с.28
Ключевые слова: Цицерон, Древний Рим, libido, произвол, страсть, похоть.
Arina Bragova (Nizhny Novgorod State University of Linguistics). The Concept of libido in Cicero’s Assessment
Keywords: Cicero, Ancient Rome, libido, outrage, passion, lust.
Статья посвящена текстологическому анализу употребления Цицероном понятия libido. Существует ряд публикаций, в которых рассматривается политическая коннотация термина libido у Цицерона и антитеза libido — lex [1, с. 151–171; 2, с. 227; 3, с. 159; 4, с. 144]. Известный психолог и психиатр
Термин libido употребляется Цицероном более трехсот раз. Чаще всего он встречается в речах (Cic. In Verr., Phil., In Pis., Pro Cael., Pro Cluent., Pro Sul.), более всего в инвективах (Cic. In Verr., Phil., In Pis.). Кроме того, термин встречается в сочинениях политического и этико-философского характера (Cic. De off., De rep., De sen., De amic., Tusc. disp., De fin.). Таким образом, уже можно сделать вывод о том, что термин имеет политический и этико-философский смысл.
Докажем это, проведя текстологический анализ цицероновских работ методом сплошной выборки интересующего нас термина.
В политическом значении понятие libido и его производные (libidinosus, libidinose) более всего встречаются в инвективах (Cic. In Verr., Phil., In Pis., In Caecil.), реже — в других сочинениях Цицерона (Ad Att., Ad fam., De dom., De invent., De leg. agr., De leg., De orat., De rep., Orat., Pro Caec., Pro Cluent., Pro Flacc., Pro Planc., Pro Rab. Post., Pro Sest., Pro Sull., etc.). В политическом дискурсе libido обозначает «произвол», «своеволие», «разнузданность», «прихоть», «распущенность» и др. В злоупотреблении властью Цицерон обвиняет плохих правителей (Цезаря), тиранов (Тарквиния Гордого и его семейства), наместников (Верреса), сенаторов (Катилину), судей, свидетелей в суде и пр. (Cic. In Verr. 1. 13, 35, 56, 2. 1. 77–78, 81–82, 120, 2. 2. 9, 39–41, 97, 2. 3. 5–6, 16, 56, 77, 82, 95, 117, 205, 208, 210, 220, 2. 4. 112, 115, 2. 5. 42, 85, 128, 145; Phil. 13. 17; In Pis. 16, 21, 39; In Caecil. 9, 57; Ad Att. 7. 9. 4; Ad fam. 9. 16. 3; De dom. 106; De leg. agr. 2. 14, 55; De leg. 3. 34; De orat. 3. 4; De rep. 1. 65, 2. 59, 63; Orat. 167; Pro Caec. 76, 77; Pro Cluent. 61, 159; Pro Flacc. 26, 51; Pro Marc. 23; Pro Planc. 30; Pro Rab. Post. 1, 11, 22, 25, 43, 45; Pro Sest. 20, 93; Pro Sull. 16, 78, 79, etc.). Нами также было найдено несколько случаев употребления понятия libido с.29 применительно к врагам, в значении «бредни (варваров)» (Cic. Pro Font. 4), «требования (галлов)» (Cic. Pro Font. 36), «прихоти (врагов)»1 (Cic. Pro Font. 49). По нашему мнению, термин libido в таком его употреблении также можно рассматривать как политический.
