Соломатина Е. И.

Античная традиция о посредниках и посредничестве в Древней Греции

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 16. Саратов, 2013. С. 11—23.

с.11 Хоро­шо извест­но о суще­ст­во­вав­шей в Древ­ней Гре­ции прак­ти­ке раз­ре­шать раз­лич­но­го рода кон­фликт­ные ситу­а­ции с помо­щью посред­ни­ков. Меж­ду­на­род­ный арбит­раж дав­но уже стал пред­ме­том мно­го­чис­лен­ных иссле­до­ва­ний1. Посред­ни­че­ство при реше­нии внут­рен­них про­блем (так назы­вае­мое соци­аль­ное посред­ни­че­ство) так­же не было обой­де­но вни­ма­ни­ем уче­ных, отдель­ные его аспек­ты рас­смат­ри­ва­лись как про­яв­ле­ния более общих про­цес­сов, таких как куль­тур­ный пере­во­рот или зарож­де­ние полис­ных инсти­ту­тов вла­сти. Для изу­чаю­щих куль­тур­ный пере­во­рот осо­бую важ­ность име­ют фак­то­ры, вызвав­шие к жиз­ни «гре­че­ское чудо», одним из кото­рых явля­ет­ся «гори­зон­таль­ная мобиль­ность». Это поня­тие под­ра­зу­ме­ва­ет лег­кость пере­ме­ще­ния жите­лей одно­го поли­са в дру­гой и, глав­ное, воз­мож­ность актив­но вклю­чать­ся в куль­тур­ную и (доба­вим от себя) поли­ти­че­скую жизнь2. Обыч­но в чис­ло при­ме­ров такой мобиль­но­сти наряду с пере­се­ля­ю­щи­ми­ся в дру­гие поли­сы ремес­лен­ни­ка­ми3, твор­че­ски­ми лич­но­стя­ми4, вклю­ча­ют и спе­ци­аль­но при­гла­шён­ных граж­дан для помо­щи в устрой­стве государ­ст­вен­ных дел5. Послед­няя кате­го­рия «пере­се­лен­цев» в антич­ной тра­ди­ции име­ла спе­ци­аль­ное назва­ние — κα­ταρ­τιστῆ­ρες — устро­и­те­ли, при­ми­ри­те­ли, посред­ни­ки6. Обыч­но для иссле­до­ва­те­лей «куль­тур­но­го пере­во­рота» важ­ны, глав­ным обра­зом, как появ­ле­ние самой воз­мож­но­сти пере­ме­ще­ния, так и с.12 рас­про­стра­нён­ность это­го явле­ния, а деталь­ный ана­лиз ста­ту­са и дея­тель­но­сти пере­се­лив­ших­ся в дру­гой полис устро­и­те­лей не вхо­дит в их зада­чи. Но имен­но эти момен­ты нахо­дят­ся в фоку­се вни­ма­ния изу­чаю­щих соци­аль­но-поли­ти­че­ские инсти­ту­ты, одна­ко их инте­ре­су­ют пре­иму­ще­ст­вен­но те при­ми­ри­те­ли и посред­ни­ки, кото­рые в антич­ной тра­ди­ции полу­чи­ли дру­гое назва­ние — αἰσυμ­νή­τες — эсим­не­ты, или те, кто, по их мне­нию, могут быть при­чис­ле­ны к ним. Так­же есть ещё одно обо­зна­че­ние посред­ни­ков, это — διαλ­λακ­τήρ = διαλ­λακ­τής.

Не пре­тен­дуя на исчер­пы­ваю­щее осве­ще­ние про­бле­мы соци­аль­но­го посред­ни­че­ства (это и невоз­мож­но в рам­ках ста­тьи), я попы­та­юсь на осно­ве ана­ли­за свиде­тельств антич­ной тра­ди­ции рас­смот­реть сле­дую­щие вопро­сы: явля­ют­ся ли эти назва­ния сино­ни­ма­ми или были раз­ли­чия в их употреб­ле­нии, если были, то в чем они заклю­ча­ют­ся, кого антич­ная тра­ди­ция при­чис­ля­ет к посред­ни­кам. Кро­ме слу­ча­ев, когда в источ­ни­ках при­сут­ст­ву­ет харак­те­ри­сти­ка того или ино­го лица (или груп­пы) при помо­щи пере­чис­лен­ных назва­ний или их дей­ст­вий одно­ко­рен­ны­ми гла­голь­ны­ми фор­ма­ми, есть ещё мно­же­ство таких, когда подоб­ные опре­де­ле­ния отсут­ст­ву­ют, и лишь по роду дея­тель­но­сти мож­но гово­рить о посред­ни­че­стве.

Итак, рас­смот­рим пер­вое, упо­мя­ну­тое в ста­тье назва­ние — κα­ταρ­τιστήρ7. Суще­ст­ви­тель­ное κα­ταρ­τιστήρ доволь­но ред­ко встре­ча­ет­ся в пись­мен­ных источ­ни­ках, извест­но три слу­чая его употреб­ле­ния: Hdt. IV. 161; V. 28; Them. Or. IV. 61c. Посколь­ку в речи Феми­стия (IV в. н. э.) содер­жит­ся лишь упо­ми­на­ние о катар­ти­сте­рах без какой-либо кон­кре­ти­ки (οἱ ἄλ­λοι κα­ταρ­τιστῆ­ρες), поэто­му тем боль­ший инте­рес пред­став­ля­ют свиде­тель­ства Геро­до­та. Пер­вое — это сооб­ще­ние о граж­да­нах Паро­са, кото­рые были при­гла­ше­ны в Милет для упо­рядо­че­ния дел в милет­ской общине после про­дол­жи­тель­ной сму­ты, при этом отме­ча­ет­ся, что это были знат­ней­шие жите­ли Паро­са (Hdt. V. 28—29)8. Парос­ское посред­ни­че­ство тра­ди­ци­он­но свя­зы­ва­ют с реор­га­ни­за­ци­ей с.13 милет­ской общи­ны, резуль­та­том кото­рой ста­ло уста­нов­ле­ние оли­гар­хии и появ­ле­ние новых эпо­ним­ных маги­ст­ра­тов — эсим­не­тов. Обыч­но эти собы­тия дати­ру­ют­ся при­бли­зи­тель­но 525/24 г. до н. э. (т. е. годом нача­ла спис­ка эсим­не­тов)9, но суще­ст­ву­ет и дру­гая дати­ров­ка — 540 г. до н. э.10

Вто­рое — сооб­ще­ние о дея­тель­но­сти Демо­нак­та из Ман­ти­неи (Арка­дия), кото­ро­го по ука­за­нию Дель­фий­ско­го ора­ку­ла граж­дане Кире­ны при­гла­си­ли для упо­рядо­че­ния государ­ст­вен­но­го устрой­ства (Hdt. IV. 161)11. Как и в слу­чае с парос­ца­ми, упо­ми­на­ет­ся о том, что Демо­накт был самый ува­жае­мый из сво­их граж­дан. Это посред­ни­че­ство дати­ру­ет­ся середи­ной VI в. до н. э.12

Итак, мож­но заме­тить, что при­гла­шён­ные поли­са­ми посред­ни­ки (в роли кото­рых мог­ли высту­пать и один, и несколь­ко чело­век), назван­ные в источ­ни­ках κα­ταρ­τιστῆ­ρες, поль­зо­ва­лись несо­мнен­ным авто­ри­те­том как в сво­их общи­нах, так и за их пре­де­ла­ми. Вре­мя с.14 выпол­не­ния посред­ни­че­ских функ­ций опре­де­ля­ет­ся при­бли­зи­тель­но середи­ной VI в. до н. э. Что каса­ет­ся при­чин обра­ще­ния к услу­гам посред­ни­ков, то в обо­их слу­ча­ях речь идет о борь­бе за власть и внут­рен­нем кри­зи­се. Дея­тель­ность упо­мя­ну­тых посред­ни­ков заклю­ча­лась в корен­ной соци­аль­но-поли­ти­че­ской реор­га­ни­за­ции при­гла­шав­шей общи­ны и при­ми­ре­нии борю­щих­ся сто­рон, что, в конеч­ном сче­те, име­ло резуль­та­том вос­ста­нов­ле­ние поряд­ка13. Из сооб­ще­ния о посред­ни­че­стве Демо­нак­та мы узна­ем, что оно полу­чи­ло рели­ги­оз­ную санк­цию Дельф, и ора­ку­лом же было ука­за­но кон­крет­ное лицо, кото­ро­му пору­ча­лось реор­га­ни­зо­вать общи­ну кирен­цев. В отно­ше­нии парос­ских посред­ни­ков источ­ни­ки таких сведе­ний не сооб­ща­ют. Доста­точ­но ли было рели­ги­оз­но­го авто­ри­те­та Дельф, чтобы испол­нить роль соци­аль­но­го посред­ни­ка, или нужен был какой-то осо­бый поли­ти­че­ский меха­низм для это­го (обыч­но в подоб­ных обсто­я­тель­ствах пред­по­ла­га­ет­ся суще­ст­во­ва­ние экс­тра­ор­ди­нар­ной маги­ст­ра­ту­ры14), источ­ни­ки умал­чи­ва­ют: в них не упо­ми­на­ет­ся ни о сро­ках пре­бы­ва­ния посред­ни­ков в при­гла­сив­шем государ­стве, ни об их ста­ту­се в нём.

