с.79 Саллюстий — один из самых загадочных римских писателей. Сохранилось от его сочинений немногим более ста страниц, а споры вокруг его творчества всё не утихают, чему способствует и глубина его мысли, и склонность к недомолвкам, поскольку недосказанное каждый волен трактовать по-своему. Но таково состояние дел лишь в тех случаях, когда писатель хоть как-то высказывался по тому или иному поводу. Что же касается времени, то о нём Саллюстий прямо говорил не так уж много, и о том, какие представления он связывает с этим понятием, нам остаётся судить лишь по косвенным признакам. Тема эта интересна тем более, что писатель жил на сломе эпох, когда время Республики уходило, а время Империи ещё не настало.
Время и развитие. В литературе уже давно стала общим местом идея о том, что «“нравы предков” были для римлян наставлением, идеалом и нормой, а движение времени вперёд — соответственно нарушением идеала и нормы и, следовательно, утратой, разложением и порчей». Но в то же время, как замечает
Не приходится спорить с тем, что о прошлом Саллюстий вспоминает очень тепло. Вот что он пишет в «Заговоре Катилины»: «Вначале юношество, как только становилось способно переносить тяготы войны, обучалось в трудах военному делу в лагерях, и к прекрасному оружию и боевым коням его влекло больше, чем к распутству и пирушкам. Поэтому для таких мужей не существовало ни непривычного труда, ни недоступной и непроходимой местности, ни внушающего страх вооружённого врага; их доблесть (virtus) превозмогала всё. Но между собой они усердно соперничали из-за славы (gloriae maxumum certamen inter ipsos erat); каждый спешил поразить врага, взойти на городскую стену, совершить такой подвиг на глазах у других; это считали они богатством, добрым именем и великой знатностью (eas divitias, eam bonam famam magnamque nobilitatem putabant). До похвал они были жадны, деньги давали щедро, славы желали великой, богатств — честных» (7. 4—
И ещё два довольно необычных упоминания о добродетельных предках, коих недостойны их потомки: «Предки ваши (maiores vostri), — обращается плебейский трибун Меммий к народу, — ради обретения прав и утверждения своего величия путём сецессии с оружием в руках дважды занимали Авентин. А вы? Неужели вы, чтобы защитить полученную от них свободу, не приложите всех усилий — и тем решительнее, что утратить достигнутое — позор больший, чем вообще с.81 ничего не достигнуть?» (Iug. 31. 17). «Предки ваши, — вторит Меммию другой трибун, Макр, — добыли для вас плебейский трибунат, а недавно и патрицианскую магистратуру… Вся сила в вас, квириты… Но вас охватило какое-то оцепенение (torpedo), вывести из которого вас не может ни слава, ни позор, и вы отдали всё за свою нынешнюю праздность (ignavia)» (Hist. III. 48. 15 и 26). Если выше шла речь о доблести maiores в битвах с врагами, то здесь вспоминается их твёрдость в защите своих прав. Но ход мысли тот же — потомки недостойны своих пращуров.
Перед нами, казалось бы, стандартное описание движения времени как регресса. Но налицо и высказывания иного рода. Вот что Саллюстий пишет о предках римлян — спутниках Энея и примкнувших к ним аборигенов: «Дикие племена, не знавшие ни законов, ни государственной власти, свободные и никем не управляемые (genus hominum agreste, sine legibus, sine imperio, liberum atque solutum)». Но «в короткое время разнородная и притом бродячая толпа благодаря согласию стала государством (civitas)» (Cat. 6. 1—
Таким образом, если положение в важнейших сферах человеческого бытия улучшилось, то имелось ли у Саллюстия представление о «золотом веке», царившем в далёком прошлом и не нуждавшемся в прогрессе? Таковое у него усматривают, причём исследователи его творчества находят у писателя даже не один, а два «золотых века». О первом мы читаем в начале второй главы «Заговора Катилины»: «Тогда люди ещё жили, не зная честолюбия, каждый был доволен тем, что имел (etiam tum vita hominum sine cupiditate agitabatur; sua cuique satis placebant)» (2. 1). Г. Дрекслер подчёркивает, что жизнь, лишённая чрезмерных желаний, vita sine cupiditate — признак aurea aetas — «золотого века»5.
