Брюс Макбейн

Одоакр — гунн?

Bruce Macbain. Odovacer the Hun? // Classical Philology, Vol. 78, № 4 (Oct., 1983), pp. 323—327.
© 2017 г. Перевод с англ. В. Г. Изосина.

с.323 Вышед­ший недав­но в свет вто­рой том «Про­со­по­гра­фии позд­ней Рим­ской импе­рии» будет поощ­рять, а рав­но и спо­соб­ст­во­вать пере­осмыс­ле­нию мно­гих труд­но­стей, с кото­ры­ми стал­ки­ва­ет­ся наше пони­ма­ние скуд­но опи­сан­но­го пято­го века1. Цель дан­ной ста­тьи заклю­ча­ет­ся в том, чтобы пере­смот­реть одну из таких про­блем — этни­че­скую при­над­леж­ность Одо­ак­ра, пер­во­го вар­вар­ско­го коро­ля Ита­лии, — и дока­зать, что в дан­ном слу­чае редак­то­ры PLRE под­дер­жа­ли сво­им авто­ри­те­том крайне сомни­тель­ную тео­рию его про­ис­хож­де­ния.

В ста­тьях об Одо­ак­ре, Оно­уль­фе и Эде­ко утвер­жда­ет­ся, что Одо­акр и его брат Оно­ульф были гун­на­ми, посколь­ку явля­лись сыно­вья­ми того Эде­ко, тело­хра­ни­те­ля и посла Атти­лы, кото­ро­го Приск пря­мо назы­ва­ет гун­ном2.

При­ня­тие неко­то­ры­ми совре­мен­ны­ми учё­ны­ми точ­ки зре­ния, соглас­но кото­рой Одо­акр был гун­ном, может быть про­сле­же­но до ста­тьи, кото­рую, воз­мож­но, мало кто вспом­нит, напи­сан­ной трид­цать пять лет назад Р. Л. Рей­нольд­сом и Р. С. Лопе­сом3. В ней они воз­ло­жи­ли на себя обя­зан­ность сра­зить­ся с неоправ­дан­но гер­ма­ни­зи­ро­ван­ным взглядом на позд­не­рим­скую исто­рию, пред­ло­жив ураль­ско-алтай­ские эти­мо­ло­гии для ряда вар­вар­ских лич­ных и пле­мен­ных имён, с.324 кото­рые гер­ман­ские фило­ло­ги (что неуди­ви­тель­но) все­гда объ­яв­ля­ли гер­ман­ски­ми. В част­но­сти, они пред­ло­жи­ли тюрк­ские (то есть гунн­ские) зна­че­ния для имён Одо­ак­ра, Телы (его сына), Эде­ко и Хунуль­фа (Оно­уль­фа), а так­же для пле­мен­ных назва­ний тор­ки­лин­ги, роги и ски­ры — все эти груп­пы в том или ином источ­ни­ке свя­зы­ва­ют­ся с Одо­ак­ром. Дис­кус­сия об этой инте­рес­ной тео­рии быст­ро захлеб­ну­лась, когда О. Дж. Мен­хен-Хель­фен в сооб­ще­нии в том же жур­на­ле рас­кри­ти­ко­вал их линг­ви­сти­че­ский ана­лиз, как по его мето­ду, так и по суще­ству, и отме­тил, что эти­мо­ло­гия ни в коем слу­чае не явля­ет­ся надёж­ным про­вод­ни­ком к этни­че­ской при­над­леж­но­сти, посколь­ку гун­ны и их раз­лич­ные гер­ман­ские под­дан­ные сво­бод­но обме­ни­ва­лись лич­ны­ми име­на­ми. Тем не менее, в сво­ём отве­те Рей­нольдс и Лопес отка­за­лись усту­пить во всех важ­ных момен­тах сво­ей аргу­мен­та­ции4.

