Электронная версия публикуется с незначительными авторскими правками и дополнениями, 2016 г.
с.20 Две тысячи лет прошло с тех пор, как современники начали подводить итоги деятельности основателя Римской империи — Октавиана-Августа (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.)2. Тацит передал толки, ходившие по Риму после смерти принцепса. Одни превозносили его, другие осуждали (Tac. ann. I. 9 sq.). Образ, складывающийся из сообщений этого и других античных авторов, неоднозначен. За строками исторических сочинений и биографии Светония угадывается осознание значимости и признание заслуг. Но даже несмотря на изрядные порции славословий у Вергилия и Горация, Николая Дамасского и Веллея Патеркула, Август — отнюдь не типичный герой. На фоне таких ярких фигур, как Помпей, Цезарь, Цицерон он выглядит скорее бесцветным. Главный соперник, Антоний, третировал юного Цезаря Октавиана как неопытного мальчишку, только и имевшего в своем багаже, что имя покойного диктатора3. Август представляется посредственностью, вначале благодаря стечению обстоятельств оказавшейся на гребне событий, а затем хитростью, помноженной на неразборчивость в средствах, пришедшей к власти; властолюбец, тщедушный и болезненный4, в моменты опасности проявлявший трусость5, расчетливый интриган, даже с собственной супругой беседовавший по конспекту6. Эта традиция, не в последнюю очередь благодаря авторитету Тацита, оказалась господствующей и в новой историографии. Вслед за Т. Моммзеном7, а потом и Р. Саймом, критики часто не видят в Августе крупной исторической личности, признавая в нем в лучшем случае непревзойденного мастера пропаганды8.
Главный недостаток таких реконструкций заключается в том, что только камуфляжем не объяснить серьезных достижений Августа в области государственного строительства: техника исполнения не могла заменить содержание. При значительных, революционных изменениях в обществе, при проведении глубоких реформ невозможно ограничиться ссылкой на «основные инстинкты»: честолюбие, властолюбие и даже на более «высокий» мотив — желание прославиться и войти в историю.
Это несоответствие отметил и попытался устранить
Несмотря на обилие исследований, восстанавливающих ход интересующих нас событий, а также множество новых биографий Августа, некоторые стороны его личности, которые важны для ответа на поставленные вопросы, освещены недостаточно. Даже в самых подробных и добротных жизнеописаниях если и говорится о воспитании и образовании будущего императора, то очень бегло. К тому же рассмотрение темы заканчивается моментом гибели Юлия Цезаря10. Отчасти это можно объяснить тем, что сохранившаяся часть «Жизнеописания Цезаря» Николая Дамасского обрывается на событиях октября 44 г. до н. э. Большинство биографов предполагают, что после мартовских ид, когда началась борьба за власть, круг интересов Октавиана ограничился войнами, интригами и «пропагандой», так что думать о каких-либо «высоких материях» политику было уже некогда. Имеющиеся данные дают возможность увидеть, что это не так.
Прежде всего, не вызывает сомнения, что настоящий политик и государственный деятель не может состояться без цельной и устойчивой системы убеждений и взглядов. Условием серьезных политических реформ должно быть ясное понимание целей и задач (которые могут корректироваться по мере изменения обстановки). А это означает, что для понимания отдельных решений, мероприятий и, особенно, преобразований как реализации единого замысла, необходимо иметь представление о мировоззрении исторического деятеля, а также о его жизненных ценностях, кругозоре и общей культуре. В данном случае мы попытаемся выяснить, под влиянием каких факторов формировалось мировоззрение будущего основателя Римской империи. Был ли это только честолюбец, любой ценой стремившийся к власти, или также мыслящий государственный деятель, поставивший своей задачей претворение в жизнь неких идеалов или планов политических преобразований? В свою очередь, это предоставит возможность лучше понять саму сущность основанного Августом нового государственного устройства.
Тацит в «Диалоге об ораторах» приводит воспитание Августа его матерью Атией в качестве образца. Это было строгое и требовательное отношение к сыну, способствовавшее усвоению наук и успехам в других важных занятиях (Tac. dial. 28. 5). Значительная роль матери в домашнем воспитании детей не являлась исключением, хотя источники скупо освещают эту сторону жизни римской фамилии11. В данном случае можно довериться свидетельству Тацита — придирчивого судьи и с.22 язвительного критика Августа, тем более что оно хорошо согласуется с сообщениями Николая Дамасского, подробно рассказавшего о воспитании будущего императора12. В сохранившихся извлечениях из «Жизнеописания Цезаря» мать Октавия упоминается чаще, чем какое бы то ни было другое лицо, — около двух десятков раз.
