Цицерон о законах идеального государства

ΣΧΟΛΗ. Выпуск 4. 1. Новосибирск, 2010. С. 32–41.

с.32

Ari­na Bra­go­va (Nizhny Nov­go­rod Sta­te Lin­guis­tic Uni­ver­si­ty, Rus­sia)
Ci­ce­ro on laws of ideal sta­te

ABSTRACT. For­mu­la­ting the juri­di­cal com­po­nent of his ideal sta­te in the dia­lo­gue De le­gi­bus Ci­ce­ro com­bi­nes Greek le­gal theo­ry and Ro­man sta­te ac­ti­vi­ty. He sees the law as a sup­re­me ra­tio in­he­rent in the na­tu­re, which al­lows peop­le to do what ought to be do­ne and to ref­rain from the op­po­si­te. It is jus­ti­ce that can be found at the co­re of law, but (contra­ry to the so­phis­tic tra­di­tion) — jus­ti­ce avai­lab­le to eve­ry ci­ti­zen, not exclu­si­ve­ly to the ru­lers, sin­ce on­ly this sort of law gua­ran­tees equal treat­ment to all Ro­man ci­ti­zens. Jus­ti­ce and equa­li­ty are deep­ly roo­ted in ci­vil vir­tues ref­lec­ted in Ro­man tra­di­tion, an unwrit­ten law of di­vi­ne ori­gin (that is why re­li­gio­us laws ha­ve to be most strictly ob­ser­ved). Examples gi­ven in the ar­tic­le show how Ci­ce­ro uses the­se theo­re­ti­cal pre­mi­ses in his dis­cus­sion of so­me le­gal acts re­la­ted to the im­pe­rium of ma­gistra­tes and the function of the tri­bu­na­te.


KEYWORDS: Ro­me, na­tu­ral law, le­gal ru­les, jus­ti­ce, equa­li­ty

Фор­му­ли­руя тези­сы сво­ей кон­цеп­ции иде­аль­но­го государ­ст­вен­но­го устрой­ства, пред­став­лен­ной глав­ным обра­зом в диа­ло­гах «О государ­стве» и «О зако­нах», Цице­рон уде­ля­ет осо­бое вни­ма­ние пра­во­вой сто­роне вопро­са, а имен­но зако­нам. Изна­чаль­но диа­лог «О зако­нах» состо­ял из шести книг по ана­ло­гии с его сочи­не­ни­ем «О государ­стве». До нас дошли пер­вые три кни­ги, хотя и они име­ют боль­шое коли­че­ство лакун. Пер­вая кни­га содер­жит рас­суж­де­ния о есте­ствен­ном пра­ве, вто­рая — о боже­ст­вен­ном пра­ве, третья — о маги­ст­ра­тах. По спра­вед­ли­во­му заме­ча­нию Уил­ки­на, Цице­рон счи­тал пра­во и зако­ны наи­бо­лее важ­ным аспек­том государ­ст­вен­но­го управ­ле­ния (Wil­kin, 1947). Антич­ный мыс­ли­тель дает опре­де­ле­ние поня­тию «закон», дока­зы­ва­ет его боже­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние, разъ­яс­ня­ет дей­ст­вие зако­нов, свя­зан­ных с рели­ги­ей, и важ­ность таких зако­нов для рим­ско­го наро­да, пред­ла­га­ет пра­во­вые меха­низ­мы, свя­зан­ные с инсти­ту­том цен­зор­ства, три­бу­на­том, функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем народ­но­го собра­ния.