Впо­след­ст­вии два ува­жае­мых иссле­до­ва­те­ля вар­вар­ской исто­рии, Э. А. Томп­сон и Дж. М. Уол­лес-Хад­рилл, при­ня­ли выво­ды Рей­нольд­са и Лопе­са в сво­их до сих пор широ­ко читае­мых работах. Более того, вли­я­ние Томп­со­на (как пред­по­ла­га­ет­ся) при состав­ле­нии ста­тей в PLRE не было незна­чи­тель­ным5.

Если линг­ви­сти­че­ские аргу­мен­ты «за» и «про­тив» оста­ют­ся, как пред­став­ля­ет­ся, неубеди­тель­ны­ми, то, воз­мож­но, было бы полез­но ука­зать на неко­то­рые нелинг­ви­сти­че­ские осно­ва­ния для отка­за от пози­ции Рей­нольд­са и Лопе­са, кото­рым при преды­ду­щих обсуж­де­ни­ях дан­но­го вопро­са уде­ля­лось мало или вооб­ще ника­ко­го вни­ма­ния.

Суть вопро­са заклю­ча­ет­ся в иден­ти­фи­ка­ции отца Одо­ак­ра с гунн­ским послом Атти­лы. Воз­мож­но, что в наших источ­ни­ках име­ют­ся целых три раз­лич­ных Эде­ко6.

1) Приск (и толь­ко он) упо­ми­на­ет Эде­ко­на (Ede­kon), послан­ни­ка Атти­лы в Кон­стан­ти­но­поль в 448 году, кото­ро­го он знал лич­но, и опи­сы­ва­ет его как ски­фа (fr. 7) и гун­на по рож­де­нию (fr. 8)7.

2) Иор­дан (и толь­ко он) назы­ва­ет Эди­ку (Edi­ca) и Хунуль­фа (Hu­nuul­fus) в каче­стве пред­во­ди­те­лей (pri­ma­tes) ски­ров, пол­но­стью раз­гром­лен­ных ост­ро­гота­ми на реке Болии в Пан­но­нии где-то в кон­це 460-х годов8.

с.325 3) Нако­нец, два дру­гих источ­ни­ка (и толь­ко они) утвер­жда­ют, что отцом Одо­ак­ра был чело­век по име­ни Эди­ко (Aedi­co) (Ано­ним Вале­зия) или Иди­кон (Idi­kon) (Иоанн Антио­хий­ский)9. В послед­нем отрыв­ке Иоанн назы­ва­ет так­же бра­та Одо­ак­ра, Оно­уль­фа (Onoul­phus), и берёт на себя труд объ­яс­нить, что это тот самый Оно­ульф, кото­ро­му импе­ра­тор Зенон при­ка­зал убить сво­его бес­по­кой­но­го гене­ра­ла, Арма­та. Об Иди­коне, одна­ко, он не гово­рит боль­ше ниче­го.

Со вре­мён Тил­ле­мо­на боль­шин­ство учё­ных ста­вит знак равен­ства меж­ду эти­ми тре­мя людь­ми или, по край­ней мере (и это самое глав­ное), меж­ду пер­вым и послед­ним10. Одна­ко ещё до того, как Рей­нольдс и Лопес напи­са­ли свою ста­тью, ясное утвер­жде­ние При­с­ка о том, что Эде­кон был гун­ном, было отме­те­но, как небреж­ный спо­соб ска­зать, что он был гер­ман­цем, тес­но свя­зан­ным с гун­на­ми11. Томп­сон, одна­ко, пра­виль­но наста­и­вал на том, что Приск обду­ман­но исполь­зу­ет сло­во «гунн» и здесь сле­ду­ет пони­мать имен­но то, что он гово­рит12. Это, в свою оче­редь, ста­вит нас перед оче­вид­ной аль­тер­на­ти­вой: либо Одо­акр так­же был гун­ном, либо Эде­кон не был его отцом.