Первые месяцы после рождения Октавий жил в доме родителей в небольшом италийском городке Велитры13. Плебейский род Октавиев происходил из муниципальной знати. Отец будущего императора, Гай Октавий, переселился в Рим и добился претуры (61 г.). После военной победы в Македонии он хотел баллотироваться на консульских выборах, но вскоре заболел и умер (нач. 58 г.)14. Мальчик с матерью вернулись в Велитры, но после того как она вступила в новый брак, он проводил большую часть времени в доме своей бабки по матери. Это была Юлия, сестра Юлия Цезаря15. Патрицианский род Юлиев, хотя к тому времени не очень богатый, возводил свое происхождение к Энею (и его сыну Юлу) и Венере. Юлий Цезарь был уже одним из первых людей в государстве. В год рождения Октавия (63) он стал верховным понтификом, в 59 г. — консулом и заключил политический союз с Помпеем и Крассом (первый триумвират), а в следующем отправился завоевывать Галлию (58—
Возможно, мать и отчим были не в восторге от некоторых привычек отрока, приобретенных в аристократическом доме Юлиев. Во всяком случае, они со всей серьезностью взялись за его воспитание в староиталийском духе17. Родители внимательно следили за поведением Октавия, ежедневно спрашивая учителей и слуг о поведении сына (Nik. Dam. 127. 5). Немногое изменилось по достижении совершеннолетия, когда мальчик в возрасте 15 лет одел тогу. «Мать его все так же не позволяла ему выходить из дома куда-либо, кроме тех мест, куда он ходил раньше, когда был ребенком… Только по закону он был мужчиной, а во всем остальном оставался на положении ребенка» (ibid. 127. 10—
Атия еще долго сохраняла влияние на сына. Так, в 46 г. она не разрешила Октавию отправиться вместе с Цезарем в Африку, где с.23 предстояла война с помпеянцами19. Известно, что из одной из экспедиций Октавий отпросился у Цезаря для встречи с матерью20. Мнение Атии и в последующем оставалось для него значимым, если не определяющим. В Риме он проводил время в основном в доме родителей, поселившись рядом с ними (Nik. Dam. 128. 34). Лишь когда погиб Юлий Цезарь, Атия, сообщив сыну о случившемся и призывая вернуться к ней, решила добавить: дескать, ему уже пора действовать «как мужчине, своим умом решать и поступать соответственно своему положению и обстоятельствам» (ibid. 128. 38, сравн.: App. b. c. III. 10).
По-видимому, Атия и сама уже тяготилась функцией советчицы, поскольку Октавий по привычке всегда к ней обращался. Но на этом почти комичная история взаимоотношений мамы и сына не завершилась. Как известно, отчим Филипп, опасаясь за жизнь пасынка, советовал не принимать имя и наследство Цезаря. Атия же, хотя также беспокоилась за сына, все же не стала отговаривать его от рискованного решения. Октавий давно научился читать мысли матери. Хотя он прибег также к помощи других советчиков, представляется, что позиция Атии и на сей раз оказалась решающей. Во всяком случае, Николай Дамасский сообщает, что она (видимо, на семейном совете, который предшествовал совещанию с друзьями) «согласилась с тем, чтобы он принял имя Цезаря, и первая его похвалила» (Nik. Dam. 130. 54). С этого дня Октавию и в самом деле пришлось принимать все больше ответственных решений, даже не соглашаясь с родителями (ibid. 130. 126). Но Атия продолжала по привычке опекать сына. Ему приходилось скрывать некоторые рискованные шаги, чтобы она не противилась его действиям (ibid. 130. 132—
Судя по всему, Атия была женщиной неординарной, привыкшей брать на себя ответственность. Именно племяннице Юлий Цезарь завещал устройство своих похорон. Не ее вина, что возбужденная консулом Антонием толпа нарушила запланированный ритуал, проведя сожжение тела в центре форума (ibid. 130. 48). Диктатор доверял не только организационным способностям и сильному характеру Атии, но и верности долгу, fides. Судя по всему, матери, как и всему велитрийскому окружению и духу, будущий принцепс был обязан своими базовыми «республиканскими» политическими ориентациями21.
Важное место в процессе обучения занимало воспитание со ссылками на примеры (exempla) и нравы предков (mos maiorum). Оно начиналось с рассказов о римских героях, готовых пожертвовать собой для блага отчизны. Это воспитание и образование было основано на принципах, сформулированных еще консулом 195 г. до н. э. М. Порцием Катоном и целым рядом его единомышленников. В их основе лежало с.24 убеждение, что римляне как своими институтами и законами (instituta et leges), так и доблестями и добродетелями (virtutes) превосходят все другие народы. Спустя полтора века Цицерон, признавая превосходство греков в эрудиции и в различных жанрах литературы, утверждал, что даже у них нельзя найти присущих римлянам по природе основательности (gravitas), постоянства (constantia), душевного величия (magnitudo animi), верности (fides), как и целого ряда других важных качеств (см.: Cic. Tusc. I. 2).