В политическом значении термин libido и его производные сочетаются с такими пейоративными словами и их производными, как audacia «наглость» (Cic. In Verr. 2. 3. 5; Pro Sest. 20; Pro Sull. 16, 78; Ad Att. 9. 7. 5), avaritia «жадность» (Cic. In Verr. 2. 3. 220, 2. 5. 42; De rep. 2. 63), crimen «преступление» (Cic. In Verr. 2. 3. 205; Pro Planc. 30), crudelitas «жестокость» (Cic. In Verr. 1. 56, 2. 1. 77, 82, 2. 4. 112, 2. 5. 42, 145; Pro Rab. Post. 45; Pro Sull. 78), cupiditas «страстное желание» (Cic. In Verr. 1. 35, 2. 1. 77, 2. 2. 97; Pro Sest. 93; Pro Cluent. 159; Pro Rab. Post. 43), dominatio «деспотизм» (Cic. In Verr. 1. 35), facinus «злодеяние» (Cic. Pro Sull. 78), flagitium «позорный поступок» (Cic. Phil. 13. 17; Pro Sull. 16), improbitas «нечестность» (Cic. In Verr. 1. 35, 2. 1. 77, 2. 3. 208, 220), imprudentia «неблагоразумие» (Cic. In Verr. 1. 13), impudentia «бесстыдство» (Cic. In Verr. 2. 2. 40; Ad Att. 7. 9. 4; De leg. agr. 2. 55), inconstantia «непостоянство» (Cic. Pro Cluent. 61), indignitas «непристойность» (Cic. In Verr. 2. 4. 112), infamia «дурная слава» (Cic. In Verr. 1. 35, In Caecil. 9), insolentia «заносчивость» (Cic. De rep. 1. 65), invidia «зависть, ненависть» (Cic. Pro Sest. 93; Pro Cluent. 159), iracundia «гневливость» (Cic. Pro Flacc. 26), levitas (Cic. Pro Sull. 79), licentia «вседозволенность» (Cic. In Verr. 2. 3. 77, 205, 210), luxuries / luxuria «роскошь, стремление к роскоши» (In Pis. 21; In Verr. 2. 2. 9) [7], metus «страх» (Cic. In Verr. 2. 1. 78, 81; Pro Sull. 78), nequitia «распутство» (Cic. In Verr. 2. 3. 77), nocens «преступный» (Cic. In Caec. 9), odium «ненависть» (Cic. In Verr. 2. 1. 81; De leg. agr. 2. 14; Pro Cluent. 159), scelus «злодеяние» (Cic. In Verr. 2. 1. 78, 81, 2. 2. 39, 2. 3. 5, 2. 4. 112, 2. 5. 128, 145; Phil. 13. 17; In Pis. 16, 39; Pro Sull. 16), stuprum «обесчещение» (Cic. In Pis. 39), superbia «высокомерие» (Cic. Verr. 2. 3. 5), temeritas «безрассудный поступок» (Cic. In Verr. 2. 4. 112), turpitude «позор» (Cic. Pro Cluent. 61; Pro Rab. Post. 43), vitiosus «порочный» (Cic. De leg. 3. 34), voluptas «телесное наслаждение» (Cic. De rep. 2. 59) и др. Как справедливо замечает Дж. Данкл, указанные термины вместе с libido являются words of abuse, a именно словами, связанными с излишеством, чрезмерным количеством чего-либо, злоупотреблением. Они лучше всего характеризуют все зло тирании [1, с. 151].
Многие рассуждения Цицерона о произволе тиранов и других плохих людей, облеченных властью, строятся на противопоставлении понятий libido и lex «закон» (Cic. In Verr. 1. 13, 56, 82, 2. 2. 39–41, 2. 3. 5, 16, 82, 117, 205, 220, 2. 4. 112; In Pis. 16, 39; De invent. 2. 132; De leg. agr. 2. 14; De rep. 2. 63; Ad Att. 9. 7. 5; Pro Cluent. 159; Pro Marc. 23). В таком случае libido символизирует плохую власть, основанную на libido, в противовес хорошей, которая строится на соблюдении законов [1, с. 168].
