Дэвид Фрай

Эгидий, Хильдерих, Одоакр и Павел

David Frye. Aegidius, Childeric, Odovacer and Paul // Nottingham Medieval Studies, vol. 36, 1992, pp. 1—14.
© 2018 г. Перевод с английского В. Г. Изосина.

с.1 Для всех собы­тий, про­изо­шед­ших в пятом веке в север­ной Гал­лии — сра­же­ний и войн, королев­ских амби­ций и народ­ных дви­же­ний, надежд и неудач мел­ких вожа­ков и импе­ра­то­ров — для всех этих запу­тан­ных и гро­моздя­щих­ся друг на дру­га собы­тий, неспеш­но пре­вра­щав­ших рим­скую про­вин­цию в нечто недо­рим­ское и меро­винг­ское, у исто­ри­ков есть толь­ко один надёж­ный повест­во­ва­тель­ный путе­во­ди­тель — Гри­го­рий Тур­ский. Дол­гое вре­мя «Исто­рия фран­ков» Гри­го­рия слу­жи­ла неза­ме­ни­мым источ­ни­ком, но, к сожа­ле­нию, зача­стую Гри­го­рий спо­со­бен поста­вить в недо­уме­ние, если он сам не был в недо­уме­нии, перед собы­ти­я­ми пято­го века. И нигде эта про­бле­ма не вызы­ва­ет боль­шей доса­ды, чем в восем­на­дца­той и девят­на­дца­той гла­вах его вто­рой кни­ги. Здесь Гри­го­рий пред­ла­га­ет чита­те­лю корот­кий, запу­тан­ный, кажу­щий­ся бес­по­рядоч­ным пере­чень несвя­зан­ных и неда­ти­ро­ван­ных собы­тий. Одна­ко эти гла­вы не могут быть про­сто про­игно­ри­ро­ва­ны, посколь­ку они содер­жат цен­ную инфор­ма­цию о неко­то­рых клю­че­вых фигу­рах того пери­о­да, вклю­чая Эгидия, Сиа­грия, Одо­ак­ра, Хиль­де­ри­ха и Пав­ла.

Чтобы облег­чить обсуж­де­ние, я про­ци­ти­рую отры­вок пол­но­стью, сна­ча­ла в пере­во­де, а затем на латы­ни1:


18. Итак, Хиль­де­рих вёл бит­вы при Орле­ане. Одо­акр же со сво­и­ми сак­са­ми при­шёл к Анже­ру. В то вре­мя вели­кая чума поко­си­ла народ. Эгидий же умер и оста­вил сына по име­ни Сиа­грий. По его смер­ти Одо­акр полу­чил залож­ни­ков из Анже­ра и дру­гих мест. Бре­то­ны, поте­ряв мно­гих у дерев­ни Деоль, были изгна­ны гота­ми из Бур­жа. Одна­ко комит Павел с рим­ля­на­ми и фран­ка­ми высту­пил про­тив готов и захва­тил добы­чу. Когда же Одо­акр при­был в Анжер, на сле­дую­щий день подо­шёл король Хиль­де­рих и, после гибе­ли коми­та Пав­ла, захва­тил город. В тот же день в вели­ком пожа­ре сго­ре­ла цер­ковь.


19. После того, как таким обра­зом свер­ши­лись эти собы­тия, велась вой­на меж­ду сак­са­ми и рим­ля­на­ми. Но сак­сы, обра­тив­шись в бег­ство, мно­гих из сво­их оста­ви­ли мечам пре­сле­дую­щих рим­лян. Их ост­ро­ва, когда погиб­ло мно­го наро­да, были захва­че­ны и разо­ре­ны фран­ка­ми. В девя­том меся­це того же года сотря­са­лась зем­ля. Одо­акр заклю­чил союз с Хиль­де­ри­хом и они поко­ри­ли ала­ман­нов, кото­рые про­ник­ли в часть Ита­лии.


