Казаков М. М.

Христианские храмы в языческих святилищах (к вопросу об утверждении христианства в Малой Азии)

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 15. Саратов, 2011. С. 387—395.

с.387 Вес­ной 2010 г. в соста­ве груп­пы пре­по­да­ва­те­лей из раз­ных учеб­ных заведе­ний мне дове­лось посе­тить целый ряд антич­ных цен­тров в запад­ной Малой Азии на терри­то­рии совре­мен­ной Тур­ции. Целью этой поезд­ки по марш­ру­ту «Семь церк­вей Апо­ка­лип­си­са» являл­ся поиск хри­сти­ан­ских древ­но­стей, но наше вни­ма­ние, в том чис­ле, при­вле­ка­ли и антич­ные архео­ло­ги­че­ские объ­ек­ты, напри­мер, При­е­ны, Миле­та и Дидим.

Одна из про­блем, обра­тив­шая на себя вни­ма­ние во вре­мя поезд­ки и дав­но нуж­даю­ща­я­ся в раз­ре­ше­нии — вопрос о том, где антич­ные хри­сти­ане стро­и­ли свои церк­ви и как они опре­де­ля­ли место для стро­и­тель­ства.

С опре­де­лен­ной уве­рен­но­стью мож­но ска­зать, что до нача­ла IV в. хри­сти­ане вооб­ще не зани­ма­лись стро­и­тель­ст­вом и соби­ра­лись для молитв либо в част­ных домах, либо на откры­том возду­хе, либо в ката­ком­бах. С юриди­че­ской точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ство было в поло­же­нии «недоз­во­лен­ной рели­гии» (re­li­gio il­li­ci­ta), а общи­ны хри­сти­ан под­па­да­ли под кате­го­рию «неза­кон­ных собра­ний» (col­le­gia il­li­ci­ta) и, соот­вет­ст­вен­но, не мог­ли обла­дать соб­ст­вен­но­стью и стро­ить свои зда­ния.

Милан­ский эдикт 313 г. пред­пи­сы­вал немед­лен­но и без­воз­мезд­но вер­нуть хри­сти­а­нам — «все­му их обще­ству и каж­до­му собра­нию» — места их собра­ний и дру­гую соб­ст­вен­ность, а так­же обе­щал воз­ме­ще­ние ущер­ба из государ­ст­вен­ной каз­ны через суд, если такие места были куп­ле­ны част­ны­ми лица­ми (Eus. Hist. Eccl. Х. 5, 9—11; Lact. De mort. 48). В этом поло­же­нии эдик­та мож­но усмот­реть при­зна­ние хри­сти­ан­ской церк­ви как юриди­че­ско­го лица, обла­даю­ще­го соб­ст­вен­но­стью и, сле­до­ва­тель­но, пра­во­спо­соб­но­стью. Нача­тая Милан­ским эдик­том хри­сти­а­ни­за­ция Рим­ской импе­рии сопро­вож­да­лась в чис­ле про­чих явле­ний стро­и­тель­ст­вом хри­сти­ан­ских церк­вей и зда­ний дру­го­го назна­че­ния.

Источ­ни­ки IV — нача­ла V века содер­жат доволь­но мно­го инфор­ма­ции об актив­ном стро­и­тель­стве хри­сти­ан­ских хра­мов начи­ная с Кон­стан­ти­на (306—337 гг.). Одна­ко эта инфор­ма­ция весь­ма раз­роз­нен­на и поиск ее, а тем более систе­ма­ти­за­ция, вряд ли была воз­мож­на еще не так дав­но ввиду оби­лия тек­стов и их труд­но­до­ступ­но­сти. С дру­гой сто­ро­ны, несколь­ко лет назад было крайне затруд­ни­тель­но увидеть руи­ны пер­вых хри­сти­ан­ских хра­мов на мест­но­сти в свя­зи с нераз­ра­ботан­но­стью тури­сти­че­ских марш­ру­тов.

Сей­час зна­чи­тель­ная доля пись­мен­ных источ­ни­ков оциф­ро­ва­на и частич­но доступ­на в Интер­не­те. Кро­ме того, суще­ст­ву­ют элек­трон­ные биб­лио­те­ки, в кото­рых содер­жат­ся источ­ни­ки и лите­ра­ту­ра, в том чис­ле по антич­ной исто­рии и исто­рии хри­сти­ан­ства. Под­бор источ­ни­ков и клю­че­вых слов поз­во­ля­ет про­ве­сти поиск по огром­ным с.388 мас­си­вам элек­трон­ных тек­стов, что было совер­шен­но немыс­ли­мо в «доком­пью­тер­ную эру».