Libido как политический термин противопоставлен у Цицерона наряду с lex другим терминам с положительной семантикой, а именно этическим понятиям стоицизма и римской политической практики (и их производным): aequitas «равенство перед законом», «равенство прав», «справедливость» (Cic. In Verr. 2. 3. 205; Pro Cluent. 159), auctoritas «значение», «влияние», «авторитет» (Cic. In Pis. 21; De leg. 3. 34; De orat. 3. 4; De rep. 2. 59; Pro Caec. 76; In Verr. 2. 5. 85), cogitatio «размышление» (Cic. In Verr. 2. 3. 95), conscientia «знание», «сознание», «совесть» (Cic. In Pis. 39; Pro Rab. Post. 11), continentia «умеренность» (Cic. Orat. 167; In Verr. 2. 4. 115), dignitas «достоинство» (Cic. In Verr. 2. 2. 40; In Pis. 21), fides «доверие» (Cic. Pro Cluent. 159; Pro Marc. 23), honestum «нравственно-прекрасное» (Cic. Pro Caec. 77), industria «трудолюбие» (Cic. In Verr. 1. 35), innocentia «честность», «бескорыстие» (Cic. In Pis. 39; In Verr. 2. 1. 77), libertas «свобода» (Cic. De orat. 3. 4), officium «долг», «обязанность» (Cic. In Verr. 2. 2. 97, 2. 3. 220), pietas «благочестие» (Cic. In Verr. 2. 2. 97), prudentia «благоразумие» (Cic. In Verr. 2. 3. 16, 2. 5. 85; Pro Caec. 77), pudicitia «скромность» (Cic. In Verr. 2. 3. 6), religio «почитание богов» (Cic. In Verr. 2. 1. 120, 2. 3. 82, 2. 4. 112; De dom. 106; Pro Flacc. 26; Pro Cluent. 159), salus «благополучие» (Cic. De rep. 2. 59), sapiens «мудрый» (Cic. De leg. 3. 34; De rep. 2. 59), veritas «истина» (Cic. Pro Flacc. 26), virtus «добродетель», «мужество» (Cic. Pro Caec. 77; In Verr. 2. 5. 128), voluntas «благосклонность» (Cic. In Verr. 2. 1. 81, 2. 3. 6, 220; Ad fam. 9. 16. 3; Pro Rab. Post. 45) и др.
Как этико-философская категория libido подразумевает у Цицерона «похоть», «похотливость», «разврат», «развращенность», «распутство», «чрезмерную телесную страсть», «любовное похождение или связь», «сладострастие», «страстное желание». В этом пороке Цицерон обвиняет, как правило, власть предержащих, известных людей современности, против которых направлены его инвективы, а также молодежь и современников в целом, употребляя как libido, так и его производные (Cic. Ad Att. 1. 16. 1, 1. 18. 2, 1. 19. 8, 6. 1. 2, 6. 3. 1; De amic. 19, 35, 47, 83; De dom. 23, 93, 126; De fat. 8, 10; De fin. 1. 46–47, 50–51, 59, 2. 66, 73, 3. 32, 5. 62; De har. resp. 38, 42; De imp. Pomp. 40, 65; De invent. 1. 32; De leg. 1. 51, 3. 31; De nat. deor. 3. 71, 91; De off. 1. 92, 102, 122–123; De orat. 2. 342; De part. orat. 34; De prov. cons. 6, 8, 16, 24; De rep. 1. 60; De sen. 7, 29, 36, 42, 49; In Cat. 2. 11; In Pis. 27; In Verr. 1. 14, 2. 1. 62–64, 68, 86, 2. 2. 115, 134, 192, 2. 3. 4, 23, 60, 76, 2. 4. 17, 111, 2. 5. 28, 30, 32, 2. 5. 80, 82, 137, 189; Phil. 2. 15, 45, 71, 104, 115, 3. 28, 35, 5. 33, 6. 4, 8. 16, 11. 9, 13. 10, 13. 17, 14. 19; Post redit. in quir. 13; Post redit. in sen. 11, 13–15; Pro Balb. 56; Pro Cael. 1–2, 10, 12–13, 25, 30, 34–35, 38, 43, 45, 47, 49, 53, 55, 57, 70, 78; Pro Cluent. 12, 14–15, 36, 188; Pro Font. 38, 40; Pro Mil. 73, 76; Pro Mur. 13; Pro Scaur. 6, 8, 13; Pro Sull. 58, 70–71, 76, etc.). Иногда, например, в философских рассуждениях о наслаждении, Цицерон пользуется термином в нейтральном смысле, говоря о libido как о телесной страсти, противопоставленной душевному наслаждению (Cic. De fin. 3. 35; De rep. 6. 29; In Verr. 2. 1. 57; Tusc. disp. 3. 46), либо как о влечении к совокуплению как природному инстинкту (Cic. De nat. deor. 2. 128; De off. 1. 54. Cf.: Cic. Pro Sest. 110), либо как о чисто философской категории, без каких-либо отрицательных эмоций (Cic. De off. 3. 39, 117; De orat. 1. 194; Tusc. disp. 1. 72, 80, 2. 12, 58, 3. 4, 7, 11, 17, 23–25, 27, 4. 8, 11–12, 15, 21, 24, 34, 44, 55, 57, 60, 72, 5. 16, 20, 42–43, 48, 101). Особо нужно сказать о рассуждениях Цицерона по поводу употребления людьми страстей во время священнодействий (Cic. De leg. 2. 36–37) и о богах, безумствующих от похоти (Cic. De nat. deor. 1. 42): в его понимании религия и страсти в жизни людей несовместимы, хотя он допускает присутствие развращенности в существовании богов. Также интересны мысли Цицерона о libido в рамках стоического учения о нравственно-прекрасном и добродетелях: им настойчиво повторяется мысль о том, что «природа и разум… находят нужным… сохранять красоту, стойкость и порядок (pulchritudinem, constantiam, ordinem) в намерениях и поступках и стараются не допускать ничего некрасивого (indecore) и развратного (libidinose) ни в помыслах, ни в с.30 поступках»2 (Cic. De off. 1. 14. Cf.: Cic. De sen. 39–41). В «Парадоксах стоиков» Цицерон пишет о страсти как об общефилософской категории: как о страсти к приумножению богатства или о страсти к другим порокам (Cic. Parad. stoic. 1. 1, 3. 1, 5. 1. Cf.: Cic. Pro Quinct. IV.14; Pro Sest. 22).