Но у Саллюстия помимо aurea aetas человечества, по мнению некоторых учёных, есть ещё и «золотой век» Рима, о котором уже говорилось8. Такой подход вызвал возражения
Заслуживает внимание одно место в «Югуртинской войне» (95. 3), где говорится о том, что о фамилии, к которой принадлежал Сулла, почти забыли из-за бездеятельности его предков (prope iam extincta maiorum ignavia). Сам же он весьма активен, обладает незаурядными способностями и становится главным героем заключительной части сочинения, где проявляет себя с положительной стороны. Казалось бы, перед нами ещё один пример того, что развитие не обязательно означает регресс. Но так лишь кажется, ибо впоследствии Сулла использует свои способности во зло государству, и писателю стыдно и тягостно говорить о его последующих деяниях (95. 4: postea quae fecerit, incertum habeo pudeat an pigeat magis disserere).
Как видим, мнение о двойственности взглядов Саллюстия на развитие налицо, хотя «насмешек над привязанностью к грубой старине», о которой говорит
Историческая память. Для чего существует человек? В чём смысл его жизни? С ответа на этот вопрос Саллюстий, в сущности, и начинает «Заговор Катилины»: поскольку жизнь «коротка, нам нужно оставлять по себе как можно более долгую память (memoriam nostri quam maxume longam efficere)» (1. 3). «По-настоящему живущим и наслаждающимся жизнью я считаю только того, кто, ревностно отдаваясь какому-либо делу, ищет доброй молвы о своих достославных деяниях или прекрасных качествах (praeclari facinoris aut artis bonae famam quaerit)» (2. 9). Однако память о деяниях человека зависит от того, насколько хорошо о ней рассказали даровитые писатели (8. 4). Конечно, неодинаковая слава (gloria) достаётся тому, кто описывает деяния (scriptor), и тому, кто их совершает (actor) (3. 2), но последнее означает заниматься политикой, которая перестала быть честной, и потому остаётся удовольствоваться лаврами писателя, тем более что в условиях крушения традиционных добродетелей это может принести пользу даже большую, чем политическая деятельность (Iug. 4. 3—
Любопытно, что сначала Саллюстий пишет о памяти, которую оставляет после себя человек (memoria), о его репутации (fama) и лишь потом — о славе (gloria). Причём в первых двух случаях речь идёт о людях вообще и лишь в третьем происходит конкретизация — scriptor et actor, описывающий деяния и их совершающий. Понятно, что под первым он подразумевает себя, а стало быть, gloria, пусть и не такую большую, как у государственного мужа, он «примеривает» на себя. Слава оказывается целью его жизни17 — идея не новая в молодой римской литературе, об этом писали уже Плавт и Катон, Энний говорил о ней как о награде за великие деяния18, но Саллюстий не просто вознамерился добиваться её литературными трудами, но и объявить их государственным делом — подобно тому, как Цицерон поставил оратора рядом с полководцем: «Прекрасно достойно служить государству делом, не менее важно служить ему словом (pulchrum est bene facere rei publicae, etiam bene dicere haut absurdum est)» (Cat. 3. 1)19.
