­ше­ния меж­ду обо­и­ми пре­фек­та­ми, как если бы вто­рой за сво­ей показ­ной само­сто­я­тель­но­стью был под­чи­нён пер­во­му, — ситу­а­ция, под­твер­ждае­мая тем, что импе­ра­тор Анто­нин Пий адре­со­вал око­ло 146 года пре­фек­ту Горо­да Секс­ту Эру­цию Кла­ру (Sex. Eru­cius Cla­rus) рескрипт отно­си­тель­но пре­фек­ту­ры виги­лов17.

Кро­ме того, в тече­ние II века город­ской пре­фект посте­пен­но рас­ши­ря­ет свою судеб­ную ком­пе­тен­цию и ста­но­вит­ся вер­хов­ным судьёй по уго­лов­ным делам в Риме за счёт quaes­tio­nes per­pe­tuae, кото­рые исчез­ли в III веке; его граж­дан­ская юрис­дик­ция так­же уве­ли­чи­ва­ет­ся, осо­бен­но в спо­рах, кон­ку­ри­ру­ю­щих с юрис­дик­ци­ей пре­то­ров; с кон­ца II века он при­ни­ма­ет апел­ля­ции на реше­ния, исхо­дя­щие от пре­то­ров; он выно­сит реше­ния по делам, касаю­щим­ся бан­ки­ров-менял (ar­gen­ta­rii или num­mu­la­rii). Со вре­мён Адри­а­на и Мар­ка Авре­лия его ком­пе­тен­ция огра­ни­че­на сто­миль­ной зоной вокруг Рима: отныне за её пре­де­ла­ми про­из­вод­ство осу­ществля­ли пре­фек­ты пре­то­рия по уго­лов­ным, con­su­la­res Адри­а­на, затем iuri­di­ci — по граж­дан­ским делам18, с тем уточ­не­ни­ем, что город­ской пре­фект дол­жен оста­вать­ся в пре­де­лах четыр­на­дца­ти город­ских окру­гов, а для обла­сти, рас­по­ло­жен­ной за ними, судить в самом Риме или через сво­их упол­но­мо­чен­ных.

Эти раз­лич­ные пол­но­мо­чия пере­чис­ле­ны, в част­но­сти, в посла­нии Сеп­ти­мия Севе­ра пре­фек­ту Фабию Цило­ну (Fa­bius Ci­lo), пере­дан­ном Уль­пи­а­ном с.115 (Dig., I, 12, 1). Там отме­че­ны, в плане юрис­дик­ции, граж­дан­ские дела, слу­чаи наси­лия, защи­та рабов, жало­бы, касаю­щи­е­ся воль­ноот­пу­щен­ни­ков, и дела отно­си­тель­но недоб­ро­со­вест­ных опе­ку­нов и попе­чи­те­лей, уго­лов­ные дела, дела, затра­ги­ваю­щие под­дер­жа­ние поряд­ка и охра­ну зре­лищ: «Пре­фек­ту Горо­да так­же над­ле­жит обес­пе­чи­вать спо­кой­ст­вие на местах для наро­да и над­ле­жа­щий порядок во вре­мя зре­лищ, он обя­за­тель­но дол­жен рас­ста­вить кара­уль­ных сол­дат (sta­tio­na­rii) так, чтобы обес­пе­чить спо­кой­ст­вие на местах для наро­да и сооб­щать ему о том, что про­ис­хо­дит в горо­де…19 Пре­фект Горо­да впра­ве запре­тить пре­бы­ва­ние в горо­де, так­же как и в дру­гих обла­стях, нахо­дя­щих­ся в его веде­нии, запре­тить зани­мать­ся тор­гов­лей или пре­по­да­ва­ни­ем, лишить пра­ва защи­щать или высту­пать в суде вре­мен­но или окон­ча­тель­но. Он впра­ве запре­тить доступ к зре­ли­щам и, если он выслал кого-либо за пре­де­лы Ита­лии, пре­бы­ва­ние в сво­ей соб­ст­вен­ной про­вин­ции…20 С дру­гой сто­ро­ны, он впра­ве выдво­рять и ссы­лать на ост­ров, назна­чен­ный импе­ра­то­ром»21. Таким же обра­зом обо­зна­че­ны все поло­же­ния, про­ис­те­каю­щие из заяв­лен­ных при созда­нии этой долж­но­сти целей.

