Camulodunum colonia victricensis: рождение и гибель провинциального центра
с.148 Камулодун (совр. Колчестер) занимает особое место среди городов римской Британии. Это самый ранний из основанных в провинции городов и первая колония ветеранов на острове1. Кроме того, Камулодун — единственный римско-британский город, обстоятельства основания которого сохранила античная традиция. Данные Тацита и Диона Кассия вкупе с несколькими надписями, обнаруженными антикварами нового времени, способствовали тому, что в XX в. Камулодун наряду с Лондинием и Каллевой Атребатов оказался среди самых изучаемых городов Британии. Археологические изыскания М. Уилера, Р. Халла, Ф. Крамми позволили существенно расширить наши представления о городской жизни в провинции2. В последнее десятилетие раскопки Камулодуна обогатили исследователей рядом интересных и неизвестных ранее исторических памятников, среди которых выделяется цирк — уникальное для римско-британских городов сооружение3.
В данной статье будет рассмотрена жизнь Камулодуна в 49—
История доримского Камулодуна может быть реконструирована лишь частично. Есть основания полагать, что Камулодун был важным бриттским поселением уже в середине I в. до н. э. Видимо, именно здесь находилась ставка главного противника Юлия Цезаря — царя Кассивеллауна. Цезарь описывал столицу своего врага как oppidum «с большим количеством людей и скота», защищённый как естественными условиями (лесом и болотами), так и трудом людей, создавших сложную систему рвов и деревянные укрепления (Caes. BG. V. 21. 3). К сожалению, Цезарь не указал название поселения, поэтому отождествление Камулодуна со столицей с.149 Кассивеллауна пока может считаться правдоподобным предположением, но не доказанным фактом4.
Впервые само название «Камулодун»5 появилось на бриттских монетах конца I в. до н. э. Анализ монетных легенд позволяет приблизительно восстановить историю доримского Камулодуна. Около 10 г. до н. э. Тасциован, царь катувеллаунов, подчинил соседнее племя триновантов. Самое крупное поселение триновантов, Камулодун, было превращено в столицу державы Тасциована. Через два десятилетия державу катувеллаунов унаследовал Кунобелин, считающийся наиболее удачливым и могущественным правителем доримской Британии. На монетах Кунобелина название «Камулодун» встречалось значительно чаще, чем у Тасциована6. Это обстоятельство наряду с сообщением Диона Кассия (LX. 21) говорит в пользу «столичного» статуса Камулодуна в так называемом «Восточном царстве» Британии.
Археологические исследования под руководством Ф. Крамми и Р. Ниблетт в районах Госбекс и Шипен дополняют картину, созданную на основе традиции и нумизматических источников. Доримский Камулодун представлял собой большую (1000 га) площадь, огражденную с разных сторон земляными укреплениями, палисадами и природными преградами — лесами и рекой Колн. Внутри без всякого видимого порядка располагались типичные для бриттов круглые дома, хозяйственные постройки, пастбища7. Археологические материалы ясно указывают на то, что основным занятием жителей Камулодуна являлось скотоводство. В центре oppidum должен был находиться культовый центр, наподобие того, что был в Веруламии, но о нем пока нечего сказать.
Находки импортных изделий в пределах поселения и в прилегающих погребениях демонстрируют, что общество доримского Камулодуна было достаточно дифференцировано. Близость к реке с.150 Колн позволяла вести торговлю как с другими областями Британии, так и с континентом, откуда в Камулодун прибывали изделия из центральной Галлии, сосуды типа terra nigra и terra rubra, которые изготавливали мастера из Бельгики, амфоры, предназначенные для хранения фруктового сиропа, вина, оливкового масла, рыбных соусов8. Основным покупателем была местная знать. Погребения камулодунских аристократов, обнаруженные в районах Лексден (20—
В 43 г. территорию Камулодуна заняли римские войска под командованием Авла Плавтия (Dio Cass. LX. 21). Внутри границ доримского oppidum появилось сразу два римских опорных пункта: легионная крепость в районе Шипена и деревянный форт в районе Госбекс10. В 49 г. по приказу пропретора провинции П. Остория Скапулы части XX легиона были переброшены в район Кингсхолма (Глостершир) для последующего наступления на племена силуров. На месте оставленной легионом крепости была основана колония ветеранов, цель создания которой, по словам Тацита, заключалась в том, чтобы «создать оплот против непокорных и приучить союзников к законам»11.
