Трактовка понятий «традиционализм» и «республиканизм» в современной историографии в связи с формированием официальной идеологии раннего принципата в эпоху императора Августа
с.141 В современной историографии термины «традиционализм» и «республиканизм» часто употребляются для описания идеологических представлений римского общества или отдельных римских политиков как для эпохи Поздней республики, так и для периода раннего Принципата. В отношении этих терминов, на наш взгляд, необходимо сделать несколько пояснений, так как они используются не всегда корректно, что вносит некоторую путаницу и приводит к определенным искажениям римской действительности.
Значение понятия «традиционализм» не вызывает особых споров среди современных исследователей. Под этим термином понимают традиционные римские «полисные» представления: mos maiorum (нравы предков), «римский миф» и
Под «республиканизмом» большинство ученых подразумевает идеологические взгляды сторонников «сенатской республики». Так, например, по мнению Х. Виршубски, «оптиматы» интерпретировали «республиканизм» и libertas как символы сенатского правления1. Для А. Гоуинга «республиканизм» эпохи Империи — это совокупность идей и представлений о Республике, которая постепенно идеализировалась и мифологизировалась. Их выразителями была оппозиционно настроенная к императору часть сената, хотя этим «оружием» довольно часто пользовалась и официальная идеология2.
Противоположностью «республиканизму» является «монархизм». Эта дихотомия берет свое начало ещё в трудах знаменитых деятелей Просвещения — Ш. Монтескье, Вольтера,
Идеи просветителей оказали большое влияние на развитие представлений о современном республиканизме и либерализме, которые, в свою очередь, нашли отражение в работах историков XIX—
Например, Р. Сайм полагает, что mos maiorum, в его трактовке — наследственный обычай (ancestral custom), «на практике означал чувства сенаторов преклонного возраста», под которыми историк, несомненно, понимал «оптиматов»3. Дж. Картер называет противников М. Антония в 44 г. до
На преемственность принципата Августа с Республикой и ее традициями указывает В. Эдер, разделяющий период от смерти Юлия Цезаря до прихода к власти Тиберия на пять временных отрезков, которые, по его мнению, отразили «сползание» от Республики к Принципату, что нашло отражение в идеологии нового государственного строя, основой которой стала «республиканская» традиция6.
Для
Так же думает и Дж. Фирз: «Изображая своего предка в одежде консула, М. Брут, кроме прочего, определил свою идею Свободы, связав ее с конституционными и законными формами традиционного республиканского правительства. Для традиционалиста республиканской эпохи Свобода была юридическим понятием, определяя с.143 совокупность прав, которые основывались на законах и институциях государства»8.
Подобная картина наблюдается и в российской историографии.
О том же говорит и
Таким образом, как видно из приведенных примеров, исследователи не видят особой разницы между «традиционализмом» и «республиканизмом» и соотносят их с аристократическими ценностями «сторонников сената», выходцев из высших сословий.
с.144 Однако, на наш взгляд, между «республиканизмом» и «традиционализмом» есть существенная разница, так как последний был основой для мировоззрения всего римского общества, независимо от сословной принадлежности или политических убеждений его отдельных представителей. «Традиционализм» возник из примитивного крестьянского консерватизма с его благоговейным почтением к богам и знамениям, стремлением к простоте, постоянству и апелляции к прошлому, на которое были ориентированы его нормы и ценности. Римляне видели в земле основу собственности, в солидарности граждан — норму существования, а в верности традициям — основу морали14.