Опре­де­ле­на область уго­лов­ной юрис­дик­ции: «Абсо­лют­но все пре­ступ­ле­ния (и пра­во­на­ру­ше­ния) были постав­ле­ны под юрис­дик­цию город­ско­го пре­фек­та, не толь­ко те, кото­рые совер­ше­ны внут­ри горо­да, но так­же и за его пре­де­ла­ми, соглас­но рескрип­ту боже­ст­вен­но­го импе­ра­то­ра Севе­ра, адре­со­ван­но­го пре­фек­ту Горо­да Фабию Цило­ну…22 В нача­ле же это­го рескрип­та напи­са­но сле­дую­щее: Ввиду того, что мы дове­ри­ли наш город тво­е­му попе­че­нию. Таким обра­зом, всё, что совер­ша­ет­ся в Горо­де, нахо­дит­ся в ком­пе­тен­ции пре­фек­та Горо­да; точ­но так­же, если пра­во­на­ру­ше­ние про­изо­шло в ради­у­се ста миль, оно отно­сит­ся к ком­пе­тен­ции пре­фек­та Горо­да; если же пра­во­на­ру­ше­ние совер­ше­но за эти­ми пре­де­ла­ми, оно нахо­дит­ся вне юрис­дик­ции пре­фек­та Горо­да…23 За пре­де­ла­ми горо­да пре­фект Горо­да не обла­да­ет с.116 po­tes­tas, одна­ко, нахо­дясь вне горо­да, может назна­чить судью»24.

Добав­ле­ны сле­дую­щие отдель­ные поло­же­ния:

1. «Пре­фек­ту Горо­да над­ле­жит убедить­ся, что всё мясо про­да­ёт­ся по спра­вед­ли­вой цене и по этой при­чине fo­rum sua­rium нахо­дит­ся под его кон­тро­лем; рав­но и дру­гие рын­ки подоб­но­го рода, мел­ко­го и круп­но­го рога­то­го скота, нахо­дят­ся в его веде­нии»25. Отме­тим, что на долю пре­фек­та при­хо­дит­ся толь­ко снаб­же­ние мясом.

2. «Боже­ст­вен­ный Север издал рескрипт, соглас­но кото­ро­му тех, о ком гово­рят, что они соста­ви­ли недоз­во­лен­ную кол­ле­гию,сле­ду­ет обви­нять перед пре­фек­том Горо­да»26.

3. Соглас­но юрис­кон­суль­ту Пав­лу, к пре­фек­ту Горо­да могут «обра­щать­ся бан­ки­ры или про­тив них в соот­вет­ст­вии с декре­том Адри­а­на, а так­же по вопро­су о денеж­ных спо­рах»27.

На самом деле, пре­фект дей­ст­ву­ет в рам­ках про­цес­са extra or­di­nem, кото­рый полу­чал всё боль­шее рас­про­стра­не­ние и окон­ча­тель­но победил в кон­це III века. Сена­тор­ские маги­ст­ра­ты по боль­шей части утра­ти­ли своё поло­же­ние; пре­то­ры оста­ва­лись, меж­ду тем, в IV веке обыч­ны­ми судья­ми по незна­чи­тель­ным граж­дан­ским делам.

Для реше­ния всех этих задач пре­фект поль­зо­вал­ся помо­щью служ­бы (offïcium), состо­я­щей из выде­лен­ных для этой цели сол­дат город­ских когорт28, и судеб­но­го сове­та из заседа­те­лей, в кото­рые он при­гла­шал моло­дых кла­рис­си­мов29.