Данные письменных источников и археологии об основании колонии заслуживают самого пристального внимания. В рассказе Тацита создание римского Камулодуна — это конкретное решение Остория Скапулы, принятое в рамках реализации его плана по завоеванию территории современного Уэльса. Есть два обстоятельства, которые позволяют взглянуть на основание колонии с другой стороны.
Во-первых, это роль, которую сыграл Камулодун во время римского вторжения. Он был главным опорным пунктом Каратака и важнейшей целью наступающей римской армии. В то же время поселение не стало центром сопротивления захватчикам — после поражения и бегства Каратака Камулодун, судя по всему, без особого сопротивления сдался Клавдию. Именно здесь Клавдий принял капитуляцию одних бриттских племен и подтверждения верности — других (атребатов, иценов). После этого Клавдий, как известно, отбыл на континент, поручив покорение острова Осторию (Dio Cass. с.151 LX. 21; Suet. Claud. 17). Действия императора позволяют нам сделать предположение, что Клавдий прекрасно понимал первостепенное значение Камулодуна для племён восточной Англии.
Во-вторых, здания постоянного легионного лагеря, построенные в 43—
Действия Клавдия, особенности легионной крепости и дальнейшее развитие колонии позволяют сделать предположение, что Камулодун с самого начала завоевания рассматривался как важнейший административный центр римской Британии, будущая столица провинции. Выведение сюда колонии стало следующим шагом в реализации курса, намеченного, возможно, самим Клавдием.
Итак, оставленная войсками крепость была превращена в западную часть колонии — укрепления срывались, рвы засыпались, здания перестраивались и приспосабливались под нужды гражданского населения. Principia была снесена, чтобы освободить место для одной из двух важнейших дорог города — decumanus maximus. Во многих зданиях бывшей крепости на смену старым, изготовленным из обожженной супеси, пришли новые стены с деревянным каркасом, более прочные и долговечные. Внутренняя поверхность таких стен была покрыта штукатуркой и в ряде случаев украшалась простейшими геометрическими орнаментами, в основном, в виде ромбов13. Жители только что основанной колонии явно стремились украсить свой быт, несмотря на то что в первое время существования города возможности для этого были ограниченными.
Параллельно с гражданским строительством шло сооружение общественных зданий. Из сообщений Тацита (Tac. Ann. XIV. 32) мы знаем, что в Камулодуне были театр, здание курии и храм, посвящённый божественной особе императора Клавдия. Если о местонахождении и обустройстве театра и курии нам практически ничего неизвестно14, то храм Клавдия подробно исследован15.
Первым учёным, предположившим верное местонахождение храма Клавдия, был Мортимер Уилер. Он отметил, что подиум с.152 храма может находиться под замком норманнского периода16. Дальнейшие археологические работы подтвердили правильность мысли Уилера, и теперь, благодаря трудам П. Друри и Д. Фишвика, в нашем распоряжении имеется относительно полная картина развития храма с
Сразу после основания колонии, в начале
О населении Камулодуна и его окрестностей в период между основанием колонии и восстанием Боудикки нам известно немного. Оно должно было состоять из двух больших групп — мигрантов с континента и бриттов (катувеллаунов и триновантов)21, пропорциональное отношение между которыми неясно.
с.153 Судя по всему, большую часть граждан колонии составляли ветераны. Имена двух ветеранов-граждан колонии дошли до нас на искусно сделанных надгробиях. Первое, одно из самых знаменитых надгробий Альбиона, принадлежит Марку Фавонию Фацилису, центуриону XX легиона (RIB. I. 200)22. Имя и указание трибы позволяют сделать вывод, что Фавоний происходил из Италии. Погребальный монумент содержит скульптурное изображение центуриона в боевом облачении и с непокрытой головой, которое помещено в нишу, образованную закрытой с одной стороны аркой. Реализм изображения сейчас ставится под сомнение — исследователи отмечают сходство лица Фавония с бронзовой головой Клавдия из реки Элд и рядом других скульптур 40—
Ещё одно надгробие, синхронное с памятником Марка Фавония, принадлежит Лонгину Сдапезу, сыну Матига, дупликарию первой алы фракийцев (RIB. I. 201)25. Помимо надписи, на монументе находилось (сохранилось не полностью) рельефное с.154 изображение всадника и побеждённого варвара, распростершегося под копытами коня26. Фракийское происхождение Лонгина ясно не только из названия его алы, но и из самого текста надписи — он родился в паге Сардика (совр. София).
