Публикуется по электронной версии, предоставленной автором.
Ключевые слова: Цицерон, политический, правитель, обязанность, Древний Рим, princeps, rector, tutor, gubernator, moderator.
Arina Bragova (Nizhny Novgorod State University of Linguistics). Cicero’s Concept of a Ruler
Keywords: Cicero, political, ruler, duty, Ancient Rome, princeps, rector, tutor, gubernator, moderator.
Предметом статьи является анализ суждений Цицерона о правителе и его обязанностях. Отношение исследователей к вопросу о цицероновской концепции правителя до сих пор неоднозначно, поэтому проблема определения сущности данного понятия представляется актуальной. Целью исследования является лингвистический и текстологический анализ терминов, используемых Цицероном для обозначения правителя, определение черт характера и душевных качеств правителя, обзор его обязанностей, возможность появления такого правителя во времена Цицерона. При выполнении исследования использовался метод контент-анализа для системного извлечения информации из источника, а также сравнительно-исторический метод, позволяющий судить о политических взглядах Цицерона. При работе с историографией основой служили системное обобщение и метод научной объективности в оценке противоречивых взглядов исследователей. Наследием Цицерона занималось и занимается немало исследователей (
Итак, центральными в цицероновской концепции идеального правителя являются вопросы о причинах, подтолкнувших Цицерона к оформлению концепции правителя, терминологии, применяемой им для обозначения правителя, о душевных качествах правителя, о его обязанностях, о возможности существования описанного мыслителем идеального правителя во времена его жизни.
Скажем несколько слов о причинах оформления Цицероном указанной концепции. Главной причиной мы считаем угрозу единоличного правления Помпея и Цезаря, нависшую над республикой в 50-
Проанализируем термины, употребляемые Цицероном для обозначения правителя, с целью определить содержание понятия «правитель» в его работах: rector (rei publicae), princeps / principes (civitatis), tutor, procurator, gubernator, conservator, moderator, auctor.
Термин rector используется Цицероном около десяти раз в сочинениях философской или ораторской направленности (Cic. De orat. 1. 211; Rep. 2. 51, 5. 5–6; 6. 13; Fin. 4. 11;
Несмотря на то, что Цицерон называет людей, подходящих для роли управителей в республике, некоторые из которых были современниками Цицерона и могли встать у руля государства в его время, тем не менее, в научной литературе получило распространение мнение, согласно которому понятие rector обозначает некий идеализированный образ, а не конкретного человека. Например, Дж. Зареки утверждает, что данное понятие представляет собой смесь идеализированных и практических качеств, поскольку, несмотря на то, что цицероновский правитель — некий идеал, оформление такого идеала служит практической цели — выбрать оптимальное направление движения для политика в условиях приближающегося падения республики, в том числе выбрать ориентиры для себя [33, p. 10–11].
Мы полагаем, Цицерона более всего интересовал нравственный облик магистратов в самом общем плане, возможность их нравственного улучшения, а не вопрос о том, какой конкретный человек был достоин находиться у власти. В научной литературе также ставится вопрос о том, по какой причине Цицерон пользуется новым понятием rector (rei publicae) вместо привычного римского princeps civitatis?
Что касается термина princeps / principes (civitatis), он также используется Цицероном в политическом контексте и переводится как «государственный политический деятель», «вдохновитель», «творец», «зачинщик», «инициатор». Однако термин имеет и другие значения, как положительные, так и отрицательные. Положительный смысл термина просматривается в таких словосочетаниях, как princeps rogationis (инициатор законопроекта) (Cic. Pro Sest. 75), nobilitatis vestrae princeps (первый из ваших аристократов) (Cic. Brut. 53), princeps sententiae (инициатор решения) (Cic. De harusp. resp. 13. Cf.: Cic. De prov. cons. 1). Отрицательное смысловое наполнение термин приобретает в словосочетаниях princeps sceleris (зачинщик преступления) (Cic. Leg. 2. 42), princeps maleficii (инициатор злодеяния) (Cic. Pro Cluent. 106), princeps flagitiorum (инициатор позорных поступков) (Cic. In Verr. 5. 4).
