Кащеев В. И.

Филолог и филология: 70-летний юбилей А. К. Гаврилова*

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 15. Саратов, 2011. С. 430—440.

с.430

doc­te ser­mo­nes ut­rius­que lin­guae
Ho­rat. III. 8. 5

est ani­mus ti­bi
re­rum­que pru­dens et se­cun­dis
tem­po­ri­bus du­biis­que rec­tus
Ho­rat. IV. 9. 34—36

Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич Гав­ри­лов родил­ся 23 мая 1941 г. в Ленин­гра­де (Санкт-Петер­бур­ге) — в горо­де, с кото­рым свя­за­на вся его жизнь и его слу­же­ние. В 1958 г. он окон­чил шко­лу (ныне это гим­на­зия) № 209, раз­ме­щен­ную в исто­ри­че­ском зда­нии Пав­лов­ско­го жен­ско­го инсти­ту­та неда­ле­ко от Нев­ско­го про­спек­та. Усло­вия обу­че­ния в шко­ле, а затем на фило­ло­ги­че­ском факуль­те­те Ленин­град­ско­го (ныне Санкт-Петер­бург­ско­го) уни­вер­си­те­та по кафед­ре клас­си­че­ской фило­ло­гии — вна­ча­ле в каче­стве студен­та (до 1964 г.), а потом аспи­ран­та — бла­го­при­ят­но ска­за­лись на его раз­ви­тии. Алек­сан­дру Кон­стан­ти­но­ви­чу посчаст­ли­ви­лось учить­ся в среде, духов­ное напря­же­ние кото­рой опре­де­ля­ли, преж­де все­го, его уни­вер­си­тет­ские учи­те­ля, вид­ные фило­ло­ги — А. И. Дова­тур, Я. М. Боров­ский и А. И. Зай­цев.

Зача­стую с пер­во­го взгляда невиди­мые, но проч­ные нити свя­зы­ва­ют А. К. Гав­ри­ло­ва со мно­ги­ми дру­ги­ми пред­ста­ви­те­ля­ми ленин­град­ской / петер­бург­ской шко­лы клас­си­че­ской фило­ло­гии. Он слу­шал выступ­ле­ния папи­ро­ло­га и эпи­гра­фи­ста О. О. Крю­ге­ра о сво­ем учи­те­ле М. И. Ростов­це­ве, вос­по­ми­на­ния непре­взой­ден­но­го пере­вод­чи­ка древ­не­гре­че­ских авто­ров А. Н. Егу­но­ва о Ф. Ф. Зелин­ском1, живые рас­ска­зы заме­ча­тель­но­го зна­то­ка антич­ных реа­лий М. Е. Сер­ге­ен­ко, посвя­тив­шей мно­гие годы слу­же­нию в Сара­тов­ском уни­вер­си­те­те2, о М. И. Ростов­це­ве и С. В. Мели­ко­вой-Тол­стой, сто­яв­шей у исто­ков клас­си­че­ской фило­ло­гии в Сара­то­ве. Живым носи­те­лем фило­ло­ги­че­ской тра­ди­ции для него был Я. М. Боров­ский, кото­рый в свое вре­мя учил­ся у Ф. Ф. Зелин­ско­го, С. А. Жебеле­ва, А. И. Мале­и­на и Г. Ф. Цере­те­ли3. Выбран­ные места из пере­пис­ки трех стар­ших кол­лег — А. И. Дова­ту­ра, А. Н. Егу­но­ва и Я. М. Боров­ско­го — Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич под­гото­вил к пуб­ли­ка­ции (сов­мест­но с В. В. Зель­чен­ко) позд­нее, когда все с.431 трое уже ушли из жиз­ни4. Посто­ян­ный инте­рес у него вызы­ва­ли труды и лич­ность еще одно­го ярко­го пред­ста­ви­те­ля этой шко­лы — иссле­до­ва­те­ля антич­но­сти, исто­ри­ка гре­че­ской фило­со­фии и нау­ки, мике­но­ло­га и эпи­гра­фи­ста С. Я. Лурье5. Одну из лек­ций Соло­мо­на Яко­вле­ви­ча, жив­ше­го тогда в Льво­ве, А. К. Гав­ри­ло­ву посчаст­ли­ви­лось слы­шать.

Отчет­ли­во осо­зна­вая важ­ность для евро­пей­ской циви­ли­за­ции ее клас­си­че­ских основ, пони­мая насущ­ную необ­хо­ди­мость сле­до­ва­ния клас­си­че­ской тра­ди­ции для обра­зо­ва­ния и куль­ту­ры совре­мен­ной Рос­сии, про­яв­ляя бла­го­дар­ность по отно­ше­нию к сво­им учи­те­лям и пред­ше­ст­вен­ни­кам и, нако­нец, будучи достой­ным пре­ем­ни­ком этой тра­ди­ции, А. К. Гав­ри­лов на про­тя­же­нии более соро­ка лет ожив­ля­ет и береж­но ее раз­ви­ва­ет как пре­по­да­ва­тель выс­шей шко­лы, иссле­до­ва­тель и орга­ни­за­тор нау­ки. В этом направ­ле­нии его дея­тель­ность мно­го­гран­на, но мы отме­тим толь­ко неко­то­рые ее аспек­ты.

Слу­же­ние в уни­вер­си­те­те. На про­тя­же­нии мно­гих лет и непре­рыв­но, начи­ная с 1968 г., в Ленин­град­ском / Санкт-Петер­бург­ском уни­вер­си­те­те А. К. Гав­ри­лов вел, поми­мо заня­тий по эле­мен­тар­ной грам­ма­ти­ке клас­си­че­ских язы­ков, семи­нар­ские заня­тия по ком­мен­ти­ро­ван­но­му чте­нию раз­но­об­раз­ных гре­че­ских и латин­ских авто­ров. Спо­соб чте­ния у него, одна­ко, меня­ет­ся в зави­си­мо­сти от харак­те­ра авто­ра, соста­ва участ­ни­ков и постав­лен­ной цели. Так, в осен­нем семе­ст­ре 1989 г. со студен­та­ми клас­си­че­ско­го отде­ле­ния Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич неспеш­но читал Еван­ге­лие от Мар­ка. Сопро­вож­дав­ший это чте­ние ком­мен­та­рий вклю­чал в себя про­бле­мы руко­пис­ной тра­ди­ции, язы­ка и сти­ля памят­ни­ка, осо­бен­но­сти грам­ма­ти­ки ново­за­вет­ной койне, обсуж­де­ние реа­лий и вполне умест­ные при этом вопро­сы биб­ле­и­сти­ки. Вни­ма­ние к экзе­ге­ти­че­ским про­бле­мам не исклю­ча­ло эсте­ти­че­ских аспек­тов вос­при­я­тия тек­ста.

