Деятельность городской префектуры
© 2015 г. Перевод с французского В. Г. Изосина.
с.111 В 1956 году вышла книга Джованни Витуччи (Giovanni Vitucci) о городской префектуре Ранней Империи. Двумя годами позже я закончил и передал в печать свою книгу о городской префектуре в IV и начале V века, которая увидела свет только в конце 1960 года по причинам, связанным с законодательством о диссертациях этого времени. С тех пор немногие публикации проявили интерес к этому вопросу, поэтому я вряд ли внесу много нового в настоящем изложении.
Одним из наиболее примечательных фактов последнего века Республики было значительное увеличение населения, проживающего в городе Риме — рост, символизирующий расширение его площади между Сервиевой стеной и новой Августовской границей. Считается хорошим тоном говорить о миллионе жителей, что, скорее всего, чересчур завышенная оценка, но это и неважно: в любом случае речь идёт о цифрах, огромных для античного города, и такая демография ставит весьма трудные задачи, прежде всего, для поддержания порядка, а также для водоснабжения, снабжения продовольствием и т. д.
Поразмыслим об общественном порядке. При Республике вплоть до правления Августа он находился в ведении ежегодно сменявшихся магистратов: прежде всего эдилов, преторов, плебейских трибунов, опиравшихся на организации кварталов (uici)1; спокойствие улиц и надзор за пожарами были задачей ночных и дневных дозоров государственных рабов2. Конечно, уже Цезарь должен был принять несколько постановлений по этому поводу, но именно Августу выпало взять в руки основную часть необходимой реорганизации, и это происходило последовательными этапами, а не единовременно.
Организационная структура при Августе
Прежде всего обратим внимание на разделение городской территории. В 7 году до н. э. город разделён на четырнадцать округов, между которыми с.112 uici были распределены географически; Дион Кассий и Светоний сообщают нам, что каждый из них находился тогда в ведении одного из магистратов текущего года — приспособление прежнего порядка; каждый uicus наделялся magister (sténoparchos по-гречески), «выделенным из простонародья и избранным жителями»3; тогда же была предпринята перепись, ранее уже проводившаяся во времена Цезаря. Magister осуществлял надзор за улицами и пожарами, и мог обратиться к помощи подчинённых ему государственных рабов.
Следующий этап — создание городских когорт в 5 году н. э., если верить Диону4, затем в следующем году — семи когорт вигилов, следовательно, по одной на два округа5. Каждой когортой командовал трибун; во главе вигилов — префект вигилов, всадник, назначенный в то же время, в 6 году; трибуны городских когорт не имели реального высшего начальника до 13 года, даты, с которой отныне на постоянной основе существует префект Города, начиная с Луция Кальпурния Пизона, который исполнял эту должность в течение двадцати лет, до 32 года6.
Тацит определяет ответственность префекта таким образом: «Август, …став властелином мира и принимая во внимание численность населения и медлительность судопроизводства, выделил из числа бывших консулов должностное лицо, ответственное за обуздание рабов и тех беспокойных элементов из граждан, чья дерзость делала их неспособными опасаться чего-либо, кроме силы»7. Отметим, что эта вооружённая сила была не слишком многочисленной: если Марсель Дюрри (Marcel Durry) и Хельмут Фрайс (Helmut Freis) были правы, установив численный состав каждой городской когорты в 500 человек8, это даёт в общей сложности 2000 человек при Августе: цифры, вероятно, ещё остававшиеся более или менее действительными при императорах династии Юлиев-Клавдиев9. Префект Города имел право принуждения, мог задерживать, а затем судить зачинщиков беспорядков. Он осуществлял свои полномочия только в течение дня, в то время как ночью его сменял префект вигилов (nuktéparchos по-гречески), этому последнему были поручены ночная полиция, а также борьба с пожарами, даже когда они происходят днём10. с.113 Безусловно, оба чиновника самостоятельны; они вынуждены, однако, работать в тесном сотрудничестве. Появление городских когорт положило конец той роли, которую до сих пор играла рабская familia publica11; тем не менее, продолжалось ежегодное назначение по жребию квесторов, преторов, плебейских трибунов, эдилов, предназначенных, как и ранее, для надзора за округами; Дион свидетельствует, что так было ещё в его время, при Северах12, хотя их роль стала равной нулю: яркий пример теоретического сохранения республиканских институтов при новом режиме. Отметим, наконец, что, если численность когорт под руководством префекта Города оказывалась недостаточной для поддержания порядка при возникновении волнений, император, в случае сильного противодействия, имел возможность призвать префекта претория и девять, позже десять, преторианских когорт, созданных в то же время, что и городские13, и, начиная с Тиберия, расквартированных в преторианском лагере, где также были расположены городские когорты14.
