Отражение иранской интерпретации греко-персидских войн в «Истории Армении» Моисея Хоренского
Русский текст — авторский, 2017 г.
с.81 Греко-персидские войны (500—
Самих иранских источников по истории войн не сохранилось. Они, если существовали, могли быть написаны при дворе Ахеменидских царей в V—
В свете сказанного особого внимания заслуживают главы 12—
Если не считать небольшого отрывка про царевича Тиграна и начальника царской охоты Ваража (гл. 11), то деятельность Арташеса I Аршакида, изложенную исключительно по иностранным источникам12, можно разбить на две части: сношения с непосредственными соседями и завоевательные походы на запад. Первая часть (лишение парфянского царя Аршакана первенствующего престола и сватовство своего понтийского наместника Митридата) явно является реминисценцией событий времён армянского царя Тиграна II Великого (95—
В главе 12 историк вкратце сообщает о том, как Арташес, собрав из разных концов армию огромной численности, двигается на запад и завоёвывает Лидию, пленяя её царя Креза. После чего наполняет море множеством кораблей и переправляется в Элладу с целью завоевать весь запад (т. е. Европу). Попутно Арташес конфискует статуи греческих богов из храмов Малой Азии и Греции для их отправки в Армению. Однако, в конечном счёте, завоевания «горделивого и воинственного», по выражению Моисея14, царя не увенчиваются успехом: по каким-то причинам в его армии начинаются волнения и беспорядки, а сам Арташес гибнет от рук своих же во время бегства.
Описанные здесь походы ассоциируются в филологии с завоеванием Лидии персидским царём Киром II в 546 г. до Р. Х.15 и войнами понтийского царя Митридата VI против Рима (от его наступления на римские владения в Азии и Греции в 88—
Как уже отмечалось, описанные события наш историк приписал (не без колебаний) Арташесу, основываясь на сведениях ряда писателей, а именно, неких Поликратеса (Поликрат), Эвагароса (видимо, греческое Эвагор или Эвагрий), Скамадроса, а также Плегониоса (т. е. Флегонта из Тралл)20, которых он цитирует в следующей главе своей «Истории». Для пытливого и дотошного Хоренаци было очень важно убедиться в этих сведениях, ибо речь шла о создании (пускай на весьма короткое время) мировой империи с центром в Армении, что явно контрастировало с общим фоном истории Армении как невеликой, относительно слабой страны, зачастую находившейся под властью чужеземных завоевателей21. Неудивительно, что из источников истории своего Арташеса Хоренаци поимённо перечислил только этих четырёх авторов, так как именно их сообщения не отвечали ожиданиям историка. Информация, извлекаемая Моисеем Хоренским из их произведений, важна для нас тем, что воссоздаёт образ царя, которого наш историк воспринял как армянского Арташеса I Аршакида. В первую очередь, у этих авторов Арташес упоминается как «парфянин» (П, С, Ф)22. Если армянский историк понимал это как указание на принадлежность царя к правившей в Армении со 132 г. до Р. Х по 428 г. от Р. Х.23 и имевшей парфянское происхождение династии Аршакидов24, то для греков это означало в данном случае «царь Парфии» (т. е. Ирана). И действительно, царь являлся повелителем обширной империи на Востоке, включавшей, помимо прочего, такие центры древней цивилизации, как Месопотамия («Вавилон») и Египет («Фивы») (П). Очевидно, это — воспоминание об Иранской державе эпохи Ахеменидов (VI—
Общий контекст и историческая атмосфера всего описанного не оставляют места для сомнения, что у греческих авторов речь идёт об одном из царей Ахеменидского Ирана. Его имя, запечатлённое у Моисея как Арташес, в самих греческих источниках, по-видимому, должно было фигурировать как Артаксеркс, Артоксеркс или Артаксесс (Ἀρταξέρξης, Ἀρτοξέρξης, Ἀρταξέσσης). Как армянская форма, так и греческие формы производны от исконного иранского имени Artaxšaçā32, которое носили несколько Ахеменидских царей: Артаксеркс I Длиннорукий (465—
