с.60 Задача предлагаемой статьи — рассмотреть генезис канцелярского персонала Домината, выявить его связь с канцелярским персоналом Принципата. Такое исследование может помочь уточнить наши представления об общем характере преемственности Домината и Принципата.
Однако перед исследователем здесь оказываются серьезные трудности источниковедческого характера. Недаром
Канцелярский и вспомогательный персонал Принципата при всей его разнородности можно свести к нескольким составным частям. Прежде всего, в него входили унаследованные еще от Республики аппариторы из свободнорожденных граждан — ликторы, viatores, praecones и scribae, служившие в ministeria магистратов и промагистратов. Число служащих такого рода было, однако, невелико, а функции их с течением времени приобретали все более декоративный характер2. Далее, определенную часть канцелярской работы выполняли, как и при Республике, рабы и вольноотпущенники наместников провинций и членов их свиты3. Однако редкость и отрывочность данных об этой группе служащих, видимо, указывает на то, что она не имела ни большого значения, ни широкого распространения. Напротив, большую роль играли воины и младшие командиры (principales), использовавшиеся для канцелярской и вспомогательной административной работы наместниками провинций и высшими с.61 префектами. Наконец, ключевое положение в составе канцелярского персонала Принципата занимали служащие из императорских рабов и отпущенников4, которыми были укомплектованы канцелярии императорских прокураторов и самого императора. Императорские рабы и вольноотпущенники были профессиональными чиновниками, обладавшими специальной подготовкой5. В период Принципата они «составляли основной костяк расширявшегося бюрократического аппарата империи»6.
Совершенно иначе выглядел канцелярский персонал Поздней Римской империи. Он комплектовался только из свободнорожденных и обозначался терминами «militia officialis» или «militia cohortalina». Канцелярские работники именовались «milites», их причисляли к мифическим I Вспомогательному легиону и когортам.
Большинство исследователей считает, что основой для создания «militia officialis» послужили кадры канцеляристов из военных, а канцеляристы из «familia Caesaris» были в IV в. изгнаны с государственной службы, причем процесс вытеснения их начинается уже при Адриане и особенно форсируется при Септимии Севере и его преемниках7. П. Вивер, правда, полагает, что «familia Caesaris» не была постепенно вытеснена с государственной службы, а исчезла в результате резкой деградации всех институтов империи в середине III в.8
Значительно отличается от всех прочих концепция А. Джонса. Он считал, что императорские рабы и отпущенники благополучно пережили кризис III в. и еще в конце правления Диоклетиана занимали некоторые государственные посты. Их последующее полное исчезновение он связывал с тем, что они окончательно слились с военными канцеляристами в одну однородную служилую прослойку — milites. Этот процесс начался еще в первые десятилетия III в. и в значительной мере был обусловлен тем, что прокураторы в эту эпоху часто замещали легатов и проконсулов. Диоклетиан и Константин своими законодательными мероприятиями способствовали завершению этого процесса9..
Таким образом, все исследователи, кроме Джонса, считают, что в III в. н. э. императорские рабы и отпущенники исчезли с государственной с.62 службы, а их место заняли военные. Гипотезы этих исследователей (кроме П. Вивера) базируются на двух основных положениях: 1) с правления Адриана начинается вытеснение императорских рабов и отпущенников с государственной службы, о чем свидетельствует их удаление с высших постов, а затем и со вспомогательных; 2) в связи с милитаризацией государственного аппарата при Септимии Севере их в значительной мере удаляют и с канцелярских постов; с этого времени их служебная деятельность — не более как анахронизм.
Чтобы решить вопрос о характере эволюции канцелярского персонала империи в III в., необходимо подробно рассмотреть оба эти положения.
Исследователи, которые говорят о вытеснении императорских рабов и отпущенников с государственной службы, начиная с Адриана, указывают в первую очередь на изменения в императорской канцелярии. Действительно, при Адриане во главе основных ведомств были поставлены всадники, а к началу III в. под их руководством оказались и все остальные ведомства. Однако по мере того как всадники сменяли отпущенников в качестве начальников ведомств, вводились новые посты: отпущенников — вспомогательных глав соответствующих ведомств. При этом названия должностей, занимаемых отпущенниками, не отличались от тех, которые занимали их начальники-всадники — a rationibus, a libellis и т. д.10 Фактически администраторы-отпущенники не были удалены со своих постов в императорской канцелярии, а были просто подчинены администраторам всаднического ранга.
Видимо, по мере того как административная служба приобретала престиж и из службы принцепсам превращалась в регулярную государственную службу, распространялось убеждение, что императорские отпущенники не должны занимать в высшей администрации самостоятельных постов, но должны отойти на вторые роли11. Во II — начале III в. было создано сравнительно немного самостоятельных прокураторских постов, предназначенных для императорских отпущенников12, однако широкое распространение в это время получает система двойного прокураторства, при которой прокуратор-вольноотпущенник является помощником прокуратора-всадника.
Бульвер полагает, что эта система была повсеместно распространена и в сенатских и в императорских провинциях, уже начиная с правления Клавдия13. Ему возражает Вивер, указывая, что первые эпиграфические свидетельства об отпущенниках — прокураторах провинций появляются только при Адриане и широко представлены лишь со второй половины II в., а свидетельства нарративных источников чересчур расплывчаты и неопределенны. По его мнению, система двойного прокураторства берет начало в I в. в районах с наибольшей концентрацией патримониальной собственности — Малой Азии и Африке (где она была связана с управлением государственным имуществом), в других же провинциях империи она распространяется лишь с Адриана, и достигает кульминации при Марке Аврелии14. Однако наибольшее количество эпиграфических свидетельств об отпущенниках — прокураторах провинций относится с.63 к концу II — началу III в.15, и, по-видимому, распространение двойного прокураторства на этом уровне достигает апогея при Северах16.