Изменения в период Ранней Империи
Городская префектура вскоре стала считаться, среди должностей консуляров, наиболее престижной в сенаторской карьере, наподобие повторного консульства. Некоторые из обладателей этой должности особенно прославились: Флавий Сабин в 69 году оказал сопротивление Вителлию в Сенате в самом Риме и подготовил, вопреки собственной смерти, победу своего брата Веспасиана. В 193 году Пертинакс перешёл из префектуры прямо к императорской власти. Пупиен Максим, префект и во второй раз консул в 234 году, четырьмя годами позже становится императором; непосредственное восхождение с этой должности к империи, подобно Пертинаксу, будет повторено затем только Петронием Максимом в 455 году.
Однако в течение первых трёх столетий полномочия префекта значительно изменились. Во-первых, полиция Города была усилена путём постепенного увеличения численности городских когорт: ещё четыре когорты по 500 человек каждая при Нероне, то есть всего 2000 человек. В один с.114 момент было пять когорт в 69 году, во время гражданской войны, но Веспасиан возвратил их число к четырём. Наконец, Септимий Север в 197 году довёл численность до 1500, всего до 6000 человек15 (данные Фрайса); отныне численность более соответствовала масштабу задач.
Также была усовершенствована полицейская организационная структура внутри римской агломерации. Вначале она была основана на uicus и magistri uicorum, которые подчинялись префекту вигилов. В свою очередь, округа возглавлялись кураторами из вольноотпущенников — о чём свидетельствует, во всяком случае, со 136 года, при Адриане, Base Capitoline — в числе одного или двух на округ, которые подчинялись префекту Города. Кураторы осуществляли религиозный надзор в округе и играли важную роль при информировании населения посредством двух глашатаев (denuntiatores)16; впоследствии они набирались из всадников, по крайней мере, с эпохи Северов. Эта организация, при которой curatores подчинялись префекту Города, а magistri uicorum — префекту вигилов, делала ещё более тесными отношения между обоими префектами, как если бы второй за своей показной самостоятельностью был подчинён первому, — ситуация, подтверждаемая тем, что император Антонин Пий адресовал около 146 года префекту Города Сексту Эруцию Клару (Sex. Erucius Clarus) рескрипт относительно префектуры вигилов17.
Кроме того, в течение II века городской префект постепенно расширяет свою судебную компетенцию и становится верховным судьёй по уголовным делам в Риме за счёт quaestiones perpetuae, которые исчезли в III веке; его гражданская юрисдикция также увеличивается, особенно в спорах, конкурирующих с юрисдикцией преторов; с конца II века он принимает апелляции на решения, исходящие от преторов; он выносит решения по делам, касающимся банкиров-менял (argentarii или nummularii). Со времён Адриана и Марка Аврелия его компетенция ограничена стомильной зоной вокруг Рима: отныне за её пределами производство осуществляли префекты претория по уголовным, consulares Адриана, затем iuridici — по гражданским делам18, с тем уточнением, что городской префект должен оставаться в пределах четырнадцати городских округов, а для области, расположенной за ними, судить в самом Риме или через своих уполномоченных.
Эти различные полномочия перечислены, в частности, в послании Септимия Севера префекту Фабию Цилону (Fabius Cilo), переданном Ульпианом с.115 (Dig., I, 12, 1). Там отмечены, в плане юрисдикции, гражданские дела, случаи насилия, защита рабов, жалобы, касающиеся вольноотпущенников, и дела относительно недобросовестных опекунов и попечителей, уголовные дела, дела, затрагивающие поддержание порядка и охрану зрелищ: «Префекту Города также надлежит обеспечивать спокойствие на местах для народа и надлежащий порядок во время зрелищ, он обязательно должен расставить караульных солдат (stationarii) так, чтобы обеспечить спокойствие на местах для народа и сообщать ему о том, что происходит в городе…19 Префект Города вправе запретить пребывание в городе, также как и в других областях, находящихся в его ведении, запретить заниматься торговлей или преподаванием, лишить права защищать или выступать в суде временно или окончательно. Он вправе запретить доступ к зрелищам и, если он выслал кого-либо за пределы Италии, пребывание в своей собственной провинции…20 С другой стороны, он вправе выдворять и ссылать на остров, назначенный императором»21. Таким же образом обозначены все положения, проистекающие из заявленных при создании этой должности целей.