На наш взгляд, на проблему может пролить свет древняя версия об Ахеменидском происхождении Аршакидов, которую, как можно понять, выдвинули парфянские цари в доказательство своих прав на трон древнеперсидских предшественников. В основном эта версия, насколько нам известно, до сих пор исследователями всерьёз не воспринималась, с.83 исходя из того, что к Ахеменидам для собственного престижа и легитимности возводили себя разные династии эллинистического времени, и пример Аршакидов не заслуживает специального внимания33. Согласно византийскому хронисту Георгию Синкеллу (VIII—
Конечно же, для парфянских Аршакидов идея своих Ахеменидских корней значила нечто большее, чем для других современных им династий с их локальными возможностями. И дело в том, что Аршакиды (не с самого начала, конечно, а со временем) стали видеть в себе не просто продолжателей древнеиранских традиций, но именно восстановителей древнеиранских державных традиций, иранской мировой (в идеале, если не на практике) империи37. Вероятно, в этом они усматривали собственную судьбу, вменённую им в силу многовековой вязи исторических событий, воспоминаний, традиций, чаяний и устремлений. В этой связи, как нам кажется, собственное возведение именно к одному из Артаксерксов, даже если и не имело в основе исторической правды, было неслучайно. В иранских условиях, когда исторические события и имена запоминались главным образом в устной форме, немаловажен был тот факт, что из последних 135 лет существования Ахеменидской державы 107 приходились на правление того или иного Артаксеркса. Если с Киром II история связывала создание империи Ахеменидов, а с Дарием I — создание ее политико-правовой системы, то Артаксерксам в основном отводилась задача сохранения ценностей этой империи, в чём они немало преуспели. Это, скорее всего, могло привести к появлению в последующей эпической традиции некоего обобщённого, собирательного образа царя Артаксеркса — хранителя иранского мира38.
Этой роли соответствовало, в восприятии потомков, а может и современников, само имя такого царя — Artaxšaçā (или Ṛtaxšaça), по-древнеперсидски — «правящий согласно Арте»39. Последний термин, со своими близкими по сути значениями «правды», «действительности», «праведности», «мирового нравственного порядка», «справедливости», «законности» — одно из основополагающих понятий религиозной, а значит и общественно-политической жизни древнего Ирана40. Будучи одной из шести так называемых «Бессмертных Святых» — эманаций или выражений сущности бога Ахурамазды, Арта выступает как инструмент сотворения им мира и своего присутствия в нём, источник священного, всепроникающего, жизненного и правосудного огня, источник света, добра и благодати, наставник человеческого разума в постижении мудрости Творца. Власть правителя по определению должна быть в соответствии с Артой41, помогающей ему в его обязанностях осуществлять правосудие, обеспечивать благоденствие и безопасность людей в борьбе со сторонниками Лжи42. Правда (Арта) в сочетании с Властью (Хшатра) есть залог мира и правопорядка.
Несомненно, что идея Арты, общая для Авесты и религиозных воззрений Ахеменидов, была важным источником их политического и правового сознания, поскольку они придавали большое значение законотворчеству и правосудию, а в борьбе за Правду и против Лжи видели суть своей политики43. Несомненно также, что эта идея лежала в основе концепции взаимоотношений персов с другими народами. Известно, что через призму противопоставления Правды и Лжи оценивалось верноподданство народов, живших в сатрапиях44. Тот же критерий применялся для составления образа того или иного народа вообще. К примеру, ознакомившись с эллинами и их образом жизни, связанным с агорой, Кир выразился о них как о людях, которые собираются в определённое место посреди города, где обманывают друг друга и дают ложные клятвы45. Такой взгляд мог стать стереотипным и сопровождать персов в их дальнейших сношениях с греками. Народы воспринимались в определённой иерархии, основанной на взаимосвязанных факторах географической отдалённости от Ирана и градации доблести46, источник которой опять же видели в Арте47. Естественно, весьма удалённые от персов греки могли в этом отношении занимать не очень почётное место48.