с.33 Преж­де все­го, Цице­рон счи­та­ет необ­хо­ди­мым разъ­яс­нить при­ро­ду пра­ва и зако­ны, на осно­ва­нии кото­рых долж­ны управ­лять­ся граж­дан­ские общи­ны (О зако­нах, I, 17)1. Несо­мнен­но, он опи­ра­ет­ся на опыт, накоп­лен­ный древни­ми гре­ка­ми в этом вопро­се2. В част­но­сти, струк­ту­ру сво­их сочи­не­ний о государ­стве и зако­нах он заим­ст­ву­ет у Пла­то­на, но имен­но струк­ту­ру, а не напол­не­ние (Seel, 1953, 393). Содер­жа­ние дан­ных работ пред­став­ля­ет собой объ­еди­не­ние гре­че­ской фило­со­фии с рим­ской прак­ти­кой, и в этом заклю­ча­ет­ся нова­тор­ство Цице­ро­на (Beard, 1986, 39—40; Vogt, 1963, 54). В пер­вой кни­ге диа­ло­га «О зако­нах» Цице­рон пишет о законе как о зало­жен­ном в при­ро­де выс­шем разу­ме, поз­во­ля­ю­щем нам совер­шать то, что совер­шать сле­ду­ет, и запре­щаю­щий про­ти­во­по­лож­ное (О зако­нах, I, 18. Ср. О государ­стве, III, 33). И сра­зу же автор сочи­не­ния ука­зы­ва­ет на отли­чие гре­че­ской и рим­ской трак­то­вок зако­на. Гре­ки вкла­ды­ва­ют в закон поня­тие спра­вед­ли­во­сти, а рим­ляне, наряду со спра­вед­ли­во­стью, — поня­тие выбо­ра. Гре­че­ское назва­ние «номос» про­изо­шло от гла­го­ла «немо», то есть «уде­лять», так как закон «уде­ля­ет» каж­до­му то, что ему поло­же­но. Латин­ское же назва­ние lex про­ис­хо­дит от гла­го­ла le­ge­re, одно из зна­че­ний кото­ро­го — «выби­рать», и Цице­рон под­ра­зу­ме­ва­ет выбор спра­вед­ли­во­го и истин­но­го нача­ла (О зако­нах, II, 11). «При­ми­ряя» гре­че­скую тео­рию со сво­и­ми взгляда­ми, он заме­ча­ет при этом, что зако­ну свой­ст­вен­но и то и дру­гое, то есть и спра­вед­ли­вость, и пра­во выбо­ра (там же, I, 19). В под­твер­жде­ние мыс­ли пред­ше­ст­вен­ни­ков о спра­вед­ли­во­сти зако­на Цице­рон неод­но­крат­но упо­ми­на­ет поня­тие спра­вед­ли­во­сти в отно­ше­нии рим­ских зако­нов (там же, I, 19; II, 13). Одна­ко надо отме­тить, что, в отли­чие от Фра­си­ма­ха в «Государ­стве» Пла­то­на3, Цице­рон пишет не с пози­ций полез­но­сти спра­вед­ли­во­сти для пра­ви­те­ля, а с пози­ций полез­но­сти спра­вед­ли­во­сти для всех рим­ских граж­дан. Цице­рон пред­по­ла­га­ет равен­ство всех граж­дан перед спра­вед­ли­вым зако­ном как осно­ва­ние для проч­но­го государ­ства (Цице­рон, О государ­стве, I, 48; 69; ср. О зако­нах, II, 13), о чем спра­вед­ли­во упо­ми­на­ет в сво­ей рабо­те Стро­гец­кий (2001, 135). В отно­ше­нии мыс­ли Цице­ро­на о равен­стве граж­дан перед зако­на­ми Мит­челл заме­ча­ет, что, хотя поли­ти­че­ские идеи Цице­ро­на про­ис­хо­ди­ли от его ари­сто­кра­ти­че­ско­го взгляда на государ­ство и управ­ле­ние им, кото­рое пред­по­ла­га­ло иерар­хи­че­скую струк­ту­ру, для него истин­ная res pub­li­ca, осно­ван­ная на идее о том, что государ­ство при­над­ле­жит наро­ду и суще­ст­ву­ет на с.34 бла­го людей, долж­на гаран­ти­ро­вать высо­кую сте­пень равен­ства для всех граж­дан, и имен­но равен­ства граж­дан перед зако­ном, так как не может быть част­ных при­ви­ле­гий перед зако­ном и спра­вед­ли­вость — одна для всех (О зако­нах, II, 13; III, 8; Mit­chell, 1991, 12—13)4. Мит­челл так­же ука­зы­ва­ет на мысль Цице­ро­на о том, что те, кто сто­ят у вла­сти, не долж­ны иметь боль­ше вла­сти, чем та, что им пре­до­став­ле­на по зако­ну. Таким обра­зом, посколь­ку власть пра­ви­те­лей про­ис­те­ка­ет из зако­на, то они — созда­ния зако­на (Цице­рон, За Клу­ен­ция, 146; О государ­стве, II, 43; О зако­нах, III, 1—3). По мне­нию иссле­до­ва­те­ля, к кон­цу жиз­ни Цице­рон утвер­ждал, что одной из глав­ных целей его управ­ле­ния все­гда было гаран­ти­ро­вать, чтобы ника­кой чело­век не стал силь­нее зако­нов (Mit­chell, 1991, 12—13; cf. Clas­sen, 1978, 597—619). Вполне обос­но­ван­но заме­ча­ет Пав­лов, что, про­воз­гла­шая aequi­tas основ­ным прин­ци­пом res pub­li­ca, Цице­рон пони­ма­ет равен­ство, преж­де все­го, как равен­ство перед зако­ном и отвер­га­ет равен­ство как прин­цип соци­аль­но-поли­ти­че­ский, посколь­ку Цице­рон отста­и­ва­ет незыб­ле­мость част­ной соб­ст­вен­но­сти (Об обя­зан­но­стях, II, 78—80) и отвер­га­ет равен­ство изби­ра­тель­ных прав (О государ­стве, II, 40), отда­вая пред­по­чте­ние цен­ту­ри­ат­но­му устрой­ству Сер­вия Тул­лия (О государ­стве, II, 39; Пав­лов, 2001; ср. Нер­се­сянц, 1983, 155).