Пре­фек­ту­ра Позд­ней Импе­рии

Зна­чи­тель­ные изме­не­ния, откры­ваю­щи­е­ся нам в IV веке, без­услов­но, явля­ют­ся след­ст­ви­ем того суще­ст­вен­но­го фак­та, кото­рый в корне изме­нил поли­ти­че­скую роль Горо­да: с при­хо­дом к вла­сти Дио­кле­ти­а­на и его победой над Кари­ном в 285 году Рим боль­ше не явля­ет­ся сто­ли­цей Импе­рии, за исклю­че­ни­ем с.117 шести лет прав­ле­ния Мак­сен­ция; импе­ра­тор про­жи­ва­ет в дру­гом месте, и вме­сте с ним двор, пре­фек­ты пре­то­рия, вое­на­чаль­ни­ки, руко­во­ди­те­ли финан­со­вых ведомств. Пре­то­ри­ан­ские когор­ты рас­пу­ще­ны в 312 году. Пре­фект Горо­да про­дол­жа­ет суще­ст­во­вать и ста­но­вит­ся, таким обра­зом, самой важ­ной фигу­рой, един­ст­вен­ным долж­ност­ным лицом кон­суль­ско­го ран­га, про­жи­ваю­щим в Горо­де. Есте­ствен­но, что очень ско­ро, во вре­мя прав­ле­ния Кон­стан­ти­на, он ста­но­вит­ся фигу­рой, пред­став­ля­ю­щей импе­ра­то­ра, в неко­то­рой сте­пе­ни вице-импе­ра­то­ром. Во вся­ком слу­чае, он доби­ва­ет­ся управ­ле­ния и кон­тро­ля, полу­чая в бо́льшую или мень­шую зави­си­мость от себя все дру­гие город­ские адми­ни­ст­ра­тив­ные служ­бы, до сих пор быв­шие по отно­ше­нию к нему авто­ном­ны­ми, посколь­ку они под­чи­ня­лись напря­мую госуда­рю и его цен­траль­ным ведом­ствам. Мест­ные руко­во­ди­те­ли этих ведомств были вско­ре под­чи­не­ны пре­фек­ту Горо­да, как это утвер­жда­ет в V веке No­ti­tia Dig­ni­ta­tum: sub dis­po­si­tio­ne uiri il­lustris prae­fec­ti ur­bi: снаб­же­ние хле­бом и мас­лом (пре­фект анно­ны), вином (ra­tio­na­lis uino­rum), мясом (три­бун fo­rum sua­rium), поли­ция и ценз (пре­фект виги­лов, ma­gis­ter cen­sus), водо­про­во­ды (co­mes ri­pa­rum et aluei Ti­be­ris et cloa­ca­rum), обще­ст­вен­ные работы, государ­ст­вен­ные зер­но­хра­ни­ли­ща, порт Остии30. Я поз­во­лю себе отсыл­ку к моей дис­сер­та­ции по иссле­до­ва­нию каж­до­го из этих учреж­де­ний, без­услов­но имев­ших, как и преж­де, сво­их соб­ст­вен­ных руко­во­ди­те­лей, отныне объ­еди­нён­ных под вла­стью prae­fec­tus ur­bi. У меня нет сомне­ний в том, что имен­но Кон­стан­тин был тем, кто при­дал свое­об­ра­зие всей этой орга­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ре, даже если неко­то­рые руко­во­ди­те­ли затем сме­ни­ли назва­ние или были добав­ле­ны, и если неко­то­рые обя­зан­но­сти уже были упразд­не­ны ранее. Я пред­ло­жил для этой мас­штаб­ной рефор­мы еди­ную дату — в 331 году или очень близ­ко к нему — спра­вед­ли­во или нет31; я это утвер­ждаю, так как извест­но, что по при­бы­тии Кон­стан­ция II и его армии в Рим в 357 году пре­фект анно­ны был ответ­ст­вен­ным за обес­пе­че­ние чрез­вы­чай­ных поста­вок, вызван­ных этим собы­ти­ем32, что нико­им обра­зом не про­ти­во­ре­чит моей тео­рии — город­ской пре­фект пола­гал­ся на сво­их под­чи­нён­ных для выпол­не­ния необ­хо­ди­мых задач; ничто, впро­чем, не пре­пят­ст­ву­ет тому, что дру­гое, не обна­ру­жен­ное, осно­ва­ние памят­ни­ка было в то же вре­мя посвя­ще­но пре­фек­том Горо­да, и Филип­по Коарел­ли (Fi­lip­po Coa­rel­li) отме­тил, что памят­ник пре­фек­та анно­ны был обна­ру­жен точ­но на месте рас­по­ло­же­ния зда­ния город­ской пре­фек­ту­ры.