Подобные представления подпитывались завоеваниями царей Кира II, Камбиса, Дария I. Однако неудачи Ксеркса во время похода в Грецию, видимо, задели самолюбие персов49, ознаменовав начало долгого и медленного упадка империи Ахеменидов. Вероятно, под впечатлением этой крупной неудачи, положившей конец их экспансии, у персов сложилось некое представление о естественном характере сложившихся границ их империи, остававшихся почти неизменными в течение полутора веков. Представлением о нарушении естественных границ они могли объяснить неудачи не только Ксеркса в Греции (480—
Попробуем, с учётом всего вышесказанного, окинуть беглым взглядом наиболее важные моменты греко-персидских политических взаимоотношений в эпоху Ахеменидов с воображаемой персидской точки зрения. С персидским завоеванием Лидии (546 г.) греческие полисы Малой Азии, ранее подчинённые Крезу, подпали под власть Кира. Спустя полвека, несмотря на либеральную политику центральных властей, ионийские города подняли восстание (500—
Обрисованная картина позволяет сделать вывод, что персы могли представлять свои отношения с греками по принципу борьбы Правды с Ложью. В этом случае грекам могли приписываться такие качества как политическая разобщённость, непостоянство, вероломство, продажность, бунтовщичество, в конце концов, посягательство на чужие земли. Представляется возможным говорить, по аналогии с историческим противостоянием Ирана и Турана (т. е. кочевников Центральной Азии), о продолжительной борьбе Ирана и греческого мира (впоследствии, греко-римского Рума). Отношения с Румом, как и с Тураном, должны были рассматриваться в общем ключе противостояния иранцев с их «подлыми» и враждебно настроенными соседями53, корни которого восходили к временам трёх сыновей мифического царя Траэтаоны (Фаридуна)54. Правда, борьба с западным миром, в отличие от противоборства с туранцами, слабо отражена в иранской литературе и в основном сводится к воспоминаниям об Александре (Эскандере) как гонителе зороастрийской веры55. Поэтому о более ранних стадиях этой борьбы можно говорить лишь гипотезами и методом аналогий. Но можно не сомневаться, с.85 что восприятие греко-персидских войн и последовавших за ними событий в Ахеменидских кругах подвергалось (сразу или позднее) пропагандистской (в первую очередь религиозной) обработке и в соответствующем виде передавалось в «архив» устных исторических (т. е. эпических) воспоминаний56. Ионийское восстание, естественно, должно было представляться как мятеж против Правды, за который греки понесли справедливое наказание, Каллиев мир — в известной мере как победа Артаксеркса I, пресёкшего попытку греков перекроить существующие границы, а Анталкидов мир — и вовсе как триумф Артаксеркса II. С течением времени разные действия, связанные с одним и тем же именем царя, с одним и тем же местом или сюжетом, могли представляться как части одного общего большого события, завершившегося победой, как деятельность одного царя с его собирательным образом57. В дальнейшем под влиянием этого некоторые не совсем приятные воспоминания, связанные с греко-персидскими отношениями в прошлом, могли переосмыслиться в позитивную сторону. Скажем, поход Ксеркса мог представиться уже как удачный карательный поход против греков за их религиозные святотатства58. Во время похода Великий царь чудесным образом проявил дарованную свыше власть над силами природы, преобразовав море (Геллеспонт) в сушу, а сушу (Афонский перешеек) — в море59, обратил в бегство поджидавшего его неприятеля, наконец, в знак наказания как преследуемой цели захватил и сжёг Афины60. Сам поджог Афин и их религиозного центра — Акрополя мог истолковываться как акт очищения от дэвовской скверны61.
Эти процессы, имевшие место в эпическом сознании иранского общества, по всей видимости, впоследствии должны были подхватить Аршакиды как пропагандистский инструмент в борьбе против греко-македонского (селевкидского) владычества. Парфянские цари могли сознательно поддерживать собирательный характер своего заявленного эпического родоначальника и, если вышеупомянутая «дилемма Артаксерксов» существовала уже при них, намеренно не торопиться с её решением, подчёркивая этим свою причастность к наследию Ахеменидов вообще. Собирательный образ Артаксеркса-Аршака, воплощавшего победы над греками, и идея целостности Ирана, нарушенной теми же греками и ныне подлежавшей восстановлению, должны были быть неразрывно связаны друг с другом. А значит, через Артаксеркса Аршакиды подавали заявку на историческую роль хранителей Ахеменидского наследия в целом. Своеобразным свидетельством такой роли могло быть создание идеализированного образа первого парфянского царя — Аршака I, своими качествами воспроизводившего образ Ахеменидского правителя62.
Следует отметить, что видение собственной исторической миссии и её обоснованности формировалось постепенно, по ходу завоеваний Аршакидов и закрепления их власти. Исследователями была показана динамика развития парфянской политической идеологии: власть скифов-Аршакидов, основанная на праве завоевания; придание пришлой династии черт местной знати в условиях их взаимной консолидации; по мере же превращения Парфии в великую державу — возведение Аршакидов к персидской знати, группировавшейся вокруг Ахеменидов, и, наконец, к самим Ахеменидам63.