Обшир­ной эруди­ци­ей отме­че­ны и лек­ци­он­ные кур­сы Алек­сандра Кон­стан­ти­но­ви­ча: «Введе­ние в антич­ную куль­ту­ру», «Исто­рия клас­си­че­ской фило­ло­гии», «Инфор­ма­ци­он­ный поиск в клас­си­че­ской фило­ло­гии» (в Антич­ном каби­не­те)6. В насто­я­щий момент А. К. Гав­ри­лов явля­ет­ся про­фес­со­ром кафед­ры клас­си­че­ской фило­ло­гии.

Иссле­до­ва­тель. Началь­ный пери­од иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти Алек­сандра Кон­стан­ти­но­ви­ча все­це­ло свя­зан с его служ­бой в с.432 уни­вер­си­те­те. В 1984 г. он пере­шел на работу в Ленин­град­ское отде­ле­ние Инсти­ту­та исто­рии АН СССР, одно­вре­мен­но сохра­нив за собой пра­во пре­по­да­ва­ния на уни­вер­си­тет­ской кафед­ре7. С это­го момен­та начал­ся новый пери­од в жиз­ни юби­ля­ра — его науч­ная дея­тель­ность ста­ла более напря­жен­ной, про­бле­ма­ти­ка иссле­до­ва­ний зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лась. Осно­ва­ние Антич­но­го каби­не­та (Bib­lio­the­ca clas­si­ca Pet­ro­po­li­ta­na) и свя­зан­ных с ним двух пери­о­ди­че­ских изда­ний по клас­си­че­ской фило­ло­гии (1994) поло­жи­ло нача­ло третье­му и само­му пло­до­твор­но­му пери­о­ду его жиз­ни как иссле­до­ва­те­ля, при этом он оста­вил за собой и долж­ность в ака­де­ми­че­ском инсти­ту­те, явля­ясь в насто­я­щий момент глав­ным науч­ным сотруд­ни­ком Санкт-Петер­бург­ско­го Инсти­ту­та исто­рии РАН. Сре­ди раз­но­сто­рон­них науч­ных инте­ре­сов и направ­ле­ний работы А. К. Гав­ри­ло­ва необ­хо­ди­мо выде­лить сле­дую­щие наи­бо­лее важ­ные тема­ти­че­ские цик­лы.

1. Интер­пре­та­ция антич­ных авто­ров. Искус­ству интер­пре­та­ции Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич учил­ся у сво­их уни­вер­си­тет­ских настав­ни­ков. Я. М. Боров­ский был под­лин­ным масте­ром в «грам­ма­ти­че­ски точ­ном и эсте­ти­че­ски пере­жи­том вос­при­я­тии клас­си­че­ских тек­стов». Студен­ты в его окру­же­нии во что бы то ни ста­ло стре­ми­лись к дока­зу­е­мо пра­виль­ным и по воз­мож­но­сти новым истол­ко­ва­ни­ям даже вполне понят­ных мест. Тор­же­ст­во­вал фило­ло­ги­че­ский лозунг «Die See­le der Phi­lo­lo­gie ist die In­terpre­ta­tion»8! Нет сомне­ний в том, что А. К. Гав­ри­лов постиг душу фило­ло­гии.

Несколь­ко пер­вых его ста­тей, как и защи­щен­ная в 1975 г. под науч­ным руко­вод­ст­вом Я. М. Боров­ско­го кан­дидат­ская дис­сер­та­ция, были посвя­ще­ны комедии Ари­сто­фа­на «Плу­тос»9. К этой же пье­се он воз­вра­тил­ся позд­нее, в кон­це 1990-х гг.10 В сфе­ре его науч­ных инте­ре­сов ока­за­лись и такие комедии вели­ко­го афин­ско­го поэта, как «Обла­ка» и «Ахар­няне».

Дру­гим близ­ким серд­цу А. К. Гав­ри­ло­ва поэтом был Еври­пид — ему он посвя­тил мно­же­ство ста­тей, по-ново­му и под­час весь­ма неожи­дан­но интер­пре­ти­руя тек­сты из «Алкести­ды», «Медеи», «Ифи­ге­нии в Тавриде», «Иона», «Вак­ха­нок» и дру­гих тра­гедий. Отдель­ные аспек­ты жиз­ни и поэ­ти­че­ско­го твор­че­ства Еври­пида рас­смат­ри­ва­ют­ся в с.433 кон­тек­сте исто­ри­че­ской эпо­хи вели­ко­го тра­ги­ка11. В 1995 г. А. К. Гав­ри­лов защи­тил дис­сер­та­цию «Театр Еври­пида и афин­ское Про­све­ще­ние»12, за кото­рую ему была при­суж­де­на уче­ная сте­пень док­то­ра исто­ри­че­ских наук.

К излюб­лен­ным поэтам юби­ля­ра отно­сят­ся, кро­ме того, Гомер и Фео­гнид13, Гора­ций и Катулл. Поэ­ти­че­ские моти­вы он заме­тил и изу­ча­ет так­же в гре­че­ской про­зе Мар­ка Авре­лия14.

2. Эпи­гра­фи­ка Север­но­го При­чер­но­мо­рья. В 1992 г. под редак­ци­ей А. К. Гав­ри­ло­ва был опуб­ли­ко­ван сбор­ник ста­тей по исто­рии и куль­ту­ре Север­но­го При­чер­но­мо­рья15, став­ший важ­ной вехой в изу­че­нии исто­рии, архео­ло­гии и эпи­гра­фи­ки это­го реги­о­на в эпо­ху антич­но­сти. В несколь­ких ста­тьях А. К. Гав­ри­ло­ва дает­ся ори­ги­наль­ная интер­пре­та­ция гре­че­ских эпи­гра­фи­че­ских памят­ни­ков, в част­но­сти декре­та в честь Дио­фан­та (IPE. I2. 352 = Syll.3 709)16 и зна­ме­ни­той клят­вы хер­со­не­си­тов. Он деталь­но иссле­до­вал эпи­грам­му в честь бос­пор­ско­го вои­на Апол­ло­ния в рабо­те, посвя­щен­ной вид­но­му эпи­гра­фи­сту и исто­ри­ку антич­но­сти Ю. Г. Вино­гра­до­ву17. С науч­ным докла­дом на эту тему он высту­пил в Сара­тов­ском уни­вер­си­те­те во вре­мя пер­во­го сво­его пре­бы­ва­ния в горо­де на Вол­ге.