О первых учителях Октавия известно немного. Среди них был «педагог» Сфер. Этот грамотный раб с греческого Востока, видимо, и присматривал за каждым шагом мальчика22. Мать и бабушка не только подбирали знающих и строгих наставников, но и сами занимались с ребенком. Он рано научился читать, писать и считать. Обучение уже на раннем этапе было двуязычным: на латинском и греческом. Сохранились сообщения о первых успехах. Когда Октавию было 9 лет, он удачно выступил перед каким-то большим собранием23. В возрасте 12 лет он произнес речь на похоронах своей бабушки24. Это был возраст, когда обычно начинался второй этап обучения — средняя школа. Наряду с грамматикой, включавшей изучение литературы25, все большее место занимало красноречие, заучивание примеров из классиков и практические упражнения — декламация. Известно имя учителя Октавия, Марка Эпидия, который имел в Риме латинскую риторскую школу. Среди его известных учеников был еще один будущий триумвир — Антоний, а также Вергилий26.
Греческой риторике Октавий учился у Аполлодора Пергамского. Сочинения знаменитого ритора переводились на латинский язык. О значении уроков Аполлодора для Октавия свидетельствует сообщение Страбона о сохранившейся надолго дружбе ученика и учителя. Правда, принцепс самокритично относился к своему греческому. Аполлодор, в соответствии с представлявшимся им направлением в риторике («аттикизм»), должен был способствовать выработке и совершенствованию деловой, без вычурности, манеры речи будущего принцепса27. Все, что нам известно об ораторской и литературной активности Августа, свидетельствует о том, что годы учебы были не напрасны. Он на всю жизнь стал человеком читающим, произносящим речи и пишущим. Октавиан-Август постоянно работал над слогом как устной, так и письменной речи, достигая простоты и ясности28.
Физическая и военная подготовка была обязательной для всех юношей, готовившихся к государственной карьере. Сюда входили плавание и верховая езда, владение мечом и другим оружием. Как и владение словом, эти умения постоянно оттачивались в состязаниях со с.25 сверстниками. В занятиях, предполагавших физическую силу и выносливость, Октавий особых шансов быть в первых рядах не имел, хотя упражнялся в этом вплоть до окончания гражданских войн (Nik. Dam. 127. 5 f. comp.: Suet. Aug. 73).
По мере взросления все большее внимание своему внучатому племяннику уделял Юлий Цезарь. В ходе бесед он убеждался в уме и сообразительности подростка. «Увидев его (Октавия) остроумие и сметливость, краткость речи, в которой давались самые точные ответы на поставленные вопросы, он (Цезарь) полюбил и оценил его еще больше» (Nik. Dam. 127. 24). Юлий Цезарь, у которого не было сына, давно задумывался об усыновлении Октавия. Он лишь не хотел спешить, чтобы не избаловать мальчика29, но исподволь готовил его к государственной деятельности, в частности, заботясь об основательном и всестороннем образовании30. Октавий продолжал усердно изучать риторику, а также принялся за философию — предметы, которые составляли основу высшего образования. Эти греческие науки, получившие особое развитие в эллинистический период, римляне считали наиболее полезными31. Главное внимание уделялось «практической философии», то есть поведению человека, этике, а также политологии. На первом месте стояли стоические авторы. Их доктрина, учившая ответственному отношению к выполнению долга, более всего соответствовала римской системе ценностей. Интересу Октавия к этой проблематике не могло не способствовать общение с Цезарем и его окружением.
