Античная традиция о посредниках и посредничестве в Древней Греции
с.11 Хорошо известно о существовавшей в Древней Греции практике разрешать различного рода конфликтные ситуации с помощью посредников. Международный арбитраж давно уже стал предметом многочисленных исследований1. Посредничество при решении внутренних проблем (так называемое социальное посредничество) также не было обойдено вниманием ученых, отдельные его аспекты рассматривались как проявления более общих процессов, таких как культурный переворот или зарождение полисных институтов власти. Для изучающих культурный переворот особую важность имеют факторы, вызвавшие к жизни «греческое чудо», одним из которых является «горизонтальная мобильность». Это понятие подразумевает легкость перемещения жителей одного полиса в другой и, главное, возможность активно включаться в культурную и (добавим от себя) политическую жизнь2. Обычно в число примеров такой мобильности наряду с переселяющимися в другие полисы ремесленниками3, творческими личностями4, включают и специально приглашённых граждан для помощи в устройстве государственных дел5. Последняя категория «переселенцев» в античной традиции имела специальное название — καταρτιστῆρες — устроители, примирители, посредники6. Обычно для исследователей «культурного переворота» важны, главным образом, как появление самой возможности перемещения, так и с.12 распространённость этого явления, а детальный анализ статуса и деятельности переселившихся в другой полис устроителей не входит в их задачи. Но именно эти моменты находятся в фокусе внимания изучающих социально-политические институты, однако их интересуют преимущественно те примирители и посредники, которые в античной традиции получили другое название — αἰσυμνήτες — эсимнеты, или те, кто, по их мнению, могут быть причислены к ним. Также есть ещё одно обозначение посредников, это — διαλλακτήρ = διαλλακτής.
Не претендуя на исчерпывающее освещение проблемы социального посредничества (это и невозможно в рамках статьи), я попытаюсь на основе анализа свидетельств античной традиции рассмотреть следующие вопросы: являются ли эти названия синонимами или были различия в их употреблении, если были, то в чем они заключаются, кого античная традиция причисляет к посредникам. Кроме случаев, когда в источниках присутствует характеристика того или иного лица (или группы) при помощи перечисленных названий или их действий однокоренными глагольными формами, есть ещё множество таких, когда подобные определения отсутствуют, и лишь по роду деятельности можно говорить о посредничестве.
Итак, рассмотрим первое, упомянутое в статье название — καταρτιστήρ7. Существительное καταρτιστήρ довольно редко встречается в письменных источниках, известно три случая его употребления: Hdt. IV. 161; V. 28; Them. Or. IV. 61c. Поскольку в речи Фемистия (IV в.
Второе — сообщение о деятельности Демонакта из Мантинеи (Аркадия), которого по указанию Дельфийского оракула граждане Кирены пригласили для упорядочения государственного устройства (Hdt. IV. 161)11. Как и в случае с паросцами, упоминается о том, что Демонакт был самый уважаемый из своих граждан. Это посредничество датируется серединой
Итак, можно заметить, что приглашённые полисами посредники (в роли которых могли выступать и один, и несколько человек), названные в источниках καταρτιστῆρες, пользовались несомненным авторитетом как в своих общинах, так и за их пределами. Время с.14 выполнения посреднических функций определяется приблизительно серединой
Что касается глагола καταρτίζω, то он довольно часто (несколько сот раз по TLG) встречается у многих античных авторов в разных значениях15. Можно привести несколько примеров использования глагола καταρτίζω в значении «восстанавливать порядок, умиротворять». Это опять свидетельство Геродота о паросцах, примиривших милетян16. В других же случаях, хотя в них нет и речи о посредниках, интересен сам контекст, в котором встречается рассматриваемый глагол17, однако для раскрытия темы социального посредничества это обстоятельство ничего нового не добавляет.
