с.93
До Цицерона вопросами государственного устройства занимались такие философы, историки и политические деятели, как Архит, Гипподам, Геродот, Фукидид, Платон, Аристотель, Катон, Полибий и другие. Они дали формулировки простых форм государственного устройства (монархии, аристократии, демократии) и смешанной, которая признана ими наилучшей. Цицерон в целом соглашается с мнением о смешанной форме как наилучшей, но проявляет оригинальность в рассуждениях о римской республике, называя ее идеальной и приводя многочисленные примеры из римской истории.
Для обозначения понятия «государство» Цицерон чаще пользуется словом res publica, наполняя его определенным смыслом: общественная деятельность, общественные дела, общественный интерес. В статье анализируется определение res publica est res populi и делается вывод о том, что для Цицерона народ является обязательным участником процесса управления государством. Ряд исследователей дают правовое наполнение термину res в указанном определении, считая, что термин res publica означает имущество, находящееся в общем, всенародном пользовании, а римское государство является предметом, используемым гражданской общиной (civitas Romana). Мы считаем такую точку зрения вполне правомерной. Цицерон рассматривает политические и правовые компоненты данного термина в их неразрывном единстве, что естественно для античного мировосприятия, когда не было свойственно отделять правовые, политические, социальные, моральные компоненты друг от друга. Именно такой подход к понятию res publica мы наблюдаем у Цицерона.
В статье также рассматривается довольно дискуссионный вопрос о равнозначности / неравнозначности цицероновских понятий res publica и civitas. Мы присоединяемся к мнению, что в отличие от греков, которые не отделяли государство от общества, Цицерон видит разницу между ними, res publica для него — государственное устройство, a civitas — община, совокупность граждан. Причем понятие res publica употребляется им для обозначения именно римского государства, а для других государств или при отвлеченных рассуждениях о государстве он пользуется понятием civitas. В доказательство мысли о неравнозначности понятий приведем слова самого Цицерона: «название «государство» охватывает всю общину» (rei publicae nomen universae civitati est), что уже свидетельствует о том, что res publica и civitas — не идентичные понятия.
Ключевые слова: Цицерон, государство, римская республика, res publica, civitas, учение о государстве, простая форма правления, смешанное государственное устройство, политический термин, древнегреческие философы, древнеримские философы, общественная деятельность.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Статья посвящена рассмотрению учения Цицерона о государстве. Трактовка Цицероном понятия «государство» является недостаточно изученной, особенно в отечественной историографии. Исследователи до сих пор задаются вопросом о степени влияния древнегреческих политических теорий на рассуждения Цицерона о государственном устройстве, о латинском термине, используемом им для обозначения данного понятия, о неравнозначности понятий res publica и civitas в сочинениях Цицерона. Рассмотрение данных вопросов поможет решить такие задачи, как систематизация античных знаний о государстве, приращение знаний о политической теории Цицерона, определение значения античных политических терминов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматриваются аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Среди зарубежных публикаций по данному вопросу можно выделить работы Н. Вуда, П. Грималя, В. Пешля, А. Хойса, М. Шоуфилда, Е. Панке, которые пытаются исследовать сущность цицероновского понятия «государство» и приходят к противоположным выводам о консерватизме / новаторстве мыслителя, о смысле, вкладываемом в понятие res publica. Среди отечественных исследователей политической концепции Цицерона можно с.94 назвать
Формирование целей статьи (постановка задания). К целям статьи относятся 1) анализ учений о государстве и государственных формах, созданных до Цицерона; 2) вопрос об оригинальности суждений Цицерона о государстве; 3) использование Цицероном понятия «государство»; 4) смысловое разграничение понятий res publica и civitas в его сочинениях.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. К I веку до
Вопрос о сходстве и различии цицероновской смешанной конституции и у его предшественников до сих пор остается актуальным в научных кругах. Так, существует мнение, что Цицерон был переписчиком греческих работ (Т. Моммзен [7, с. 145, 146, 153, 176–177, 258–259], Дж. Мэддокс [8, p. 51], Л. Рассел [9, p. 70],