Древ­ние источ­ни­ки обна­ру­жи­ва­ют зна­чи­тель­ную пута­ни­цу в отно­ше­нии пле­мен­ной при­над­леж­но­сти Одо­ак­ра, по-раз­но­му иден­ти­фи­ци­руя его как ски­ра, рога и/или тор­ки­лин­га, геру­ла и даже гота13. Но сре­ди этой пута­ни­цы в назва­ни­ях (неко­то­рые из кото­рых мог­ли суще­ст­во­вать, но ни одно из кото­рых, ско­рее все­го, не будет ураль­ско-алтай­ским) ни один источ­ник не назы­ва­ет его гун­ном. Это, без­услов­но, тот слу­чай, когда ar­gu­men­tum ex si­len­tio име­ет суще­ст­вен­ное зна­че­ние. Наши источ­ни­ки об Одо­ак­ре дей­ст­ви­тель­но немно­го­чис­лен­ны и фраг­мен­тар­ны. Тем не менее, есть отрыв­ки, где рито­ри­че­ские воз­мож­но­сти при­вле­че­ния вни­ма­ния к его нацио­наль­но­сти были бы непре­одо­ли­мы для любо­го совре­мен­ни­ка, кото­рый знал или верил, что Одо­акр был сыном высо­ко­по­став­лен­но­го гун­на. Напри­мер, автор Ано­ни­ма Вале­зия зна­ет, что пат­ри­ций Орест, отец Рому­ла Авгу­сту­ла, ранее был сек­ре­та­рём Атти­лы и поэто­му (как мы узна­ём из При­с­ка) кол­ле­гой Эде­ко­на в его мис­сии в Кон­стан­ти­но­поль и обрат­но14. Воз­мож­но ли, что он мог рас­ска­зать о смер­ти Оре­ста от рук сына Эде­ко­на, не обра­тив вни­ма­ния на этот факт? Мол­ча­ние встре­ча­ет нас и в трудах цер­ков­но­го рито­ра Энно­дия. В «Житии Епи­фа­ния» и в ещё боль­шей сте­пе­ни в «Пане­ги­ри­ке Тео­де­ри­ху» он, как и пола­га­ет­ся, враж­де­бен к памя­ти Одо­ак­ра. Таким обра­зом, тем более пора­зи­тель­но, что он спо­со­бен воз­дер­жать­ся, обра­щая вни­ма­ние на то, что про­тив­ник Тео­де­ри­ха при­над­ле­жал той ужас­ной нации, с кото­рой готы уже скре­щи­ва­ли мечи.

В дей­ст­ви­тель­но­сти, суще­ст­ву­ет одно очень хоро­шее свиде­тель­ство этни­че­ской при­над­леж­но­сти Одо­ак­ра, кото­ро­му в преды­ду­щих дис­кус­си­ях было уде­ле­но недо­ста­точ­ное вни­ма­ние. Один отры­вок у Суды сооб­ща­ет нам о том, что «Оно­ульф был порож­дён пле­ме­нем тюрин­гов со с.326 сто­ро­ны отца, и ски­ров со сто­ро­ны мате­ри»15. PLRE II (p. 806) отвер­га­ет первую часть это­го сооб­ще­ния, при­зна­вая, что вто­рая часть может быть вер­ной, — любо­пыт­ный спо­соб кри­ти­ки источ­ни­ка. В дей­ст­ви­тель­но­сти отры­вок Суды почти навер­ня­ка явля­ет­ся фраг­мен­том исто­ри­ка Мал­ха, хоро­шо инфор­ми­ро­ван­но­го совре­мен­ни­ка. Его ясное сооб­ще­ние, что отец Оно­уль­фа (а сле­до­ва­тель­но, и Одо­ак­ра) был тюрин­гом, заслу­жи­ва­ет, по край­ней мере, не мень­ше­го ува­же­ния, чем ясное сооб­ще­ние При­с­ка о том, что Эде­кон был гун­ном16.

