Теодерих в Риме.
Политика, администрация и пропаганда в adventus 500 года
(Размышления о второй части Анонима Валезия)*
© 2016 г. Перевод с итал. В. Г. Изосина.
II. Фискальная политика: «привилегии римлян»
A. Восстановление общественных работ
B. Annona для народа
C. Annona для pauperes
D. Aerarium publicum
E. Другие благодеяния: dona ~ opsonia
F. Цирк и амфитеатр
G. Субсидии для palatini
III. Общий источник?
IV. Теодерих, Траян и Валентиниан
Валентиниан
Траян
Заключение
с.73
I. «Сохранение традиции»
Ценным свидетельством «вступления» (adventus) в позднеантичный Рим является, несомненно, визит Теодериха 500 года, совершённый, вероятно, по случаю тридцатилетия его правления. Описание, предоставленное нам «Жизнеописанием Теодериха» Анонима Валезия, чьё содержание находится также в кассиодоровской «Хронике»1, позволяет рассмотреть некоторые из центральных моментов теодериховской политики и, прежде всего, обратить внимание на экономические аспекты остроготского периода.
[66] Deinde veniens ingressus urbem, venit ad senatum et ad Palmam populo adlocutus se omnia, deo iuvante, quod retro principes Romani ordinaverunt, inviolabiliter servaturum promittit.
[67] Per tricennalem triumphans populo ingressus palatium, exhibens Romanis ludos circensium. donavit populo Romano et pauperibus annonas с.74 singulis annis, centum viginti milia modios et ad restaurationem palatii seu ad recuperationem moeniae civitatis singulis annis libras ducentas de arca vinaria dari praecepit[1]2.
Пребывание Теодериха в Риме длилось шесть месяцев3, в течение которых король проживал на Палатине или, что менее вероятно, в Сессорианском дворце, резиденции высокопоставленных готских чиновников, где 4 мая велел казнить своего комита Одоина, обвинённого в заговоре4.
Аноним Валезия описывает ставшие уже каноническими этапы позднеантичного adventus5. Однако, если рассмотреть динамику церемонии, можно заметить два важных новшества. Действительно, если навстречу приближающемуся к столице королю, как и следует по традиции, выходят сенат и народ, то папа возглавляет шествие впервые. Кроме того, посещение государем гробницы Петра, ставшее характерным уже с V века, на этот раз предшествует официальному вступлению в город (deinde veniens ingressus urbem). Речь идёт о двух нововведениях, которые войдут в ритуал adventus6; религиозные аспекты предшествуют церемонии. Визиты императоров к гробнице Петра и к могилам мучеников, по крайней мере, до теодериховского свидетельства, на самом деле не составляют части adventus: ни (возможно выдуманные) осмотры и культовые практики Константинидов7, ни предполагаемое посещение Гонорием по случаю adventus первого января 404 года, согласно намёку августиновской с.75 проповеди8, ни, наконец, неофициальные визиты Валентиниана III и Галлы Плацидии в 450 году, которые встретились с понтификом только на следующий день после их прибытия в Рим, когда они также направились к гробнице9. И если там уже побывал в 357 году Констанций II, его визит не обязательно происходил официально. На самом деле, такое предположение представляется весьма маловероятным10.
Приоритет сакрального элемента, который только с теодериховским adventus предшествует церемонии и самому вступлению в город, следует рассматривать в свете отношений суверена с римской церковью (Romana ecclesia) и, прежде всего, с понтификом, особенно после покровительства в лаврентьевском споре — который Аноним Валезия не случайно упоминает как хронологическую метку adventus, — достигшего кульминации на синоде, который папа Симмах провёл в Риме несколько месяцев назад, первого марта 499 года, и на котором приветствовался (помимо папы) Теодерих целых 30 раз: exaudi Christe! Theoderico vitam!11 Как мы увидим, adventus имеет большое значение в отношениях с римской церковью (см. ниже, § IV). В этой связи Мурхэд отмечает, что «решение Теодериха в пользу папы Симмаха и его последующий визит в Рим, казалось, устранили раскол, разразившийся на выборах этого папы в с.76 498 году»[7]12. Возможно даже, что Теодерих пал ниц перед святой гробницей по образу первых христиан, согласно традиции сняв диадему и ударяя себя в грудь13: для автора «Жизнеописания Теодериха» поведение короля было образцовым, devotissimus ac si catholicus.
Вступив в Рим, король принимает сенат и обращается к народу с речью (adlocutio), в которой официально объявляет о своём намерении продолжать политику императоров, а также сохранить для города древние привилегии, которыми тот всегда пользовался (Anon. Vales. 66). Возможно, именно по этому случаю он совершил сенаторам дарение (donatio), к которому склонны относить знаменитый мультипль в три солида с портретом короля, обнаруженный в XIX веке в Моро д’Альбо (Сенигаллия)14. В этой связи необходимо отметить, что если на медальоне появляется крылатая Победа с пальмовой ветвью — она находится на аверсе, на шаре, который держит в левой руке Теодерих, как и на реверсе (всё же это часто встречающееся изображение), то король держал свою речь (adlocutio) в местности ad Palmas, или Palma aurea, чьё название происходит собственно от статуи Победы, несущей золотую пальмовую ветвь, находившейся в этом месте (in loco) (см. ниже, прим. 22). И, возможно, также не случайно изображение Теодериха на аверсе золотого мультипля с правой рукой, поднятой в жесте adlocutio (уникальный пример в чеканке остроготов).
Подобно императорам, Теодерих напрямую назначает магистратов, предоставляет достоинство патрициата и, поддерживая традицию, подтверждает римлянам замещение ими гражданских должностей. Так, во время пребывания в Риме король возводит в патрициат Либерия, оставившего префектуру претория, и назначает префектом претория Феодора15. О его благоразумии в предоставлении должностей и почестей, как и в благоприятствовании сенату, ещё напомнит сенаторам Аталарих, желавший с.77 следовать по тому же пути16, а в более поздний период — также Витигес и Тотила (см. ниже, прим. 109). Чтобы гарантировать на будущее свои обещания римлянам, Теодерих незадолго перед отъездом в Равенну приказал вырезать их на бронзовой доске и выставить публично; в этом он также возвращался к тому, что было древним императорским обычаем17.
Стремление продолжить политику императоров является одним из направлений теодериховской пропаганды; оно присутствует во многих местах источников, особенно в «Variae» Кассиодора, а также в панегирике Эннодия (где rex, названный princeps’ом, ведёт себя таким образом, quasi inter imperatores adhuc precetur adiungi[17])18. Но в особенности о существовании такого намерения свидетельствует коротенькое письмо папы Геласия королю остроготов 496 года, в котором искусно привлекается св. Пётр и которое прежде всего предвосхищает другой аспект будущей политики короля в отношении старой столицы, а именно благодеяния Римской церкви (Romana ecclesia):
На законах (leges) предыдущих принцепсов покоилось также благополучие (felicitas) апостола Петра, покровителя Рима. Речь идёт о другом центральном моменте теодериховской политики. Сочетание религиозной терпимости с политикой принцепсов империи действительно присутствует у Анонима Валезия (Anon. Vales. 60) в отрывке, который, как мы увидим, перечисляет то, что было предоставлено Теодерихом по случаю adventus, и касается отношений короля с Римом (см. ниже, § IV). В одном письме Аталариха, после напоминания об участии государя в выборах понтифика, Теодерих упоминается как «добрый государь» (bonus princeps), что также является траяновским прозвищем (неоднократно повторяющимся в панегирике Плиния)20. Однако лишь по случаю adventus король открыто объявляет о своих намерениях относительно такой политики преемственности: при встрече с сенатом и в речи (adlocutio) к народу (se omnia… quod retro principes Romani ordinaverunt, inviolabiliter servaturum promittit[26] [Anon. Vales. 66]). Равным образом, как было сказано выше, из-за reverentia beati Petri apostoli[27], выказанного королём во время его визита, несколько лет спустя он сделает пожертвование гробнице21. Весь христианский энтузиазм Фульгенция Руспийского, лично присутствовавшего в Риме во время этого всеобщего ликования (publica laetitia) (величайшей радости (maximum gaudium)), — прямое тому подтверждение. Он находился среди толпы во время речи Теодериха, и во всеобщей эйфории спрашивал себя, в «августиновских» выражениях, quam speciosa potest esse Hierusalem caelestis si sic fulget Roma terrestris[28]:
с.79 Король остроготов фактически обеспечивает свою политическую программу «сохранением традиции» и церемонии позднеантичного adventus и, прежде всего, предельным почтением к христианской религии. Рассмотренное выше письмо Геласия побуждает также подумать о других двух аспектах:
1) Ставшая уже руководящей роль папы в городской политике. Не случайно несколькими годами позже он впервые находится во главе сената и народа, вышедших навстречу Теодериху.
2) Символическое значение апостола Петра, традиционного защитника римской безопасности (securitas Romana), чьи привилегии (privilegia beati apostoli Petri) желают сохранить. Понтифик осуществляет своё главенство в Церкви как «преемник» князей апостолов (principes apostolorum) Петра и Павла23.
