Послесловие
Плиний Старший о Средиземноморье
(третья книга «Естественной истории» и ее страноведческое и историческое содержание)
с.431 Написанная в
Из римских деятелей начала периода Империи Плиний Старший был одним из наиболее продуктивных в литературном отношении и вместе с тем оказавших наибольшее влияние — по крайней мере на Западе, где греческих классиков, в том числе путешественников, историков, популяризаторов науки и географов почти что не читали или читали только в латинских переводах. Огромный труд Плиния Старшего первым привлек всеобщее внимание и стал предметом переписывания, а с XV в. и перепечатывания — вплоть до наших дней. В последние три-четыре столетия он служит уже только для изучения римской культуры и литературы.
С очень давних пор началось дублирование научных знаний знаниями несколько иного плана (по их структуре и предназначению): систематическими и по крайней мере отчасти пригодными для справочного, в широком смысле, употребления. Естественно, что начало такого употребления восходит к тому же с.432 региону, с которым связано и возникновение науки как дискурсивного знания. Этим регионом было Средиземноморье и его центральная, итало-греческая часть. Ко времени Плиния к ней присоединились восточные и западные части Средиземного моря и его бассейна, включая Пиренейский полуостров, Ближний Восток и Альпы.
Из источников третьей книги можно упомянуть, например, Валерия Антиаса, римского автора начала I в. до н. э., написавшего «Анналы» или «Историю Рима» в 80 (?) книгах. О числе книг можно заключить лишь приблизительно, поскольку этот труд, отчасти фантастичный, сохранился только во фрагментах. Он послужил одним из источников также для Тита Ливия. Плиний упоминает о «давнем постановлении Сената», которое «предписывает беречь [недра] Италии» (III 138). О том же «сбережении недр» Плиний вспоминает в XXXIII 78 и в самом завершении «Естественной истории» — в XXXVII 202. В этих случаях имеется в виду, по-видимому, один из первых или даже первый законодательный акт об охране природы. Говоря в § 94 о вулкане Стромболи (Стронгюле), Плиний отмечает, что «от Липары он отличается только более жидким пламенем — a Lipara liquidiore tantum flamma differt. Ранее о вулканах на Липаре ничего не сказано. Не стояло ли в протографе a Hiera? Но по существу здесь, может быть, ошибки и нет, поскольку Липара тоже была когда-то вулканической (сейчас вулканы действуют только на Волькано и Стромболи, т. е. Гиере и Стронгюле). В РоД (III в. до н. э.) встречаем упоминание о «языках пламени», видных на Липаре ночью (§ 37), а также сообщение о том, что на этом острове «…в земле есть курящийся разлом, и в этой трещине, как в кипящем котле, местные жители варят все, что они хотят приготовить» (§ 34).
В третьей книге (хотя и реже, чем, например, во второй) Плиний прибегает к обозрению территорий «с точки зрения наблюдателя в Риме». Например, в § 109 у него «сзади — Умбрия» — a tergo Umbria, т. е. к северо-востоку с точки зрения «центрального наблюдателя» в Риме. Приблизительно то же самое получается, если считать, что Плиний под передней стороной понимает южную. Такое понимание, при котором запад оказывался справа, а восток слева было впервые введено, возможно, этрусками. При этом счастливые знамения получали название sinistra, несчастные — dextra (Vergilius. Aenaeis. 2, 692—
Говоря о Мессинском проливе и его окрестностях, Плиний стремится «демифологизировать» свое повествование, что дается ему не без труда. «Свирепость» Скиллы и Харибды он интерпретирует как природную опасность тех мест. Река Кратеис — мать Скиллы, но это только «как говорят» (§ 73). О бытовавшей по крайней мере с III в. до н. э. уверенности, что «пролив между Сицилией и Италией уменьшается и увеличивается вместе с фазами Луны» (РоД § 55), Плиний даже не упоминает, хотя в этом в некоторой степени (с точки зрения теории приливов) как раз мог бы быть смысл. Не упоминает он и Одиссея, наиболее прославившего миф о Скилле и Харибде. Впрочем, Одиссей явно герой «не его романа»: в противоположность Страбону, упоминающему Улисса десятки и сотни раз и учитывающего маршрут его странствий во всей своей географии Средиземноморья, Плиний не называет его ни здесь, ни в § 92—
