с.25
В статье рассматривается этическая составляющая феномена старости в оценке Цицерона (на основе сочинения
«Марк Катон о старости
»). В рассуждениях о старости Цицерон пользуется понятием mos / mores и приходит к выводу, что причина трудностей старости заключается не в возрасте, а в дурных нравах. Цицерон основывает свои рассуждения о старости на синтезе греко-римских этических понятий, и в эклектизме состоит его новаторство как философа.
Ключевые слова: Цицерон, Древний Рим, этический аспект, старость, mores, обычаи предков, virtus, добродетельный.
Статья посвящена взглядам Цицерона на старость, а именно этическому аспекту его рассуждений. По нашему мнению, указанному аспекту не уделено должное внимание в научной литературе. Несомненно, имеется ряд исследований, так или иначе затрагивающих вопрос об отношении Цицерона к старости. Например, С. Л. Утченко упоминает сочинение Цицерона «Марк Катон о старости», считая, что философское значение его невелико, да и политическая его направленность выражена слабо1. В статье В. В. Лемиш исследуются воззрения Цицерона на социально-психологические аспекты старения, выделяются формы старения (адаптивная и дезадаптивная), описывается проявление данных форм старения и факторы, влияющие на их формирование2. Изучая вопрос о суициде и насильственной смерти в I в. до н. э., С. С. Дёмина приводит мнение Цицерона о том, что смерть должна наступать в своё время, и даже старики не должны добровольно оставлять жизнь без имеющейся на то причины3. В статье, посвящённой с.26 смерти римских старейшин в 390 г. до н. э., А. В. Коптев использует указание Цицероном на 46-летний возраст как на начало старости для доказательства положений своей статьи4. Среди зарубежных исследователей цицероновского понимания старости можно назвать Дж. Пауэлла, Т. Паркина, К. Кокейн, Дж. Грумана, К. Соньо, Дж. Б. Кобболда. Например, Дж. Пауэлл замечает, что сочинение Цицерона о старости является руководством по практической этике, дающим представление о римском образе жизни, уважительном отношении римского общества к старикам и помогающим справиться с трудностями преклонного возраста5. Т. Г. Паркин отмечает позитивный настрой Цицерона в его рассуждениях о старости, считая, что написание сочинения «О старости» было для Цицерона утешением для его немолодых лет6. К. Кокейн анализирует взгляды Цицерона и Квинтилиана на ораторское искусство в старости, замечая, что Цицерон не считает старость препятствием для ораторства, в то время как Квинтилиан называет выступление с речью слишком изнуряющим занятием для старика7. Дж. Груман указывает, что Цицерон, основываясь на главных положениях античной философии, утверждал, что мудрец должен покорно подчиняться требованиям природы, и такое отношение к жизни позволяет с готовностью принять старость и смерть8. К. Соньо полагает, что старость в античности ассоциировалась с неизбежным упадком, и приводит в пример рассуждения Цицерона о старости и смерти в сочинениях «Тускуланские беседы» и «Брут» (Cic. Tusc. disp. 2. 5; cf.: Cic. Brut. 71)9. Дж. В. Кобболд с.27 отмечает определённое влияние на Цицерона в данном вопросе со стороны греков, в особенности Платона и стоиков10. Таким образом, мы видим, что так или иначе сочинение Цицерона «О старости» упоминается исследователями, однако не в этическом контексте. Указанные исследования либо охватывают более широкие вопросы и эпохи (например, отношение к старости всех людей в целом или древних римлян в частности), либо посвящены определённому аспекту учения Цицерона о старости (например, социально-психологическому в статье В. В. Лемиш). В рамках данной статьи мы также не сможем охватить все аспекты данного сочинения Цицерона, однако хотелось бы остановиться на этической составляющей феномена старости: рассмотреть ряд понятий, как исконно римских, так и заимствованных, используемых Цицероном в рассуждениях о старости, определить место сочинения о старости среди философских работ Цицерона и среди сочинений всей античной философии, посвящённых практической этике.