Что каса­ет­ся гла­го­ла κα­ταρ­τί­ζω, то он доволь­но часто (несколь­ко сот раз по TLG) встре­ча­ет­ся у мно­гих антич­ных авто­ров в раз­ных зна­че­ни­ях15. Мож­но при­ве­сти несколь­ко при­ме­ров исполь­зо­ва­ния гла­го­ла κα­ταρ­τί­ζω в зна­че­нии «вос­ста­нав­ли­вать порядок, уми­ротво­рять». Это опять свиде­тель­ство Геро­до­та о парос­цах, при­ми­рив­ших миле­тян16. В дру­гих же слу­ча­ях, хотя в них нет и речи о посред­ни­ках, инте­ре­сен сам кон­текст, в кото­ром встре­ча­ет­ся рас­смат­ри­вае­мый гла­гол17, одна­ко для рас­кры­тия темы соци­аль­но­го посред­ни­че­ства это обсто­я­тель­ство ниче­го ново­го не добав­ля­ет.

Кро­ме упо­мя­ну­тых Геро­до­том парос­цев и Демо­нак­та, к посред­ни­кам-катар­ти­сте­рам так­же отно­сят неко­то­рых близ­ких Пла­то­ну людей (ἑταῖροι), кото­рые, по сооб­ще­нию Плу­тар­ха, были отправ­ле­ны с.15 осно­ва­те­лем Ака­де­мии для упо­рядо­че­ния государ­ст­вен­но­го устрой­ства в раз­лич­ных горо­дах: Ари­сто­ним в Арка­дию, Фор­ми­он к элей­цам, Менедем к пирре­а­нам на Лес­бо­се18 (Plut. Adv. Co­lo­tem 32 = Mor. 1126 C; их дей­ст­вия Плу­тарх опи­сы­ва­ет при помо­щи при­ча­стия от гла­го­ла διακοσ­μέω)19.

Совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли порой счи­та­ют воз­мож­ным при­чис­лить к посред­ни­кам-катар­ти­сте­рам не толь­ко прак­ти­ков, но и тео­ре­ти­ков. Это — Гип­по­дам из Миле­та, создав­ший один из пер­вых в исто­рии чело­ве­че­ства уто­пи­че­ский про­ект государ­ства (Arist. Pol. II. 5. 1—4); софист Про­та­гор из Абде­ры, кото­ро­му Перикл пору­чил соста­вить про­ект государ­ст­вен­но­го устрой­ства для созда­вав­шей­ся Афи­на­ми обще­эл­лин­ской коло­нии Фурии (Diog. Laert. IX. 50; ср.: Diod. XII. 12. 4)20.

Как уже гово­ри­лось, в антич­ной тра­ди­ции суще­ст­ву­ет несколь­ко назва­ний для обо­зна­че­ния посред­ни­ков-при­ми­ри­те­лей-устро­и­те­лей. Рас­смот­рим ещё одно, а имен­но — διαλ­λακ­τήρ = διαλ­λακ­τής (или когда дей­ст­вия опи­сы­ва­ют­ся гла­го­лом διαλάσ­σω (-ττω))21. Это суще­ст­ви­тель­ное, по срав­не­нию с κα­ταρ­τιστήρ, встре­ча­ет­ся у антич­ных авто­ров гораздо чаще (несколь­ко десят­ков раз по TLG) в раз­ных зна­че­ни­ях и в раз­лич­ных кон­текстах22.

Суще­ст­ви­тель­ное διαλ­λακ­τήρ = διαλ­λακ­τής встре­ча­ет­ся у тра­ги­ков V в. до н. э. при­ме­ни­тель­но к богам, кото­рые высту­па­ли при­ми­ри­те­ля­ми, тре­тей­ски­ми судья­ми. Так, у Эсхи­ла «Семе­ро про­тив Фив» в таком каче­стве мы видим Аре­са (Sept. 908)23, а у Еври­пида — безы­мян­но­го бога (Phoen. 468)24. И у более позд­них авто­ров мож­но най­ти схо­жее с.16 употреб­ле­ние это­го сло­ва. Пав­са­ний, опи­сы­вая спор Посей­до­на с Гелио­сом, сооб­ща­ет, что тре­тей­ским судьей у них был Бри­а­рей (Paus. II. 1. 6 — Βριάρεων δὲ διαλ­λακτὴν γε­νέσ­θαι σφί­σιν). По свиде­тель­ству Фла­вия Фило­стра­та (Vi­ta Apoll. VI. 38), оче­ред­ные раздо­ры антио­хий­цев на город­ской сход­ке были неожи­дан­но пре­кра­ще­ны слу­чив­шим­ся в то вре­мя силь­ным зем­ле­тря­се­ни­ем, кото­рое было истол­ко­ва­но Апол­ло­ни­ем как знак свы­ше: «Явным при­ми­ри­те­лем вашим сде­лал­ся бог (ὁ μὲν θεὸς ἔφηδιαλ­λακτὴς ὑμῶν σαφὴς γέ­γονεν), а пото­му не ссорь­тесь боль­ше» (пер. Е. Г. Раби­но­вич). Из при­ведён­ных при­ме­ров мож­но увидеть, что боги не толь­ко судят себе подоб­ных, но и высту­па­ют судья­ми и при­ми­ри­те­ля­ми в мире людей.

Инте­рес пред­став­ля­ют слу­чаи, когда в роли при­ми­ри­те­лей или тре­тей­ских судей в ула­жи­ва­нии раз­но­го рода спо­ров или вза­им­ной враж­ды геро­ев источ­ни­ки упо­ми­на­ют эпи­че­ских царей, напри­мер, Одис­сея и Несто­ра или ста­рей­шин (Schol. In Soph. Aja­cem 1316, 2; 731a соот­вет­ст­вен­но). Надо заме­тить, что в самой тра­гедии Софокл харак­те­ри­зу­ет их дей­ст­вия опи­са­тель­но25, и толь­ко в схо­ли­ях они опре­де­ля­ют­ся как дей­ст­вия диал­лак­тов. Кро­ме того, что упо­мя­ну­тые цари и ста­рей­ши­ны обла­да­ли боль­шим авто­ри­те­том и были извест­ны сво­ей муд­ро­стью и уме­ни­ем ула­жи­вать кон­флик­ты, здесь важ­но ещё одно обсто­я­тель­ство, а имен­но что судей­ские и посред­ни­че­ские функ­ции им были при­су­щи по поло­же­нию как царям и сове­ту ста­рей­шин.

Самый извест­ный при­мер соци­аль­но­го посред­ни­че­ства, свя­зан­но­го с испол­не­ни­ем долж­ност­ных обя­зан­но­стей, при­во­дит Ари­сто­тель в «Афин­ской поли­тии»: «Сму­та была силь­ная, и дол­гое вре­мя одни боро­лись про­тив дру­гих; нако­нец они избра­ли сооб­ща посред­ни­ком и архон­том Соло­на (εἵλον­το κοινῇ διαλ­λακτὴν καὶ ἄρχον­τα Σό­λωνα) и пору­чи­ли ему устрой­ство государ­ства» (Ath. Pol. 5. 2; пер. С. И. Радци­га)26. Избра­ние Соло­на архон­том-эпо­ни­мом отно­сит­ся к 594 г. до н. э.27 Счи­та­ет­ся, что поли­ти­че­ский ста­тус Соло­на и его власт­ные пол­но­мо­чия опре­де­ля­ют­ся зани­мае­мой им долж­но­стью архон­та, а спе­ци­аль­ные функ­ции (или чрез­вы­чай­ные пол­но­мо­чия)28 выра­жа­лись в сло­ве διαλ­λακ­τής. Под спе­ци­аль­ны­ми функ­ци­я­ми пони­ма­ет­ся не рефор­ми­ро­ва­ние суще­ст­ву­ю­ще­го строя, а зако­но­да­тель­ное раз­ре­ше­ние кон­флик­та и с.17 при­ми­ре­ние враж­дую­щих сто­рон29. В отно­ше­нии Соло­на ни Ари­сто­тель, ни писав­ший позд­нее Плу­тарх не сооб­ща­ют, в чем кон­крет­но заклю­ча­лись его функ­ции как диал­лак­та и каков был харак­тер этих пол­но­мо­чий. Одна­ко совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли на осно­ве ана­ли­за реформ и зако­нов Соло­на склон­ны счи­тать, что они заклю­ча­лись в при­ми­ре­нии Алк­мео­нидов и их про­тив­ни­ков из дру­гих евпат­рид­ских родов, посколь­ку Солон воз­вра­тил на роди­ну изгнан­ных Алк­мео­нидов30, вер­нул им зем­ли, отня­тые и рас­про­дан­ные после их изгна­ния, осво­бо­дил сто­рон­ни­ков и «кли­ен­тов», про­дан­ных в раб­ство31. Таким обра­зом Солон создал необ­хо­ди­мые усло­вия для про­веде­ния зако­но­да­тель­ных меро­при­я­тий, уста­но­вив внут­рен­ний мир в Афи­нах. Извест­но, что его дея­тель­ность полу­чи­ла санк­цию дель­фий­ско­го ора­ку­ла (Plut. Sol. 14. 6), кото­рый поощ­рял в заву­а­ли­ро­ван­ной фор­ме захват им тира­ни­че­ской вла­сти (Plut. Mor. 152c)32.

