OIKONOMIA: Дионисий Галикарнасский о композиции исторических сочинений
с.71 Дионисий Галикарнасский (ок. 55 — после 8 г.1), автор риторических трактатов и так называемых «литературных писем», создававшихся на протяжении многих лет, анализирует произведения историков V—
При анализе речей и исторических сочинений Дионисий Галикарнасский выделяет аспект стилистический (λεκτικὸς τόπος) и содержательный (πραγματικὸς τόπος), включающий, в свою очередь, «приготовление» (παρασκευή), или «нахождение» (εὕρεσις), и «использование приготовленного» (χρῆσις τῶν παρεσκευασμένων), называемое «расположением материала» (οἰκονομία), — раздел содержания, требующий от писателя «большего искусства» (τὸ τεχνικώτερον μέρος τοῦ πραγματικοῦ) (De Dem. 51). Можно сказать, что «расположение материала» соответствует литературоведческому термину «композиция» — «взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств»3. Попытаемся рассмотреть принципы анализа композиции исторических сочинений в риторических трактатах Дионисия Галикарнасского.
Отметим, что направление критики Дионисия Галикарнасского в значительной степени определяется риторической системой «достоинств стиля» (ἀρεταί) (Ep. ad Pomp. 3), с которыми соотносятся и достоинства содержания, общие для речей и исторических сочинений: ясность (σαφήνεια), убедительность (πιθανότης) и краткость (συντομία)4. Так, историческое сочинение (ἱστορικὴ πραγματεία) должно быть связным (εἰρομένην — букв. «нанизанным») и последовательным (ἀπερίσπαστον — букв. «не увлекаемым в разные стороны»), особенно когда речь идёт с.72 о многих и малопонятных (δυσκαταμαθήτων — букв. «с трудом усваиваемых») событиях (De Thuc. 9), а благодаря множеству излагаемых в речи событий может оказаться трудно следить за ходом изложения (δυσπαρακολούθητος), это нарушит ее ясность (σαφήνειαν) (De Isaeo. 14).
Принцип анализа Дионисия Галикарнасского был назван «выборочным подражанием»5, которое подразумевает внимательное изучение содержания и стиля произведений лучших аттических ораторов и историков и отбор лучших качеств каждого. Рассуждая о композиции исторических сочинений, Дионисий Галикарнасский подробно рассматривает произведения одного историка или прибегает к сравнительному анализу, сопоставляя произведения двух авторов. В трактате «О подражании» и в «Письме к Помпею» он даёт сравнительную характеристику «Историям» Геродота и Фукидида (Ep. ad Pomp. 3), затем переходит к сочинениям их подражателей, сравнивая Ксенофонта с Геродотом (Ep. ad Pomp. 4), а Филиста с Фукидидом (Ep. ad Pomp. 5), и отдельно рассматривает произведения Феопомпа (Ep. ad Pomp. 6); анализу композиции «Истории» Фукидида он посвящает раздел трактата «О Фукидиде» (De Thuc. 9—
Расположение материала (композиция) включает, по Дионисию Галикарнасскому, во-первых, «разделение» (διαίρεσις)6, или последовательность изложения, во-вторых, «расположение» (τάξις), или временную организацию текста, и, в-третьих, «отделку» (ἐξεργασία), или технику изложения (De Thuc. 9)7.
В «Письме к Помпею» он замечает, что в историческом сочинении важно «распределить и поместить» (διελέσθαι τε καὶ τάξαι) каждое из излагаемых событий в нужное место (Ep. ad Pomp. 3. 13). Более подробно Дионисий Галикарнасский пишет о «разделении» в трактате «О Фукидиде». В исторических сочинениях излагаемые события группируются по географическому (κατὰ τόπους) или по хронологическому принципу (κατὰ χρόνους εὐπαρακολουθήτους — «по легко прослеживаемым временным отрезкам»): по именам сменяющих друг друга царей или жрецов, архонтов, вступающих в должность на год, а также по олимпиадам (De Thuc. 9). По хронологическому принципу распределяют материал авторы историй отдельных местностей, по географическому — Гелланик и Геродот. «История» обобщает огромный этнографический и исторический материал: она представляет собой ряд логосов, соединённых в последовательное повествование, материал которого сгруппирован по географическому признаку8. Необходимо уточнить, что с.73 повествование о войнах в трудах Геродота, Фукидида, Ксенофонта и других историков включает ряд повторяющихся типических ситуаций: описания сражений, походов, а также народных собраний; временную последовательность нарушают экскурсы.