Оба этих аспекта являются, как было показано, новшествами adventus Теодериха. «Поспешание» (occurrere) в 500 году арианина Теодериха к могиле апостола свидетельствует о признании святости защитника Рима и личности папы, его прямого преемника. Но прежде всего это свидетельствует о признании римских городских традиций королём остроготов, объявившим о своём намерении покровительствовать старой столице подобно императорам. Также в самом широком смысле этого «признания» можно, я думаю, понимать выражение Анонима Валезия devotissimus ac si catholicus. Adventus Теодериха, проведённый в соответствии с канонами, также представляет собой ответ на требование папы; как мы скоро увидим, речь идёт о нескольких требованиях (см. ниже, § II). И, в русле поддержания традиции, признание святости гробницы Петра имеет такое же значение, как и сохранение привилегий римлян и старинных обычаев, так как, согласно письму с.80 Геласия, к соблюдению leges principum Romanorum относятся и privilegia beati Petri: это свидетельство двойного облика старой столицы, которая теперь приобрела отличительные черты святого града, «Святого Престола».
Рассказ из «Жизнеописания Теодериха» даёт возможность обдумать ещё один аспект. Он состоит из трёх моментов — их различению следуют современные издатели при разделении на главы, — которыми являются: визит короля к гробнице ([65] ambulavit… et occurrit), его последующее вступление в Вечный город со встречами с сенатом и народом ([66] deinde veniens ingressus urbem), и триумф (triumphus) с соответствующими торжествами ([67] per tricennalem triumphans populo). Действительно, если первый момент не является (по крайней мере, до этого случая) частью традиционного adventus, и если второй, напротив, характерен для каждого визита государя, то цирковые игры и даровые раздачи плебсу назначаются лишь по случаю годовщин царствования (tricennalis, согласно источнику) или, возможно, только годовщин побед. С перемещением двора в другие центры визиты государей в старую столицу становятся всё более редкими и случайными. Они, как правило, совпадают с годовщинами правления, к которым часто добавляются поводы для триумфа, и это совмещение событий позволяет государю выполнить всю совокупность ритуальных моментов за один раз24. Поэтому adventus’ы, отмечавшие годы царствования, в позднеантичную эпоху описывались как триумфальные — во время них можно было также отпраздновать победы, одержанные в прежние годы25; и, призывая древний обычай, они предусматривали раздачи продовольствия и цирковые зрелища для народа. Нам неизвестно, желал ли Теодерих во время визита 500 года отпраздновать тридцатилетие, исчисленное от 471 года, когда он, ещё молодой, был встречен в Константинополе после победы над королём сарматов Бабаем, за которую ему было разрешено создание своего домена, или, что менее вероятно (исправляя tricennalem на decennalem), десятилетие римско-остроготского правления, исчисленное с 489 года, когда уполномоченный Зеноном король прибыл в Италию, чтобы одолеть Одоакра26. Идёт ли речь о датировании с.81 германском или, самое большее, о римском, при расчёте лет царствования или просто побед, они в любом случае в этот раз складываются в годовщины. Таким образом, в соответствии с традицией adventus Теодериха проводится в три этапа, представляющих собой, соответственно, элементы религиозный (с привнесёнными новшествами), церемониальный и празднично-триумфальный:
A) посещение гробницы, которое только теперь предшествует вступлению в город, и которому, в свою очередь, предшествовала встреча (occursus) вне городских стен папой и представителями сената;
B) adventus в город, со встречей с сенатом и adlocutio к народу (о которой также «Житие Фульгенция»);
C) зрелища и раздачи.
Adventus, который не отмечал годовщин правления и представлял собою не триумф, но лишь простое посещение, ограничивался, по крайней мере с начала V века, первыми двумя моментами. Традиционные аспекты церемониала, как правило, исчезают. Adventus Теодериха был на самом деле последним adventus, когда годовщина правления была триумфально отпразднована в Риме, тоскующем по былой славе.
II. Фискальная политика: «привилегии римлян»
«Сохранение традиции» со стороны остроготского короля в римском adventus 500 года, выразившееся в использовании традиционного церемониала, как и в посещении святой гробницы, имеет не только символическое значение. Оно подтверждает намерение продолжать политику принцепсов империи, объявленное самим королём во время его встреч с сенатом и народом, и представляет собой положительный ответ на просьбы папы по вопросу о privilegia beati apostoli Petri. Но и в отношении экономического аспекта, а именно расходов на церемонию adventus, становится явным с.82 стремление короля к традиционализму. На кого ложатся эти расходы? Теперь именно король объявляет цирковые игры, некогда объявлявшиеся императором. Именно король заботится об аннонах (annonae) для плебса, подвергая казну расходам, которые иногда могли возлагаться на город. Хотя Аноним Валезия (гл. 67) обращает внимание в основном на раздачи, дарованные во время adventus, а также в течение дней его празднования, Теодерих должен был подготовить традиционные раздачи, которые, как правило, вместе со зрелищами, являются характерной чертой триумфальных празднеств, как и годовщин правления: практика, канонизированная на протяжении веков, которой в некоторых моментах Теодорих, вероятно, следовал двадцать лет спустя, когда финансировал «триумфы» в Риме и в Равенне по случаю празднования консулата Эвтариха Циллики, своего зятя, назначенного преемником27. Казна действительно могла принимать участие в расходах на adventus. Возможно, если доверять свидетельству «Истории Августов», что Аврелиан освободил её от расходов во время своего triumphus в Риме, когда решил подарить частным лицам экзотических животных, которых доставил с собой для пышной церемонии, ne fiscum annonis gravaret[38]28. Император также назначил игры за собственный счёт и, возможно, уже в этом случае финансировал раздачи panis siligineum и caro porcina[39]29. Нам, однако, неизвестно, были ли взяты также из казны средства на annona для народа Рима и для fortissimus miles[41] в сопровождении Констанция II во время adventus 357 года30.
с.83 В действительности значение adventus Теодериха заключается, прежде всего, в административной реорганизации, которую король предпринял в течение тех месяцев, когда он оставался в Риме, и состоящей из ряда привилегий, касающихся различных областей.
A. Восстановление общественных работ
От даровых раздач adventus следует отличать ежегодные средства, выделенные Теодерихом на восстановление и поддержание в порядке императорского дворца (palatium) и городских стен; предназначенные для работ, отложенных по времени, они исключаются из церемониала adventus. Король устанавливает, что эти средства будут взяты из arca vinaria. Следовательно, расходы на строительство были переданы городской администрации, и значит, городскому префекту, её главе, а также управляющему arca31. Также закон Феодосия относит на arca vinaria часть расходов на строительные работы, такие, как попечение о стенах32; а одна новелла Валентиниана III отмечает, что городская префектура несёт ответственность за стены, башни и ворота33.
Таким образом, в отношении расходов в теодериховском Риме ещё существует и регулярно действует административная биполярность «городская касса ~ фиск». Это подтверждается, хотя и не так подробно, «Хроникой» Кассиодора, которая под 500 годом описывает adventus согласно тому же источнику, что и Аноним Валезия в главах 66—
Итак, если Теодерих облегчил продовольственные расходы, то вместо них вновь возложил на городскую администрацию (arca vinaria) бремя строительных работ. Речь идёт в основном о расходах, не связанных с adventus. Мы знаем, что они касались дворца и особенно городских стен, за восстановление которых сенат впоследствии почтил Теодериха позолоченной статуей, как сообщает Исидор Севильский35.
Но на самом деле эти средства были полезны и для других общественных работ, стимулируя возобновление римских строек36. У нас есть свидетельство о них в некоторых письмах Кассиодора 507—
с.86 Также Эннодий, в панегирике Теодериху 506—
Юстиниан подтвердит этот набор привилегий, касающихся сохранения сооружений жизненной важности, которыми Рим уже пользовался, как нам известно из главы 25 «Прагматической санкции» («ut fabricae publicae serventur»[63]):
Здесь отмечено чёткое различие между consuetudines и privilegia города Рима.
