© 2017 г. Перевод с англ. В. Г. Изосина.
с.261 В августе 475 года Юлий Непот был вынужден бежать из Равенны на далматинское побережье, опасаясь восстания своего собственного патриция и западного magister militum Ореста. Не более чем через два месяца Орест установил контроль над италийским полуостровом и возвёл своего юного сына Ромула на императорский трон. Далее генерал продолжал править Западом от имени своего сына. Но по истечении девяти бурных месяцев против Ореста в свою очередь восстал один из его собственных офицеров. Составленная из германских отрядов (герулов, ругов и скиров) армия Ореста, не удовлетворившись простым расквартированием на италийской почве, потребовала собственных земель в Италии. Они не требовали, по словам
Поэтому мы сосредоточимся на том, чтобы проследить местопребывание Ромула Августула после его вынужденного отречения и посмотреть, какой деятельностью, если таковая имела место, он с.262 был занят как частное лицо4. Как мы увидим, подробности его ссылки не вполне ясны, хотя и не столь непроницаемы, как мы склонны были представлять. Ведь ещё более века назад английский историк Томас Ходжкин предположил, что основание монастыря в Италии было результатом действий последней императорской семьи Западной империи5. Но, сделав своё утверждение, он не разъяснил полностью свою позицию, не представляя в полной мере последствия своего заявления. Поэтому мы намерены предоставить информацию по существу вопроса для подтверждения того, чем Ходжкин лишь ограничился.
Орест, секретарь и посол Аттилы6, был последним в ряду римских «делателей королей». Достигнув высокой должности magister militum Галлии в середине
«Одоакр, король готов, овладел Римом; Одоакр тотчас же умертвил Ореста; сына Ореста Августула Одоакр приговорил к наказанию в виде ссылки в Лукулланский замок в Кампании».
с.263 Иордан в своей «Гетике» вторит словам Марцеллина:
«Вскоре после того, как Августул был поставлен отцом Орестом императором в Равенне, Одоакр, король торкилингов, вместе со скирами, герулами и при поддержке разных народов занял Италию и, убив Ореста, изгнанного с царства сына его Августула приговорил к наказанию в виде ссылки в Лукулланский замок в Кампании»8.
Близ Неаполитанского залива располагалось большое поместье Луция Лукулла, римского полководца и государственного деятеля. В отличие от поместий многих позднереспубликанских аристократов, имение Лукулла, кажется, сохранялось нетронутым в течение шестисот лет до конца античного периода9. В пятом и шестом веках при упоминании «castellum Lucullanum» и «castrum Lucullanum» в Кампании, несомненно, имеются в виду те самые земли старинного римского сенатора. Это было уже не обширное частное поместье, а своего рода военный или административный центр. Трудно сказать, когда произошли соответствующие изменения и каков был характер такого превращения частного поместья в государственный комплекс. Нам известно, что в
Нам всё же известно, что Лукулланум сохранял и иные функции, помимо убежища для бывшего императора. Правительство предоставляло право на виллы на территории Лукулланума, по-видимому, чиновникам, сделавшим выдающуюся служебную карьеру. Например, в письме, написанном после 526 года королём Аталарихом референдарию Иоанну11, мы читаем, что этому последнему был обещан «domum in Lucullano», ранее принадлежавший патрицию и комиту священных щедрот Агнеллу12. Собственность на это имущество была оспорена другим высокопоставленным чиновником, Тулуином13. Как видно из содержания и тона письма, виллы в этой области были весьма престижны. Мы можем заключить, что в остроготской Италии Лукулланум был частично государственной собственностью.
Кроме того, в течение
Вполне логично, что для разрешения этих вопросов мы должны обратить внимание на тех людей, которые ходатайствовали о переносе тела святого в Неаполь. К счастью, Евгиппий даёт достаточно полный отчёт об этом событии:
«Тогда знатная женщина сенаторского ранга Барбария с благочестивым благоговением почитала блаженного Северина, которого хорошо знала благодаря его славе и прежней его переписке с её супругом. Услышав после его кончины, что тело святого с большим трудом препровождено в Италию и до сих пор не предано земле, она многочисленными письмами приглашала нашего достопочтенного пресвитера Марциана, а также всю братию. Тогда по решению первосвященника римского престола святого Геласия встреченные неаполитанским народом почтенные останки в Лукулланском замке руками святого епископа Виктора были помещены в воздвигнутый вышеупомянутой женщиной мавзолей»14.