Насколь­ко мне извест­но, нико­гда не отме­ча­лось, что един­ст­вен­ны­ми дву­мя источ­ни­ка­ми, спо­соб­ны­ми назвать отца Одо­ак­ра, явля­ют­ся как раз те, так­же два един­ст­вен­ных, кото­рые пря­мо свя­зы­ва­ют его со ски­ра­ми (а имен­но, Ано­ним Вале­зия в 8. 37 и 10. 45 и Иоанн Антио­хий­ский во fr. 209. 1)17. Два этих фак­та соче­та­ют­ся таким обра­зом, что наво­дят на мысль, что уве­рен­ность в его пле­мен­ной при­над­леж­но­сти была резуль­та­том уве­рен­но­сти в его про­ис­хож­де­нии. Отец Одо­ак­ра был тюрин­гом, но женил­ся на скир­ке и с одним из сво­их сыно­вей, Хунуль­фом, вёл ски­ров на бит­ву про­тив готов на реке Боли18. По какой-то при­чине этот Эди­ко/Иди­кон/Эди­ка решил свя­зать свою судь­бу с наро­дом жены, и имен­но с этим наро­дом Одо­акр свя­зы­ва­ет­ся теми источ­ни­ка­ми, кото­рые зна­ют его отца. Теперь, неза­ви­си­мо от того, что ски­ры мог­ли суще­ст­во­вать (и почти навер­ня­ка были гер­ман­ца­ми)19, никто не сомне­ва­ет­ся, что гер­ман­ца­ми были тюрин­ги. Одно это явно пре­пят­ст­ву­ет отож­дест­вле­нию Эди­ко/Иди­ко­на/Эди­ки с гун­ном Эде­ко­ном.

Мож­но при­ве­сти ещё одно сооб­ра­же­ние. Приск и Иор­дан отсы­ла­ют к одним и тем же враж­деб­ным дей­ст­ви­ям меж­ду ски­ра­ми и гота­ми в 460-х гг.20 Приск не упо­ми­на­ет в этой свя­зи ника­ких лич­ных имён, но гово­рит нам, что обе сто­ро­ны обра­ти­лись к импе­ра­то­ру Льву за сою­зом, и Лев, вопре­ки сове­ту Аспа­ра, решил помочь ски­рам. Мы пом­ним, что Приск знал гун­на Эде­ко­на два­дца­тью года­ми ранее. Если, дей­ст­ви­тель­но, тот же самый чело­век теперь коман­до­вал ски­ра­ми — чело­век, поми­мо про­че­го, пре­дав­ший рим­лян в заго­во­ре с целью убий­ства Атти­лы, — без­услов­но, этот инте­рес­ный факт повлёк бы какой-то ком­мен­та­рий со сто­ро­ны При­с­ка, кото­рый его экс­цеп­тор, веро­ят­но, посчи­тал бы нуж­ным сохра­нить21.

Перей­дём к дру­го­му вопро­су. Рей­нольдс и Лопес пред­ло­жи­ли свиде­тель­ства монет­ных порт­ре­тов Одо­ак­ра в под­держ­ку сво­ей тео­рии22. Густые усы и «тяжё­лые веки», гово­рят они, пред­по­ла­га­ют тюрк­скую внеш­ность. На самом деле, при неболь­шом вооб­ра­же­нии пло­хо изо­бра­жён­ное лицо мож­но было бы при­нять за прак­ти­че­ски с.327 любой внеш­ний тип на зем­ле. С дру­гой сто­ро­ны, име­ет­ся одна очень важ­ная харак­те­ри­сти­ка внеш­не­го обли­ка Одо­ак­ра, на кото­рую никто не обра­тил вни­ма­ния. Дело про­ис­хо­дит в том хоро­шо извест­ном отрыв­ке «Жития свя­то­го Севе­ри­на» Евгип­пия, где моло­дой, пло­хо оде­тый вар­вар, путе­ше­ст­вуя через Норик по пути в Ита­лию, сво­ра­чи­ва­ет в сто­ро­ну с целью посе­тить свя­то­го23. Одо­акр, как нам здесь рас­ска­за­ли, был sta­tu­ra pro­ce­rus («высок ростом») — настоль­ко высок, что ему при­шлось нагнуть­ся для того, чтобы вой­ти в келью свя­то­го чело­ве­ка. Но не быва­ет высо­ких гун­нов. Или, ска­жем точ­нее, в иде­а­ле не быва­ет высо­ких гун­нов. Одо­акр в этом весь­ма сти­ли­зо­ван­ном рас­ска­зе пред­став­лен не как сте­рео­тип­но при­зе­ми­стый гунн, а как сте­рео­тип­но высо­кий гер­ма­нец; ины­ми сло­ва­ми, таким, каким он был изве­стен в мире24.