Конечно же, развитие парфянской идеологии шло непростым, до некоторой степени противоречивым путём. В науке указывалось на зависимость этого процесса от разного рода исторических факторов. Немаловажным среди них надо считать вопрос взаимоотношения греко-македонского и персидского наследия. Несомненно, что расширявшейся парфянской державе нужно было принимать во внимание и налаживать взаимодействие с не очень многочисленным, но социально и интеллектуально сильным греческим населением, привлекать его к сотрудничеству64. Свидетельством такого сотрудничества в идеологической области следует считать восприятие парфянами в существенной мере греческих представлений о царской власти, приобщение к наследию Александра и, наверняка, участие самих греков в оформлении политической идеологии парфян с использованием методов греческой же литературы65. Неотъемлемой частью этого дела должно было быть создание определённого, так сказать, рационализированного мифа об историческом прошлом Аршакидов, в центре которого — фигура Артаксеркса. Причём для парфян, оказавшихся склонными к переписыванию истории, Артаксеркс мог стать выразителем славных побед Ахеменидов вообще и, в конечном счёте, даже «присвоить» подвиги Кира Великого или Ксеркса, как в беллетристических повествованиях упомянутых греческих источников нашего Моисея. Этому «спутыванию» могли подыгрывать, например, близость греческого звучания имён Ксеркса и Артаксеркса, или же сообщаемый Иосифом Флавием факт того, что у Артаксеркса I было ещё и имя Кир.
Теперь, обращаясь к процитированным Моисеем Хоренским грекам Поликрату, Эвагору/Эвагрию и Скамадросу, можем с некоторой вероятностью предположить, что они были представителями лояльного к парфянам интеллектуального направления, которое можно датировать, вероятнее всего, концом II — I веком до Р. Х. как наиболее благоприятным временем для греко-парфянского культурного взаимодействия. Во всяком случае, не подлежит сомнению, что в их трудах это направление нашло свое отражение. Следует также заметить, что обработка ими иранского прошлого была призвана не просто отвечать требованиям официальной идеологии, но быть одновременно понятной грекам. Сопоставление Арташеса-Артаксеркса с Александром (а также с Крезом), очевидно, было адресовано именно грекам с целью показать превосходство иранского миропорядка, основанного на принципе, когда родина создателей империи является её естественным центром, а управляет этой империей местная, исконная династия. Явно с.86 под греческий вкус Арташес представлен немного философом (в отличие от стяжательного и высокомерного Креза), без чего его образ был бы не совсем идеальным, не совсем полноценным66. Дальше у греческих писателей политико-пропагандистские задачи уступают место чисто эллинской тематике морализаторства. Так, царь опосредованно связан с именем мудреца Солона, являясь, очевидно, его единомышленником в вопросе человеческого счастья — центральной темы эллинистической философии67. Внимание читателя или слушателя, знакомого со знаменитым изречением Солона68, переключается на историю кончины Арташеса — вероятно, литературное переплетение рассказов о гибели Кира Великого, Ксеркса и последнего из Артаксерксов69.
Четвёртого автора — Флегонта мы отделили от других неслучайно. И дело не только в том, что он жил во II веке в пределах Римской империи. В своём произведении он рассказывает об Арташесе-Артаксерксе с позиций чисто художественных и безразличных к политике. Отметим некоторые стороны его повествования. Хотя Арташесу приписаны деяния Кира и Ксеркса, но автор различает этих царей друг от друга. Значит, к его времени в греческой беллетристике образ Арташеса-Артаксеркса успел закрепиться, потому и Флегонт, отнюдь не педантичный в вопросах истории, не стал разбираться в явной несообразности. В отличие от Поликрата и Эвагора/Эвагрия, он сравнивает своего героя с прочими персидскими царями, а не с Александром. Следовательно, этого царя он представляет исключительно в рамках персидской истории, и идеологические проблемы сопоставлений эллинского запада и иранского востока ему неинтересны. Да и, собственно говоря, интересует его совсем другое — невероятный поворот в жизни Арташеса от непревзойдённой славы к трагическому концу. По сути, благодаря деятельности пропарфянски настроенных интеллектуалов — предшественников Флегонта, этот царь, по всей вероятности, стал полулегендарным персонажем литературы, способным заинтересовать среднюю греческую (или грекоязычную) аудиторию, падкую до поражающих воображение и интригующих историй и мало волнующуюся об исторической достоверности70. И Арташесу с его удивительными перипетиями судьбы как раз нашлось место в труде Флегонта.
