Одоакр — гунн?
© 2017 г. Перевод с англ. В. Г. Изосина.
с.323 Вышедший недавно в свет второй том «Просопографии поздней Римской империи» будет поощрять, а равно и способствовать переосмыслению многих трудностей, с которыми сталкивается наше понимание скудно описанного пятого века1. Цель данной статьи заключается в том, чтобы пересмотреть одну из таких проблем — этническую принадлежность Одоакра, первого варварского короля Италии, — и доказать, что в данном случае редакторы PLRE поддержали своим авторитетом крайне сомнительную теорию его происхождения.
В статьях об Одоакре, Оноульфе и Эдеко утверждается, что Одоакр и его брат Оноульф были гуннами, поскольку являлись сыновьями того Эдеко, телохранителя и посла Аттилы, которого Приск прямо называет гунном2.
Принятие некоторыми современными учёными точки зрения, согласно которой Одоакр был гунном, может быть прослежено до статьи, которую, возможно, мало кто вспомнит, написанной тридцать пять лет назад
Впоследствии два уважаемых исследователя варварской истории,
Если лингвистические аргументы «за» и «против» остаются, как представляется, неубедительными, то, возможно, было бы полезно указать на некоторые нелингвистические основания для отказа от позиции Рейнольдса и Лопеса, которым при предыдущих обсуждениях данного вопроса уделялось мало или вообще никакого внимания.
Суть вопроса заключается в идентификации отца Одоакра с гуннским послом Аттилы. Возможно, что в наших источниках имеются целых три различных Эдеко6.
1) Приск (и только он) упоминает Эдекона (Edekon), посланника Аттилы в Константинополь в 448 году, которого он знал лично, и описывает его как скифа (fr. 7) и гунна по рождению (fr. 8)7.
2) Иордан (и только он) называет Эдику (Edica) и Хунульфа (Hunuulfus) в качестве предводителей (primates) скиров, полностью разгромленных остроготами на реке Болии в Паннонии где-то в конце
с.325 3) Наконец, два других источника (и только они) утверждают, что отцом Одоакра был человек по имени Эдико (Aedico) (Аноним Валезия) или Идикон (Idikon) (Иоанн Антиохийский)9. В последнем отрывке Иоанн называет также брата Одоакра, Оноульфа (Onoulphus), и берёт на себя труд объяснить, что это тот самый Оноульф, которому император Зенон приказал убить своего беспокойного генерала, Армата. Об Идиконе, однако, он не говорит больше ничего.
Со времён Тиллемона большинство учёных ставит знак равенства между этими тремя людьми или, по крайней мере (и это самое главное), между первым и последним10. Однако ещё до того, как Рейнольдс и Лопес написали свою статью, ясное утверждение Приска о том, что Эдекон был гунном, было отметено, как небрежный способ сказать, что он был германцем, тесно связанным с гуннами11. Томпсон, однако, правильно настаивал на том, что Приск обдуманно использует слово «гунн» и здесь следует понимать именно то, что он говорит12. Это, в свою очередь, ставит нас перед очевидной альтернативой: либо Одоакр также был гунном, либо Эдекон не был его отцом.
Древние источники обнаруживают значительную путаницу в отношении племенной принадлежности Одоакра, по-разному идентифицируя его как скира, рога и/или торкилинга, герула и даже гота13. Но среди этой путаницы в названиях (некоторые из которых могли существовать, но ни одно из которых, скорее всего, не будет уральско-алтайским) ни один источник не называет его гунном. Это, безусловно, тот случай, когда argumentum ex silentio имеет существенное значение. Наши источники об Одоакре действительно немногочисленны и фрагментарны. Тем не менее, есть отрывки, где риторические возможности привлечения внимания к его национальности были бы непреодолимы для любого современника, который знал или верил, что Одоакр был сыном высокопоставленного гунна. Например, автор Анонима Валезия знает, что патриций Орест, отец Ромула Августула, ранее был секретарём Аттилы и поэтому (как мы узнаём из Приска) коллегой Эдекона в его миссии в Константинополь и обратно14. Возможно ли, что он мог рассказать о смерти Ореста от рук сына Эдекона, не обратив внимания на этот факт? Молчание встречает нас и в трудах церковного ритора Эннодия. В «Житии Епифания» и в ещё большей степени в «Панегирике Теодериху» он, как и полагается, враждебен к памяти Одоакра. Таким образом, тем более поразительно, что он способен воздержаться, обращая внимание на то, что противник Теодериха принадлежал той ужасной нации, с которой готы уже скрещивали мечи.