Мы не станем подробно останавливаться на сущности понятий senex, senectus, используемых Цицероном, поскольку данный вопрос достаточно изучен11. Скажем только, что, по мнению римлян, и в их числе Цицерона, процесс старения начинался у человека в возрасте 46 лет (Cic. De sen. 60). Именно о людях старше 46 лет идёт речь в сочинении Цицерона «Марк Катон о старости». Наиболее важным этическим понятием в рассуждениях Цицерона о старости можно считать mos / mores. Так, мыслитель пишет, что причина всех сетований на старость заключается в нравах (in moribus), а не в возрасте (non in aetate). Ибо благоразумные, лёгкие в общении и жизнерадостные старики (moderati et nec difficiles, nec inhumani senes) ведут в старости сносную жизнь (tolerabilem senectutem) (Cic. De sen. 7). С этим пассажем перекликается реплика Катона о том, что старики своенравны, беспокойны, вспыльчивы и трудны в общении, даже скупы (sunt morosi et anxii et iracundi et difficiles senes… etiam avari), но это пороки нравов, а не старости (haec morum vitia sunt, non senectutis) (Cic. De sen. 65). Употребление в этом же пассаже однокоренных слов morosi (своенравные), morositas (своенравие) (Cic. De sen. 65), по с.28 нашему мнению, не случайно: они подчёркивают важность следования нравам и обычаям предков (mores majorum). Цицерон приводит в пример добродетельных римлян, которые в старости вели себя подобающим образом. Так, он пишет об известном своими победами во второй Пунической войне римлянине Квинте Максиме, в котором соединены были серьёзность и учтивость (comitate condita gravitas), и чья старость не изменила его нравов (nec senectus mores mutaverat) (Cic. De sen. 10). Также Цицерон от имени Катона рассказывает о цензоре Аппии Клавдии, который, будучи слепым и старым (et caecus et senex), имел не только авторитет (auctoritatem) и власть (imperium) над своими домочадцами, но и в его доме процветал отеческий нрав и дисциплина (vigebat in ilia domo mos patrius et disciplina) (Cic. De sen. 37).
Указанные случаи употребления понятия mos / mores позволяют нам сделать важный вывод о том, что данное сочинение Цицерона гармонично вписывается в корпус его этико-философских работ: его рассуждения о старости основаны на синтезе исконно римских понятий (mores, auctoritas, imperium) и стоических добродетелей, с которыми связаны такие термины, как moderati (Cic. De sen. 7), gravitas (Cic. De sen. 10), virtutes (Cic. De sen. 9), используемые Цицероном в сочинении. С одной стороны, необходимо следовать обычаям предков (mores majorum), с другой — нужно посвящать время упражнениям в добродетелях (exercitationes virtutum) (Cic. De sen. 9) и обладать мудростью (sapientia), так как мудрый должен переносить старость спокойно (quod ferundum est molliter sapienti) (Cic. De sen. 4–5). Таким образом, можно говорить об определённом эклектизме этических воззрений Цицерона, в том числе его взглядов на старость. Вопрос об эклектизме до сих пор вызывает споры в научных кругах: одни считают, что в этических вопросах Цицерон ведёт себя как простой переписчик работ древнегреческих философов (М. Гельцер12, М. Поленц13, В. Зюсс14 и др.), другие (П. Грималь15, К. Куманецкий16, с.29 В. Т. Звиревич17 и др.), и мы в их числе18, оставляют за Цицероном определённое новаторство в вопросах практической этики. Сочинение Цицерона о старости содержит определённые этические установки стоиков, согласно которым мудрый человек должен следовать в своих поступках добродетелям, но в то же время заключает в себе основную мораль римлян — не забывать о нравственных устоях римского общества, о заветах отцов. По этой причине сочинение Цицерона о старости ни в коей мере не может быть отброшено как ненужное или неоригинальное. Данное руководство по практической этике, посвящённое поведению римлянина в старости, может быть по праву названо оригинальным вкладом Цицерона в античное философское наследие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Цицерон основывает свои рассуждения о старости на синтезе греко-римских этических понятий, призывая людей, переживающих старение, не забывать о нравах предков, быть мудрыми в следовании добродетелям.
Литература
Брагова А. М. Марк Туллий Цицерон об идеальном гражданине и государстве. Дис. … канд. ист. наук. Н. Новгород, 2005.
Грималь П. Цицерон / Пер. Г. С. Кнабе, Р. Б. Сашиной. М., 1991.
Дёмина С. С. Гражданское сознание и поведение римлян I в. до н. э. Владимир, 2012.
Звиревич В. Т. Цицерон — философ, историк философии. Свердловск, 1988.
Коптев А. В. Смерть римских старейшин в 390 г. до н. э.: истоки исторической традиции // Античный мир и археология. 2006. Вып. 12. С. 119–138.
Куманецкий К. История Древней Греции и Рима. М., 1990.