Сле­дую­щая важ­ная мысль, свя­зан­ная с зако­на­ми, состо­ит в том, что для сво­его иде­аль­но­го государ­ства Цице­рон выби­ра­ет толь­ко непи­са­ный закон, тот выс­ший закон, кото­рый воз­ник рань­ше любо­го писа­но­го зако­но­да­тель­ства (О зако­нах, I, 19)5. На писа­ные зако­ны пола­гать­ся нель­зя, посколь­ку они транс­ли­ру­ют волю чело­ве­ка, сто­я­ще­го у вла­сти, а такой чело­век при­ка­зы­ва­ет или запре­ща­ет то, что нахо­дит нуж­ным для себя, для сво­ей выго­ды (там же, I, 19—20; 42—44; II, 13; ср. О государ­стве, II, 63; III, 16; 18; 20)6. В каче­стве при­ме­ра таких неспра­вед­ли­вых писа­ных зако­нов Цице­рон при­во­дит закон Луция Вале­рия Флак­ка (82 г. до н. э.), по кото­ро­му Сул­ла при­об­ре­тал неогра­ни­чен­ные пол­но­мо­чия, пра­во жиз­ни и смер­ти по отно­ше­нию к рим­ским граж­да­нам (О зако­нах, I, 42; ср. Цице­рон, Про­тив Верре­са, III, 82; О земель­ном законе, III, 5; О доме, 49). Из исто­рии Древ­ней Гре­ции ему извест­но неспра­вед­ли­вое исполь­зо­ва­ние зако­нов трид­ца­тью тира­на­ми (404—403 гг. до н. э.), когда трид­цать афин­ских пра­ви­те­лей «поже­ла­ли навя­зать свои зако­ны всем» (О зако­нах, I, 42; с.35 ср. О государ­стве, I, 44). В отно­ше­нии мыс­ли Цице­ро­на о неспра­вед­ли­во­сти мно­гих част­ных пред­пи­са­ний (О зако­нах, II, 13) инте­рес­но мне­ние Гри­ма­ля (1991, 317—318) о том, что те част­ные пред­пи­са­ния, о кото­рых пишет Цице­рон, втя­ги­ва­ют государ­ство в роко­вое дви­же­ние к ката­стро­фе. Имен­но тако­вы зако­ны рес­пуб­ли­ки Рима в пред­смерт­ные ее годы, кото­рые толь­ко рас­ша­ты­ва­ют тра­ди­ци­он­ное устрой­ство государ­ства, создан­ное на про­тя­же­нии веков «доб­ры­ми» зако­но­да­те­ля­ми. Если Рим выжил, если сумел вырас­ти, укре­пить­ся, рас­про­стра­нить свою власть на весь извест­ный мир, то лишь бла­го­да­ря неуклон­но­му воздей­ст­вию духов­но­го наследия зако­но­да­те­лей, кото­рые, конеч­но, учи­ты­ва­ли вся­кий раз кон­крет­ное поло­же­ние, но рас­смат­ри­ва­ли его в све­те веч­ных прин­ци­пов спра­вед­ли­во­сти и пра­ва и, стре­мясь к сего­дняш­ней поль­зе, посто­ян­но виде­ли и самое отда­лен­ное буду­щее. Так соеди­ни­лись две вет­ви исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия, вме­сте при­вед­шие к воз­ник­но­ве­нию импе­рии: есте­ствен­ное ста­нов­ле­ние, неза­ви­си­мое от чело­ве­че­ской воли, и разум­ная пла­но­мер­ная дея­тель­ность людей, спо­соб­ная все же направ­лять раз­ви­тие в рус­ло, наи­бо­лее бла­го­при­ят­ное для государ­ства. Так корм­чий кораб­ля, усту­пая силе вет­ра и волн, в то же вре­мя искус­ным манев­ром при­во­дит бла­го­по­луч­но корабль в гавань. Таким обра­зом, в душе Цице­ро­на живет вера в веч­ность Рима, ско­рее рели­ги­оз­ная, чем логи­че­ски обос­но­ван­ная. Боги, гово­рит он во 2-й кни­ге диа­ло­га «О зако­нах», все­це­ло гос­под­ст­ву­ют над жиз­нью, граж­да­нам лишь оста­ет­ся про­ник­нуть­ся этой исти­ной, их пер­вый долг — под­чи­нять­ся боже­ст­вен­но­му зако­ну. Дей­ст­ви­тель­но, о боже­ст­вен­ном про­ис­хож­де­нии непи­са­но­го пра­ва Цице­рон пишет мно­го (О зако­нах, I, 23; 43; II, 2; 8; 10; 11; 19; 25; 27; 28; 40; III, 3; О государ­стве, III, 20). Закон есть мысль боже­ства, разу­мом сво­им ведаю­ще­го все­ми дела­ми, при­нуж­дая или запре­щая (О зако­нах, II, 8). Гри­маль пола­га­ет, что из рас­суж­де­ния Цице­ро­на о боже­ст­вен­ном про­ис­хож­де­нии зако­нов и пра­ва сле­ду­ет вывод о том, что, посколь­ку закон одно­при­ро­ден с разу­мом, а послед­ний при­сущ как людям, так и богам, зна­чит