Разу­ме­ет­ся, и такая работа тре­бу­ет огром­ных затрат вре­ме­ни, и она еще про­дол­жа­ет­ся, но про­ме­жу­точ­ные резуль­та­ты уже поз­во­ля­ют выде­лить несколь­ко типов мест для стро­и­тель­ства церк­вей, кото­рые в обоб­щен­ном и систе­ма­ти­зи­ро­ван­ном виде могут быть пред­став­ле­ны таким обра­зом:

1. Места, свя­зан­ные с жиз­нью и смер­тью Иису­са Хри­ста. Пер­вым хри­сти­ан­ским архео­ло­гом была мать импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на — Еле­на, обна­ру­жив­шая крест, на кото­ром был рас­пят Хри­стос, и на этом месте в Иеру­са­ли­ме была воз­веде­на по при­ка­зу само­го импе­ра­то­ра хри­сти­ан­ская цер­ковь, как сооб­ща­ют цер­ков­ные исто­ри­ки Сократ и Созо­мен. Так, Сократ Схо­ла­стик пишет: «Мать царя Еле­на, … полу­чив настав­ле­ние во сне, отпра­ви­лась в Иеру­са­лим. …она нача­ла рев­ност­но искать гроб­ни­цу, где Хри­стос был погре­бен и вос­крес и, хотя с трудом, одна­ко, при помо­щи Божи­ей, отыс­ка­ла. А какая была при­чи­на затруд­не­ния, ска­жу крат­ко. Мудр­ст­ву­ю­щие о Хри­сто­вом чти­ли эту гроб­ни­цу со вре­ме­ни стра­стей; а убе­гаю­щие от Хри­ста зары­ли то место и, постро­ив на нем капи­ще Афро­ди­ты, поста­ви­ли идо­ла, чтобы истре­бить самую память о месте. В древ­но­сти все это им уда­лось. Но мате­ри царя дело ста­ло извест­но. Сняв идо­ла, отко­пав и очи­стив место, она нашла в гроб­ни­це три кре­ста… Меж­ду тем, мать царя пред­ло­жи­ла создать на месте гроб­ни­цы мно­го­цен­ный молит­вен­ный дом и, постро­ив его про­тив того древ­не­го раз­ру­шен­но­го Иеру­са­ли­ма, назва­ла Иеру­са­ли­мом новым. … Все мате­ри­а­лы для построй­ки церк­вей царь достав­лял сам, и писал… о поспеш­ном созида­нии их. А мать царя, выстро­ив новый Иеру­са­лим, пред­на­чер­та­ла создать не мень­шую Цер­ковь и в пеще­ре Виф­ле­ем­ской, где про­изо­шло рож­де­ние Хри­ста по пло­ти. И не толь­ко здесь, даже на горе воз­не­се­ния…» (Socr. Hist. Eccl. I. 17).

2. Места, кото­рые свя­за­ны с дея­тель­но­стью или кон­чи­ной св. апо­сто­лов. При­ме­ром может слу­жить цер­ковь св. Иоан­на в Эфе­се, постро­ен­ная, по тра­ди­ции, на месте погре­бе­ния апо­сто­ла во II в. Сна­ча­ла был постро­ен неболь­шой мар­ти­ри­ум, а в IV в. на этом месте нача­лась построй­ка бази­ли­ки. В V в. бази­ли­ка и мар­ти­ри­ум апо­сто­ла Иоан­на ста­но­вят­ся извест­ным местом палом­ни­че­ства (Pe­reg­ri­na­tio Ege­riae. 23. 10). Дру­гой при­мер — мар­ти­ри­ум апо­сто­ла Филип­па в Иера­по­ле и цер­ковь, обу­стро­ен­ная рядом с местом его гибе­ли в рим­ских тер­мах1.