В этико-философском дискурсе наряду с понятием libido Цицерон использует другие нравственные категории, обозначающие пороки, преступления или преступные качества (в списке даны сами термины и их производные): aegritudo «нездоровье» (Cic. De fin. 1. 59), amentia «безумие» (Cic. In Cat. 2. 11; Pro Cluent. 15), audacia «наглость» (Cic. De amic. 19; De invent. 1. 32; De prov. cons. 16; In Verr. 2. 5. 32, 189; Phil. 3. 28, 8. 16, 13. 10; Pro Cluent. 15; Pro Flacc. 40; Pro Sull. 71, 76), avaritia «жадность» (Cic. De imp. Pomp. 40; De invent. 1. 32; De leg. 1. 51; De nat. deor. 3. 71; De rep. 1. 60; In Verr. 2. 1. 86, 2. 2. 134, 192, 2. 3. 4, 2. 5. 137, 189; Phil. 2. 115, 6. 4; Post redit. in quir. 13), contumelia «оскорбление» (Cic. Ad Att. 6. 1. 2), crimen «преступление» (Cic. In Verr. 2. 2. 192; Pro Cael. 53, 55; Pro Scaur. 13; Pro Sull. 71), crudelitas (Cic. De dom. 23, 93, De fat. 8; In Verr. 2. 3. 4, 2. 5. 32, 189; Phil. 3. 28, 11. 9, 14. 9; Pro Cael. 55; Pro Flacc. 40; Pro Scaur. 13), cupiditas «страстное желание» (Cic. De amic. 19; De fin. 1. 51, 59; De imp. Pomp. 65; De invent. 1. 32; De leg. 3. 31; De rep. 1. 60; De sen. 49; In Verr. 2. 1. 62, 86, 2. 5. 32; Pro Cael. 12, 45, 188), dedecus «бесчестие» (Cic. De dom. 126; De fin. 1. 47; De off. 1. 123; De sen. 42; Pro Cluent. 12, 15, 188), dominatio «деспотизм» (Cic. De fin.1. 59), egestas «слабость характера» (Cic. De dom. 126; Post redit. in quir. 13; Post redit. in sen. 11; Pro Cluent. 36), facinus «злодеяние» (Cic. De nat. deor. 3. 71; In Verr. 2. 5. 189; Phil. 2. 115, 8. 16, 13. 10; Pro Cael. 13, 53, 55; Pro Flacc. 40; Pro Mil. 73; Pro Scaur. 13; Pro Sull. 76), fallax «лукавый» (Cic. De dom. 23; In Pis. 27), flagitium «позорный поступок» (Cic. In Verr. 1. 14, 2. 1. 62–63, 2. 2. 115, 134, 192, 2. 3. 23, 60; Phil. 2. 45, 13. 17, 14. 9; Post redit. in sen. 15; Pro Cael. 47, 57; Pro Scaur. 13; Pro Sull. 76), foeditas «отвратительность» (Cic. Phil. 2. 15), furor «бешенство» (Cic. Phil. 6. 4; Pro Sull. 76), ignavia «трусость» (Cic. De amic. 47; De fin. 1. 50; Pro Scaur. 13), immoderatus «необузданный» (Cic. Pro Cael. 53), impius «безбожный» (Cic. Phil. 8. 16), improbitas «нечестность» (Cic. De prov. cons. 8; In Cat. 2. 11; In Verr. 2. 1. 86, 2. 3. 23; Pro Scaur. 8; Pro Sull. 71), impudentia «бесстыдство» (Cic. In Verr. 2. 3. 76, 2. 5. 82; Phil. 2. 15), impudicitia «распутство» (Cic. De dom. 126; Phil. 3. 35), infamia «дурная слава» (Cic. De leg. 1. 51; In Verr. 2. 2. 192; Pro Scaur. 