Власть и королевское достоинство в эпоху Одоакра
© 2017 г. Перевод с итал. В. Г. Изосина.
с.565 На тему 23 августа 476 года1, когда был возведён на царство Одоакр, были, как известно, изведены реки чернил. Уже давно обсуждается вопрос, с взаимоисключающими результатами истолкования, осознавали ли современники эпохальность этого момента или, напротив, отсутствие августа на Западе не имело в коллективном сознании особого значения2. Стараются отыскать в источниках любые зацепки, которые могли бы подтвердить ту или иную гипотезу, являя со всей очевидностью различные позиции западной историографии, находившейся, сравнительно с историографией восточной и византийской, под сильным влиянием сенаторской идеологической скорлупы.
В мои намерения, разумеется, не входит возобновление здесь дискуссии по этой проблематике, для которой до сих пор остаются актуальными некоторые страницы, написанные более 30 лет назад Сальваторе Кальдероне, другим великим учителем мессинской школы, вместе с профессором Лангер принёсшим славу нашей альма-матер3.
Поэтому предметом нашего исследования будет не низложение Ромула Августула (разве что мимоходом и в самой малой степени), но положение Одоакра4, его роль и его место в системе римских и варварских учреждений.
Сообщения об этом персонаже носят достаточно фрагментарный характер. Литературная традиция не согласна даже в его происхождении5: с.566 согласно одним авторам — гунн, согласно другим — германец и, в этом последнем случае, либо скир, либо тюринг6, сын Эдекона, с большой вероятностью отождествляемого с помощником Аттилы7, Одоакр состоял на службе сначала у Антемия, а потом у Глицерия в качестве comes domesticorum8. Встав во главе орды (с этнической точки зрения точнее не определить) герулов, скиров и туркилингов, он удовлетворил выдвинутые некоторыми обосновавшимися в Италии варварскими группами требования о выделении им трети земель9, обеспечив тем самым ту поддержку, благодаря которой 23 августа 476 года и был провозглашён королём10. Необходимо отметить, что в большинстве источников титул короля приводится в качестве определяющего его роль признака. Только в «Готской войне» Прокопия его правление определено как «тирания»11, также как у Эннодия12, Евагрия13, Иордана14 и Иоанна Антиохийского15. В Consularia Italica же, официальной хронике, погодно составленной в равеннской канцелярии, чьё содержание реконструировано на основе более поздних компиляций, таких, как Fasti Vindobonenses Priores середины VI века, зарегистрировано, что в консульство Василиска и Армата levatus est Odoacer X kal. Septembris[4]; сообщение, окрашенное в Auctarium Hauniense явно положительной оценкой, поскольку Одоакр определяется как homo et aetate et sapientia gravis et bellicis rebus instructus[5]16, милосердный по отношению к юному Августулу, чью жизнь он пощадил17. По его воле последний римский император, впрочем, никогда не признанный на Востоке, был сослан в Castellum Lucullanum18, с выплатой 6000 золотых солидов, вероятно, в качестве вергельда (weregeldum) согласно нормам германского уголовного права19.
с.567 Одна из версий, версия Consularia Italica, как уже отмечалось, не настолько италийская, как можно было бы себе представить20. Столь положительный портрет получил что-то вроде освящения в составленном Евгиппием житии св. Северина, где святой отшельник Норика сначала пророчествовал варварскому вождю о его будущих успехах, обратившись к нему со страстной речью: «Vade ad Italiam, vade vilissimus nunc vestibus copertus, sed multo cito plurima largiturus»[8], а впоследствии предвестил ему трагический конец21. Итак, Одоакр обладал титулом короля, достоинством, которое подтверждается известным папирусом Tjäder 10—
Таким образом, в рассматриваемом документе Одоакр, кажется, реально руководит административной машиной, предоставляет земли, делегирует полномочия чиновникам, полностью сообразуясь с процедурами римского частного и публичного права. И он делает это в качестве главы римской администрации, стараясь не ущемить интересы имперской казны, с достоинством rex, однако без добавления к нему какого-либо определения народа или местности.
