с.27
Ключевые слова: Цицерон, Древний Рим, divinatio, предвидение, божественный разум, ауспиции, гаруспиции.
Arina Bragova (Nizhny Novgorod State University of Linguistics). Cicero on the Concept of ‘Divinatio’
Keywords: Cicero, Ancient Rome, divinatio, divination, divine reason, auspices, haruspices.
Статья посвящена рассмотрению отношения Цицерона к понятию divinatio. Данный вопрос анализируется в ряде исследовательских работ [1, с. 34–39; 2, с. 13; 3, с. 195; 4, с. 316; 5, с. 157–167; 6, с. 33–46; 1, с. 47–65; 8, с. 42–51; 9, с. 121; 10, с. 220–221; 11, с. 122–123, 149–150, 161, 184–185, 189–197; 12, с. 389; 13, с. 12–13, 22–23, 32–33, 68–69], однако до сих пор является спорным и потому по-прежнему вызывает интерес исследователей.
Начнем с изложения сущности цицероновских взглядов на divinatio, которые главным образом представлены в сочинении «De divinatione». На основе контекста употребления понятия в указанном сочинении и в других работах цицероновского корпуса данное понятие можно перевести как предсказание, предвидение, «способность предчувствовать и узнавать будущее» (Cic. De div. 1. 1. 1). Важно и то, что оно связано с божественным, а не человеческим разумом (Cic. De div. 1. 49. 111 — 1. 50. 112, 1. 52. 118 —
Во второй книге сочинения «De divinatione» Цицерон, по примеру академиков, высказывает прямо противоположную точку зрения той, которая изложена в первой книге. Он делает это с целью лучше и глубже рассмотреть предмет [7, с. 47; 13, с. 12]. Цицерон указывает, что «дивинация не применима ни к чему, что воспринимается чувствами. Нет нужды в ней и для того, что требует применения искусства» (Cic. De div. 2. 3. 9). Таким образом, автор отказывается от признания существования как естественной, так и искусственной дивинации. Далее он вообще отрицает ее существование: «Так, если ни в том, что подлежит чувственному восприятию, не может быть никакой дивинации, ни в том, что требует искусства, ни в том, что решается философией, ни в государственных делах… в чем она, дивинация, может проявить себя?… Похоже на то, что вообще никакой дивинации нет» (Cic. De div. 2. 4. 12. Cf.: 2. 10. 25, 2. 17. 41; Cic. De nat. deor. 1. 20. 55). Если в первой книге Цицерон отрицал связь между дивинацией и случайностью (Cic. De div. 1. 12. 23), то во второй он высказывает противоположное мнение: «на долю дивинации остаются только такие случайности, которые вовсе не могут быть предвидимы никаким искусством, никакой мудростью… предвидение событий, которые подвластны только случаю, это и есть дивинация» (Cic. De div. 2. 5. 14). Далее Цицерон последовательно «разоблачает» искусственные дивинации: гаруспиции (Cic. De div. 2. 12. 28 — 2. 17. 39, 2. 18. 42), гадание по молниям (Cic. De div. 2. 18. 42 — 2. 21. 49), чудеса (Cic. De div. 2. 22. 49 — 2. 24. 53, 2. 28. 61–62), знамения (Cic. De div. 2. 25. 54 — 2. 28. 60), ауспиции и жребии (Cic. De div. 2. 33. 70 — 2. 47. 99), а также естественные: прорицания в состоянии исступления и во сне (Cic. De div. 2. 48. 100 — 2. 72. 150). Интересно, что, ставя дивинацию в зависимость от существования богов, во второй книге Цицерон должен бы отрицать существование богов, раз отрицает дивинацию, но он этого не делает, замечая, что «существование богов сохранить должно» (Cic. De div. 2. 17. 