Античное кораблекрушение как археологический комплекс
с.379 Античное кораблекрушение представляет собой археологический комплекс, в исследовании которого можно выделить два основных направления: всестороннее изучение самого корабля как транспортного средства, управляемого людьми, и анализ сохранившегося груза. Для решения вопросов, связанных с эксплуатацией грузового судна, большое значение имеют материалы, полученные в результате раскопок кормовых участков затонувших судов.
Как правило, в районе кормы обнаруживают личные вещи моряков, монеты, которые являются надежным средством для датировки памятника, миски, посуду для приготовления пищи, кувшины для вина, плотницкие инструменты. Если на месте аварии отсутствуют якоря, чье местоположение позволяет сориентировать судно, лежащее на грунте (нос — корма), как в случае с крушениями «Портичелло», «Улу Бурун», «Арле IV»1 и др., то иногда ориентировку корабля удается определить благодаря предметам хозяйственного и личного пользования экипажа. Подобным образом, например, были сориентированы корабли, затонувшие у Ашкелона2 и на банке Скерки (рис. 1) в Тирренском море3.
Предметы хозяйственного назначения и религиозного культа позволяют судить о количестве экипажа и национальной принадлежности моряков и лучше представить жизнь человека на борту древнего корабля. В отличие от амфорного груза, чье время пребывания на борту торгового парусника исчислялось несколькими днями, кухонная (корабельная) посуда использовалась из рейса в рейс и являлась постоянным компонентом на судне. Чаще всего ее происхождение бывает связано с местом, которое условно можно назвать портом приписки судна, а это означает, что и происхождение затонувшего корабля надежнее устанавливать на основании типов керамических сосудов «с камбуза»4.
с.380 Отсутствие на месте крушения какой-либо хозяйственной посуды или предметов быта также может служить основанием для некоторых умозаключений. Например, груз торгового корабля, затонувшего в
Находки личных вещей на участке крушения «Улу Бурун» обеспечивают нас информацией относительно истории межрегиональных контактов в восточном Средиземноморье в эпоху поздней бронзы. Их анализ показал, что в момент гибели судна, кроме финикийских моряков, на борту находились по крайней мере два богатых микенских торговца или посланника, о высоком статусе которых говорят несколько ножей микенского типа, украшения из кварца, янтаря, стекла и, что более важно, два микенских меча и пара печатей. В районе кормы также было обнаружено большое количество корабельного имущества: плотницкие инструменты, шила и иглы для починки парусов, крючки, гарпун и трезубец для ловли рыбы.
Рыба, как известно, составляла основной рацион питания моряков, плававших на древних и средневековых судах. Кроме рыбы, туда входили различные фрукты, овощи, бобы, зерновые и злаковые культуры. Под кормовым палубным настилом «Кирении» сохранились остатки пищевых продуктов, среди которых были маслины, фисташки, веточки высушенных трав, виноград. Здесь же были найдены четыре миски и ложки, принадлежавшие членам судовой команды7. Очень интересной находкой стала амфора, поднятая с кораблекрушения
с.381 До сих пор широко распространено мнение, что на античных судах не было возможности приготовить горячую пищу ввиду отсутствия жаровен или очагов и ее готовили только во время стоянки на берегу. Возможно, ограниченное пространство на кормовом участке палубы некоторых судов действительно не позволяло оборудовать настоящий камбуз, но ведь для того, чтобы развести огонь и приготовить несложный обед, вовсе не требуется постоянного очага. Достаточно использовать медный котел или керамический горшок большей емкости, закрепив над ним меньший по диаметру. В таком импровизированном очаге не составит труда нагреть воду или потушить рыбу. Большое количество фрагментов угля и обугленных веточек терновника (sarcopoterium spinosum), обнаруженное на кораблекрушении «Улу Бурун», по мнению исследователей, говорит именно о процессе приготовления пищи на борту9.
Для тушения рыбы использовались кухонные горшки типа найденных в кормовых участках крушения «Танит» и «Элисса»10. Всего было поднято и восстановлено шесть — два с «Танит» и четыре с «Элиссы». Их типологическое сходство с кухонной посудой
В районе камбуза «Элиссы», по левому борту, находилась и большая толстостенная чаша, которая обычно использовалась для размола приправ и измельчения пищевых продуктов (mortarium) (рис. 2. 6). На суше посуду такой формы в основном находили в комплексах, датируемых
Исследуя затонувшее в
В некоторых случаях выяснить национальную принадлежность команды позволяют предметы религиозного культа. Вокруг «морской» темы уже в самой глубокой древности складывалось множество разнообразных мифов и легенд, часть из которых нередко находила отражение в произведениях античных авторов. В источниках упоминаются различные монстры, обитающие в морских глубинах. Море, населенное чудовищами, мы встречаем у Гомера (πόντος μεγακήτης — Od. III. 158). Суеверный страх могли внушать не только хищные обитатели моря, но даже мирные тюлени (Tac. Ann. II. 24). К реальным опасностям добавлялись и разного рода химеры вроде сирен или Скиллы и Харибды. Иногда слухи о подобных «ужасах» распространяли намеренно, как это делали, например, финикийцы, чтобы отпугнуть возможных конкурентов от плаваний за Столпы Геракла.
По словам
Кувшин с узким горлом, курильница и маленькая амфора (рис. 2. 7—
Керамический сосуд с узким горлом имеет характерное для профилей последней четверти восьмого столетия острое плечо. Этот тип керамики наиболее ярко представлен в тех районах, которые охватывала финикийская морская торговля. То, что этот кувшин служил для хранения вина, ясно из надписи, выгравированной на другом таком же кувшине, найденном на южном побережье Ливана, и описывающей его содержание как некое вино21. Определяющей явилась надпись, сделанная еще на одном кувшине подобного типа. Его объем составлял 1.27 литра, а надпись читалась как «Принадлежащий Маттаньяху, вино для возлияний, четвертая часть»22. В Библии, в
Неоценимый ключ к разгадке духовной культуры финикийских моряков предоставляет курильница с «Эллисы», найденная вместе с кувшином. Подобные курильницы в большинстве своем датируются периодом поздней бронзы и раннего железного века. При священнодействии их, как правило, держали в руках. Чаще всего, в качестве примера приводится фрагмент египетской настенной живописи из могилы Хенамун, относящийся к
Многие артефакты, поднятые археологами с кормовых участков крушений, еще не опубликованы. Хотелось бы подчеркнуть, что с целью получения более полной информации о техническом оснащении транспортных кораблей и организации морских перевозок необходимо комплексное исследование всего имеющегося материала. В результате такого анализа расширяются наши представления о жизни человека в море, его повседневном быте, духовной культуре. Открывается целостная картина мира человека в контексте истории мореплавания.
Kiselnikov
The general problem raised in the article is the significance of the artifacts from the stern areas of shipwrecks in the study of the history seafaring. Have we can find different things such as personal things of crewmen, coins, carpenter’s instruments, galley pottery, sacral objects. All this allows us to get a full picture of a person’s life and work in the sea.
Рис. 1. Кухонная посуда в кормовой части крушения «Скерки G». (Ballard |
Рис. 2. Керамическая посуда и торпедовидные амфоры с крушений «Танит» и «Элисса» (Ballard |
Рис. 3. Бронзовая женская статуэтка, украшенная золотом, с крушения «Улу Бурун» (Institute of Nautical Archaeology. Photo Galleries. INA. KW-10769 [электр. ресурс] http://inadiscover.com/projects/all/southern_europe_mediterranean_aegean/uluburun turkey/photo_galleries/). |
ПРИМЕЧАНИЯ