В чём же, по мнению Саллюстия, столь значительная польза историописания, что её можно сопоставлять с политической деятельностью? Во введении к «Югуртинской войне» он пишет: «Я не раз слыхал, что Квинт Максим, Публий Сципион и другие прославленные мужи нашего государства говаривали, как они, глядя на изображения своих предков (maiorum imagines), загораются сильнейшим стремлением к доблести (ad virtutem adcendi). Разумеется, не этот воск и не этот облик оказывает на них столь большое воздействие; нет, от с.86 воспоминаний о подвигах (memoria rerum gestarum) усиливается это пламя в груди выдающихся мужей и успокаивается не ранее, чем их доблесть сравняется с добрым именем и славой их предков (neque prius…, quam virtus eorum famam atque gloriam adaequaverit)» (4. 5—
«Слом прежнего механизма памяти предопределяет содержание историографии: её особая задача состоит в том, чтобы показать, как пренебрежение старыми exempla ведёт к кризису в истории. Историческое повествование о кризисе Республики представляет собой анализ её отношения к прошлому», — пишет Й. Гретлайн22. Это хорошо видно на примере Югурты и Мария. Первый, чья характеристика в Iug. 6. 1 «целиком положительна»23, соответствует ей до тех пор, пока берёт за образец Сципиона Эмилиана, следующего примеру предков и уже являющегося одним из exempla. Это становится ещё более наглядным, когда Сципион советует нумидийцу продолжать следовать его правилам (permanere vellet in suis artibus) и напрямую предостерегает от порочных поступков, от попыток добиться своего в Риме подкупом (8. 2). Однако Югурта прислушивается к советам тех римлян, которые ставили богатство выше блага и чести (8. 1: divitiae bono honestoque potiores erant), т. е. не следовали заветам maiores. Эти советы людей, пренебрегших exempla предков, приводят царя к гибели24. с.87 Пример Мария, который в своей знаменитой речи пародирует элогии нобилей25 и обличает последних, как и сам Саллюстий во введении к «Югуртинской войне», за отказ от морального наследия предков и провозглашает себя истинным преемником maiores (85. 14—
Пренебрежение примером maiores можно усмотреть и в том, что даже положительные герои Саллюстия не руководствуются в своих поступках стремлением сравняться доблестью с предками28; упоминается лишь один exemplum, да и тот связан не с римлянами, а с их будущими врагами, карфагенянами, когда братья Филены ценой собственной жизни расширили границы отечества (Iug. 79). В то же время сказать, что римляне у Саллюстия вообще не руководствуются примером чьих-то деяний, было бы тоже неверно, однако соответствующие случаи имеют мало общего с подражанием доблестным предкам и скорее являются пародией на него. Речь идёт, прежде всего, конечно, о Катилине и его сообщниках. «После единовластия (dominatio) Луция Суллы его охватило неистовое желание захватить власть в государстве (lubido maxuma… rei publicae capiundae)» (Cat. 5. 6). «Многие вспоминали победу Суллы (memores Sullanae victoriae), видя, как одни рядовые солдаты стали сенаторами, другие — столь богатыми, что вели царский образ жизни; каждый надеялся, что он, взявшись за оружие, извлечёт из победы такую же выгоду (ex victoria talia sperabat)» (37. 6). Иными словами, за образец берут не добродетельного предка, а человека, ставшего тираном своего отечества, и это также свидетельствует о том, что прежняя система воспитания граждан на примерах maiores превратилась в свою противоположность29.
с.88 Интересную в данном контексте ремарку мы находим в «Югуртинской войне» (89. 6), где Марий совершает поход на находящуюся далеко в пустыне неприступную Капсу не только из военных соображений, но и из страстного желания (maxuma cupido) затмить успех Метелла, овладевшего в аналогичных условиях Талой и снискавшего этим великую славу (magna gloria ceperat)30. Конечно, Метелл вполне может служить примером для подражания, и действия Мария казалось бы, пример certamen gloriae прежних времён, но в том-то и дело, что поступок последнего, по мысли Саллюстия, порождён не столько благородными помыслами в духе maiores, сколько недобрым соперничеством с Метеллом.