41). В конце сочинения остается неясным, верит ли сам Цицерон в дивинацию. Эта двусмысленность и порождает массу догадок исследователей в отношении цицероновского понятия divinatio. Как замечает С. Джонстон, Цицерон не приходит к какому-либо определенному решению по поводу предсказаний, остается двусмысленность, как это бывает у академиков, в духе ex utraque parte [12, с. 389. Ср.: 7, с. 47; 2, с. 13]. М. Биерд утверждает, что римская элита последнего века до нашей эры скептически относилась к предвидению, предсказаниям, ауспициям, гаруспициям, по крайней мере, такое мнение сложилось у исследователей [6, с. 33]. Тот же автор замечает, что Цицерон не так скептически настроен в отношении дивинации в других своих работах, например, в диалоге «De legibus» [6, с. 33], а М. Шоуфилд объясняет такое отсутствие скепсиса тем, что диалоги «De re publica» и «De legibus» были написаны на 10 лет раньше и тогда Цицерон не был подвержен скептицизму академиков [7, с. 47. Ср.: 11, с. 191; 3, с. 195]. Ф. Сантанджело приходит к выводу об отрицательном отношении Цицерона к дивинациям [13, с. 23. Ср.: 1, с. 35]. М. Колиш, напротив, считает, что Цицерон защищает важность дивинации, основываясь на понятии consensus omnium, на римской истории, на требованиях разума (Cic. De div. 1. 6. 12 — 1. 48. 132) [9, с. 121], что дивинация важна для римского общества по причине общественной полезности [9, с. 122]. В этом же ключе анализирует взгляды Цицерона на дивинацию и С. Расмуссен, считая важным религиозно-политический аспект работ Цицерона о дивинации, а именно то, что жреческая интерпретация чудес воспринималась как часть четко регламентированных коллективных религиозных обрядов [11, с. 185]. О неоднозначности отношения самого Цицерона к дивинации тот же автор пишет, что ряд исследователей (например, В. Зюсс и Е. Росон) восприняли смену отношения к дивинации с положительного в первой книге «De divinatione» к отрицательному во второй как эволюцию взглядов Цицерона — от традиционных (примитивных) воззрений к более сложному греческому философскому подходу и что сама Сюзанна Расмуссен полагает, что причиной написания указанного сочинения было не желание Цицерона высказывать свои идеи, а потребность изложить разнообразные идеи греческих философов для того, чтобы римский читатель смог прочитать о них на латинском языке. Таким образом, дело не в двуличии Цицерона или в эволюции его взглядов, а в его двойственном отношении к знамениям: с одной стороны, религиозно-политическом, связанном с mos majorum, и, с другой стороны, философском, связанном с желанием познакомить римского читателя с греческими философскими идеями [11, с. 193–197. Ср.: 13, с. 12]. Такое мнение нам кажется научно обоснованным и вполне приемлемым.
Таким образом, двойственная трактовка отношения Цицерона к дивинации связана с многоаспектностью его воззрений: как философ он может и признавать, и отрицать истинность толкований различных знамений, но как римский гражданин и политик он выступает за дивинацию как важный инструмент римских религиозных обрядов.
Литература
1. Майоров
2. Корзун
3. Hammond M. City-State and World State in Greek and Roman Political Theory until Augustus. Cambridge (Mass.), 1966.
4. Goar
5. Schaublin C. Cicero, ‘De divinatione’ und Poseidonios // Museum Helveticum. 1985. Vol. 42. No. 2. P. 157–167.
6. Beard M. Cicero and Divination: The Formation of a Latin Discourse // The Journal of Roman Studies. 1986. Vol. 76. P. 33–46.
7. Schofield M. Cicero for and against Divination // The Journal of Roman Studies. 1986. Vol. 76. P. 47–65.
8. Schaublin C. Weitere Bemerkungen zu Cicero, De divinatione // Museum Helveticum. 1989. Vol. 46. No. 1. P. 42–51.
9. Colish
10. Ferguson E. Backgrounds of Early Christianity. Grand Rapids, Michigan: William B. Eerdmans Publishing Company, 2003. 672 p.
11. Rasmussen
12. Religions of the Ancient World: A Guide, ed. by
13. Santangelo F. Divination, Prediction and the End of the Roman Republic. Cambridge, New York, Melbourne, Madrid, Cape Town, Singapore, Sao Paolo, Delphi, Mexico City: Cambridge University Press, 2013. 370 p.