с.2 18. Igi­tur Chil­de­ri­cus Auri­lia­nis pug­nas egit, Ado­vac­rius ve­ro cum Sa­xo­ni­bus An­de­ca­vo ve­nit. Mag­na tunc lues po­pu­lum de­vas­ta­vit. Mor­tuus est autem Egi­dius et re­li­quit fi­lium Syag­rium no­mi­ne. Quo de­functo, Ado­vac­rius de An­de­ca­vo vel aliis lo­cis ob­se­des ac­ce­pit. Brit­ta­ni de Bi­tu­ri­cas a Gothis ex­pul­si sunt, mul­tis apud Do­len­sim vi­cum pe­remptis. Pau­los ve­ro co­mes cum Ro­ma­nis ac Fran­cis Gothis bel­la in­tu­lit et prae­das egit. Ve­nien­te ve­ro Ado­vac­rio An­de­ca­vus, Chil­de­ri­cus rex se­quen­ti die ad­ve­nit, in­te­rempto­que Pau­lo co­mi­te, ci­vi­ta­tem ob­ti­nuit. Mag­num ea die in­cen­dio do­mus aec­le­siae concre­ma­ta est.


19. His ita ges­tis, in­ter Sa­xo­nes at­que Ro­ma­nos bel­lum ges­tum est; sed Sa­xo­nes ter­ga ver­ten­tes, mul­tos de suis, Ro­ma­nis in­se­quen­ti­bus, gla­dio re­li­que­runt; in­so­lae eorum cum mul­to po­pu­lo in­te­rempto a Fran­cis cap­tae at­que sub­ver­si sunt. Eo an­no men­se no­no ter­ra tre­muit. Odo­vac­rius cum Chil­de­ri­co foe­dus iniit, Ala­man­nus­que, qui par­tem Ita­liae per­va­se­rant, sub­iuga­runt.


Вполне оче­вид­но, что этот отры­вок порож­да­ет боль­ше вопро­сов, чем даёт отве­тов. Мы узна­ём, что Хиль­де­рих сра­жал­ся под Орле­а­ном, но не зна­ем, про­тив кого, с кем или за кого. Мы видим сак­са Одо­ва­крия, но можем про­ве­сти лишь гипо­те­ти­че­скую связь меж­ду ним и Одо­ак­ром 476 года. Подоб­ным же обра­зом мы можем лишь дога­ды­вать­ся о том, как имен­но Эгидий, быв­ший ma­gis­ter mi­li­tum, импер­ский мятеж­ник и rex Fran­co­rum, и его сын Сиа­грий, буду­щий rex Ro­ma­no­rum, участ­ву­ют в этих собы­ти­ях. Комит Павел ста­вит ещё одну про­бле­му, осо­бен­но в том, что каса­ет­ся его ком­пе­тен­ции.

Ввиду тако­го мно­же­ства про­блем долж­но казать­ся несколь­ко неожи­дан­ным, что един­ст­вен­ная интер­пре­та­ция в основ­ном удер­жи­ва­ла пози­ции начи­ная с 1879 года, когда была опуб­ли­ко­ва­на «His­toi­re cri­ti­que de règ­nes de Chil­dé­rich et de Chlo­do­vech» Виль­гель­ма Юнг­хан­са2. Юнг­ханс счи­тал, с.2 что борь­бой Хиль­де­ри­ха под Орле­а­ном мог­ла быть толь­ко орле­ан­ская бит­ва 463 года, в кото­рой Эгидий победил визи­гот­ско­го коро­ля Фриде­ри­ха. Поэто­му он изо­бра­зил Хиль­де­ри­ха союз­ни­ком гал­ло-рим­ля­ни­на Эгидия и вра­гом вра­гов Эгидия — визи­готов и Одо­ак­ра. Тогда из это­го пер­во­го фран­ко-рим­ско­го сою­за сле­до­ва­ло, что Хиль­де­рих дол­жен был так­же всту­пить в союз с гал­ло-рим­ля­ни­ном Пав­лом, при­со­еди­нив­шись к послед­не­му в бит­вах про­тив готов и сак­сов3. Со вре­ме­ни пуб­ли­ка­ции работы Юнг­хан­са почти все совре­мен­ные учё­ные при­шли к вос­при­я­тию Хиль­де­ри­ха как союз­ни­ка Эгидия4. Тем не менее, если рас­смот­реть свиде­тель­ства это­го пери­о­да кри­ти­че­ски, станет ясно, что мне­ние Юнг­хан­са не пред­став­ля­ет собой наи­бо­лее веро­ят­ной интер­пре­та­ции это­го отрыв­ка; напро­тив, оно вполне может пред­став­лять собой наи­ме­нее веро­ят­ную интер­пре­та­цию. Таким обра­зом, цель этой ста­тьи будет состо­ять в том, чтобы под­верг­нуть сомне­нию тра­ди­цию Юнг­хан­са и заме­нить её более убеди­тель­ным мне­ни­ем.