8), insanis «безумие» (Cic. Pro Sull. 70), inscientia «незнание» (Cic. De fin. 1. 46), insolentia «заносчивость» (Cic. Phil. 3. 35), intemperantia «неумеренность» (Cic. De har. resp. 42; De off. 1. 122–123; De sen. 29; Post redit. in sen. 11, 13–14), invidia «ненависть», «зависть» (Cic. Pro Cael. 30; Pro Scaur. 13), iracundia «гневливость» (Cic. De fat. 8; De off. 1. 102; De rep. 1. 60), levitas «легкомысленность» (Cic. Ad Att. 6. 3. 1; Phil. 6. 4), licentia «вседозволенность» (Cic. De fin. 2. 73), luxuria / luxuries «роскошь», «стремление к роскоши» (Cic. De off. 1. 92; In Pis. 27; In Verr. 2. 2. 134, 2. 5. 80, 137; Post redit. in sen. 11; Pro Balb. 56; Pro Cael. 13, 25, 43, 57; Pro Mur. 13), metus «страх» (Cic. De fin. 2. 73; De leg. 1. 51; De off. 1. 102), molestia «досада», «неудовольствие» (Cic. De fin. 1. 59), nefarium «безбожие», «бесчестие» (Cic. In Verr. 1. 14), nequitia «распутство» (Cic. In Cat. 2. 11; In Pis. 27; In Verr. 2. 1. 63, 2. 2. 115, 134, 192, 2. 5. 32, 137; Phil. 2. 15; Pro Cluent. 36), nocens «преступный» (Cic. De har. resp. 38), parricidium «злодейство» (Cic. Pro Sull. 76), perfidia «неверность» (Cic. In Verr. 2. 5. 189), petulantia «необузданность» (Cic. De sen. 36; Phil. 3. 28, 35; Pro Flacc. 40; Pro Sull. 71), rapina «грабеж» (Cic. Ad Att. 6. 1. 2; In Verr. 2. 5. 32), scelus «злодеяние» (Cic. De dom. 23; De har. resp. 38, 42; In Cat. 2. 11; In Verr. 2. 4. 17, 111, 2. 5. 32, 189; Phil. 8. 16, 13. 10, 17, 14. 9; Pro Cael. 55; Pro Cluent. 12, 188; Pro Scaur. 13), stultitia «глупость» (Cic. De leg. 1. 51), stuprum «обесчещение» (Cic. De fin. 2. 73; De har. resp. 42; De leg. 1. 51; In Verr. 1. 14, 2. 1. 62, 64, 2. 3. 23; Phil. 6. 4; Pro Flacc. 38; Pro Sull. 71), superbia (Cic. De fat. 8; De orat. 2. 342; In Pis. 27; In Verr. 2. 5. 32), tarditas «медлительность», «вялость», «тупость» (Cic. De leg. 1. 51), temeritas «безрассудный поступок» (Cic. De fin. 1. 50; De rep. 1. 60; Pro Cael. 34), timiditas «трусость» (Cic. De leg. 1. 51; Phil. 2. 71), timor «страх» (Cic. Pro Cluent. 15), turpitude «позор» (Cic. De har. resp. 38; De leg. 1. 51; De prov. cons. 6, 24; In Verr. 2. 1. 63; Phil. 11. 9, 14. 9; Pro Cael. 47, 78; Pro Mur. 13; Pro Sull. 76), vinulentia «пьянство» (Cic. Phil. 6. 4), vitium «порок» (Cic. De amic. 83; De fat. 10; In Verr. 2. 3. 4; Pro Cael. 25, 57; Pro Mur. 13), voluptas «телесное наслаждение» (Cic. De fin. 1. 46, 47, 59, 2. 73; De imp. Pomp. 40; De off. 1. 102; De prov. cons. 6; De sen. 42; In Verr. 2. 2. 115; Post redit. in sen. 13–15; Pro Cael. 57; Pro Mur. 13) и др.