3. Места муче­ни­че­ства или захо­ро­не­ний хри­сти­ан­ских муче­ни­ков I—III вв. Напри­мер, Амвро­сий Медио­лан­ский в пись­ме к сво­ей сест­ре рас­ска­зы­ва­ет, как он по ука­за­нию «свы­ше» нашел остан­ки двух хри­сти­ан­ских муче­ни­ков Гер­ва­сия и Про­та­сия, погиб­ших яко­бы во вре­ме­на Неро­на (Ambr. Ep. 22). На этом месте при жиз­ни Амвро­сия с.389 нача­лось стро­и­тель­ство церк­ви, кото­рая извест­на и сей­час как Амвро­си­ан­ская бази­ли­ка в Милане, и в кото­рой под алта­рем поко­ят­ся мощи этих муче­ни­ков и само­го Амвро­сия.

4. Места скоп­ле­ния хри­сти­ан­ских отшель­ни­ков и пер­вые мона­сты­ри. Напри­мер, в Кап­па­до­кии мож­но увидеть мно­же­ство древ­них хри­сти­ан­ских церк­вей, обу­стро­ен­ных в ска­лах и пес­ча­ни­ке, рядом с оби­те­ля­ми мона­хов и отшель­ни­ков2.

5. Хри­сти­ан­ские клад­би­ща. Напри­мер, клад­би­щен­ская цер­ковь в Миле­те. Изу­че­ние это­го рай­о­на Миле­та, отно­ся­ще­го­ся к визан­тий­ским вре­ме­нам, сей­час про­во­дит Немец­кий архео­ло­ги­че­ский инсти­тут. Пер­вые резуль­та­ты рас­ко­пок пока­зы­ва­ют, что цер­ковь была постро­е­на пря­мо на рим­ской гроб­ни­це, и что весь ком­плекс цер­ков­ных зда­ний зани­мал око­ло 2000 кв. м3.

6. Места, откры­тые по ука­за­нию «свы­ше». Напри­мер, Евсе­вий Кеса­рий­ский при­во­дит Тор­же­ст­вен­ное сло­во, ска­зан­ное Тир­ско­му епи­ско­пу Пав­ли­ну по пово­ду созида­ния церк­вей: «…ты воз­двиг на зем­ле дом Хри­сту… Сам Гос­подь испол­нил духом пре­муд­ро­сти, разу­ма и вся­ко­го зна­ния в искус­ствах и нау­ках и при­звал его к стро­и­тель­ству хра­ма, пере­дав в сим­во­лах небес­ные пер­во­об­ра­зы» (Eus. Hist. Eccl. X. 4. 2). Фео­до­рит рас­ска­зы­ва­ет о том, как плен­ная хри­сти­ан­ка исце­ли­ла цари­цу ибе­рий­цев с помо­щью молитв, а та, в свою оче­редь, убеди­ла царя постро­ить в честь это­го храм: царь, «отпра­вив­шись к той див­ной плен­ни­це, про­сил ее пока­зать образ хра­ма. Тогда Тот… даро­вал и этой жене бла­го­дать начер­та­ния боже­ст­вен­но­го хра­ма. Итак, жена начер­ты­ва­ла, а они рыли и стро­и­ли» (Theo­do­ret. Hist. Eccl. I. 24).

7. Места, удоб­ные для посе­ще­ния с точ­ки зре­ния пла­ни­ров­ки горо­да (бли­зость теат­ра, тор­го­вой пло­ща­ди и т. п.). Инте­рес пред­став­ля­ет рас­по­ло­же­ние хри­сти­ан­ской церк­ви в еще одном горо­де Малой Азии — При­ене. Она нахо­дит­ся в цен­тре горо­да, рядом с антич­ным теат­ром, кото­рый, воз­мож­но, исполь­зо­вал­ся в куль­то­вых целях. При­мер­но в 100 м восточ­нее нахо­ди­лось свя­ти­ли­ще еги­пет­ских богов, на таком же рас­сто­я­нии к севе­ру — вну­ши­тель­ный храм Афи­ны, а южнее рас­по­ла­га­лось еще несколь­ко хра­мов, вклю­чая храм Зев­са, Демет­ры, Аскле­пия, а так­же боль­шая сина­го­га. Сама цер­ковь, кото­рую счи­та­ют епи­скоп­ской, отли­ча­лась срав­ни­тель­но неболь­ши­ми раз­ме­ра­ми: при­мер­но 30 м в дли­ну и мет­ров 5 в шири­ну. Важ­но отме­тить, что хри­сти­ане постро­и­ли цер­ковь в При­ене на свое­об­раз­ном пере­се­че­нии язы­че­ских объ­ек­тов — в самом цен­тре горо­да.