Но для нас самое интересное в нём — краткое описание похода Арташеса в Грецию, которое, как мы теперь можем предположить, есть отражение иранской трактовки похода Ксеркса, явно обработанной и, так сказать, обновлённой (в плане исторических названий) руками греков. Считаем уместным привести рассказ об этом событии полностью:
«Плегониос же пишет: “Арташес Парфянин оказался могущественнее всех царей. Он не только нанёс поражение лидийцам и пленил Креза, но и на Геллеспонте и во Фракии изменил свойство стихий — по суше совершил плавание, по морю же прошёл пешим. Он угрожал фессалийцам, его слава поразила эллинов. Он разгромил лакедемонян, обратил в бегство фокийцев, локрийцы ему сдались, беотийцы стали частью его владений. Вся Эллада была устрашена им”»71.
Через три века это и прочие три повествования дошли до Мовсеса Хоренаци, собиравшего при весьма ограниченных возможностях материалы про армянскую историю. Можно вообразить удивление историка, когда он открыл для себя ранее неизвестного ему Арташеса Парфянина и сумел объяснить его невероятный взлёт не чем иным, как его горделивостью и воинственностью (при этом не замечая, как сам же противоречит философским намёкам некоторых своих источников), а вдобавок безрассудством одних его соседей и временной слабостью других. Читая четырёх греческих авторов, Моисей был знаком и с другими источниками, где вместо Арташеса выступал Кир (об этом историк сам говорит), наверняка также Тигран II Армянский и, возможно, Митридат Понтийский. О вероятном отношении Моисея к упоминанию понтийского царя вместо Арташеса мы уже говорили выше в сноске. Тигран в глазах историка тоже не мог быть заменой Арташесу, ибо по своим качествам не годился на его роль. Сопоставляя же свидетельства о Кире и Арташесе, Хоренаци, будучи сам ритором, отдаёт предпочтение последним в силу их большей правдоподобности и убедительности. Это говорит о том, что тема Арташеса-Артаксеркса получила в эллинистической литературе должную обработку в соответствии с требованиями красноречия.
Подытоживая, можно сказать, что, если выдвинутая нами гипотеза верна, то она помогает взглянуть на греко-персидские войны по-новому, глазами иранцев. Помимо этого, она ещё больше подчёркивает многогранность духовного развития греческого и иранского миров в эпоху после завоеваний Александра, их культурного взаимодействия, создающего продукты как политико-идеологического, так и художественного характера.
БИБЛИОГРАФИЯ
Абегян М. 1968: История древнеармянской литературы, 1 (Сочинения, 3). Ереван (на арм. яз.).
Абегян М. 1985: Армянские народные легенды в «Истории Армении» Моисея Хоренского (Сочинения, 8). Ереван (на арм. яз.).
Ачарян Г. 1942: Словарь армянских имён, 1. Ереван (на арм. яз.).
с.87 Дандамаев М. А. 1985: Политическая история Ахеменидской державы. М.
Дандамаев М. А., Луконин В. Г. 1980: Культура и экономика древнего Ирана. М.
Дьяконов М. М. 1961: Очерк Истории древнего Ирана. М.
Кошеленко Г. А. 1966: Культура Парфии. М.
Кошеленко Г. А. 1971: Царская власть и ее обоснование в ранней Парфии // История Иранского государства и культуры. К 2500-летию Иранского государства / Гафуров Б. Г. (ред.). М., 212—
Кошеленко Г. А. 1976: Генеалогия первых Аршакидов // История и культура народов Средней Азии (древность и средние века) / Гафуров Б. Г. и Литвинский Б. А. (ред.). М., 31—
Кошеленко Г. А. 2004: Третья версия происхождения Аршакидов? // Мнемон. 3, 217—
Малхасянц С. 1940: О загадке Хоренаци. Ереван (на арм. яз.).
Малхасянц С. 1968а: Введение // Мовсес Хоренаци. История Армении / В. Аракелян и А. Абраамян (ред.). Ереван, 3—
Малхасянц С. 1968б: Хронологические таблицы ко II и III книгам Истории Хоренаци // Мовсес Хоренаци. История Армении / В. Аракелян и А. Абраамян (ред.). Ереван, 375—
Манандян Я. 1977: Критический обзор истории армянского народа (Сочинения, 8). Ереван (на арм. яз.).
