с.40
Ключевые слова: Цицерон, Древний Рим, роскошь, luxuries, luxuria.
Arina Bragova (Nizhny Novgorod State University of Linguistics). Cicero about luxury
Keywords: Cicero, Ancient Rome, luxury, luxuries, luxuria.
Статья посвящена анализу употребления Цицероном латинского понятия luxuries / luxuria и на основе этого — определению отношения Цицерона к роскоши. Специальных исследований на заданную тему нами не было найдено, однако имеются исследования более общего характера, например, монография Хр. Берри, посвященная идее роскоши в концептуальном и историческом плане [1], книга Р. и В. Горман о разрушающем влиянии роскоши на людей античного мира [2], исследования, посвященные роскоши в Древнем Риме, в которых сделано несколько замечаний об отношении Цицерона к роскоши [3, с. 18, 21, 23, 25; 4, с. 7–8]. В комментариях к сочинениям Цицерона также вскользь упоминается отношение Цицерона к роскоши [5, с. 93; 6, с. 111]. Таким образом, вопрос о цицероновской трактовке указанного понятия является малоизученным и потому интересным для анализа.
Исходя из тех случаев употребления понятия luxuries / luxuria, которые мы нашли у Цицерона, понятие в зависимости от контекста можно перевести как «роскошь», «расточительство», «излишества», «развращенность», «разврат». Цицерон считает роскошь смертельным пороком (Cic. De fin. 3. 75. Cf.: Cic. Pro Cael. 57)1, убежден, что «позорно… жить роскошно и изнеженно» (Cic. De off. 1. 106). По этой причине Цицерон сочетает данное понятие со словом vitium (Cic. De fin. 2. 30, 3. 75; In Cat. 2. 25; Pro Cael. 25, 44, 57). Также вместо luxuries / luxuria он использует такие синонимы, как licentia (Cic. De fin. 2. 70; In Verr. 2. 3. 106), superbia (Cic. De leg. agr. 1. 20, 2. 97; In Caec. 3), nequitia (Cic. In Cat. 2. 11; In Verr. 2. 2. 134; 2. 3. 22, 2. 5. 87), insolentia (Cic. In Verr. 2. 3. 106), intemperantia (Cic. Post redit. in sen. 11). Наряду с синонимами указанное понятие соседствует с антонимами egestas (Cic. Post redit. in sen. 11), parsimonia (Cic. Pro Quint. 30) [2, c. 334].
Цицерон считает роскошь причиной еще одного порока — корыстолюбия: «Если вы хотите уничтожить корыстолюбие (avaritia), следует уничтожить мать его — роскошь (luxuries)» (avaritiam si tollere vultis, mater eius est tollenda, luxuries) (Cic. De orat. 2. 171) [2, c. 329]. О сочетании рассматриваемого понятия со словом avaritia нужно сказать особо: Цицерон часто употребляет их вместе (Cic. De fin. 3. 37; De orat. 2. 135, 2. 171, 3. 168; In Caec. 3; In Verr. 2. 2. 9, 2. 5. 137; Pro Mur. 20). Так, при описании образа жизни Суллы он замечает, что тот «был наставником в трех смертельных пороках: роскоши (luxuriae), алчности (avaritiae) и жестокости (crudelitatis)» (Cic. De fin. 3. 75). В одной из речей Цицерон обвиняет Верреса: «Из-за твоей страсти к роскоши и из-за твоей алчности флот римского народа был захвачен и с.41 сожжен морскими разбойниками» (tua luxurie atque avaritia classis populi Romani a praedonibus capta et incensa est) (Cic. In Verr. 2. 5. 137).
Часто под понятием luxuries / luxuria Цицерон подразумевает «разврат», используя его в паре со словами libido (Cic. De off. 1. 92, 1. 123; In Cat. 2. 11; In Pis. 21, 27; In Verr. 2. 5. 80; Post redit. in sen. 11; Pro Balb. 56; Pro Cael. 25, 43, 44, 57; Pro Mur. 13), voluptas (Cic. De fin. 2. 23; Pro Mur. 11, 13), cupiditas (Cic. De rep. 2. 8). Так, Цицерон замечает, что Веррес вместо того, чтобы объезжать провинцию, исполняя обязанности претора, приятно проводил время на берегу сиракузского Озера «в погоне за утехами и любовными наслаждениями» (ad luxuriem libidinesque suas) (Cic. In Verr. 2. 5. 80). Или другое место из Цицерона: «Ты не указываешь нам ни на непристойные пирушки, ни на любовные связи, ни на попойки, ни на сладострастие, ни на расточительность, и, не найдя того, что подразумевают под словом «наслаждение» (хотя было бы вернее все это назвать пороком), ты, не обнаружив подлинного разврата, рассчитываешь обнаружить тень развращенности?» (Nullum turpe convivium, non amor, non comissatio, non libido, non sumptus ostenditur, et, cum ea non reperiantur quae voluptatis nomen habent quamquam vitiosa sunt, in quo ipsam luxuriam reperire non potes, in eo te umbram luxuriae reperturum putas) (Cic. Pro Mur. 13). В следующем пассаже мы видим по соседству слова luxuria и cupiditas: «…по морю в государства доставляется много предметов, порождающих пагубную роскошь… да и само приятное расположение города таит в себе много разорительных и склоняющих к праздности соблазнов, побуждающих людей удовлетворять свои страсти» (multa… ad luxuriam invitamenta perniciosa civitatibus subpeditantur mari… atque habet etiam amoenitas ipsa vel sumptuosas vel desidiosas inlecebras multas cupiditatum) (Cic. De rep. 2. 8).