О серьезных занятиях Октавия свидетельствует сочиненное им «Поощрение к философии» (hortationes ad philosophiam — Suet. Aug. 85. 1). Это был плод первого погружения в греческую мудрость, несомненно, оставившего серьезный след в мировоззрении. Подобные работы были важной частью школьного обучения. Примером может служить сочинение Цицерона «О разысканиях (расположении) материала» в двух книгах32. Следует обратить внимание, что сам Цицерон считал себя, как оратора, обязанным, прежде всего, не усвоенным им риторическим приемам, а философской подготовке (Cic. orator 12). С другой стороны, он подчеркивал необходимость единства обеих дисциплин, философии и риторики, что обеспечивало соответствие формы и содержания (de orat. III. 54—
Интеллектуальному развитию Октавия должно было благоприятствовать сочетание теории и практики. Юлий Цезарь энергично содействовал восхождению внучатого племянника по лестнице должностей. Октавий принадлежал к homines novi, но его карьера началась со стремительностью, характерной лишь для отпрысков самых знатных родов. Способности мальчика всячески поощрялись. Как уже упоминалось, когда ему исполнилось 15 лет, 18 октября 48 г., Октавий прошел торжественный обряд совершеннолетия35. Тогда он в тоге гражданина (toga virilis) успешно выступил на форуме (Nik. Dam. 127. 7). В октябре 47 г. до н. э. Октавий был избран членом высшей жреческой коллегии понтификов. Это могло произойти только благодаря инициативе Юлия Цезаря — верховного понтифика, тогда уже победителя в битве при Фарсале (август 48 г.). Вакансия освободилась, поскольку в этом сражении погиб Луций Домиций Агенобарб36. По-видимому, в том же 47 г. Октавий стал префектом по организации одного из празднеств (feriale Cumanum) в столице (Nik. Dam. 127. 13). В сентябре 46 г. он участвовал в африканском триумфе Цезаря (ibid. 127. 17), а в 45 г. последовал за диктатором в Испанию, где шли военные действия (ibid. 127. 21—
Октавий рос в страшное время. Шла гражданская война, лились реки крови, гибли многие лучшие люди Рима. Юноша находился в кругу людей, которые знали и, без сомнения, обсуждали подробности происходившего. Находясь рядом со своим могущественным дядей, Октавий оказывался в центре событий, присутствуя при обсуждении и принятии самых ответственных решений. Это была жестокая школа жизни, с ее впечатлениями и переживаниями сверялось то, что говорили учителя. При Цезаре юноша набирался не только военного и политического опыта, но и продолжал шлифовать свое перо. Вслед за дядей, и, несомненно, с его подачи, Октавий написал своего «Анти-Катона» (Suet. Aug. 85. 1).
Биограф сообщает, что благодаря растущему престижу Октавия в Риме, вокруг него начала собираться группа сверстников (Nik. Dam. 127. 5). Среди них был и друг на всю жизнь, Марк Випсаний Агриппа. Октавий попросил Цезаря помиловать брата Агриппы, сражавшегося на стороне республиканцев. Заступничество, как и в других случаях, имело успех (ibid. 127. 16, comp. 18). Это должно было способствовать известности Октавия, чего и добивался дядя.
с.27 Юлий Цезарь наблюдал за развитием своего подопечного, старался не отпускать далеко от себя, возлагая на него большие надежды. В завещании, составленном 13 сентября 45 г., диктатор записал свое решение усыновить Октавия и сделать главным наследником в случае, если при его жизни не родится кровный сын (Suet. Iul. 83. 1; Nik. Dam. 128. 30)37. Юлий Цезарь планировал взять юношу с собой в парфянский поход. Имеются сообщения о том, что диктатор назначил его на 44 г. до н. э. «начальником конницы» (magister equitum) — вторым лицом в государстве38. По ходатайству Цезаря Октавий был причислен к сословию патрициев (Nik. Dam. 128. 35).
Активное участие в публичной деятельности способствовало раннему развитию Октавия. С ним занимались лучшие педагоги. Не удовлетворившись теми возможностями, которые предоставлял Рим, Цезарь послал будущего наследника учиться в греческую Аполлонию, «чтобы свободными науками и искусствами развить исключительное дарование юноши…»39 Но уже через четыре месяца из Рима пришла весть о смерти Цезаря. Октавию пришлось срочно вернуться в Италию и с головой окунуться в большую политику40.
Убийство приемного отца резко изменило судьбу Октавия и должно было произвести переворот в образе мыслей. Но он не оставил риторические и литературные занятия. Потрясение побудило еще напряженнее задуматься над происходящим и над судьбами Рима. Создавшаяся полная опасностей и рисков ситуация заставила искать союзников и единомышленников, личные контакты и беседы потеснили на время книги. Но потребность в получении новых знаний никогда уже не оставляла его. Неизгладимое впечатление должны были оставить состоявшиеся тогда немногие встречи с Цицероном (знакомство, скорее всего, произошло еще при жизни Цезаря). Трактаты и речи великого оратора были событиями для всех, кто имел хоть какое-то отношение к политической жизни. Для молодых людей поколения Октавия Цицерон (как и почитаемый оратором Сципион Эмилиан) был примером для подражания41.
Октавиан был политиком, скорее склонным к размышлениям и обдуманным шагам, чем к спонтанности, торопливости и авантюризму. Эти черты были характерны и для зрелого государственного мужа — Августа. Принятию решений предшествовали совещания с друзьями. Серьезное отношение к государственной деятельности предполагало как основательную подготовку к выступлениям, так и непрерывное самообразование (Suet. Aug. 84. 1 sq.).