Итак, каким образом очертить его королевское достоинство? Прежде всего, необходимо уточнить, что он воспринял атрибуты германского короля, но не римской верховной власти. У того же Кассиодора, заинтересованного в том, чтобы наделить правление предшественника Теодериха чертами беззакония, говорится, что Одоакр nomen regis adsumpsit cum tamen nec purpura nec regalibus uteretur insignis[16]24.
с.568 Действительно, в период после 23 августа 476 года из Рима в Константинополь отправилось, согласно в высшей степени измученному толкованиями фрагменту Малха25, сенаторское посольство, чтобы возвратить императорские инсигнии, vestis regia и ormanenta palatii[18]26, в акте формального подчинения, свидетельствуя тем самым свой отказ от августа на Западе и признавая в лице Зенона единственного императора, «общего самодержца» (koinos autokrator), достаточного для обеих частей империи. Зато Одоакр, πολιτικὴν ἔχοντα σύνεσιν ὁμοῦ καὶ μάχιμον[20], признавался лицом, которому подобает осуществлять власть, избранником, которого сенаторы представляли для одобрения восточному императору. В присутствии Зенона они превозносили его качества27, ведь Одоакр, по их словам, был ἱκανός[21] — показательно использование этого прилагательного — заняться pars occidentis[22], σώζειν τὰ παρ’ αὐτοῖς πράγματα[23]. Поэтому римские сенаторы просили, чтобы ему было предоставлено достоинство патриция и поручено управлять τῶν Ἰταλῶν διοίκησις[24] — выражение, не носившее, по мнению многих учёных, общего характера, но указывавшее ту территориальную основу, на которой осуществлялась бы его власть28. Таким образом, предоставление Одоакру управления τῶν Ἰταλῶν διοίκησις формально испрашивалось и поддерживалось римской сенаторской аристократией, молившей об объединении двух империй в одном лице, с делегированием, однако, местной власти Одоакру, в качестве царского чиновника с рангом патриция29. То, что вся политика Одоакра была направлена на повышение значимости этого единственно компетентного и законно учреждённого органа, способного заставить государство функционировать, является общим мнением той доктрины30, которая справедливо отмечает восстановление по инициативе сената бронзовой чеканки31, возрождение древнего обычая присваивать самому старшему из консулов титул prior senatus32, фискальную политику, направленную на реальные облегчения для сенаторов33. И эта готовность Одоакра помочь сенаторской аристократии вознаграждалась, по крайней мере, в первые годы, конкретной, осязаемой лояльностью, так как ни один источник не сообщает о поддержке римской знатью мятежей Брахилы 477 и Ардариха 478 гг.34
с.569 Если, однако, доверять вышеупомянутому сообщению Прокопия, согласно которому провозглашение Одоакра стало возможным вследствие обещания, данного им варварам в Италии, о распределении в их пользу трети земель — требование, как известно, выдвинутое также Оресту, который, однако, в нём отказал, предрешив тем самым собственную гибель, — если, как мы сказали, оказать доверие тому, что сообщает византийский историк, то действительно, сенаторская аристократия, как главный земельный собственник, могла иметь больше, чем просто повод для того, чтобы питать недовольство в отношении короля герулов35. Чтобы объяснить отсутствие такого недовольства со стороны знати (illustres), предполагается, что земли, о которых идёт речь, могли быть брошенными участками и императорским имуществом, и что таким образом частная собственность была избавлена от конфискаций; также предполагается спорное «фискальное толкование», согласно которому варварам были выделены не земли, но только часть налогов, уплачиваемых римскими собственниками36.
По понятным причинам времени невозможно обсуждать эту крайне спорную проблему, о которой уже более 30 лет назад в резких выражениях высказался С. Мадзарино, утверждая, что революция Одоакра означала «скачок» в «провинциализации» Италии по сравнению с другими диоцезами, позволив расселять варваров уже не в качестве gentiles, но в качестве foederati, с наделением реальной земельной долей37.