Помимо ветеранов в колонии должны были проживать члены их семей и вольноотпущенники. Так, логичным будет предположить, что Верекунд (судя по имени, галл или бритт) и Новиций, поставившие памятник Фавонию, остались жить в колонии, их потомки вполне могли пополнить состав городской общины.
Ещё одну группу городского населения составляли торговцы и ремесленники, прибывшие в новую колонию с континента. В нашем распоряжении есть два интересных памятника, иллюстрирующих их жизнь, — лавка, торговавшая керамикой27, и мастерская по производству масляных ламп28. Эти здания располагались практически напротив друг друга, по разные стороны от decumanus maximus.
Торговая лавка на Хай-стрит (девятнадцатая инсула, южная сторона decumanus maximus) была обнаружена в августе 1927 г. строителями, занятыми на ремонте кафе. В ходе последовавших археологических исследований здесь была найдена большая коллекция керамики стиля terra sigillata и изделий из стекла. Подробное изучение самой девятнадцатой инсулы и найденных в ее пределах артефактов позволило Р. Халлу реконструировать расположение товаров в лавке. Пол и нижние полки были заставлены глиняными сосудами, на верхних красовалась изящная стеклянная посуда29. Для нас особый интерес представляет ассортимент товаров. Большая часть сосудов terra sigillata была изготовлена в южной Галлии, в районе Ла-Графанеск. Об этом свидетельствуют штампы известных мастеров этого региона — Аквитана, Басса, Прима, Вирилиса и Виталиса30. Среди продававшихся сосудов преобладали однотипные чаши и кувшины, имелось некоторое количество одинаковых масляных ламп, и потому можно сделать вывод, что торговцы ориентировались на массового покупателя, а не на ценителей предметов роскоши. Сходным образом обстоит дело со стеклянными изделиями. Подавляющее их большинство — с.155 однотипные чаши, фляги и бутыли из простого зеленого или сине-зеленого стекла31.
Мастерская, занимавшаяся изготовлением масляных ламп (части десятой и одиннадцатой инсул, северная сторона decumanus maximus), была найдена в 1966 г., но полная каталогизация артефактов завершилась лишь недавно. В мастерской были обнаружены фрагменты трёх сотен ламп и девять почти целиком сохранившихся форм32.
Масляные лампы (lucernae) были неотъемлемым элементом быта. Многочисленные свидетельства античной традиции показывают, что без таких предметов невозможно было представить жизнь в городах империи. Лампы были и в частных домах, и в общественных зданиях, без них была невозможна работа многочисленных трактиров и публичных домов (Mart. Ep. III. 93. 14; IV. 4. 9; VIII. 3. 18; 58. 11)33. Появление мастерской, производящей подобный товар, говорит о том, что население колонии испытывало большую потребность в подобных изделиях.
Большая часть найденных ламп содержит изображения на ламповых дисках. Содержание этих изображений весьма разнообразно и интересно. К числу наиболее частых мотивов можно отнести изображения головы Вакха, Луны, галопирующего коня34. Первые два были весьма распространены в Галлии и особенно среди изделий из Лугдуна35. Связь с континентом прослеживается и в самой конструкции колчестерских ламп — многие из них имеют ручку, что является характерной чертой римских ламп из Германии36. Особый интерес представляют изображения галопирующего коня на масляных лампах. Они весьма напоминают сюжеты монет Тасциована и Кунобелина37. В доримской Британии лошадь была символом высокого социального статуса, поэтому её частое появление на типично имперских изделиях может служить свидетельством того, как ремесленники ориентировались на вкусы покупателей, часть из которых была бриттами, поселившимися в городе.
Вопрос о положении и статусе бриттов Камулодуна представляет особую важность. К моменту прихода римлян население региона с.156 не было однородным по социальному статусу и имущественному положению, кроме того, мы не можем исключать возможность межплеменного, пусть и скрытого, противостояния катувеллаунов и триновантов.