О постоянном стремлении расширять кругозор говорит и то, что Август любил и умел окружать себя знающими, учеными людьми, с.28 которые составляли значительную часть его «друзей» (amici)42. Это были правители и философы, врачи и писатели, историки и поэты, архитекторы и художники. Из самых известных можно назвать иудейского царя Ирода и спартанского правителя Г. Юлия Эврикла, римского историка Тита Ливия и греческого историка и ритора Тимагена, поэтов Вария Руфа, Вергилия и Горация, юристов Требатия Теста и Атея Капитона, врача М. Астория Асклепиада и других. Круг общения расширяли также многочисленные посетители и друзья Ливии и Агриппы, Октавии Младшей (сестры Августа), Антонии (вдовы Друза) и других членов его семьи, которые жили рядом на Палатине. Количество контактов росло благодаря образованности и щедрости Мецената, а также терпимости принцепса по отношению к более независимым покровителям деятелей культуры. Наиболее известные — Валерий Мессала, Азиний Поллион, Элий Галл, Л. Кальпурний Пизон. Их друзья и клиенты также были вхожи в дом Августа. Обстановка благоприятствовала обмену мнениями, поощряла к творчеству. Дом Августа на Палатине превратился не только в важный политический и религиозный, но также в духовный и интеллектуальный центр43.
Август ценил ученых и просто хорошо образованных людей даже скромного происхождения и статуса. Среди них сочинитель Гай Мелисс, отпущенник Мецената, который заведовал библиотекой в портике Октавии (Suet. de gramm. 21); писатель и руководитель канцелярии Августа (a memoria), вольноотпущенник Юлий Марат (Suet. Aug. 79. 2); отпущенник Августа, известный автор басен грек Федр, выполнявший обязанности придворного воспитателя; философ-платоник, математик и астролог (также у Тиберия) Фрасилл (Suet. Aug. 98. 4 etc.); математик и астроном Факунд Новий, рассчитывавший «солярий Августа» (Plin. n. h. XXXVI. 72), и многие другие44.
Широта интересов и компетентность правителя нашли отражение во вкладе, внесенном Августом в самые различные области римской жизни. В качестве примеров, помимо множества государственных реформ и новых законов, необходимо назвать совершенствование календаря, а также новое административное деление Италии и провинций, которое он осуществлял вместе с Агриппой. После смерти своего верного помощника Август довел до конца работу по созданию «карты Агриппы», которая демонстрировала грандиозные масштабы Империи. Географические знания были важны также для управления державой и для координации внешнеполитической деятельности. О географических знаниях составителей говорит уже то, что она отображала Старый Свет от Британии до Китая45. Организованная при Августе перепись населения Империи позволила упорядочить налогообложение.
с.29 Об уровне культуры говорят не только собственные знания и интересы Августа, но и внимание к образованию своих внуков и потенциальных наследников. Около 10 г. до н. э. Август пригласил на Палатин М. Веррия Флакка, по происхождению вольноотпущенника. Он был известен своеобразной и эффективной методикой преподавания. Флакк давал аналогичные задания ученикам примерно равных способностей с тем, чтобы провести между ними состязание. Победитель получал ценный приз, как правило, ему вручался список редкого сочинения. Флакк был не только талантливым учителем, но также известным ученым-грамматиком и лексикографом. Ему принадлежали сочинения об орфографии, об этрусских и римских праздниках и др. Самым значительным был труд «О значении слов» (de verborum significatu), известный по извлечениям Помпея Феста и Павла Диакона (из Феста). В нем объяснялись редкие и устаревшие слова. Также Веррию Флакку принадлежал комментарий римского календаря. Результаты его работы использовал Овидий («Фасты») и последующие авторы. Выжимкой календаря Флакка является сохранившийся текст Пренестинских фаст — календаря знаменательных дат времени Августа. Выбор Августом Веррия Флакка в качестве учителя внуков был не случаен. Августу пришлось назначить ученому жалованье в сто тысяч сестерциев в год, а также уступить желанию взять с собой также прежних учеников. Таким образом, в комплексе на Палатине оказалась целая школа46.
Специальное художественное образование для юношей из знатных семей в те времена не предусматривалось. Но созданные по заказам Августа произведения архитектуры и искусства говорят о художественном вкусе. Немало скульптур и картин перекочевало по его распоряжению из Эллады в столицу, украсив, например, храм Божественного Юлия на Римском форуме47. Впечатляет художественное качество фресок в доме Августа на Палатине. Принцепсу, безусловно, пошло на пользу тесное общение с теми архитекторами и художниками, которые выполняли многочисленные правительственные поручения, строили храмы, изготавливали портретные бюсты императора и членов его семьи. Некоторые мастера могли какое-то время находиться при дворе, например, известный резчик по камню, изготовитель гемм и оригинальной печати Августа — Диоскурид (Plin. n. h. 37. 8; Suet. Aug. 50). Август мог посещать находившиеся недалеко от его дома скульптурные и бронзолитейные мастерские, выполнявшие правительственные заказы. О значении, которое Август придавал архитектуре, убедительно говорит осуществленная им грандиозная программа строительства и наполненная гордостью фраза о том, что он «принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным»48. О проявленном Августом интересе к с.30 предмету свидетельствует также посвящение ему Витрувием труда «Об архитектуре».
