Одоакр, император Зенон и послание о победе над ругиями
© 2017 г. Перевод с англ. В. Г. Изосина.
с.212 Захват Одоакром власти в Италии в 476 году явился, несомненно, значительным шагом в ликвидации западно-римского государства, в «архаизирующем» процессе, охватившем западные провинции поздней Римской империи1. Однако ввиду недостаточности и неясности материала источников нам мало что известно о правлении Одоакра в этом древнем средоточии империи. Ещё хуже, что зачастую уцелевшие факты опутаны противоречивыми толкованиями2. Учёные настолько расходятся в самых фундаментальных вопросах, что мы не можем быть уверены даже в правовом основании власти этого варварского солдата.
Известно, что войска Одоакра провозгласили его королём в 476 году н. э.3 Нам также известно, что титул rex применялся в отношении Одоакра италийскими чиновниками в 483 году4. Судя по уцелевшей копии, сделанной для с.213 сиракузских gesta municipalia, в intitulatio акта, составленного 18 марта 489 года, читается Odovacar rex5. В том же документе для обозначения короля и его учреждений использованы слова d. n. rex, regnum и regius6. С другой стороны, недавно обнаруженная надпись, посвящённая восстановлению Одоакром Колизея, содержит только «v]iri Odovac[ris»7. Надпись относится к реконструкции, предпринятой в период с сентября 476 по март 483 года8. Как отмечено Шастаньолем, на хорошо различимом публичном документе явно отсутствует королевский титул9. Представляется, что этот факт подчёркивает изначальную неопределённость положения Одоакра.
Учёные нередко задавались вопросом, было ли положение, фактически занятое варварским правителем силой, дополнено каким-либо соглашением с императором, которое могло бы укрепить его юридический статус. Моммзен был убеждён в том, что скир управлял римским населением Италии в силу какого-то полученного им от императора официального полномочия10. В этой связи Моммзен отмечал значимость признания западных консулов на Востоке без, казалось бы, достаточных на то оснований11. Энслин, хотя и признавал важность королевского титула Одоакра, утверждал, что варвар также использовал особый вид патрициата, предполагавший занятие должности первого magister militum praesentalis12. Штейн опровергает существование такого патрициата, однако осмотрительно представляет положение Одоакра основанным как на с.214 его королевском статусе, так и на исполнении им обязанностей magister militum13. Все трое учёных предполагают некое императорское признание положения варвара. Совсем недавно
Анализ содержания источников может привести к выводу, что доказательства слишком слабы для того, чтобы признать достаточно определённым действительный правовой статус Одоакра в римской системе15. С другой стороны, даже если не представляется возможным определить, действительно ли Одоакр получил императорское признание своего положения, необходимо отметить, что он весьма желал такого признания и пытался его получить. Об этом свидетельствует возращение им Зенону императорских инсигний, сопровождаемое просьбой о достоинстве патриция, а также о признании императором положения Одоакра в качестве главы правительства Италии. Хотя Зенон, сославшись на законную юрисдикцию изгнанного западного императора Юлиана[2] Непота, и отклонил эти просьбы, он всё же предоставил варвару частичное удовлетворение, обратившись к нему как к «патрицию» в своём ответе16.
с.215 Другим примером этой политики может служить исполненная Одоакром месть за убийство Юлиана[2] Непота; убийство, которое определённо не противоречило более серьёзным интересам Одоакра17. На эту тему существует ещё одно свидетельство, значение которого было, к сожалению, затемнено ошибочной интерпретацией содержания источников.
Отношения между императором Зеноном (474—
с.216 Возможно, что до Одоакра дошли слухи об этом замысле, поскольку в конце 487 года он нанёс ругиям упреждающий удар. Король ругиев Фелетей и его королева были пленены и, по-видимому, казнены. Следующая кампания во главе с братом Одоакра Онульфом привела к поражению сына Фелетея и эффективной нейтрализации всякой угрозы со стороны ругиев21.
Нашим главным источником о константинопольской точке зрения во время этих событий является один из фрагментов утраченной хроники Иоанна Антиохийского, сохранившихся в сборнике, составленном для императора Константина VII Багрянородного (913—
Свидетельство Иоанна не осталось незамеченным современными историками. Как можно судить по комментариям Хартмана, Шмидта, Штейна и Энслина, Иоанн сообщает нам о попытке Зенона возбудить ругиев, об упреждающих ударах Одоакра (которые складываются в одну кампанию)23, об отправлении Зенону взятых из трофеев подарков, с.217 об отказе Зеноне от этих подарков и о поздравлении им Одоакра с его блестящей победой24.
Миссия, передавшая известие о победе и трофеи в Константинополь, была, по-видимому, направлена magister officiorum Одоакра Андромахом25. Это ставит серьёзную проблему. На основании прежних научных исследований этой миссии трудно объяснить, почему Одоакр должен был избрать такой ироничный, если не сказать наглый, способ информирования Зенона о поражении бывших союзников императора. Эта миссия кажется находящейся в противоречии с другими свидетельствами о желании Одоакра «нормализовать» отношения с императором.
Проблема становится яснее, если рассмотреть её в свете позднеримских победных обычаев. Давно было замечено, что, начиная с правления Августа, полномочия imperator’а и, следовательно, право праздновать триумфы стали почти исключительной прерогативой правящего императора. Как imperator, глава государства мог и действительно праздновал триумфы по случаю побед, одержанных через своих генералов. В мире понятий, определённых позднеримским государством, победа и триумф были почти исключительными атрибутами императорской должности26.