с.118 Разу­ме­ет­ся, при таких обсто­я­тель­ствах зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лись соб­ст­вен­ные пол­но­мо­чия город­ско­го пре­фек­та, в част­но­сти, с одной сто­ро­ны, его судеб­ная ком­пе­тен­ция в пер­вой и апел­ля­ци­он­ной инстан­ци­ях, с дру­гой — его поли­ти­че­ская роль: отныне он пред­седа­тель Сена­та и посред­ник меж­ду импе­ра­то­ром и наро­дом Рима. Он несёт как поче­сти, так и ответ­ст­вен­ность: ведь отныне толь­ко он про­ти­во­сто­ял тому, что неистов­ст­во­ва­ли мятеж­ни­ки, если не посту­па­ли хлеб и вино, если хули­га­ны буя­ни­ли и устра­и­ва­ли погро­мы в местах зре­лищ и на ули­цах Горо­да. Одна­ко, когда воз­ни­ка­ют подоб­ные опас­но­сти, средств у него недо­ста­точ­но, и он ста­но­вит­ся под­хо­дя­щим коз­лом отпу­ще­ния. Вско­ре так­же исче­за­ют город­ские когор­ты; город­ская служ­ба, зна­чи­тель­но уси­лен­ная, отныне выде­ля­ет поли­цей­ские силы без того, чтобы их чле­ны были сол­да­та­ми, это более или менее вое­ни­зи­ро­ван­ные граж­дан­ские лица, по-види­мо­му, весь­ма дей­ст­вен­ные. Пре­фект по-преж­не­му опи­ра­ет­ся на кура­то­ров окру­гов и на ma­gistri uico­rum, кото­рые при­ни­ма­ют уча­стие в несе­нии поли­цей­ской служ­бы и в борь­бе с пожа­ра­ми33. В свою оче­редь, исче­за­ют когор­ты виги­лов, заме­нён­ные для реше­ния их задач кор­пу­сом пожар­ных, поза­им­ст­во­ван­ных в про­фес­сио­наль­ных кол­ле­ги­ях и назы­вае­мых col­le­gia­ti или cor­po­ra­ti34. Когда вспы­хи­ва­ет пожар, на ули­цах Рима, соглас­но Иоан­ну Лиду, кри­чат, пода­вая сиг­нал для сбо­ра: Om­nes col­le­gia­te!35

Даже если пре­фект зача­стую пре­до­став­лял широ­кую ини­ци­а­ти­ву сво­им глав­ным под­чи­нён­ным в при­ме­не­нии импе­ра­тор­ских зако­нов и сво­их соб­ст­вен­ных дирек­тив на местах, его выдаю­ща­я­ся роль пред­став­ля­ет­ся нам в том, что, с одной сто­ро­ны, имен­но он полу­ча­ет импе­ра­тор­ские кон­сти­ту­ции в раз­лич­ных обла­стях город­ской дея­тель­но­сти; с дру­гой сто­ро­ны, он под­пи­сы­ва­ет посвя­ти­тель­ные над­пи­си на постро­ен­ных или отре­мон­ти­ро­ван­ных памят­ни­ках, и доста­точ­но Re­la­tio­nes Сим­ма­ха, чтобы убедить нас в широ­ком диа­па­зоне его обя­зан­но­стей в раз­лич­ных сфе­рах. Каж­дая отдель­ная служ­ба сохра­ня­ла, конеч­но, свои места для соб­ст­вен­ной работы: em­po­rium и зер­но­хра­ни­ли­ща для анно­ны, храм Солн­ца и fo­rum sua­rium для служ­бы снаб­же­ния вином и мясом, с соот­вет­ст­ву­ю­щи­ми скла­да­ми и кас­са­ми финан­си­стов (ar­cae), дру­гие места для кура­то­ра и коми­та водо­про­во­дов, для обще­ст­вен­ных работ… Но коор­ди­на­ция всей систе­мы осу­ществля­лась под эгидой пре­фек­та Горо­да в зда­нии пре­фек­ту­ры, кото­рое тогда рас­по­ла­га­лось в Кари­нах, при­мы­кая к бази­ли­ке Мак­сен­ция, templum ur­bis и хра­му Зем­ли, и вклю­ча­ло, как утвер­жда­ют две парал­лель­ные над­пи­си, одно­вре­мен­но с.119 залы заседа­ний (tri­bu­na­lia), кан­це­ля­рии и архи­вы (scri­nia) и пуб­лич­ный пор­тик36.