Кроме упомянутых Геродотом паросцев и Демонакта, к посредникам-катартистерам также относят некоторых близких Платону людей (ἑταῖροι), которые, по сообщению Плутарха, были отправлены с.15 основателем Академии для упорядочения государственного устройства в различных городах: Аристоним в Аркадию, Формион к элейцам, Менедем к пирреанам на Лесбосе18 (Plut. Adv. Colotem 32 = Mor. 1126 C; их действия Плутарх описывает при помощи причастия от глагола διακοσμέω)19.
Современные исследователи порой считают возможным причислить к посредникам-катартистерам не только практиков, но и теоретиков. Это — Гипподам из Милета, создавший один из первых в истории человечества утопический проект государства (Arist. Pol. II. 5. 1—
Как уже говорилось, в античной традиции существует несколько названий для обозначения посредников-примирителей-устроителей. Рассмотрим ещё одно, а именно — διαλλακτήρ = διαλλακτής (или когда действия описываются глаголом διαλάσσω (-ττω))21. Это существительное, по сравнению с καταρτιστήρ, встречается у античных авторов гораздо чаще (несколько десятков раз по TLG) в разных значениях и в различных контекстах22.
Существительное διαλλακτήρ = διαλλακτής встречается у трагиков
Интерес представляют случаи, когда в роли примирителей или третейских судей в улаживании разного рода споров или взаимной вражды героев источники упоминают эпических царей, например, Одиссея и Нестора или старейшин (Schol. In Soph. Ajacem 1316, 2; 731a соответственно). Надо заметить, что в самой трагедии Софокл характеризует их действия описательно25, и только в схолиях они определяются как действия диаллактов. Кроме того, что упомянутые цари и старейшины обладали большим авторитетом и были известны своей мудростью и умением улаживать конфликты, здесь важно ещё одно обстоятельство, а именно что судейские и посреднические функции им были присущи по положению как царям и совету старейшин.
Самый известный пример социального посредничества, связанного с исполнением должностных обязанностей, приводит Аристотель в «Афинской политии»: «Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других; наконец они избрали сообща посредником и архонтом Солона (εἵλοντο κοινῇ διαλλακτὴν καὶ ἄρχοντα Σόλωνα) и поручили ему устройство государства» (Ath. Pol. 5. 2; пер.
Как можно заметить, сведения источников о посредниках архаической эпохи крайне скудны и не позволяют делать обобщений о характере их полномочий и функциях. Однако письменная традиция о диаллактах более позднего времени сохранила весьма ценные указания по этим вопросам. Плутарх сообщает об Арате: «Назначенный посредником с неограниченными полномочиями и облечённый правом единолично решать все вопросы, сопряжённые с имущественными притязаниями бывших изгнанников (ἀποδειχθεὶς γὰρ αὐτοκράτωρ διαλλακτὴς καὶ κύριος ὅλως ἐπὶ τὰς φυγαδικὰς οἱκονομίας), он не принял этого права, но избрал себе среди сикионян пятнадцать помощников и вместе с ними, после долгих трудов и забот, полностью примирил сограждан» (Plut. Arat. 14. 2; пер.
В связи с последним замечанием интерес представляет свидетельство Филодема о том, что Стесихор (с Сицилии) выступал в роли посредника во внутреннем конфликте в Спарте в
Античные источники дают нам также примеры обозначения существительным διαλλακτήρ = διαλλακτής посредников не только во внутренних, но и в международных делах, а глагол διαλάσσω (-ττω) (иногда с другими приставками) в этом случае употреблялся в значении «примирить(ся), заключить мирный договор». В контексте международного посредничества упомянутые существительное и глаголы встречаются как у ранних авторов (Геродот37, Фукидид38), так и у более поздних (Дионисий Галикарнасский39, Плутарх40, Аппиан41), независимо от того, какой древности события они описывают.