8. Язы­че­ские свя­ти­ли­ща. Исполь­зо­ва­ние язы­че­ских хра­мов и свя­ти­лищ ста­ло воз­мож­ным после ука­за Фео­до­сия I о запре­те язы­че­ских куль­тов (CTh. XVI. 10, 12 — 392 г.). Закон касал­ся всех без исклю­че­ния, запре­щал любые жерт­во­при­но­ше­ния (они при­рав­ни­ва­лись к с.390 оскорб­ле­нию вели­че­ства) и почи­та­ние ларов, гени­ев и пена­тов; осуж­дал людей, почи­тав­ших изо­бра­же­ния, создан­ные чело­ве­че­ской рукой, пред­пи­сы­вал кон­фис­ка­цию хра­мов и мест отправ­ле­ния язы­че­ско­го куль­та и пере­да­чу их в фиск; уста­нав­ли­вал штраф за потвор­ство нару­ше­ни­ям, поощ­рял инфор­ма­то­ров и угро­жал долж­ност­ным лицам, не при­ме­ня­ю­щим этот закон. Таким обра­зом, Фео­до­сий запре­тил все виды язы­че­ской рели­ги­оз­ной прак­ти­ки. Этот эдикт спра­вед­ли­во назы­ва­ют «свиде­тель­ст­вом о смер­ти язы­че­ства»4 и «кон­цом легаль­ной про­тек­ции древ­ней рели­гии»5. Про­во­дя ана­ло­гию с совре­мен­но­стью, С. Вильямс и Г. Фрилл отме­ча­ют, что изда­ние это­го эдик­та рав­но­силь­но тому, как если бы сего­дня какой-нибудь авто­ри­тар­ный ате­и­сти­че­ский режим запре­тил пас­халь­ные яйца, рож­де­ст­вен­ские открыт­ки и даже застоль­ные тосты6.

После эдик­та Фео­до­сия хри­сти­ане ста­ли обу­стра­и­вать места сво­его куль­та либо рядом со свя­ти­ли­ща­ми язы­че­ских богов, либо, что весь­ма любо­пыт­но, непо­сред­ст­вен­но в них. Так, в Эфе­се, как уже гово­ри­лось, на месте мар­ти­ри­у­ма апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва в IV в. был воз­веден храм. В сле­дую­щем сто­ле­тии бази­ли­ка постра­да­ла в резуль­та­те зем­ле­тря­се­ния, а в VI в. была отстро­е­на зано­во по ука­зу Юсти­ни­а­на и зна­чи­тель­но уве­ли­че­на: до 130 м в дли­ну и, пред­по­ло­жи­тель­но, до 30 м в высоту. При этом обра­ща­ет на себя вни­ма­ние тот факт, что бази­ли­ка стро­и­лась все­го в несколь­ких сот­нях мет­ров от хра­ма Арте­ми­ды и оба соору­же­ния хоро­шо про­смат­ри­ва­лись — одно было в пря­мой види­мо­сти дру­го­го, хотя при том же Юсти­ни­ане руи­ны хра­ма Арте­ми­ды были исполь­зо­ва­ны для стро­и­тель­ства хра­ма Свя­той Софии в Кон­стан­ти­но­по­ле и, види­мо, само­го хра­ма Иоан­на Бого­сло­ва. Веро­ят­но, стро­и­тель­ство столь гран­ди­оз­но­го соору­же­ния, каким стал храм Иоан­на Бого­сло­ва в Эфе­се, име­ло целью под­черк­нуть сво­ей мону­мен­таль­но­стью пре­вос­ход­ство над язы­че­ским чудом све­та, кото­рое, по сло­вам Пли­ния, име­ло «все­го» 115 м в дли­ну, а иони­че­ские колон­ны, обрам­ляв­шие свя­ти­ли­ще, дости­га­ли 18 м в высоту (Фото 1 и 2).