Пре­фект, таким обра­зом, высту­пал в роли под­лин­но­го вице-импе­ра­то­ра в Риме. Меж­ду тем, чтобы огра­ни­чить это все­мо­гу­ще­ство, избе­жать актов про­из­во­ла и чрез­мер­ных амби­ций с его сто­ро­ны, импе­ра­то­ры созда­ли при нём систе­му наблюде­ния и кон­тро­ля, и даже осве­дом­ле­ния и сдер­жи­ва­ния, пред­став­лен­ную в основ­ном при­сут­ст­ви­ем с их сто­ро­ны вика­рия Рима, под­чи­нён­но­го пре­фек­ту пре­то­рия Ита­лии, кото­рый, начи­ная с Кон­стан­ти­на и Кон­стан­ция II, одно­вре­мен­но во всём помо­гал и кон­ку­ри­ро­вал с ним37; пред­став­лен­ную так­же сотруд­ни­ка­ми кан­це­ля­рии само­го пре­фек­та, побуж­дае­мы­ми к тому, чтобы в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти про­ти­вить­ся сво­е­му гла­ве и уве­дом­лять об этом двор, если они не жела­ли быть ответ­ст­вен­ны­ми и нака­зан­ны­ми за реше­ние пре­фек­та, казав­ше­е­ся им непри­ем­ле­мым38; впро­чем, при­мер­но с 350 года роль офи­ци­аль­но­го шпи­о­на удер­жи­ва­лась за prin­ceps of­fi­cii, выбран­ным в кор­пу­се agen­tes in re­bus, слу­жа­щие кото­ро­го часто спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лись как осве­до­ми­те­ли39. Пре­фект Горо­да, кото­рый дол­жен был, поми­мо про­че­го, под­дер­жи­вать, насколь­ко это воз­мож­но, хоро­шие отно­ше­ния, но порой затруд­ни­тель­ные, с Сена­том и наро­дом, без­услов­но, поль­зо­вал­ся боль­шим пре­сти­жем, будучи таким обра­зом в цен­тре очень слож­ной орга­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры, рав­но­ве­сие кото­рой, обес­пе­чен­ное, по всей види­мо­сти, в обыч­ное вре­мя, под­вер­га­лось ино­гда кри­ти­че­ским потря­се­ни­ям вре­мен­ной неста­биль­но­сти, вынуж­дав­шим импе­ра­то­ра вме­шать­ся. В кон­це кон­цов, имен­но эле­мен­ты сла­бо­сти тако­го рода поз­во­ля­ют, в неко­то­рой сте­пе­ни, оце­нить каче­ство поли­ти­че­ской и соци­аль­ной систе­мы на пол­пу­ти меж­ду абсо­лю­тиз­мом, дез­ор­га­ни­зо­ван­но­стью и демо­кра­ти­ей.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1В коли­че­стве 265 при Импе­рии соглас­но Дио­ну Кас­сию (Dio Cas­sius, III, 66).
  • 2Dio, 55, 8, 7.
  • 3Dio, 55, 8, 7; Suet., Aug., 30, 1.
  • 4Dio, 55, 24, 6.
  • 5Dio, 55, 26, 4.
  • 6Tac., Ann., VI 17, (11), 4, Ср.: G. Vi­tuc­ci, Ri­cer­che sul­la prae­fec­tu­ra ur­bi in età im­pe­ria­le, Ro­me, 1956, p. 10.
  • 7Tac., Ann., VI, 17 (11), 3.