Рассмотрим подробнее сущность цицероновского понятия «государство». Цицерон использует слово res publica для обозначения данного понятия чаще, чем другие слова, понимая его как общественное дело, деятельность (Цицерон. О государстве, I, 39, 41, 47, 50, 65; II, 33, 43, 62; III, 43, 46, 48; Об обязанностях, I, 72, 92, 159; II, 2, 3, 73, 80; III, 23, 47; За Сестия, 26, 27, 55, 78, 86, 100, 147; Брут, 227, 266, 311; Об ораторе, 3, 112; Против Пизона, 15; За Марцелла, 22, 24–26, 31; За Росция, 50, 149, 153, 154; Инвективы, 6, 10, 17; О консульских провинциях, 3, 24, 32, 35, 43, 45; Об ответах гаруспиков, 3, 40, 41–47, 54, 60; Филиппики, I, 1, 13, 25, 29, 33; II, 10, 13, 17, 24, 27, 37, 51, 54, 55, 70, 83, 92, 94, 113, 118 и другие работы Цицерона [14, p. 66]). В диалоге «О государстве» мы встречаем знаменитое цицероновское определение римской республики: res publica est res populi (Цицерон. О государстве, I, 39), на оригинальный и нетривиальный смысл которого указывают исследователи [19, с. 8]. В отличие от греков, которые в своих рассуждениях о государстве подразумевают некий идеал политической конституции, Цицерон основывает свою политическую теорию на тезисе о римской республике как идеальной форме правления [2, с. 87; 1, p. 5]. Республика в этом случае предстает как смешанная конституция, где potestas предоставлена магистратам, auctoritas — аристократам, libertas — народу. Судя по работам Цицерона, идеальным genus mixtum он считает раннюю республику с середины
В отношении вопроса о равнозначности / неравнозначности терминов res publica и civitas можно однозначно сказать об их неравнозначности. На основе метода сплошной выборки мы проанализировали употребление данных терминов у Цицерона и пришли к выводу, что, во-первых, он пользуется термином res publica, когда пишет о римском государстве; к другим государствам он применяет слово civitas (17 примеров: Цицерон. О государстве, I, 5, 25, 44, 68; II, 2, 8, 22, 28, 44; О законах, II, 14, 37, 38, 39, 66; III, 14; Об обязанностях, I, 75; II, 81). Тем не менее, нами было найдено всего два примера использования понятия res publica применительно к греческим государствам, что несравненно мало (quo autem modo adsequi potera Lacedaemo illa tum, cum praestare putabatur disciplina rei publicae; quod erit ejus modi, nihil ut tale ulla in re publica reperiatur). Во-вторых, рассуждая о государстве абстрактно, Цицерон также пользуется словом civitas (11 примеров: Цицерон. О государстве, I, 12, 41; О законах, II, 9, 11, 26; III, 3; Об обязанностях, I, 85, 88; III, 28, 36, 63). При анализе конституции деспотических государств Цицерон избегает употреблять слово res publica, так как считает, что при тирании нет государственности (Цицерон. О государстве, III, 43–45). Надо сделать оговорку, что при описании правления римского царя Тарквиния, которое было подобно тирании, он использует res publica (Цицерон. О государстве, II, 51), так как, по всей видимости, термин res publica ассоциируется у него римским государством. Другие исследователи также отмечают разное содержание вышеуказанных терминов у Цицерона. Н. Вуд, например, пишет, что греки (Платон, Аристотель, Полибий) ставят знак равенства между понятиями «государство» и «общество», в то время как Цицерон разделяет данные понятия [6, p. 136–137]. Для обозначения идеи общественного интереса Цицерон пользуется понятием res publica, а для обозначения совокупности граждан — civitas. Первое понятие — более нормативное и менее эмоциональное, чем второе [6, p. 126].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Цицерон соглашается с предшественниками в вопросе о том, что смешанное государственное устройство является наилучшим. Римский мыслитель оригинален в своих суждениях о государстве, считая наиболее удачной формой правления римскую республику. Он пользуется словом res publica для обозначения государства, вкладывая в него политико-правовой смысл. Понятия res publica и civitas для него не идентичны, так как первое связано с государственным устройством, а второе — с гражданской общиной, гражданами. Анализ цицероновского понятия «государство» далеко не закончен, поскольку цицероновское наследие настолько велико (например, в статье не анализировалась его переписка с друзьями и близкими), что дает широкий простор для рассмотрения данного вопроса под многими другими ракурсами.