Вызывает, с нашей точки зрения, интерес своеобразное совпадение намерений Одоакра и римской сенаторской аристократии, попытавшейся в ходе вышеупомянутого посольства к Зенону разрешить италийскую конституционную проблему, находящуюся в подвешенном, неопределённом и внеправовом, состоянии. Ответ императора Востока на сформулированные посольством требования был типично византийским: поскольку в лице Юлия Непота был ещё жив легитимный император Запада, у него следует Одоакру просить предоставления достоинства патриция. Однако в «царской грамоте» (basileion gramma), имевшей, тем не менее, характер частного письма, Зенон обратился к Одоакру, называя его этим титулом.
Таким образом, суть вопроса, который должна была разрешить Восточная империя, заключалась в противоречии между номинальной верховной властью, сосредоточенной в лице Юлия Непота, и действительной властью не имевшего легитимного титула Одоакра. Ответ был дан двоякий: официальный, отправлявший к Непоту, и частный, в некоторой степени обеспечивавший status quo в отношении τῶν Ἰταλῶν διοίκησις.
Вполне вероятно, что здесь обыгрывалась присущая титулу патриция двусмысленность38: Одоакр неявно просил предоставления, вместе с презентальным патрициатом, с.570 должности magister militum praesentalis, главы военного аппарата Западной империи39, с теми же военно-правовыми полномочиями, которые в прошлом характеризовали таких деятелей, как Аэций и Рицимер; императору же Востока патрициат представлялся просто «достоинством» (dignitas), не подразумевавшим никакой военной должности40. С другой стороны, и важно об этом помнить, в этот момент оказывалось достаточно шатким и политическое положение Зенона, вновь овладевшего троном после переворота Василиска в тот же самый промежуток времени41. Вследствие этого его решение имело целью согласовать просьбы варварского короля, стремившегося к узаконению собственной власти, с просьбами изгнанного в Далмацию легитимного императора Запада. Отсюда этот, как было сказано, двусмысленный ответ, признающий сложившуюся на Западе ситуацию, но привлекающий к участию в деле Непота для того, чтобы от него поступило одобрение юридического положения Одоакра.
Стоит, мне кажется, отметить тот факт, что первым политическим актом Одоакра было проведение переговоров с вандалами о предоставлении Сицилии, земли, имеющей важнейшее значение для решения давних проблем с продовольственным снабжением, ключевого пункта для средиземноморских маршрутов и передвижений войск. О таком соглашении упоминает Виктор Витенский, согласно которому Гейзерих уступил Одоакру остров tributario iure[25]42. Этот договор был подписан в сентябре-октябре 476 года, одновременно или, что более вероятно, перед отправлением сенаторского посольства к Зенону, которое должно было узаконить положение короля герулов43. Примечательно, что Одоакр, даже прежде получения юридического освящения своей роли, передвигался по средиземноморской шахматной доске с дальновидностью и политической трезвостью, получив ощутимые результаты, имевшие в качестве своих последствий обеспечение Рима продовольствием за счёт производства острова, vitalis vena[26]44.
Со смертью в 480 году Юлия Непота, произошедшей вследствие предательства и убийства, совершённых его собственными сторонниками Овидой и Виатором, коренным образом меняется сценарий, по которому до сих пор действовал Одоакр45. Согласно Auctarium Havniense, уничтожив убийц Юлия Непота, он regnum late proeliis et ferro extendit[27]46. Завоевав Далмацию, король герулов, как ни странно, не включил это новое территориальное приобретение в ressort[28] префектуры претория, в соответствии с обычной административной практикой, но она, также как и Сицилия, вновь обретённая, как сказано выше, вследствие заключённого с Гейзерихом соглашения, с.571 представляла собой своего рода личное владение короля. Такое перекраивание административной географии по новой и непривычной схеме нельзя, на мой взгляд, рассматривать в отрыве от другого нововведения, задокументированного источниками после 480 года. В то время как с 473 по 479 гг. в консульских текстах[29] не появляются консулы на Западе, обращает на себя внимание, что начиная с 480 года, то есть после смерти Непота, возобновляется их регулярное назначение47. Достаточно даже бегло просмотреть перечни в Consularia Italica48, в греческих Fasti, опубликованных в конце Chronicon Paschale49, у Марцеллина Комита50, или у Виктора Тонненского51, чтобы вновь обнаружить, начиная с 480 года и далее, западных консулов. Нам не дано знать наверняка, были ли они когда-либо признаны Восточной империей52, но следует, как мне представляется, задуматься над вопросом, было ли восстановление этой традиции связано только с исчезновением того, кто, по крайней мере номинально, являлся законным обладателем верховной власти в pars Occidentis53.