B. Annona для народа
По случаю своего визита в римскую столицу Теодерих также жертвует ежегодные средства на раздачи зерна народу и бедноте, покрывающие часть этой потребности46. О таких пожертвованиях, равномерно распределённых по с.87 времени, упоминает и более поздний автор Павел Диакон, отмечающий, кроме того, в тех же словах, что и автор «Жития Фульгенция», радость (laetitia) римлян по этому поводу: [Theodericus] Romam profectus a Romanis magno gaudio susceptus est, quibus ille singulis tritici ad subsidium annis centum viginti milia modiorum concessit[65]47. Как и Аноним Валезия в главе 67, Павел Диакон уточняет, что годовое финансирование пшеницы составляло 120 тысяч модиев, хотя, как и Кассиодор в «Хронике» под 500 годом, не указывает, что это относилось также к бедноте (pauperes). Эти выдачи сам Кассиодор упоминает позже в своём панегирике, произнесённом, возможно, в 514 (год его консульства) или в 519 году, по случаю консульства Эвтариха Циллики, когда он и опубликовал свою «Хронику». Автор упоминает, наряду с привилегиями для сената, также средства, отпускаемые на расходы продовольственного характера: hoc sacrarium vestris implet honoribus, plebem statutis pascit impensis[66] (в «Хронике» автор использует также термин plebs)48. Впоследствии письмо Аталариха, в котором король объявляет о желании продолжать линию Теодериха (ut exquisitis virtutibus eius [Theoderici] sequi vestigia debeamus[68]), воспроизводит то же самое выражение, упоминая эти «установленные» средства и отмечая затем другие пожалования: nostrae siquidem opinionis interest, ut, quos ille [Theodericus] benignissime tuitus est, nos etiam statuta copia et beneficiorum ubertate pascamus[69]49. Наконец, даже поздняя «Прагматическая санкция» 554 года, некоторые извлечения из которой у нас остались, упоминает о распоряжении Теодериха, которое оставалось в силе в течение всего времени правления остроготов и которое Юстиниан обещает продолжить:
Это распоряжение подтверждает также annonae для грамматиков, ораторов, врачей и юристов, упомянутые вместе с annona для римлян. Речь шла о льготах профессиональным категориям, необходимым для формирования римского руководящего класса. Эти категории были наиболее деятельны в Риме. Их гонорары, точно также, как и annona для народа, были подтверждены сначала Аталарихом51, а позднее, после готской войны, Юстинианом.
Мы не знаем, были ли annonae для профессиональных групп также предписаны королём по случаю adventus; на самом деле авторство Теодериха кажется нам сомнительным. Действительно, ни письмо Аталариха (Var. 9, 21), ни «Прагматическая санкция» не упоминают Теодериха в качестве учредителя этих гонораров. Напротив, если вторая точно указывает, что Теодерих «обычно выдавал» (dare solitus erat) аннону римлянам, то относительно других аннон она не приписывает это мероприятие королю, сообщая в общих чертах, что они «ранее обычно выдавались» (antea dari solitum erat); и далее отмечается, относительно анноны для народа, выражение «предписываем, чтобы выдавались» (dari praecipimus), равнозначное выражению «распорядился выдавать» (dari praecepit) в главе 67 Анонима Валезия, тогда как для профессиональных групп используется глагол erogare. Как уже предположил Дюрлиа (см. выше, прим. 50), дошедшая до нас версия «Прагматической санкции», вероятно, суммирует в одном и том же параграфе два отдельных распоряжения, отличая продовольственную annona для римского населения от annonae (упомянутых во множественном числе) для профессиональных групп, которые получались, в том числе, в виде заработной платы, — их разделяет выражение sicut etiam. Всё же возможно, что и эти анноны были предоставлены двором. Письмо Аталариха, хотя и поручает заведование ими сенаторам — которые в действительности только одни и были в состоянии оценить компетентность кандидатов в сфере деятельности профессиональных групп, — говорит об установленной сумме, которая должна выплачиваться двумя взносами раз в шесть месяцев; statuta summa, которая не могла и не должна была быть уменьшена52. Далее, приравнивая важность этих профессий к зрелищам, письмо в с.89 конце, кажется, как бы подразумевает, что финансирование было королевской щедростью (regia largitas), в утверждении: nam si opes nostras scaenicis pro populi oblectatione largimur et ea studiosissime consequuntur qui adeo necessarii non habetur, quanto magis illis sine dilatione praebenda sunt, per quos honesti mores proveniunt et palatio nostro facunda nutriuntur ingenia![76]53 Сам факт того, что это мероприятие было подтверждено Юстинианом, может означать, что и эти субсидии, как и народная аннона, были возложены на фиск (см. ниже, § D) или, в крайнем случае, на arca praetoriana (вряд ли вместо arca vinaria, хотя письмо, в § 5, привлекает также городского префекта). Однако речь может идти о льготах предыдущего периода, лишь подтверждённых Теодерихом, что каким-то образом могло также входить в политику adventus.
C. Annona для pauperes
Таким образом, засвидетельствованы непрерывность и регулярность выдачи продовольствия согласно распоряжениям, сделанным Теодерихом в 500 году. Другим аспектом является различие между plebs и pauperes; как указывает в главе 67 Аноним Валезия, statuta copia касались обоих, и эта сумма была предназначена также для pauperes. Теперь мы знаем из другого источника, что Теодерих выделил 18 тысяч модиев (три тысячи медимнов) в год, то есть более одной седьмой всей переданной суммы (120 тысяч модиев), исключительно для бедных.
Об этой ценной подробности нам сообщает Прокопий Кесарийский в «Anekdota», произведении, также известном как «Тайная история» (Historia Arcana, HA), где, рассказывая о циничном управлении логофета Александра, прозванного «Ножницами» (Ψαλίδιος), он упоминает старое распоряжение Теодериха среди тех, которые были отменены:
Это одна из причин, которые привели римскую церковь к тому, чтобы открыть свои закрома для народа. Византийское отвоевание принесло большие урезания в фискальной политике, поощряемой в годы господства остроготов, вынуждая папу непосредственно исполнять продовольственные «обязательства» и кормить римское с.90 население, число pauperes среди которого стремительно увеличилось после опустошений VI века (так в случае Григория Великого)55. Интересно вновь отметить значение базилики Петра, места встречи для раздач бедным, которые уже происходили там ранее по распоряжению Теодериха. И это ещё не всё. Это место, кажется, именно в готскую эпоху приобрело дополнительное значение. Атриум базилики становится для связанных с Romana ecclesia политических и административных вопросов местом расклейки королевских определений (definita) и постановлений сената (senatusconsulta)56, а в мавзолее возле базилики иногда проводятся заседания сената57.
Хотя и невозможно установить, в какой степени теодериховское финансирование покрывало потребности группы, образуемой pauperes, оно, во всяком случае, должно было значительно облегчить римской церкви расходы в этой сфере. Речь идёт об ещё одном аспекте церковной политики, связанной с adventus. И в самом деле, в этом случае король удовлетворил просьбу папы; ещё одно письмо Геласия, адресованное Эрелеуве, матери-католичке Теодериха, сообщало в этой связи на предшествующем adventus этапе об озабоченности папы пропитанием бедных (pro victu pauperum), что вынуждало его обращаться к королю остроготов посредством писем58. «Liber Pontificalis» упоминает Геласия как «любителя бедных» (amator pauperum): традиционное прозвание, периодически повторяющееся в элогиях (elogia) лучших римских пап59, среди которых и прозвание Симмаха (в первой редакции его с.91 биографии), папы adventus60.
У нас имеются основания полагать, что упомянутое Прокопием распоряжение Теодериха входило в пожалования adventus, по случаю которого король озаботился реорганизацией городских раздач. Вмешательство короля действительно, как уточняет в главе 67 Аноним Валезия, касается как plebs, так и отличных от него pauperes. Также и в этом Теодерих удовлетворял высказанные несколькими годами ранее просьбы Геласия. Кроме того, примечательное указание является нам в отрывке Прокопия, во временно́й ссылке ἀεὶ ἀνὰ πᾶν ἔτος, как он переводит выражение «singulis annis», периодически встречающееся как у Анонима Валезия (67), так и у Кассиодора (Chron. s. a. 500), а также у более поздних Фредегара (Chron. 2, 57) и Павла Диакона (Hist. Rom. 15, 18).
На основе вышеуказанных элементов выявляется интересный факт. Допуская, что, как и субсидии для народа, субсидии для бедных также покрывали лишь часть необходимых для годового содержания расходов, сравнение упомянутых Прокопием 18 тысяч модиев с относящимися к plebs и pauperes 120 тысячами в главе 67 Анонима Валезия (и у Павла Диакона) позволяет приблизительно определить численное соотношение между народом и бедными, нищими (προσαιτήται): эти последние составили бы более одной седьмой части населения, названного plebs. Эти данные позволяют отчасти осветить вопрос об уровне абсолютной бедности в Риме тех лет.
D. Aerarium publicum
Ещё одной проблемой является касса, из которой администрация изымала средства, и управление ими, поскольку все источники, даже «Прагматическая санкция», указывают на благотворительность Теодериха, а Аноним Валезия, как и «Хроника» Кассиодора, сообщая о раздачах в связи с adventus, проводят деление между пожертвованием короля (оба приводят donavit) и расходами, возложенными на arca vinaria (dari praecepit и deputata pecunia), следовательно, между королевской администрацией и городской кассой. Прокопий упоминает, что средства для раздач бедным поступали из δημόσιον, то есть, буквально, из fiscus61. И хотя выражение χορηγεῖν τὸ δημόσιον с.92 διώρισεν указывает скорее на распоряжение, чем на пожертвование — что в любом случае сопоставимо с dari praecepit (пожалуй, в меньшей степени с donavit) в главе 67 Анонима Валезия, как и с deputata maxima pecuniae quantitate в «Хронике» Кассиодора под 500 годом, — у нас нет оснований полагать, что это выражение византийского историка означало предоставление, отличающееся от statutae impensae, упомянутых другими источниками царствования, или что оно было восстановлено в момент, отличающийся от момента adventus. Не случайно несколькими годами ранее Геласий писал Эрелеуве pro victu pauperum, призывая тем самым короля к финансированию в этой сфере. В таком случае мы должны выяснить происхождение средств и должностное лицо, которому было доверено управление ими.