В 2004 г. под общей редак­ци­ей А. К. Гав­ри­ло­ва был опуб­ли­ко­ван Аль­бом иллю­ст­ра­ций к Кор­пу­су бос­пор­ских над­пи­сей18. Этим изда­ни­ем завер­шил­ся важ­ный этап пуб­ли­ка­ции эпи­гра­фи­че­ских памят­ни­ков Бос­по­ра, нача­тый еще в кон­це XIX в. ака­де­ми­ком В. В. Латы­ше­вым и не закон­чен­ный в 1965 г., когда вышел из печа­ти КБН19, не содер­жав­ший иллю­ст­ра­ций. Таким обра­зом, Аль­бом иллю­ст­ра­ций с.434 стал важ­ным допол­не­ни­ем к Кор­пу­су 1965 г. Изда­те­ли попол­ни­ли свод фото­ил­лю­ст­ра­ций, кото­рые содер­жа­лись в фото­кол­лек­ции Санкт-Петер­бург­ско­го Инсти­ту­та исто­рии и Инсти­ту­та исто­рии мате­ри­аль­ной куль­ту­ры РАН. Для этой цели были допол­ни­тель­но собра­ны и сде­ла­ны фото­гра­фии кам­ней, эстам­па­жей и про­ри­со­вок, кото­рые во мно­гом вос­пол­ни­ли про­бе­лы преж­ней фото­кол­лек­ции и дали более пол­ные сведе­ния о над­пи­сях. В резуль­та­те были пред­став­ле­ны иллю­ст­ра­ции 1172 памят­ни­ков, а вме­сте с про­ри­сов­ка­ми — 1225 над­пи­сей из 1325, издан­ных в КБН. Спе­ци­аль­но для этой пуб­ли­ка­ции была про­веде­на огром­ная работа: выяс­не­ны инвен­тар­ные номе­ра лапидар­ных памят­ни­ков Бос­по­ра, хра­ня­щих­ся в музе­ях, в том чис­ле и за рубе­жом; в ряде слу­ча­ев уда­лось уточ­нить место хра­не­ния памят­ни­ка или кон­ста­ти­ро­вать его утра­ту20. В этом изда­нии поме­ще­на ста­тья о дол­гой и труд­ной исто­рии Кор­пу­са бос­пор­ских над­пи­сей и Аль­бо­ма иллю­ст­ра­ций, кото­рая была вос­со­зда­на А. К. Гав­ри­ло­вым на осно­ве ана­ли­за печат­ных мате­ри­а­лов, вос­по­ми­на­ний участ­ни­ков это­го дли­тель­но­го про­ек­та и архив­ных доку­мен­тов — важ­ное иссле­до­ва­ние по исто­рии оте­че­ст­вен­ной эпи­гра­фи­ки21.

3. Пере­во­ды антич­ных авто­ров. Обра­ще­ние Алек­сандра Кон­стан­ти­но­ви­ча к искус­ству и реме­с­лу пере­во­да не слу­чай­но — пре­вос­ход­ны­ми пере­вод­чи­ка­ми клас­си­че­ских тек­стов были его учи­те­ля Я. М. Боров­ский и А. И. Дова­тур. Его пер­вой науч­ной пуб­ли­ка­ци­ей стал выпол­нен­ный под редак­ци­ей Ари­сти­да Ива­но­ви­ча пере­вод IV кни­ги напи­сан­но­го на гре­че­ском язы­ке сочи­не­ния «Исто­рия импе­ра­тор­ской вла­сти после Мар­ка» Геро­ди­а­на22; затем после­до­ва­ли «Раз­мыш­ле­ния» Мар­ка Авре­лия, про­за­и­че­ский пере­вод I кни­ги Фео­гнида и «Сати­ри­кон» Пет­ро­ния23. Дли­тель­ное вре­мя Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич работа­ет над «Энхи­риди­о­ном» гре­че­ско­го фило­со­фа-сто­и­ка Эпи­к­те­та, в бли­жай­шем буду­щем пере­вод будет опуб­ли­ко­ван в серии «Лите­ра­тур­ные памят­ни­ки» вме­сте с древ­не­рус­ским тек­стом это­го сочи­не­ния ХIV — нача­ла ХV в., под­готов­лен­ным к печа­ти Д. М. Була­ни­ным24.

Пере­вод «Раз­мыш­ле­ний» рим­ско­го импе­ра­то­ра и фило­со­фа Мар­ка Авре­лия, выпол­нен­ный А. К. Гав­ри­ло­вым и издан­ный в ака­де­ми­че­ской с.435 серии «Лите­ра­тур­ные памят­ни­ки»25, мож­но счи­тать образ­цо­вым, посколь­ку ему пред­ше­ст­во­ва­ла тща­тель­ная тек­сто­ло­ги­че­ская работа, резуль­та­ты кото­рой частич­но опуб­ли­ко­ва­ны26. В изда­нии это­го зна­чи­тель­но­го памят­ни­ка при­ня­ли уча­стие так­же А. И. Дова­тур и один из его уче­ни­ков, эстон­ский фило­лог Яан Унт.

Инте­рес А. К. Гав­ри­ло­ва к ново­ла­тин­ской про­зе выра­зил­ся, в част­но­сти, в осу­щест­влен­ном им пере­во­де латин­ской дис­сер­та­ции о Сте­пане Разине, напи­сан­ной уче­ным сак­сон­цем Иоган­ном Юсту­сом Мар­ци­ем27, кото­рый посе­тил Рос­сию при царе Алек­сее Михай­ло­ви­че. Кро­ме того Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич редак­ти­ро­вал пере­во­ды ново­ла­тин­ских тек­стов.

4. Рецеп­ция антич­но­го наследия в Рос­сии. Судь­бам рус­ско­го клас­си­циз­ма посвя­ще­на пер­вая часть недав­но опуб­ли­ко­ван­ной кни­ги А. К. Гав­ри­ло­ва «О фило­ло­гах и фило­ло­гии». Здесь содер­жат­ся толь­ко неко­то­рые его ста­тьи о вос­при­я­тии антич­ной куль­ту­ры в рус­ском обще­стве, напри­мер, пере­веден­ный с немец­ко­го язы­ка осно­ва­тель­но напи­сан­ный раздел из энцик­ло­пе­дии Der Neue Pau­ly28, полез­ный вся­ко­му, кто начи­на­ет зна­ко­мить­ся с этой темой. Мастер­ство Алек­сандра Кон­стан­ти­но­ви­ча про­яви­лось в деталь­ном иссле­до­ва­нии мало­изу­чен­ных стра­ниц оте­че­ст­вен­ной куль­ту­ры, свя­зан­ных с наследи­ем антич­но­сти, будь то иссле­до­ва­ние о Иоганне Юсту­се Мар­ции (Мер­це), или ста­тья о гре­че­ском эруди­те, одном из созда­те­лей ново­гре­че­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка архи­епи­ско­пе Евге­нии Бул­га­ри­се, или же работа о государ­ст­вен­ном клас­си­циз­ме при импе­ра­три­це Ека­те­рине II. А. К. Гав­ри­лов моно­гра­фи­че­ски изу­чил тему вос­при­я­тия обра­за и идей рим­ско­го импе­ра­то­ра и фило­со­фа Мар­ка Авре­лия в рус­ском обще­стве с древ­ней­ших вре­мен до середи­ны XX в.29

