Римская императорская власть эпохи Принципата в современной зарубежной историографии
(Обзор)
с.67 Вопрос о характере и сущности императорской власти в Риме эпохи Ранней империи (I—
В дальнейшем в центре внимания исследователей были вопросы о правовых основах императорской власти и характере нового государственного строя, который некоторые исследователи в отличие от Т. Моммзена определяли как республику, а другие — как монархию (характеристику этих взглядов см., например, 23).
Вопрос о формах и методах реализации императором его полномочий не привлекал особого внимания и рассматривался в общем виде, главным образом в работах по императорской администрации. Авторы этих исследований уделяли особое внимание формированию бюрократии в эпоху Ранней империи. В монографиях, посвященных внесенатской императорской администрации, отмечалось, что при императоре Клавдии (41—
Крупнейший специалист по прокураторской администрации, комплектуемой лицами, принадлежавшими к сословию всадников, Г. Пфлаум доказывает, что во II в. н. э. в Риме действует нечто вроде табели о рангах, в соответствии с которой происходит продвижение с одной ступени административной иерархии на другую. В силу «великого правила» римской иерархии ни одну из ступеней нельзя было пропустить, а каждое повышение по службе определялось рангом и старшинством прокуратора. Роль личных связей и патроната в условиях этой системы постепенно сходит на нет, и даже императоры, продвигая по службе своих фаворитов, должны были считаться с неписаными законами чинопроизводства (18, с. 197—
В целом, по мнению того же Г. Пфлаума, в основе административной системы римлян лежали принципы эффективности и справедливости, соблюдение которых обеспечивало превосходную работу государственного аппарата (19, с. 192—
Таким образом, римский император в том, что касается его непосредственной государственной деятельности, выглядит в трудах этих исследователей монархом, осуществлявшим руководство своей державой с помощью четкого, хорошо отлаженного, построенного по бюрократическому принципу государственного аппарата, и во многом напоминает императоров из династий Габсбургов, Гогенцоллернов и Романовых.
с.69 Эти модернизаторские построения были подвергнуты решительной критике одним из самых авторитетных в настоящее время английских антиковедов, профессором Лондонского университета и членом Британской академии Ф. Милларом, выдвинувшим новую концепцию императорской власти в эпоху принципата.
В противовес идущей от Моммзена традиции он отмечает, что принципат не следует рассматривать «с точки зрения тех конституционных форм, в которые он был облачен, и административных нововведений, которые он принес, игнорируя при этом те в основном не изменившиеся социальные и экономические факторы, которые определяли функционирование римской политики» (12, с. 29). По его мнению, в Ранней империи нельзя обнаружить ни диархии, ни вообще каких-либо следов двух отдельных административных иерархий в сенатских и императорских провинциях. И император, и сенат отдавали распоряжения и издавали указы, относящиеся в равной мере ко всем провинциям. Любой город и императорской, и сенатской провинции мог отправить посольство по своему выбору и императору, и сенату. Наместники сенатских провинций никогда не получили от сената никаких инструкций и указаний, но иногда получали от императора, а с Адриана такая практика становится регулярной (13, с. 158—
В противовес Пфлауму Миллар подчеркивает, что прокураторов всаднического ранга не следует рассматривать как с.70 профессиональных чиновников, они принадлежали не к бюрократии, а к образованной «городской буржуазии», и со своими родными городами они были связаны крепче, чем с государственным аппаратом. Их служба в должности прокуратора нередко являлась лишь коротким эпизодом в жизни крупного муниципального землевладельца (16, с. 101—
В Древнем Риме в период принципата не было не только администрации в современном смысле этого слова, но и правительства, т. е. «органа, состоявшего из лиц, формально избранных или назначенных, которые обладали бы полномочиями принимать ответственные решения» (15, с. 52). Сенат также не являлся правительственной ассамблеей. Фактически государством управлял император с помощью своих советников — «друзей». С точки зрения государственного строя Ранняя Римская империя представляла собой своеобразный тип монархии (15, с. 41, 52).
Характерные особенности этой монархии Миллар стремится выявить, разбирая повседневную деятельность императора по управлению государством (за исключением ее военного, дипломатического и религиозного аспектов). При этом он исходит из двух положений: 1) любую социальную систему следует в первую очередь анализировать с точки зрения засвидетельствованных в источниках специфических стереотипов поведения и деятельности членов этой системы; с.71 император «был» тем, что он делал; 2) наиболее значительная форма деятельности при управлении государством — это связь между лицами (16, с. XI).