В III 126 Плиний касается Венеции, причем это не то же самое, что позднейший город того же названия. Плиний нигде и не называет Венецию городом. У него под этим именем фигурирует область с.434 древнего племени венетов (уэнетов, генетов), которых предположительно относили то к кельтам (Страбон), то к пеласгам, то к пафлагонцам, то даже к протославянам (вендам). Из VI 218 видно, что «Венеция» — крупная область, в различных частях которой даже астрономические явления наблюдаются по-разному. С V—
С подобной перекличкой между текстами Плиния и позднейшей (средневековой) историей мы сталкиваемся также в издании Пине (уже в 1566 г.), одном из первопечатных и едва ли не в первом переводе «Естественной истории» на новые языки (на французский). Однако здесь дело в своего рода фальсификации. В § 22 после «васконов» у Пине следуют отсутствующие в других источниках слова «и королевство Наваррское» (et le Royaume de Nauarre). Территория та самая, но никаких известий об этом королевстве до появления в X в. н. э. короля Санчо Гарсии нет. Вставка о Наварре в тексте Плиния выглядит странно. По-видимому, Пине рассматривал «Естественную историю» как своего рода стандартный учебник, в который издатель должен вносить изменения, когда текст «учебника» в чем-либо разойдется с современностью. С другой стороны, Пине мог вписать слова о Наварре, когда сделал ставку на победу кальвинистов (гугенотов) в религиозной войне и стремился всемерно поддержать Наварру, которая в 1560—
В § 64 Плиний упоминает ряд городов (Приверн, Сетию, Сигнию, Суессу, Урбану), причем в тексте после определяемого oppida («укрепления», «мелкие города») даны сначала действительно названия городов — Ариции, Альба-Лонги и др. — а затем плавный переход к названиям gentes и populi: племен или жителей городов (селений): привернаты, сетины и т. д. Сетины, очевидно, те же, что в § 60, или какое-либо их ответвление. Однако этноним «сетии» или «сетины» был также распространен в Испании и Нарбоннской Валлии. В «Естественной истории» подчас трудно отличить имя города от названия племени, и § 63—
Утверждение Плиния, что «границами (между чем?) служат реки Танаис и Нил» (§ 3) следует понимать, видимо, так. В I в. н. э. с.436 принимали, что Танаис (Дон) есть граница между Европой и Азией, Нил — между Азией и Африкой. Фраза производит впечатление интерполяции, поскольку и до нее и после речь идет только об Африке и Европе и о границе между ними. Но если текст здесь и испорчен, то вряд ли путем вставки: скорее наоборот, какой-то фрагмент утерян. В IV 49 (Hellespontus VII ut diximus stadiis Europam ab Asia dividens) и IV 75 (почти то же) наличествует явная ссылка на какой-то фрагмент, говоривший о границе между Европой и Азией. Возможен и более сложный вариант: Плиний, не удовлетворенный слишком сдвинутой к северу границей между Европой и Азией по одному лишь Танаису (Дону), хотел добавить что-либо наподобие «также по Меотиде, Понту и Геллеспонту» и дважды сослался в IV 49, 75 на это добавление, а потом забыл, что его не вписал.
В § 116 и 125 говорится о «погибших» народах бойев и «сенонов, до этого захвативших Рим». Относительно гибели бойев сведения Плиния надо принимать с оговоркой, поскольку основная масса их так и осталась за пределами Италии (в позднейшей Богемии). Галльское племя сенонов, точнее, его восточная ветвь, действительно было истреблено — после того, как они в начале IV в. до н. э. стали доминирующей силой в Италии, а около 390 г. взяли Рим. Потом ожесточенная борьба Рима с сенонами (осевшими в основном на восточном побережье Италии, между Равенной и Анконой) велась еще почти столетие. Знаменитая легенда о том, как гуси, откармливаемые в храме Юноны, разбудили бывшего консула Манлия (см. VII 103), так что он успел собрать людей и выручить Капитолий, а затем и весь Рим (Тит Ливий. 1994. Т. I. С. 274); а также первое, по убеждению Плиния (возможно, справедливому), упоминание о Риме в иноземной литературе (у Теопомпа, см. § 57) — все это связано с упомянутым взятием галлами Рима в 390 г. до н. э. Но опять-таки все это касается восточных сенонов, западные же продолжали жить в Бретани и во времена Плиния (IV 107).