Кроме того, этими же годами датируется определение позиции против ругов54, чьи экспансионистские попытки были блокированы и расстроены энергичными военными действиями, во главе которых Одоакр поставил собственного брата Оноульфа. Осознавая невозможность контролировать территорию, он переселил в Италию уцелевшее римское население, в связи с этим были также перенесены останки св. Северина55.
Смерть Непота вызвала, таким образом, нарушение поддерживаемого до тех пор политического равновесия. Кандид Исавр56 упоминает посольство «западных галлов» (dusmikoi galatoi) к Зенону, имевшее целью подтвердить их решимость не подчиняться Одоакру. Сложно понять, кто или что вдохновило и обусловило это посольство. Согласно вескому предположению57, его инициатором был визигот Эврих, который, завладев в 476 года Провансом58, опирался на галльскую аристократию с целью придания легитимности собственным экспансионистским устремлениям.
с.572 Обнародование Зеноном в 482 году «Энотикона», имевшего целью найти формулу компромисса между ортодоксами и монофизитами, ещё более осложнило и без того запутанные политические отношения. В Риме как папа Симплиций, так и его преемник Феликс III не признали никакой силы за этим документом, составленным константинопольским патриархом Акакием, и следствием такого ужесточения отношений между римской и константинопольской церквями стало упрочение политического положения Одоакра в Италии, который смог таким образом освободиться, в некоторой степени, от подчинения восточному двору, пользуясь поддержкой папы, католической иерархии и той части римской аристократии, которая с трудом терпела восточное вмешательство в политические процессы на Западе59.
Было справедливо отмечено, что чем больше повышались тон и напряженность в отношениях между римской церковью и Востоком, тем больше усиливалась поддержка римским духовенством Одоакра, чьи политика примирения и уважение к институтам вызывали, конечно, большее доверие, чем раскольническая позиция Зенона. Избрание на папский престол Аниция Феликса III60 представляет собой, пожалуй, наиболее очевидный момент такого совпадения политических линий римской церкви и Одоакра.
483 годом датирован единственный акт, который, кажется, свидетельствует о законодательной деятельности Одоакра61, когда он, действуя через своего префекта претория Цецину Деция Максима Василия62, вмешался в деятельность собравшегося для выборов папы римского синода, издав декрет, на основании которого объявлялись недействительными продажи земель и вообще недвижимости, совершённые по любому основанию кандидатом на папский престол и его преемниками, с соответственной обязанностью возвращения всех полученных доходов (reditus), распространяемой также на наследников покупателей63. Об этом документе (scriptura) Василия мы осведомлены косвенным образом из отменяющего его постановления синода, созванного в 502 году папой Симмахом в связи со знаменитым лаврентьевским расколом64. Этот документ, который, как мне кажется, до сих пор исследовался ненадлежащим образом и с сильными методологическими предустановками, негативно повлиявшими на правильный анализ, ясно показывает, вне зависимости от более или менее естественных и очевидных причин, обусловивших его составление, что Одоакр признавал за самим собой право издавать законы также и в отношении римлян.
Неоспорим поэтому тот факт, что после 480 года произошло изменение тех форм и методов, в которых выражалась власть с.573 Одоакра65. Этим моментом, согласно авторитетному направлению в толковании, полностью объясняется его политический проект66. В Италии, как, впрочем, и во многих других областях Западной империи, установилось варварское regnum[31], доминировавшее над римским элементом по праву завоевания, уважая, однако, в политико-гражданской деятельности законы, а с религиозной точки зрения — традицию, и сохраняя в неприкосновенности административный аппарат.