Начиная с правления Септимия Севера, всадники появляются и на некоторых вспомогательных постах императорской канцелярии в качестве помощников начальников ведомств. Вивер считает, что Север, проводя курс на милитаризацию администрации, удалил вольноотпущенников со всех административных постов в императорской канцелярии17. Однако всадники на таких постах засвидетельствованы лишь в трех ведомствах из 10, причем в сравнительно малозначительных18. Видимо, престиж даже вспомогательных постов в императорской канцелярии к этому времени настолько вырос, что на них начали назначать наряду с отпущенниками также и всадников19.
В целом потеря отпущенниками некоторых высших постов была с лихвой компенсирована созданием новых вспомогательных прокураторских должностей. Число прокураторов-отпущенников во II — начале III в. не только не уменьшается, но, наоборот, возрастает20.
С другой стороны, в новых условиях императоры чаще, чем раньше, наделяли фаворитов-отпущенников всадническим достоинством, даруя им ius anuli aurei21. Не исключено, что назначение всадников на посты, традиционно предназначавшиеся для отпущенников, могло способствовать проникновению некоторых императорских отпущенников во всадническое сословие22. Итак, удаление императорских отпущенников с некоторых высших постов вовсе не означало их удаления из государственного аппарата.
Мнение о том, что с конца II — начала III в. вытеснение императорских рабов и отпущенников с канцелярских и вспомогательных административных постов идет форсированными темпами, также не находит подтверждения в источниках.
Численность императорских рабов и отпущенников, занимающих такие посты в это время не только не падает, но, напротив, увеличивается. с.64 Об этом свидетельствует появление должностей, относимых Вивером к старшим канцелярским рангам23. Наибольшее число свидетельств об императорских рабах и отпущенниках на таких должностях в провинциях приходится на вторую половину II — начало III в.24 В центральных ведомствах в Риме, начиная с Марка Аврелия, появляется должность проксима, который был главой канцелярского штата своего ведомства и подчинялся непосредственно начальнику ведомства или его помощнику25.
Численность императорских рабов и отпущенников значительно возросла также при передаче сбора таможенных пошлин и некоторых косвенных налогов от откупщиков императорским прокураторам, которая была начата при поздних Антонинах и завершена первыми Северами26. При этом многочисленные вилики, акторы, контраскрипторы и диспенсаторы, принадлежавшие откупщикам, были введены в число императорских рабов27. В провинциях основная масса эпиграфических свидетельств об императорских рабах и отпущенниках падает на вторую половину II — начало III в. н. э.28 О прочности их позиций в государственном аппарате во II — начале III в. свидетельствует отношение к их службе со стороны верхов. Как отмечает
Таким образом, можно отметить, что канцелярский персонал, укомплектованный императорскими рабами и отпущенниками, не пострадал от «милитаризации государственного аппарата империи» при Септимии Севере. Чем это можно объяснить? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться ко второй важнейшей составной части канцелярского персонала Принципата — к служащим военных officia30.
В I в. легионеры, использовавшиеся для канцелярской и штабной работы, обозначались общим термином beneficiarii. Вегеций (II, 7) объясняет происхождение этого термина тем, что называвшиеся так солдаты получили повышение в чине благодаря милости (beneficia) трибунов. Однако эта «милость» выражалась, видимо, не в том, что солдат, выделенных для штабной и канцелярской работы, повышали в чине, а в том, что их освобождали от обычных армейских нарядов. В I в. эти солдаты, очевидно, рассматривали свои должности не как военный ранг, но как функцию или munus; их жалованье, как правило, не превышало жалованья с.65 остальных легионеров31, и положение их было немногим лучше, чем положение их товарищей в легионах.
Все более и более широкое привлечение солдат к штабной и канцелярской работе вело к развитию специализации и дифференциации в их среде. Видимо, при Домициане (или несколько раньше) в штате наместников и высших префектов появляются наряду с бенефициариями в качестве старших канцелярских работников cornicularii32, а в качестве младших — librarii и cerarii (писари)33. Примерно тогда же возникает должность frumentarii — солдат, использовавшихся для обеспечения снабжения легионов продовольствием, а также для связи наместников пограничных провинций с императором34. Для размещения этих курьеров из пограничных легионов в Риме в правление Домициана был создан специальный военный лагерь — Castra peregrinorum под управлением старшего центуриона — princeps peregrinorum35. Специализация в среде солдат, занятых штабной и канцелярской работой, продолжала развиваться и при Траяне, а при Адриане, видимо, достигла высшей точки.
С конца I — начала II в. солдаты, отобранные для штабной и канцелярской работы и освобожденные в силу этого от обычных армейских нарядов, начинают выделять себя из массы рядовых легионеров (milites gregarii), обозначая себя новым термином — principales (букв, «первые» или «главные»)36.
Солдат одного из размещенных в Египте легионов в своем письме к матери (107 г.), рассказав ей о своем назначении на пост librarius legionis, далее с радостью констатирует: «Слава Серапису и Доброй судьбе, что, пока другие усердно трудятся весь день, обтесывая камни, я теперь, будучи принципалом, стою поблизости, ничего не делая»37. Видимо, в это время термин principalis носил еще полуофициальный характер.