В действительности, существует одно очень хорошее свидетельство этнической принадлежности Одоакра, которому в предыдущих дискуссиях было уделено недостаточное внимание. Один отрывок у Суды сообщает нам о том, что «Оноульф был порождён племенем тюрингов со с.326 стороны отца, и скиров со стороны матери»15. PLRE II (p. 806) отвергает первую часть этого сообщения, признавая, что вторая часть может быть верной, — любопытный способ критики источника. В действительности отрывок Суды почти наверняка является фрагментом историка Малха, хорошо информированного современника. Его ясное сообщение, что отец Оноульфа (а следовательно, и Одоакра) был тюрингом, заслуживает, по крайней мере, не меньшего уважения, чем ясное сообщение Приска о том, что Эдекон был гунном16.
Насколько мне известно, никогда не отмечалось, что единственными двумя источниками, способными назвать отца Одоакра, являются как раз те, также два единственных, которые прямо связывают его со скирами (а именно, Аноним Валезия в 8. 37 и 10. 45 и Иоанн Антиохийский во fr. 209. 1)17. Два этих факта сочетаются таким образом, что наводят на мысль, что уверенность в его племенной принадлежности была результатом уверенности в его происхождении. Отец Одоакра был тюрингом, но женился на скирке и с одним из своих сыновей, Хунульфом, вёл скиров на битву против готов на реке Боли18. По какой-то причине этот Эдико/Идикон/Эдика решил связать свою судьбу с народом жены, и именно с этим народом Одоакр связывается теми источниками, которые знают его отца. Теперь, независимо от того, что скиры могли существовать (и почти наверняка были германцами)19, никто не сомневается, что германцами были тюринги. Одно это явно препятствует отождествлению Эдико/Идикона/Эдики с гунном Эдеконом.
Можно привести ещё одно соображение. Приск и Иордан отсылают к одним и тем же враждебным действиям между скирами и готами в
Перейдём к другому вопросу. Рейнольдс и Лопес предложили свидетельства монетных портретов Одоакра в поддержку своей теории22. Густые усы и «тяжёлые веки», говорят они, предполагают тюркскую внешность. На самом деле, при небольшом воображении плохо изображённое лицо можно было бы принять за практически с.327 любой внешний тип на земле. С другой стороны, имеется одна очень важная характеристика внешнего облика Одоакра, на которую никто не обратил внимания. Дело происходит в том хорошо известном отрывке «Жития святого Северина» Евгиппия, где молодой, плохо одетый варвар, путешествуя через Норик по пути в Италию, сворачивает в сторону с целью посетить святого23. Одоакр, как нам здесь рассказали, был statura procerus («высок ростом») — настолько высок, что ему пришлось нагнуться для того, чтобы войти в келью святого человека. Но не бывает высоких гуннов. Или, скажем точнее, в идеале не бывает высоких гуннов. Одоакр в этом весьма стилизованном рассказе представлен не как стереотипно приземистый гунн, а как стереотипно высокий германец; иными словами, таким, каким он был известен в мире24.
Тогда возникает вопрос о религии Одоакра. Автор Анонима Валезия говорит нам, что он «Arianae sectae favorem praeberet» («выказывал благосклонность к арианской секте»); то есть, как и практически все живущие в Империи в пятом веке германцы, был христианином арианского толка25. Конечно, иногда христианином мог быть и гунн — в конце концов, мы слышим о готе-иудее — но вероятность против этого26.
Когда все эти соображения принимаются в совокупности, становится очень трудно поверить, что Италия в течение четырнадцати лет управлялась высоким гунном-христианином, сыном высокопоставленного приспешника Бича Божьего, и что ни один современник не обратил внимания на этот интересный факт.
Вопрос этнической принадлежности Одоакра не тривиален, поскольку влечёт важные исторические выводы: так, предполагаемая гуннская национальность Одоакра была предложена в качестве причины его непопулярности в Италии и его затруднений с Константинополем27. Но если этой статье удалось продемонстрировать, что нет хотя бы намёка на то, что современники воспринимали Одоакра как гунна (чья бы кровь ни текла на самом деле в его жилах), тогда такие теории рушатся.
Менхен-Хельфен О. Рецензия на статью R. Reynolds, R. Lopez «Odoacer: German or Hun?»
Рейнольдс Р. Л., Лопес Р. С. Ответ на рецензию О. Менхен-Хельфена на статью «Odoacer: German or Hun?»
ПРИМЕЧАНИЯ