Лемиш В. В. Социально-психологические аспекты представлений Цицерона о культуре старения // Психологические исследования. 2013. Т. 6. №29. [Электронный ресурс]: URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n29/834-lemish29.html#e3 (дата обращения: 15.06.2016).
с.30
Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972.
Cobbold G. B. The Red Flare: Cicero’s On Old Age. Mundelein (Il.), 2012.
Cokayne K. Experiencing Old Age in Ancient Rome. L.; N. Y., 2003.
Gelzer M. Cicero. Ein biographischer Versuch. Wiesbaden, 1969.
Gruman G. J. A History of Ideas about the Prolongation of Life. N. Y., 2003.
Parkin T. G. Old Age in the Roman World: A Cultural and Social History. Baltimore; L., 2003.
Pohlenz M. Cicero de Officiis. B., 1934.
Powell J. G. F. Introduction // Cicero. Cato Maior de Senectute / Ed. by J. G. F. Powell. Cambridge, 1988. P. 1–51.
Sogno C. Age and Style in Late Antique Epistolography: Symmachus’ Polemics against the Rhetoric of the Old // Old Age in the Middle Ages and the Renaissance: Interdisciplinary Approaches to a Neglected Topic / Ed. by A. Classen. B.; N. Y., 2007. P. 85–102.
Süss W. Cicero. Eine Einführung in seine philosophischen Schriften. Wiesbaden, 1966.
Arina Bragova (Nizhny Novgorod State University of Linguistics). The Ethical Aspect of Old Age in Cicero’s Assessment
The article dwells upon the ethical component of the phenomenon of old age in Cicero’s assessment (on the basis of the treatise “Cato Major de senectute”). Expressing the view of old age Cicero uses the concept mos / mores and makes a conclusion that the reason for misfortunes of old age is not age itself but bad customs. Cicero bases his arguments about old age on a synthesis of Greco-Roman ethical concepts, and his innovation as a philosopher consists in such eclecticism.
Keywords: Cicero, Ancient Rome, ethical aspect, old age, mos, mores, ancestors’ customs, virtus, virtuous.
References
Bragova A. M. Mark Tulliy Tsitseron ob ideal’nom grazhdanine i gosudarstve. Dis. … kand. ist. nauk. Nizhniy Novgorod, 2005.
Grimal’ P. Tsitseron / Per. G. S. Knabe, R. B. Sashinoy. M., 1991.
Dyemina S. S. Grazhdanskoe soznanie i povedenie rimlyan I v. do n. e. Vladimir, 2012.
Zvirevich V. T. Tsitseron — filosof, istorik filosofii. Sverdlovsk, 1988.
Koptev A. V. Smert’ rimskikh stareyshin v 390 g. do n. e.: istoki istoricheskoy traditsii // Antichnyy mir i arkheologiya. 2006. Vyp. 12. S. 119–138.
Kumanetskiy K. Istoriya Drevney Gretsii i Rima. M., 1990.
Lemish V. V. Sotsial’no-psikhologicheskie aspekty predstavleniy Tsitserona o kul’ture stareniya // Psikhologicheskie issledovaniya. 2013. T. 6. № 29. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n29/834-lemish29.html#e3 (data obrashcheniya: 15.06.2016).
Utchenko S. L Tsitseron i ego vremya. M., 1972.
Cobbold G. B. The Red Flare: Cicero’s On Old Age. Mundelein (Il.), 2012.
Cokayne K. Experiencing Old Age in Ancient Rome. L.; N. Y., 2003.
Gelzer M. Cicero. Ein biographischer Versuch. Wiesbaden, 1969.
Gruman G. J. A History of Ideas about the Prolongation of Life. N. Y., 2003.
Parkin T. G. Old Age in the Roman World: A Cultural and Social History. Baltimore; L., 2003.
Pohlenz M. Cicero de Officiis. B., 1934.
Powell J. G. F. Introduction // Cicero. Cato Maior de Senectute / Ed. by J. G. F. Powell. Cambridge, 1988. P. 1–51.
Sogno C. Age and Style in Late Antique Epistolography: Symmachus’ Polemics against the Rhetoric of the Old // Old Age in the Middle Ages and the Renaissance: Interdisciplinary Approaches to a Neglected Topic / Ed. by A. Classen. B.; N. Y., 2007. P. 85–102.
Süss W. Cicero. Eine Einführung in seine philosophischen Schriften. Wiesbaden, 1966.