Хотя это даёт приблизительную дату перенесения Северина в Лукулланум (а именно, в течение понтификата Геласия), и сообщает кое-что о значении Северина, не удаётся установить никакой связи между Нориком и Неаполем. Нет никаких доказательств, что италиец Виктор или африканец Геласий имели какое-либо отношение к святому15.
Кроме того, данный отрывок указывает на ещё одно заслуживающее внимание лицо — вдову Барбарию. Она страстно желала приобрести тело Северина где-то между 492 и 496 гг., узнав, что оно находится в Италии16. Позже она построила мавзолей на земле Лукулланума. Понятно, что она должна была быть достаточно богата, чтобы заказать строительство такого сооружения, и что она имела определённое официальное с.266 покровительство, чтобы строить на государственной земле. Кроме того, Евгиппий описывает её как femina inlustris, обозначая, что она была из самого высокого сенаторского класса и, возможно, даже патрицианского ранга.
Принимая во внимание её богатство и статус, мы должны спросить, какова могла быть возможная связь Барбарии со сравнительно малоизвестным отшельником и монахом. Хотя вполне возможно, что она слышала о его деятельности в Норике, это не обязательно должно было вызвать такую преданность, какой она, по-видимому, обладала. Разумно предположить, что она переписывалась с ним и что между ними двумя была какая-то личная связь. Так как из изложения Евгиппия ясно, что Северин никогда не бывал в Италии17, вполне вероятно, что когда-то Барбария либо посетила Норик, либо проживала в этой или в соседней провинции.
Нет никаких доказательств первого предположения, но есть существенные косвенные свидетельства в пользу последнего. Довольно редкое имя Барбарии (безусловно, её когномен) означает, что она могла относиться к роду иноземного происхождения. Хотя имеется несколько рассеянных по Средиземноморью Барбариев (некоторые даже в Риме18), представляется, что род этой дамы имел свои корни дальше к северу. Там жили Барбии, которые в течение последних сорока лет привлекали значительное археологическое внимание19. Род, чьё происхождение было довольно скромным в первом веке нашей эры (по-видимому, они занимались производством черепицы), возможно, восточного происхождения, достиг известности в следующем столетии, пользуясь высокими привилегиями и почётом. Их род включал Марка Барбия Эмилиана (M. Barbius Aemiliuanus), консула 140 года, и Гнею Барбию Орбиану (Cn. Barbia Orbiana), жену императора Александра Севера20. Кроме того, из многочисленных эпиграфических свидетельств нам известно, что род проживал в основном в северной Италии, Далмации (преимущественно в Аквилее), Норике (в Лавриаке) и Паннонии (в Карнунте). Судьбы представителей этого рода хорошо задокументированы в четвёртом веке. Учитывая, что Барбии жили преимущественно в этих провинциях, не будет опрометчивым предположение, что Барбария была одновременно как членом этого рода (возможно даже, что её имя было Барбия, поскольку нет никаких упоминаний такого имени в других местах), так и жительницей Норика.
с.267 Но если это так, мы по вполне понятным причинам должны исследовать её переселение в южную Италию. Многие аристократы (например, Сульпиций Север и Сидоний Аполлинарий) предпочли остаться у себя на родине, по-прежнему считая себя римлянами из высшего общества. Ответы даёт, я думаю, политическая судьба её ближайших родственников. Хотя о них ничего не говорится, несложно догадаться об их личности. Поскольку она была вдовой, логично начать с её мужа — тем более потому, что он также переписывался с Северином21. Ясно, что было очень мало семей из Норика, которые могут считаться illustres. Однако Евгиппий в своём повествовании о Северине отмечает, что путешествия монаха провели его также через паннонские провинции, и что он часто в них возвращался22. Если мы расширим наш поиск, включив Верхнюю и Нижнюю Паннонии, то лишь один человек выделяется там во второй половине пятого века: патриций Орест.