В главе 60 Анонима Валезия Теодерих удостоен похвалы за то, что ему удалось наполнить aerarium publicum, найденный им пустым в начале царствования. Речь шла о кассе императорской собственности, каковой он был уже со второй половины IV века62, из которой король финансировал то, что Аноним в той же главе называет раздачами даров и анноны: dona et annonas [Theodericus] largitus quamquam aerarium publicum ex toto faenum invenisset, suo labore recuperavit et opulentum fecit[82]. В этом отрывке aerarium publicum — тот же δημόσιον, о котором сообщает Прокопий. Теперь нужно показать, что, хотя и помещённые в другом месте текста, эти упомянутые в главе 60 Анонима Валезия раздачи являются, как мы увидим ниже (§ IV), раздачами, составляющими часть политики adventus 500 года; мы находим их не только в главе 67 того же сочинения, но отчасти также в выражениях из отрывка более позднего Фредегара, нелегко, конечно, интерпретируемого, где автор, возможно, намекает на предоставление Теодерихом ежегодной анноны и сообщает о aeraria publica в терминах, которые побуждают вспомнить главу 67 Анонима Валезия:
В королевской переписке в «Variae» Кассиодора встречается aerarium(a) nostrum(a) со значением fiscus; равным образом встречается он и у Эннодия, который упоминает об умеренности Теодериха по отношению к этой кассе64.
с.93 Что же касается заведывания расходами, то, хотя технически aerarium отличается от arca praetoriana, она также находится в королевской собственности65, и у нас есть основания полагать, что, как относящиеся к продовольственной сфере, они управлялись скорее префектом претория (заведующим arca praetoriana), чем комитом священных щедрот (comes sacrarum largitionum). Два письма, соответственно Эннодия и Кассиодора, упоминают о заведывании aeraria publica (и fiscus) со стороны этого магистрата, восхваляя префектуру претория Либерия, которого как раз в 500 году в Риме Теодерих возвёл в патриции66. То же самое можно сказать о преторианской префектуре отца Кассиодора, который iunxit bene cum universorum gaudiis nostra compendia, aerario munificus et iuste solventibus gratiosus[88] (Var. 1, 4, 7). В более позднем письме Аталарих напоминает своему префекту претория, что iustis ac debitis compendiis nostrum per te crescat aerarium[89] (Var. 8, 20, 4). Хотя в действительности пожертвования Теодериха 500 года финансировались из фиска в качестве largitio, и хотя в документах остроготского королевства вместо «aerarium» можно понимать королевские кассы67, всё же вероятно, что управлением средствами занимался префект претория, по крайней мере потому, что среди полномочий этого магистрата были многочисленные платежи annonae militaris, civica, palatina — хотя и через arca praetoriana, как регулярные расходы68 — как и обеспечение поставками продовольственной сферы (в «формуле» префектуры анноны мы читаем: triticeas copias praefectura praetoriana procurat[92])69. В этой связи имеет значение соображение Дельмэра, согласно которому «если тексты часто связывают δημόσιον, φόροι, с префектурой претория, то это происходит из-за преобладающей роли префекта в налоговых сборах, а не потому, что он единственный имеет отношение к δημόσια»[94]70.
с.94 Служба (officium) префекта претория контролировала государственные должности (publicae administrationes), предназначенные для поставок аннон. Во время правления Аталариха Кассиодор в качестве префекта претория обратится к папе Иоанну II во время нехватки продовольствия, надеясь на помощь духовную, но также и материальную, для securitas plebes71: это свидетельство автономности и наполненности житниц римской церкви. В преторианской переписке Кассиодора вновь засвидетельствовано участие этого магистрата в чрезвычайном распределении (возможно, речь шла о средствах, поступающих из aerarium), которое он поручил своему заместителю (agens vice) в ранге illustris, действующему в Риме72. Другой agens vice префекта претория эпохи Теодериха, отец будущего городского префекта Репарата, будет упомянут также как pauperibus ablata restituens: свидетельство, которое (предполагаемая деятельность этого лица происходила после 500 года) позволило бы отнести к преторианской префектуре те самые ассигнования для pauperes, даже ассигнования regia largitas73.
с.95
E. Другие благодеяния: dona ~ opsonia
Вполне вероятно, что в течение всего пребывания в 500 году в Риме Теодерих, помимо финансирования зерновых раздач, предоставлял или подтверждал и другие благодеяния в пользу римлян. Так, письмо Аталариха к римскому народу наряду с statuta copia упоминает ubertas beneficiorum, то есть другие благодеяния Теодериха (Var. 8, 3, 2); и вышеупомянутая глава 60 Анонима Валезия среди королевских largitiones для народа отличает dona от annonae. А более позднее письмо, адресованное префектом претория Кассиодором своему уполномоченному распорядителю продовольствия (erogator opsoniorum) Петру, касается обмана чиновников во вред народу при раздачах opsonia (mutant enim quaslibet largitates rapientium manus… sic affluentia boni regis avaris distributoribus immutatur[102]), которые предоставлялись в качестве dona rerum domini — названные также munera Quiritum:
Хотя мы остаёмся в области предположений, всё же вероятно, что пожертвования, о которых сообщает это письмо, являются теми же самыми, о которых говорится в главе 60 Анонима Валезия, то есть dona, которые Теодерих раздавал вместе с annonae; эти пожертвования могло иметь в виду и вышеупомянутое письмо Аталариха (Var. 8, 3, 2). В самом деле, как annonae, так и dona должны были быть вовремя подготовлены и распределены на какой-то регулярной основе; тот же erogator opsoniorum для распределения «того, что едят с хлебом (companatico)», назван в связи с индиктионом (inditio). Ведь если мы считаем, что, как сказано выше, Аноним Валезия в главе 60 отличает эти dona от annonae, и в то же самое время сочетает их, поскольку обе королевские щедроты возложены на aerarium, то отсюда следует вывод о том, что первые также были благодеянием Теодериха для города.
Но в чём должны были заключаться эти пожертвования? Если принять отождествление dona = opsonia, то речь предположительно шла о порциях caro porcina75, учитывая при этом, что два единственных закона V века, упоминающие термин obsonium, адресованы на имя префекта претория и направлены на раздачи с.96 для народа76. Хотя и сокращённые, раздачи caro porcina по-прежнему оставались в силе в остроготском королевстве77. Такое приравнивание тем более правдоподобно, если учесть, что opsonia ~ dona в Var. 12, 11, как и dona в главе 60 Анонима Валезия, являются в обоих документах regia largitas. И тот факт, что глава 60 Анонима Валезия связывает как dona, так и annonae с aerarium, кроме подтверждения, что из этой кассы было оплачено предоставленное Теодерихом продовольствие (как и у Прокопия, HA 26, 29, и Фредегара, Chron. 2, 57), указывает также на то, что и раздачи opsonia должны были входить, по крайней мере, частично, в largitas короля. Речь в таком случае идёт о нововведении, поскольку ещё в середине V века «новелла» Валентиниана III возлагала opsonia на arca praetoriana, а не на фиск78, — даже если мы не можем исключить, что эти пожертвования продолжали оплачиваться из arca praetoriana (хотя Аноним Валезия в главе 60 говорил об aerarium publicum [см., однако, выше, прим. 67]). Раздачи caro porcina проводились в Риме с определённой регулярностью уже начиная с Аврелиана, который учредил их, вероятно, по случаю своего adventus79. Они продолжали находиться в ведении префекта претория, как о том свидетельствует вышеупомянутое письмо Кассиодора, из которого также следует, что в компетенцию этого магистрата входило направление пожалованных королём средств на приобретение продовольственных припасов. Так, благодаря regia largitas префект претория навсегда понизит в провинции Лукании и Бруттии ежегодный налог для снабжения мясом с 1200 до 1000 солидов, как нам сообщает Var. 11, 3980. На основании такого свидетельства мы, пожалуй, можем считать, с.97 что эта форма облегчения для налогоплательщиков уже была дарована Теодерихом «пожертвованиями»: обстоятельство, которое лучше объяснило бы и огромное расхождение канонов для Лукании и Бруттия, от 6400 солидов в 452 году (Nov. Val. 36) до 1200, а затем до 1000 в готскую эпоху (Var. 11, 39 [ср. выше, прим. 77]). И даже если largitiones, королевские пожертвования (ежегодных средств?) анноны и «порции того, что едят с хлебом», были для народа и pauperes способом пропитанием, они в любом случае (из aerarium или из arca praetoriana) управлялись префектом претория, заботившимся о том, чтобы ответственные чиновники не совершали обмана в ущерб фиску и, тем самым, римскому населению.