Список литературы
1. Büchner К. Die römische Republik im römischen Staatdenken. Freiburg im Breisgau, 1947.
2. Утченко
3. Грималь П. Цицерон. М.: Молодая гвардия, 1991. 544 с.
4. Taeger F. Die Archaeologie des Polybios. Stuttgart, 1922. 164 p.
5. Утченко
6. Wood N. Cicero’s Social and Political Thought. Berkeley: University of California Press, 1988. 288 p.
7. Моммзен Т. История Рима. М.: Госполитиздат, 1941. Т. 3. 258 с.
8. Maddox G. Constitution // Ball T. Political innovation and conceptual change. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. P. 50–67.
9. Russell L. Democracy // Ball T. Political innovation and conceptual change. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. P. 68–89.
10. Тронский
11. Pöschl V. Römischer Staat und Griechisches Staatsdenken bei Cicero (“De republica”). Berlin, 1974. 186 p.
12. Heuss A. Ciceros Theorie vom römischen Staat. Göttingen, 1976. 80 p.
13. Beard M. Cicero and Divination: the Formation of a Latin Discourse // Journal of Roman Studies. 1986. Vol. 76. P. 33–46.
14. Schofield M. Cicero’s Definition of Res Publica // Cicero the Philosopher: 12 Papers. Oxford: Clarendon Press, 1999. P. 66–83.
15. Лившиц
16. Деревнин
17. Камалутдинов
18. Брагова
19. Темнов
20. Breil W. Republik ohne Demagogie. Bochum, 1983. 211 p.
21. Pahnke E. Studien über Ciceros Kenntnis und Benutzung des Aristoteles und der Herkunft der Staatsdefinition De rep., I, 39. Freiburg. Diss. Göttingen, 1962. 69 p.
22. Виппер
23. Suerbaum W. Vom antiken zum frühmittelalterlichen Staatsbegriff. Münster, 1970. 429 p.
24. Цицерон
25. Покровский
26. Утченко
27. Камалутдинов
28. Демина
29. Деревнин
30. Brunt
Arina Bragova (Nizhny Novgorod State University of Linguistics). The concept of “State” in Cicero’s Writings
Long before Cicero’s times the issue of a state system had been brought up by such philosophers, historians and political figures as Archytas, Hippodamus, Herodotus, Thucydides, Plato, Aristotle, Cato, Polybius and others. They formulated simple state forms (monarchy, aristocracy, democracy) and a mixed form which they considered the best. On the с.97 whole, Cicero agrees with the opinion that the mixed form is the best but he also offers original thoughts about the Roman republic as an ideal state and gives many examples from the Roman history.
Cicero often denotes the term “a state” by the word res publica implying the meaning of public work, public affairs, public interest, etc. We have analysed the definition res publica est res populi and come to the conclusion that Cicero considers people to be a mandatory participant of the process of state management. Some scholars draw attention to a juridical content of the word res in the above definition considering the term res publica as public property, whereas the Roman republic is an object used by the civil community (civitas Romano). We suppose this point of view is quite relevant. Cicero sees the political and juridical components of the term as a united whole: it was natural for the ancient mentality to regard juridical, political, social and moral components as one. This very approach to the term res publica is given in Cicero’s writings.
The article also dwells upon rather a debated question about similarity or difference between Cicero’s concepts res publica and civitas. We subscribe to the opinion that, unlike ancient Greeks who do not separate a state from a community, Cicero knows a difference between the terms, res publica for him is a state form, whereas civitas is a community / citizens. Another thing is that Cicero uses the term res publica to denote the very Roman state; for describing other states or discoursing on abstract states he uses the term civitas. To support the opinion about the difference between the above terms, we would like to quote Cicero himself who writes that the concept “a state” embraces a community (rei publicae nomen universae civitati est) which means that res publica and civitas do not mean the same.
Keywords. Cicero, state, Roman republic, res publica, civitas, concept of a state, a simple form of government, a mixed state system, a political term, ancient Greek philosophers, ancient Roman philosophers, public work.