Храм Арте­ми­ды в Сар­дах усту­пал эфес­ско­му чуду све­та в раз­ме­рах и сла­ве. По всей види­мо­сти, и хри­сти­ан­ская общи­на здесь была не столь бога­той и мно­го­чис­лен­ной, как в Эфе­се. Тем не менее, в IV—V вв. в непо­сред­ст­вен­ной бли­зо­сти с язы­че­ским хра­мом хри­сти­ане воз­во­дят неболь­шую бази­ли­ку, не демон­стри­руя ника­ко­го наме­ре­ния пре­взой­ти мону­мен­таль­но­стью антич­ное тво­ре­ние. Вме­сте с тем, бли­зость язы­че­ско­го свя­ти­ли­ща заста­ви­ла хри­сти­ан огра­дить себя от воз­мож­но­го «вли­я­ния» со сто­ро­ны «демо­нов», кото­рые ассо­ции­ро­ва­лись с язы­че­ски­ми куль­та­ми. С этой целью на кося­ках вхо­да в свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды были выца­ра­па­ны кре­сты и хри­сти­ан­ские сло­га­ны («свет», «жизнь»). Сам же храм, как счи­та­ют иссле­до­ва­те­ли, так и не с.391 был нико­гда пре­вра­щен в цер­ковь, хотя нали­чие «охран­ных» хри­сти­ан­ских над­пи­сей может свиде­тель­ст­во­вать и в поль­зу того, что непо­сред­ст­вен­но в пре­де­лах язы­че­ско­го хра­ма мог­ли совер­шать­ся какие-то хри­сти­ан­ские обряды и цере­мо­нии (Фото 3).

В Пер­га­ме сохра­ни­лись остат­ки мно­гих куль­то­вых зда­ний, но одно из них осо­бо пора­жа­ет сво­и­ми раз­ме­ра­ми и мону­мен­таль­но­стью. Это — Сера­пе­ум, кото­рый был рас­по­ло­жен в ниж­нем горо­де. Сте­ны это­го соору­же­ния и сего­дня воз­вы­ша­ют­ся на доб­рых два десят­ка мет­ров, и даже самое сме­лое вооб­ра­же­ние не поз­во­ля­ет пред­ста­вить его под­лин­но­го вида. Весь рели­ги­оз­ный ком­плекс имел еще более вну­ши­тель­ные раз­ме­ры — 100 на 200 м. В ран­не­ви­зан­тий­ский пери­од после раз­ру­ше­ния Сера­пе­ума в Алек­сан­дрии и ука­за импе­ра­то­ра Фео­до­сия I о запре­ще­нии язы­че­ских куль­тов пер­гам­ский Сера­пе­ум был пре­об­ра­зо­ван в хри­сти­ан­скую цер­ковь, кото­рая, будучи обрам­лен­ной высо­ки­ми сте­на­ми из крас­но­го кир­пи­ча, полу­чи­ла назва­ние «Крас­ный двор» (Фото 4). Обу­строй­ство места хри­сти­ан­ско­го куль­та в непо­сред­ст­вен­ной бли­зо­сти от пьеде­ста­ла, на кото­ром неза­дол­го до это­го воз­вы­ша­лась 10-мет­ро­вая ста­туя Иси­ды и Сера­пи­са, при­сло­нен­ных спи­на­ми друг к дру­гу, свиде­тель­ст­ву­ет о стрем­ле­нии пер­гам­ских хри­сти­ан про­де­мон­стри­ро­вать силу сво­ей веры и ее пре­иму­ще­ство над ушед­ши­ми в про­шлое язы­че­ски­ми бога­ми.

Это же стрем­ле­ние, веро­ят­но, доми­ни­ро­ва­ло и в хри­сти­ан­ской общине, кото­рая сфор­ми­ро­ва­лась в еще одном цен­тре мало­азий­ско­го язы­че­ства — Диди­ме, где суще­ст­во­вал один из самых вели­че­ст­вен­ных и почи­тае­мых хра­мов Апол­ло­на. Этот храм едва не стал вось­мым чудом све­та в силу гран­ди­оз­ных раз­ме­ров и 122 окру­жав­ших его колонн диа­мет­ром 3 м каж­дая. В V—VI вв. и внутрь свя­ти­ли­ща это­го хра­ма так­же была встро­е­на хри­сти­ан­ская цер­ковь. Ее руи­ны были уда­ле­ны оттуда в ходе рас­ко­пок в нача­ле XX в. Тем не менее, на кося­ках обо­их узких вхо­дов в свя­ти­ли­ще и сего­дня мож­но увидеть про­ца­ра­пан­ные или выби­тые кре­сты, «охра­няв­шие» хри­сти­ан от язы­че­ских демо­нов таким же обра­зом, как и в хра­ме Арте­ми­ды в Сар­дах. Кро­ме того, хри­сти­ан­ские изо­бра­же­ния мож­но видеть на пли­тах и сту­пень­ках сна­ру­жи хра­ма Апол­ло­на. Неко­то­рые из них пред­став­ля­ют инте­рес, как, напри­мер, изо­бра­же­ние чело­ве­ка со щитом и копьем в руке рядом с прон­зен­ной копьем пти­цей и над­пи­сью «de­mo­ni­zo­me­nos».