F. Цирк и амфитеатр
Из фиска были осуществлены, по крайней мере, частично, также расходы на цирковые игры, которые Теодерих даровал римлянам во время adventus (Anon. Vales. 67, а также 60; в обеих главах мы находим exhibens ludos circensium); речь идёт о ещё одной форме largitas, которая действительно должна была быть подтверждена в это время, и не только для дней триумфальной церемонии. Spectacula voluptatum laetitiam volumus esse populorum… ideo enim tot expensarum onus subimus[111], объявляет Теодерих римскому народу в письме 507—
Если во время adventus 500 года состоялись цирковые игры, то, вероятно, не были проведены представления в амфитеатре, которые, возможно, должны были вновь войти в число королевских пожалований римлянам (Anon. Vales. 60). На самом деле нам неизвестно, финансировал ли король, пусть даже частично, деятельность амфитеатра. Как представляется из Var. 5, 42, Теодерих не любил такого рода зрелища, относительно которых у нас с.98 для его царствования есть известия лишь о случаях munificentia consularis, соответственно Эвтариха Циллики и Максима84.
G. Субсидии для palatini
Таким образом, в том, что касается предоставления аннон и других благодеяний, свидетельство Анонима Валезия также находит подтверждение в кассиодоровской документации королевства. Но больше всего поражает наличие одной части распоряжения Теодериха, относящегося к adventus 500 года, а именно annona для pauperes святого Петра, в «Anekdota» Прокопия. Этот источник приобретает ещё бо́льшую убедительность, если учесть, что непосредственно перед рассмотренным выше отрывком он сообщает о другом распоряжении короля по вопросу выдачи annonae в качестве субсидии; подтверждение, несомненно, знаменательное:
Теодерих облагодетельствовал разряды σιλεντιάριοι, δομέστικοι и σχολάριοι (автор приводит латинские названия), занятые в palatium Рима, оставив им традиционное ежедневное пособие. Интересна, однако, причина его предоставления, а именно цель сохранить древние обычаи: ὅπως τι διασώζοιτο πολιτείας ἐνταῦθα τῆς παλαιᾶς ἴχνος. Речь идёт о пропаганде, которую король проводил во время adventus и на основании которой он также предоставлял annona для plebs и pauperes Рима (Anon. Vales. 66—
В этом пункте, в свете таких совпадений, нам следует полагать, что и предоставление субсидий для palatini было пожаловано королём во время adventus, когда он отправился во дворец (palatium), поселился в нём и выделил, среди прочего, средства для его реставрации (ad restaurationem palatii в главе 67 Анонима Валезия). Впрочем, palatium является частью теодериховской пропаганды, как это становится ясным из Эннодия, Кассиодора, Анонима Валезия, Фредегара и Павла Диакона, а также Агнелла Равеннского, которые упоминают предпринятые королём ремонт и строительство дворцов в наиболее важных центрах королевства90. И, в этой связи, профессиональные группы, получавшие annonae в виде заработной платы (о которой говорилось выше, см. § B), также работали на palatium, формируя правящий класс: per quos honesti mores proveniunt et palatio nostro facunda nutriuntur ingenia[124] (Var. 9, 21). Их гонорары, хотя и не были наследственными, регулярно передаются преемникам (например, Var. 9, 21, 5, successor с.100 получал commoda decessoris sine aliqua imminutione[125]), в то время как σύνταξις palatini касались детей и потомков (παῖδας καὶ ἀπογόνους, у Прокопия в HA 26, 28).
Таким образом, дворцовая гвардия оказывалась среди облагодетельствованных категорий Рима, действуя здесь, несмотря на то, что двор находился в Равенне и поэтому право на annonae субсидий может показаться необоснованным. На самом деле, как поясняют Прокопий и Аноним Валезия, пожалование Теодериха было лишь привилегией, продиктованной желанием сохранить традицию, которое должно было войти в число обещаний, данных римлянам королём во время adventus (о чём сообщает в главе 66 Аноним Валезия). У нас есть подтверждение в одном письме Теодериха Боэцию; в нём король побуждает патриция расследовать жалобы domestici (δομέστικοι) partis equitum et peditum из militia palatii, которые обратились к королю, утверждая, что получают из arcarius praefectorum недостаточное вознаграждение, состоящее в основном из солидов уменьшенного веса:
То, что речь должна была идти о domestici Рима, кажется вытекающим из того факта, что письмо, хотя и привлекает к делу arcarius, адресовано не префекту претория, его прямому руководителю и управляющему преторианской кассой, а патрицию Боэцию, в отличие от первого проживавшему в древней столице. Дополнительное подтверждение, кажется, содержится в другой фразе этого письма, ссылающейся, прямо-таки в строку отрывку Прокопия, на пожалование государя, продиктованное только уважением к традиции, то есть согласно «обычаю», в отношении militia, в действительности больше не действующей: otioso enim gratuite praestatur aliquid munificentia с.101 principali; consuetudo autem quodam debito redditur fideliter obsequenti[128]. Эти пособия, как благодеяние государя, называются munificentia principalis или munus; они не должны быть значительными, на что указано в письме (pro emolumentis sollemnibus nec integri ponderis solidos percipere et in numero gravia dispendia sustinere[129]). Как отмечает тот же Прокопий, μι<κ>ρὰν ἀπολιπὼν σύνταξιν ἐς ἡμέραν ἑκάστῳ, и что ἡ σύνταξις αὕτη ἐς τὸ ἀποζῆν ἀποχρῶσα μόλις αὐτοῖς[130]. Если мы отождествим, таким образом, этих domestici с domestici дворца в Риме, то можем рассматривать это письмо (507—
И это ещё не всё. Как следует из письма Кассиодора, обвинение в изменении веса солидов, обращённое против arcarius, является точно таким же, какое будет возложено на логофета Александра, прозванного из-за этого «Ножницами»93. Отправленный в 542 году Юстинианом для приведения в порядок экономики префектуры Италия, он, как и в отношении annonae для византийской армии94, сразу же урезал финансирование в пользу pauperes и римской militia palatina, кромсая «привилегии римлян» — и Тотила, согласно Прокопию, в обращении к римлянам будет иронизировать по этому поводу, противопоставляя благодеяния Теодериха и Амаласунты злодеяниям логофета Александра (ὁποίων δὲ αὐτῶν ἐτύχετε ξένων καὶ φίλων ἐπίστασθε δή που, εἴ τι τῶν Ἀλεξάνδρου μέμνησθε λογισμῶν[132])95. И действительно, эти две теодериховские привилегии не появляются в «Прагматической санкции», изданной вскоре с.102 после экономического манёвра логофета, которая вместо них, как мы видели, подтверждает анноны для народа и для профессиональных групп96. Сокращения касались трёх annona: militaris, civica и palatina, которые при нормальном управлении находились в ведении префекта претория. Они касались как aerarium, так и arca praetoriana.
Отношения Теодериха с Рима представляют, таким образом, налёт «принципата»: восстановление великолепия города и предоставление ряда привилегий, которые напоминают о славном прошлом старой столицы, позволяя королю представлять себя в качестве нового принцепса, достойного преемника империи. В центре внимания находятся как строительство, так и, особенно, казённые субсидии для народа, бедных и других категорий, таких, как стражи королевского дворца, но, возможно, также грамматики, врачи, ораторы и юристы. Эта совокупность распоряжений позволяет говорить о «привилегиях римлян». И именно в этих терминах выражается в конце юстиниановской эпохи ритор Захария, который, даже если и не был хорошо осведомлён о событиях в Риме и на Западе, так вспоминает о политике Теодериха в отношении старой столицы: «он воздвиг здания всякого рода в своём городе Риме, восстановил его и дал ему привилегии (προνομία)»97.
III. Общий источник?
В свете исследования privilegia Теодериха городу Риму у нас имеются основания полагать, что Прокопий в главе 26 «Anekdota» упоминает два пожалования adventus, соответственно, пособия для римских palatini (§§ 27—
[67] …exhibens Romanis ludos circensium. donavit populo Romano et pauperibus annonas singulis annis, centum viginti milia modios[136].
с.103 Эти два содержательно и терминологически связанных отрывка представляют (касаясь как раздач анноны, как и организации игр) в сжатом изложении комплекс предоставлений, о которых шла речь, и сообщают также о предоставлениях, упомянутых Прокопием в HA 26, 27—
Proc. HA 26, 27— |
Anon. Vales. 60 и 67 (67 цитируется в […]): | |
τοὺς ἐν τῷ Ῥώμης Παλατίῳ |
Romanis |
|
στρατευομένους (τῆς στρατείας ὄνομα) | militiam | |
…ὅπως τι διασώζοιτο πολιτείας ἐνταῦθα τῆς παλαιᾶς ἴχνος, | sicut sub principes… (гл. 66: se omnia quod retro principes Romani ordinaverunt, inviolabiliter servaturum promittit) | |
μι<κ>ρὰν ἀπολιπὼν σύνταξιν… | esse praecepit | |
τοῖς τε προσαιτηταῖς… |
[populo Romano et pauperibus] |
|
τρισχιλίους σίτου μεδίμνους | [annonas centum viginti milia modios] | |
χορηγεῖν ἀεὶ τὸ δημόσιον | annonas largitus… aerarium publicum | |
ἀνὰ πᾶν ἔτος διώρισεν | [singulis annis donavit] |
«Historia Arcana», 26, 27—
Византийский историк включает в HA, 26, 27—
Но о каком произведении может идти речь? Могла ли это быть последняя часть «Historia Romana» Квинта Аврелия Меммия Симмаха, тестя Боэция? Это сочинение имело хождение в константинопольских кругах, вероятно, уже с 519 года, вскоре после завершения, когда его автор отправился в восточную столицу103. Или это была «Historia Gothorum» Кассиодора?104 Можно предположить, что Кассиодор рассказывал в ней об adventus более пространно, чем в «Chronicon», чьим основным источником могла быть утраченная римская хроника105, если только не отнести «Historia Gothorum» ко времени до с.105 519 года, то есть до публикации «Chronicon», где в таком случае Кассиодор кратко сообщал бы то, что о чём он уже написал в исторической работе106.