Libido как этическое понятие противопоставлено у Цицерона следующим добродетелям и в целом положительным нравственным категориям: aequitas «равенство перед законом», «равенство прав», «справедливость» (Cic. De amic. 19), amicitia «дружба» (Cic. De amic. 35, 47), beneficentia «благодеяние» (Cic. De off. 1. 102), bonitas «добродушие» (Cic. De orat. 2. 342), cognitio «познание истины» (Cic. De imp. Pomp. 40), conscientia «знание», «сознание», «совесть» (Cic. De fin. 1. 51; In Verr. 2. 1. 64), constantia «стойкость» (Cic. Ad Att. 1. 19. 8; De amic. 19; De fin. 5. 62), dignitas «достоинство» (Cic. Pro Cael. 55; Pro Cluent. 12), diligentia «старание» (Cic. De off. 1. 92), fides «доверие» (Cic. De amic. 19; Pro Sull. 58), fortitude «храбрость» (Cic. De amic. 47), frugalitas «бережливость» (Cic. In Verr. 2. 2. 192), gravitas «серьезность» (Cic. Phil. 13. 10), honestum «нравственно-прекрасное» (Cic. De fin. 5. 62; Pro Cael. 78), industria «трудолюбие» (Cic. De off. 1. 122; Post redit. in sen. 13; Pro Cael. 12), innocentia «честность», «бескорыстие» (Cic. Phil. 8. 16; Pro Flacc. 38), libertas «свобода» (Cic. De fin. 2. 66), liberalitas «щедрость» (Cic. De amic. 19; De off. 1. 102), moderatio «умеренность» (Cic. De orat. 2. 342; De sen. 7; Phil. 13. 10), modestia «скромность» (Cic. De fin. 2. 73; Phil. 8. 16), mos «нрав», «обычай» (Cic. Pro Cael. 25), officium «долг», «обязанность» (Cic. Pro Cael. 55; Pro Sull. 58), parsimonia «бережливость» (Cic. De off. 1. 102), patientia «терпение» (Cic. De off. 1. 122), prudentia «благоразумие» (Cic. De off. 1. 122–123), pudicitia «скромность» (Cic. De fin. 2. 73; De prov. cons. 24; In Verr. 2. 1. 64, 68; Pro Cael. 49), pudor «застенчивость» (Cic. De fin. 2. 73; De prov. cons. 8; Pro Cluent. 15), religio «почитание богов» (Cic. De leg. 3. 31; De prov. cons. 24; In Verr. 2. 4. 111; Pro Cael. 55; Pro Sull. 70), sapientia «мудрость» (Cic. De amic. 35; De fin. 1. 46, 3. 32), temperantia «умеренность» (Cic. De amic. 47; De fin. 2. 73; De prov. cons. 8; Phil. 8. 16; Pro Flacc. 38), virtus «добродетель», «мужество» (Cic. De amic. 83; De fin. 3. 32; De orat. 2. 342; De sen. 42; In Cat. 2. 11; Post redit. in sen. 13–14; Pro Cael. 43; Pro Mil. 73) и др.
Как мы видим, Цицерон чаще использует libido в этико-философском значении, чем в политическом. Вместе с тем хотелось бы отметить, что деление значений понятия libido на политическое и этико-философское весьма условно. В одном и том же сочинении Цицерона можно встретить рассуждения о политике, этике, философии в одном месте.
Исходя из проведенного анализа, мы можем сделать с.31 вывод о том, что в рассуждениях о libido Цицерон пользуется всем арсеналом греческой философии и своей римской практической деятельности как политика и адвоката, удачно сочетая положительные и отрицательные этико-философские категории для достижения основной цели — для повышения нравственности читателей его трактатов и слушателей его речей в суде. Как известно, Цицерон считал главной причиной гибели римской республики падение нравов, особенно у людей, облеченных властью [8], поэтому использовал свое главное оружие — словесное убеждение — для повышения нравственности современников. Понятие libido способствовало этому.
Литература
1. Dunkle
2. Jed
3. Novokhatko
4. Zarecki J. Cicero’s Ideal Statesman in Theory and Practice. London, New York: Bloomsbury, 2014.
5. Jung
6. L’Hoir
7. Брагова
8. Брагова