боги и люди еди­ны в сво­ем под­чи­не­нии обще­му зако­ну, то есть еди­ны един­ст­вом пра­ва; эта мысль лежит в осно­ве всей работы Цице­ро­на (Гри­маль, 1991, 315—316). Посколь­ку зако­ны созда­ны боже­ст­вен­ным разу­мом, то и пра­во, из них про­ис­те­каю­щее, име­ет боже­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние (там же, I, 23; 33). По заме­ча­нию Кау­ел­ла, хотя Цице­рон сле­до­вал за Пла­то­ном в вопро­се о том, что закон зави­сит от прин­ци­пов пра­ва, одна­ко он сумел глуб­же загля­нуть в про­бле­му, так как для него закон был свя­щен­ным пред­ме­том, не вещью, изо­бре­тен­ной гени­ем чело­ве­ка или учреж­ден­ной каким-либо наро­дом, но тем веч­ным прин­ци­пом, кото­рый управ­ля­ет всей все­лен­ной (там же, II, 8) (Cowell, 1948, 273). Надо отме­тить, что непи­са­ный закон под­ра­зу­ме­ва­ет доб­ро­де­тель­ное поведе­ние каж­до­го граж­да­ни­на, кото­рое Цице­рон выво­дит из четы­рех стои­че­ских доб­ро­де­те­лей: разу­ме­ния, спра­вед­ли­во­сти и бла­го­де­я­ния как дву­еди­ной доб­ро­де­те­ли, вели­чия духа (доб­ле­сти) и уме­рен­но­сти7. Зако­ны долж­ны быть осно­ва­ны на разу­ме, так как с.36 разум­ный образ жиз­ни дела­ет людей луч­ше (там же, I, 32), и эта мысль пере­кли­ка­ет­ся с пер­вой доб­ро­де­те­лью, разу­ме­ни­ем. Все люди свя­за­ны при­род­ным чув­ст­вом снис­хо­ди­тель­но­сти и бла­го­же­ла­тель­но­сти друг к дру­гу (там же, I, 35), и это свя­за­но со вто­рой доб­ро­де­те­лью (спра­вед­ли­во­стью и бла­го­де­я­ни­ем). Непи­са­ный закон пред­по­ла­га­ет жизнь в согла­сии с при­ро­дой, по ее зако­ну, жизнь уме­рен­ную и в согла­сии с доб­ле­стью (там же, I, 56), и здесь, несо­мнен­но, речь идет о третьей и чет­вер­той доб­ро­де­те­лях — об уме­рен­но­сти и вели­чии духа. Таким обра­зом, эти­че­ские кате­го­рии добра и зла тес­но пере­пле­та­ют­ся у Цице­ро­на с пра­во­вы­ми и поли­ти­че­ски­ми поня­ти­я­ми. Пра­во (читай, закон) Цице­рон при­рав­ни­ва­ет к чест­но­му, бес­пра­вие (читай, отсут­ст­вие зако­на) — к позор­но­му (там же, I, 44). Посколь­ку зако­ны и пра­во име­ют боже­ст­вен­ное нача­ло, Цице­рон обра­ща­ет осо­бое вни­ма­ние на зако­ны в отно­ше­нии рели­гии. Им он посвя­ща­ет вто­рую кни­гу диа­ло­га «О зако­нах», где осно­вы­ва­ет рас­суж­де­ния глав­ным обра­зом на Законе Две­на­дца­ти Таб­лиц. Соглас­но это­му зако­ну, рим­ским граж­да­нам необ­хо­ди­мо: (1) про­яв­лять бла­го­че­стие по отно­ше­нию к богам, при­знан­ным государ­ст­вом (О зако­нах, II, 19; 26); (2) обра­щать­ся к богам с чистой душой (там же, II, 19; 24); (3) избе­гать рос­ко­ши при свя­щен­но­дей­ст­ви­ях, чтобы оди­на­ко­вый доступ к богам был открыт для всех (II, 25); (4) соблюдать самые древ­ние и пото­му самые близ­кие к боже­ству обы­чаи пред­ков в отно­ше­нии рели­гии (II, 27; 35; 40; 61—62); (5) покло­нять­ся обо­жест­влен­ным людям, а имен­но людям, обла­даю­щим таки­ми каче­ства­ми, как ум, бла­го­че­стие, доб­лесть, вер­ность (II, 27—28); (6) под­чи­нять­ся государ­ст­вен­ным жре­цам (слу­жи­те­лям куль­та), истол­ко­ва­те­лям про­ро­честв (квин­де­цим­ви­рам) и истол­ко­ва­те­лям воли богов (авгу­рам и гаруспи­кам), так как они име­ют пра­во, соеди­нен­ное с авто­ри­те­том (auc­to­ri­tas), заклю­чаю­ще­е­ся (в слу­чае с авгу­ра­ми) в отмене собра­ний и схо­док, в отка­зе кон­су­лу в маги­ст­ра­ту­ре, в раз­ре­ше­нии или запре­те обра­тить­ся с речью к наро­ду, в отмене зако­нов, во вли­я­нии на ход вой­ны через ауспи­ции (то есть гада­ние по поле­ту птиц) (II, 20—21; 31; 34—35. Ср. О государ­стве, II, 31).