В любом случае, если мы рассматриваем дворцовый контекст, в котором Прокопий писал «Anekdota» (между 500 и 558 гг.), вновь становится актуальным известное эссе Момильяно о судьбе, постигшей в Константинополе западные сочинения, привезённые Анициями на Восток во времена готской войны107. Тогда не имеет значения, была ли «Vita Theoderici» составлена в Константинополе. Однако, в свете таких совпадений, можно предположить, что анонимный автор продолжил, сильно его сократив, исторический источник, хорошо информированный о распоряжениях adventus 500 года. Мы не исключаем, что этим источником мог быть Симмах или собственно Кассиодор; во всяком случае, на этом источнике прямо основывался Кассиодор, а после него, возможно, также Фредегар и Павел Диакон. Работа должна была обращаться также и на Востоке, и предположительно была учтена Прокопием, когда он описывал увечья, нанесённые экономике Рима логофетом Александром.
Мы представляем схему распоряжений Теодериха, связанных с политикой adventus 500 года, предположительно высеченных на бронзовой доске (о чём в главе 69 сообщает Аноним Валезия [см. выше, прим. 17]), соблюдая, насколько это возможно, порядок, присутствующий у авторов:
1. Анноны для plebs | Anon. Vales. 60 и 67; Cass. Chron. s. a. 500; Fredeg. Chron. 2, 57; Paul. Diac. Hist. Rom. 15, 18 | |
A. пожалованные singulis annis | Anon. Vales. 67; Fredeg. Chron. 2, 57; Paul. Diac. Hist. Rom. 15, 18 (следует из Cass. chron. s. a. 500) | |
B. в 120 тысяч модиев | Anon. Vales. 67; Paul. Diac. Hist. Rom. 15, 18 | |
C. из aerarium publicum | Anon. Vales. 60; Fredeg. Chron. 2, 57; Proc. HA 26, 29 | |
2. Аннона для pauperes | Anon. Vales. 67; Proc. HA 26, 29 | |
3. Dona (obsonia?) | Anon. Vales. 60 | |
4. Цирковые игры (и представления в амфитеатре?) | Anon. Vales. 60 и 67 | |
с.106 DEPUTATA PECUNIA | ||
5. Средства из arca vinaria для реставраций | Anon. Vales. 67; Cass. Chron. s. a. 500 | |
A. предоставленные singulis annis | Anon. Vales. 67; Cass. Chron. s. a. 500 | |
6. Содержание militia palatina | Anon. Vales. 60; Proc. HA 26, 27— |
|
A. политика principes империи | Anon. Vales. 60 и 66; Proc. HA 26, 27 |
Таблица сжато излагает информацию исторических хронографических источников. Опущены все параллельные упоминания, присутствующие в «Variae», у Эннодия и в «Прагматической санкции».
[Мы не знаем, сопровождалась ли эта политика также annonae для профессиональных категорий, упомянутых в Var. 9, 21, и в главе 22 «Прагматической санкции». В качестве statuta summa они могли бы войти, как народные анноны и зрелища, в число regia largitas (см. выше, § II B); или, как annonae в качестве жалованья для сотрудников, опосредованно работающих на palatium, входить в состав munificentia, то есть как аннона для militia palatina.]
Как выясняется в ходе настоящего исследования, документы тех лет, в частности, «Variae» Кассиодора, во многих местах содержательно и терминологически подтверждают эти распоряжения, зачастую позволяя более точно понять административные аспекты, и уточнить их там, где недостаточно скупых на слова исторических и хронографических трудов.
IV. Теодерих, Траян и Валентиниан
Эти упомянутые как «Vita Theoderici», так и Прокопием государи являются аспектами политики, которая, как отмечалось, была одобрена в связи с adventus 500 года: политики «привилегий римлян», которая позволяла Теодериху представлять себя в качестве преемника лучших императоров, и чьи распоряжения король приказал выставить на всеобщее обозрение. Мы не знаем, была ли содержавшая эти пожалования бронзовая доска установлена возле базилики Траяна либо курии, как было принято в эпоху поздней античности, или же в атрии базилики св. Петра108. Но нам известно, и это уже немало, что такая политика, начатая во время пребывания Теодериха в Риме в 500 году, пропагандировалась и подтверждалась в различных аспектах его преемниками. О благодеяниях Теодериха римлянам напомнит ещё Теодат в письмах к сенату и римскому народу, а затем Витигес и Тотила в ходе своих переговоров с сенатом и народом во время готской войны109. И, наконец, в значительной части они будут подтверждены в «Прагматической санкции» Юстинианом.
с.107 Но в особенности эти privilegia были подтверждены уже в конце 526 года Аталарихом, только что вступившим на трон, посредством серии писем сенату или римскому народу, где молодой король вспоминает своего деда Теодериха, которому он стремится подражать. Письма упоминают annona и другие beneficia (dona, obsonia) для народа и привилегии для сената110. Речь идёт об аспектах той политики, которая позволила Теодериху быть уподобленным римлянами — и здесь следует понимать жителей Рима — Траяну и Валентиниану. Этим же гласом народа был, предположительно, вызван adventus, в его двойном политико-религиозном значении. Сочетание Теодериха с двумя императорами было действительно предложено в главе 60 Анонима Валезия. Эта представляющаяся особенной глава, текст которой посредством интерпретации был восстановлен издателями, Моммзеном и Моро, в различном расположении111, представлена в кодексе «Berolinensis Phillippsianus 1885» (кодекс B, VIII/IX в.), единственном, передавшем её нам, в следующем порядке, который мы вновь предлагаем с небольшими изменениями, внесёнными Рюлем:
Теперь, в свете вышеизложенных соображений, изначальное (или близкое к нему) расположение текста становится более ясным, или, во всяком случае, поддающимся объяснению; поэтому оно не нуждается в существенных изменениях. Глава, по сути, сжато излагает политику Теодериха в отношении римлян и, отчасти, готов. Но, как было отмечено, она также содержит распоряжения, сопровождавшие adventus 500 года, сочетая их с тем, что составляло народный образ короля. Отрывок, который должен был кратко изложить несколько мест из первоисточника — поскольку даже в этом случае ощущается присутствие более обширного и сложного исторического источника, сильно сокращённого (отсюда трудности издателей в приведении главы в соответствующий порядок), — построен следующим образом:
A) справедливость Теодериха в управлении римлянами и готами;
B) его религиозная терпимость;
C) его эвергетизм (проявившийся в распоряжениях adventus);
D) его популярность среди римлян;
E) законы для готов и оценка ими деятельности короля.
На основании приведённых в предыдущем параграфе соображений можно считать, что и эта глава представляет «привилегии римлян», пожалованные Теодерихом во время его пребывания 500 года, то есть кратко излагает фискальную политику в Риме. Глава не случайно упоминает и религиозную политику, ту самую, с которой Аноним Валезия (глава 65) открывает adventus. И, как мы теперь увидим, составной частью этой политики является приравнивание короля к двум императорам.
Почему римлянам нравилось сопоставлять своего короля с Траяном и Валентинианом? Это приравнивание, учитывая тот род благодеяний, от которого брали начало благодеяния, упомянутые Анонимом Валезия в главе 60, могло иметь происхождение в народном энтузиазме adventus 500 года. В таком случае нужно попытаться провести исследование в этом направлении.