Первое эпиграфическое свидетельство о principales относится к 113 г. и представляет собой посвящение, сделанное штабными и канцелярскими работниками, а также младшими командирами, служившими в когортах вигилов38. Эта надпись указывает на то, что в Риме новое обозначение начинает утверждаться в официальной терминологии.
Выделение солдат, занятых штабной и канцелярской работой, из массы рядовых легионеров было полностью признано верховной властью, видимо, лишь при Адриане39. С этого времени римские легионеры подразделяются на milites gregarii, immunes40 и principales.
Officium наместника трехлегионной провинции II в. н. э. (по данным А. Домашевского и Э. Штейна)
с.67 Словом immunis (букв. «свободный от повинностей» или «изъятый») обозначали солдата, который выполнял в легионе какую-то определенную функцию и был поэтому освобожден от обязательных для других легионеров нарядов и от участия в различных работах, не требующих особой квалификации, которые проводились легионами в мирное время. К категории immunes относились в основном специалисты-медики, оружейники, горнисты, квалифицированные строители и ремесленники из легионных мастерских. Кроме того, к этой категории были причислены и младшие канцелярские работники из легионов — librarii (писари), exacti (счетоводы) и exceptores (стенографы)41. Принадлежность к immunes считалась в армии привилегией, но по рангу immunes не отличались от рядовых легионеров. Они получали такое же жалованье, как и milites gregarii.
Иное положение занимала другая категория — principales. Этим термином в легионах отныне стали обозначать младших командиров, которые по своему рангу занимали промежуточное положение между рядовыми легионерами и центурионами. Младшие principales получали в полтора, а старшие в два раза больше простого легионера42. Видимо, повышенное жалованье было, начиная с правления Адриана, основным отличительным признаком principales. Не случайно те из них, кто служил во вспомогательных частях, так и назывались (в соответствии с величиной получаемого жалованья) sesquiplicarii и duplicarii.
По подсчетам Д. Бриза, на легион из 5000 человек приходилось 480 principales и 620 immunes43. Таким образом, один легионер из 10 или 11 был principalis. Примерно такое же соотношение существовало и во вспомогательных частях.
Всех principales можно подразделить на две основные группы: тех, что служили в центуриях, и тех, кто был прикомандирован к канцеляриям (officia) старших командиров и чиновников. В центуриях было три штатные должности для принципалов: tesserarius (он передавал часовым пароль от старших командиров и проверял посты), optio (помощник центуриона) и signifer (знаменосец когорты и одновременно хранитель солдатских вкладов). В officia количество должностей и штатных мест principales колебалось в зависимости от ранга их начальников. Наибольшим оно было в officia наместников пограничных провинций с тремя легионами (см. схему на стр. 66).
Во главе officium наместника провинции или легата легиона стоял princeps praetorii (Veget., 2, 8). Должность эту занимал обычно старший центурион, принадлежавший к primi ordines, который мог рассчитывать на производство в примипилы44. К принцепсу претория, возглавлявшему officium наместника провинции, был прикомандирован помощник (adiutor), который именовался optio praetorii или optio legionis45. Центуриону, возглавлявшему officium легата, помогали в его административной работе также 5 опционов первой когорты (optiones coh. I)46. В отличие от опционов, служивших в центуриях, опционы претория и первой с.68 когорты были связаны не со строевой службой, а исключительно с канцелярской работой47.
Officium наместника провинции подразделялся на канцелярский отдел, во главе которого стояли три корникулярия, и судебный отдел, который возглавляли три commentarienses (или a commentariis)48. Корникулярии и commentarienses составляли верхушку канцелярских работников. Численность их была незначительной (в штате наместника провинции было всего два-три корникулярия, а у легата легиона только один), и в своем непосредственном распоряжении они имели помощников (adiutores)49.
В судебном отделе вслед за commentarienses шли по рангу speculatores, которые так же, как и commentarienses, использовались, главным образом, для помощи чиновникам высшего ранга в их судебной деятельности. Speculators, кроме того, фигурируют в качестве палачей, стражников заключенных, курьеров и шпионов50. Всех ниже по рангу стояли в судебном отделе quaestionarii, которые производили допросы и пытки обвиняемых. Судебный отдел мог входить в officium только чиновника, обладавшего высшей юрисдикцией, поэтому commentarienses, speculators и quaestionarii нельзя обнаружить в officia легатов легионов и других военных командиров51.
В канцелярском отделе корникулярии руководили работой многочисленных писарей и счетоводов, которые находились в самом низу канцелярской иерархии и даже не входили в разряд principales.
Особое место в officia занимали beneficiarii consularis (ординарцы), которые использовались для выполнения различного рода поручений наместника провинции (SHA, Hadr. 2, 6).
Сходные функции имели также и frumentarii, стоявшие ниже по рангу. Они первоначально выполняли обязанности агентов по снабжению, а затем полицейских и курьеров, обеспечивающих постоянную связь между штаб-квартирой провинциального наместника и императорской резиденцией.
Фрументарии, quaestionarii и бенефициарии принадлежали к младшим principales — их жалованье было в полтора раза выше жалованья рядового легионера. К старшим principales принадлежали спекуляторы, commentarienses и корникулярии, а также optio praetorii, которые получали в два раза больше простого солдата52.
Вне officium стояли прикомандированные к наместнику провинции stratores (конюшие), equites и pedites singulares, которые находились под командованием особых центурионов. Их общая численность превышала 1000 человек53. Они служили в качестве телохранителей наместников и могли также использоваться для выполнения несложных поручений.
