Цицерон о падении нравов и необходимости нравственной реформы в римской республике I в. до н. э.
Публикуется по электронной версии, предоставленной автором.
Ключевые слова: Цицерон, падение нравов, нравственная реформа,
Arina Bragova (Nizhny Novgorod State University of Linguistics). Cicero on Moral Decline and Necessity of the Ethic Reform in the Roman Republic of the I B. C.
Keywords: Cicero, moral decline, ethical reform, the first century
Статья посвящена одной из ведущих тем этико-политического характера в сочинениях Цицерона — теории падения нравов, а также вопросу о необходимости и возможности проведения нравственной реформы в римском обществе
Полибий в
Цицерон разделяет указанные идеи: например, в речах он часто повторяет фразу: «O tempora, o mores!» (Cic. In Cat. 1. 2; Pro Cael. 29; Pro Deiot. 31; In Verr. 2. 4, 55), в работах разного характера (переписке, ораторских трактатах, политических диалогах, речах) неоднократно употребляет термин mores / mos majorum при ссылке на нравы и обычаи предков как на эталон, образец (Cic. De orat. 1. 39, 2. 200, 3. 74; Ad Att. 1. 1, 8. 2; Ad fam. 3. 7, 10. 12, 13. 10; De leg. 2. 23, 40, 54; De off. 1. 35; De rep. 3. 4; In Pis. 21, 34; In Vat. 34–35; Pro Cluent. 103; Pro Planc. 28; Pro Scaur. 30 и др.). Цицерон связывает прочность римского государства с римскими нравами: римское государство могло бы быть вечным, если бы все жили по заветам и обычаям «отцов» ([res publica] poterat esse perpetua, si patriis viveretur institutis et moribus) (Cic. De rep. 3. 41. Cf.: Cic. De off. 1. 55–56).
Для Цицерона и его современников этические и политические вопросы воспринимались как неделимое целое. Падение нравов виделось ими в качестве причины падения республики. В одном из пассажей речи «В защиту Сестия» Цицерон пишет, что потрясения в республике происходят из-за того, что в ней находятся люди, которые из-за страха перед наказанием за свои проступки (propter metum poenae, peccatorum suorum conscii), из-за запутанности имущественных дел (propter implicationem rei familiaris) или по другим причинам стремятся к мятежам и раздорам (Cic. Pro Sest. 99. Cf.: Cic. Pro Rab. 33). Таким образом, изменения в управлении государством Цицерон прочно связывает с изменениями в уровне нравственности [1, с. 37; 7, S. 102–103; 11, p. 72; 16, p. 172; 19, p. 86].
Как указывает В. Кораб-Карпович, есть определенная взаимосвязь между душевными качествами людей (the quality of people) и их государственными институтами (their institutions). Хорошие учреждения способствуют сохранению политических и нравственных ценностей в обществе (political and moral values in the society). Без таких ценностей политические учреждения являются демократическими по названию, а не по содержанию (lose their substance and become republican in the name alone) [11, p. 72]. Здесь также важно понимать, что древние римляне не связывали падение Римской республики с системными проблемами политического характера: они, как правило, считали причиной такого падения просчеты отдельных политических деятелей, падение их нравственности. Погоня за таким злом, как avaritia, luxuria, стала для них более важной, чем служение государству [16, p. 172]. Поскольку меняется образ жизни нобилей (nobilium vita victuque mutato), меняются и нравы в государствах (mores mutari civitatum), ведь они распространяют пороки (ea [vitia] infundunt) (Cic. De leg. 3. 32). И здесь важно подчеркнуть, что, по мнению Цицерона, к нравственной деградации склонны не только правители (Cic. De rep. 2. 51), но и народ в целом (Cic. De rep. 1. 67) [7, S. 102–103]. И те, и другие имеют необузданное стремление к богатству: нравы испорчены и развращены из-за восхищения богатством (corrupti mores depravatique sunt admiratione divitiarum) (Cic. De off. 2. 71) [1, с. 37; 20, p. 112].
Цицерон пишет, что роскошь портит людей и что недостойно утопать в роскоши (sit turpe diffluere luxuria) (Cic. De off. 1. 106. Cf.: Cic. De rep. 2. 8). Кроме жажды богатства и роскоши Цицерон выделяет стремление людей к высшим должностям, почестям, славе (imperiorum, honorum, gloriae cupiditatem), приводя в пример Цезаря, который изменил все божеские и человеческие законы ради стремления первенствовать (omnia jura divina et humana pervertit propter... principatum) (Cic. De off. 1. 26. Cf.: Cic. De off. 1. 64).
Х. Виршубский справедливо замечает, что причиной падения нравов было слишком амбициозное рвение к обладанию dignitas (too ambitious pursuit of dignitas): чрезмерное желание обладать (excessive dignitas) является деструктивным фактором (a destructive factor), поскольку в погоне за dignitas не берется в расчет нравственная сущность dignitas (in its pursuit the moral basis on which dignitas must rest was disregarded) [19, p. 86]. Надо отметить, что понятие dignitas (достоинство, высокое положение) используется Цицероном для характеристики лучших,
Цицерон не только поднимает вопрос об испорченных нравах и об их отрицательном влиянии на политическую ситуацию в римской республике, но и делает попытку предложить некое решение по данному вопросу. Выход из сложившейся ситуации он видит в улучшении нравов, в проведении некоей нравственной реформы. Ведь нет ничего приятнее и ничто так не сближает, как сходство добрых нравов (nihil autem est amabilius nec copulatius, quam morum similitudo bonorum) (Cic. De off. 1. 56). Термин mores, особенно в сочетании со словом majorum, является фундаментальным в рассуждениях Цицерона о необходимости нравственного обновления общества. Под mores majorum Цицерон понимает обычаи предков, которым нужно следовать.