С прибытием в Италию Теодериха всё приняло, конечно, другую перспективу, поскольку Зенон сочетал с военным наступлением также прозорливую дипломатическую политику, возобновив отношения с римским сенатом, призывая его к сотрудничеству для поддержания своего дела и позволяя предугадывать будущий мир и посредничество. «Litterae certe vestrae catholicae fidei praedicant unitatem, pacemque ecclesiarum regia pietate pronuntiant…»[32]: так отвечал папа Феликс III67 византийскому императору.
Теснимый обстоятельствами, подавленный в Лигурии угрозой бургунда Гундобада, лишённый поддержки италийской аристократии, когда вновь вернула былую силу филовизантийская партия, к чьим ожиданиям, казалось, присоединилась и церковь в призрачной надежде единства и мира («ecclesiarum fida pax, vera sit unitas»[33], предвещал папа Феликс)68, Одоакр прибегнул к решению, похоже, окончательно порывающему с принятой до сих пор линией: в 490 году он назначает Цезарем своего сына Телу69. Тем самым он завершал свой королевский конституционный опыт актом, противоречащим до сих пор применявшемуся режиму правления: ему была нужна опора в римской традиции, в прошлом imperium, которая узаконила бы передачу королевской власти династическим путём, выходя за пределы германских обычаев.
с.574
Библиография
Amelotti M. 2000—
Barnish S. 1986, Taxation, Land and Barbarian Settlement in the Western Empire, PBSR 54, 170—
Beck H. G. 1978, Handbuch der Kirchengeschichte, III, Freiiburg i. B. 1975, tr. it. 1978, 3—
Bertolini O. 1929, L’aristocrazia senatoria e il senato di Roma come forza politica sotto i regni di Odoacre e di Teoderico, Atti del I Congr. Naz. di Studi romani, I, Roma, 462—
Blockley R. C. 1983, The Fragmentary Classicising Historians of Later Roman Empire, II, Liverpool.
Brunner H. 1901, Grundzüge der deutschen Rechtgeschichte, Leipzig.
Calderone S. 1978, Alle origini della “fine” dell’impero romano d’Occidente, in La fine dell’impero romano d’Occidente, Roma, 29—
Caliri E. a, Gruppi di potere e condizionamenti politici, in Le trasformazioni del V secolo. L’Italia, i barbari e l’occidente romano, Poggibonsi 18—
Caliri E. 2006, Città e campagna nella Sicilia tardoantica: massa fundorum ed istituto civico, MediterrAnt IX, 1, 51—
Caliri E. 2007, Lilibeo tra Vandali, Goti e Bizantini, MediterrAnt X, 1—
Cameron A. — Schauer D. 1982, The last consul: Basilius and his diptych, JRS 72, 126—
Castritius H. 1975, Das problem des Epochenbewusstseins am Beispiel der Reaktion auf die Vorgänge des Jahres 476 n. Chr., Mitteil. der Techn. Univ. Braunschweig, 3—
Cesa M. 1994, Il regno di Odoacre: la prima dominazione germanica in Italia, in Germani in Italia, a cura di
Cesa M. 2001, Odoacre nelle fonti litterarie dei secoli V e VI, in Le invasioni barbariche nel meridione dell’impero: Visigoti, Vandali, Ostrogoti, a cura di P. Delogu, Soveria Mannelli, 41—
Cessi R. 1919 a, “Regnum” ed “imperium” in Italia. Contributo alla costituzione politica d’Italia dalla caduta alla ricostituzione dell’impero romano d’Occidente, Bologna.
Cessi R. 1919 b, Lo scisma laurenziano e le origini della dottrina politica della Chiesa di Roma, (Archivio della Reale Società romana di Storia Patria 42), Roma.
Chastagnol A. 1966, Le sénat romain sous le règne d’Odoacre, Bonn.