Часто понятие princeps в тексте тавтологически связано с понятием auctor, которое можно перевести как «действующее лицо», «руководитель» (Cic. In Verr. 3. 41, 43. Cf.: Cic. De orat. 1. 47, 91; Cic. Brut. 253). Такая же связь наблюдается и со словом architectus (основатель, создатель, распорядитель) (Cic. Pro Cluent. 60).
Princeps может также означать «первый по рангу», «самый знатный», «руководитель» [30, S. 207; 1, с. 189–190]. Вероятно, понятие princeps у Цицерона подразумевает нравственное и интеллектуальное превосходство политического деятеля. По мнению ряда исследователей, многозначность указанного термина не позволяет дать ему конкретное определение [30, S. 6–7; 7, с. 2035]. Подтверждает нашу догадку о том, что цицероновская концепция правителя подразумевает не конкретного человека, а нравственный облик некоего человека, стоящего у власти, мнение Х. Вагенворта о том, что цицероновское princeps (civitatis) обозначает руководителя государства, сенатора, оптимата-аристократа или vir bonus, то есть идеального гражданина в самом широком смысле [6, с. 217].
Интересно также утверждение М. Гельцера о том, что под термином princeps Цицерон подразумевает либо знатного человека (nobilis), либо руководителя государства, либо консуляра [21, S. 37; 8, с. 57–58].
Таким образом, вывод о происхождении цицероновского princeps из среды оптиматов правдоподобен, поскольку почти все principes облечены консульской властью и происходят из знатных семей (Cic. Phil. 8. 22; 14. 7, 17), имеют заслуги перед государством и древнее знатное происхождение (Cic. In Verr. 3. 55), добродетельны (Cic. Pro Sestio, 98), знают законы (Cic. In Pison. 30), пользуются почетом (Cic. Off. 3. 4). Цицерон называет таких людей gravissimi et sapientissimi cives (Cic. Pro Balbo, 54) [8, с. 57; 1, с. 179–195].
Цицерон пользуется другими, менее употребительными терминами для обозначения правителя. Он пишет, что таким тиранам, как Тарквиний Гордый, должен быть противопоставлен другой, хороший и мудрый и сведущий в вопросах пользы и достоинства граждан (peritus utilitatis dignitatisque civilis), как бы защитник (tutor) и управитель государства (procurator rei publicae), ибо пусть так называется всякий, кто будет руководителем (rector) и рулевым гражданского общества (gubernator civitatis) (Cic. Rep. 2. 51).
В этом отрывке используются пары терминов tutor et procurator и rector et gubernator, смысл которых сводится к тому, что у кормила государства должны стоять люди самые лучшие, самые сведущие в вопросах государственного управления.
Термин gubernator встречается как в диалоге «О государстве» (Cic. Rep. 1. 62, 5. 5), так и в переписке Цицерона с Аттиком. В обоих случаях Цицерон сравнивает государственных мужей (sapientissimis viris) с лучшими кормчими (gubernatores optimi) (Cic. Ad Att. 1. 1. 5). Также в переписке с Аттиком (Cic. Ad Att. 8. 11. 1) мы находим похожую мысль о том, что хороший правитель подобен кормчему корабля: для правителя (moderator rei publicae) так же важна счастливая жизнь граждан (beata civium vita), как для кормчего (gubernatori) — благоприятный путь (cursus secundus). В письме Гаю Куриону Цицерон сравнивает своего друга с вождем и руководителем (dux et auctor) тех ветров, для которых он мог бы быть неким управляющим (moderator quidem), то есть держать их в повиновении, а также он мог бы быть для ветров как бы кормчим (quasi gubernator) (Cic. Ad. fam. 2. 6. 4). По-видимому, с ветрами в данном случае Цицерон сравнивает трудности государственной службы. В письме Аппию Клавдию Пульхру Цицерон называет своего товарища, а также их общих друзей, Помпея и Брута, защитниками государства (tutores) (Cic. Ad fam. 3. 11. 3).
Другой термин, conservator (охранитель), употребляется Цицероном значительно реже остальных. Так, в диалоге «О государстве» Цицерон, рассуждая о защите государства (ad tutandam rem publicam), упоминает правителей и охранителей (rectores et conservatores), которые сберегли отечество (qui patriam conservaverint) (Cic. Rep. 6. 13).