Officium наместника императорской провинции, где стоял только один легион или вообще не было легионов, по структуре почти не отличался от officium наместника трехлегионной провинции, но был в два раза меньше. с.69 В императорские провинции, лишенные легионов, откомандировывались principales и immunes из легионов, расположенных в соседних провинциях. В officium легата легиона не было судебного отдела и фрументариев. Наряду с корникулярием, старшим канцелярским работником, в этом officium был actarius, который, видимо, заведовал архивом легионной канцелярии54. Небольшие officia имели в легионах tribuni laticlavii и praefecti castrorum. Во главе такого officium стоял корникулярий, под началом которого служили несколько бенефициариев и либрариев. Наконец, в распоряжение каждого трибуна ангустиклава было дано несколько бенефициариев для ведения канцелярской работы и выполнения различных поручений55.
Officia имели не только военные командиры и наместники императорских провинций, но и служившие в этих провинциях прокураторы. Первое упоминание о таких officia содержится в переписке Плиния с Траяном, относящейся к началу II в. Из этой переписки можно узнать, что к прокуратору провинции Вифинии Гемеллину было постоянно прикомандировано 11 бенефициариев, а к вспомогательному прокуратору провинции — вольноотпущеннику императора Максиму — 4, и что эти воины использовались прокураторами в качестве охраны (Plin., Ep. X, 27—
Судя по эпиграфическим свидетельствам, во II в. складываются officia прокураторов, напоминающие по структуре officia военных трибунов. Во главе такого officium стоит корникулярий, в подчинении которого находятся бенефициарии56.
Нет полной ясности в вопросе об officia проконсулов сенатских провинций. Только о проконсуле Африки определенно известно, что в его штате были бенефициарии57. Однако Африка занимала особое положение среди сенатских провинций, поскольку в ней был расположен III Августов легион.
Что же касается officia остальных проконсулов, то о них можно судить на основании уже упоминавшейся выше надписи проконсула Македонии. Вслед за именами рабов проконсула идут имена людей, положение которых охарактеризовано словом milites. После имен некоторых из них стоят еще не расшифрованные сокращения58. Один из военных (miles epistularius) выполнял, видимо, функции курьера, другой — имеет ранг a(diutor) centurionis. Это, возможно, косвенно указывает на то, что в распоряжении проконсула было значительное количество солдат, которые действовали скорее всего почти исключительно в качестве охраны проконсула (с чем и связано отсутствие в надписи обозначений должностей immunes и principales). Видимо, канцелярская работа в основном выполнялась рабами и вольноотпущенниками проконсулов и их amici.
В Риме officia из военных были не только у преторианских префектов, префекта города и префекта вигилов, имевших под своим командованием войска, но и у чиновников с чисто гражданскими функциями: префекта с.70 анноны и прокуратора анноны Остии (procurator annonae Ostiensis)59. Очевидно, officia префектов города и вигилов (а также подчиненных им командиров) по своим размерам не уступали самым крупным officia пограничных провинций, a officia преторианских префектов и трибунов, возможно, даже превосходили их60.
Кроме многочисленных principales, служивших в officia высших префектов, в Риме постоянно находилось значительное число principales из officia наместников императорских провинций. Это были фрументарии и спекуляторы, использовавшиеся для связи Рима с провинциями, а также для выполнения различных поручений полицейского характера. Численность их достигала 300—
Более ответственные поручения возлагались на центурионов, использовавшихся для штабной работы и снабжения легионов продовольствием: centuriones frumentarii, supernumerarii и deputati. В каждом легионе, видимо, была одна штатная должность centurio frumentarius и определенное количество сверхштатных центурионов, которые назывались centuriones supernumerarii и deputati62. В Риме откомандированные из легионов центурионы жили, как и фрументарии и спекуляторы, в Castra peregrinorum63.
По мере того как складывались officia, укомплектованные principales и immunes, выкристаллизовывался и определенный тип карьеры principalis. Во II в. эта карьера состояла из чередования младших и старших канцелярских постов и постов в центурии. Центурион, прошедший такую карьеру, обладал как командным, так и административным опытом. Раньше всего и в наиболее законченном виде карьера такого рода складывается у principales, служивших в преторианской гвардии и в городских когортах. В этих частях она, как правило, начиналась с младших канцелярских постов, за которыми следовали посты в центурии. С этих постов переходили на старшие канцелярские должности, вслед за которыми преторианцы посредством evocatio могли достигнуть центурионата64.
Пример такого рода карьеры в преторианской гвардии можно найти уже при Флавиях65, но полностью завершенный вид она принимает уже во II в. Чаще всего principalis из преторианцев после службы на низших канцелярских должностях проходил последовательно один за другим все три поста в центурии и затем заканчивал свою службу на должности, beneficiarius praefectorum praetorio66. Чтобы достигнуть поста центуриона, ему надо было после 16 лет службы в гвардии еще несколько лет служить в качестве evocatus. Особенно показательна с этой точки зрения карьера некоего Секстия, который был зачислен в преторианскую гвардию в с.71 140 г., стал principalis в 146 г. и занимал должности: exactus — tesserarius — optio — signifer — beneficiarius praeff. praetorio, а в 157 г. стал evocatus. В 162 г. он получил пост центуриона и, прослужив на этом посту в нескольких легионах, в 192 г. был произведен в примипилы67.
Другой тип карьеры был гораздо более редок и предназначался, видимо, только для лучших солдат68. Такие преторианцы после службы на низших канцелярских должностях занимали только два поста в центурии, затем — должность fisci curator69 и после этого назначались на должность корникулярия трибуна или преторианских префектов70. Пост корникулярия преторианских префектов давал тому, кто его занимал, возможность стать центурионом до конца 16-летнего срока службы в гвардии, т. е. без evocatio71. Центурионы из корникуляриев преторианских префектов имели лучшие перспективы продвижения по службе, им было легче, чем прочим, получить ранг примипила и войти, таким образом, в ряды всаднического сословия72.