Обращает на себя внимание ещё одно обстоятельство. Говоря о том, как важно служить государству словом, о том, что слава выдающихся людей зависит от того, как её воспели писатели (Cat. 8. 4), сам Саллюстий ничего подобного делать не намерен — заговор Катилины интересует его по причине опасности и беспримерности преступления (4. 4: sceleris atque periculi novitate), а Югуртинская война — в силу своей длительности, трудности, переменного характера (quia magnum et atrox variaque victoria fuit), а также того, что впервые был дан отпор надменности знати (primum superbiae nobilitatis obviam itum est) (Iug. 5. 1). О Сулле Саллюстий собирается написать подробнее потому, что Сизенна был недостаточно беспристрастен в своём труде по отношению к диктатору (95. 2: parum mihi libero ore locutus videtur) — вероятнее всего, в положительную сторону31, т. е. сам Саллюстий собирается «сыграть на понижение» (см. 95. 4)32. О virtus Суллы он не пишет ни от своего, ни от чужого имени33. С другой стороны, он намерен высказаться в защиту Сертория (Hist. I. 88), которому другие писатели не воздали должного из-за его незнатности (per ignobilitatem), а также из-за неприязни к нему этих самых писателей (per invidiam scriptorum). Оправдывая расправу Мария со сдавшимися ему жителями Капсы, Саллюстий явно ведёт полемику с авторами антимарианской направленности (Iug. 91. 7)34. Но это исключения, подтверждающие правило: ведь чрезмерная неприязнь многих писателей к Марию и Серторию с.89 тоже результат «партийного» подхода, о котором не было и речи в старые добрые времена. Требует оговорки и одна из причин выбора в качестве темы труда Югуртинской войны — ведь данный нобилитету отпор и проявившаяся в нём воля к отвоеванию свободы, как предполагает Э. Тиффу, в глазах Саллюстия связаны с возрождением virtus35. Однако такая трактовка небесспорна, ибо для Саллюстия главная ценность — согласие в обществе (Iug. 41. 2), а борьба народа за свои права обернулась не вполне объективным следствием по делу обвинённых в получении взяток от Югурты (40. 5), склокой, в которую вылилась борьба Мария за консулат, и несправедливым отстранением Метелла от командования.
Хронологические рамки повествования. Как известно, Саллюстий отошёл от анналистического метода подачи материала, предпочтя излагать историю римского народа «по частям» (Cat. 4. 2: carptim). Казалось бы, всё достаточно просто: в «Заговоре Катилины», если не считать исторического экскурса в начале сочинения, события охватывают 65—
В действительности же всё обстоит несколько сложнее.
Таким образом, в «Югуртинской войне» как бы несколько точек отсчёта — падение Карфагена, гракханская смута, молодость Югурты и, наконец, смерть Миципсы, после которой события по видимости развиваются стремительно (см. ниже). Однако наибольшее значение, по-видимому, имеет именно выступление Гракхов и расправа с ними. Тонкость предмета состоит в том, что важнее не прямое упоминание об этих событиях, а косвенное, ибо именно тогда и постулируется их важность для темы сочинения. Как уже говорилось, война с Югуртой интересна для Саллюстия среди прочего и потому, что впервые (primum) был дан отпор высокомерию знати (5. 1). Было бы очень странно, если бы речь шла о всей римской истории, ибо в таком с.90 случае игнорируется борьба патрициев с плебеями, успехи народа в которой он признавал сам (31. 17; Hist. I. 11; III. 48. 15 и 26). Учитывая «реваншистский» характер его речи, Меммий, призывая отдать под суд зарвавшихся нобилей, не случайно упоминает среди прочих их грехов убийство Гракхов (Iug. 31. 7—
Если же говорить об окончании «Югуртинской войны», то здесь хронологических отсылок тоже несколько — и пленение Югурты, и триумф Мария (это, кстати, события разных лет — см. ниже), а если смотреть дальше — гражданская война
Обратимся теперь к «Заговору Катилины», воспользовавшись подходом
А что же с окончанием? Казалось бы, сражение при Пистории завершает рассказ безо всяких намёков на дальнейшее. Однако уже сама эта битва — напоминание о гражданской войне, в том числе и грядущей, особенно если учесть роль в ней Петрея — активного участника смуты 49—
И наконец, «История». Она начинается с событий 78 г. (I. 1) и остаётся, по-видимому, незаконченной, дойдя до событий 67 г. По мнению одних учёных, Саллюстий хотел довести повествование до гибели Митридата, других — до заговора Катилины, однако равным образом возможна и более поздняя дата44, всё зависело от продолжительности жизни автора45. Тем не менее, сомнительно, что писатель намеревался довести изложение до своего времени — максимум до 51 г., о котором он пишет в I. 11. Между тем намёки на будущее в тексте имеются.