Cipolla C. 1911, Considerazioni sul concetto di stato nella monarchia di Odoacre, RAL, ser. V, XX, Roma, 353—
Cracco Ruggini L. 1961, Economia e società nell’Italia annonaria, Milano.
Cracco Ruggini L. 1978, Come Bisanzio vide la fine dell’Impero Romano d’Occidente, in La fine dell’impero Romano d’Occidente, Roma, 69—
Cracco Ruggini L. 1981, Nobilità e potere nell’età di Boezio, Congr. Int. di St. Boeziani, a cura di L. Obertello, Roma, 73—
Cracco Ruggini L. 1988, Gli Anicii a Roma e in provincia, MEFRA 100, 1, 69—
Crasci L. R. 1982, Malco di Filadelfia. Frammneti, Napoli.
Crooke B. 1983, A. D. 476: The Manufacture of a Turning Point, Chiron 13, 81—
с.575 Degrassi A. 1952, I fasti consolari dell’impero romano, Roma.
Demougeot E. 1979, La formation de l’Europe et les invasions barbares, II, 2, Paris.
Durliat J. 1990, Les finances publiques de Dioclétien aux Carolingiens, Sigmaringen.
Durliat J. 1993, Les rentiers de l’impôt. Recherches sur les finances municipals dans la Pars Orientis au VIe siècle, Vienne.
Ensslin W. 1931, Zum Heermeisteramt des spätrömischen Reiches, III, Klio 24, 467—
Ensslin W. 1940, Zu den Grundlagen von Odoakars Herrschaft, Serta Hoffilleriana, Zagreb, 381—
Ensslin W. 1947, Theoderich der Grosse, Münich.
Ferrari G. 1936, La donazione nei papyri di Ravenna, Studi in onore di S. Riccobono nel XL anno del suo insegnamento, I, Palermo, 457—
Gaudenzi A. 1888, Sui rapporti fra l’Italia e l’impero d’Oriente fra gli anni 476 e 554 d. C., Bologna.
Goffart W. 1980, Barbarians and Romans, A. D. 418—
Hahn W. 1973, Moneta Imperii Bizantini, I, Wien.
Hartmann L. M. 19232, Geschichte Italiens im Mittelalter, I, Stuttgart-Gotha.
Hodgkin Th. 18962, Italy and her invaders, III, Oxford.
Holm A. 1896—
Jones A. H. M. 1962, The constitutional position of Odoacer and Theoderic, JRS 52, 126—
Kraus F. F. 1928, Die Münzen Odovacar und des Ostgotenreiches in Italien, Halle.
Krautschick S. 1986, Zwei Aspekte des Jahres 476, Historia 35, 344—
Krautschick S. 1995, Die unmögliche Tatsache. Argumente gegen Johannes Antiochenus, Klio 77, 332—
Lotter F. 1976, Severinus von Noricum. Legende und Historische Wirklichkeit, Stuttgart.
MacBain B. 1983, Odovacer the Hun?, CPh 78, 323—
MacCormick M. 1977, Odoacer, Emperor Zeno and the Rugian Victory Legation, Byz 47, 212—
Marini G. 1805, I papyri diplomatici, n. 82—
Markus R. A. 1982, The End of the Roman Empire: a Note on Eugippius, Vita Sancti Severini 20, NMS 26, 1—
Martindale J. R. 1980, The Prosopography of the Later Roman Empire, 2, Cambridge.
Mazzarino S. 1978, Tra due anniversari: 376—
Mele G. — Spaccapelo N. 2000 (a cura di), Il papato di San Simmaco (498—
Momigliano A. 1960, Gli Anicii e la storiografia latina del VI secolo d. C., ASNP s. III, 3, 2, 1973, 397—
Mommsen Th. 19652, Ostgotische Studien, Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde 14, 1889, 225—
с.576 Moorhead J. 1978, The Laurentian Schism: East and West in the Roman Church, ChHist 47, 125—
Müller C. 1851, Fragmenta Historicorum Graecorum, Parisiis.
Näf B. 1995, Senatorisches Standesbewutsein in spätrömischer Zeit, Zürich.