Косвенно, происхождение и карьера Ореста — убедительное доказательство, позволяющее утверждать, что Барбария была его женой и, следовательно, матерью Ромула. То, что один богатый аристократ был связан с Лукулланумом в конце пятого века, представляет интерес; то, что с ним были связаны двое, предполагает, что между этими двумя также может быть связь. Конечно, это не первое предположение такой связи. Как упоминалось выше, Ходжкин выдвинул гипотезу об этих отношениях более века назад.
В пользу такой семьи косвенно свидетельствует любопытный отрывок в Vita Severini Евгиппия. Обращаясь во вступлении к диакону Пасхазию, аббат Лукулланума делает неожиданное отступление:
«…италийский пресвитер, муж знатный и весьма влиятельный, бежал к нему в то время, когда был несправедливо убит патриций Орест…»
Евгиппий таким образом невольно обнаружил свою сильную пристрастность в пользу убитого патриция. Вполне возможно, что он писал своё Житие не только для с.268 Пасхазия (которому посвятил свою работу), но также для жены и сына Ореста.
Существует ещё один обрывок информации, имеющий значение для такого вывода. Третий источник, Аноним Валезия23, также содержит некоторые упоминания о ссылке Ромула Августула:
«Вступив в Равенну, [Одоакр] лишил Августула царской власти, однако, сжалившись над его детским возрастом и поскольку тот был красив, даровал ему жизнь и, пожаловав ему шесть тысяч солидов дохода, отправил в Кампанию вместе с его родственниками жить на свободе».
Этот источник не только утверждает, что Ромул был отправлен в Кампанию со своими parentibus (мы, вероятно, можем понимать под ними его мать вместе с другими родственниками), но и что он был отправлен с шестью тысячами солидов годового дохода — сумма немалая, равная примерно сорока килограммам золота24[5]. Я думаю, что на эти деньги Ромул основал монастырь в Лукуллануме. Это тем более возможно, что его мать, несомненно, вследствие какого-то личного контакта с Северином, была намерена приобрести тело святого (после того, как монастырь был построен) и использовала часть этих денег на строительство мавзолея, принявшего мощи апостола Норика.
Такая деятельность Ромула и Барбарии соответствует нравам удалившихся от дел богатых аристократов поздней античности. Кассиодор, выйдя в 539 году в отставку, основал в поместье своей семьи Виварий, христианский образовательный центр. Также поступил Сульпиций Север, построивший по окончании светской карьеры монастырь в своём поместье в Примулиакуме25. Галла, невестка Боэция, основала монастырь при церкви Святого Стефана в Риме (около храма Св. Петра), который с.269 был известен как Cata Galla Patricia до восьмого века26. Несомненно, Ромул и его мать основали в Лукуллануме монастырь, как это мог сделать любой богатый мирянин.
Кроме того, то, что Ромул мог основать монастырь, позволяет предположить последняя часть несколько сомнительного доказательства. Письмо, написанное около 510 года остроготским королём Теодерихом некоему Ромулу, уверяет корреспондента, что обещанные ему и его матери финансовые платежи будут продолжены:
Король Теодерих — Ромулу: «Нашей щедрости подобает сохранять твёрдое постоянство, поскольку обещание государя должно быть непоколебимым и не должно по желанию злонамеренных людей нарушаться то, что нашим приказом было признано утверждённым. И поэтому настоящим предписанием мы принимаем решение, что должно оставаться в силе всё то, что, как будет письменно подтверждено, патриций Либерий по нашему распоряжению передал тебе и твоей матери. И, прочно владея нашим благодеянием, не опасайся откуда-либо неразумного расследования».
Этот Либерий был важным и влиятельным министром, служившим Одоакру, Теодериху и Аталариху. В качестве префекта претория (493—
Таким образом, история Ромула Августула может быть продолжена следующим образом. В конце 476 года Ромул был отправлен в Castellum Lucullanum, чуть западнее древнего города Неаполя. С ним отправились его мать, возможно, брат28, и другие, более дальние родственники. Мы можем также заключить, что первоначально, располагая существенным годовым доходом, он имел при себе значительную свиту. Его точный возраст в 476 году остаётся загадкой, но мы можем предположить, что он был взрослым в конце
ПРИМЕЧАНИЯ