В кни­ге III диа­ло­га «О зако­нах» Цице­рон пишет о вла­сти (im­pe­rium)8 кон­су­лов и пре­то­ров, а так­же обя­зан­но­стях цен­зо­ров9, эди­лов, кве­сто­ров, три­бу­нов с.37 (О зако­нах, III, 6—11)10. Фак­ти­че­ски он при­во­дит в при­мер струк­ту­ру вла­сти, кото­рая суще­ст­во­ва­ла в Риме до середи­ны II в. до н. э., до реформ бра­тьев Грак­хов, когда рес­пуб­ли­ка нахо­ди­лась на пике сво­его раз­ви­тия, и в кото­рой Цице­рон видит при­мер иде­аль­но­го государ­ства. Это мне­ние разде­ля­ет ряд иссле­до­ва­те­лей. Напри­мер, Фин­ли пишет о том, что Цице­рон при­во­дит в систе­му дав­но при­ня­тую рим­скую док­три­ну (Fin­ley, 1983, 65). О кон­сер­ва­тиз­ме и тра­ди­цио­на­лиз­ме Цице­ро­на в отно­ше­нии поли­ти­ко-пра­во­вой кон­цеп­ции заме­ча­ет Бек (Beck, 2004). Вуд так­же наста­и­ва­ет на том, что Цице­рон опи­сал рим­ские зако­ны сво­его вре­ме­ни (Wood, 1988, 168), ссы­ла­ясь на само­го Цице­ро­на, кото­рый писал, что ему почти не пона­до­би­лось вно­сить в зако­ны что-либо новое (О зако­нах, III, 12). В отно­ше­нии послед­не­го мне­ния надо заме­тить, что Цице­рон иде­а­ли­зи­ру­ет не зако­ны сво­его вре­ме­ни, а ран­не­рес­пуб­ли­кан­ские зако­ны, когда кон­су­лы руко­во­ди­ли осталь­ны­ми маги­ст­ра­та­ми (там же, III, 16), пре­то­ры были охра­ни­те­ля­ми пра­ва (там же, III, 8), цен­зо­ры суще­ст­во­ва­ли в государ­стве все­гда, а не вре­мя от вре­ме­ни (там же, III, 47)11 и следи­ли за под­лин­но­стью зако­нов (там же, III, 11—12; 47), дели­ли насе­ле­ние по иму­ще­ству, воз­рас­там, сосло­ви­ям, веда­ли город­ски­ми хра­ма­ми, доро­га­ми, водо­про­во­дом, каз­ной, поступ­ле­ни­ем дани, над­зи­ра­ли за нра­ва­ми (там же, III, 7). Эди­лы управ­ля­ли Римом, ведая о про­до­воль­ст­вии и тор­же­ст­вен­ных играх (там же, III, 7). В отно­ше­нии три­бу­нов Цице­рон заме­ча­ет, что те долж­ны назна­чать­ся для защи­ты плеб­са про­тив само­управ­ства и иметь пра­во нало­жить вето на реше­ния сена­та (там же, III, 9—10). Рас­по­ря­же­ния маги­ст­ра­та долж­ны быть зако­но­мер­ны­ми, посколь­ку маги­ст­рат — это «гово­ря­щий» закон (там же, III, 2), и пото­му его импе­рий дол­жен быть закон­ным (там же, III, 6). Дей­ст­вия маги­ст­ра­тов долж­ны отли­чать­ся уме­рен­но­стью (там же, III, 10—11). Маги­ст­ра­ты так­же все­гда долж­ны пом­нить о важ­но­сти ауспи­ций — и когда высту­па­ют с речью, и когда хотят отсро­чить созыв коми­ций, кото­рый мог бы нане­сти вред в свя­зи с неза­кон­ны­ми стрем­ле­ни­я­ми наро­да (там же, III, 9; 10; 11; 27; 43). Необ­хо­ди­мо более подроб­но оста­но­вить­ся на три­бу­на­те, отно­ше­ние к кото­ро­му у Цице­ро­на двой­ст­вен­ное. Он пишет, что, хотя в сво­ей дея­тель­но­сти он постра­дал от вла­сти три­бу­на, одна­ко он не хочет высту­пать про­тив три­бу­на­та. с.38 Три­бу­нат явля­ет­ся необ­хо­ди­мым ком­про­мис­сом, пред­ло­жен­ным ари­сто­кра­та­ми для удо­вле­тво­ре­ния народ­но­го про­те­ста, свя­зан­но­го с жела­ни­ем бóльше­го уча­стия наро­да в государ­ст­вен­ном управ­ле­нии. Кон­фликт меж­ду наро­дом и ноби­ли­те­том, как пола­га­ет Цице­рон, менее выра­жен при три­бу­на­те, так как сво­бо­да наро­да при три­бу­на­те тако­ва, что плебс дол­жен был скло­нять­ся перед авто­ри­те­том пер­вен­ст­ву­ю­щих людей, несмот­ря на мно­гие пре­вос­ход­ные уста­нов­ле­ния (О зако­нах, III, 25). Как отме­ча­ет А. А. Пав­лов, ком­мен­ти­руя эту идею Цице­ро­на, учреж­де­ние три­бу­на­та ока­зы­ва­ет­ся сред­ст­вом сдер­жи­ва­ния народ­но­го стрем­ле­ния к дости­же­нию равен­ства: полу­чив три­бу­нат, низы фак­ти­че­ски ока­зы­ва­ют­ся обма­ну­ты­ми в сво­ем стрем­ле­нии урав­нять­ся поли­ти­че­ски с вер­ха­ми, имея кон­сти­ту­ци­он­ный орган, кото­рый тео­ре­ти­че­ски пред­став­лял их инте­ре­сы, но в реаль­но­сти поло­же­ние вещей оста­лось преж­ним, и государ­ство было проч­но сохра­не­но в руках prin­ci­pes (там же, III, 24—25; Пав­лов, 2003, 136). Из этих слов Цице­ро­на Шта­ер­ман так­же дела­ет вывод о том, что Цице­рон видит иде­аль­ное государ­ст­вен­ное прав­ле­ние как бес­хит­рост­ный меха­низм для под­дер­жа­ния гос­под­ства круп­ных ари­сто­кра­тов-земле­вла­дель­цев в годы роста стрем­ле­ния наро­да к сво­бо­де и его жела­ния играть бóльшую роль в государ­ст­вен­ном управ­ле­нии. Одна­ко у иссле­до­ва­те­ля тот­час же воз­ни­ка­ет вопрос, каким обра­зом, по мне­нию Цице­ро­на, государ­ство с таким трех­гла­вым управ­ле­ни­ем может дей­ст­во­вать как жиз­не­спо­соб­ное и объ­еди­нен­ное целое и что явля­ет­ся осно­вой соци­аль­но­го согла­сия в таком слу­чае. По всей види­мо­сти, поиск нуж­но вести за рам­ка­ми фор­маль­но­го меха­низ­ма государ­ст­вен­но­го управ­ле­ния для того, чтобы обна­ру­жить нефор­маль­ные соци­аль­ные и поли­ти­че­ские отно­ше­ния, свя­зы­ваю­щие систе­му воеди­но и объ­яс­ня­ю­щие пре­вос­ход­ство ари­сто­кра­ти­че­ской вла­сти. Цице­рон