5. Шли­ман и Рос­сия. Нача­ло почти два­дца­ти­лет­них заня­тий, свя­зан­ных с этой темой, отно­сит­ся к 1989 г., когда по при­гла­ше­нию извест­но­го аме­ри­кан­ско­го иссле­до­ва­те­ля У. М. Кол­де­ра III Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич высту­пил на меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции в Бад-Гом­бур­ге (Гер­ма­ния) с докла­дом, кото­рый так и назы­вал­ся «Шли­ман и Рос­сия»30. Тема ока­за­лась инте­рес­ной и пер­спек­тив­ной как в отно­ше­нии пони­ма­ния Гоме­ра, так и с точ­ки зре­ния рус­ской нау­ки об с.436 антич­но­сти. 100-лет­ней годов­щине со дня смер­ти Ген­ри­ха Шли­ма­на (1822—1890) были посвя­ще­ны еще два меж­ду­на­род­ных науч­ных фору­ма — в Афи­нах и Бер­лине, — в рабо­те кото­рых А. К. Гав­ри­лов при­нял дея­тель­ное уча­стие31. В год Шли­ма­на (1990) ста­ло ясно, что воз­ник­ло и суще­ст­ву­ет как осо­бый раздел нау­ки об антич­но­сти шли­ма­но­веде­ние, вхо­дя­щее в исто­рию новей­шей евро­пей­ской куль­ту­ры. Иссле­до­ва­ния в его рам­ках тре­бу­ют от изу­чаю­ще­го интер­дис­ци­пли­нар­но­го под­хо­да и при­ме­не­ния широ­ко­го спек­тра спе­ци­аль­ных мето­дов.

Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич бес­страш­но и энер­гич­но погру­зил­ся в новую для него про­бле­ма­ти­ку. Он уста­но­вил кон­так­ты с Обще­ст­вом Шли­ма­на в Афи­нах, Музе­ем Шли­ма­на и Шли­ма­нов­ским обще­ст­вом в Анкер­с­ха­гене (Мек­лен­бург, Гер­ма­ния) и актив­но общал­ся с кол­ле­га­ми, зани­маю­щи­ми­ся жиз­нью и твор­че­ст­вом вели­ко­го откры­ва­те­ля древ­них циви­ли­за­ций. Дли­тель­ная и кро­пот­ли­вая работа по сбо­ру и ана­ли­зу мате­ри­а­лов о Шли­мане, кото­рая велась в биб­лио­те­ках и архи­вах Прин­сто­на, Бер­ли­на, Афин и Петер­бур­га, успеш­но завер­ши­лась пуб­ли­ка­ци­ей серии ста­тей и кни­ги о рус­ских годах в жиз­ни это­го выдаю­ще­го­ся нем­ца32.

В дис­кус­сию о зна­че­нии науч­ных дости­же­ний Шли­ма­на Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич внес суще­ст­вен­ные и в то же вре­мя тща­тель­но выве­рен­ные идеи и аргу­мен­ты. Он пока­зал, что «Шли­ма­на не сле­ду­ет ни обо­жествлять, ни раз­об­ла­чать». Рус­ские годы Шли­ма­на (1846—1866) сов­па­ли с ком­мер­че­ским пери­о­дом его дея­тель­но­сти, но пара­док­саль­ным обра­зом эта дея­тель­ность ста­ла для него опти­маль­ной фор­мой вхож­де­ния в куль­ту­ру. Эти годы под­гото­ви­ли его куль­тур­ную и позна­ва­тель­ную дея­тель­ность невидан­но­го мас­шта­ба. Рос­сия ста­ла отправ­ной точ­кой ярко­го раз­ви­тия лич­но­сти, полу­чив­ше­го со вре­ме­нем обще­ев­ро­пей­ские послед­ст­вия и зна­че­ние. Обще­ст­вен­ная, куль­тур­ная и интел­лек­ту­аль­ная среда Петер­бур­га под­ня­ла Шли­ма­на на такой соци­аль­ный уро­вень, в кото­ром всё спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию его твор­че­ских сил. Рос­сия под­гото­ви­ла его к реше­нию вели­ких куль­тур­ных задач — он «ока­зал­ся пре­вос­ход­но под­готов­лен для нача­ла дея­тель­но­сти в каче­стве архео­ло­га, “копаю­ще­го про­бле­мы” — сме­ло­го иссле­до­ва­те­ля неиз­вест­ных древ­них куль­тур»33.

Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич убеди­тель­но пока­зал, что и уче­ная Рос­сия, посте­пен­но созре­вая, про­яв­ля­ла посто­ян­но рас­ту­щий инте­рес к архео­ло­ги­че­ским заня­ти­ям Шли­ма­на. В широ­ких кру­гах рус­ско­го обще­ства его «куль­тур­ный напор» вызы­вал вос­хи­ще­ние, его био­гра­фию исполь­зо­ва­ли как заме­ча­тель­ный при­мер для юно­ше­ства, а пред­ста­ви­те­ли рос­сий­ской нау­ки уже при жиз­ни Шли­ма­на уде­ля­ли ему при­сталь­ное вни­ма­ние и ока­зы­ва­ли взве­шен­ное при­зна­ние.

Метод А. К. Гав­ри­ло­ва в кни­ге о Шли­мане не опи­са­тель­ный, не «кра­е­вед­че­ски-вос­тор­жен­ный» (выра­же­ние А. К.), — что неред­ко с.437 встре­ча­ет­ся в био­гра­фи­ях дея­те­лей нау­ки, — а исто­ри­ко-фило­ло­ги­че­ский. Здесь надо вести речь об исто­ри­че­ском ана­ли­зе, опи­раю­щем­ся на доку­мен­ты, пуб­ли­ка­ции, тек­сты, о выяв­ле­нии при­чин и след­ст­вий в моти­ва­ции Шли­ма­на как лич­но­сти и как «носи­те­ля позна­ва­тель­ных спо­соб­но­стей». Эта кни­га осно­вы­ва­ет­ся на интер­пре­та­ции и, сле­до­ва­тель­но, все­це­ло опи­ра­ет­ся на фило­ло­гию с ее инте­ре­сом к дета­ли, к сло­ву. Как спра­вед­ли­во кон­ста­ти­ру­ет А. К. Гав­ри­лов, «опо­ра на архи­вы необ­хо­ди­ма, но меж­ду архив­ным делом и исто­ри­ей зна­ния — нема­лое и труд­но­пре­одо­ли­мое рас­сто­я­ние»34. Сам Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич успеш­но пре­одоле­ва­ет это рас­сто­я­ние.