Понятие luxuries / luxuria также сочетается со словами, обозначающими праздность, бездействие, леность, — desidia (Cic. De off. 1. 123; In Verr. 2. 2. 7), ignavia (Cic. De inv. 1. 22; In Cat. 2. 25), inertia (Cic. de invent. 1. 22; In Verr. 2. 1. 34). О стариках Цицерон замечает: «Более всего старость должна остерегаться бездействия и праздности; если склонность к разврату позорна во всяком возрасте, то в старости она отвратительна» (Nihil… magis cavendum est senectuti quam ne languori se desidiaeque dedat; luxuria vero cum omni aetati turpis, tum senectuti foedissima est) (Cic. De off. 1. 123). О Катилине Цицерон пишет, что добродетели хороших людей сражаются с пороками плохих людей, таких как Катилина,
Понятие luxuries / luxuria также сочетается со словами scelus (Cic. In Cat. 2. 11), crimen (Cic. Pro Balb. 56), flagitium (Cic. Pro Cael. 57). Изобличая заговор Катилины перед сенаторами, Цицерон советует бороться с «развращенностью, с безрассудством, с преступностью» Катилины (cum luxuria, cum amentia, cum scelere) (Cic. In Cat. 2. 2. 11). В речи «В защиту Бальба» Цицерон не соглашается с обвинителем, который смягчает злодеяния Суллы, говоря «о его роскошествах, которые он клеймил не каким-либо обвинением в разврате, а пошлым злословием» (tum luxuriam, quae non crimine aliquo libidinis, sed communi maledicto notabatur) (Cic. Pro Balb. 56). О доме некоей Клодии, в убийстве которой незаслуженно обвиняют Марка Целия Руфа, Цицерон отзывается так: «В таком доме… обитают беспримерный разврат, роскошь, словом, все неслыханные пороки и гнусности» (in ejus modi domo… inusitate, libidines, luxuries, omnia denique inaudita vitia ac flagitia versentur) (Cic. Pro Cael. 57).
Из сочинений Цицерона становится понятно, что он осуждает стремление к роскоши, поскольку считает его пороком. Но Цицерон был сам довольно богатым человеком, и можно сказать, что купался в роскоши, имея виллы и поместья. Как может сочетаться в одном человеке нелюбовь к роскоши в теории и любовь к ней на практике? Не лицемер ли Цицерон? На этот вопрос мы ответим словами исследователя М. Зармакупи о том, что в обществе, где виллы и дома были показателями социального статуса и политических устремлений, появление культурного феномена роскошных вилл стало отчасти результатом социально-политических игр того времени и их эффективной составляющей [4, с. 8]. Применительно к Древнему Риму нам следует разделять роскошь, связанную с частной и с общественно-политической сферами. Как замечает Цицерон, «ненавидит римский народ роскошь у частных лиц, а пышность в общественных делах ценит» (Odit populus Romanus privatam luxuriam, publicam magnificentiam diligit) (Cic. Pro Mur. 76) [3, с. 25]. Следовательно, Цицерон не лицемер: он имел многочисленные виллы и поместья не из любви к роскоши, а для поддержания своего высокого социального статуса.
Таким образом, на основании материала статьи можно сделать следующие выводы: отношение Цицерона к роскоши частных лиц негативное. Это доказывается сочетанием понятия luxuries / luxuria в его сочинениях с такими словами, как avaritia, libido, desidia, licentia, nequitia, vitium и др. Отмечается несоответствие отрицательного отношения Цицерона к роскоши в теории и положительного отношения на практике (у Цицерона было несколько роскошных вилл и поместий), которое объясняется римским менталитетом: частному лицу не дозволено было купаться в роскоши, в то время как государственному лицу (Цицерон был именно таким) позволялось иметь представительные апартаменты для поддержания социального статуса.
Литература
1. Berry
2. Gorman
3. Zanda E. Fighting Hydra-Like Luxury: Sumptuary Regulation in the Roman Republic. London, New Delhi, New York, Sydney: Bloomsbury, 2011. 184 p.
4. Zarmakoupi M. Designing for Luxury on the Bay of Naples: Villas and Landscapes (c. 100 BCE — 79 CE). Oxford: Oxford University Press, 2014. 352 p.
5. MacKendrick
6. Cicero. Pro Sexto Roscio. Ed. by
ПРИМЕЧАНИЯ