  • 8M. Dur­ry, Les co­hor­tes pré­to­rien­nes, Pa­ris, 1938, p. 84; H. Freis, Die co­hor­tes ur­ba­nae (Epigr. Stu­dien, 2), Co­log­ne-Graz, 1967, p. 41—42.
  • 9XIII город­ская когор­та, кажет­ся, оста­ва­лась в Риме даже после 76 года и не была пере­веде­на в Лион поз­же при Фла­ви­ях, но была затем заме­не­на XIV когор­той, соглас­но F. Bé­rard, Le rôle mi­li­tai­re des co­hor­tes ur­bai­nes, in MEF­RA, 100, 1988, p. 175—178.
  • 10Paul., Dig., I, 15, 3, § 3: «Пре­фект ноч­ной стра­жи обя­зан всю ночь бодр­ст­во­вать и обхо­дить свои дозо­ры обу­тым, и обес­пе­чить их вёд­ра­ми и топо­ра­ми» (scien­dum est autem prae­fec­tum uigi­lum per to­tam noc­tem uigi­la­re de­be­re, et coer­ra­re cal­cea­tum cum ha­mis et do­lab­ris).
  • 11CIL, VI, 2342 = ILS, 1964: Bar­nae­us de fa­mi­lia pub­lic(a) reg(ionis) VIII. Ср.: C. Ni­co­let, L’in­ven­tai­re du mon­de, Pa­ris, 1988, p. 211.
  • 12Dio, 55, 8, 7.
  • 13Dio, 55, 24, 6. Ср.: M. Dur­ry, op. cit., p. 86.
  • 14Tac., Ann., IV, 2, 1; Dio, 57, 196; Suet., Tib., 37, 2; Aure­lius Vic­tor, Caes., 2, 4.
  • 15H. Freis, op. cit., p. 37.
  • 16CIL, VI, 975 = ILS, 6073. Ср.: Mom­msen, Droit pub­lic, trad. fr. P.-F. Gi­rard, t. V, Pa­ris, 1896, p. 334—335 и 363; C. Ni­co­let, op. cit., p. 211.
  • 17Ul­pian., Dig., I, 15, 3, § 2 (Уль­пи­ан ука­зан оши­боч­но; автор ука­зан­но­го ком­мен­та­рия — Павел. — Прим. пер.).
  • 18Я сле­дую в дан­ном вопро­се Р. Том­се­ну: R. Thom­sen, The Ita­lic re­gions from Augus­tus to the Lom­bard in­va­sion, Co­pen­ha­gue, 1947, p. 160—161.
  • 19Dig., I, 12, 1, § 12: Quies quo­que po­pu­la­rium et dis­cip­li­na spec­ta­cu­lo­rum ad prae­fec­ti ur­bis cu­ram per­ti­ne­re uide­tur, et sa­ne de­bet etiam dis­po­si­tos mi­li­tes sta­tio­na­rios ha­be­re ad tuen­dam po­pu­la­rium quie­tem et ad re­fe­ren­dum si­bi quid in ur­be aga­tur. Пере­вод отдель­ных отрыв­ков это­го доку­мен­та сле­ду­ет Б. Кляй­ну (B. Klein) в: Sour­ces d’his­toi­re ro­mai­ne, Ier sièc­le av. J.-C. — dé­but du Ve sièc­le apr. J.-C., sous la di­rec­tion de X. Lo­riot et C. Ba­del, Pa­ris, 1993, p. 720—722.
  • 20Dig., I, 12, 1, § 13.
  • 21Dig., I, 12, 1, § 3.
  • 22Dig., I, 12, 1, praef.: Om­nia om­ni­no cri­mi­na prae­fec­tu­ra ur­bis si­bi uin­di­cauit, nec tan­tum quae intra ur­bem ad­mit­tun­tur, uerum etiam quo­que, quae extra ur­bem, epis­to­la diui Seue­ri ad Fa­bium Ci­lo­nem prae­fec­tum ur­bi mis­sa dec­la­ra­tur.