с.19 Рассмотрим третье название посредников-примирителей — αἰσυμνητήρ (αἰσυμνήτης). Это слово имеет несколько значений и встречается в различных контекстах42. Нас будут интересовать, главным образом, те случаи, в которых слово употреблено в значении «посредник, примиритель». После Гомера вплоть до Аристотеля слово αἰσυμνητήρ (αἰσυμνήτης) не употребляется в письменной традиции43. Оно вновь появляется в нарративных источниках начиная с «Политики» Аристотеля (III. 9. 5—
Но вернёмся к античным источникам, упоминающим эсимнетов. Каллимах (III в. до
Кроме Пасикла, которого нарративные источники называют эсимнетом, современные исследователи зачисляют в эсимнеты Эфеса ещё и Аристарха (Suda s. v. Ἀρίσταρχος47), хотя в лексиконе эсимнетом он не назван. По мнению Г. Берве, за убийством Пасикла последовала внутренняя борьба в Эфесе, а чуть позднее, около 550 г. до
Имеется также сообщение Николая Дамасского (I в. до
В основном в этом свидетельстве исследователи видят использование почерпнутого у Аристотеля термина «эсимнет» как намеренный анахронизм52, наряду с другими, такими как тиран и Эпимен (в качестве имени собственного слово «эпимен» не употреблялось, но обозначало должность эпимениев в Милете и некоторых его колониях)53.
Византийский автор XIII—
Стало обычным причислять к посредникам-примирителям многих известных реформаторов и законодателей архаической эпохи не по использованному в источниках названию, а по роду их деятельности. Это объясняется следующим образом: некоторые из посредников оказывались важными устроителями, творцами конструктивного правопорядка и в таком качестве видными законодателями, а многие законодатели выполняли функции посредников, примирителей в смуте,
Общий же итог рассмотрения названий для обозначения устроителей-примирителей-посредников таков.
Словом καταρτιστήρ в прозаических сочинениях обозначались начиная с
Название διαλλακτήρ (διαλλακτής) применялось в
Что же касается существительного αἰσυμνήτης, то им посредники обозначаются начиная с Аристотеля, причём это граждане, избранные своим полисом для устранения смуты (Питтак, Эпимен), к тому же про обоих источники сообщают об их чрезвычайных полномочиях, полновластии в отношении изгнанников. В этой связи хотелось бы заметить, что в отношении катартистеров и диаллактов (как посредников во внутриобщинных распрях — например, Демонакт, Солон) архаической эпохи у античных авторов (независимо от времени их жизни) нет сведений о характере предоставляемых им полномочий (лишь описание конкретных мероприятий), однако есть данные о том, что их деятельность получила санкцию дельфийского святилища. Интересно заметить, что античные источники не сообщают о с.23 насильственной смерти или каком-то ущербе, причинённом посредникам неудовлетворенной стороной, или об отказе выполнить обязанности посредника. О диаллактах эллинистической поры — наоборот, исчезают сведения о поддержке со стороны дельфийского святилища, зато появляется конкретика в описании и характеристике полномочий (Арат). В связи с эсимнетами неизвестно ни одного упоминания о том, чтобы их деятельность как социальных посредников была санкционирована дельфийским оракулом. Можно предположить, что в такой смене/отсутствии данных кроется ответ на вопрос, достаточно ли было религиозного авторитета Дельфов, чтобы исполнить роль социального посредника, или нужен был особый механизм в виде экстраординарной магистратуры. Для архаической эпохи религиозного одобрения и поощрения было достаточно, к тому же надо иметь в виду, что механизмы внутреннего урегулирования политической жизни общины до конца не были разработаны, поэтому источники их и не могут охарактеризовать. В постархаическое время эти механизмы получили законченный вид, что нашло отражение не только в данных источников о диаллактах эллинистического времени (Арат), но особенно в информации Аристотеля и Николая Дамасского об эсимнетах архаической поры.
Solomatina E. Y. Ancient Literary Tradition on Mediators and Mediation in Ancient Greece
The author focuses her attention on the main definitions of the Greek literary tradition for social mediators: καταρτιστήρ, διαλλακτήρ (διαλλακτής), αἰσυμνήτης. Analyzing the evidence of the tradition the author makes an attempt to answer the following questions: to whom the ancient tradition applied these definitions, and respectively were they used as synonyms or not, what was the difference between their usage and what it could imply and upon what it could depend.ПРИМЕЧАНИЯ