Определена область уголовной юрисдикции: «Абсолютно все преступления (и правонарушения) были поставлены под юрисдикцию городского префекта, не только те, которые совершены внутри города, но также и за его пределами, согласно рескрипту божественного императора Севера, адресованного префекту Города Фабию Цилону…22 В начале же этого рескрипта написано следующее: Ввиду того, что мы доверили наш город твоему попечению. Таким образом, всё, что совершается в Городе, находится в компетенции префекта Города; точно также, если правонарушение произошло в радиусе ста миль, оно относится к компетенции префекта Города; если же правонарушение совершено за этими пределами, оно находится вне юрисдикции префекта Города…23 За пределами города префект Города не обладает с.116 potestas, однако, находясь вне города, может назначить судью»24.
Добавлены следующие отдельные положения:
1. «Префекту Города надлежит убедиться, что всё мясо продаётся по справедливой цене и по этой причине forum suarium находится под его контролем; равно и другие рынки подобного рода, мелкого и крупного рогатого скота, находятся в его ведении»25. Отметим, что на долю префекта приходится только снабжение мясом.
2. «Божественный Север издал рескрипт, согласно которому тех, о ком говорят, что они составили недозволенную коллегию,следует обвинять перед префектом Города»26.
3. Согласно юрисконсульту Павлу, к префекту Города могут «обращаться банкиры или против них в соответствии с декретом Адриана, а также по вопросу о денежных спорах»27.
На самом деле, префект действует в рамках процесса extra ordinem, который получал всё большее распространение и окончательно победил в конце III века. Сенаторские магистраты по большей части утратили своё положение; преторы оставались, между тем, в IV веке обычными судьями по незначительным гражданским делам.
Для решения всех этих задач префект пользовался помощью службы (offïcium), состоящей из выделенных для этой цели солдат городских когорт28, и судебного совета из заседателей, в которые он приглашал молодых клариссимов29.
Префектура Поздней Империи
Значительные изменения, открывающиеся нам в IV веке, безусловно, являются следствием того существенного факта, который в корне изменил политическую роль Города: с приходом к власти Диоклетиана и его победой над Карином в 285 году Рим больше не является столицей Империи, за исключением с.117 шести лет правления Максенция; император проживает в другом месте, и вместе с ним двор, префекты претория, военачальники, руководители финансовых ведомств. Преторианские когорты распущены в 312 году. Префект Города продолжает существовать и становится, таким образом, самой важной фигурой, единственным должностным лицом консульского ранга, проживающим в Городе. Естественно, что очень скоро, во время правления Константина, он становится фигурой, представляющей императора, в некоторой степени вице-императором. Во всяком случае, он добивается управления и контроля, получая в бо́льшую или меньшую зависимость от себя все другие городские административные службы, до сих пор бывшие по отношению к нему автономными, поскольку они подчинялись напрямую государю и его центральным ведомствам. Местные руководители этих ведомств были вскоре подчинены префекту Города, как это утверждает в V веке Notitia Dignitatum: sub dispositione uiri illustris praefecti urbi: снабжение хлебом и маслом (префект анноны), вином (rationalis uinorum), мясом (трибун forum suarium), полиция и ценз (префект вигилов, magister census), водопроводы (comes riparum et aluei Tiberis et cloacarum), общественные работы, государственные зернохранилища, порт Остии30. Я позволю себе отсылку к моей диссертации по исследованию каждого из этих учреждений, безусловно имевших, как и прежде, своих собственных руководителей, отныне объединённых под властью praefectus urbi. У меня нет сомнений в том, что именно Константин был тем, кто придал своеобразие всей этой организационной структуре, даже если некоторые руководители затем сменили название или были добавлены, и если некоторые обязанности уже были упразднены ранее. Я предложил для этой масштабной реформы единую дату — в 331 году или очень близко к нему — справедливо или нет31; я это утверждаю, так как известно, что по прибытии Констанция II и его армии в Рим в 357 году префект анноны был ответственным за обеспечение чрезвычайных поставок, вызванных этим событием32, что никоим образом не противоречит моей теории — городской префект полагался на своих подчинённых для выполнения необходимых задач; ничто, впрочем, не препятствует тому, что другое, не обнаруженное, основание памятника было в то же время посвящено префектом Города, и Филиппо Коарелли (Filippo Coarelli) отметил, что памятник префекта анноны был обнаружен точно на месте расположения здания городской префектуры.