В целом можно отметить, что в преторианской гвардии канцелярские посты имели большее значение в карьере principales, чем строевые, и те, кто занимал больше канцелярских и меньше строевых постов, быстрее продвигались по службе. То же самое было и в городских когортах73. Очевидно, это явление объясняется тем, что эти части редко принимали участие в боевых действиях и с настоящей строевой службой были связаны слабо. Вместе с тем они широко использовались для выполнения различных поручений административного и полицейского характера.
Преторианцы, прошедшие карьеру principalis, приобретали опыт канцелярской, а отчасти и административной работы. В том случае, если их дальнейшая карьера складывалась удачно, они могли закончить свою службу на посту прокуратора высшего ранга74.
В III в. канцелярская работа principales из officia высших префектов приобретает еще большее значение, чем раньше, вследствие того, что административная и судебная компетенция этих префектов в то время значительно возросли.
Появляются новые канцелярские должности, до сих пор неизвестные. В преторианской гвардии засвидетельствована должность eques sive tabularius75, а в когортах вигилов — tabularius beneficiarius praefecti и просто tabularius76. Судя по характеру номенклатуры, можно заключить, что речь может идти не столько о создании новых постов в officia, сколько о наделении principales, занимавших старые должности, новыми обязанностями. Видимо, им было поручено заниматься финансовым с.72 делопроизводством, т. е. выполнять работу, которая до тех пор по традиции поручалась императорским отпущенникам77.
Тогда же появляются и такие должности, как ostiarius и canalicularius78, не находящие аналогий в других отраслях администрации, вследствие чего трудно говорить с определенностью об их назначении79. С другой стороны, можно утверждать, что principales, занимавшие новые должности scriniarius и primiscrinius80, выполняли чисто канцелярские обязанности, поскольку уже со II в. в центральных ведомствах словом scrinia обозначали канцелярию или ее отдел81. Возможно, что scriniarius и primiscrinius были, как и табулярии, связаны с финансовой отчетностью, поскольку в Поздней империи термином scriniarius обозначали счетовода, а primiscrinius возглавлял финансовый отдел в ведомстве префекта города82.
На рубеже II и III вв. изменяется характер карьеры principales, служивших в частях, расположенных в Риме. Разносторонние карьеры, включавшие в себя посты и в центурии и в officia исчезают83. Появляются principales, чья служба вся прошла в канцеляриях. Типичным примером подобной карьеры может служить карьера преторианца, который с поста primiscrinius castrorum praetorianorum был назначен ostiarius преторианских префектов, затем canalicularius, после чего был произведен в centuno frumentarius. Он достиг ранга примипила, так и не соприкоснувшись с тяготами строевой службы в армии84.
Карьеры такого же рода можно обнаружить и у вигилов, один из которых после единственного строевого поста vexillarius занимал последовательно должности beneficiarius subpraefecti, beneficiarius praefecti, tabularius beneficiarius praefecti, commentariensis praefecti, и, наконец, cornicularius praefecti85.
В новых условиях канцелярские карьеры principales, служивших в Риме, становятся более перспективными, чем раньше. В III в. в преторианской гвардии прямое производство в центурионы становится возможным не только для корникуляриев префекта, но и для занимавших канцелярские посты бенефициария префекта, остиария и табулярия86.
Если раньше подавляющее большинство principales, прежде чем получить пост центуриона, должно было прослужить 16 лет в гвардии и еще несколько лет в качестве evocati, то теперь открылась возможность для более быстрого продвижения. Так, например, Аврелий Августиан при поступлении в армию получил должность exceptor в officia наместника Мёзии, через четыре года был переведен в преторианскую гвардию с.73 на пост eques sive tabularius и еще через пять лет был произведен в центурионы87.
Из principales, получивших прямое назначение в центурионы, чьи карьеры нам известны, один стал centuno frumentarius88, другой — центурионом городской когорты89, третий, видимо, занял пост сверхштатного центуриона при наместнике Сирии90, какого рода службу нес четвертый — неясно, но, возможно, и он был занят не строевой, а штабной работой91. Вероятно, у многих principales, получивших пост центуриона после службы в officia, изменялся не характер, а только масштабы их деятельности, и они по-прежнему были связаны с канцелярской и административной работой.
Как появление новых канцелярских должностей, так и окончательное оформление чисто канцелярской карьеры свидетельствуют о том, что с конца II — начала III в. principales, служившие в officia высших префектов, окончательно теряют связь со строевой службой и превращаются из военных, занятых канцелярской работой, в канцеляристов с военным званием.
Во II в. карьера principales из пограничных легионов так же, как и карьера их собратьев в Риме, состояла из чередования канцелярских постов и постов в центурии, причем последние имели в провинциях гораздо большее значение, чем в Риме. Ключевым постом в карьере principalis из легиона был в то время строевой пост опциона. В центурионы производили только с этого поста или, значительно реже, с другого старшего строевого поста — signifer, однако и с этой должности principalis не мог быть произведен в центурионы, если он до этого не занимал пост опциона92. Ни один из канцелярских постов не давал доступа к должности центуриона93.