6. Исто­рия петер­бург­ской / ленин­град­ской шко­лы анти­ко­веде­ния. Пер­вые пуб­ли­ка­ции А. К. Гав­ри­ло­ва по этой теме отно­сят­ся к 1980-м гг. и пред­став­ля­ют собой корот­кие, напи­сан­ные в соав­тор­стве нек­ро­ло­ги об А. И. Дова­ту­ре (1982) и Г. А. Стра­та­нов­ском (1988). Наи­бо­лее важ­ные труды юби­ля­ра о петер­бург­ских / ленин­град­ских иссле­до­ва­те­лях антич­но­сти пере­из­да­ны во вто­рой части его кни­ги «О фило­ло­гах и фило­ло­гии». Наше­му взо­ру пред­ста­ет гале­рея порт­ре­тов — пред­ше­ст­вен­ни­ков, учи­те­лей, кол­лег Алек­сандра Кон­стан­ти­но­ви­ча, сре­ди кото­рых есть выдаю­щи­е­ся име­на: Ф. Ф. Зелин­ский, М. И. Ростов­цев, С. Я. Лурье, М. Е. Сер­ге­ен­ко, А. Н. Егу­нов, Я. М. Боров­ский, А. И. Дова­тур, А. И. Зай­цев. Он отдал дань памя­ти сво­им ушед­шим из жиз­ни совре­мен­ни­кам, уче­ни­кам А. И. Дова­ту­ра — Ники­те Шеба­ли­ну и Алек­сан­дре Бере­зи­ной. Твор­че­ские био­гра­фии напи­са­ны на фоне эпо­хи со зна­ни­ем дета­лей, согре­ты теп­ло­той лич­но­го отно­ше­ния и в сво­ей сово­куп­но­сти дают целост­ную кар­ти­ну раз­ви­тия петер­бург­ской / ленин­град­ской шко­лы клас­си­че­ской фило­ло­гии на про­тя­же­нии XX-го сто­ле­тия.

Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич пока­зал, что в «цен­тре инте­ре­сов этой науч­ной шко­лы сто­ит иссле­до­ва­ние государ­ст­вен­ных древ­но­стей и поли­ти­че­ской исто­рии, про­во­ди­мое непре­мен­но на осно­ве деталь­но­го иссле­до­ва­ния антич­ных лите­ра­тур­ных и доку­мен­таль­ных свиде­тельств»35. Пред­ста­ви­те­ли шко­лы ста­ви­ли перед собой, разу­ме­ет­ся, и дру­гие зада­чи: при­ме­ром явля­ют­ся широ­кие исто­ри­ко-архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния М. И. Ростов­це­ва или тол­ко­ва­ние худо­же­ст­вен­ных тек­стов, иссле­до­ва­ние мет­ри­ки и вос­со­зда­ние связ­ной лите­ра­тур­ной исто­рии в трудах Ф. Ф. Зелин­ско­го. «Эта шко­ла не любит даже и доб­ро­со­вест­но­го блуж­да­ния в лаби­рин­те соб­ст­вен­ной мыс­ли, ей чуж­да меч­та с помо­щью мало­го узнать… слиш­ком мно­гое. На избран­ном мате­ри­а­ле это направ­ле­ние пока­зы­ва­ет, что пред­став­ля­ет собой изу­чае­мый мате­ри­ал, что он спо­со­бен дать и как над­ле­жит с ним обхо­дить­ся»36.

с.438 А. К. Гав­ри­лов был ини­ци­а­то­ром посмерт­но­го изда­ния трудов сво­их учи­те­лей — кни­ги А. И. Дова­ту­ра о Фео­гниде37 и едва ли не пол­но­го собра­ния ста­тей и заме­ток, древ­не­гре­че­ских и латин­ских сти­хотво­ре­ний, а так­же избран­ных поэ­ти­че­ских пере­во­дов Я. М. Боров­ско­го38. Эти пуб­ли­ка­ции были резуль­та­том кол­лек­тив­но­го труда, их под­готов­ка потре­бо­ва­ла от А. К. Гав­ри­ло­ва зна­чи­тель­но­го вре­ме­ни, тер­пе­ли­во­го редак­ти­ро­ва­ния, коор­ди­на­ции уси­лий дру­гих и энер­гич­но­го осмыс­ле­ния наследия его учи­те­лей.

Орга­ни­за­тор нау­ки и клас­си­че­ско­го обра­зо­ва­ния. Изме­не­ния в стране в кон­це 1980-х гг. сде­ла­ли воз­мож­ным воз­рож­де­ние клас­си­че­ской фило­ло­гии. В 1989 г. была откры­та пер­вая (и на дан­ный момент един­ст­вен­ная) государ­ст­вен­ная клас­си­че­ская гим­на­зия в Петер­бур­ге, и лишь спу­стя несколь­ко лет была учреж­де­на част­ная мос­ков­ская гим­на­зия Ю. А. Шича­ли­на (1993). За этим собы­ти­ем сто­я­ли настой­чи­вые (и изо­бре­та­тель­ные) уси­лия ее осно­ва­те­лей — А. И. Зай­це­ва, Л. Я. Жмудя, А. К. Гав­ри­ло­ва, Л. Я. Лурье и дру­гих побор­ни­ков клас­си­че­ско­го обра­зо­ва­ния в сред­ней шко­ле39. Тогда и позд­нее Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич меч­тал о том, чтобы и в дру­гих уни­вер­си­тет­ских горо­дах Рос­сии были созда­ны клас­си­че­ские гим­на­зии.

По слу­чаю вру­че­ния ему пре­мии «Новая Евро­па» (New Euro­pe Pri­ze) 11 нояб­ря 1993 г. Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич высту­пил в Wis­sen­schaftskol­leg zu Ber­lin с бла­годар­ст­вен­ной речью, в кото­рой пред­ста­вил деталь­ный план учреж­де­ния в Петер­бур­ге спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной биб­лио­те­ки и двух пери­о­ди­че­ских изда­ний, посвя­щен­ных исклю­чи­тель­но клас­си­че­ской фило­ло­гии40.

Этот план был успеш­но осу­щест­влен. В кон­це 1994 г. при Санкт-Петер­бург­ской клас­си­че­ской гим­на­зии (№ 310) была обра­зо­ва­на обще­ст­вен­ная орга­ни­за­ция — неболь­шой инсти­тут под назва­ни­ем Антич­ный кабинет или Bib­lio­the­ca clas­si­ca Pet­ro­po­li­ta­na, дирек­то­ром-осно­ва­те­лем кото­ро­го дол­гие годы (1994—2007) был А. К. Гав­ри­лов. Антич­ный кабинет, полу­чив­ший свое назва­ние, пожа­луй, под вли­я­ни­ем неза­дол­го до это­го обра­зо­ван­но­го в Москве Гре­ко-латин­ско­го каби­не­та Ю. А. Шича­ли­на (Mu­seum Grae­co-La­ti­num Si­ca­li­ni G. A. f.) име­ет струк­ту­ру, отлич­ную от сво­его мос­ков­ско­го собра­та, и вклю­ча­ет в себя спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ную биб­лио­те­ку и две редак­ции — науч­но­го жур­на­ла «Hy­per­bo­reus: Stu­dia clas­si­ca» и аль­ма­на­ха «Древ­ний мир и мы: Клас­си­че­ское наследие в Евро­пе и Рос­сии».