Как мож­но заме­тить, сведе­ния источ­ни­ков о посред­ни­ках арха­и­че­ской эпо­хи крайне скуд­ны и не поз­во­ля­ют делать обоб­ще­ний о харак­те­ре их пол­но­мо­чий и функ­ци­ях. Одна­ко пись­мен­ная тра­ди­ция о диал­лак­тах более позд­не­го вре­ме­ни сохра­ни­ла весь­ма цен­ные ука­за­ния по этим вопро­сам. Плу­тарх сооб­ща­ет об Ара­те: «Назна­чен­ный посред­ни­ком с неогра­ни­чен­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми и обле­чён­ный пра­вом еди­но­лич­но решать все вопро­сы, сопря­жён­ные с иму­ще­ст­вен­ны­ми при­тя­за­ни­я­ми быв­ших изгнан­ни­ков (ἀπο­δειχ­θεὶς γὰρ αὐτοκ­ρά­τωρ διαλ­λακτὴς καὶ κύ­ριος ὅλως ἐπὶ τὰς φυ­γαδι­κὰς οἱκο­νομίας), он не при­нял это­го пра­ва, но избрал себе сре­ди сики­о­нян пят­на­дцать помощ­ни­ков и вме­сте с ними, после дол­гих трудов и забот, пол­но­стью при­ми­рил сограж­дан» (Plut. Arat. 14. 2; пер. С. П. Мар­ки­ша)33. Мож­но ли счи­тать, что неогра­ни­чен­ные пол­но­мо­чия и еди­но­лич­ное пра­во решать вопро­сы, свя­зан­ные с иму­ще­ст­вом изгнан­ни­ков, были харак­тер­ны толь­ко для диал­лак­тов III в. до н. э. или и для более ран­не­го вре­ме­ни тоже? Если при­нять во вни­ма­ние закон Соло­на об амни­стии (Plut. Sol. 19. 4) и его с.18 дея­тель­ность по воз­вра­ще­нию Алк­мео­нидов, то в отно­ше­нии Соло­на как диал­лак­та ответ может быть поло­жи­тель­ным34. О харак­те­ре пол­но­мо­чий дру­гих диал­лак­тов из-за отсут­ст­вия дан­ных антич­ной тра­ди­ции ниче­го опре­де­лён­но­го ска­зать нель­зя. Антич­ные источ­ни­ки35 поз­во­ля­ют увидеть нечто общее в дея­тель­но­сти диал­лак­тов раз­ных вре­мён, а имен­но ее направ­лен­ность на уре­гу­ли­ро­ва­ние про­блем, свя­зан­ных с быв­ши­ми изгнан­ни­ка­ми. Соло­на и Ара­та объ­еди­ня­ет ещё и то, что они были избра­ны диал­лак­та­ми сво­и­ми общи­на­ми граж­дан.

В свя­зи с послед­ним заме­ча­ни­ем инте­рес пред­став­ля­ет свиде­тель­ство Фило­де­ма о том, что Сте­си­хор (с Сици­лии) высту­пал в роли посред­ни­ка во внут­рен­нем кон­флик­те в Спар­те в VI в. до н. э. (Phi­lo­dem. De mu­sic. P. 18)36. И хотя Сеси­хор был при­гла­шён­ным извне посред­ни­ком, одна­ко автор I в. до н. э. опи­сы­ва­ет его дея­тель­ность гла­го­лом διαλάσ­σω (-ττω).

Антич­ные источ­ни­ки дают нам так­же при­ме­ры обо­зна­че­ния суще­ст­ви­тель­ным διαλ­λακ­τήρ = διαλ­λακ­τής посред­ни­ков не толь­ко во внут­рен­них, но и в меж­ду­на­род­ных делах, а гла­гол διαλάσ­σω (-ττω) (ино­гда с дру­ги­ми при­став­ка­ми) в этом слу­чае употреб­лял­ся в зна­че­нии «при­ми­рить(ся), заклю­чить мир­ный дого­вор». В кон­тек­сте меж­ду­на­род­но­го посред­ни­че­ства упо­мя­ну­тые суще­ст­ви­тель­ное и гла­го­лы встре­ча­ют­ся как у ран­них авто­ров (Геро­дот37, Фукидид38), так и у более позд­них (Дио­ни­сий Гали­кар­насский39, Плу­тарх40, Аппи­ан41), неза­ви­си­мо от того, какой древ­но­сти собы­тия они опи­сы­ва­ют.

с.19 Рас­смот­рим третье назва­ние посред­ни­ков-при­ми­ри­те­лей — αἰσυμ­νη­τήρ (αἰσυμ­νή­της). Это сло­во име­ет несколь­ко зна­че­ний и встре­ча­ет­ся в раз­лич­ных кон­текстах42. Нас будут инте­ре­со­вать, глав­ным обра­зом, те слу­чаи, в кото­рых сло­во употреб­ле­но в зна­че­нии «посред­ник, при­ми­ри­тель». После Гоме­ра вплоть до Ари­сто­те­ля сло­во αἰσυμ­νη­τήρ (αἰσυμ­νή­της) не употреб­ля­ет­ся в пись­мен­ной тра­ди­ции43. Оно вновь появ­ля­ет­ся в нарра­тив­ных источ­ни­ках начи­ная с «Поли­ти­ки» Ари­сто­те­ля (III. 9. 5—6, p. 1288a. 30 — 1285b. 3; III. 10. 1, p. 1285b. 25—26; III. 10. 10, p. 1286b. 34—40) для обо­зна­че­ния соци­аль­ных посред­ни­ков эпо­хи арха­и­ки. Ари­сто­тель трак­ту­ет арха­и­че­скую эсим­не­тию как «выбор­ную тира­нию», т. е. чрез­вы­чай­ную еди­но­лич­ную власть, нена­след­ст­вен­ную и закон­ную, с функ­ци­ей соци­аль­но­го посред­ни­че­ства в усло­ви­ях сму­ты. В каче­стве при­ме­ра арха­и­че­ских эсим­не­тов Ари­сто­тель при­во­дит Пит­та­ка Мити­лен­ско­го44. Одна­ко заме­чу, что толь­ко Ари­сто­тель назы­ва­ет Пит­та­ка эсим­не­том, ника­кой дру­гой источ­ник так его не име­ну­ет: совре­мен­ник же Пит­та­ка Алкей назы­ва­ет его тира­ном. Ста­ло обыч­ным пони­мать под основ­ной зада­чей, постав­лен­ной граж­да­на­ми Мити­ле­ны перед Пит­та­ком как эсим­не­том, защи­ту горо­да от с.20 ари­сто­кра­ти­че­ской оппо­зи­ции, нахо­див­шей­ся в изгна­нии45. Такая трак­тов­ка опи­ра­ет­ся на употреб­лён­ное Ари­сто­те­лем выра­же­ние εἵλον­τό πο­τε Μυ­τιλη­ναῖοι Πιτ­τα­κὸν πρὸς τοὺς φυ­γάδες «избра­ли эсим­не­том Пит­та­ка от изгнан­ни­ков» (пер. С. А. Жебелё­ва). Одна­ко цель заклю­ча­лась не про­сто в том, чтобы вос­пре­пят­ст­во­вать воз­вра­ще­нию изгнан­ни­ков в Мити­ле­ну, а в том, чтобы создать такие усло­вия, при кото­рых воз­мож­ность воз­об­нов­ле­ния граж­дан­ских рас­прей была бы мини­маль­ной. Веро­ят­но, Пит­та­ку это уда­лось, об этом может свиде­тель­ст­во­вать, хотя и кос­вен­но, сооб­ще­ние Герак­ли­та (Diog. Laert. I. 76), что Пит­так отпу­стил попав­ше­го к нему в руки Алкея со сло­ва­ми: «Луч­ше про­стить, чем мстить» (пер. М. Л. Гас­па­ро­ва).