Итак, проанализировав употребление цицероновских терминов, используемых для обозначения понятия «правитель», можно сделать вывод, что Цицерон чаще других использует понятие princeps / principes в силу римской традиции, вводит новое политическое понятие rector и довольно редко пользуется другими терминами (tutor, procurator, gubernator, conservator, moderator, auctor).
Далее рассмотрим черты характера и душевные качества правителя: они формулируются Цицероном на основе стоической концепции о нравственно-прекрасном (honestum), которое состоит в следовании добродетелям (virtutes) — познанию истины (cognitio), справедливости и благодеянию как двуединой добродетели (justitia et beneficentia), величию духа (magnitudo animi) и умеренности (temperantia et modestia) (Cic. Off. 1. 15–20, 61–66, 75, 93–95).
Правитель должен быть благоразумен (prudens) (Cic. Rep. 2. 67. Cf.: Cic. Rep. 5. 3–5; 6. 1, 16, 29), должен быть готов постоянно учиться (ut numquam a se ipso instituendo contemplandoque discedat) (Cic. Rep. 2. 69. Cf.: Cic. Pro Flac. 62), то есть следовать добродетели познания (cognitio, perspicientia veri sollertiaque, sapientia, prudentia, indagatio atque inventio veri) (Cic. Off. 1. 15). В отличие от стоиков Цицерон не считает познание истины главной добродетелью: для правителя важнее быть справедливым и благодетельным по отношению к римским гражданам (Cic. Off. 1. 19).
О справедливости Цицерон рассуждает очень много. Так, он пишет, что люди рождены ради служения другим людям (hominum causa), чтобы они могли приносить пользу друг другу (ut ipsi inter se aliis alii prodesse possent), служить общей пользе (communes utilitates in medium adferre), скреплять человеческое сообщество нравственной чистотой, делами, способностями (tum artibus, tum opera, tum facultatibus devincire hominum inter homines societatem) (Cic. Off. 1. 22. Cf.: Cic. Ad Att. 8. 11. 1; Rep. 1. 3; 2. 51, 70; 5. 5; 6. 29; Pro Sest. 23, 139, 143; De orat. 1. 211).
Еще одно качество государственного мужа — величие духа (magnitudo animi) — состоит в способности быть мужественным и храбрым (fortes et magnanimi) (Cic. Off. 1. 65) [5, с. 33]. Правитель также должен проявлять во всем умеренность (temperantia), то есть избегать сильных эмоций, например, гнева (iracundia), поскольку руководителям государства следует быть подобными законам (legum similes sint), которые приводят к наказанию не с помощью гнева, а согласно справедливости (quae ad puniendum non iracundia, sed aequitate ducuntur) (Cic. Off. 1. 89) [2, с. 16]. При таком условии правителю гарантировано доверие и уважение сограждан, а также успешное лидерство (Cic. Off. 2. 76).
Еще одним важным качеством правителя является доброжелательность (benevolentia), которая опирается на доверие и уважение подвластных людей, а потому и является самым эффективным средством сохранить власть. Доброжелательности Цицерон противопоставляет устрашение граждан, манипулирование их страхами (Cic. Off. 2. 23) [3, с. 10].
Кроме указанных добродетелей Цицерон придает значение такой черте правителя, как религиозность, поскольку религия является фундаментом, необходимым для гармоничного и жизнеспособного государства, и важным способом влияния на общественное мнение. Через вероисповедание гражданин развивает острое чувство стыда, которое является более эффективной основой для послушания законам, чем страх (Cic. Rep. 2. 69. Cf.: Cic. Rep. 5. 6) [32, p. 176–179].
Наконец, для управителя республикой необходимы ораторские способности, поскольку в государстве первым среди государственных дел в мирное время всегда было красноречие (in re publica… primas eloquentia tenuerit semper urbanis pacatisque rebus) (Cic. Orat. 141). Как правильно пишет
Из указанных качеств и добродетелей цицероновского управителя республикой вытекают определенные обязанности. Из добродетели «справедливость и благодеяние» происходит обязанность управителя быть патроном для граждан, заботиться о пользе людей (consulens utilitate hominum) (Cic. Off. 3. 31. Cf.: Cic. Pro Mur. 23).