Меж­ду­на­род­ный жур­нал по клас­си­че­ской фило­ло­гии «Hy­per­bo­reus» был при­зван слу­жить и слу­жит пуб­ли­ка­ции анти­ко­вед­че­ских иссле­до­ва­ний, осу­ществля­е­мых, преж­де все­го, хотя и не исклю­чи­тель­но, в с.439 Петер­бур­ге. Нема­ло­важ­ным ста­ло то, что рабо­чи­ми язы­ка­ми это­го жур­на­ла, поми­мо рус­ско­го, явля­ют­ся те, что при­ня­ты у клас­си­ков в меж­ду­на­род­ных пери­о­ди­че­ских изда­ни­ях. Выпус­кае­мый сов­мест­но с извест­ным мюн­хен­ским Ver­lag C. H. Beck, он сра­зу полу­чил меж­ду­на­род­ный ста­тус, его при­зна­ние сре­ди рос­сий­ских и зару­беж­ных кол­лег посто­ян­но рас­тет. Два выпус­ка пер­во­го тома увиде­ли свет в 1994/1995 гг. К насто­я­ще­му момен­ту издан сдво­ен­ный том (16—17) за 2010—2011 гг., назва­ни­ем кото­ро­му послу­жи­ло выра­же­ние из Лукре­ция — Va­rian­te lo­quel­la и кото­рый пред­став­ля­ет собой сбор­ник ста­тей к 70-летию А. К. Гав­ри­ло­ва — заме­ча­тель­ный пода­рок юби­ля­ру.

Пер­вые три выпус­ка гума­ни­сти­че­ско­го аль­ма­на­ха «Древ­ний мир и мы», назва­ние кото­ро­го заим­ст­во­ва­но из хоро­шо извест­ных лек­ций Ф. Ф. Зелин­ско­го, выхо­ди­ли в свет каж­дые три года (1997, 2000, 2003) под редак­ци­ей Алек­сандра Кон­стан­ти­но­ви­ча, а появ­ле­ние чет­вер­то­го ожи­да­ет­ся в теку­щем году. Аль­ма­нах содер­жит мате­ри­а­лы по исто­рии обра­зо­ва­ния, нау­ки и куль­тур­но­го само­со­зна­ния в раз­лич­ные эпо­хи начи­ная с антич­ных вре­мен. В отли­чие от жур­на­ла «Hy­per­bo­reus», ста­тьи аль­ма­на­ха не все­гда носят стро­го науч­ный харак­тер — они пред­на­зна­че­ны для гума­ни­та­ри­ев и инте­ре­су­ю­щих­ся гума­ни­тар­ным зна­ни­ем, для обра­зо­ван­ной и посто­ян­но зани­маю­щей­ся сво­им обра­зо­ва­ни­ем пуб­ли­ки. В 2000 г. появи­лось еще одно выхо­дя­щее еже­год­но иллю­ст­ри­ро­ван­ное изда­ние — «Аба­рис: Жур­нал дру­зей Санкт-Петер­бург­ской клас­си­че­ской гим­на­зии», в кото­ром А. К. Гав­ри­лов высту­пал не как редак­тор, но как автор, и кото­рое боль­ше уде­ля­ет вни­ма­ния школь­но­му клас­си­че­ско­му обра­зо­ва­нию и дея­тель­но­сти одной клас­си­че­ской шко­лы. В насто­я­щее вре­мя Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич явля­ет­ся кон­суль­тан­том жур­на­ла «Hy­per­bo­reus» и вхо­дит в редак­цию аль­ма­на­ха «Древ­ний мир и мы», соче­тая само­сто­я­тель­ную науч­ную работу с редак­ти­ро­ва­ни­ем и орга­ни­за­ци­он­ной дея­тель­но­стью.

По ини­ци­а­ти­ве А. К. Гав­ри­ло­ва в соста­ве Антич­но­го каби­не­та была созда­на спе­ци­аль­ная биб­лио­те­ка, в кото­рой без труда мож­но най­ти важ­ней­шие тек­сты антич­ных авто­ров, спра­воч­ные посо­бия и пери­о­ди­ку по раз­лич­ным разде­лам анти­ко­веде­ния. К насто­я­ще­му момен­ту книж­ное собра­ние биб­лио­те­ки насчи­ты­ва­ет более 25 тыс. томов, оно доступ­но всем желаю­щим без исклю­че­ния — от гим­на­зи­ста и студен­та до про­фес­со­ра и ака­де­ми­ка — и сво­бод­но от тех мно­го­чис­лен­ных неудобств и недо­стат­ков, кото­рые при­су­щи боль­шим пуб­лич­ным и ака­де­ми­че­ским биб­лио­те­кам.

Дея­тель­ность А. К. Гав­ри­ло­ва полу­чи­ла широ­кое меж­ду­на­род­ное при­зна­ние: в 1991—1992 гг. он ста­жи­ро­вал­ся в Инсти­ту­те выс­ших иссле­до­ва­ний (Insti­tu­te for Ad­van­ced Stu­dy) в Прин­стоне (США); в 1993 г. ему была вру­че­на пре­мия The New Euro­pe; в 1994 г. он стал чле­ном Hein­rich-Schlie­mann-Ge­sell­schaft, а с 1997 г. — Момм­зе­нов­ско­го обще­ства. В 1996/1997 и 2002 гг. А. К. Гав­ри­лов полу­чил ста­тус гостя рек­то­ра Инсти­ту­та выс­ших иссле­до­ва­ний в Wis­sen­schaftskol­leg zu Ber­lin, в 1997—2000 гг. был чле­ном уче­но­го сове­та Col­le­gium Bu­da­pest, а в 2005 г. стал гостем рек­то­ра Нидер­ланд­ско­го инсти­ту­та выс­ших с.440 иссле­до­ва­ний. Вес­ной 2008 г. он вел заня­тия по древ­не­гре­че­ско­му язы­ку в Aca­de­mia Vi­va­rium No­vum (Мон­тел­ла, Ита­лия).