вос­при­ни­ма­ет про­цесс сла­жен­ной работы трех эле­мен­тов вла­сти как само собой разу­ме­ю­щий­ся и нико­гда не разъ­яс­ня­ет его деталь­но. Но явно под­ра­зу­ме­ва­ет­ся поли­ти­ка вли­я­ния и покро­ви­тель­ства, воз­ни­каю­щая из друж­бы (ami­ci­tiae) и патро­на­та: пер­вое порож­да­ет власть внут­ри выс­ших клас­сов, вто­рое дает воз­мож­ность осу­ществлять власть над низ­ши­ми клас­са­ми (Шта­ер­ман, 1985, 47—48). Отча­сти мож­но согла­сить­ся с мне­ни­ем Шта­ер­ман, так как, дей­ст­ви­тель­но, под­держ­ка груп­пи­ров­ки име­ла опре­де­лен­ное зна­че­ние при фор­ми­ро­ва­нии поли­ти­че­ско­го авто­ри­те­та государ­ст­вен­но­го дея­те­ля, одна­ко не сто­ит так чет­ко «при­вя­зы­вать» поли­ти­че­ское вли­я­ние к отно­ше­ни­ям «патрон-кли­ент». Были и ho­mi­nes no­vi, не имев­шие груп­пи­ро­вок, но вме­сте с тем сумев­шие достичь высо­ких руко­во­дя­щих государ­ст­вен­ных долж­но­стей, как было с Цице­ро­ном. Мне­ние же Пав­ло­ва о том, что Цице­рон отно­сил­ся к три­бу­на­ту как к сред­ству сдер­жи­ва­ния народ­но­го стрем­ле­ния к дости­же­нию равен­ства, кажет­ся нам сомни­тель­ным. По наше­му мне­нию, три­бу­нат для Цице­ро­на являл­ся спа­си­тель­ным сред­ст­вом про­тив охло­кра­тии, ведь он пишет, что сила наро­да, дикая и необуздан­ная при отсут­ст­вии вожа­ка, ста­но­вит­ся более мяг­кой, если тако­вой нахо­дит­ся (О зако­нах, III, 23). Кро­ме того, Цице­рон упо­ми­на­ет о том, что бла­го­да­ря три­бу­на­ту про­стые люди мог­ли счи­тать себя рав­ны­ми пер­вен­ст­ву­ю­щим, а в этом одном было с.39 спа­се­ние государ­ства (там же, III, 24). Таким обра­зом, мы видим, что рим­ский вари­ант «систе­мы сдер­жек и про­ти­во­ве­сов» на при­ме­ре кон­ти­те­зы «сенат—три­бу­нат» спо­соб­ст­ву­ет сба­лан­си­ро­ван­но­му управ­ле­нию государ­ст­вом. Три­бу­ны име­ли реаль­ную поли­ти­че­скую власть, име­ли пра­во вето по отно­ше­нию к пре­то­рам, кон­су­лам и сена­ту, и пото­му не сто­ит недо­оце­ни­вать авто­ри­тет их вла­сти. Таким обра­зом, пра­во и зако­ны, лежа­щие в осно­ве цице­ро­нов­ско­го иде­аль­но­го государ­ства, не слу­жат како­му-либо одно­му из эле­мен­тов вла­сти, напри­мер, ари­сто­кра­ти­че­ско­му, а направ­ле­ны на бла­го все­го государ­ства в целом, посколь­ку Цице­рон при­зна­ет равен­ство всех граж­дан перед зако­ном. После­до­ва­тель­но рас­кры­вая содер­жа­ние третьей кни­ги диа­ло­га «О зако­нах», необ­хо­ди­мо отме­тить ори­ги­наль­ные мыс­ли Цице­ро­на в отно­ше­нии народ­ных собра­ний, для кото­рых в сво­ем иде­аль­ном государ­стве он пред­ла­га­ет два ново­введе­ния. Пер­вое состо­ит в том, что все руко­во­дя­щие маги­ст­ра­ты с точ­ки зре­ния зако­на нахо­дят­ся в отве­те за любое наси­лие или нару­ше­ния, кото­рые слу­ча­ют­ся на собра­нии (О зако­нах, III, 11; 42). Вто­рое, более нова­тор­ское, свя­за­но с голо­со­ва­ни­ем: прак­тич­ная ком­би­на­ция теку­ще­го исполь­зо­ва­ния тай­но­го голо­со­ва­ния (то есть с помо­щью пода­чи таб­ли­чек) наряду с тра­ди­ци­он­ным откры­тым голо­со­ва­ни­ем (там же, III, 10, 33—39). Цице­рон пред­по­ла­га­ет, что таб­лич­ка как бы защи­ща­ет сво­бо­ду граж­дан, толь­ко бы ее пока­зы­ва­ли и доб­ро­воль­но предъ­яв­ля­ли всем наи­луч­шим и достой­ней­шим граж­да­нам — с тем, чтобы сво­бо­да была имен­но в том, в чем наро­ду дает­ся власть — ока­зы­вать почет и дове­рие чест­ным людям (там же, III, 39). Тай­ное голо­со­ва­ние, утвер­жда­ет Цице­рон, лиша­ет сенат ответ­ст­вен­но­сти за выбор и дер­жит его в неведе­нии по пово­ду истин­но­го мне­ния наро­да (там же, III, 38). В таком слу­чае граж­дане сохра­ня­ют свою поли­ти­че­скую сво­бо­ду, ари­сто­кра­тия — власть, что помо­га­ет избе­гать опас­но­сти меж­клас­со­во­го кон­флик­та. Когда будет созда­но пред­став­ле­ние о сво­бо­де (li­ber­ta­tis spe­cies), воля наро­да послу­жит авто­ри­те­ту и мило­сти (auc­to­ri­ta­ti aut gra­tiae) ари­сто­кра­тов (там же, III, 39). Таким обра­зом, мы видим еще один при­мер дей­ст­вия «систе­мы сдер­жек и про­ти­во­ве­сов», имев­ше­го место в ран­ней рим­ской рес­пуб­ли­ке и иде­а­ли­зи­ро­ван­но­го Цице­ро­ном. Итак, при опи­са­нии зако­нов сво­его иде­аль­но­го государ­ства Цице­рон про­яв­ля­ет ори­ги­наль­ность, преж­де все­го, пото­му, что соче­та­ет эле­мен­ты древ­не­гре­че­ских тео­рий о государ­стве и пра­ве с прак­ти­че­ски­ми меха­низ­ма­ми рим­ско­го государ­ст­вен­но­го управ­ле­ния и дей­ст­ву­ю­щи­ми рим­ски­ми зако­на­ми. Это ему уда­ет­ся бла­го­да­ря тому, что он явля­ет­ся реаль­ным поли­ти­че­ским дея­те­лем и пото­му высту­па­ет как актив­ный мыс­ли­тель, а не как ком­пи­ля­тор уче­ний пред­ше­ст­вен­ни­ков. Он не толь­ко в тео­рии, но и на прак­ти­ке зна­ком с зако­на­ми рим­ско­го государ­ства и их недо­стат­ка­ми, и это выгод­но выде­ля­ет его тео­рию государ­ства и пра­ва на фоне дру­гих поли­ти­ко-пра­во­вых уче­ний.