Но вер­нём­ся к антич­ным источ­ни­кам, упо­ми­наю­щим эсим­не­тов. Кал­ли­мах (III в. до н. э.) назвал Пасик­ла эсим­не­том Эфе­са (Cal­li­mach. fr. 102 Pfeif­fer — Ἠισύμ­νας Ἐφέ­σου, Πα­σίκ­λεες). И хотя допол­ни­тель­ные сведе­ния сооб­ща­ет нам Эли­ан (кон. II в. — пер­вая пол. III в. н. э.) о Пасик­ле46 и о том, что он был убит моло­дым Мела­ном, чьим опе­ку­ном был назна­чен, но о харак­те­ре зани­мае­мо­го им поло­же­ния и сопря­жён­ных с ним функ­ций сведе­ний нет ни у Кал­ли­ма­ха, ни у Эли­а­на.

Кро­ме Пасик­ла, кото­ро­го нарра­тив­ные источ­ни­ки назы­ва­ют эсим­не­том, совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли зачис­ля­ют в эсим­не­ты Эфе­са ещё и Ари­стар­ха (Su­da s. v. Ἀρίσ­ταρ­χος47), хотя в лек­си­коне эсим­не­том он не назван. По мне­нию Г. Бер­ве, за убий­ст­вом Пасик­ла после­до­ва­ла внут­рен­няя борь­ба в Эфе­се, а чуть позд­нее, око­ло 550 г. до н. э. и был при­зван некий неиз­вест­ный нам Ари­старх в каче­стве тре­тей­ско­го судьи48. Он пра­вил Эфе­сом пять лет, будучи наде­лён монар­хи­че­ски­ми пол­но­мо­чи­я­ми, и, как с боль­шой осто­рож­но­стью пред­по­ла­га­ет Г. Бер­ве, Ари­старх путём рефор­мы зна­чи­тель­но рас­ши­рил круг пол­но­прав­ных граж­дан, т. е. создал в общине новую, демо­кра­ти­че­скую осно­ву.

Име­ет­ся так­же сооб­ще­ние Нико­лая Дамас­ско­го (I в. до н. э.) об избра­нии наро­дом Эпи­ме­на эсим­не­том с пра­вом карать по сво­е­му усмот­ре­нию после кро­во­про­лит­ной борь­бы за власть в Миле­те (FGH. 90. F. 53 — ὅτι Ἐπι­μέ­νης με­τά ταῦτα αἰσυμ­νή­της ὑπὸ τοὺ δή­μου χει­ροτο­νεῖται λα­βὼν ἐξου­σίαν κτεί­νειν οὓς βού­λε­ται)49. Далее гово­рит­ся, что Эпи­мен не смог с.21 захва­тить ни одно­го из сыно­вей Амфи­т­ре­та (преж­не­го тира­на), посколь­ку те из стра­ха обра­ти­лись в бег­ство. Одна­ко он кон­фис­ко­вал их иму­ще­ство и назна­чил награ­ду за их убий­ство. Трёх участ­ни­ков убий­ства Лео­да­ман­та50 Эпи­мен пре­дал смер­ти, а осталь­ных при­го­во­рил к изгна­нию, в кото­рое они и уда­ли­лись. И хотя цен­ность это­го свиде­тель­ства в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ума­ля­ет­ся новел­ли­сти­че­ским харак­те­ром повест­во­ва­ния51, тем не менее, судя по это­му сооб­ще­нию, совер­шен­но оче­вид­но, что в отно­ше­нии изгнан­ни­ков в поли­ти­ке Эпи­ме­на глав­ны­ми были кара­тель­ные меры, кото­рые нико­им обра­зом нель­зя рас­це­ни­вать как направ­лен­ные на при­ми­ре­ние с изгнан­ни­ка­ми.

В основ­ном в этом свиде­тель­стве иссле­до­ва­те­ли видят исполь­зо­ва­ние почерп­ну­то­го у Ари­сто­те­ля тер­ми­на «эсимнет» как наме­рен­ный ана­хро­низм52, наряду с дру­ги­ми, таки­ми как тиран и Эпи­мен (в каче­стве име­ни соб­ст­вен­но­го сло­во «эпи­мен» не употреб­ля­лось, но обо­зна­ча­ло долж­ность эпи­ме­ни­ев в Миле­те и неко­то­рых его коло­ни­ях)53.

Визан­тий­ский автор XIII—XIV вв. Фео­дор Мето­хит (Theod. Me­to­chit. Mis­cell. 101, p. 668) сооб­ща­ет ещё о двух эсим­не­тах: Фэбии на Само­се и Хере­моне в Апол­ло­нии (боль­ше о них ниче­го неиз­вест­но).

Ста­ло обыч­ным при­чис­лять к посред­ни­кам-при­ми­ри­те­лям мно­гих извест­ных рефор­ма­то­ров и зако­но­да­те­лей арха­и­че­ской эпо­хи не по исполь­зо­ван­но­му в источ­ни­ках назва­нию, а по роду их дея­тель­но­сти. Это объ­яс­ня­ет­ся сле­дую­щим обра­зом: неко­то­рые из посред­ни­ков ока­зы­ва­лись важ­ны­ми устро­и­те­ля­ми, твор­ца­ми кон­струк­тив­но­го пра­во­по­ряд­ка и в таком каче­стве вид­ны­ми зако­но­да­те­ля­ми, а мно­гие зако­но­да­те­ли выпол­ня­ли функ­ции посред­ни­ков, при­ми­ри­те­лей в сму­те, т. е. речь идет о дву­еди­ном явле­нии54. Так, неко­то­рые зако­но­да­те­ли эпо­хи арха­и­ки были при­чис­ле­ны к посред­ни­кам, но зане­се­ны в раз­ные кате­го­рии, в зави­си­мо­сти от при­стра­стий совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей. Залевк из Локр, Харонд из Ката­ны, Дра­конт и Солон из Афин55 при­рав­не­ны к эсим­не­там. Дру­гие зако­но­да­те­ли ока­за­лись с.22 катар­ти­сте­ра­ми: Фило­лай Бак­хи­ад, Анд­ро­да­мант из Регия и тот же Харонд56.

Общий же итог рас­смот­ре­ния назва­ний для обо­зна­че­ния устро­и­те­лей-при­ми­ри­те­лей-посред­ни­ков таков.

Сло­вом κα­ταρ­τιστήρ в про­за­и­че­ских сочи­не­ни­ях обо­зна­ча­лись начи­ная с V в. до н. э. при­гла­шён­ные из дру­гих поли­сов выдаю­щи­е­ся граж­дане для корен­но­го рефор­ми­ро­ва­ния внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го устрой­ства при­гла­сив­ше­го их поли­са и при­ми­ре­ния борю­щих­ся сто­рон. Одно­ко­рен­ной гла­гол употреб­лял­ся для опи­са­ния ситу­а­ции, тре­бо­вав­шей вос­ста­нов­ле­ния внут­рен­не­го поряд­ка и мира. Антич­ная пись­мен­ная тра­ди­ция не сохра­ни­ла сведе­ний ни о каких дру­гих катар­ти­сте­рах, кро­ме упо­мя­ну­тых Геро­до­том граж­дан Паро­са и арка­д­ца Демо­нак­та.

Назва­ние διαλ­λακ­τήρ (διαλ­λακ­τής) при­ме­ня­лось в V в. до н. э. в дра­ма­тур­гии по отно­ше­нию к богам, высту­пав­шим в каче­стве тре­тей­ских судей в мире богов и людей. Антич­ные ком­мен­та­то­ры так­же зачис­ля­ют в диал­лак­ты царей Одис­сея, Несто­ра и ста­рей­шин (в дра­ма­ти­че­ских про­из­веде­ни­ях V в. до н. э. их дей­ст­вия оха­рак­те­ри­зо­ва­ны опи­са­тель­но). В нарра­тив­ных источ­ни­ках (начи­ная с третьей чет­вер­ти IV в. до н. э.) диал­лак­та­ми (избран­ны­ми или назна­чен­ны­ми сво­и­ми общи­на­ми) назва­ны зани­мав­шие государ­ст­вен­ные долж­но­сти Солон и Арат. Основ­ной зада­чей их дея­тель­но­сти в каче­стве диал­лак­тов-посред­ни­ков было при­ми­ре­ние сто­рон и уре­гу­ли­ро­ва­ние вопро­сов, свя­зан­ных с изгнан­ни­ка­ми (воз­мож­ность воз­вра­ще­ния, вос­ста­нов­ле­ние в поли­ти­че­ских и иму­ще­ст­вен­ных пра­вах). Фило­дем употреб­ля­ет одно­ко­рен­ной гла­гол для опи­са­ния дей­ст­вий при­гла­шён­но­го спар­тан­ца­ми с Сици­лии Сте­си­хо­ра. Для при­гла­шён­ных посред­ни­ков-при­ми­ри­те­лей, как было пока­за­но выше, авто­ры V в. до н. э. исполь­зо­ва­ли сло­во «катар­ти­стер» и одно­ко­рен­ные ему гла­голь­ные фор­мы, Фило­дем уже не чув­ст­во­вал это­го раз­ли­чия. В боль­шин­стве слу­ча­ев, начи­ная с авто­ров V в. до н. э., суще­ст­ви­тель­ное диал­лакт употреб­ля­лось по отно­ше­нию к сто­рон­ним посред­ни­кам при заклю­че­нии меж­ду­на­род­ных дого­во­ров, а одно­ко­рен­ные гла­голь­ные фор­мы в зна­че­нии «при­ми­рить­ся», «заклю­чить дого­вор».