Но к началу III в. и в карьере principales из провинций канцелярские посты приобретают большее значение. Это связано с изменением характера деятельности и компетенции principales на канцелярских должностях. Самые значительные изменения претерпели должности frumentarius и speculator, поскольку занимавшие их principales были тесно связаны с Римом. Уже начиная с Адриана, тем из них, которые находились в Castra peregrinorum, стали поручать, кроме всего прочего, также работу осведомителей в императорском дворце (SHA, Hadr. 11, 4, 6). Затем использование frumentarii и speculatores в качестве тайной полиции расширяется. Постоянно курсируя между Римом и пограничными провинциями, они могли собирать обширную информацию о настроении в легионах и при штаб-квартирах наместников и выполнять работу осведомителей. С конца II в. фрументариям и спекуляторам стали поручать, наряду со сбором информации, расследованиями и арестами, также совершение политических убийств94.
с.74 Появление таких обязанностей у фрументариев и спекуляторов привело к тому, что их статус и перспективы продвижения по службе изменились. Из младших principales фрументарии, видимо, в начале III в. переводятся в разряд старших95. С того же времени и фрументарии и спекуляторы получают прямое производство на посты centurio frumentarius и centurio deputatus96. В свою очередь с конца II — начала III в. люди, которые занимали эти посты, могли рассчитывать на прямое производство в ранг примипилов97. Им была открыта дорога к блестящей административной карьере. Сохранились свидетельства о вышедших из числа этих центурионов в III в. четырех преторианских префектах98, начальнике ведомства императорской канцелярии99 и троих прокураторах высшего ранга100. И хотя пост centurio frumentarius или deputatus можно было получить также и путем прямого назначения или с должности canalicularius в преторианской гвардии, тем не менее вряд ли приходится сомневаться, что определенная часть высших чиновников, начинавших свою карьеру в Castra peregrinorum, вышла из провинциальных фрументариев и спекуляторов101.
В течение II в. происходят также серьезные изменения в функциях и компетенции тех principales, которые занимали должность beneficiarius consularis. Начиная с правления Адриана, им часто поручается самостоятельное командование небольшими постами — stationes102. Эти посты, как показал А. Домашевский103, подразделялись на две категории. К первой относились те, которые находились внутри военных лагерей и укреплений и были предназначены для управления располагавшимися отрядами из легионеров и воинов вспомогательных когорт, представляя собой временные канцелярии вексилляций104. Ко второй категории относились посты, которые были расположены на territorium legionis, обеспечивая связь между соседними военными лагерями, а кроме того, самостоятельные посты, находившиеся на скрещении крупных и мелких дорог и обеспечивавшие безопасность движения по этим дорогам. Посты последнего рода особенно широко распространяются с конца II в., причем не только в пограничных, но и во внутренних районах императорских с.75 провинций105. Бенефициарии, стоявшие во главе этих постов, имели под своим командованием небольшие отряды полицейских солдат (burgarii), набиравшихся из состава местных войск (numeri). При Северах в задачу этих бенефициариев входит, кроме охраны торговых магистралей от разбойников, также помощь императорским чиновникам в сборе налогов, взимании различных повинностей, а возможно, и в проведении рекрутских наборов106. В этих условиях бенефициарии наместников проводят значительную часть своего срока военной службы, возглавляя то одну, то другую statio107. Нередко, видимо, stationes бенефициариев располагались в одном месте с таможенными, на которых несли службу императорские рабы и отпущенники108. В этих случаях бенефициарии с подчиненными им командами охраняли таможенников, а возможно, также брали на себя часть канцелярской работы, которая велась на таможенных stationes109.
В целом на протяжении III в. сфера деятельности бенефициариев, командовавших самостоятельными полицейскими постами, расширяется, а их функции усложняются. Они начинают подменять собой местных чиновников и судей, претендуют на то, чтобы самим взимать пошлины, судить и заключать в тюрьму110.
В связи с этим изменяется их статус. Видимо, в начале III в. они переводятся в разряд старших principales111. Тогда же появляются случаи прямого производства с поста beneficiarius consularis на должность центуриона112. И хотя подавляющее большинство бенефициариев наместника не могло рассчитывать на производство в центурионы и должно было выходить в отставку в этой же самой должности113, тем не менее их общественное и материальное положение не оставляли желать лучшего. Многие beneficiarii consularis, служившие в войсках Дунайского региона, после отставки становились декурионами пограничных муниципиев, что было возможно только при наличии ценза в 100 тыс. сестерциев114. Некоторые beneficiarii consularis после выхода в отставку получали пост в militia equestris, что, видимо, указывает на наличие у них ценза с.76 в 400 тыс. сестерциев115. Очевидно, что бенефициарии наместников, командовавшие самостоятельными полицейскими постами и активно вмешивавшиеся в сферу деятельности местных властей, обладали, кроме жалованья, и другими источниками доходов.
В начале III в. изменяется положение и характер деятельности тех военных, которые служили в канцелярском отделе officia наместников: корникуляриев и подначальных им разного рода писарей. Они начинают получать ответственные поручения. Так, в Нумидии в 198—
С начала III в. канцелярских работников из военных привлекают к работе в областях, где они раньше почти не были представлены. В это время резко увеличивается численность и значение военных канцеляристов в officia императорских прокураторов. В надписи из Фригии говорится об optio, действовавшем в 200 г. н. э. в распоряжении прокуратора-отпущенника, управлявшего большим комплексом императорских имений118. В другой надписи из Лугдунской Галлии засвидетельствован optio procuratoris ducenarii, служивший в штате прокуратора этой провинции не ранее конца II — начала III в.119. От того же времени до нас дошли свидетельства о том, что в officia этого прокуратора служили exacti, избранные из вексилляций германских легионов, расположенных в Лугдуне120.
