Погребения варварских элит Северного Причерноморья на рубеже эр и их культурная идентичность
с.329 Поводом к подготовке этой статьи стала новая информация о датировке Ногайчинского кургана, что уже долгое время является предметом дискуссии1. Находка в погребении предметов, форма которых характерна для позднего эллинизма (унгвентарий, лощеный северо-кавказский кувшин, чаша миллефиоре, украшения и др.), а функциональное назначение некоторых из них предполагает одноразовое использование (унгвентарий), позволило датировать его временем не позже
К моменту первых публикаций имелось уже достаточно данных для того, чтобы отнести этот комплекс к периоду позднего эллинизма. Однако он был все же датирован второй половиной I — началом II вв.
Суть его исторической модели состоит в том, что в степи Северного Причерноморья с Востока периодично продвигались новые группы кочевников иранского происхождения. Это продвижение маркируют определенные категории предметов материальной культуры, с.330 обнаруженные в погребениях элиты (серебряные фалары, полихромные фибулы-броши, предметы звериного стиля)5.
Эту историческую модель в 1940—
Открытие в 1979 г. царских погребений в Северном Афганистане (Тилля-тепе), где было найдено множество золотых украшений с полихромными вставками и изображениями животных, привело к возрождению основных положений исторической модели
Согласно его точке зрения, погребальные комплексы сарматской элиты появляются на Нижнем Дону внезапно, не ранее середины
Эта историческая схема была поддержана и развита многими исследователями, выдвигались дополнительные аргументы в подтверждение связи всех элитных погребений Северного Причерноморья с аланами15. В частности,
с.332 Следуя изложенной исторической модели, Ногайчинский курган должен быть отнесен к концу I — началу
Важным положительным результатом этих работ является констатация внезапного появления сходных по составу погребального инвентаря комплексов элиты на довольно обширной территории, а также выделение группы общих для них признаков, а именно наличие посуды римского и провинциально-римского производства и импортов восточного происхождения. В то же время, соотнесение всех этих памятников с одним определенным этносом (аланы) — лишь один из возможных вариантов интерпретации данной выборки элитных погребений, слабо обеспеченный доказательной базой. Это очевидно, если обратиться к содержанию понятия «этнос» и выражению «этнического» в материальной культуре.
1. Этнос, групповая идентичность и материальная культура
Этнос — одна из форм самоидентификации групп людей, причем далеко не единственная. В греческом языке, со времен Аристотеля τὰ ἐθνῆ, изначально применяемое к объединенной по какому-либо признаку группе людей или животных, в одном из значений стало употребляться по отношению к неэллинам и служить, таким образом, для определения групп людей, отличающихся от «своих». В латинском языке слово «natio» также обозначало «другой» народ, в отличие от «populus», народа Рима18. Большая часть ранних эндоэтнонимов (самоназваний) групп людей переводится как «люди» или «настоящие люди»19, что служит для отграничения этой группы от других человеческих сообществ. Используемый же в современной академической литературе термин «этнос» является сравнительно поздним смысловым конструктом, отчасти навязываемым исторической реальности и созданным с целью классификации групп людей, признающих общность своего происхождения и обладающих комплексом сходных черт в культуре20. Этнос в современном понимании данного термина — это «воображаемое сообщество»21, продукт индустриального общества, с.333 породившего такие институты, как перепись населения, карта и музей22, целью которых, в конечном счете, является экономическая (сбор налогов и пр.) и политическая выгода для государства.
По мотиву формирования групповых идентичностей можно выделить биологические (гендерные, расовые), социальные (родственные, половозрастные, религиозно-мировоззренческие, лингвистические, этнические, сословно-кастовые, производственные и др.), географические (территориальные, ландшафтные). В любом из перечисленных вариантов имеет место самоидентификация группы людей, прежде всего на основе констатации ее несходства с другими группами. Эти групповые идентичности, по длительности их функционирования, могут быть постоянными (
Конкретное объединение людей, вне зависимости от того, осознают они свое единство или нет, может быть отражено в виде общих элементов в материальной культуре. Материальная культура в этнографической литературе понимается как совокупность всех созданных человеческим трудом материальных предметов конкретного общества в их функциональной взаимосвязи и рассматривается как механизм адаптации социума к условиям природной и социальной среды его существования23. Материальная культура обществ прошлого представлена в археологических остатках фрагментарно, в силу частичной ее утраты и/или эволюции, как в физическом, так и в метафизическом смысле24. Поэтому соотнесение материальных остатков культур прошлого с определенным типом человеческих сообществ вызывает сложности. В меньшей степени это касается хозяйственно-культурных типов, которые тесно связаны с ландшафтом и другими с.334 естественными условиями проживания людских коллективов (климат, наличие полезных ископаемых и др.). В большей степени проблематична этническая атрибуция конкретных археологических реалий, поскольку суть этнических различий находится в сфере ментального, а не материального. Известны случаи, например, на Кавказе, когда человеческие сообщества, обладающие одинаковой материальной культурой, сходным фенотипом, проживающие на одной территории, считают себя разными этносами (языковые различия, при отсутствии собственной письменности, не оставляют материальных остатков и не могут в силу этого приниматься в расчет при сравнении археологических памятников).