Искусство времен Августа ориентировалось на шедевры высокой и поздней классики, учитывая достижения раннеэллинистического периода. Выбор был обусловлен идеологией «восстановления республики», включавшей возрождение «древних нравов». Эстетика классической соразмерности отражала гармонию, свойственную как политии — «республике», так и космосу. При всей политической рациональности классических предпочтений, их выбор предполагал достаточную компетентность. Представляется само собой разумеющимся, что принцепс принимал участие в обсуждении важнейших проектов и должен был дать добро на освящение храмов, на тиражирование портретов или на росписи стен в собственном жилище.
Интересы Августа обнаруживает также создание Аполлоновой библиотеки на Палатине (bibliotheka Apollinis, или bibliotheka Palatina). Она являлась частью храмового комплекса Аполлона — избранного триумвиром и затем императором личного бога-покровителя49. Эта первая государственная публичная библиотека в Риме состояла из двух отделений, латинского и греческого50. На должность заведующего Август в 28 г. поставил вольноотпущенника Г. Юлия Гигина51. Это был ученик Корнелия Александра Милетского, выдающегося ученого Пергамской школы. Гигин известен как филолог, историк и географ. Прозвище Polyhistor означало, что он был универсальным ученым-культурологом. Перу Гигина принадлежали многочисленные, к сожалению, утраченные труды. Он был дружен с Овидием52. Гигин создал крупную библиотеку высокого уровня. В помещениях было достаточно места для ученых занятий и рецитаций. Скорее всего, именно в одном из них впервые читались вслух «Энеида» Вергилия, главы исторического труда Тита Ливия и многие другие сочинения, составившие славу Августова века. На рецитациях нередко присутствовал принцепс. Собственные произведения он читал преимущественно в кругу своих близких. Лишь те, которые представлялись особенно актуальными и значимыми (например, своего «Анти-Катона»), Август зачитывал публично в Аполлоновой библиотеке. Принцепс поддерживал ученых и писателей, в первую очередь поощряя латинских авторов. Вместе со своим патроном — богом Аполлоном — он выступал как покровитель наук и искусств53.
Сравнительно недавно были открыты еще помещения личной, домашней библиотеки Августа. Две симметрично расположенные комнаты имели характерные встроенные шкафы с полками для латинских и греческих свитков. Аналогичные библиотеки известны в некоторых с.31 богатых виллах в районе вокруг Везувия, Августова отличается бо́льшими размерами. По мнению Л. Балензифен, полученные данные указывают на «обширные знания и ученость пользователя». Библиотека «позволяет увидеть в первом принцепсе более чем просто образованную, культурную или приобщенную к цивилизации личность; скорее, она указывает на него как на исследователя и ученого». Авторизованная Августом норма — деление библиотек на две части — означала, что он «лично выразил претензии Рима на роль не только нового политического, но и культурного центра мира. В силу своего интеллекта Август был достоин этой роли»54. В оценке исследовательницы заметен восторг одной из первооткрывательниц. Тем не менее, уже сам факт наличия такой библиотеки в «доме Августа», наряду с целым рядом других свидетельств, говорит об определенной атмосфере, характеризовавшей не только правителя и ближайшее окружение, но и его правление в целом.
Книги, находившиеся на Палатине в трех собраниях: публичной библиотеке на территории храма Аполлона, подборке священных книг в самом храме у ног статуи Аполлона55 и личной домашней библиотеке принцепса, содержали знания, сакральные и научные, которые были необходимы основателю Империи для ответа на брошенный ему историей вызов. Можно предположить, что Август продумывал самые ответственные шаги, сверяя их с мыслями греческих философов и опытом римских summi viri, взиравших на его деяния с высоты постаментов нового форума56.
При чтении Август всегда обращал особое внимание на полезные примеры и наставления. Особенно удачные находки рассылались близким, друзьям и должностным лицам. При обосновании некоторых мероприятий, ссылаясь на обычаи предков, принцепс зачитывал вслух перед сенатом целые книги, народу они оглашались в специальных эдиктах (Suet. Aug. 89. 2). Иногда с целью воспитания Август обращался к деяниям современности. Он красноречиво восхвалял перед народом Друза, призывая следовать примеру этого полководца — своего приемного сына. Август поместил на захоронении Друза собственные стихи и еще написал воспоминания о его жизни (Suet. Claud. 1. 5).
История была для Августа не только сокровищницей примеров (exempla). Он был достаточно сведущ в тех событиях и эпохах, которые считал для себя поучительными, среди них — история Греции и эллинистического мира. Находясь в Александрии, Октавиан оказал самые высокие почести Александру Македонскому. На его гроб, вынесенный из гробницы, Октавиан возложил золотой венец и усыпал мумию цветами. Юный Цезарь подчеркнул, что поклоняется Александру, с.32 как истинному царю, в противоположность явному пренебрежению к Птолемеям. Известно, что до конца своей жизни Август неравнодушно относился к славе Александра, но благоразумно не стал ему подражать. Из эпигонов симпатиями Октавиана пользовались Антигониды57.