Если и не в обеих надписях, упоминающих optiones procuratoris, то уж во всяком случае в последней из них говорится о должности optio praetorii — помощника princeps praetorii (центуриона, возглавлявшего крупный officium). Таким образом, можно предположить, что officium прокуратора Лугдунской Галлии стал столь большим, что для управления им пришлось выделить центуриона. О таком же officium свидетельствует надпись из Эфеса (215 г. н. э.) посвящение в честь прокуратора Азии, которое поставили его cornicularii et beneficiarii et exacti121. В officium военных командующих несколько корникуляриев (двое или трое) могло быть только у наместников провинций. Поэтому возможно, что officium прокуратора Азии был немногим меньше, чем officia императорских наместников (100—
Чрезвычайно интересно упоминание либрариев и особенно exacti (счетоводов), служивших в officia прокураторов. Раньше эти должности в связи с деятельностью прокураторов не упоминались, поскольку канцелярскую работу и в первую очередь работу, связанную с финансовым делопроизводством, вели императорские рабы и отпущенники, служившие в табулярии прокуратора. Видимо, exacti прокураторов дублировали работу adiutores из «familia Caesaris», входивших в их штат. Таким образом, деятельность канцелярских работников из легионов приобретает с.77 черты, аналогичные с деятельностью канцелярских работников из «familia Caesaris»122.
В юридических сочинениях начала III в. упоминается о различного рода военных служителях в штате проконсулов. Ульпиан в трактате «De officio proconsulis» отмечал, что наместники сенатских провинций должны иметь в своем штате в качестве stratores (конюших и телохранителей) не своих рабов, а воинов123. В другом месте он говорит, что проконсул в случае нужды может придавать в помощь кураторам, руководящим строительством и ремонтом общественных зданий, военных служащих — ministeria militaria124. Судя по этим упоминаниям, количество различного рода военных служащих в штате проконсулов возрастает к началу III в., и они начинают вытеснять прислуживавших проконсулам рабов. Не исключено, что в число этих служащих входило также и некоторое количество военных канцеляристов, потеснивших служащих из рабов и вольноотпущенников проконсула, однако отсутствие эпиграфических свидетельств мешает прийти к сколько-нибудь определенным выводам125.
К началу III в. относится также первое свидетельство о службе principales в officium эпистратега126.
Наметившееся в целом с начала III в. значительное расширение компетенции и области деятельности военных канцеляристов сказалось на их положении и характере их карьеры. Прямое производство в центурионы корникуляриев наместников и легатов легионов, впервые засвидетельствованное в конце правления Марка Аврелия, значительно расширяется при Септимии Севере127. В то же самое время младшие канцеляристы из легионов (librarii, exacti и exceptores), которые до этого считались immunes, были возведены в ранг principales и стали получать полуторный оклад128. Младшие канцеляристы из officia наместников провинций могли теперь при благоприятных обстоятельствах рассчитывать на быстрое продвижение по службе.
Итак, можно отметить, что к началу III в. как в армии, так и в государственном аппарате возросла роль почти всех категорий principales, занимавших посты в officia наместников провинций, старших командиров и прокураторов. Их социальный престиж повысился, материальное положение укрепилось, компетенция расширилась, а перспективы служебного продвижения значительно улучшились.
с.78 Общая численность principales, служивших в расположенных в провинциях officia, значительно увеличилась по сравнению со II в.129 Как и в Риме, постепенно изменяется характер их карьеры. Карьеры, включавшие в себя посты как в центурии, так и в officia, в первые десятилетия III в. тоже сходят на нет130. Появляются чисто канцелярские карьеры. Пример такой карьеры, прошедшей целиком в канцелярии наместника провинции, дает продвижение по службе Флавия Сабина, который вслед за постом бенефициария наместника Аравии занимал в его officium должности a commentariis, корникулярия и под конец princeps praetorii131.
С другой стороны, можно отметить образование карьеры principalis, проходившей исключительно в центурии и завершавшейся легионным центурионатом132. Вероятно, значительная часть центурионов в римских легионах III в. имела исключительно тактическую подготовку. В то же самое время principales из officia, получившие хорошую административную подготовку, но не имевшие опыта строевой службы, видимо, редко служили центурионами в легионах. Можно предположить, что, получая повышение в чине, они, как правило, занимали должности centurio frumentarius, deputatus, supernumerarius или princeps praetorii.
Складывание у principales из officia чисто канцелярской карьеры вело, в конечном счете, к отрыву их от армии, порождало в их среде замкнутость и корпоративный дух. Этому же способствовали и такие нововведения Септимия Севера, как создание для principales и immunes узкоспециализированных коллегий, наделение principales дисциплинарной властью над рядовыми легионерами и дарование им права носить золотое кольцо133.
Выделение канцелярских работников в замкнутую группу внутри армии и образование «канцелярской элиты» было вызвано также и изменением районов рекрутирования римской армии в конце II — начале III в. Поскольку армия в это время стала набираться в основном не из жителей колоний, муниципиев и приписанных к ним территорий, как раньше, а из уроженцев сельских малороманизованных областей134, большинство неграмотных и малограмотных солдат не имело почти никаких шансов быть зачисленными на должности, требующие определенного уровня образования.
Таким образом, можно отметить, что расширение и распространение военных officia в начале III в., рост компетенции их служащих и повышение их значения в государственном аппарате вели, по нашему мнению, не к милитаризации этого аппарата, а к бюрократизации самих officia, к отрыву их от армии.
с.79 Для этого же времени можно предположить тенденцию к сближению военных канцеляристов с профессиональными чиновниками из императорских рабов и отпущенников. В пользу такой гипотезы свидетельствуют и появление новых должностей principales, связанных с финансовым делопроизводством, и совместная служба (на stationes) бенефициариев и таможенников, и значительное увеличение principales в officia прокураторов135.