При рас­смот­ре­нии про­бле­мы карье­ры Хиль­де­ри­ха мы можем обра­тить­ся к несколь­ким источ­ни­кам. Даже сам Гри­го­рий опи­ра­ет­ся на две раз­лич­ные груп­пы свиде­тельств. Как часто отме­ча­лось, гла­вы восем­на­дца­тая и девят­на­дца­тая рез­ко кон­тра­сти­ру­ют по сти­лю с осталь­ной работой Гри­го­рия. Быст­рый ход собы­тий, вклю­чаю­щий анна­ли­сти­че­ские ссыл­ки на зем­ле­тря­се­ния и голод, пред­по­ла­га­ет, что Гри­го­рий для этих глав исхо­дил из хро­ни­ки, воз­мож­но даже, копи­руя её дослов­но. Источ­ник Гри­го­рия более не суще­ст­ву­ет, но учё­ные, при­знаю­щие его уни­каль­ную гео­гра­фи­че­скую ори­ен­та­цию, в целом соглас­ны в том, что им долж­на была быть работа авто­ра из Анже­ра, ретро­спек­тив­но назван­ная «Анжер­ски­ми анна­ла­ми»5. Одна­ко неза­дол­го до этих анна­ли­сти­че­ских глав Гри­го­рий при­во­дит более подроб­ную исто­рию Хиль­де­ри­ха, про­ис­хо­дя­щую, види­мо, из франк­ской уст­ной тра­ди­ции, кото­рую неко­то­рые счи­та­ют «рас­ска­зом о рож­де­нии» Хло­дви­га6.

с.4 В допол­не­ние к Гри­го­рию мы рас­по­ла­га­ем тре­мя хро­ни­ка­ми — Ида­ция, Мария Аванш­ско­го и Chro­ni­ca Gal­li­ca a. 511, все они при­зна­ют­ся надёж­ны­ми. Недав­ние иссле­до­ва­ния так­же под­твер­ди­ли древ­ность совре­мен­ной био­гра­фии — изво­да «A» жития Жене­вье­вы (Vi­ta Ge­no­ve­fae)7. Менее надёж­ны­ми явля­ют­ся более позд­ние франк­ские источ­ни­ки — Хро­ни­ка (Псев­до-)Фреде­га­ра и Li­ber His­to­riae Fran­co­rum. Подоб­ным же обра­зом сле­ду­ет про­яв­лять осто­рож­ность, строя пред­по­ло­же­ния на осно­ва­нии мол­ча­ли­вой ссыл­ки Реми­гия о роди­те­лях Хло­дви­га, не столь­ко пото­му, что пись­мо сомни­тель­но, сколь­ко пото­му, что сооб­ще­ние слиш­ком крат­ко для того, чтобы быть с уве­рен­но­стью истол­ко­ван­ным.

По срав­не­нию с Хиль­де­ри­хом предыс­то­рия Эгидия до 463 года доволь­но хоро­шо доку­мен­ти­ро­ва­на8. Назна­чен­ный ma­gis­ter mi­li­tum Май­о­ри­а­ном, Эгидий ока­зы­вал зна­чи­тель­ное вли­я­ние на импе­ра­то­ра. Он актив­но дей­ст­во­вал как анти­гот­ская сила в Гал­лии, сра­жа­ясь с про­гот­ским Агрип­пи­ном9 и высту­пая про­тив готов напря­мую при Арле и Castrum Cai­no­nen­se близ Тура. Одна­ко после гибе­ли Май­о­ри­а­на Эгидий отка­зал­ся при­знать ново­го импе­ра­то­ра и высту­пил бы на Рим, если бы его не удер­жа­ла про­дол­жаю­ща­я­ся гот­ская агрес­сия. Таким обра­зом, Эгидий победил готов в бит­ве при Орле­ане 463 года, будучи мятеж­ни­ком по отно­ше­нию к импе­рии.