«Разделение» в «Истории» Фукидида — изложение событий по летним и зимним кампаниям — представляется Дионисию Галикарнасскому неудачным: оно лишено ясности и последовательности (ἀσαφὴς καὶ δυσπαρακολούθητος, Ep. ad Pomp. 3. 13). Отметим, что если в «Письме к Помпею» он называет последовательность изложения в произведении Фукидида хронологической (τοῖς χρόνοις, Ep. ad Pomp. 3. 13), то в трактате «О Фукидиде» выделяет «разделение» его «Истории» особо, не относя его ни к географическому, ни к хронологическому, но повторяет приведенную ранее оценку: параллельное изложение событий, связанных временным единством, становится не более ясным (οὐ σαφεστέρα), а менее последовательным (δυσπαρακολουθητοτέρα), так как повествование оказывается разорванным на маленькие отрезки (εἰς μικρὰς κατακερματιζομένη τομάς, De Thuc. 9). В качестве примера Дионисий Галикарнасский приводит третью книгу «Истории», в которой Фукидид описывает происходившие одновременно события в Митилене и Платее, осаду Платеи и походы спартанцев (De Thuc. 9), и захват афинянами Пилоса и Сфактерии, описанный в четвёртой книге (De Thuc. 13).
В трактате «О Фукидиде» Дионисий Галикарнасский не отдаёт предпочтения какому-то одному принципу «разделения», а в «Письме к Помпею» выступает сторонником тематической, в частности, географической, последовательности изложения: в «Истории» Геродота, в отличие от сочинения Фукидида, тематическое (ταῖς περιοχαῖς τῶν πραγμάτων) «разделение» не разрывает повествования (οὐ διέσπασε τὴν διήγησιν, Ep. ad Pomp. 3. 14).
Рассуждая о композиции произведений Ксенофонта, Феопомпа и Филиста, Дионисий Галикарнасский ограничивается краткими замечаниями: первый «хорошо разделил, упорядочил [материал] и придал разнообразие» (μεμέρικέν τε καλῶς καὶ τέταχεν καὶ πεποίκιλκε) своим произведениям (Ep. ad Pomp. 4. 2), оба сочинения второго «последовательны и ясны» (εὐπαρακολούθητοι καὶ σαφεῖς) (Ep. ad Pomp. 6. 2). В произведениях Филиста он указывает на те же недостатки композиции, что и в «Истории» Фукидида: из-за неудачной композиции трудно следить за ходом событий (τάξιν… δυσπαρακολούθητον, Ep. ad Pomp. 5. 2). В трактате «О подражании» Дионисий Галикарнасский пишет об этом более подробно9: он отмечает неупорядоченность расположения материала (τὴν ἀταξίαν τῆς οἰκονομίας) и заключает, что Филист сделал произведение непоследовательным, нарушив связность изложения (δυσπαρακολούθητον τὴν πραγματείαν τῇ συγχύσει τῶν εἰρημένων πεποίηκεν) (De imit. Fr. 31. 3. 2).
с.74 Кратко анализируя «расположение» (τάξις), Дионисий Галикарнасский обращает внимание на начало и финал произведения, отграничивающие излагаемые события: он указывает, что в начале исторического сочинения должны излагаться причины, а в конце — событие «замечательное и очень приятное для слушателей» (τὴν θαυμασιωτάτην καὶ μάλιστα τοῖς ἀκούουσι κεχαρισμένην, Ep. ad Pomp. 3. 10), как в «Истории» Геродота. Недостаток композиции «Истории» Фукидида он видит в том, что историк начинает произведение не с истинной причины Пелопоннесской войны — опасений Спарты из-за усиления Афин (Thuc. I. 23. 5), а с повода — событий на Керкире (Thuc. I. 24—
В «Письме к Помпею», рассуждая о технике изложения (ἐξεργασία), Дионисий Галикарнасский пишет о разнообразии содержания (ποικιλία) исторических сочинений10, которое достигается введением речей и экскурсов. Дионисий Галикарнасский полагает, что географические и историко-этнографические отступления являются обязательным элементом композиции исторических сочинений. Так, он указывает, что Геродот считал необходимым делать паузы (ἀναπαύσεις) в последовательном изложении событий (Ep. ad Pomp. 3. 11), приводит примеры отступлений в «Истории» Фукидида (Ep. ad Pomp. 3. 12): это история возвышения царства одрисов, предваряющая изложение событий во Фракии (Thuc. II. 96—
О Ксенофонте Дионисий Галикарнасский пишет, что он «привнёс разнообразие» в произведение, подражая Геродоту (Ep. ad Pomp. 4. 2). Характеризуя содержание произведений Филиста, Дионисий (вновь без примеров) указывает на то, что отсутствие экскурсов сближает его с «Историей» Фукидида: «Он не желает включать в произведения ничего, что не связано с темой (πρᾶγμα ἔξωθεν), как и Фукидид, и потому однообразен (ὁμοειδής)» (Ep. ad Pomp. 5. 2). Он отмечает, с одной стороны, разнообразие содержания произведений Феопомпа: πολύμορφον τῆς γραφῆς — «многосторонность» (Ep. ad Pomp. 6. 3); ποικιλία ἐν τοῖς πράγμασι — «пестрота содержания» (De imit. Fr. 31. 3. 3). С другой стороны, он критикует избыточность (οὔτε ἀναγκαῖαι) и неуместность (οὔτ᾿ ἐν καιρῷ) экскурсов с точки зрения композиции (Ep. ad Pomp. 6. 11), указывая на отсутствие одного из достоинств содержания — краткости.