Жизнь юби­ля­ра, как пред­став­ля­ет­ся со сто­ро­ны, насы­ще­на собы­ти­я­ми, встре­ча­ми и свер­ше­ни­я­ми. Он пере­жил несколь­ко эпох: ста­лин­ский порядок и хру­щев­скую «отте­пель», бреж­нев­ский застой и гор­ба­чев­скую пере­строй­ку, ель­цин­ские «девя­но­стые лихие» (или «вре­мя надежд»?). И в бла­го­при­ят­ные и в труд­ные вре­ме­на неиз­мен­ной оста­ва­лась пре­дан­ность иде­а­лам юно­сти и фило­ло­гии как спо­со­бу позна­ния мира и как фор­ме куль­ту­ры. Героя сво­ей кни­ги Ген­ри­ха Шли­ма­на А. К. Гав­ри­лов назвал «ярчай­шим образ­цом куль­тур­ной воли» и «гени­ем энер­гии». Мы, в свою оче­редь, с пол­ным осно­ва­ни­ем можем при­ме­нить поня­тия «куль­тур­ная воля» и «энер­гия» к само­му Алек­сан­дру Кон­стан­ти­но­ви­чу Гав­ри­ло­ву, счи­тая его

ἀθλητὴν ἄθλου τοῦ με­γίσ­του.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • * Бла­го­да­рю кол­ле­гу А. Л. Вер­лин­ско­го, про­чи­тав­ше­го текст ста­тьи и сде­лав­ше­го полез­ные заме­ча­ния.
  • 1См.: Гав­ри­лов А. К. Жур­фик­сы на Весель­ной: [Встре­чи с А. Н. Егу­но­вым] // Гре­ко-латин­ский кабинет. М., 1997. Вып. 2. С. 84—88.
  • 2Гав­ри­лов А. К., Казан­ский Н. Н. К 100-летию М. Е. Сер­ге­ен­ко // Вспо­мо­га­тель­ные исто­ри­че­ские дис­ци­пли­ны. СПб., 1993. Вып. XXIV. С. 316—328.
  • 3См.: Боров­ский Я. М. Гри­го­рий Фили­мо­но­вич Цере­те­ли // Боров­ский Я. М. Ope­ra phi­lo­lo­gi­ca / Изд. под­гот. А. К. Гав­ри­лов, В. В. Зель­чен­ко, Т. В. Шабу­ри­на. СПб., 2009. С. 369—382.
  • 4См.: Выбран­ные места из пере­пис­ки дру­зей-фило­ло­гов (А. И. Дова­тур — А. Н. Егу­нов — Я. М. Боров­ский) / Под­гот. к публ. А. К. Гав­ри­ло­ва, В. В. Зель­чен­ко // Древ­ний мир и мы. СПб., 2000. Вып. 2. С. 162—186.
  • 5См.: Гав­ри­лов А. К. С. Я. Лурье и У. фон Вила­мо­виц-Мёл­лен­дорф: Исто­рия заоч­но­го сотруд­ни­че­ства // Все­об­щая исто­рия и исто­рия куль­ту­ры: Петерб. исто­рио­гра­фич. сб. СПб., 2008. С. 45—67 (= Гав­ри­лов А. К. О фило­ло­гах и фило­ло­гии: Ста­тьи и выступ­ле­ния раз­ных лет / Отв. ред. О. В. Буда­ра­ги­на, А. Л. Вер­лин­ский, Д. В. Кей­ер. СПб., 2011. С. 122—143).
  • 6См., напр.: Гав­ри­лов А. К. Инфор­ма­ци­он­ный поиск в клас­си­че­ской фило­ло­гии: [Про­грам­ма спец­кур­са] // СПбГУ. Фило­ло­гич. фак-т. Кафед­ра клас­сич. фило­ло­гии: Учеб. про­грам­мы. СПб., 1999. С. 77—78; Гав­ри­лов А. К. Исто­рия клас­си­че­ской фило­ло­гии // Учеб­ные про­грам­мы для маги­ст­ра­ту­ры кафед­ры клас­си­че­ской фило­ло­гии СПбГУ. СПб., 2010. С. 54—58.
  • 7Вер­лин­ский А. Л. Об авто­ре кни­ги «О фило­ло­гах и фило­ло­гии» // Гав­ри­лов А. К. О фило­ло­гах и фило­ло­гии: Ста­тьи и выступ­ле­ния раз­ных лет. СПб., 2011. С. 352.
  • 8Гав­ри­лов А. К. Труды и дни Я. М. Боров­ско­го // Там же. С. 180—181.
  • 9См.: Гав­ри­лов А. К. Ари­сто­фан. Плу­тос. Ст. 45—47: Опыт тол­ко­ва­ния // Вест. Ленингр. ун-та. 1975. № 8. Вып. 2. С. 124—131; Гав­ри­лов А. К. «Плу­тос» Ари­сто­фа­на: Ста­рое в редак­ции 388 г. до н. э.: Авто­реф. дисс. … канд. филол. наук. Л., 1975. 22 с.; Гав­ри­лов А. К. Пер­вый встреч­ный в «Плу­то­се» 1-ом Ари­сто­фа­на // Вопр. фило­ло­гии. Л., 1976. Вып. 5. С. 196—203; Gav­ri­lov A. K. Zur Ex­po­si­tion des aris­to­pha­ni­schen “Plu­tos” // Phi­lo­lo­gus. 1981. Bd. 125. S. 188—200.
  • 10Гав­ри­лов А. К. Сил­ло­гизм Блеп­сиде­ма (Arsph. Plut. 332—414) // ΜΟΥΣΕΙΟΝ. Про­фес­со­ру А. И. Зай­це­ву ко дню 70-летия. СПб., 1997. С. 74—86.
  • 11См., напр.: Gav­ri­lov A. K. Euri­pi­des in Ma­ke­do­nien // Hy­per­bo­reus. 1996. Vol. 2. 1. S. 38—53; Gav­ri­lov A. K. Si­zi­li­sche Ka­tastro­phe und Euri­pi­dei­sche Göt­ter // Festschrift für Mar­tin Hen­gel. Tü­bin­gen, 1996. Bd. 1. S. 213—231.
  • 12Гав­ри­лов А. К. Театр Еври­пида и афин­ское Про­све­ще­ние: Источ­ни­ко­вед­че­ское иссле­до­ва­ние: Авто­реф. дисс. … докт. ист. наук. СПб., 1995. 34 с.
  • 13См.: Гав­ри­лов А. К. Две роди­ны Фео­гнида // Hy­per­bo­reus. 2000. Vol. 6. 2. С. 279—295; Гав­ри­лов А. К. Фео­гнид о дол­ге поэта, или Тре­бо­ва­тель­ные сим­по­зи­а­сты // Древ­ний мир и мы. СПб., 2000. Вып. 2. С. 25—53.
  • 14См.: Гав­ри­лов А. К. Гимн муд­ре­цу у Мар­ка Авре­лия (III, 4, 4) // Hy­per­bo­reus. 2001. Vol. 7. 1—2. С. 152—174.
  • 15Этюды по антич­ной исто­рии и куль­ту­ре Север­но­го При­чер­но­мо­рья / Отв. ред. А. К. Гав­ри­лов. СПб., 1992. 270 с.