  • 23Dig., 1, 12, 1, § 4: Ini­tio eius­dem epis­to­lae ita scrip­tum est: cum ur­bem nostram fìdei tuae com­mi­se­ri­mus, quid­quid igi­tur intra ur­bem ad­mit­ti­tur ad prae­fec­tum ur­bi uide­tur per­ti­ne­re, sed et si quid intra cen­te­si­mum mil­lia­rium ad­mis­sum sit, ad prae­fec­tum ur­bi per­ti­net; si ultra ip­sum la­pi­dem, eg­res­sum est prae­fec­ti ur­bi no­tio­nem.
  • 24Dig., I, 12, 3: Prae­fec­tus ur­bi, cum ter­mi­nos ur­bis exie­rit, po­tes­ta­tem non ha­bet; extra ur­bem, po­test iube­re iudi­ca­re.
  • 25Dig., I, 12, 1, § 11: Cu­ra car­nis om­nis, ut ius­to pret­to prae­bea­tur, ad cu­ram prae­fec­tu­rae per­ti­net; et ideo et fo­rum sua­rium sub ip­sius cu­ra est, sed et ce­te­ro­rum pe­co­rum siue ar­men­to­rum, quae ad hui­us­mo­di prae­bi­tio­nem spec­tant, ad ip­sius cu­ram per­ti­nent.
  • 26Dig., I, 12, 1, § 14.
  • 27Dig., I, 12, 2: Adi­ri etiam ab ar­gen­ta­riis uel aduer­sus eos, ex epis­tu­la diui Hadrìani, et in pe­cu­nia­riis cau­sis po­test.
  • 28Ср.: P.-E. Vig­neaux, Es­sai sur l’his­toi­re de la prae­fec­tu­ra ur­bis à Ro­me et à Con­stan­ti­nop­le, Pa­ris, 1896, p. 101; G. Vi­tuc­ci, op. cit., p. 46—47.
  • 29Mom­msen, Droit pub­lic, I, p. 351—363.
  • 30Not. Dign. Occ., IV, éd. O. Seeck, Ber­lin, 1876, rééd. Francfort, 1962, p. 113—114. Ср.: A. Chas­tag­nol, La pré­fec­tu­re ur­bai­ne à Ro­me sous le Bas-Em­pi­re, Pa­ris, 1960, p. 181.
  • 31Op. cit., p. 52—53, 56—57 и 62.
  • 32A. E., 1969—1970, 21. Cf. L. Gat­ti, Ren­di­con­ti dell’Ac­cad. dei Lin­cei, 24, 1969, p. 321. 327; S. Maz­za­ri­no, An­ti­co, tar­doan­ti­co ed èra cos­tan­ti­nia­na, I, 1974, p. 197—213; A. Giar­di­na, in Sic. Gymn., 30, 1977, p. 65—74; F. Coa­rel­li, in (A. Giar­di­na, éd.) So­cie­tà ro­ma­na e Im­pe­ro tar­doan­ti­co, II, Ro­me-Ba­ri, 1986, p. 29—30.
  • 33Uico­ma­gistri в коли­че­стве 672 для все­го горо­да в Ré­gion­nai­res (éd. A. Nordh, p. 104), uici в коли­че­стве 424.
  • 34A. Chas­tag­nol, op. cit., p. 258—262
  • 35Ly­dus, De ma­gistra­ti­bus, I, 50.
  • 36CIL, VI, 37114 и AE, 1939, 62. Ср.: A. Chas­tag­nol, op. cit., p. 243—251; F. Coa­rel­li, loc. cit., p. 22—33, см. осо­бен­но p. 26—28.
  • 37A. Chas­tag­nol, op. cit., p. 41—42 и 387.
  • 38A. Chas­tag­nol, op. cit., p. 219.
  • 39A. Chas­tag­nol, op. cit., p. 229—230 и 386; A. Giar­di­na, As­pet­ti del­la bu­roc­ra­zia nel bas­so im­pe­ro, Ro­me, 1977, p. 44—72.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1436547082 1436547542 1437169108