Тогда воз­ни­ка­ет вопрос о рели­гии Одо­ак­ра. Автор Ано­ни­ма Вале­зия гово­рит нам, что он «Aria­nae sec­tae fa­vo­rem prae­be­ret» («выка­зы­вал бла­го­склон­ность к ари­ан­ской сек­те»); то есть, как и прак­ти­че­ски все живу­щие в Импе­рии в пятом веке гер­ман­цы, был хри­сти­а­ни­ном ари­ан­ско­го тол­ка25. Конеч­но, ино­гда хри­сти­а­ни­ном мог быть и гунн — в кон­це кон­цов, мы слы­шим о готе-иудее — но веро­ят­ность про­тив это­го26.

Когда все эти сооб­ра­же­ния при­ни­ма­ют­ся в сово­куп­но­сти, ста­но­вит­ся очень труд­но пове­рить, что Ита­лия в тече­ние четыр­на­дца­ти лет управ­ля­лась высо­ким гун­ном-хри­сти­а­ни­ном, сыном высо­ко­по­став­лен­но­го при­спеш­ни­ка Бича Божье­го, и что ни один совре­мен­ник не обра­тил вни­ма­ния на этот инте­рес­ный факт.

Вопрос этни­че­ской при­над­леж­но­сти Одо­ак­ра не три­ви­а­лен, посколь­ку вле­чёт важ­ные исто­ри­че­ские выво­ды: так, пред­по­ла­гае­мая гунн­ская нацио­наль­ность Одо­ак­ра была пред­ло­же­на в каче­стве при­чи­ны его непо­пу­ляр­но­сти в Ита­лии и его затруд­не­ний с Кон­стан­ти­но­по­лем27. Но если этой ста­тье уда­лось про­де­мон­стри­ро­вать, что нет хотя бы намё­ка на то, что совре­мен­ни­ки вос­при­ни­ма­ли Одо­ак­ра как гун­на (чья бы кровь ни тек­ла на самом деле в его жилах), тогда такие тео­рии рушат­ся.


ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1J. R. Mar­tin­da­le, et al., The Pro­so­po­gra­phy of the La­ter Ro­man Em­pi­re, vol. II: A. D. 395—527 (Cambrid­ge, 1980).
  • 2Pris­cus fr. 8 (ed. Mül­ler, FHG 4, p. 78): τοῦ Οὔν­νου γέ­νους.
  • 3R. L. Rey­nolds and R. S. Lo­pez, Odoa­cer: Ger­man or Hun? // Ame­ri­can His­to­ri­cal Re­view 52 (1946): 36—54.
  • 4Ibid., pp. 836—841 и 841—845. Мен­хен-Хель­фен более крат­ко под­твер­дил свои аргу­мен­ты в The World of the Huns (Ber­ke­ley and Los An­ge­les, 1973), pp. 376—389.
  • 5E. A. Thompson, A His­to­ry of At­ti­la and the Huns (Ox­ford, 1948), pp. 155—156 (Рей­нольдс и Лопес цити­ру­ют­ся с одоб­ре­ни­ем); и см. его же, Ro­mans and Bar­ba­rians: The Dec­li­ne of the Wes­tern Em­pi­re (Ma­di­son, 1982), p. 61 с p. 273, n. 2; J. M. Wal­la­ce-Had­rill, The Bar­ba­rian West2 (New York, 1962), p. 33. (Эта попу­ляр­ное пере­ло­же­ние опус­ка­ет ссыл­ки; тем не менее, вли­я­ние Рей­нольд­са и Лопе­са, под­дер­жан­ных Томп­со­ном, кажет­ся, при­сут­ст­ву­ет в рабо­те). Сре­ди дру­гих иссле­до­ва­те­лей пред­ме­та, писав­ших после появ­ле­ния ста­тьи Рей­нольд­са и Лопе­са, Андре Шаста­ньоль (André Chas­tag­nol, Le sé­nat ro­main sous le règ­ne d’Odoac­re [Bonn, 1966]), А. Х. М. Джонс (A. H. M. Jones, The Con­sti­tu­tio­nal Po­si­tion of Odoa­cer and Theo­de­ric, JRS 52 [1962]: 126—130), М. Мак­кор­мик (M. McCor­mick, Odoa­cer, Em­pe­ror Ze­no, and the Ru­gian Vic­to­ry Le­ga­tion, By­zan­tion 47 [1977]: 212—222), и М. А. Вес (M. A. Wes, Das En­de des Kai­ser­tulns inm Wes­ten des rö­mi­schen Reichs [The Ha­gue, 1967]) игно­ри­ру­ют их аргу­мен­та­цию. Л. Мюс­се (L. Mus­set, The Ger­ma­nic In­va­sions [Uni­ver­si­ty Park, 1975], p. 27) и Ф. Лот­тер (F. Lot­ter, Se­ve­ri­nus von No­ri­cum [Stuttgart, 1976], p. 276, n. 334) отвер­га­ют её без обсуж­де­ния. Э. Штейн (E. Stein, His­toi­re du Bas Em­pi­re [Pa­ris, 1949]) и В. Энс­лин (W. Ensslin, Theo­de­rich der Gros­se [Mu­nich, 1947]), воз­мож­но, не были в состо­я­нии учесть эту ста­тью; они, как и все более ран­ние учё­ные, счи­та­ли Одо­ак­ра гер­ман­цем.
  • 6С это­го момен­та в обсуж­де­нии вос­про­из­во­дят­ся раз­лич­ные ори­ги­наль­ные напи­са­ния име­ни, обна­ру­жен­ные в источ­ни­ках, в помощь для согла­со­ва­ния сгруп­пи­ро­ван­ных ссы­лок. Не вызы­ва­ет, одна­ко, сомне­ний, что всё это вари­ан­ты напи­са­ния одно­го и того же име­ни, кото­рое, несмот­ря на то, что одним из его носи­те­лей был гунн, явля­ет­ся, веро­ят­но, гер­ман­ским (Maen­chen-Hel­fen, Huns, p. 388).
  • 7FHG 4. 76 и 78. Послед­ний фраг­мент — извест­ный рас­сказ При­с­ка о его путе­ше­ст­вии с Эде­ко­ном из Кон­стан­ти­но­по­ля в лагерь гун­нов в Пан­но­нии, где Эде­кон рас­крыл Атти­ле заго­вор с целью убий­ства, в кото­рый рим­ляне пыта­лись его вовлечь.
  • 8Ge­ti­ca 277 (ed. Mom­msen, MGH: AA, 1:130—131).