  • 16Гав­ри­лов А. К. Ски­фы Сав­ма­ка: вос­ста­ние или втор­же­ние? (Ios­PE I2, 352 = Syll.3 709) // Там же. С. 53—73; см. так­же: Гав­ри­лов А. К. О фило­ло­гах и фило­ло­гии: Ста­тьи и выступ­ле­ния раз­ных лет. С. 293—306; Gav­ri­lov A. K. Das Dio­phan­tos­dek­ret (Ios­PE I2 352) // Die An­ti­ke und Euro­pa. 17. In­ter­na­tio­na­ler Eire­ne-Kon­fe­renz: Re­su­mees. Ber­lin, 1986. S. 66—67; idem. Das Dio­phan­tos­dek­ret und Stra­bon // Hy­per­bo­reus. 1996. Vol. 2. 1. S. 151—168.
  • 17Гав­ри­лов А. К. Бос­пор­ский воин Апол­ло­ний и его поэт (КБН 119) // Hy­per­bo­reus. 2005. Vol. 11. P. 60—85, 215—241.
  • 18Кор­пус бос­пор­ских над­пи­сей: Аль­бом иллю­ст­ра­ций (КБН-аль­бом) [= Cor­pus Inscrip­tio­num reg­ni Bos­po­ra­ni: Al­bum ima­gi­num (CIRB-Al­bum)] / Ред. колл.: А. К. Гав­ри­лов (отв. ред.), Н. А. Пав­ли­чен­ко, Д. В. Кей­ер, А. В. Кар­лин. СПб., 2004. 431 с.
  • 19Кор­пус бос­пор­ских над­пи­сей. М.; Л., 1965.
  • 20О поле­ми­ке в свя­зи с изда­ни­ем Аль­бо­ма см.: Левин­ская И. А., Тох­та­сьев С. Р. Из новей­шей исто­рии Бос­пор­ской эпи­гра­фи­ки // ВДИ. 2005. № 4. С. 179—198; Гав­ри­лов А. К., Пав­ли­чен­ко Н. А., Кей­ер Д. В. К поле­ми­ке вокруг КБН-Аль­бо­ма: Пись­мо в редак­цию по пово­ду обзо­ра И. А. Левин­ской и С. Р. Тох­та­сье­ва «Из новей­шей исто­рии Бос­пор­ской эпи­гра­фи­ки» // ВДИ. 2008. № 2. С. 155—168.
  • 21См.: Гав­ри­лов А. К. К исто­рии КБН и его фото­ар­хи­ва // Кор­пус бос­пор­ских над­пи­сей: Аль­бом иллю­ст­ра­ций. СПб., 2004. С. 395—413.
  • 22Геро­ди­ан. Исто­рия импе­ра­тор­ской вла­сти после Мар­ка. Кни­га IV / Пер. с древ­не­греч. А. К. Гав­ри­ло­ва; Под ред. А. И. Дова­ту­ра // ВДИ. 1972. № 3. С. 241—253; То же. 2-е изд. СПб.: Але­тейя, 1995. С. 166—193.
  • 23Фео­гнид. Кни­га I / Пер. с древ­не­греч. А. К. Гав­ри­ло­ва // Дова­тур А. И. Фео­гнид и его вре­мя. Л., 1989. С. 147—181; Пет­ро­ний. Сати­ри­кон / Пер. с лат. А. Гав­ри­ло­ва (про­за) и Б. Ярхо (сти­хи); Ком­мент. А. Гав­ри­ло­ва // Рим­ская сати­ра. М., 1989. С. 131—235; 465—500.
  • 24См.: Вер­лин­ский А. Л. Указ. соч. С. 348, прим. 11.
  • 25Марк Авре­лий. Раз­мыш­ле­ния / Пер. с древ­не­греч. А. К. Гав­ри­ло­ва. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Нау­ка, 1993. С. 5—72 (1-е изд. — Л., 1985).
  • 26Гав­ри­лов А. К. Тек­сто­ло­ги­че­ские при­ме­ча­ния // Там же. С. 221—237 (1-е изд. — 1985. С. 219—237).
  • 27См.: Иоганн Мар­ций. Стен­ко Разин дон­ски козак измен­ник / Пер. с лат. А. К. Гав­ри­ло­ва // Ино­стран­ные изве­стия о вос­ста­нии Сте­па­на Рази­на. Л., 1975. С. 51—75.
  • 28Гав­ри­лов А. К. Антич­ное наследие в Рос­сии // Гав­ри­лов А. К. О фило­ло­гах и фило­ло­гии: Ста­тьи и выступ­ле­ния раз­ных лет. С. 12—32; см.: Gav­ri­lov A. K. Russland // Der Neue Pau­ly. Stuttgart; Wei­mar, 2002. Bd. 15. 2. Sp. 1014—1030.
  • 29Гав­ри­лов А. К. Марк Авре­лий в Рос­сии // Марк Авре­лий. Раз­мыш­ле­ния. 2-е изд. С. 115—173.
  • 30Gav­ri­lov A. K. Schlie­mann und Russland // Hein­rich Schlie­mann nach hun­dert Jah­ren. 1890/1990: Sym­po­sion in der Wer­ner-Rei­mers-Stif­tung, Bad Hom­burg in De­zem­ber 1989. Frankfurt am Main, 1990. S. 379—396.
  • 31См.: Гав­ри­лов А. К. Ген­рих Шли­ман (1822—1890): Хро­ни­ка юби­лей­но­го года // Гре­ко-латин­ский кабинет. М., 1992. Вып. 1. С. 25—34.
  • 32Гав­ри­лов А. К. Петер­бург в судь­бе Ген­ри­ха Шли­ма­на. СПб., 2006. 447 c.
  • 33Там же. С. 362.
  • 34Гав­ри­лов А. К. О фило­ло­гах и фило­ло­гии: Ста­тьи и выступ­ле­ния раз­ных лет. С. 10.
  • 35Гав­ри­лов А. К. 80-лет­ний юби­лей А. И. Дова­ту­ра (1977) // О фило­ло­гах и фило­ло­гии. С. 198.
  • 36Там же. С. 199.
  • 37Дова­тур А. И. Фео­гнид и его вре­мя. Л., 1989. 206 с.
  • 38Боров­ский Я. М. Ope­ra phi­lo­lo­gi­ca / Изд. под­гот. А. К. Гав­ри­лов, В. В. Зель­чен­ко, Т. В. Шабу­ри­на. СПб., 2009. 623 c.
  • 39См.: Вер­лин­ский А. Л. Указ. соч. С. 354.
  • 40Gav­ri­lov A. Ac­cep­tan­ce Speech from the Award Pre­sen­ta­tion: New Euro­pe Pri­ze // Spee­ches from the Award Pre­sen­ta­tion. Ber­lin, No­vem­ber 11, 1993. Ber­lin, 1994. P. 18—25; Гав­ри­лов А. К. Бла­годар­ст­вен­ная речь при вру­че­нии New Euro­pe Pri­ze // О фило­ло­гах и фило­ло­гии. С. 341—345.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1472737444 1472737928 1472739881