с.118 Разумеется, при таких обстоятельствах значительно расширились собственные полномочия городского префекта, в частности, с одной стороны, его судебная компетенция в первой и апелляционной инстанциях, с другой — его политическая роль: отныне он председатель Сената и посредник между императором и народом Рима. Он несёт как почести, так и ответственность: ведь отныне только он противостоял тому, что неистовствовали мятежники, если не поступали хлеб и вино, если хулиганы буянили и устраивали погромы в местах зрелищ и на улицах Города. Однако, когда возникают подобные опасности, средств у него недостаточно, и он становится подходящим козлом отпущения. Вскоре также исчезают городские когорты; городская служба, значительно усиленная, отныне выделяет полицейские силы без того, чтобы их члены были солдатами, это более или менее военизированные гражданские лица, по-видимому, весьма действенные. Префект по-прежнему опирается на кураторов округов и на magistri uicorum, которые принимают участие в несении полицейской службы и в борьбе с пожарами33. В свою очередь, исчезают когорты вигилов, заменённые для решения их задач корпусом пожарных, позаимствованных в профессиональных коллегиях и называемых collegiati или corporati34. Когда вспыхивает пожар, на улицах Рима, согласно Иоанну Лиду, кричат, подавая сигнал для сбора: Omnes collegiate!35
Даже если префект зачастую предоставлял широкую инициативу своим главным подчинённым в применении императорских законов и своих собственных директив на местах, его выдающаяся роль представляется нам в том, что, с одной стороны, именно он получает императорские конституции в различных областях городской деятельности; с другой стороны, он подписывает посвятительные надписи на построенных или отремонтированных памятниках, и достаточно Relationes Симмаха, чтобы убедить нас в широком диапазоне его обязанностей в различных сферах. Каждая отдельная служба сохраняла, конечно, свои места для собственной работы: emporium и зернохранилища для анноны, храм Солнца и forum suarium для службы снабжения вином и мясом, с соответствующими складами и кассами финансистов (arcae), другие места для куратора и комита водопроводов, для общественных работ… Но координация всей системы осуществлялась под эгидой префекта Города в здании префектуры, которое тогда располагалось в Каринах, примыкая к базилике Максенция, templum urbis и храму Земли, и включало, как утверждают две параллельные надписи, одновременно с.119 залы заседаний (tribunalia), канцелярии и архивы (scrinia) и публичный портик36.
Префект, таким образом, выступал в роли подлинного вице-императора в Риме. Между тем, чтобы ограничить это всемогущество, избежать актов произвола и чрезмерных амбиций с его стороны, императоры создали при нём систему наблюдения и контроля, и даже осведомления и сдерживания, представленную в основном присутствием с их стороны викария Рима, подчинённого префекту претория Италии, который, начиная с Константина и Констанция II, одновременно во всём помогал и конкурировал с ним37; представленную также сотрудниками канцелярии самого префекта, побуждаемыми к тому, чтобы в случае необходимости противиться своему главе и уведомлять об этом двор, если они не желали быть ответственными и наказанными за решение префекта, казавшееся им неприемлемым38; впрочем, примерно с 350 года роль официального шпиона удерживалась за princeps officii, выбранным в корпусе agentes in rebus, служащие которого часто специализировались как осведомители39. Префект Города, который должен был, помимо прочего, поддерживать, насколько это возможно, хорошие отношения, но порой затруднительные, с Сенатом и народом, безусловно, пользовался большим престижем, будучи таким образом в центре очень сложной организационной структуры, равновесие которой, обеспеченное, по всей видимости, в обычное время, подвергалось иногда критическим потрясениям временной нестабильности, вынуждавшим императора вмешаться. В конце концов, именно элементы слабости такого рода позволяют, в некоторой степени, оценить качество политической и социальной системы на полпути между абсолютизмом, дезорганизованностью и демократией.
ПРИМЕЧАНИЯ