Что же каса­ет­ся суще­ст­ви­тель­но­го αἰσυμ­νή­της, то им посред­ни­ки обо­зна­ча­ют­ся начи­ная с Ари­сто­те­ля, при­чём это граж­дане, избран­ные сво­им поли­сом для устра­не­ния сму­ты (Пит­так, Эпи­мен), к тому же про обо­их источ­ни­ки сооб­ща­ют об их чрез­вы­чай­ных пол­но­мо­чи­ях, пол­но­вла­стии в отно­ше­нии изгнан­ни­ков. В этой свя­зи хоте­лось бы заме­тить, что в отно­ше­нии катар­ти­сте­ров и диал­лак­тов (как посред­ни­ков во внут­ри­об­щин­ных рас­прях — напри­мер, Демо­накт, Солон) арха­и­че­ской эпо­хи у антич­ных авто­ров (неза­ви­си­мо от вре­ме­ни их жиз­ни) нет сведе­ний о харак­те­ре пре­до­став­ля­е­мых им пол­но­мо­чий (лишь опи­са­ние кон­крет­ных меро­при­я­тий), одна­ко есть дан­ные о том, что их дея­тель­ность полу­чи­ла санк­цию дель­фий­ско­го свя­ти­ли­ща. Инте­рес­но заме­тить, что антич­ные источ­ни­ки не сооб­ща­ют о с.23 насиль­ст­вен­ной смер­ти или каком-то ущер­бе, при­чи­нён­ном посред­ни­кам неудо­вле­тво­рен­ной сто­ро­ной, или об отка­зе выпол­нить обя­зан­но­сти посред­ни­ка. О диал­лак­тах элли­ни­сти­че­ской поры — наобо­рот, исче­за­ют сведе­ния о под­держ­ке со сто­ро­ны дель­фий­ско­го свя­ти­ли­ща, зато появ­ля­ет­ся кон­кре­ти­ка в опи­са­нии и харак­те­ри­сти­ке пол­но­мо­чий (Арат). В свя­зи с эсим­не­та­ми неиз­вест­но ни одно­го упо­ми­на­ния о том, чтобы их дея­тель­ность как соци­аль­ных посред­ни­ков была санк­ци­о­ни­ро­ва­на дель­фий­ским ора­ку­лом. Мож­но пред­по­ло­жить, что в такой смене/отсут­ст­вии дан­ных кро­ет­ся ответ на вопрос, доста­точ­но ли было рели­ги­оз­но­го авто­ри­те­та Дель­фов, чтобы испол­нить роль соци­аль­но­го посред­ни­ка, или нужен был осо­бый меха­низм в виде экс­тра­ор­ди­нар­ной маги­ст­ра­ту­ры. Для арха­и­че­ской эпо­хи рели­ги­оз­но­го одоб­ре­ния и поощ­ре­ния было доста­точ­но, к тому же надо иметь в виду, что меха­низ­мы внут­рен­не­го уре­гу­ли­ро­ва­ния поли­ти­че­ской жиз­ни общи­ны до кон­ца не были раз­ра­бота­ны, поэто­му источ­ни­ки их и не могут оха­рак­те­ри­зо­вать. В постар­ха­и­че­ское вре­мя эти меха­низ­мы полу­чи­ли закон­чен­ный вид, что нашло отра­же­ние не толь­ко в дан­ных источ­ни­ков о диал­лак­тах элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни (Арат), но осо­бен­но в инфор­ма­ции Ари­сто­те­ля и Нико­лая Дамас­ско­го об эсим­не­тах арха­и­че­ской поры.

So­lo­ma­ti­na E. Y. An­cient Li­te­ra­ry Tra­di­tion on Me­dia­tors and Me­dia­tion in An­cient Gree­ce