Таким образом, в центре внимания Миллара оказываются стереотипные контакты между императором и его подданными. Он указывает, что эти контакты почти всегда возникали по инициативе снизу и строились по типу «запрос — ответ». Контакты были как письменными, так и устными, но последние, безусловно, преобладали. Императору приходилось ежегодно принимать и выслушивать тысячи людей. Ими могли быть выходцы из любого захолустья, принадлежащие к любому социальному слою, вплоть до рабов. Но чаще всего это были представители образованной «городской буржуазии» — выходцы из наиболее романизованных и особенно эллинизованных частей империи. Императору приходилось самолично давать устные и письменные ответы и рассматривать нередко мелкие вопросы, имеющие только местное значение. Структура власти была исключительно простой и имела персональный характер (16, с. 6—
Это во многом объясняется тем, что античное общество с его традиционной системой ценностей требовало от императора военной защиты, а в мирное время — не программы изменений, а желания слушать, отвечать на просьбы, даровать милости и привилегии, устанавливать правовые нормы и решать судебные дела (16, с. 11). Хороший император в глазах подданных — это прежде всего щедрый патрон и справедливый судья — податель жизненных благ и источник правосудия (16, c. 11, 240).
с.72 Личная вовлеченность императора в решение массы мелких местных дел, необходимость для него постоянно отвечать на инициативу снизу определяли характер и функции его ближайшего окружения (16, с. 617). Вспомогательный штат императора вел свое происхождение от домашнего окружения римского сенатора и состоял из лиц лично зависимых, — императорских рабов и отпущенников, а позднее также и клиентов всаднического ранга. Среди ближайших секретарей и помощников императора всегда была велика доля людей, не имевших вплоть до своего назначения опыта государственной службы. «Аппарат управления», помогавший императору исполнять его обязанности, был очень ограниченным по своей численности и ресурсам и чрезвычайно мобильным, сопровождая императора в его постоянных передвижениях и путешествиях (16, с. 6, 59—
Обязанности императорских «секретарей» не были особенно велики. В I в. н. э. секретари-отпущенники имели в основном незначительные технические функции. Во II в. функции секретарей-всадников несколько расширяются, но все равно сохраняют вспомогательный характер по отношению к деятельности самого императора. Эти люди принимали просителей или посольства, присутствовали на судебных заседаниях, записывали под диктовку решения императора и постепенно начали формулировать все или некоторые его решения подходящим для этого языком. Нет оснований для предположения, что они подготавливали проекты решений и представляли их на подпись императору (14, с. 14—
Поэтому в период Ранней империи все, что император делал, ограничивалось тем, что он мог делать или хотел делать самолично. Поскольку же в соответствии с традициями римской аристократии император обычно посвящал государственной деятельности только несколько утренних часов с.73 и почти ничего не делал во время многочисленных праздников или путешествий, а также вынужден был решать массу мелких вопросов, то, очевидно, реальные ограничения его деятельности были весьма значительны (16, с. 210—
Выводы Миллара в отношении природы и характера императорской власти и государственного аппарата принципата в целом получили поддержку и дополнительное обоснование в работах его учеников и последователей.
У. Уильямс, рассматривая процедуру представления императорам прошений и ответов на них, приходит к выводу, что каждый император сам формулировал ответы, а не подписывал проекты, представленные ему начальником ведомства прошений (24, с. 92),
Г. Бартон исследует деятельность наместников сенатских провинций (проконсулов) в период принципата. Он отмечает, что они обладали очень широкими полномочиями и имели возможность прямого вмешательства в судебные, финансовые и административные дела подведомственных городов. Вместе с тем краткосрочность их полномочий, отсутствие в их распоряжении сколько-нибудь эффективного аппарата управления и необходимость решать практически все вопросы самолично препятствовали установлению реального контроля над жизнью провинциалов. Контроль, который зависел от персональной деятельности проконсула, мог быть только спорадическим, прерывистым, и неравномерным от города к городу. Власть проконсула фактически была довольно слабой (4, с. 99, 104—
Р. Сэллер и П. Брант подвергают радикальной ревизии концепцию Пфлаума относительно «всаднической администрации». Они показывают, что прокураторы-всадники не являлись профессиональными чиновниками и не составляли развитой административной иерархии. Их продвижение по с.74 службе определялось не безличными бюрократическими принципами, а зависело от усмотрения императора и наличия влиятельных покровителей. Нельзя говорить о сколько-нибудь значительной специализации применительно к ним (21, с. 44—
К сходным выводам в отношении администраторов и военачальников сенаторского ранга приходит Б. Кэмпбелл (6, с. 27—
Некоторые исследователи обращают внимание на удивительную малочисленность римских администраторов и канцелярских служащих. В громадной державе, население которой обычно оценивают в 50—
Взгляды Миллара и его последователей лежат в основе трех очерков, в которых дана общая характеристика государственного аппарата Ранней империи. Авторы этих очерков независимо друг от друга пришли примерно к одним и тем же выводам. В них отмечается, что в период принципата функции государственного аппарата, так же как и при республике, ограничивались главным образом поддержанием общественного порядка и сбором налогов. И в том и в другом отношениях основное бремя работы приходилось не на государственных служащих, а на городских магистратов (а при сборе косвенных налогов — на откупщиков). Римские администраторы осуществляли общий контроль за их деятельностью и решали немногочисленные вопросы, не входившие в их компетенцию. В нормальных обстоятельствах вмешательство римских властей в деятельность органов местного самоуправления происходило лишь спорадически и чаще всего по инициативе снизу. И император, и наместники выступали по отношению к городам и городской знати не столько как администраторы, сколько как дипломаты, судьи и арбитры. Свои функции правителей империи они могли осуществлять только на основе взаимовыгодного сотрудничества с местными властями, принадлежавшими к сословию декурионов. Вся с.75 система римского управления базировалась на самоуправляющихся городах с подконтрольными им территориями и была связана с укреплением экономического и политического господства на местах городской землевладельческой аристократии — декурионов. Именно они обладали реальной властью в своих городах и провинциях (5, с. 423—
Таким образом, можно сделать вывод, что государственный аппарат принципата, хотя и был по нашим меркам слаборазвитым, тем не менее вполне соответствовал потребностям своей эпохи и являлся достаточно эффективным. Император в этих условиях был не столько главным администратором державы, сколько оплотом и центром сплочения тех социальных сил, которые обладали реальной властью на местах и были заинтересованы в сохранении статус-кво.