Таким обра­зом, срав­не­ние топо­гра­фии хри­сти­ан­ских церк­вей в раз­лич­ных антич­ных цен­трах запад­ной Малой Азии поз­во­ля­ет прий­ти к выво­ду, что хри­сти­ане наме­рен­но выби­ра­ли для сво­его куль­та места либо близ­кие к древним язы­че­ским цен­трам, либо пря­мо в них. Веро­ят­нее все­го, глав­ной целью тако­го выбо­ра явля­лось то, что сто­рон­ни­ки новой веры стре­ми­лась про­де­мон­стри­ро­вать свое пре­вос­ход­ство над ста­ры­ми рели­ги­я­ми и тем самым скло­нить на свою сто­ро­ну послед­них при­вер­жен­цев древ­них богов. Хри­сти­а­ни­за­ция язы­че­ских свя­ти­лищ может рас­смат­ри­вать­ся как свиде­тель­ство окон­ча­тель­но­го утвер­жде­ния хри­сти­ан­ства в Малой Азии в пери­од Позд­ней Рим­ской импе­рии и в эпо­ху Ран­ней Визан­тии.

с.392

Ka­za­kov M. M. Chris­tian temples in pa­gan sanctua­ries (To a ques­tion on the Chris­tia­ni­ty sta­te­ment in Asia Mi­nor)

The ar­tic­le is de­di­ca­ted to the re­search of the to­po­gra­phy of an­cient Chris­tian chur­ches. Ba­sing on the writ­ten sour­ces and the ob­ser­va­tion of the an­cient si­tes, the aut­hor marks out eight ty­pes of lo­ca­tion of the chur­ches du­ring the pe­riod of Chris­tia­ni­za­tion of the Ro­man Em­pi­re. Af­ter the edict of the em­pe­ror Theo­do­sius of 392, the Chris­tians star­ted using pa­gan sanctua­ries for their cults and ce­re­mo­nies. Se­ve­ral an­cient pa­gan temples in Asia Mi­nor are the examples of such usa­ge, which was aimed at the de­monstra­tion of the su­pe­rio­ri­ty of Chris­tian re­li­gion over pa­ga­nism.

с.393

Фото 1. Совре­мен­ная рекон­струк­ция хра­ма Иоан­на Бого­сло­ва в Эфе­се.
Фото 2. Совре­мен­ное состо­я­ние хра­ма Иоан­на Бого­сло­ва в Эфе­се.

с.394

Фото 3. Храм Арте­ми­ды в Сар­дах.
Фото 4. «Крас­ный двор» в Пер­га­ме.

с.395

Фото 5. Храм Апол­ло­на в Диди­ме.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Опи­са­ние мар­ти­ри­у­ма св. Филип­па см.: Сто­па­ми свя­тых апо­сто­лов. Цер­ков­но-исто­ри­че­ский аль­ма­нах Смо­лен­ской Пра­во­слав­ной Духов­ной Семи­на­рии. Малая Азия 2009—2010. Смо­ленск, 2010. С. 132—135.
  • 2См. опи­са­ние неко­то­рых кап­па­до­кий­ских церк­вей в моей ста­тье: Каза­ков М. М. Хри­сти­ан­ская Кап­па­до­кия // Изве­стия Смо­лен­ско­го государ­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та. 2008. № 3. С. 105—115.
  • 3О рас­коп­ках клад­би­щен­ской церк­ви в Миле­те см. на сай­те уни­вер­си­те­та Мичи­га­на: http://si­te­ma­ker.umich.edu/la­te-an­ti­qui­ty/mi­le­tus.
  • 4Дони­ни А. У исто­ков хри­сти­ан­ства (от зарож­де­ния до Юсти­ни­а­на). М., 1989. С. 266.
  • 5Hy­de W. W. Pa­ga­nism to Chris­tia­ni­ty in the Ro­man Em­pi­re. Phi­la­del­phia, 1946. P. 216.
  • 6Wil­liams S., Friell G. Theo­do­sius. The Em­pi­re at Bay. New Ha­ven; L., 1994. P. 123.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1472727659 1472731590 1472732837