The aut­hor fo­cu­ses her at­ten­tion on the main de­fi­ni­tions of the Greek li­te­ra­ry tra­di­tion for so­cial me­dia­tors: κα­ταρ­τιστήρ, διαλ­λακ­τήρ (διαλ­λακ­τής), αἰσυμ­νή­της. Ana­ly­zing the evi­den­ce of the tra­di­tion the aut­hor ma­kes an at­tempt to answer the fol­lowing ques­tions: to whom the an­cient tra­di­tion applied the­se de­fi­ni­tions, and res­pec­ti­ve­ly were they used as sy­no­nyms or not, what was the dif­fe­ren­ce between their usa­ge and what it could imply and upon what it could de­pend.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1О меж­ду­на­род­ном посред­ни­че­стве у гре­ков см.: Rae­der A. L’ar­bit­ra­ge in­ter­na­tio­nal chez les Hel­lè­nes. Kris­tia­nia, 1912; Tod M. N. In­ter­na­tio­nal Ar­bit­ra­tion amongst the Greeks. Oxf., 1913; Pic­ci­ril­li L. Gli ar­bit­ra­te in­tersta­ta­li Gre­ci. Pi­sa, 1973 (с биб­лио­гра­фи­ей).
  • 2Зай­цев А. И. Куль­тур­ный пере­во­рот в Древ­ней Гре­ции VIII—V вв. до н. э. Л., 1985. С. 40.
  • 3Starr Ch. G. The Ori­gins of Greek Ci­vi­li­za­tion 1100—650 BC. L., 1962. P. 360; Зай­цев А. И. Указ. соч. С. 47.
  • 4При­ме­ры пере­се­ле­ния твор­че­ских лич­но­стей см.: Зай­цев А. И. Указ. соч. С. 42—47: паро­сец Архи­лох пере­ехал жить на Фасос; само­сец Семо­нид — на о. Аморг; лес­бо­сец Тер­пандр — в Спар­ту; лес­бо­сец Ари­он — в Коринф; афи­ня­нин Тир­тей — в Спар­ту; Алк­ман из Сард — в Спар­ту; тео­сец Ана­кре­он — в Абде­ру, на Самос, а затем в Афи­ны; Алкей из Мити­ле­ны побы­вал в Егип­те; Сап­фо — вре­мен­но в изгна­нии в Сици­лии и др.; а так­же см.: Зай­ков А. В. Музы­кан­ты в ран­ней Спар­те: созда­ние жан­ров и про­ти­во­дей­ст­вие внут­рен­ней рас­пре // Вест­ник Удмурт­ско­го уни­вер­си­те­та. 1995. № 2. С. 5—15 — о музы­кан­тах и поэтах, пере­се­лив­ших­ся в Спар­ту и их посред­ни­че­ской роли.
  • 5Об общих при­чи­нах при­гла­ше­ния посред­ни­ков см.: Glotz G. La ci­té grec­que. Le de­ve­lop­ment des insti­tu­tions. P., 1968. P. 116; Ga­la­bi C. Ri­cher­che sui rap­por­ti tra le po­leis. Fi­ren­ze, 1953. P. 21 ss.
  • 6Зай­цев А. И. Указ. соч. С. 47.
  • 7LSJ s. v. κα­ταρ­τιστήρ — one, who res­to­res or­der, me­dia­tor; Дво­рец­кий И. Х. Древ­не­гре­че­ско-рус­ский сло­варь. М., 1958, s. v. — устро­и­тель, миротво­рец, при­ми­ри­тель, посред­ник.
  • 8«За два поко­ле­ния до это­го Милет разди­ра­ли граж­дан­ские рас­при, пока парос­цы не при­ми­ри­ли [враж­дую­щие пар­тии] (μέχ­ρι οὗ μιν Πά­ριοι κα­τήρ­τι­σαν) Миле­тяне выбра­ли в посред­ни­ки имен­но парос­цев из всех элли­нов (Τού­τους γὰρ κα­ταρ­τιστῆ­ρας ἐκ πάν­των εἵλον­το οἱ Μι­λήσιοι). А при­ми­ри­ли их парос­цы вот как. Когда знат­ней­шие жите­ли (ἄνδρες οἱ ἄρισ­τοι; кур­сив мой. — Е. С.) Паро­са при­бы­ли в Милет, то увиде­ли там дотла разо­рён­ных жите­лей и объ­яви­ли, что жела­ют обой­ти их поля. Так парос­цы и сде­ла­ли: они обо­шли всю Милет­скую область из кон­ца в конец. Если им слу­ча­лось заме­тить в опу­сто­шён­ной стране хоро­шо возде­лан­ный уча­сток, то они запи­сы­ва­ли имя хозя­и­на. Лишь немно­го таких участ­ков им уда­лось най­ти при обхо­де всей стра­ны. По воз­вра­ще­нии в город парос­цы созва­ли народ­ное собра­ние и пере­да­ли управ­ле­ние горо­дом тем [немно­гим хозя­е­вам], чьи участ­ки были хоро­шо возде­ла­ны. [Сде­ла­ли же они так] пото­му, по их сло­вам, что тот, кто забо­тил­ся о сво­ем участ­ке, будет так же хоро­шо забо­тить­ся и об общем досто­я­нии. Про­чим миле­тя­нам, кото­рые рань­ше бун­то­ва­ли, парос­цы при­ка­за­ли под­чи­нить­ся [назна­чен­ным ими] людям» (пер. Г. А. Стра­та­нов­ско­го).
  • 9Kawe­rau G., Rehm A. Das Del­phi­nion in Mi­let (Mi­let 1. 3). B., 1914. No. 122; Hil­ler von Gaertrin­gen F. Mi­le­tos // RE. 1932. Hbd. 30. Sp. 1595; Ehrhardt N. Mi­let und sei­ne Ko­lo­nien. Verglei­chen­de Un­ter­su­chung der kul­ti­schen und po­li­ti­schen Ein­rich­tun­gen. Frankfurt am Main; etc., 1983. S. 202; Карыш­ков­ский П. О. Оль­вий­ские моль­пы // Север­ное При­чер­но­мо­рье (мате­ри­а­лы по архео­ло­гии). Киев, 1984. С. 44; Бору­хо­вич В. Г. Арха­и­че­ский Милет (про­бле­мы соци­аль­но-поли­ти­че­ской исто­рии) // Про­бле­мы поли­ти­че­ской исто­рии антич­но­го обще­ства. Л., 1985. С. 19.
  • 10Gor­man V. B. Mi­le­tos, the Or­na­ment of Ionia. A His­to­ry of the Ci­ty to 400 B. C. E. Ann Ar­bor, 2004. P. 115. Обос­но­ва­ние этой даты, пред­ло­жен­ное В. Гор­ман, выглядит вполне убеди­тель­ным, посколь­ку оно бази­ру­ет­ся на пере­да­ти­ров­ке спис­ка эсим­не­тов с уче­том того про­ме­жут­ка, когда Милет не суще­ст­во­вал как граж­дан­ская общи­на и, соот­вет­ст­вен­но, не изби­ра­лись еже­год­ные эпо­ним­ные маги­ст­ра­ты. Более ран­ней даты при­дер­жи­вал­ся и С. А. Жебелёв, полу­чив её путём вычис­ле­ния сред­не­го ариф­ме­ти­че­ско­го меж­ду дву­мя чис­ла­ми Геро­до­та (Hdt. III. 142 — 33½ года и Hdt. I. 7 — 23 года), соот­вет­ст­ву­ю­щи­ми про­дол­жи­тель­но­сти одно­го поко­ле­ния. Жебелёв С. А. Север­ное При­чер­но­мо­рье. М.; Л., 1953. С. 59.
  • 11Свой рас­сказ о при­гла­ше­нии посред­ни­ка Геро­дот пред­ва­ря­ет сооб­ще­ни­ем о раз­гро­ме кирен­цев ливий­ца­ми и кро­во­про­лит­ной борь­бе за цар­скую власть (Hdt. IV. 160): «Цар­скую власть в Кирене уна­сле­до­вал хро­мой Бат. Кирен­цы посла­ли в Дель­фы вопро­сить, при каком государ­ст­вен­ном устрой­стве луч­ше им жить. Пифия веле­ла при­гла­сить посред­ни­ка из Ман­ти­неи в Арка­дии (Ἡ δὲ Πυ­θίη ἐκέ­λευε ἐκ Μαν­τι­νέης τῆς Ἀρκά­δων κα­ταρ­τιστῆ­ρα ἀγα­γέσ­θαι). По их прось­бе ман­ти­ней­цы посла­ли к ним само­го ува­жае­мо­го из сво­их граж­дан (кур­сив мой. — Е. С.). По при­бы­тии в Кире­ну посред­ник позна­ко­мил­ся с поло­же­ни­ем дел в горо­де и разде­лил насе­ле­ние на три филы так: пер­вая часть состо­я­ла из ферей­цев и их соседей, вто­рая — из пело­пон­нес­цев и кри­тян, а третья вклю­ча­ла всех ост­ро­ви­тян. Затем он выде­лил царю Бату цар­ские [земель­ные] вла­де­ния и жре­че­ские дохо­ды, а все осталь­ное, что при­над­ле­жа­ло преж­де царю, сде­лал досто­я­ни­ем наро­да» (пер. Г. А. Стра­та­нов­ско­го).
  • 12Бору­хо­вич В. Г. Указ. соч. С. 7; Mal­kin I. Del­phoi and the Foun­ding of So­cial or­der in Ar­chaic Gree­ce // Mè­tis. Anthro­po­lo­gie des mon­des grecs an­ciens. 1989. Vol. 4/1. P. 134. Дати­ров­ка посред­ни­че­ства Демо­нак­та 570 г. до н. э. при­сут­ст­ву­ет в рабо­те: Ковалёв П. В. О ста­ту­се стран­ни­ков и госте­при­им­цев в арха­и­че­ском гре­че­ском мире // Закон и обы­чай госте­при­им­ства в антич­ном мире. М., 1999. С. 67.