Во введении к «Истории» мы встречаем обычное для Саллюстия упоминание о разрушении Карфагена как начале упадка нравов (I. 11—
Так что, как видим, сочинения Саллюстия не имеют жёстких временных рамок, но как бы разомкнуты в отношении и прошлого, и будущего. Первое необходимо для лучшего понимания описываемых событий, а второе обусловлено сугубой актуальностью творчества автора, описывавшего прошлое не из антикварного интереса, а из стремления найти в нём корни настоящего.
Хронология событий и «плотность» времени. Учёные давно обратили внимание на многочисленные нестыковки в хронологии у Саллюстия. Вот некоторые из них. Сообщается, например, об убийстве Пизона (Cat. 19. 3), а в 21. 3 Катилина рассчитывает на его помощь, причём какое-либо объяснение такого противоречия (самое простое — неосведомлённость заговорщиков о происшедшем) отсутствует. В 24. 2 он отправляет деньги в Фезулы Манлию, который покидает Рим лишь в 27. 1. На деле 21 октября был принят senatus consultum ultimum против Манлия, 7 ноября имела место попытка покушения на Цицерона, затем состоялось сборище в доме Порция Леки,
Конечно, в каких-то случаях речь может идти о недосмотре (как при упоминании об отсылке денег ещё не уехавшему из Рима Манлию). Однако в большинстве случаев события подчинены литературным задачам. В последовательности событий проявляется своя логика: сначала совещание заговорщиков; потом первый серьёзный шаг — попытка убить консула; наконец, разжигание гражданской войны путём подстрекательства жителей Этрурии. Цезарь, выступая против казни катилинариев после, а не до угроз ему со стороны всадников, проявляет тем самым твёрдость и мужество.
Однако если о заговоре Катилины рассказывают многие источники, что позволяет выявить немало хронологических неточностей в изложении Саллюстия, то ситуация с Югуртинской войной гораздо сложнее, ибо число параллельных источников по ней невелико и не все они дают что-то для выяснения хронологии50.
Столь многочисленных неувязок, как в «Заговоре Катилины», во втором сочинении писателя нет, но иногда они всё же встречаются. с.93 Так, в 37. 3 говорится о январе 109 г., а в 43. 1 Метелл и его коллега, консулы 109 г., всё ещё числятся десигнатами, т. е. избранными, но не вступившими в должность51.
По словам Саллюстия, Миципса усыновляет Югурту якобы сразу (statimque) после возвращения того с Нумантинской войны (9. 3), тогда как ниже сообщает, что усыновление произошло лишь за три года до смерти Миципсы (11. 6) в 118 г.52, которая случилась ни много ни мало как через 15 лет после падения Нуманции, т. е. за словом «сразу» скрывается отрезок в 12 лет!53 (В то же время несправедлив упрёк в адрес Саллюстия в том, что у него говорится, будто Миципса умер через несколько лет после Нумантинской войны (Iug. 9. 4: post paucos annos)54, тогда как речь идёт о 15 годах55: ведь Миципса умирает через несколько лет не после войны в Испании, а после усыновления Югурты, а это всего три года.)
Давно уже обращено внимание на то, что после довольно насыщенной кампании 107 г., завершившейся взятием Капсы, Марий вдруг оказывается в 800 милях от неё, у р. Мулукки, переместившись с юго-востока Нумидии на её крайний северо-запад (92. 3—
Однако при всей стремительности, с какой разворачивается сюжет, и при всём том влиянии, какое оказал на Саллюстия Фукидид, римский автор не уподобляется великому предшественнику в том, что касается членения материала. Греческий историк, по словам Дионисия Галикарнасского, «описывая только одну войну, напряжённо и не переводя дыхания нагромождает битву на битву, сборы на сборы, речь на речь, и в конце концов доводит читателей до изнеможения» (ad Pomp. 772 Rob. Пер.