  • 9Anon. Va­les. 10. 45 (ed. Mom­msen, MGH: AA, 9:314); Johan­nes Ant. fr. 209 (FHG 4:617).
  • 10Нет необ­хо­ди­мо­сти при­во­дить обзор биб­лио­гра­фии пол­но­стью ещё раз; мож­но спра­вить­ся у A. Nagl в RE 17 (1936), col. 1888, и Rey­nolds and Lo­pez, Odoa­cer…, p. 48, n. 40.
  • 11Напри­мер, T. Hodgkin, Ita­ly and her In­va­ders, vol. 2 (New York, 1880), p. 529, n. 1, и Nagl, loc. cit. Дж. Б. Бью­ри (J. B. Bu­ry, His­to­ry of the La­ter Ro­man Em­pi­re, vol. 1 (Cambrid­ge, 1923), p. 406, n. 2) дела­ет такое пред­по­ло­же­ние по умол­ча­нию.
  • 12His­to­ry, p. 11.
  • 13Скир: Anon. Va­les. 8. 37 (MGH: AA, 9:308), Johan­nes Ant. fr. 209. 1 (FHG 4:617); рог и/или тор­ки­линг: Jor­da­nes Rom. 344 (MGH: AA, 1:44) и Get. 242, 291 (ibid., pp. 120, 133); герул: Auct. Haun., s. a. 476 (MGH: AA, 9:308); гот: Mar­cell. co­mes, s. a. 476 (MGH: AA, 9:91); Theo­pha­nes Chro­no­gra­phia a. m. 5965 (1:119 De Boor). Эта пута­ни­ца свя­за­на с тем, что Одо­акр был коро­лём не како­го-то кон­крет­но­го пле­ме­ни, а раз­но­шёрст­ной армии, и после того, как он добил­ся успе­ха, мно­гие хоте­ли бы пре­тен­до­вать на него (ср. Hodgkin, Ita­ly, 2:529).
  • 14Anon. Va­les. 8. 38 (MGH: AA, 9:310); о При­с­ке см. выше прим. 7.
  • 15K 693 (ed. Ad­ler, 3:53).
  • 16При­сво­е­ние автор­ства это­го отрыв­ка Мал­ху было сде­ла­но Берн­гар­ди и под­дер­жа­но Адле­ром (loc. cit.). Мюл­лер не вклю­чил его в чис­ло фраг­мен­тов Мал­ха, но это сде­лал Дин­дорф (Hist. Grae­ci Min., vol. I [Leip­zig, 1870], p. 395, fr. 8c), кото­ро­му сле­ду­ет C. D. Gor­don, The Age of At­ti­la (Ann Ar­bor, 1966), p. 147.
  • 17MGH: AA, 9:308, 314; FHG 4:617.
  • 18Jor­da­nes Get. 277 (MGH: AA, 1:130—131).
  • 19Рей­нольдс и Лопес (Odoa­cer…, p. 39) пред­по­ло­жи­ли, что назва­ние «ски­ры» про­ис­хо­дит от иран­ско­го сло­ва, озна­чаю­ще­го «моло­ко» или «лев»; но они, как пра­ви­ло, счи­та­лись гер­ман­ским наро­дом, см., напри­мер, Mus­set, Ger­ma­nic In­va­sions, p. 9.
  • 20Pris­cus fr. 35 (FHG 4:107); Jor­da­nes Get. 273—76 (MGH: AA, 1:128—129).
  • 21Вер­но, что Иор­дан не гово­рит нам о том, что Эди­ка, кото­ро­го он назы­ва­ет в этой свя­зи, был отцом Одо­ак­ра. Пожа­луй, мож­но лишь ска­зать, что из всех наших источ­ни­ков Иор­дан — неваж­но, по какой при­чине — явля­ет­ся наи­бо­лее запу­тан­ным в вопро­се род­ст­вен­ных свя­зей Одо­ак­ра. Сле­ду­ет заме­тить, что толь­ко он упо­ми­на­ет тор­ки­лин­гов (неза­свиде­тель­ст­во­ван­ных ина­че) и рогов (кото­рые могут быть, а могут и не быть руга­ми) — назва­ния, кото­рым Рей­нольдс и Лопес при­да­ют неоправ­дан­ное зна­че­ние.
  • 22Odoa­cer…, p. 51, n. 48; ср. F. F. Kra­us, Die Mün­zen Odo­va­cars und des Ostgo­ten­rei­ches in Ita­lien (Hal­le, 1928), p. 56, nos. 25, 26; p. 58, nos. 36, 36a; pls. I, II.