  • 13Об общих при­чи­нах при­гла­ше­ния посред­ни­ков извне см.: Glotz G. Op. cit. P. 116—117.
  • 14См., напр.: Ham­mond N. G. L. Stu­dies in Greek His­to­ry. Oxf., 1973. P. 145—170; Фро­лов Э. Д. Рож­де­ние гре­че­ско­го поли­са. Л., 1988. С. 121—128; Зай­ков А. В. Указ. соч. С. 7, 11, 15; Туманс Х. Рож­де­ние Афи­ны. Афин­ский путь к демо­кра­тии: от Гоме­ра до Перик­ла (VIII—V вв. до н. э.). СПб., 2002. С. 233.
  • 15Кро­ме зна­че­ния «при­ми­рять, вос­ста­нав­ли­вать порядок, при­во­дить в порядок» у гла­го­ла κα­ταρ­τί­ζω есть и такие: LSJ s. v. — res­to­re; mend, set a dis­lo­ca­ted limb; fur­nish, equip; pre­pa­re, ma­ke rea­dy; com­pound и др.
  • 16Hdt. V. 28, 30 (об этом подроб­нее см. выше).
  • 17При­ве­ду несколь­ко типич­ных при­ме­ров из раз­ных авто­ров для иллю­ст­ра­ции это­го поло­же­ния. Так, Плу­тарх пишет (Marc. 10. 2), что Мар­целл «при­шёл на помощь Неа­по­лю и Ноле…, а в Ноле застал мятеж, пото­му что тамош­ний сенат был не в силах обуздать и ути­хо­ми­рить народ (τῆς βου­λῆς τὸν δῆ­μον ἀν­νι­βίζον­τα με­ταχει­ρίσασ­θαι καὶ κα­ταρ­τί­σαι μὴ δυ­ναμέ­νης)» (пер. С. П. Мар­ки­ша). В схо­жем кон­тек­сте употреб­ля­ет этот гла­гол и Дио­ни­сий Гали­кар­насский (Dion. Hal. III. 10), в речи Фуфе­тия, обра­щен­ной к царю Тул­лу: «Ваш же полис ещё не упо­рядо­чен и не обу­стро­ен, буд­то он толь­ко что воз­ник, он состо­ит из мно­же­ства наро­дов, и ему тре­бу­ет­ся ещё мно­го вре­ме­ни и раз­ных испы­та­ний, чтобы порядок усто­ял­ся (ἵνα κα­ταρ­τισθῇ) и он пере­стал бур­лить и пре­бы­вать в смя­те­нии, как сей­час» (пер. Н. Г. Май­о­ро­вой).
  • 18Зай­цев А. И. Указ. соч. С. 48. При­чём Зай­цев счи­та­ет сооб­ще­ние Плу­тар­ха о том, что они были посла­ны Пла­то­ном, догад­кой (там же, прим. 105). Это же сооб­ще­ние, веро­ят­но, вос­при­ни­ма­ет­ся как заслу­жи­ваю­щее дове­рия, так как при­во­дит­ся в каче­стве при­ме­ра обще­ст­вен­ной дея­тель­но­сти пла­то­нов­ской Ака­де­мии, см.: Дил­лон Дж. Наслед­ни­ки Пла­то­на. Иссле­до­ва­ние исто­рии Древ­ней Ака­де­мии (347—274 гг. до н. э.). СПб., 2005. С. 22.
  • 19LSJ s. v. — 2. set in or­der; при­во­дить в порядок, устра­и­вать.
  • 20См.: Зай­цев А. И. Указ. соч. С. 48. Подроб­нее о Про­та­го­ре см.: Mor­ri­son J. S. The pla­ce of Pro­ta­go­ras in At­he­nian pub­lic li­fe (460—415 B. C.) // CQ. 1941. Vol. 35. No. 1. P. 1 ff.
  • 21LSJ s. v. III. esp. chan­ge en­mi­ty for friendship, re­con­ci­le one to ano­ther; при­ми­рять.
  • 22Посколь­ку суще­ст­ви­тель­ное мно­го­знач­но и часто встре­ча­ет­ся, то я вижу свою зада­чу не в том, чтобы рас­смот­реть все слу­чаи его употреб­ле­ния, а в том, чтобы сде­лать пред­ста­ви­тель­ную выбор­ку, кото­рая поз­во­ли­ла бы про­следить, как оно употреб­ля­лось в зна­че­нии «посред­ник, при­ми­ри­тель, судья» у антич­ных авто­ров, писав­ших в раз­ные эпо­хи, и какой смысл оно при­об­ре­та­ло с тече­ни­ем вре­ме­ни в кон­тек­сте соци­аль­но­го посред­ни­че­ства.
  • 23«Рав­ная доля, увы, / Гнев­ным доста­лась бра­тьям. / Чест­но Арес вер­шил / Суд. Но не мил дру­зьям / Этот судья тре­тей­ский» (διαλ­λακ­τῆ­ρι δ᾿ οὐκ / ἀμεμ­φία φί­λοις, ἐπί­χαρις Ἄρης; пер. С. К. Апта).
  • 24«Ты, Поли­ник, дитя мое, спер­ва / Свое ска­жи! С дру­жи­на­ми данай­цев / Тебя сюда обида при­ве­ла. / Не так ли, сын мой? Пусть же бог нас судит / И прав­дою от зол осво­бо­дит» (κριτὴς δέ τις θεῶν γέ­νοιτο καὶ διαλ­λακτὴς κα­κῶν; пер. И. Аннен­ско­го). Так­же мож­но упо­мя­нуть здесь и схо­лий к этой строч­ке тра­гедии — Schol. in Eur. 468.
  • 25Soph. Aiax. 1316 — При­шёл ты кста­ти, Одис­сей — коль ско­ро / Рас­пу­тать узел, не стя­нуть ты хочешь (пер. Ф. Ф. Зелин­ско­го; — Ἄναξ Ὀδυσ­σεῦ, και­ρὸν ἴσθ᾿ ἐλη­λυθώς, εἰ μὴ ξυ­νάψων, ἀλλὰ συλ­λύ­σων πά­ρει); Soph. Aiax. 731 — И все не уни­ма­лась страсть; с трудом лишь / Он спа­сен почтен­ных стар­цев сло­вом (пер. Ф. Ф. Зелин­ско­го; — Λή­γει δ᾿ ἔρις δρα­μοῦσα τοῦ προ­σω­τάτω, ἀνδρῶν γε­ρόν­των ἐν ξυ­ναλ­λαγῇ λό­γου).
  • 26О Солоне сооб­ща­ет так­же Плу­тарх (Plut. Sol. 14. 3): «После Филом­брота его выбра­ли архон­том, а вме­сте с тем посред­ни­ком и зако­но­да­те­лем» (пер. С. И. Соболев­ско­го; ἡρέ­θη δ᾿ ἄρχων με­τὰ Φιλόμβρο­τον ὁμοῦ καὶ διαλ­λακτὴς καὶ νο­μοθέ­της).
  • 27О про­бле­мах дати­ров­ки см.: Rho­des P. J. A Com­men­ta­ry on the Aris­to­te­lean At­he­nion Po­li­teia. Oxf., 1981. P. 120 и сл.
  • 28Сури­ков И. Е. Про­бле­мы афин­ско­го зако­но­да­тель­ства. М., 2004. С. 89.
  • 29Oli­va P. So­lon-Le­gen­de und Wirklich­keit // XE­NIA. 1988. Bd. 20. S. 48; Туманс Х. Указ. соч. С. 232. Суще­ст­ву­ет точ­ка зре­ния, соглас­но кото­рой избра­ние Соло­на диал­лак­том дати­ру­ет­ся 592/1 г. до н. э. и рас­це­ни­ва­ет­ся как заня­тие им некой экс­тра­ор­ди­нар­ной маги­ст­ра­ту­ры (см.: Ham­mond N. G. L. Op. cit. P. 145—170).
  • 30О свя­зи посред­ни­че­ской дея­тель­но­сти Соло­на с воз­вра­ще­ни­ем Алк­мео­нидов см. Сури­ков И. Е. Из исто­рии гре­че­ской ари­сто­кра­тии позд­не­ар­ха­и­че­ской и ран­не­клас­си­че­ской эпох: Род Алк­мео­нидов в поли­ти­че­ской жиз­ни Афин VII—V вв. до н. э. М., 2000. С. 137 и прим. 32 со ссыл­кой на лите­ра­ту­ру.
  • 31French A. So­lon’s Act of Me­dia­tion // An­tich­thon. 1984. Vol. 19. P. 1—12. Э. Френч осно­вы­ва­ет свои выво­ды на интер­пре­та­ции сти­хов Соло­на. И хотя его кон­цеп­ция в целом не все­гда при­ни­ма­ет­ся, одна­ко трак­тов­ка посред­ни­че­ской дея­тель­но­сти Соло­на не вызы­ва­ет воз­ра­же­ний. См., напр.: Сури­ков И. Е. Из исто­рии гре­че­ской ари­сто­кра­тии… С. 133; он же. Про­бле­мы афин­ско­го зако­но­да­тель­ства… С. 121.
  • 32Поле­ми­ку по вопро­су о под­лин­но­сти это­го ора­ку­ла см.: Сури­ков И. Е. Про­бле­мы афин­ско­го зако­но­да­тель­ства… С. 90. Прим. 79.
  • 33О воз­вра­ще­нии изгнан­ни­ков Пело­пидом, при­гла­шён­ным Пто­ле­ме­ем и Алек­сан­дром для ула­жи­ва­ния раздо­ров, сооб­ща­ет Плу­тарх (Plut. Pe­lop. 26. 4).
  • 34Сури­ков И. Е. Про­бле­мы ран­не­го афин­ско­го зако­но­да­тель­ства… С. 89.
  • 35Пре­иму­ще­ст­вен­но Плу­тарх: Sol. 19. 4; Pe­lop. 26. 4; Arat. 14. 2.
  • 36О посред­ни­че­стве Сте­си­хо­ра см.: Hux­ley G. L. Ear­ly Spar­ta. L., 1962. P. 71.
  • 37Hdt. V. 95 — «Мити­лен­цев же с афи­ня­на­ми при­ми­рил Пери­андр, сын Кип­се­ла, кото­ро­го они выбра­ли посред­ни­ком (Μυ­τιλη­ναίους δὲ καὶ Ἀθη­ναίους κα­τήλ­λα­ξε Πε­ρίανδρος). А при­ми­рил (κα­τήλ­λα­ξε) он их вот на каких усло­ви­ях: каж­дая сто­ро­на полу­ча­ла то, что у нее было. Так-то Сигей остал­ся за афи­ня­на­ми» (пер. Г. А. Стра­та­нов­ско­го).