Приведем пример. Тит Ливий передает речь выходца из низов, Спурия Лигустина, с которой тот в 171 г. до
Именно этим традициям и следовал Август. А. Барчиези справедливо указывает на то, что политический дискурс restitutio rei publicae тесно связан с восстановлением и защитой древних религиозных культов, являвшихся важными аспектами национальной специфики Рима. Идея, на которой он основывается, не была новой: «восстановление» рассматривалось как борьба против упадка «недавнего прошлого» и под ним подразумевалось возрождение обычаев и устоев «отдаленного прошлого», именно там искали примеры и образы для выздоровления современного общества. В эпоху Августа эти традиционные воззрения приобретают большую важность. В это время история Рима строилась вокруг дихотомии «правильного отдаленного прошлого», которое часто связывалось с «золотым веком», и «недавнего прошлого», характеризовавшегося упадком и преступлениями. Настоящее должно было стать искуплением за «недавнее прошлое» и возвращением к самой древней истории Рима, его сакральной основе. Именно с этим связано восстановление римских храмов, возрождение древних жертвенных обрядов и ритуалов. Последние имеют большую значимость, ведь они главные векторы идентификации с «правильным отдаленным прошлым», которые передают «конструктивные» послания, связывающие настоящее с отдаленной древностью18. Именно отдаленному прошлому были посвящены самые знаменитые литературные памятники эпохи Августа — «Энеида» Вергилия, «Фасты» Овидия, грандиозный лексикон Веррия Флакка, летопись Тита Ливия.
Следовательно, «традиционализм» и «республиканизм» не одно и то же. Однако и это ещё не всё. Так же, как «традиционализм» стал основой для «республиканизма», он послужил базисом для политической агитации «популяров»20. Нобили-аутсайдеры, опиравшиеся в своей политической деятельности на народное собрание, использовали те же лозунги, что и «оптиматы», но были вынуждены отражать в них идеи суверенитета римского народа и его главенства в государстве. Если для «сторонников сената» понятие res publica означало государственный строй, при котором они занимали господствующее положение в государстве, то «популяры» под res publica подразумевали «общее дело всего народа», а в некоторых случаях — даже res plebis. Если «республиканизм» опирался на дуализм libertas/regnum, то в основе идеологии «популяров» лежало противоречие libertas/servitus. Libertas они трактовали как «политическую свободу» плебса, которая исчезла из-за того, что factio paucorum, «преступная группа» нобилей, захватила власть в государстве. Практически каждый знаменитый popularis объявлял себя vindex libertatis populi Romani или plebis — защитником народной свободы21. Многие «популяры» активно использовали лозунг pax, и эту традицию унаследовала «цезарианская» partes, в результате чего лозунги pax и clementia стали их отличительным знаком.
Итак, подведем итоги. Во-первых, понятия «традиционализм» и «республиканизм» нельзя рассматривать как нечто тождественное. Очевидно, что «традиционализм», как совокупность консервативных римских «полисных» представлений, послужил основой для возникновения «республиканизма», а кроме этого, стал основанием и для политической агитации «популяров». Каждое из этих трех начал, в свою очередь, могло стать источником для формирования официальной идеологии раннего Принципата. Во-вторых, при трактовке идеологических установок римских политиков Поздней республики и раннего Принципата следует четко различать «традиционные» и «республиканские» тенденции, так как их смешение может привести к неправильному пониманию намерений и конечных целей, которые ставили перед собой некоторые политические деятели. Если же традиционные представления и нравственные идеалы всего римского общества приписывать только сторонникам «сенатской республики», тогда римского государственного деятеля, опиравшегося на них в своей политике, следует рассматривать либо как сторонника «сенатской республики», с.147 либо как «нечестного политика», который шел на заведомый обман, выдавая желаемое за действительное.
Tokarev A. N. Interpretation of “republicanism” and “traditionalism” in modern historiography in connection with formation of the official ideology of the Early Principate during the epoch of Emperor Augustus
The article is devoted to interpretation of “republicanism” and “traditionalism” in the historiography. Modern researchers don’t see a special difference between “traditionalism” and “republicanism” and correlate them with aristocratic values of the senate supporters, natives of the upper classes. However, according to the author, “republicanism” and “traditionalism” can’t be synonyms as the latter was the basis for outlook of all Roman society, regardless of citizens’ estate belonging or political convictions. “Traditionalism”, as aggregate of Roman “polis” representations, was the basis for “republicanism” and political propaganda of populares, and each of them could become the source for formation of the official ideology of early Principate. Therefore it’s necessary to differentiate between “traditional” and “republican” tendencies because their displacement may result in misunderstanding intentions and final aims which some Roman political figures put before themselves.
ПРИМЕЧАНИЯ