  • 23Vi­ta S. Se­ve­ri­ni 7 (ed. Saup­pe, MGH: AA, 1.2:11). Anon. Va­les. 10. 45 (MGH: AA, 9:314) дослов­но повто­ря­ет рас­сказ; это явно была извест­ная исто­рия.
  • 24Внеш­ность гун­нов была сво­его рода общим местом в позд­не­ан­тич­ной лите­ра­ту­ре, и боль­шин­ство име­ю­щих­ся у нас при­ме­ров обра­ща­ют вни­ма­ние на их низ­кий рост (напри­мер, Am­mia­nus Mar­cel­li­nus 31. 2. 1; Jor­da­nes Get. 182 [MGH: AA, 1:105]; и обсуж­де­ние в Maen­chen-Hel­fen, Huns, pp. 358—363). Анек­дот об Одо­ак­ре и св. Севе­рине, воз­мож­но, не вполне вымыш­лен, но по фор­ме и дета­лям явля­ет­ся весь­ма общим (см. Lot­ter, Se­ve­ri­nus, pp. 137, 190).
  • 25Anon. Va­les. 10. 48 (MGH: AA, 9:315). Рей­нольдс и Лопес интер­пре­ти­ру­ют это место, как озна­чаю­щее, что он был языч­ни­ком («Odoa­cer», p. 51, n. 48): «Для орто­док­саль­но­го като­ли­че­ско­го писа­те­ля это­го века [т. е., авто­ра Ано­ни­ма Вале­зия] бес­при­страст­ность [а имен­но, языч­ни­ка] уже озна­ча­ла уклон в поль­зу ере­ти­ков». Это объ­яс­не­ние не может быть при­ня­то: наши источ­ни­ки зна­ют, как назвать языч­ни­ка языч­ни­ком, когда они это­го хотят.
  • 26О гун­нах и хри­сти­ан­стве см. Maen­chen-Hel­fen, Huns, pp. 261—265. О готе-иудее см. O. Fie­bi­ger und L. Schmidt, Inschrif­ten­sammlung zur Ge­schich­te der Ostger­ma­nen2 (Vien­na und Leip­zig, 1939), no 22. Погре­бе­ние Одо­ак­ра в сина­го­ге (Johan­nes Ant., fr. 214a [FHG 4:621]) может лишь озна­чать, что Тео­де­рих, сам ари­а­нин, не поже­лал осквер­нять хри­сти­ан­скую цер­ковь остан­ка­ми того, кого он счи­тал удоб­ным рас­смат­ри­вать как клят­во­пре­ступ­ни­ка. (Сто­ит, кста­ти, отме­тить, что Одо­акр, несмот­ря на своё ари­ан­ство, нахо­дил­ся в сер­деч­ных отно­ше­ни­ях с дву­мя като­ли­че­ски­ми свя­ты­ми, Епи­фа­ни­ем и Севе­ри­ном).
  • 27Wal­la­ce-Had­rill, Bar­ba­rian West, p. 33: «Он при­над­ле­жал к ужас­но­му наро­ду… Под­держ­ка несколь­ких рим­ских родов и кажу­щий­ся ней­тра­ли­тет пап­ства не долж­ны закры­вать нам гла­за на непо­пу­ляр­ность Одо­ак­ра. Как же мог­ло быть ина­че с чело­ве­ком, заклей­мён­ным в Визан­тии как тиран?… Тео­до­рих [был отправ­лен в Ита­лию] с пол­но­го одоб­ре­ния импе­ра­то­ра, чтобы ото­брать её у гун­нов». В дей­ст­ви­тель­но­сти нет ника­ких дока­за­тельств того, что он был непо­пу­ля­рен в Ита­лии, и есть неко­то­рые свиде­тель­ства обрат­но­го; см. Stein, Bas Em­pi­re, pp. 41—54, и Chas­tag­nol, Sé­nat ro­main, pp. 52—56. Для слож­ной про­бле­мы его отно­ше­ний с Зено­ном наши свиде­тель­ства незна­чи­тель­ны и неко­то­рые из них про­ти­во­ре­чи­вы: см., в допол­не­ние к ука­зан­ным в прим. 5 ста­тьям Джон­са и Мак­кор­ми­ка, P. C. Kent, Juli­us Ne­pos and the Fall of the Wes­tern Em­pi­re, Co­rol­la Swo­bo­da (Graz, 1966), pp. 146—150.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1508447449 1508449401 1509428366