Валентиниан
О каком Валентиниане шла речь и почему римляне любили сопоставлять своего короля с этим императором? Есть две возможности для объяснения, и в любом случае они связаны с римским визитом: 1) Валентиниан III, который среди прочего посетил и почитаемую гробницу Петра во время пребывания в Риме в 450 году (ср. выше, прим. 9 и 13), как с.109 позже поступил Теодерих, и 2) Валентиниан I, на которого в действительности и падает наш выбор и который лучше оправдывает стремление короля к подражанию tempora (Anon. Vales. 60)113. Он показал себя стоящим над сторонами (super partes) в споре между Дамасом и Урсином из-за понтификата (οὐδεμίαν σκύλλοντος αἴρεσιν, пишет Сократ [цит. в прим. 125]). И Теодерих, первым после этого императора (за исключением особого и, во всяком случае, менее очевидного случая спора между Бонифацием и Евлалием в 418—
Возможно, не случайно в более поздней редакции «Liber Pontificalis» часть «Жизнеописания Дамаса», именно та, которая касается его спора с Урсином, почти буквально воспроизводит, терминологически и по структуре, повествование о лаврентийском споре, изложенное в «Жизнеописании Симмаха»: обе ситуации были сопоставимы в различных отношениях115. Истории с.110 этих двух пап поддаются сближению и, в некоторых аспектах, приравниванию. Как выражение римской церковной мысли, свидетельство «Liber Pontificalis» является ценным для понимания «римского» образа Теодериха, описанного со значениями мудрости и подлинной справедливости как почтительной хранительницы «законности» выборов. В некоторых чертах тот же образ мы находим в отрывке Феодора Анагноста (эпитома 461—
Отрывок представляет ряд элементов, которые, в сочетании со свидетельством «Liber Pontificalis», позволяют достичь общей перспективы: решение провести синод в 499 году (который указывают оба текста) было вызвано желанием прекратить социальные волнения, которые Теодерих, как властелин Рима, помогает успокоить, хотя и является арианином. Этот же образ можно разглядеть в главе 60 Анонима Валезия, который, хотя и не говорит о синоде, кратко излагает религиозную политику Теодериха в следующих выражениях: «хотя сам он был арианской секты, однако ни в чём не выступал против католической религии» (dum ipse quidem Arrianae sectae esset, tamen nihil contra religionem catholicam temptans) (у Феодора: «пусть и бывший арианином, устроил собор епископов» (εἰ καὶ Ἀρειανὸς ἦν, σύνοδον ἐπισκόπων ποιησάμενος)), см., кроме того: Теодерих «добрый государь, хотя и другой веры» (bonus princeps quamvis in aliena religione), Var. 8, 15, 1 (о выборах Феликса IV). Применительно к религиозной политике Аноним в главе 60 фактически предлагает «римский» образ короля, встречающийся как в биографии Симмаха в «Liber Pontificalis», так и у Феодора Анагноста, авторов, более или менее современных событиям. Более того, если автор жизнеописания Симмаха упоминает, что Теодерих возложил выбор папы на время рукоположения и количество голосов (ut qui primo ordinatus fuisset, vel ubi pars maxima cognosceretur, ipse sederet in sedem apostolicam), то Феодор указывает, что Симмах был избран большинством (ὑπὸ … τῶν πλειόνων). Фактически в этих трёх документах подчёркивается положительный образ религиозной политики в отношении Рима со стороны Теодериха, символа справедливости, правосудия и, прежде всего, терпимости (ср. выше, прим. 20).
Рассмотренные выше элементы объясняют сопоставление Теодериха с Валентинианом I. Как перед этим последним, так и перед королём остроготов вставал вопрос управления и обеспечения спокойствия города в период борьбы между фракциями с.111 без навязывания своего выбора при назначении понтифика116. Поэтому не вызывает удивления обнаружение сходства между некоторыми распоряжениями Валентиниана в «collectio Avellana»117 и praeceptiones Теодериха синоду 501 года118 о восстановлении спокойствия в городе. В обоих случаях правители не входят (по крайней мере, явно) в существо религиозного спора, хотя и поручают соответственно городскому префекту119 и comes (который в данном случае будет действовать в качестве городского префекта)120 принять меры против с.112 народных восстаний. Именно с этой предполагаемой беспристрастностью связан важный момент: как Валентиниан, так и Теодерих устранятся от суждения или вмешательства в религиозные дела. Свидетельствами такой политики являются некоторые письма Геласия, в частности, письмо, датированное 495 годом, в котором папа призывает комита (comes) Тейю не вмешиваться в церковные дела (в частности, не передавать дело из суда папы в суд епископов провинции), угрожая обратиться к королю, quia, cum ipse [Theodericus] pro sua sapientia causis ecclesiasticis in nullo velit esse contrarius, iustum est, ut quicumque sub illius regno vivit, quod facit rex magnificus imitetur, ne videatur supra illius tendere voluntatem[158]121. Содержание письма наводит на мысль о знаменитом суждении Амвросия, который по существу подобного вопроса отстоял против Валентиниана II эту автономию, приведя собственное решение Валентиниана I, отца молодого принцепса, согласно которому in causa fidei vel ecclesiastici alicuius ordinis eum iudicare debere qui nec munere impar sit nec iure dissimilis[162], а также выражение императора «non est meum iudicare inter episcopos»[163]122. Следует отметить, что и в этом случае за образом Теодериха может скрываться перспектива мысли Геласия, которая, как мы видели, является определяющей в политике первых лет царствования Теодериха и которая угадывается в переписке короля с папой123.
с.113 Но особенно подходящим выглядит мнение Аммиана Марцеллина (30, 9, 5) о религиозной политике Валентиниана I:
Речь идёт о суждении языческого автора, связанного с консервативными кругами римской столицы; автор, таким образом, не объединялся ни с одной из христианских фракций и не особенно интересовался историей противостояния Дамаса и Урсина, которой посвящает лишь несколько строк, в основном в пределах повествования о городских префектурах Вивенция и Претекстата, которым пришлось управлять Римом во времена социальных смут124. Такая оценка подтверждает другие, не менее значительные свидетельства историков церкви, которые упоминают мудрость, проявленную Валентинианом I в религиозных вопросах, также в связи с назначением Амвросия епископом Милана125.
На основании этих документов выявляется, таким образом, уместность приравнивания Теодериха к Валентиниану I. Оно характеризуется как «городское» и, возможно, возникло в период, непосредственно предшествующий adventus, за два года раздоров между Симмахом и Лаврентием, которые привели к синоду 499 года; это время больших трудностей, в которое король остроготов, согласно свидетельствам биографа Симмаха, «Liber Pontificalis» и Феодора Анагноста, будет действовать энергично и эффективно126. Не случайно, что Аноним Валезия начинает adventus Теодериха с этой истории и что «Chronicon» Кассиодора (s. a. 500), хотя не ссылается прямо на спор, указывает, что король отправился в Рим cunctorum votis expetitus[170].
Если, таким образом, имело место приравнивание частью римлян Теодериха к Валентиниану I, его причину следует искать в религиозной политике (той, на которую не случайно ссылается и первая часть рассмотренной выше главы 60 Анонима с.114 Валезия)127, которая выражалась, по крайней мере, до конца 519 года, в терпимости и невмешательстве в вопросы религиозного характера128.
Траян
Куда понятнее народное приравнивание к Траяну, бывшему в позднеантичную эпоху символом civilitas, правления доброго государя в противоположность тирании: причина, к которой будет приспосабливаться Теодерих в своём стремлении подражать лучшим императорам129. Частью civilitas являлось и поведение принцепса в римском adventus, выдающимся примером которого был adventus Траяна, столь превознесённый Плинием в его панегирике, ставшем в позднеантичную эпоху образцом речи (см. также Cass. Var. 8, 13): достаточно вспомнить обо всех «траяновских» терминах, которыми Пакат и Клавдиан описывают поведение Феодосия, другого известного выдающегося подражателя Траяна, в ходе римского adventus 389 года130 (см. в сравнении с ним Anon. Vales. 67: per tricennalem triumphans populo ingressus palatium, exhibens Romanis ludos circensium[175]). Во всяком случае, в контексте главы 60 Анонима Валезия приравнивание к Траяну кажется веской причиной, связанной с предоставлением зрелищ и анноны, и, таким образом, приводит к adventus. Хотя в действительности политика «хлеба и зрелищ» в императорском Риме не прерывалась, в сочетании с этой политикой навсегда остался укоренённым в народе образ Траяна. Не случайно Траян как император преимущественно представлен на конторниатах: их известно около 150 различных серий, в течение (возможно) менее чем полувека!131 Об этом образе мы с.115 осведомлены, в частности, из фрагмента «Principia Historiae» Фронтона, который, вскоре после смерти Траяна, отмечает внутреннюю политику этого императора знаком вышеупомянутых благодеяний:
И хотя лишь несколькими годами ранее Ювенал порицал turba Remi, тот народ, qui dabat olim imperium, fasces, legiones, omnia, nunc se continet atque duas tantum res anxius optat, panem et circenses[177]133, для Фронтона траяновская политика хлеба и зрелищ найдёт свои здравые основания в политической науке, ex summa civilis scientiae ratione. Речь идёт о положительном образе, который будет передан позднеримской культуре, чьи конторниаты представляют собой выражение менталитета и культуры народа, особенно в том, что касается Рима134.