На то, насколько тесно служба канцеляристов из легионов переплеталась со службой канцеляристов из «familia Caesaris», указывают и изменения в терминологии. С конца II — начала III в. термин officiales, который до этого служил главным образом обозначением для канцеляристов из «familia Caesaris», начинает использоваться также и для обозначения канцелярских служащих из легионов136. В то же самое время службу императорских рабов и вольноотпущенников начинают обозначать термином militia137. Появляется представление о государственной службе как об особого рода militia, отличающейся от militia armata138.
Для разросшихся канцелярий, на которые возлагалась ответственная работа, были необходимы служащие, обладающие профессиональной подготовкой чиновников из «familia Caesaris», и вместе с тем строгая иерархическая организация с системой различных рангов и соподчиненности, которая была в наличии в военных officia139. Этим и объясняется необходимость сближения двух категорий канцелярских работников и их инкорпорации в единую служилую прослойку.
Таким образом, как можно предполагать, в начале III в. сложились определенные предпосылки для превращения служащих, принадлежавших к «familia Caesaris», из привилегированной верхушки рабов и отпущенников в один из основных компонентов складывающегося общегосударственного служилого сословия, что в свою очередь требовало изменения их личного (рабского или отпущеннического) статуса140.
с.80 Осуществлению такого рода преобразований в начале III в. препятствовали прежде всего традиционные римские представления о том, что находиться в чьем-либо услужении и получать за это жалованье недостойно свободного гражданина141. Возможно, играли свою роль и финансовые трудности, связанные с проведением таких мероприятий142.
Наиболее благоприятные условия для наметившихся изменений существовали в Египте, где издавна имелась в наличии обширная бюрократия, укомплектованная свободнорожденными. В этой провинции в отличие от остальных районов империи в конце II — начале III в. эпиграфические свидетельства об императорских рабах и вольноотпущенниках почти совершенно сходят на нет143. По мнению
Таким образом, в Египте в силу особых условий растворение служащих из императорских рабов и отпущенников в рядах общегосударственного служилого сословия произошло в значительной мере уже в начале III в. В остальных провинциях империи благоприятные условия для завершения этого процесса возникли ко второй половине III в. Глубокий социально-экономический кризис, охвативший Римскую империю с конца II в., способствовал постепенному изменению старой сословной структуры, а вместе с тем и отказу от многих традиционных представлений. Вместе с тем, инфляция, достигшая своего апогея в середине III в., свела на нет все финансовые преимущества, связанные с сохранением «familia Caesaris»145.
Можно лишь строить предположения по поводу того, каким именно образом произошел переход от служащих из «familia Caesaris» к чиновникам militia officialis. Вряд ли, однако, это было результатом какого-нибудь законодательного акта, изданного тем или иным императором. Скорее всего такой переход был более постепенным. Видимо, инкорпорация императорских рабов и отпущенников в состав общегосударственного служилого сословия в основном уже завершилась к тому времени, когда к власти приходит Диоклетиан, поскольку в источниках этой эпохи нет прямых указаний на службу императорских рабов и вольноотпущенников в государственном аппарате. Однако память о такой службе и о происхождении milites cohortalini и palatini была еще достаточно свежей в начале IV в. Об этом можно судить по описаниям гонения на христиан 303 г., во время которого пострадали в первую очередь исповедовавшие эту религию чиновники и воины. В указе Диоклетиана говорилось, что за принадлежность к христианам должностные лица (τοὺς... τιμῆς ἐπειλημμένους) теряют все должности и привилегии (ἀτίμους sc. γενέσθαι), а подчиненные (οἱ ἐν οἰκετίαις = qui in familiis erunt) лишаются свободы (ἐλευθερίας στερεῖσθαι)146. Большинство специалистов сходятся с.81 на том, что под последними имеются в виду служащие императорских канцелярий147. Говоря о мучениках Палестины, Евсевий (De mart. Pal. XI, 24) упоминает пользовавшегося всеобщим уважением Феодула τῆς ἡγεμονικῆς οὶκετίας (= familiae praesidialis). Диоклетиан и Галерий подвергают одинаковым испытаниям, пыткам и наказаниям христиан-рабов из состава дворцовой челяди и христиан-чиновников, служивших в дворцовых канцеляриях148. Все это свидетельствует о том, что старые представления о чиновниках-канцеляристах как членах «familia Caesaris» не были еще преодолены до конца.
Таким образом, можно отметить, что служащие из «familia Caesaris» и военные канцеляристы, из которых в первую очередь состоял канцелярский персонал Принципата, послужили основой для создания канцелярского персонала Домината, и гипотеза Джонса о характере формирования militia officialis если и не по срокам, то по сути соответствует, на наш взгляд, реальной действительности.
Тот факт, что чиновники из «familia Caesaris» в III в. сохранили свои служебные позиции, но потеряли свой сословный статус, является одним из ярких свидетельств отличия Принципата, где отношения типа dominus — servus играли громадную роль во всех областях жизни149, от Домината, где они такой роли не играли.
The author examines the origins of the clerical personnel in the state apparatus of the Late Roman Empire in an attempt to trace the connection between the Militia officialis and the Familia Caesaris and army clerks who comprised the service personnel under the Principate. Most historians are of the opinion that the clerical staff under the Dominate was recruited mainly from army clerical personnel, while the imperial slaves and freedmen were banished from the state service in the 3rd century. Only
ПРИМЕЧАНИЯ