На определенных стадиях развития общества различные идентичности приобретают особое значение. Если в первобытной общине ключевую роль играли половозрастные и территориальные различия, то в иерархических обществах постпервобытной и предгосударственной стадий большое значение приобретают сословно-классовые и религиозно-мировоззренческие группы. При этом очевидно, что чем выше уровень сложности общества, тем больше в его культуре проявляется разнообразных групповых идентичностей, связанных с идеологической сферой (политическими, правовыми, нравственными, эстетическими, религиозными, философскими идеями).
В археологизированных остатках материальной культуры могут проявиться любые формы самоидентификации: все вместе и каждая в отдельности. Проблема состоит в том, что все они, как правило, представлены в неразделенном виде. Сложно провести однозначные соответствия между различными материальными проявлениями культуры и конкретными формами идентичностей. Более того, далеко не всегда можно определить, имеем ли мы дело с реализованной (осознанной) идентичностью, или же с потенциальной (неосознанной), являющейся плодом работы исследователя. Различия между материальными проявлениями культуры вызвали в свое время к жизни понятие «археологической культуры», в основе которого лежит отличие конкретного набора материальных остатков от других подобных наборов. Как и в отношении с другими формами идентичности, эта своеобразная археологическая «культурная идентичность» определяется, в первую очередь, своей несхожестью с другими культурами. Она проявляется, в целом, в форме организации и использования пространства в целях расселения и проживания, включая специфические категории и формы предметов, а также материальную реализацию тафологических представлений. Специфика конкретной культуры обычно определяется исследователями через ее наиболее яркую, вырванную из контекста черту, что часто проявляется в названии (культура колоколовидных кубков, катакомбная культура, культура полей погребальных урн и
2. Элитные погребения и этническая идентичность
Погребения элиты представляют собой специфический вид археологических источников. Под элитой обычно понимаются индивиды и группы, занимающие ведущее положение в различных сферах человеческой деятельности (политической, идеологической, хозяйственной, культурной и
Принадлежность к социальной элите является, с одной стороны, фактором, объединяющим причисляемых к ней людей вне зависимости от их расовой, этнической, языковой, религиозной и пр. принадлежности, а, с другой стороны, противопоставляющим их социальным группам более низкого ранга, которые при других обстоятельствах могли рассматриваться с элитой как единое целое. Общественно-политический характер похорон представителя элиты позволяет предполагать, что эта идентичность относилась к разряду «реализованных»,
Суммируя различные варианты археологического выделения элитных комплексов29 и базируясь на основных составляющих погребального комплекса30, можно выделить следующие черты, которые в различных сочетаниях служат основанием для определения захоронения как «элитного» на фоне остальных погребальных памятников той же археологической культуры:
1) необычное размещение, размер и обустройство погребального сооружения;
2) необычные манипуляции с телом погребенного (например, кремация вместо обычной ингумации; расчленение тела и пр.);
3) необычный посмертный инвентарь: а) особые категории предметов («инсигнии власти»; предметы из драгоценных металлов; художественные предметы; экстраутилитарные вещи; импорты); б) большое количество вещей в погребальном комплексе, в том числе относящихся к одной категории.
4) необычная дополнительная структура (памятник, алтарь и пр.).
Вопросы, связанные с этническими изменениями в обществе, миграциями и завоеваниями, невозможно решить исключительно на материале богатых комплексов. В погребениях элиты, как правило, проявляется много общих черт, особенно среди сопутствующего погребального инвентаря31. Это связано, прежде всего, с показательным характером похорон представителей элиты. Вопрос же выяснения этнического содержания памятников материальной культуры вообще чрезвычайно сложен, и должен решаться на базе всей совокупности источников. Поэтому отнесение к аланам всех богатых погребений определенного хронологического периода, даже если они появляются «внезапно и одновременно», не имеет смысла. Это может быть обусловлено другими причинами.
с.337 Вопрос о том, почему в культуре появляются богатые погребения, решается обычно в одной из двух плоскостей: экономической32 и социальной33.
Такой динамике существует несколько вариантов объяснений. Некоторые исследователи считают, что появление в сложно структурированных обществах с верховной центральной властью погребений, отличающихся особым богатством, отражает кризисную ситуацию в обществе35. С другой стороны, пышные погребения могли появиться в результате концентрации политической власти в руках одной группировки или отдельных лиц36. Централизация власти происходила особенно интенсивно в тех обществах, где существовали контакты с культурами, более выдающимися в техническом и организационном отношении37. Из таких «высоких» культур исходили не только экономические и социальные импульсы, но перенимались и новые военные стратегии, что могло приводить к очевидным расширениям центров сосредоточения власти38. Также изменяли культуру высшего социального слоя торговля, престижный обмен и связанные с ними внешнеполитические контакты.