Тацит сообщает, что колонисты-ветераны грубо обращались с триновантами, сгоняли их с земель и лишали жилья (Ann. XIV. 30). Это, казалось бы, указывает на то, что местное население оказалось в зависимом от граждан-колонистов положении. Но реальная ситуация была не столь однозначной. Нам кажется, что можно говорить как минимум о двух разных группах бриттского населения колонии и окрестностей. Первая группа — это те, кто жил в сельской округе. Именно к ним относится указанное свидетельство Тацита38. Словам римского историка, впрочем, нельзя безоговорочно доверять. Пример того, что местное население продолжало обрабатывать свои земли, мы находим на ферме Эбботстоун, недалеко от района Госбекс. Здесь хозяйственная деятельность не прервалась в связи с римским завоеванием и последующим основанием колонии. Обитатели Эбботстоуна, судя по преемственности керамики и отсутствию на территории фермы новых построек, продолжали заниматься своими традиционными занятиями: земледелием, скотоводством, изготовлением сыра39. Можно отметить, что от своеволия ветеранов пострадала лишь часть населения сельской округи.
Вторая группа бриттского населения — жители города и ближайших окрестностей. Их Тацит упоминает, рассказывая о том, почему колония оказалась не готова к отражению нападения Боудикки: «уповая на храм как на неприступную крепость и встречая противодействие в осуществлении разумных мероприятий со стороны тех, кто был тайным сообщником восставших, они не провели вала и рва и не отослали женщин и стариков» (Пер.
Данные о развитии города после 49 г. н. э. позволяют дополнить сообщение Тацита о целях выведения колонии. Камулодун был основан, во-первых, для обеспечения ветеранов землей, во-вторых, в качестве провинциального центра, где должны были бы собираться представители различных бриттских племён. Роль главного города провинции, отведённая Камулодуну, означала не только привилегии и почёт, но и серьёзные расходы, тяжёлым бременем ложившиеся на городскую общину, перегринов и зависимое население. Римский Камулодун стал центром взаимодействия самых разных культур империи, символом и воплощением новой, имперской власти, местом, где часть бриттов перенимала (добровольно или не очень) римский образ жизни43. Стремительные перемены неизбежно означали обострение социальных и культурных противоречий, вели к столкновению покоренных и покоривших. Римская власть в Британии была еще не слишком крепка и привычна, а римская культура еще не успела стать неотъемлемой частью жизни бриттов. Для тех, кто был недоволен римлянами, Камулодун и его храм Клавдия представляли главный символ чужеземного господства (Tac. Ann. XIV. 31).
Камулодуну было не суждено сохранить свое положение в провинции. В 61 г. город полностью уничтожили восставшие бритты под предводительством Боудикки. Тацит, описывая разгром Камулодуна, отмечал, что вследствие бездействия военного командования провинции колония оказалась лишена самых простых оборонительных сооружений — рва и вала, а местные власти не смогли укрепить город самостоятельно (Tac. Ann. XIV. 31—
Восстание Боудикки подвело черту под развитием Камулодуна в качестве главного города провинции Британия. Следующие пятнадцать лет опустевший и выгоревший город медленно приходил в себя. Лишь с 75 г. начинается масштабное строительство, благодаря которому во II в. Камулодун вступит полностью восстановленным. Его ждёт более чем столетний период спокойного и благополучного существования. В городе шла бойкая торговля, сюда переселялись ремесленники с континента (
Baryshnikov A. Ye. Camulodunum Colonia victricensis: the Birth and the Death of a Provincial Capital
Camulodunum was the first capital of Roman Britain. Today it is one of the well-known Roman-British towns. Recent excavations, a number of inscriptions and several passages by Tacitus and Dio shows that the earliest Roman Camulodunum was an imperial project. Roman authorities supposed that the town, which before 43 AD was a capital of “Eastern kingdom”, would become the centre of Britannia. When the legionary fortress of Camulodunum was abandoned, a civil settlement with status “colonia” of veterans was established.
From 49 to 61 AD intensively developed. The temple of Claudius was constructing, streets of town were full with Roman citizens and migrants from the Continent — traders, craftsmen etc. Archaeological с.159 evidence shows that at least a part of British tribal elite found Roman way of life attractive. But the development of the provincial capital was interrupted by Boudicca’s revolt. The rebels hated Camulodunum as a symbol of greedy conquerors and burnt the town to the ground. The town was rebuilt only after 75 AD. Later Camulodunum lived in the shadow of Londinium, which replaced it as a financial and administrative centre of the region.
ПРИМЕЧАНИЯ