Следует отметить, что некоторые ученые выдвинули свои возражения против тех или иных положений концепции Миллара и его последователей и сделали ряд уточнений.
Так, например, А. Оноре, сопоставляя стилистические особенности императорских постановлений конца II—
П. Вивер в своей монографии, посвященной администрации, состоявшей из императорских рабов и отпущенников, приходит к выводу, что она представляла собой бюрократию, имевшую свои собственные правила, ранги, инерцию и традицию, с.76 относительно независимые от прихотей отдельных императоров (22, с. 237, 295). Сходные идеи развивает и Брант, считающий, что реальная власть принадлежала не прокураторам и другим администраторам высшего ранга, а работавшим в их штате канцелярским служащим из императорских рабов и отпущенников, обладавшим профессиональными навыками, опытом и знанием местных условий (2, с. 141—
Работы Вивера и Бранта, хотя многие их положения являются спорными, демонстрируют определенную уязвимость концепции Миллара и его последователей, построенной на основе исследования деятельности императора и администраторов высшего ранга, но почти не освещающей деятельности канцелярских и вспомогательных служащих — основы любой администрации.
1. Boulvert G. Domestique et fonctionnaire sous le Haut-Empire Romain: La condition de l’affranchis et de l’esclave du prince. — P.: Belles lettres, 1974. — 379 p. — (Centre de recherches d’Histoire anciennes; Vol. 9). — Bibliogr.: p. 337—
2. Brunt
3. Brunt
4. Burton
5. Burton
6. Campbell B. Who were the "Viri Militares"? // J. of Roman studies. — L., 1975. — Vol. 65. — P. 11—
7. Eck W. Beforderungskriterirn innerhalb der senatorischen Laufbahn, dargestellt an der Zeit von 69 bis 138 n. Chr. // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt / Hrsg. von Temporini H. — В.; New York, 1974. — Bd 2, N 1. — S. 158—
8. Garnsey P., Saller R. The Roman Empire: Economy, society and culture. L.; Duckworth, 1987. — VIII, 231 p. — Bibliogr.: p. 204—
9. Hirschfeld O. Die Kaiserlichen Verwaltungsbeamten bis auf Diocletian. — B.: Weidmannsche Buchh., 1905. — VIII, 514 S.
10. Honoré
11. Hopkins R. Rules of evidence // J. of Roman studies. — L., 1978. Vol. 68. — P. 178—
12. Millar F. The fiscus in the first two centuries // Ibid. — 1963. — Vol. 53. — P. 29—
13. Millar F. The Emperor, the senate and the provinces // Ibid. — 1966. — Vol. 56. — P. 156—
14. Millar F. Emperors at work // Ibid. — 1967. Vol. 57. — P. 9—
15. Millar F. The Roman Empire and its neighbours. — L.: Weidenfeld and Nicolson, 1967. — XII, 362 p.
16. Millar F. The Emperor in the Roman world (31 BC — AD 337). — L.: Duckworth, 1977. — XVI, 657 p.
17. Mommsen Th. Römisches Staatsrecht. — Leipzig: Hirzel, 1877. — Bd 2, Abt. 2. — S. 723—
18. Pflaum
19. Pflaum
20. Purcell W. The Arts of government // The Oxford history of the classical world / Ed. by Boorman J. et al. — Oxford; N. Y., 1986. — P. 560—
21. Saller
22. Weaver
23. Wickert L. Neue Forschungen zum römischen Principat // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt / Hrsg. von Temporini H. — B.; New York, 1974. — Bd 2, N 1. — S. 3—
24. Williams W. The libellus procedure and the Severan papyri // J. of Roman studies. — L., 1974. — Vol. 64. — P. 86—