И Теодерих, также как и Траян, не пренебрегал актёрами135 и финансировал как раздачи, так и представления. Впрочем, его честолюбие вдохновлялось лучшими принцепсами империи. Если мы внимательно рассмотрим «Variae», то получим ещё одно подтверждение о содержании этой политики. В одном из писем 526 года с.116 (Var. 8, 3) только что взошедший на трон Аталарих, обращаясь к римскому народу, подтверждает, желая подражать деду136, привилегии Теодериха statuta copia et ubertas beneficiorum (то есть комплекс благодеяний)137, а также уточняет равенство в правах готов и римлян, гарантированных правительством на основе добродетелей (траяновских!) iustitia et clementia138. И в конце письма он напоминает народу о столь прославленном Траяне: ecce Traiani vestri clarum saeculis reparamus exemplum: iurat vobis per quem iuratis, nec potest ab illo quisquam falli, quo invocato non licet inpune mentiri[181] (см. в этой связи также заявление Евтропия [8, 1, 5] относительно Траяна: huius tantum memoriae delatum est, ut usque ad nostram aetatem non aliter in senatu principibus adclametur, nisi «Felicior Augusto, melior Traiano»[182])139. При более внимательном анализе можно увидеть, что это письмо Аталариха поднимает собственно те же темы, что и глава 60 Анонима Валезия, чей отрывок, как уже было показано, — и здесь у нас есть ещё одно тому подтверждение — относится к римской политике Теодериха. Вот что обнаруживается из сравнения двух документов:
Anon. Vales. 60: | Cass. Var. 8, 3 (к народу Рима): | |
Nihil etiam perperam gessit. sic gubernavit duas gentes in uno, Romanorum et Gothorum… militiam Romanis sicut sub principes esse praecepit. dona et annonas largitus quamquam aerarium publicum ex totum faeneum invenisset, suo labore recuperavit et opulentum fecit: exhibens ludos circensium et amphitheatrum ut etiam a Romanis Traianus vel Valentinianus, quorum tempora sectatus est, appella<re>tur… |
[4] …vobis fecimus polliceri iustitiam nos et aequabilem clementiam, quae populos nutrit… custodire et Gothis Romanisque apud nos ius esse commune… [2] …ut, quos ille benignissime tuitus est, nos etiam statuta copia et beneficiorum ubertate pascamus. [5] …nostrum eveximus principatum …ecce Traiani vestri clarum saeculis reparamus exemplum: iurat vobis per quem iuratis, nec potest ab illo quisquam falli, quo invocato non licet inpune mentiri. |
с.117 Письмо Кассиодора представляет в целом содержание отрывка Анонима, а также аналогичную ему структуру:
A) равенство между готами и римлянами;
B) privilegia для жителей Рима;
C) память о Траяне и идеальных временах, которым новоизбранный король стремится подражать как раз на основании примера Теодериха.
Примечательна общность взглядов двух документов, независимо от того, что могло быть «источником вдохновения» Кассиодора. В данном случае речь идёт о содержании подлинной «пропаганды» Теодериха в Риме, вероятно сопровождавшей adventus (как было выявлено предыдущими соображениями), которую Кассиодор вновь предлагает римлянам, представляя нового молодого короля Аталариха. Такова на самом деле та атмосфера, которой мы дышим, читая эти два документа. Именно римская среда, как вытекает из главы 60 Анонима Валезия, должна была породить сопоставление Валентиниана и особенно Траяна с Теодерихом.
И последнее соображение. Как показано в настоящем исследовании, письма Кассиодора, касающиеся рассмотренных выше благодеяний Теодериха, используют термин munificentia для характеристики средств, предназначенных для строительства и субсидий для palatini, в то время как с помощью largitas они выражают анноны и пожалования римскому народу, равно как и представления; см. в этой связи предложенную выше схему в § III140. Здесь важно констатировать, что если первые из этих благодеяний были возложены на arcae (соответственно, vinaria и praetoriana), то вторые финансировались из aerarium. И даже если мы не можем уловить в наименовании различных значений административного типа это разное применение двух терминов, которые, между прочим, в некоторых местах сборника «Variae» могут иметь различные оттенки, тем не менее интересно отметить, что:
1) там, где Аноним Валезия использует глагол largior или связывает распоряжения с aerarium, в «Variae» говорится о regia largitas (ссылка на statutae impensae);
2) там же, где Аноним применяет глагол praecipio (то есть для восстановления стен [как в Cass. Chron. s. a. 500, так и в Var. 2, 34, 1, мы находим deputata pecunia] и для militia palatina), «Variae» обозначают это благодеяние как munificentia principalis141.
с.118 В действительности там, где дело касается распоряжений adventus, largitio Теодериха относится как к распределению зерна (возможно, также caro porcina), так и к представлениям142: два пункта, которые не случайно объединяют главы 60 и 67 Анонима Валезия. Возможно, это ещё один довод для того, чтобы лучше понять, почему Теодерих был восславлен жителями Рима как новый Траян. Эти значимые совпадения, помимо того, что гарантируют достоверность Анонима Валезия в правовом плане, то есть в плане той терминологической точности, которая пунктуально соответствует «Variae», дают возможность высветить и в этот раз значительную общность тематик между первоисточником «Vita Theoderici» и мыслями Кассиодора.
Приравнивание Теодериха к принцепсам империи имеет, таким образом, отношение к политике короля в Риме, как религиозной (Валентиниан I), как и народной (Траян), то есть тех двух аспектов, которых касается Аноним Валезия в главе 60. Речь идёт о двойном образе, который может быть понят в перспективе жителей Рима и, в частности, в рамках пропаганды adventus, особенно учитывая время визита — сразу после лаврентьевской схизмы, и род благодеяний, предоставленных королём римлянам, — комплекс, в целом выделенный в главах 65—
В середине VI века во введении к «Готской войне» Прокопий признает, несмотря на византийскую враждебность к Амалам, этот аспект фигуры Теодериха, особенно дорогой римлянам и готам. Хотя всего лишь rex, Теодерих был не менее значителен, чем самые выдающиеся принцепсы империи: ἦν τε ὁ Θεοδέριχος λόγῳ μὲν τύραννος, ἔργῳ δὲ βασιλεὺς ἀληθὴς τῶν ἐν ταύτῃ τῆ τιμῇ τὸ ἐξ ἀρχῆς ηὐδοκιμηκότων οὐδενὸς ἧσσον[188]143.
с.119
Заключение
Новое прочтение глав 60 и 67 Анонима Валезия в свете главы 26 (§§ 27—
1) сохранение привилегий св. Петра, в числе которых непременно должен был вновь возникнуть вопрос об имуществах144;
2) продовольственные благодеяния для pauperes;
3) невмешательство в религиозные дела.
В этих отдельных пунктах регулярно провозглашается преемственность с политикой императоров, составляющая центральный момент adventus, а также неизменную черту «пропаганды» королевства Амалов.
Можно с полным основанием говорить о Геласиано-Симмахиевой линии: она не просто «западная», противостоящая филовизантийской тенденции, но она также непосредственно затрагивает деятельность римской столицы и её отношения с двором. Церковь теперь является «третьим полюсом» в экономике старой столицы, наряду с городской администрацией и фиском; этот полюс постепенно поглотит, уже в течение VI века, оба остальных. Это будет на самом деле продолжение «политики бедных», которую мы находим регулярно упоминаемой в elogia пап (часто в сочетании с благодеяниями для духовенства)145, которая, как мы уже видели, была поддержана Амалами и поощряема с.120 Теодерихом в 500 году, и которую папа постепенно распространит на заботу обо всём городе. Речь идёт о той политике, которая позволит Церкви выступать в управлении Римом в качестве прямого наследника как фиска (и, следовательно, различных королевских касс), как и городской казны (arca vinaria), и приведёт к увеличению «патримония св. Петра».
Adventus 500 года узаконил, прежде всего, отношения с сенатом и народом; в общем, связь Теодериха со старой столицей. Римляне были облагодетельствованы в различных областях, среди которых продовольственная и игровая, — в дополнение к привилегиям для других категорий, — и их город увидел восстановление общественных работ и возобновление строек: время строительного обновления, предпринятого в необходимых масштабах, возможно, не менее тех, которые знавал Рим при лучших императорах. И даже если Юстиниан подтвердил, как нам известно из «Прагматической санкции» (главы 22 и 25), почти все эти благодеяния, фактически Теодерих был последним королём в истории, который обращался к римлянам, как к привилегированным — следует обратить внимание, что в главе 25 «Прагматической санкции» annonae, которые Теодерих dare solitus erat римлянам, были подтверждены Юстинианом (dari praecipimus) не в форме пожертвования со стороны императора. При его правлении они пользовались теми древними привилегиями, которые во время империи отличали их от провинциалов. По этой же причине римляне желали приравнять его к «их» Траяну, символу iustitia, и сохранили о нём добрую память.
Итак, во время пребывания в Риме король начал политику privilegia beati Petri ~ privilegia Romanorum, чья динамика будет частично унаследована средневековым Римом. Именно благодаря этому ряду последствий представляются ещё более важными и, если угодно, увлекающими, adventus 500 года и посещение гробницы св. Петра королём devotissimus ac si catholicus.
Рим, Массимилиано Вителло
ПРИМЕЧАНИЯ
[66] Затем, прибыв, вступает он в город, идёт к сенату, и у Пальмы обратившись к народу, обещает, что всё, прежде установленное римскими государями, будет, с Божьей помощью, нерушимо сохранено.
[67] Проведя по случаю тридцатилетия триумф перед народом, он вступил во дворец и показал римлянам цирковые игры. Он даровал римскому народу и бедноте сто двадцать тысяч модиев ежегодной анноны, и на восстановление дворца и реконструкцию городских стен распорядился выдавать ежегодно двести фунтов за счёт средств винного налога (пер. с лат.).
[67] …он показал римлянам цирковые игры. Даровал римскому народу и бедноте сто двадцать тысяч модиев ежегодной анноны» (пер. с лат.).