Осмотрительно, со знанием дела, черпал Август также из римской исторической традиции. У Ромула был заимствован имидж основателя Города, но не монарха. Октавиану, как известно, предлагали титул второго Ромула. Но он не захотел ни удовлетвориться вторым местом (позднее его все же величали «вторым основателем Рима»), ни тем более предстать на политической сцене в качестве царя. Август не пошел и по пути приемного отца, диктатора Цезаря, поскольку учитывал все нюансы менталитета сограждан.
Август осознавал значение истории как важного фактора, формирующего политические взгляды. Его «Автобиография» (De vita sua) в 13 книгах, доведенная до Кантабрийской войны (25 г. до н. э.), должна была задать тон как трактовкам личности императора, так и интерпретации важнейших событий58. Его первым опытом истолкования и оценки исторических событий было упоминавшееся полемическое сочинение «Возражения Бруту о Катоне»59. К сожалению, исторические сочинения Октавиана-Августа не сохранились.
Известно о тесных контактах принцепса с Титом Ливием и постоянном внимании принцепса к его работе. Ливиева концепция раннего Рима соответствовала «реставрационной» идеологии принципата. Установлено также, что изложение событий гражданских войн в «Истории Рима» следовало «Автобиографии» императора. Август не упускал из поля зрения и других современных авторов, мягко направляя их интересы и при необходимости корректируя трактовки. Светоний заметил, что о себе принцепс позволял писать только «лучшим» сочинителям. Легко представить, что уже интерес, проявляемый к текстам, должен был непроизвольно включать у авторов фактор самоцензуры60.
Известны и примеры «заказных» сочинений. Греческий историк Николай Дамасский сочинил цитировавшуюся нами панегирическую биографию Августа, используя «Автобиографию» императора. Вдохновителем труда был друг императора Ирод, адресатом панегирического сочинения — читающая публика на греческом Востоке61. Другой монарх, царь Мавритании Юба, также учитывал позиции римского патрона в своих сочинениях62. В конечном счете, литературные, как и прочие интересы принцепса, не могли быть свободны от политических.
Август был, прежде всего, государственным деятелем, а не эстетствующим ценителем изящной словесности. Но образованность помогала искушенному политику ценить значение и силу литературы. с.33 Специальное поручение по «устроению библиотек» (ordinandas bibliothecas) было дано Помпею Макру (позднее его в должности заведующего Палатинской библиотекой сменил Гигин). Как следует из сообщения Светония, в сферу полномочий Помпея Макра входили не только чисто организационные, но также издательские и цензорские функции. В одном из «коротких и ясных» писем Август запретил ему издавать некоторые детские и юношеские сочинения Юлия Цезаря63. В данном случае причина была довольно безобидной — детские сочинения не соответствовали «божественному» статусу приемного отца. Но цензура могла иметь и более серьезные основания, как в случае с запрещенными сочинениями Овидия или при сожжении неканонизированных оракулов (Suet. Caes. 56. 7; comp.: Aug. 31. 1).
Сфера применения Августом своих обширных знаний не ограничивалась «политикой в области литературы и искусства». Он не оставался только прилежным учеником и восторженным слушателем. Это был человек образованный и творческий, который составлял законы и другие государственные документы, регулярно произносил речи и активно занимался литературой. Некоторые сочинения уже назывались. Общее количество текстов, вышедших из-под его пера или созданных при непосредственном участии принцепса, должно было исчисляться пятизначным числом64. К сожалению, из работ, к составлению которых был причастен Август, сохранились лишь немногие, и те в основном фрагментарно, или известны только по названиям. Особого упоминания заслуживают надписи, содержащие в основном официальные документы (числом 30). Всего в новейшем издании собрано 310 фрагментов текстов, вышедших из-под пера основателя Римской империи. Кроме документов, в подготовке которых Октавиан-Август принимал участие «по долгу службы» (эдикты, судебные решения и декреты, мандаты), это также множество речей, писем, записок, которые он адресовал сенату, должностным лицам, Ливии и членам своей семьи, провинциальным общинам.
Самое известное из сохранившихся сочинений Августа — его «Деяния» (res gestae divi Augusti). Подготовленное для посмертной публикации, оно является примером уважения к слову и мастерской работы над текстом. В этом своего рода политическом завещании, над которым Август работал не один год, возвращаясь к редактированию и корректурам вплоть до последних месяцев жизни, взвешено каждое предложение, каждая буква. В небольшом произведении — ключ к пониманию концепции Августова принципата65.