Позднейшие источники часто упоминают о практике, в соответствии с которой местный командир победоносных римских войск посылал императору часть захваченных у противника трофеев27. Иногда трофеи с.218 предназначались для показа в императорском триумфе, но чаще должны были служить «доказательством», «символом» победы28. Отправляя этот σύμβολον верховному главнокомандующему, победоносный местный командир признавал и воздавал должное тому, кто был истинным victor ac triumphator, как значилось в его официальной титулатуре29. Обычай отправления с.219 победных сообщений с поля битвы главе государства, хотя особенно хорошо засвидетельствован для более позднего периода, тянется далеко в римское прошлое, как показал Халкин в своём исследовании litterae lauratae при Республике и Принципате30. Столь же древним был обычай сопровождать эти послания осязаемыми доказательствами победы31.
Когда мы рассматриваем миссию, направленную Одоакром в Восточный Рим после ругийской кампании, именно в таком контексте, её значение выступает с новой ясностью. Варварский король не пытается подкупить Зенона. Скорее, как и в предыдущих случаях, Одоакр стремится подчеркнуть своё реальное или потенциальное положение как лояльного императорского подчинённого. Отправляя Зенону символ победы, одержанной, по крайней мере номинально, в имперских интересах, Одоакр исполнял обязанность римского полевого командира по отношению к верховному victor ac triumphator. Зенон, в свою очередь, косвенно признал положение Одоакра, выразив своё удовлетворение его победой32.
Но если дело обстоит так, то каким образом можно согласовать императорские поздравления с отказом Зенона от трофеев, «символа победы», посланного ему потенциальным magister militum? С учётом победных обычаев, на которые мы только что обратили внимание, такой акт с.220 выглядел бы прямым отказом признать подразумеваемое правовое положение Одоакра как императорского представителя. Как мог Зенон отказаться от символа победы и всё же выразить удовлетворение по поводу действий Одоакра?
Тщательное изучение соответствующего отрывка Иоанна Антиохийского приводит к необычному и неожиданному выводу. Называя только некоторых наиболее видных учёных, рассматривавших эту проблему, можно сказать, что Шмидт, Штейн и Энслин, очевидно, неверно истолковали этот текст. Он гласит следующее:
λαμπρὰν δὲ ἀναδησαμένων νίκην τῶν περὶ τὸν Ὀδόακρον, προσέτι δὲ καὶ πεμψάντων δῶρα τῷ Ζήνωνι τῶν λαφύρων, ἀποπροσποιησάμενος συνήδετο τοῖς πραχθεῖσιν33. |
Близкий к буквальному перевод этого отрывка мог бы дать примерно такое прочтение: «люди Одоакра одержали блестящую победу [над ругиями]; кроме того, они послали взятые из трофеев подарки Зенону, который притворился, что был удовлетворён их успехом». Ключевым является слово ἀποπροσποιέομαι. Оно действительно может значить «отказаться», как его здесь понимали предшествующие учёные. Но этот глагол представляется весьма слабо связанным со своим предполагаемым дополнением (δῶρα)[10]. В самом деле, ἀποπροσποιέομαι встречается в очень похожем дипломатическом контексте в тексте шестого века. Там, однако, он явно имеет значение «притворяться, делать вид»34. В случае Иоанна с.221 также представляется более адекватным для понимания причастие со смыслом «притворяться». Оно сопровождает глагол συνήδομαι и описывает сопутствующее обстоятельство35.
Можно добавить, что Штейн отчасти был согласен с таким толкованием текста Иоанна Антиохийского, поскольку кратко изложил это предложение словами «император, тем не менее, сделал вид, что он вполне удовлетворён (курсив мой»). Он, видимо, не заметил, что ἀποπροσποιέομαι может иметь либо значение «отказываться», либо «притворяться», но не оба сразу36. Таким образом, исчезает последняя неясность в рассказе Иоанна Антиохийского о победной миссии, отправленной Одоакром в Константинополь.
И в заключение. Историческое значение миссии, направленной Одоакром Зенону после ругийской кампании, было затемнено неспособностью взглянуть на неё в контексте позднеримских победных обычаев и ошибочным толкованием греческого текста Иоанна Антиохийского. Факты указывают на то, что победную миссию следует рассматривать в том же свете, что и предыдущую миссию посланников сената и возвращение императорских инсигний в Константинополь37. Отправляя σύμβολον τῆς νίκης императору, Одоакр подчёркивал своё желание быть воспринятым как императорский подчинённый и воспользоваться всеми преимуществами, которые это положение могло повлечь для него в Италии и в империи с.222 в целом. Принятие императором трофеев и выражение им удовлетворения должны были показаться обнадёживающими для Одоакра, несмотря на то, что при императорском подстрекательстве начинало готовиться вторжение Теодериха.
Значение этой миссии не может и не должно быть принуждаемо к тому, чтобы предоставить доказательство действительного лишения Одоакра признанного императором мандата на управление Италией. Она, однако, придаёт убедительности утверждению Малха, что Одоакр пытался добиться признания такого мандата. Само по себе это говорит нам о том, что Одоакр стремился быть бо́льшим, чем всего-навсего королём варваров.
ПРИМЕЧАНИЯ