Помимо экскурсов, у Саллюстия наличествуют краткие зарисовки, ненадолго останавливающие действие: краткое, но выразительное описание Туллианума — подземелья в Мамертинской тюрьме, где совершались казни (Cat. 55. 3—
Festina lente — девиз императора Августа, чья карьера стала образцом политического успеха. Но, кажется, ещё не указывалось на то, что такой же точки зрения во многом придерживался и Саллюстий. Обратимся к примерам.
Первый заговор Катилины проваливается потому, что его глава слишком рано даёт сигнал сообщникам, которые ещё не успели собраться в нужном числе (Cat. 18. 8). При подготовке нового заговора он «приказывает», «бодрствует», «спешит» (festinare) (27. 2); узнав о с.96 заговоре, обыватели начали бестолково «торопиться, суетиться» (festinare, trepidare) (31. 2); спешка и беспорядочные действия сторонников Катилины становятся причиною не столько опасности, сколько страха (42. 1: festinando, agitando omnia plus timoris quam periculi effecerant); Цетег подгоняет медлительных, по его мнению, сообщников65, видя залог успеха в быстроте (maxumum bonum in celeritate putabat) (43. 3—
Ту же картину мы наблюдаем и в «Югуртинской войне». Собственно, причиной всего становится торопливость Югурты, который не хочет следовать совету Сципиона Эмилиана добиваться расположения римского народа верным служением ему и желает поскорее добиться своего бесчестным путём. Торопится он (maxume festinans) и при осаде Цирты, чтобы взять её до приезда римских послов (Iug. 21. 3) — напомним, что по взятии города он убивает ни в чём неповинного Адгербала, своего двоюродного брата (26. 3). Спешит Спурий Альбин — первый раз перед началом кампании (36. 3: tanta properantia), второй раз — когда уже его брат Авл, потерпев поражение, заключает позорный с точки зрения римлян мир с Югуртой (39. 2: omnibus modis festinare), но при этом Саллюстий пишет, что боевые действия консул вёл вяло (socordia), чем вызывал подозрения в сговоре с царём (36. 3). Во второй же раз его торопливость объясняется желанием избежать наказания за поражение Авла — его легата (39. 2), а потому честность намерений Спурия в глазах автора более чем сомнительна. Югурта спешит лишить Бокха надежды на мир (festinabat, Bocchi pacem imminuere), чтобы втянуть в войну с римлянами (81. 1).
Как видим, в указанных случаях спешка связана со стремлением скорее совершить злодеяние или с неуверенностью в себе. В то же время можно наблюдать, что умение не торопиться присуще героям, когда они совершают поступки во благо Рима: Метелл, увидев, что сражения не приносят победы в войне (Iug. 54. 5), переходит к методичному наступлению на врага, разоряя его территорию и склоняя к измене сподвижников Югурты; Марий, придя к аналогичному выводу, приступает к планомерному захвату нумидийских городов (88. 4). Когда римляне подозревают мавретанского царевича Волукса в сговоре с Югуртой и предлагают Сулле расправиться с ним, последний, хотя думает так же, проявляет выдержку и оказывается прав — Волукс не выдаёт их нумидийскому царю (гл. 106—
Однако далеко не всегда упоминания о спешных действиях даны в негативном контексте. В «Заговоре Катилины» говорится о том, что римляне в условиях непрерывных войн «спешили, готовились» (6. 5: festinare, parare). В «Югуртинской войне» подобные действия также связаны с боевыми операциями (Метелл: 55. 3; 68. 1; 73. 1; Рутилий с.97 при Мутуле: 52. 5; римляне при взятии Ваги: 69. 2; жители Талы: 76. 4). Это вполне естественно, поскольку на войне быстрота решает подчас всё, и тональность таких указаний нейтральна. Сулла советует Бокху поспешить (festina) с обретением дружбы Рима (102. 9).
Особо следует отметить известный эпизод, когда Метелл иронически советует Марию не торопиться с консульством (64. 4: ne festinaret). Однако эта ирония обращается против самого Метелла, ибо он руководствуется в своих «дружеских» советах сословной спесью.