Владение ораторским искусством было непременным условием успешной карьеры римского политика времен Республики66. Судя по с.34 всему, для Августа это было не менее важно: он предпочитал и умел пользоваться методом убеждения. Известны его речи самого различного характера. Август выступал перед сенатом, народом, солдатами. Даже Тацит, который отнюдь не симпатизировал Августу, отмечал его легкую и свободную, достойную принцепса речь67.
Об уровне общей культуры свидетельствуют сочинения, которые принадлежат не Августу — государственному деятелю, но образованному, творческому человеку. Впечатляют широта интересов и разнообразие жанров, в которых Август попробовал свои силы. Ни в одном из них он не достиг головокружительных высот, но вершины были обозначены такими гигантами, как Цицерон, Вергилий, Гораций, а также десятками немного им уступающим. Светоний упомянул написанную гекзаметром «Сицилию» и эпиграммы в двух книгах. Сам Август достаточно самокритично оценивал свои успехи на литературном поприще. Свою трагедию «Аякс» юноша Октавиан счел неудавшейся и уничтожил68. Вряд ли предметом постоянной гордости стали до неприличия острые сатирические стихи, сочиненные во время Перузинской войны (40—
Личность основателя принципата сформировалась в суровое время гражданских распрей, он не мог позволить себе витать в облаках. В моменты, когда речь шла о жизни и смерти, Октавиан использовал все средства, и они не противоречили его убеждениям. Триумвира не останавливали ни угрызения совести перед бывшими союзниками, ни кровь сограждан. На войне Октавиан действовал расчетливо-жестко (в результате — жестоко), но не ожесточился. Ему редко изменяло чувство меры, испытания не привели к разрушению личности70. Своей уравновешенности, психической устойчивости (как и слабому физическому здоровью) Октавиан отчасти был обязан наследственности. Но не только. Политические взгляды и принципы сформировались сравнительно рано, на основе первых детских впечатлений. Они были почерпнуты в тихих, сохранявших патриархальный дух Велитрах, под воздействием ближайшего окружения. Основополагающими были усвоенные уже тогда ценности гражданской общины.
Но «век Августа» был также временем расцвета эллинистическо-римской культуры. Образованность, широкие литературные и научные интересы Августа не были тогда чем-то из ряда вон выходящим. Городские и загородные дома римской знати украшались греческими статуями и их многочисленными копиями. Портики служили местами ученых занятий и философских бесед. Образцом такого дома может служить вилла Папирусов в Геркулануме71. Об интеллектуальных, с.35 духовных интересах хозяев и гостей позволяют судить не только статуи философов, вписанные в архитектуру и ландшафт, но и богатая библиотека. О содержании бесед, которые велись в подобной обстановке, можно узнать в том числе благодаря диалогам Цицерона. Представление о высоком уровне культуры имущих классов дают римская литература «золотого» и «серебряного» веков, юриспруденция и историография, блестящие достижения в области градостроительства и архитектуры, в самых разных областях искусства. Использовавшая достижения всего Средиземноморья античная цивилизация переживала расцвет. В определенной среде это означало высокие стандарты образования, рафинированный художественный вкус, разнообразные интеллектуальные интересы.
На таком фоне образованность Августа может быть оценена как типичная для представителя политического класса. Но это не умаляет достоинств создателя Империи. В правителях такого масштаба редко обнаруживается столь удачное сочетание необходимых свойств характера, способностей и ума. Перед нами вырисовывается образ незаурядного правителя, во многом определившего дальнейшие судьбы Рима и мира.
Образ мыслей, стиль общения, поведение Августа соответствовали прочно усвоенным с детских лет римским обычаям. Изучение греческого наследия, в том числе знакомство с политической философией, помогло приобрести необходимую широту взглядов, видение перспектив72. Августу удалось не только консолидировать римское гражданство — «восстановить республику», но и приступить к созданию космополитичной Империи. Это был просвещенный правитель, подготовленный к решению стоявших перед ним грандиозных задач. Преодолевая водовороты смуты и минуя опасные рифы бесконтрольного произвола, принцепс уверенно привел государственный корабль в тихую гавань под названием pax Augusta. Личные качества реформатора, круг интересов и общения, политическая и общая культура во многом объясняют успехи его преобразований.
Сокращения
AJPh | American journal of philology. Baltimor |
CIL | Corpus Inscriptionum Latinarum |
FGrH | Fragmente der griechischen Historiker |
KP | Kleine Pauly |
MDAI(R) | Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts (Rom.) |
NP | Neue Pauly |
RE | Pauly’s Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung. Hrsg. von G. Wissowa. Stuttgart, с.36 1893— |
ZfV | Zeitschrift fur Geodäsie, Geoinformation und Landmanagement |
ВДИ | Вестник Древней истории |
РМА | Межерицкий Я. Ю. «Республиканская монархия»… — М.— |
ПРИМЕЧАНИЯ