  • 38Thuc. II. 95 — «Пер­дик­ка не испол­нил обе­ща­ний, кото­рые дал Ситал­ку, взяв­ше­му­ся при­ми­рить (διαλ­λά­ξειν) его с афи­ня­на­ми»; IV. 58 — «В то же лето было заклю­че­но сна­ча­ла пере­ми­рие меж­ду Кама­ри­ной и Гелой. Затем собра­лись в Гелу и послан­цы всех дру­гих эллин­ских горо­дов на ост­ро­ве Сици­лия для мир­ных пере­го­во­ров (εἴ πως ξυ­ναλ­λα­γεῖν)»; VI. 47 — «Никий выска­зал­ся за то, чтобы плыть со всем фло­том на Сели­нунт, для чего они преж­де все­го и посла­ны. Если, гово­рил Никий, эге­стяне пре­до­ста­вят день­ги для все­го вой­ска, то мож­но будет при­нять сооб­раз­ное с этим реше­ние. Если же нет, то сле­ду­ет потре­бо­вать от них денег на содер­жа­ние послан­ных по их прось­бе 60 кораб­лей и оста­вать­ся у Сели­нун­та, пока этот город доб­ро­воль­но не при­ми­рит­ся (διαλ­λά­ξαι) с Эге­стой или не будет при­нуж­ден силой» (пер. Г. А. Стра­та­нов­ско­го).
  • 39Dion. Hal. II. 76. 3 — «В самом деле, соседи настоль­ко были дале­ки от мыс­ли, что рим­ляне в сво­ем мире и спо­кой­ст­вии пред­при­мут напа­де­ние на них, что, когда у них начи­на­лась какая-нибудь вой­на друг с дру­гом, они дела­ли рим­лян сво­и­ми посред­ни­ка­ми (διαλ­λακ­τῆ­ρας) и счи­та­ли, что с помо­щью Нумы в каче­стве при­ми­ри­те­ля враж­да закон­чит­ся» (пер. И. Л. Маяк).
  • 40Plut. Pyrr. 16. 5 — «Пред­ва­ри­тель­но он послал к рим­ля­нам вест­ни­ка, пред­ло­жив им без вой­ны полу­чить от ита­лиотов закон­ное удо­вле­тво­ре­ние, а его, Пир­ра, сде­лать при этом судьей и посред­ни­ком (αὐτῳ δι­καστῇ καὶ διαλ­λακτῇ χρη­σαμέ­νους)» (пер. С. А. Оше­ро­ва).
  • 41App. Mac. 4 — «он [Филипп] опу­сто­шил и Перею родо­с­цев, хотя они были ему посред­ни­ка­ми (διαλ­λακ­τή­ρων οἱ γε­γονό­των) при заклю­че­нии мира» (пер. С. П. Кон­дра­тье­ва).
  • 42Так в эпо­се: в «Илиа­де» (XXIV. 347) встре­ча­ет­ся выра­же­ние κοῦ­ρος αἰσυμ­νη­τήρ в зна­че­нии «юно­ша бла­го­род­но­го про­ис­хож­де­ния, пра­ви­тель», в «Одис­сее» (VIII. 258—260) сло­во обо­зна­ча­ет выбор­ных судей на состя­за­ни­ях в пляс­ках (αἰσυμ­νῆ­ται δὲ κρι­τοὶ ἐν­νέα πάν­τες ἀνέσ­ταν); в рели­ги­оз­ном кон­тек­сте — эпи­тет Дио­ни­са «вла­ды­ка» (речь идет о куль­те Дио­ни­са Эсим­не­та в Пат­рах — Paus. VII. 20. 1—2).
  • 43В дошед­ших до нас эпи­гра­фи­че­ских источ­ни­ках клас­си­че­ской и элли­ни­сти­че­ской эпох эсим­не­ты пред­ста­ют орди­нар­ны­ми маги­ст­ра­та­ми (в неко­то­рых гре­че­ских поли­сах — эпо­ним­ны­ми) или же обо­зна­ча­ют дежур­ную часть сове­та. См. об этом подроб­нее: Соло­ма­ти­на Е. И. К вопро­су о про­ис­хож­де­нии тер­ми­на «эсимнет» и род­ст­вен­ных ему слов // Stu­dia his­to­ri­ca. 2008. Вып. VIII. С. 60 и прим. 6—8.
  • 44«Дру­гой вид, суще­ст­во­вав­ший у древ­них элли­нов, носит назва­ние эсим­не­тии. Она, так ска­зать, пред­став­ля­ет собой выбор­ную тира­нию (αἱρετὴ τυ­ραν­νίς); отли­ча­ет­ся она от вар­вар­ской монар­хии не тем, что осно­вы­ва­ет­ся не на законе, а толь­ко тем, что не явля­ет­ся наслед­ст­вен­ной. Одни обла­да­ли ею пожиз­нен­но, дру­гие изби­ра­лись на опре­де­лен­ное вре­мя или для выпол­не­ния опре­де­лен­ных пору­че­ний; так, напри­мер, граж­дане Мити­ле­ны неко­гда избра­ли эсим­не­том Пит­та­ка от изгнан­ни­ков, во гла­ве кото­рых сто­я­ли Анти­ме­нид и поэт Алкей. О том, что мити­ле­няне избра­ли Пит­та­ка имен­но тира­ном, свиде­тель­ст­ву­ет Алкей в одной из сво­их застоль­ных песен. Он уко­ря­ет их за то, что они при все­об­щем одоб­ре­нии поста­ви­ли чело­ве­ка худо­род­но­го. Такие виды прав­ле­ния, с одной сто­ро­ны, были и явля­ют­ся тира­ни­че­ски­ми, как осно­ван­ные на дес­по­тии, с дру­гой сто­ро­ны, отно­сят­ся к видам цар­ской вла­сти, пото­му что эсим­не­тов изби­ра­ют, при­чем доб­ро­воль­но» (Arist. Pol. III. 9. 5—6, p. 1285a. 30 — 1285b. 3; пер. С. А. Жебелё­ва).
  • 45Паль­це­ва Л. А. Пит­так Мити­лен­ский (к вопро­су об эсим­не­тии в арха­и­че­ской Гре­ции) // Антич­ное государ­ство. Поли­ти­че­ские отно­ше­ния и государ­ст­вен­ные фор­мы в антич­ном мире. СПб., 2002. С. 30—31.
  • 46«Пин­дар, сын Мела­на, внук лидий­ско­го царя Али­ат­та, насле­до­вав власть над Эфе­сом (διαδε­ξάμε­νος τὴν Ἐφε­σίων τυ­ραν­νί­δα), был крут на рас­пра­ву и неумо­лим, но выка­зы­вал любовь к оте­че­ству…, когда после­до­вал в изгна­ние в Пело­пон­нес по при­ка­зу Кре­за, назна­чил одно­го из сво­их при­бли­жен­ных, Пасик­ла, опе­ку­ном сво­его сына» (пер. С. В. Поля­ко­вой).
  • 47Ἀρίσ­ταρ­χος οὗ­τος τὴν ἐν Ἐφέ­σῳ μό­ναρ­χον εἶχεν ἐξου­σίαν ἐκ τῶν Ἀθη­ναίων ἥκων κλη­τός. ἐκά­λουν δὲ ἄρα αὐτὸν οἱ προ­σή­κον­τες, ὅτι ἐμμε­λῶς τε καὶ σὺν κη­δε­μο­νίᾳ αὐτῶν ἦρξεν ἔτε­σι εʹ.
  • 48Бер­ве Г. Тира­ны Гре­ции. Ростов-на-Дону, 1997. С. 127—128.
  • 49Опи­сы­вае­мые Нико­ла­ем Дамас­ским собы­тия, если его сведе­ния при­зна­ют­ся досто­вер­ны­ми, совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли дати­ру­ют по-раз­но­му: кон­цом X—IX вв. до н. э. (Gor­man V. B. Op. cit. P. 92, 120); кон­цом VIII в. до н. э. (Hux­ley G. L. The Ear­ly Ionians. N. Y., 1966. P. 504; Jef­fe­ry L. H. Ar­chaic Gree­ce: The Ci­ty-Sta­tes, c. 700—500 B. C. N. Y., 1976. P. 210); середи­ной или кон­цом VII — нача­лом VI в. до н. э. (Вино­гра­дов Ю. Г. Поли­ти­че­ская исто­рия Оль­вий­ско­го поли­са VII—I вв. до н. э.: исто­ри­ко-эпи­гра­фи­че­ское иссле­до­ва­ние. М., 1989. С. 113); сер. VII в. до н. э. (Бору­хо­вич В. Г. Указ. соч. С. 19).
  • 50По мне­нию Г. Бер­ве, речь идёт о борь­бе за власть и раздо­рах внут­ри цар­ско­го дома Неле­идов, в резуль­та­те кото­рых цар­ская власть была упразд­не­на (Указ. соч. С. 128—129).
  • 51Li­be­ro L., de. Die Ar­chai­sche Ty­ran­nis. Stuttgart, 1996. S. 355.
  • 52Ro­mer F. E. The Aisymnēteia: A Prob­lem in Aris­tot­le’s His­to­ri­cal Me­thod // AJPh. 1982. Vol. 103. P. 30.
  • 53Gor­man V. B. Op. cit. P. 91—92; Бер­ве Г. Указ. соч. С. 128.
  • 54Фро­лов Э. Д. Указ. соч. С. 121—122 (об эсим­не­тах).
  • 55Toepffer J. Aisym­ne­tes (1) // RE. 1894. Bd. I. Sp. 1088—1092; Латы­шев В. В. Очерк гре­че­ских древ­но­стей. СПб., 1997. Ч. I. С. 58; Бузольт Г. Очерк государ­ст­вен­ных и пра­во­вых гре­че­ских древ­но­стей. Харь­ков, 1895. С. 48.
  • 56Зай­цев А. И. Указ. соч. С. 47.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1472739881 1472740512 1472809494