О таком охраняющем господстве пишет
Другие исследователи также придают большое значение авторитету первенствующих людей. По мнению
Действительно, понятие auctoritas было характеристикой лучших людей, оптиматов, аристократического элемента в республиканском государственном устройстве. Авторитетом обладали как люди с древним происхождением, так и новые люди (homines novi), каких во времена Цицерона было немало (сам Цицерон был провинциалом, добившимся наивысшей магистратуры — консулата).
Здесь важна мысль Цицерона о том, что, каким бы образом ни был достигнут авторитет, он является важным качеством хорошего управителя государства. Обязанность управителя быть патроном для граждан перекликается с мыслью Цицерона об управлении государством как об опеке: ведь как опека (tutela), так и забота о государстве (procuratio rei publicae) должны быть направлены на пользу тех, кто поручен (qui commissi sunt) [управителям], а не пользе тех, кому оно поручено (quibus commissa est) (Cic. Off. 1. 85).
По поводу сравнения управления государством с понятием tutela Н. Вуд замечает, что, говоря о правителе, Цицерон, очевидно, имеет в виду обязанность правителя служить римским гражданам, находящимся под его опекой. Исследователь приходит к правомерному выводу о том, что государственный муж в понимании Цицерона — это опекун, наделенный функцией отца семейства [32, p. 134–135; 26, p. 92; 19, p. 113–116; 15, с. 129–136]. Действительно, понятие tutela и однокоренное с ним слово tutor неоднократно встречаются в работах Цицерона для обозначения идеального правителя. В диалоге «О государстве» (Cic. Rep. 2. 51) Цицерон противопоставляет Тарквиния Гордого хорошему, мудрому правителю, как бы опекуну и управителю государства (quasi tutor et procurator rei publicae). В сочинении «Об ораторе» (Cic. De orat. 3. 3) Цицерон высказывается о консуле как о хорошем родителе или верном опекуне (quasi parens bonus aut tutor fidelis).
Основой отношений правителя и его подданных является доверие (fides) (Cic. Off. 3. 70. Cf.: Cic. Off. 1. 23; Leg. 2. 28; Pro Rosc. 111–115; Pro Mur. 70–77; Amic. 19, 52, 65, 88; Pro Sest. 98). В связи с понятием fides некоторые авторы отмечают, что его использование в качестве характеристики правителя напоминает обычные опекунские узы между патроном и клиентом. Патрон обладает доверием своих клиентов так же, как магистрат — доверием граждан, находящихся под его опекой. В обмен на защиту со стороны магистрата граждане обязуются поддерживать его и служить ему. Любое нарушение доверия угрожает подорвать целостность общества [32, p. 136].
Мы согласны с исследователями в вопросе о том, что идеальный правитель мыслится Цицероном как опекун своих подданных. Употребление терминов tutor (Cic. Rep. 2. 51; De orat. 3. 3; Topica, 42), tutela (Cic. Off. 1. 85; Pro Sestio, 64) и fides (Cic. Off. 1. 23; 2. 33; 3. 111; De orat. 2. 192, 343; 3. 168, 197; Rep. 1. 2; 2. 26; 3. 28; Parad. stoic. 16; Pro Sest. 68, 98) применительно к отношениям правителя и граждан подтверждает эту мысль. В связи с вопросом об опеке и покровительстве правителя по отношению к подчиненным нам также кажется интересной мысль
Из этого положения, высказываемого Цицероном, можно сделать вывод о том, что римское государство проводило политику протектората по отношению к покоренным народам (patrocinium orbis terrae) (Cic. Off. 2. 27) [18, p. 32–33, 219–222]. В данной мысли, вероятнее всего, заложена идея романоцентризма [14, с. 108], и Цицерон, следуя римской традиции возвеличивать все римское, приписывает своему правителю обязанность покровительствовать покоренным народам.
Еще одной важной обязанностью цицероновского государственного мужа является стремление избегать гражданских войн [10, с. 51; 12, с. 54]. Цицерон пишет, что виновников гражданских войн и причин для них всегда будет хватать (nec… umquam bellorum civilium semen et causa deerit) (Cic. Off. 2. 29), а главной причиной гражданских войн считает стремление отдельных людей к единоличной власти. Так, Цицерон вспоминает о противостоянии Помпея и Цезаря, осуждая Цезаря за развязывание гражданской войны, отзываясь о ней как о зле и называя одну сторону конфликта преступной (Цезаря и его сторонников), а другую — неудачливой (сенат и Помпея) (Cic. Off. 2. 45).