В трактате «О Фукидиде» технике изложения Дионисий Галикарнасский посвящает особый раздел (De Thuc. 9—
Выбор того или иного типа повествования обусловлен, по-видимому, представлениями самого историка о важности данного события и его значении в ходе войны; композиционные приёмы служат, таким образом, расстановке нужных автору акцентов. Однако Дионисий Галикарнасский видит ещё один недостаток композиции «Истории» Фукидида в непропорциональности распределения детализированных описаний и суммирующих обозначений: о важных и значительных, по мнению автора трактата, событиях историк сообщает кратко, о второстепенных — подробно; это относится к описанию сражений (De Thuc. 13—
Так, о крупных сражениях, где было много убитых и пленных, Фукидид пишет бегло (ἐπιτροχάδην): это морское сражение при Евримедонте в 465 г. (Thuc. I. 100), захват афинянами острова Сфактерии (IV. 38. 5) и Никием острова Киферы (IV. 53—
Военные действия, взятие и разрушение городов, захват пленных античные риторики относят к событиям, которые могут быть описаны в исторических сочинениях детализировано, «наглядно»11. Дионисий Галикарнасский приводит из «Истории» Фукидида примеры удачных развёрнутых описаний взятия в 427 г. Платеи (Thuc. III. 52—
с.76 Исходя из требований уместности, Дионисий Галикарнасский отмечает, что в одних случаях, где речи необходимы, их нет, но в других, где их могло бы не быть, они присутствуют (De Thuc. 17). Речей не хватает в описании посольства афинян в Спарту в 430 г. (Thuc. II. 59. 1—
Наконец, недостатки композиции «Истории» Фукидида Дионисий Галикарнасский отмечает, указывая на непропорциональность (ἀνώμαλον) вступления: оно слишком велико, так что оказывается отдельным историческим сочинением (ἱστορία τις αὐτὴ καθ᾿ αὑτήν, De Thuc. 19). Исходя из того, что вступление должно передавать основное содержание (τὰ κεφάλαια) того, что будет изложено далее, он предлагает свой вариант (De Thuc. 20): он оставляет только первую и последние главы (Thuc. I. 1, 21—
Таким образом, Дионисий Галикарнасский, анализируя композицию, или «расположение материала» исторических сочинений в трактате «О подражании», «Письме к Помпею» и в трактате «О Фукидиде», обращает внимание, прежде всего, на последовательность изложения и повествовательную технику. Достоинством первой является ясность, а второй — разнообразие и пропорциональность: подробность описания сражений, посольств и изложения речей должна быть обусловлена масштабом события, а введение соответствовать требованиям риторики.
Osipova O. V. OIKONOMIA: Dionysius of Halicarnassus on the structure of historical works
In this article, the principles of analyzing the structure (oikonomia) of historical works in Dionysius of Halicarnassus’ rhetorical treatises On Imitation, Letter to Pompeius, and On Thucydides are discussed. It can be said that Dionysius of Halicarnassus notes the consistency of story and narrative technique. The virtue of the first is clarity and the virtues of the second are variety and proportionality: a detailed description of battles and embassies, as well as account of speeches should be conditioned with the importance of the event, and the introduction should meet the requirements of rhetoric.
ПРИМЕЧАНИЯ