с.40

Биб­лио­гра­фия

Гри­маль П. (1991) Цице­рон (Москва).

Нер­се­сянц В. С. (1983) Пра­во и закон (Москва).

Пав­лов А. А. (2001) «К вопро­су о li­ber­tas у Цице­ро­на», Жебелев­ские чте­ния, 4 (Санкт Петер­бург) // http://cen­tant.spbu.ru/centrum/pub­lik/confcent/2002-10/pav­lov.htm*.

Пав­лов А. А. (2003) «Пле­бей­ский три­бу­нат в изо­бра­же­нии Цице­ро­на», Иссе­дон: аль­ма­нах по древ­ней исто­рии и куль­ту­ре (Ека­те­рин­бург), II, 124—142.

Стро­гец­кий В. М. (2001) «Зако­ны XII Таб­лиц и осо­бен­но­сти раз­ви­тия граж­дан­ско­го пра­ва (jus ci­vi­le) в Риме», Из исто­рии антич­но­го обще­ства (меж­ву­зов­ский сбор­ник науч­ных трудов). Выпуск 7 (Ниж­ний Нов­го­род).

Тем­нов Е. И. (1999) «Цице­рон — ора­тор, поли­тик, пра­во­вед», Цице­рон, О государ­стве. О зако­нах и др. соч. (Москва).

Утчен­ко С. Л. (1994) «Поли­ти­ко-фило­соф­ские трак­та­ты Цице­ро­на («О государ­стве» и «О зако­нах»)», Цице­рон, Марк Тул­лий, Диа­ло­ги: О государ­стве; О зако­нах, пер. В. О. Горен­штей­на (Москва), 152—174.

Шта­ер­ман Е. М. (1985) «От граж­да­ни­на к под­дан­но­му», Куль­ту­ра Древ­не­го Рима, под ред. Е. С. Голуб­цо­вой (Москва), том 1, 22—105.

Beard M. (1986) «Ci­ce­ro and Di­vi­na­tion: the For­ma­tion of a La­tin Dis­cour­se», Jour­nal of Ro­man Stu­dies, 76, 33—46.

Beck S. (2004) «Gree­ce and Ro­me to 30 B. C. Et­hics of Ci­vi­li­za­tion», World Pea­ce Com­mu­ni­ca­tions, 3 // http://www.san.beck.org/EC26-Ci­ce­ro.html#31

Büch­ner K. (1964) Ci­ce­ro. Bes­tand und Wan­del sei­ner geis­ti­gen Welt (Hei­del­berg).

Can­ce­li A. F. (1972) «Juris con­sen­su nel­la de­fi­ni­zio­ne ci­ce­ro­nia­na di res pub­li­ca», RCCM, 14, 247—267.

Clas­sen C. J. (1978) «Ci­ce­ro, the Laws and the Law-Courts», La­to­mus 37, 579—619.

Cowell F. R. (1948) Ci­ce­ro and the Ro­man Re­pub­lic (Lon­don).

Đurić M. (1958) Ideja pri­rod­nog pra­va kod grckih so­fis­ta (Belgrad).

Fan­tham E. (1973) «Aequi­bi­li­tas in Ci­ce­ro’s Po­li­ti­cal Theo­ry, and the Greek Tra­di­tion of Pro­por­tio­nal Jus­ti­ce», Clas­si­cal Quar­ter­ly, 23, 285—290.

Fin­ley M. I. (1983) Po­li­tics in the An­cient World (Cambrid­ge).

Gör­ler W. (1999) «Si­len­cing the Troub­le­ma­ker: De Le­gi­bus I. 39», Ci­ce­ro the Phi­lo­sop­her: 12 Pa­pers, edi­ted by J. G. F. Powell (Ox­ford, 1999), 84—86.

Hallward B. L. (1931) «Ci­ce­ro His­to­ri­cus», The Cambrid­ge His­to­ri­cal Jour­nal, III. 3, 235—236.

Hel­le­gouarc’h J. M. (1963) Le vo­ca­bu­lai­re la­tin des re­la­tions et des par­tis po­li­ti­ques sous la re­pub­li­que (Pa­ris).

Ken­ter L. P. (1972) Ci­ce­ro, De Le­gi­bus: A Com­men­ta­ry on Book I (Amster­dam).

Keys C. W. (1921) «Ori­gi­nal ele­ments in Ci­ce­ro’s Ideal Con­sti­tu­tion», Ame­ri­can Jour­nal of Phi­lo­lo­gy, 42, 309—323.

Le­po­re E. (1954) Il prin­ci­pe ci­ce­ro­nia­no e gli idea­li po­li­ti­ci del­la tar­da re­pubbli­ca (Na­po­li).

Mit­chell Th. (1991) Ci­ce­ro: the se­nior sta­tes­man (Lon­don).

Schur W. (1934) Sal­lust als His­to­ri­ker (Stuttgart).

с.41 Seel O. (1953) Ci­ce­ro. Wort. Staat. Welt (Stuttgart).

Vogt J. (1963) Ci­ce­ros Glau­be an Rom (Darmstadt).

Wil­kin R. (1947) Eter­nal Lawyer (New York).

Wirszubski Ch. (1968) Li­ber­tas as a po­li­ti­cal idea at Ro­me du­ring the La­te Re­pub­lic and Ear­ly Prin­ci­pa­te (Cambrid­ge).