Таким образом, спешка и слово festinare, чаще всего обозначающее поспешность, не всегда подразумевают нечто предосудительное, ибо быстрота действий подчас необходима66. Неудивительно, что почти всегда нейтральные упоминания таковых связаны с военной тематикой, где царствуют чрезвычайные обстоятельства. В подавляющем же большинстве иных случаев Саллюстий неодобрительно отзывается о торопливости67, осуждение которой подчас приобретает у него морализаторский оттенок. Другого было бы трудно ожидать от «отставного» политика, наслаждавшегося своим неприятием светской суеты и разделявшего усталость общества от «больших скачков».
Время зла. В заключение нельзя не обратить внимания на такой, в общем-то, заурядный, но от этого не менее примечательный факт: ночь у Саллюстия предназначена для злых дел. Под её покровом собираются заговорщики в доме Порция Леки (Cat. 27. 3); ночью собираются убить Цицерона (28. 1), ночью уезжает из Рима Катилина (32. 1); ночью должны действовать по плану Лентула Суры его сообщники (43. 1). В это же время суток действует Югурта: убивает Гиемпсала (Iug. 12. 4); нападает на лагерь Адгербала (21. 2), а затем и Авла Постумия Альбина (38. 4). Наступление темноты спасает нумидийцев от разгрома при Мутуле (53. 3). Любопытно, что и решение о выдаче им Югурты Бокх принимает также ночью (113. 3). Это, как может показаться, противоречит предыдущему, поскольку поступок царя — на пользу римлянам. Однако для Саллюстия, как и для стоиков, важен не столько результат действия, сколько то, в каком состоянии духа оно совершено68. Бокх же постоянно колеблется, решая, кого выгоднее выдать — Югурту Сулле или наоборот. Естественно, такое поведение вызывает суровое осуждение писателя (113. 1—
с.98 При этом указывается, что Марий, чьи войска находились на марше ночью, нападают на Капсу уже с наступлением дня (91. 4: ubi dies coepit). Под Циртой всю ночь враги бодрствуют, празднуя успех, а римляне, дождавшись, когда те заснули, на рассвете (ubi lux adventabat) наносят удар (99. 1)69.
Выводы. Как показывает изложенное выше, время играет очень значительную роль в сочинениях Саллюстия, и далеко не только в хронологическом отношении. Писатель остро ощущает его ход, наблюдая воочию изменения, которые он несёт, не ограничиваясь при этом констатацией одного лишь падения нравов и признавая во многом положительный характер развития. Понимая, что корни настоящего находятся в прошлом, а последствия нынешних поступков дают о себе знать в будущем, он нередко выходит за рамки повествования, чтобы показать и то, и другое. Для иллюстрации или доказательства своих идей писатель готов пренебречь строгой хронологией или даже «подправить» её — приём, обычный для литератора, которым Саллюстий был в большей степени, чем историком. А его приверженность принципу festina lente демонстрирует, что не в меньшей степени был он и философом — пусть и не подкрепившим свои взгляды собственной биографией.
Korolenkov A. V. Time, Past and Present in Sallust
The paper deals with Sallust’s perception of historical time. Sallust recognizes that ancestors’ times were better than current period, but, nevertheless, doesn’t deny progressive trends in development from past to present and notes many eventual changes to the best in course of history. Evolution of human characters, according to Sallust, does not go only to the worst too (contrary to opinion of some specialists on Sallust’s concepts). The author agrees with K. Heldmann who thinks that “Golden Age” for Sallust belongs not to mythical but to historical times, and the very aurea aetas as Yu. G. Chernyshov notes, is absent in Sallust’s texts. Sallust recognizes importance of historical memory, and (as J. Grethlain has shown), thinks that loss of this memory conducts to bad consequences for Rome. But, however, Sallust himself prefers not to tell about glories of the past but to convict defects of the present. Developing
с.99 Sallust thinks it necessary to keep principle “festina lente” in civil affairs but to be quick at war. By the way, he imperceptibly, but systematically (sometimes going even on some distortion of reality) lets know that night is “time of harm” whereas good deeds are made by the light of day.
ПРИМЕЧАНИЯ