Концентрация власти, привилегий и богатств в одних руках была рискованным предприятием и приводила к борьбе за власть, что сказывалось на нестабильности ситуации. Если не успевали создаваться особые институты, стабилизирующие положение, то кризис был неминуем. Таким образом, упадок элит был неразрывно связан с их взлетом39.
Особое значение в этом плане приобретают вещи, положенные с покойным в могилу, которые можно разделить на «ординарные» (характерные для «стандартного» погребального комплекса данного некрополя или региона) и «экстраординарные» (инсигнии, экстраутилитарные предметы, импорты).
с.338 Совпадение категорий предметов и элементов погребального обряда, отмеченное у нескольких элитных комплексов, указывает на определенную общность оставившего их населения. Напротив, несовпадения в каждом конкретном случае нужно интерпретировать отдельно, в зависимости от того, насколько часто они повторяются и в каких элементах погребального комплекса они проявляются. Погребения со специфическими инсигниями, не встречающимися на других территориях, могут маркировать территорию определенной родоплеменной группы или этнического образования. Если же несовпадения касаются погребального «стандарта», то не исключено, что они вызваны различиями более общего порядка, например, хозяйственно-культурными.
Что касается импортных изделий, то в данном случае, очевидно, важно не то, какими путями попали те или иные изделия в культуру населения (варианты хорошо известны — дипломатический дар, престижный обмен, военная добыча, торговля), а сам факт их помещения (отчуждения) в погребальный комплекс. Этот выбор характеризует ментальность совершавшего обряд населения и, следовательно, является элементом его самоидентификации.
Возвращаясь к проблеме Ногайчинского кургана, отметим, что это не единственный позднеэллинистический комплекс. К тому же хронологическому горизонту относится еще целый ряд неграбленых элитных, в том числе женских погребальных комплексов, обнаруженных в степях Подонья, Прикубанья и Нижнего Поволжья: Майеровский-III 4-3Б (Заволжье), Алитуб к. 20 «Крестовый», Алитуб к. 26 (Нижний Дон), Песчаный к. 1 п. 10, Воронцовская к. 3 п. 1, Калининская к. 1 п. 16, Малаи «Овальный курган» п. 15, Новокубанская к. 5 п. 5 (Прикубанье). Они датируются от второй половины
Локальное обособление Ногайчинского кургана от других памятников (поблизости не найдено ни одного погребального памятника сарматского времени) не позволяет надежно соотнести его с какой-то конкретной культурой. В то же время, отдельные специфические признаки погребального обряда (сосредоточение погребального инвентаря справа вдоль тела погребенной, руки в серебряных чашах) и предметы инвентаря (чернолощеный кувшин, зооморфные подвески, гривна, брошь, браслеты на ногах) указывают на близость его археологической культуре Прикубанья эллинистического периода. Отсутствие в комплексе римской импортной посуды, столь характерной для элитных погребений Нижнего Дона первых веков
Внезапное появление в археологических культурах Нижнего Поволжья, Нижнего Дона и Прикубанья
Mordvintseva V. I. Graves of the barbarian elites of the North Pontic region at the turn of the era and their cultural identity
The reason for the preparation of this paper was the new information about dating of the Nogaychik Barrow. It includes artifacts, which are particularly characteristic for the Late Hellenistic period. All this suggests a date not later than the 1st century BC. However, it seems to be very hard for some scholars to accept this date. The likely reason for this is that this complex was once closely connected with the interpretation model of the Sarmatian archaeological culture which was developed in the 1980s and 1990s. According to this point of view (Raev 1986), the elite burial complexes appeared on the Lower Don suddenly, and not earlier than the mid-first century AD. In this view they should be associated with the nobility of one nomadic tribe, the Alans. In accordance with this concept, the Nogaychik Barrow has to be dated to the late first — early second century AD.
However, the Nogaychik Barrow does not have the features, which B. Raev pointed out as characteristic for the elite burials of the Don area in the late first and early second centuries AD. On the other hand, it is not the only elite burial complex of the North Pontic region, which dates to the Late Hellenistic period. Many rich burials complexes found on the steppes of the Lower Dnieper, Lower Don, Kuban and Lower Volga belong to the same chronological horizon.
The appearance of particularly rich burials in the archaeological cultures of the Lower Volga, the Lower Don and the Kuban in the first century BC could be connected with the increased activity and centralization of social elites, partly under the influence of the foreign policy of King Mithridates the VI Eupator of Pontus, who tried to attract the Barbarians of the North Pontic region allies in his fight against Rome.
ПРИМЕЧАНИЯ