Исследователи по-разному трактуют вопрос об отношении Цицерона к гражданским войнам. Так,
В связи с исследованием цицероновского образа правителя интересен вопрос о том, мог ли найтись такой правитель во времена Цицерона? По нашему мнению, такого человека не нашлось по ряду причин. По-видимому, данный идеал был очень отстранен от трудностей практической политики. Если рассматривать его в свете реального состояния римской политики в годы, предшествующие гражданской войне, он может быть описан как утопия [25, p. 205]. Концепция была теоретической и невыполнимой на практике [14, с. 207]. Тем не менее, есть определенная вероятность, что образ правителя, предложенный в сочинениях мыслителя, повлиял на нравственный облик правителей последующих веков, являясь нравственным идеалом человека убежденного, готового на жертву и служение, истинно общественно-воспитанного и гуманного, в котором римляне времен Цицерона узнавали свое будущее лучшее Я [17, S. 238].
Таким образом, цицероновский правитель был скорее идеалом, чем определенной программой действий [29, p. 16; 25, p. 205; 31, S. 428]. Также есть мнение, что данный образ был создан Цицероном для самого себя, был моделью для его собственного поведения и дальнейших политических изысканий [33, p. 4]. Такое мнение не лишено оснований, поскольку Цицерон был действующим политиком и вполне мог бы в силу своего авторитета направлять политические решения своего времени в нужное русло. Однако, как показала практика, время Цицерона-политика безвозвратно ушло, на политическую арену пришли другие люди — Цезарь, а позже — Марк Антоний, и все, что оставалось делать Цицерону — это пытаться вразумить амбициозных политиков на страницах своих этико-политических сочинений.
Таким образом, цицероновский правитель представляет собой наилучшего человека из среды аристократов, который благодаря своим исключительным качествам способен, по убеждению Цицерона, вывести римскую республику из кризиса. Тем не менее, такой высоконравственный политик не нашелся, и, пройдя через смуту гражданских войн, римское государство претерпело необратимые трансформации в сторону единоличного правления.
Список литературы
1. Брагова
2. Демина
3. Демина
4. Демина
5. Демина
6. Дератани
7. Камалутдинов
8. Марченко
9. Марченко
10. Машкин
11. Мотус
12. Ростовцев
13. Утченко
14. Утченко
15. Чеканова
16. Balsdon J. Auctoritas, Dignitas, Otium // Classical Quarterly. Vol. 10. 1960. P. 43–50.
17. Büchner K. Cicero: Bestand und Wandel seiner geistigen Welt. Heidelberg, 1964. 542 S.
18. Conway
19. Crook J. Law and Life of Rome. New York, 1967. 349 p.
20. Fürst F. Die Bedeutung der “auctoritas” im privaten und öffentlichen Leben der römischen Republik. Marburg, 1934. 77 S.
21. Gelzer M. Regimentsfächtigkeit und Nobilität der römischen Republik. Leipzig, 1912. 118 S.
22. Gwosdz A. Der Begriff römischer Princeps. Breslau, 1933. 96 S.
23. Haskell
24. Heinze R. Auctoritas // Hermes. Bd. LX. 1925. S. 348–366.
25. Krarup P. Rector Rei Publicae. Copenhagen: Gyldendal, 1956. 211 p.
26. Lacey
27. Meyer Ed. Römischer Staat und Staatsgedanke. Zürich, 1948. 466 S.
28. Meyer
29. Syme R. The Roman Revolution. Oxford, 1936. 568 p.
30. Wagenvoort H. Princeps // Philologus. Bd. XCI. 1936. S. 207–217.
31. Wilamowitz-Möllendorf U., v. Der Glaube der Hellenen. Bd. II. Berlin, 1932. 620 S.
32. Wood N. Cicero’s Social and Political Thought. California, 1988. 288 p.
33. Zarecki J. Cicero’s Ideal Statesman in Theory and Practice. New York: Bloomsbury, 2014. 213 p.