Матевосян А. 1989: Мовсес Хоренаци и Хроника Атанаса Таронаци // ИФЖ. 1, 220—
М. Оганян. 1996: Происхождение источника Мар Абаса и «История Армении» Мовсеса Хоренаци // Историко-филологический журнал (Ереван), 1—
Тарн В. 1949: Эллинистическая цивилизация. М.
Топчян А. 2001: Проблема греческих источников Мовсеса Хоренаци. Ереван (на арм. яз).
Фрай Р. 1972: Наследие Ирана. М.
Халатьянц Г. 1908: Армянскіе Аршакиды въ «Исторіи Арменіи» Моисея Хоренскаго, 1. М.
Boyce M. 1975: A History of Zoroastrianism, 1. Leiden.
Boyce M. 1987: Ardwahišt // Encyclopaedia Iranica Online, www.iranica.com/articles/ardwahist-av.
Briant P. 2002: From Cyrus to Alexander: A History of the Persian Empire. Winona Lake.
Burn A. R. 1985: Persia and the Greeks // The Cambridge History of Iran, 2 / I. Gershevitch (ed.). Cambridge, 292—
Conybeare F. C. 1901: The Date of Moses of Khoren // Byzantinische Zeitschrift. 10, Hft. 2, 489—
Frye R. 1984: The History of Ancient Iran, Munich.
Goodenough E. R. 1979: Die politische Philosophie des hellenistischen Konigstum // Ideologie und Herrschaft in der Antike / H. Kloft (Hg.). Darmstadt, 27—
Gutschmid A. von. 1892: Uber die Glaubwurdigkeit des Armenische Geschichte des Moses von Khoren (Kleine Schriften, 3). Leipzig, 281—
Immerwahr H. R. 1966: Form and Thought in Herodotus. Cleveland.
Justi F. 1895: Iranisches Namenbuch. Marburg.
Kaegi W. 2003: Heraclius: Emperor of Byzantium, Cambridge.
Kelly Th. 2003: “Persian Propaganda — A Neglected Factor in Xerxes’ Invasion of Greece and Herodotus”, Iranica Antiqua 38: 173—
Kotwal F., Kreyenbroek Ph. 2006: “Alexander the Great. ii. In Zoroastrian Tradition”, Encyclopaedia Iranica Online, www.iranica.com/articles/alexander-the-great-ii.
Lincoln B. 2007: Religion, empire, and torture. The case of Achaemenian Persia, with a postscript on Abu Ghraib. Chicago.
Long A. A. 1986: Hellenistic Philosophy: Stoics, Epicureans, Sceptics, Berkeley — L. A.
Neusner J. 1963: Parthian Political Ideology // Iranica Antiqua. 3, fasc. 1, 40—
Olmstead T. 1949: History of the Persian Empire. Chicago.
Rollinger R. 2009: “Near Eastern Perspectives on the Greeks”, in G. Boys-Stones, B. Graziosi, P. Vasunia (eds.), The Oxford Handbook of Hellenic Studies, Oxford: 32—
Russell J. 1987: Aša in Armenia // Handes Amsorya. Zeitschrift fur Armenische Philologie. 101, 655—
Sancisi-Weerdenburg H. 2001: Yauna by the Sea and across the Sea // Ancient Perceptions of Greek Ethnicity / I. Malkin (ed.). Cambridge (MA), 323—
Schippmann K. 1986: Arsacids. ii. The Arsacid Dynasty // Encyclopaedia Iranica Online, www.iranica.com/articles/arsacids-index.
Schlerath B., Skjærvø P. O. 1987: Aša // Encyclopaedia Iranica Online, www.iranica.com/articles/asa-means-truth-in-avestan.
Schmitt R. 1983: Achaemenid Dynasty // Encyclopaedia Iranica Online, www.iranica.com/articles/achaemenid-dynasty.
Schmitt R. 1986: Artaxerxes II // Encyclopaedia Iranica Online, www.iranica.com/articles/artaxerxes-ii-achaemenid-king.
Shahbazi A. Sh. 1986: Arsacids. i. Origins // Encyclopaedia Iranica Online, www.iranica.com/articles/arsacids-index.
Wolski J. 1959: L’historicite d’Arsace Ier // Historia. 8, Hft. 2, 222—
Wolski J. 1962: Arsace II et la genealogie des premiers Arsacides // Historia. 11, Hft. 2, 136—
Wolski J. 1988: Les commencements de l’empire parthe // Gerión. 6, 9—
Zeller E. 2001: Outlines of the History of Greek Philosophy. Routledge.
ПРИМЕЧАНИЯ