Wood N. (1988) Ci­ce­ro’s So­cial and Po­li­ti­cal Thought (Ber­ke­ley, Ca­lif.).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Здесь и далее цит. по: Цице­рон Марк Тул­лий, Диа­ло­ги: О государ­стве; О зако­нах, пер. В. О. Горен­штей­на (Москва, 1994).
  • 2Подроб­нее см. Утчен­ко, 1994, 161; Нер­се­сянц, 1983, 155; Тем­нов, 1999, 19; Büch­ner, 1964, 233; Đurić, 1958; Gör­ler, 1999, 86; Schur, 1934, 42; Wood, 1988, 70.
  • 3«Уста­нав­ли­ва­ет же вся­кая власть зако­ны в свою поль­зу… Уста­но­вив зако­ны, объ­яв­ля­ют их спра­вед­ли­вы­ми для под­власт­ных… во всех государ­ствах спра­вед­ли­во­стью счи­та­ет­ся одно и то же, а имен­но то, что при­год­но суще­ст­ву­ю­щей вла­сти» (Пла­тон, Государ­ство, I, 338e; пер. А. Н. Егу­но­ва). Здесь и далее цит. по Собра­нию сочи­не­ний Пла­то­на в 4 т. (Москва, 1990—1994).
  • 4Этот важ­ный сюжет раз­би­ра­ет­ся мно­ги­ми авто­ра­ми. См., напри­мер: Wirszubski, 1968, 80—81; Fan­tham, 1973, 285—290; Kentner, 1972, 81, 157; Le­po­re, 1954, 258—265; Büch­ner, 1964, 214—238; Can­ce­li, 1972, 247—267; Hel­le­gouarc’h, 1963, 542—566; Wood, 1988, 70—89.
  • 5Эта мысль заим­ст­во­ва­на у Ари­сто­те­ля, кото­рый ука­зы­вал, что «зако­ны, осно­ван­ные на обы­чае, име­ют бóльшее зна­че­ние, чем зако­ны писа­ные» (Ари­сто­тель, Боль­шая эти­ка, 1287b, 7—9; пер. Т. А. Мил­лер; цит. по: Ари­сто­тель, Сочи­не­ния в 4-х тт. Москва, 1976—1984).
  • 6Мысль о неспра­вед­ли­во­сти писа­ных зако­нов пере­кли­ка­ет­ся с Ари­сто­теле­вой, соглас­но кото­рой «мы раз­ре­ша­ем началь­ст­во­вать не чело­ве­ку, а сло­ву [зако­на] (λό­γος), так как чело­век себе уде­ля­ет боль­ше благ и мень­ше зол и ста­но­вит­ся тира­ном» (Ари­сто­тель, Нико­ма­хо­ва эти­ка, 1134a, 35—38; пер. Н. В. Бра­гин­ской).
  • 7Ср. «Доб­ро­де­тель — спра­вед­ли­вое отно­ше­ние к зако­нам» (Пла­тон, Опре­де­ле­ния 411d).
  • 8В эпо­ху рес­пуб­ли­ки под поня­ти­ем im­pe­rium пони­ма­лась пол­нота вла­сти выс­ших маги­ст­ра­тов (кон­су­лов и пре­то­ров), огра­ни­чен­ная кол­ле­ги­аль­но­стью (нали­чи­ем вто­ро­го кон­су­ла) и годич­ным сро­ком, а в пре­де­лах поме­рия (сакраль­ной город­ской чер­ты горо­да Рима) так­же и интер­цес­си­ей пле­бей­ских три­бу­нов (запре­том на указ маги­ст­ра­та или поста­нов­ле­ние сена­та) и пра­вом про­во­ка­ции (апел­ля­ции к наро­ду), кото­рым обла­дал рим­ский граж­да­нин. Импе­рий сла­гал­ся из пра­ва ауспи­ций (пред­ска­за­ния буду­ще­го по поле­ту птиц), набо­ра вой­ска и коман­до­ва­ния им, созы­ва кури­ат­ских коми­ций (собра­ний пат­ри­ци­ев), пра­ва при­нуж­де­ния и нака­за­ния и юрис­дик­ции (судо­про­из­вод­ства).
  • 9Стар­ши­ми маги­ст­ра­та­ми были кон­су­лы, пре­то­ры, цен­зо­ры, осталь­ные име­но­ва­лись млад­ши­ми.
  • 10Кон­су­лы обес­пе­чи­ва­ли внут­рен­нюю и внеш­нюю без­опас­ность рес­пуб­ли­ки; пре­то­ры — помощ­ни­ки кон­су­ла, выпол­ня­ю­щие судей­ские обя­зан­но­сти и вооб­ще обя­зан­но­сти кон­су­ла во вре­мя его отсут­ст­вия в горо­де; цен­зо­ры про­во­ди­ли цен­зы, кон­тро­ли­ро­ва­ли финан­сы, обще­ст­вен­ное стро­и­тель­ство, следи­ли за нра­ва­ми; эди­лы веда­ли обще­ст­вен­ны­ми игра­ми, следи­ли за стро­и­тель­ст­вом и содер­жа­ни­ем хра­мов; кве­сто­ры обла­да­ли судеб­ной вла­стью и веда­ли уго­лов­ны­ми дела­ми, позд­нее — финан­са­ми (управ­ля­ли эра­ри­ем, то есть каз­ной); три­бу­ны были воен­ны­ми или пле­бей­ски­ми: воен­ные три­бу­ны, граж­дане из знат­ных семей, коман­до­ва­ли леги­о­ном по оче­реди; пле­бей­ские три­бу­ны защи­ща­ли пра­ва сво­их изби­ра­те­лей от про­из­во­ла пат­ри­ци­ан­ских маги­ст­ра­тов.
  • 11Пред­ло­же­ние Цице­ро­на воз­ро­дить инсти­тут цен­зор­ства подроб­но ана­ли­зи­ру­ет­ся Хол­вар­дом (Hallward, 1931, 235—236) и Кизом (Keys, 1921, 309—323).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1510746650 1511108569 1511109134