Nathan G. 1992, The Last Emperor: the Fate of Romolus Augustulus, C&M 43, 261—
Neri V. 1976, Il 476 nella storiografia moderna, FR 111—
O’Flynn J. M. 1983, Generalissimos of the Western Roman Empire, Alberta.
Orlandi S. 2006, Le iscrizioni del Colosseo come base documentaria per lo studio del senato tardoantico, in R. Lizzi Testa (ed.), Le trasformazioni delle élites in età tardoantica, Roma, 311—
Pace B. 1949, Arte e civiltà della Sicilia antica, IV, Roma — Napoli — Città di Castello.
Palmann R. 1863, Die Geschichte der Völkerwanderung nach den Quellen, II, Gotha.
Picotti G. B. 1928, Il patricius nell’ultima età imperiale, ASI, ser. VII, 9, 1—
Picotti G. B. 1939, Sulle relazioni fra re Odoacre e il senato e la chiesa di Roma, RSI ser. V, 4, 363—
Picotti G. B. 1956, Osservazioni su alcuni punti della politica religiosa di Teoderico, in I Goti in Ocidente (Sett. di St. III), Spoleto, 173—
Pietri Ch. 1966, Le Sénat, le people chrétien et les parties du cirque à Rome sous le pape Symmaque (498—
Pietri Ch. 1981, Aristocratie et société cléricale dans l’Italie chrétienne au temps d’Odoacre et de Théodoric, MEFRA 93, 417—
Pietri Ch. — Pietri L. 1999, Prosopographie chrétienne du Bas-Empire, Prosopographie de l’Italie chrétienne (313—
Pietrini S., Una testimonianza sul potere normativo del Praefectus Praetorio, in Studi in onore di Antonio Metro, IV, Messina, 563—
Priuli S. 1982, Nuove attestazioni senatorie nell’anfiteatro flavio, Tituli 4, 575—
Reynolds R. L. — Lopez R. S. 1946, Odoacer: German or Hun?, AHR 52, 36—
Romano G. 1909, Le dominazioni barbariche in Italia (395—
Santifaller L. 1952, Die Urkunde des Königs Odovakar vom Jahre 489, MIÖG 60, 1—
Sardella T. 1996, Società, chiesa e Stato nell’età di Teoderico. Papa Simmaco e lo scisma laurenziano, Soveria Mannelli.
Schäfer Ch. 1991, Der weströmische Senat als Träger antiker Kontinuität unter den Ostgotenkönigen (490—
Schiaparelli L. 1923, Raccolta di documenti latini, I, Como.
Schmidt L. 19342, Geschichte der deutschen Stämme bis zum Ausgange der Völkerwanderung: Die Ostgermanen, Munich, 318—
Stein E. 1920, Untersuchungen zum Staatsrecht des Bas-Empire, in Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte, Roman. Abt. XLI, 235—
Stein E. 1949, Histoire du Bas Empire, II, Paris-Bruges.
Sundwall J. 1919, Abhandlungen zur Geschichte des ausgehenden Römertums, Helsingfors, 178—
Tjäder J. O. 1955, Die nichtliterarischen lateinischen Papyri Italiens aus der Zeit 445—
с.577 Thompson E. A. 1982, A. D. 476 and after, in Id., Romans and Barbarians: the decline of the Western Empire, Madison.
Várady L. 1984, Epochenwechsel um 476, Budapest.
Wes M. A. 1967, Das Ende des Kaisertums im Western des römischen Reiches, S’-Gravenhage.
Wolfram H. 1990, Die Goten, München.
Zecchini G. 1980, I “Gesta de Xysti purgatione” e le fazioni aristocratiche a Roma alla metà del V secolo, RSCI 34, 60—
Zecchini G. 1981, La politica degli Anicii nel V secolo, in L. Obertello (a cura di), Atti Congr. Intern. di Studi Boeziani, Roma, 123—
Zecchini G. 1985, Il 476 nella storiografia tardoantica, Aevum 49, 3—
ПРИМЕЧАНИЯ