Далее, Плиний упоминает расположенные в Италии, но не на берегу, а несколько вглубь суши Салерн и Пикентию. Соответственное место (в § 70) нередко переводят в смысле «Пикентия, крепость (цитадель) Салерна». Но такой цитадели в других местах не упоминается. Салерн (соврем. Салерно) лежит на берегу, а не «дальше от него» (intus), однако в древности могло быть иначе, да и сейчас до Салерно доходит лишь залив — Салернский, в древности Пестский. У Страбона (1994. С. 233) читаем: «Главным городом пикентов была Пикентия, но теперь их изгнали оттуда римляне за союз с с.437 Ганнибалом и они живут по отдельным селениям». Салерн был тогда незначительным поселением и Пикентия не могла быть всего лишь его «цитаделью». Плиний иногда и для всей территории пикенов употребляет наряду с Picenum (Пикен) термин Пикентия. Этот термин для отличия от города лучше всего переводить «земля пикенов».
Когда Плиний говорит (в § 99) о «городе [Таренте, принадлежавшем некогда] лаконцам, он вспоминает VII в. до н. э., когда в эпоху мессенских войн часть спартанцев, лишенная гражданских прав («Парфении»), объединившись с илотами, переселилась во главе с Фаланфом в Тарент (Тарант). Он стал одним из крупнейших городов Великой Греции (см. Страбон, 1994, с. 256—
В § 82 говорится об острове Прохите, «вылившемся» из Энарии, profusa ab Aenaria, как бы выкормлена соседним островом Энарией (соврем. Искьей; ранее Искья называлась Питекуса или Пифекусса, вместе с Капри ее звали Пифекуссами); в связи с воспоминанием о кормилице Энея в этой же фразе, ее (фразу) можно понимать как указание на «молочное родство» Прохиты и Энарии. Еще Страбон был уверен, что «остров Прохита — обломок, оторвавшийся от Пифекусс», и считал вероятным, что термальные источники на Пифекуссах — свидетельство подземного огня в тех местах, от са́мой Сицилии. Отсюда же неоднократно упоминаемый Страбоном миф о том, что здесь лежит Тифон: миф, к которому было в римской литературной традиции искусственно привязано и упоминание об этом подземном чудовище в песни II «Илиады». Геродот считал, что оно лежит между Сирией и Египтом. В этих версиях (в отличие, например, от XX песни «Илиады» с ее пророчествами о власти потомков Энея) в упоминаниях о Тифоне (Тифее) нет связи с энеевским циклом, а у Плиния в комментируемом месте роль «кормилицы» выпадает скорее Энарии, а не Прохите. См. также § 203 книги II, где дана более близкая к Страбоновой версия происхождения Прохиты: «землетрясение опрокинуло горы и породило остров Прохиту».
Плиний Старший был автором многих работ по истории, географии и военному делу. Все они погибли, кроме «Естественной истории», оцениваемой весьма высоко даже и в наши дни. Так, для с.438
Многие пассажи из Плиния оказали явное влияние на средневековую, в частности агиографическую, литературу. Его книга дает в значительной мере итоговое представление об античной науке, в особенности о древнеримском естествознании, поскольку некоторые достигнутые эллинской наукой категории (например, параллели и меридианы) Плинием утрачены. Но Плиний многое видел своими глазами и включал результаты наблюдений в свой труд.
Библиография:
1. Ливий Тит. История Рима от основания города. Т. I—
2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Изд.
3. РоД — Псевдо-Аристотель. Рассказы о диковинах (перевод и вступит. статья
4. Страбон. География в 17 книгах. М., 1994.
5. Lejeune M. Celtiberica. Salamanca, 1955.
6. Vergilius P. Maro. Aeneis. Lipsiae, 1910.