Как указывает Г. ван ден Блом, в сочинениях Цицерона предки и их обычаи являлись образцом хорошего поведения (a kind of code of good conduct), иногда сопоставимым с законом (at times compared to law), которые имели авторитет у римлян (which held... authority with the Romans) [17, p. 24]. Примеры из истории Римского государства о его становлении благодаря высоким нравственным качествам его государственных деятелей, их мудрости, прозорливости и другим добродетелям служат доказательством важности нравственного обновления римского общества.
Цицерон пишет, что римский народ достиг своей мощи не случайно, а благодаря благоразумию и строгому порядку (non fortuito populum Romanum, sed consilio et disciplina confirmatum esse) (Cic. De rep. 2. 30).
В. Кораб-Карповски справедливо выделяет в сочинениях Цицерона следующие этико-политические ценности, которые могут привести государство к процветанию: 1) законная власть, основанная на справедливости и на идее служения народу (legitimacy based on justice and service) (Cic. De off. 1. 85); 2) ограниченная и не единоличная политическая власть (limited and divided political power) (Cic. De rep. 2. 23); 3) свобода и ответственность граждан (freedom and responsibility) (Cic. De rep. 1. 33, De leg. 3. 27); 4) справедливость и человечность правителей и народа (justice and cooperation) (Cic. De off. 2. 18); 5) компетентное руководство государством и, как следствие, верность народа (leadership and royalty) (Cic. De rep. 5. 5, De leg. 3. 5); 6) разумность и знание (rationality and knowledge) (Cic. De off. 1. 11, De rep. 1. 29); 7) дружеские связи (human fellowship) (Cic. De off. 1. 55); 8) открытость по отношению к другим народам и культурам (openness to other people and cultures) (Cic. De off. 3. 47); 9) умеренность и сохранение мира (moderation and peace) (Cic. De rep. 2. 26, De off. 1. 35) [11, p. 72].
Как мы видим, данные этико-политические ценности являются синтезом стоических добродетелей и политических понятий, заложенных еще древними греками (Платоном, Аристотелем и др.) и интерпретированных Цицероном применительно к римским политическим реалиям. По поводу нравственного обновления общества Цицерон также замечает, что оно должно затронуть все уровни государственной власти: монархический (консулы, магистраты), аристократический (сенат) и демократический (трибуны и народные комиции), особенно первые два. Именно государственный аппарат должен являться образцом в плане нравственности, ведь на государственных руководителей равняются остальные граждане (Cic. De rep. 1. 51). Государственные мужи должны служить безопасности и благосостоянию граждан, а не возвеличиванию себя (Cic. De off. 2. 20–38. Cf.: Cic. De rep. 5. 8; Ad Att. 8. 1–2, Pro Mur. 23).
Таким образом, покровительство становится выражением идеальной власти, связанной со справедливостью, благодеянием, благоразумием, величием духа, умеренностью,
Однако, как пишет Цицерон, в его времена государство было полностью утрачено из-за моральной деградации государственных руководителей (Cic. De off. 2. 29. Cf.: Cic. De leg. 3. 32). Он сомневается в возможности восстановления прежнего государственного порядка, возвращения согласия между сословиями: по его мнению, государство не нуждается в оружии под именем благоразумия, таланта, авторитета (non consili, non ingeni, non auctoritatis armis egere rem publicam) (Cic. Brut. 2. 7. Cf.: Cic. Ad fam. 7. 28. 2) [15, p. 25; 18, S. 207].
В отношении эффективности проведения нравственной реформы во времена Цицерона в историографии существует две точки зрения: первая связана с тем, что нравственная реформа была в то время невозможна, так как полисная система моральных ценностей изжила себя [3, с. 27–28; 4, с. 53–72]; вторая сводится к возможности возврата к прежним нравственным ценностям [6, с. 181; 12, p. 185; 14, p. 452]. Мы более склоняемся ко второму мнению,
Список литературы
1. Брагова
2. Демина
3. Кнабе
4. Чернышов
5. Утченко
6. Утченко
7. Atkins
8. Balsdon J. 1960. Auctoritas, Dignitas, Otium // The Classical Quarterly. 1960. № 10. P. 43–50.
9. Fürst F. Die Bedeutung der “auctoritas” im privaten und öffentlichen Leben der römischen Republik: Diss. phil. Marburg, 1934. 77 S.
10. Heinze R. Auctoritas // Hermes. 1925. Bd. 60. S. 348–366.
11. Korab-Karpowicz
12. Krarup P. Rector rei publicae. Copenhagen: Gyldendal, 1956. 211 p.
13. Meyer
14. Peterson T. Cicero: a Biography. New York: Cooper Square, 1963. 699 p.
15. Scullard H. The Political Career of a Novus Homo // Ed. by Dorey
16. Stevenson T. Julius Caesar and the Transformation of the Roman Republic. London and New York: Routledge, 2014. 212 p.
17. Van den Blom H. Cicero’s Role Models: the Political Strategy of a Newcomer. Oxford: Oxford University Press, 2010. 420 p.
18. Wagenvoort H. Princeps // Philologus. 1936. Bd. XCI. S. 207–217.
19. Wirszubski Ch. Libertas as a Political Idea at Rome during the Late Republic and Early Principate. Cambridge: Cambridge University Press, 1968. 196 p.
20. Wood N. Cicero’s Social and Political Thought. Berkeley: University of California Press, 1988. 288 p.