Карье­ра Эгидия ста­но­вит­ся менее ясной, когда мы при­сту­па­ем к франк­ским источ­ни­кам, начи­ная с уст­ной тра­ди­ции, запи­сан­ной у Гри­го­рия (II, 12). Здесь мы впер­вые узна­ём о Хиль­де­ри­хе, без­нрав­ст­вен­ном непо­пу­ляр­ном коро­ле, изгнан­ном сво­им соб­ст­вен­ным наро­дом за рас­пут­ство. Нам сооб­ща­ют, что в отсут­ст­вие Хиль­де­ри­ха фран­ки избра­ли Эгидия пра­вить ими. Пред­по­ло­жи­тель­но Хиль­де­рих про­вёл сле­дую­щие восемь лет в изгна­нии при тюринг­ском дво­ре, состав­ляя заго­во­ры про­тив сво­его рим­ско­го сопер­ни­ка, в то вре­мя как его сто­рон­ни­ки зани­ма­лись рас­ша­ты­ва­ни­ем поло­же­ния Эгидия10. Нако­нец, пре­дан­ный гунн­ский слу­га Хиль­де­ри­ха, Вио­мад, послал ему весть, что фран­ки уста­ли от рим­ско­го прав­ле­ния и ждут его воз­вра­ще­ния. Меж­ду тем, эти восемь лет пре­до­ста­ви­ли Хиль­де­ри­ху доста­точ­но вре­ме­ни для того, чтобы нала­дить тес­ные свя­зи с пред­ста­ви­те­ля­ми тюринг­ско­го дво­ра; он даже женил­ся на их короле­ве.

с.5 Тот факт, что эту исто­рию выда­ёт уст­но пере­да­вае­мый пер­во­ис­точ­ник, не сле­ду­ет вос­при­ни­мать как воз­мож­ность рас­смат­ри­вать её как «бас­ню» либо чрез­мер­но зло­употреб­лять её дета­ля­ми11. Если совре­мен­ные антро­по­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния не научи­ли нас ниче­му дру­го­му об уст­ных куль­ту­рах, то они, по край­ней мере, дока­за­ли спо­соб­ность уст­ной тра­ди­ции под­дер­жи­вать исто­ри­че­скую цель­ность в тече­ние пери­о­дов, гораздо более дли­тель­ных, чем тот, что отде­ля­ет Гри­го­рия от Хиль­де­ри­ха. Таким обра­зом, мы не долж­ны бес­печ­но пре­вра­щать тра­ди­ци­он­ную Тюрин­гию в Турне про­сто пото­му, что там умер Хиль­де­рих. Как пря­мо выра­зил­ся Эдвард Джеймс, «La seu­le re­la­tion entre Chil­dé­ric et Tour­nai est son tom­beau»[2]12. Франк­ская тра­ди­ция недву­смыс­лен­но гово­рит о тюринг­ском дво­ре, его коро­ле и короле­ве; эти эле­мен­ты не могут быть пере­не­се­ны на ci­vi­tas Турне.

Точ­но так же упо­ми­на­ние о франк­ском королев­ском досто­ин­стве Эгидия было встре­че­но с неко­то­рым неумест­ным скеп­ти­циз­мом13, про­ис­те­каю­щим из пред­став­ле­ния о том, что фран­ки нико­гда не при­зна­ли бы при­рож­дён­но­го чужа­ка сво­им коро­лём. Вер­но, что Эгидий не был при­рож­дён­ным фран­ком. Наши источ­ни­ки иден­ти­фи­ци­ру­ют его как гал­ла14, воз­мож­но, пред­ста­ви­те­ля вели­ко­го галль­ско­го кла­на Сиа­гри­ев15, и мы можем под­твер­дить это про­ис­хож­де­ние, отме­тив, что его имя (Aegi­dius) с линг­ви­сти­че­ской точ­ки зре­ния выглядит галль­ским, похо­жим на Age­dil­lios, Age­dil­li, Age­di­li­ci, Age­du­li, Age­dil­lus, Ace­dil­lus и Aco­dil­lus16. Тем не менее, это пред­ва­ри­тель­ное изу­че­ние этни­че­ской предыс­то­рии по сво­ей сути явля­ет­ся совре­мен­ным и не игра­ло ника­кой роли в мен­таль­ном уни­вер­су­ме фран­ка пято­го века. Этни­че­ская при­над­леж­ность нико­гда не была столь же ясной, как гене­ти­че­ская в тот пери­од, когда галль­ские кре­стьяне «ста­но­ви­лись гота­ми», франк­ский купец ста­но­вил­ся коро­лём сла­вян, ост­ро­готы пыта­лись сде­лать Вели­за­рия сво­им коро­лём, а раз­лич­ные gen­tes пре­воз­но­си­ли Одо­ак­ра как rex’а. Как пока­зал Хер­виг Воль­фрам в сво­ём иссле­до­ва­нии о гот­ской «нации», вклю­чав­шей фин­нов, сла­вян, сар­ма­тов, гун­нов, ала­нов, антов, геру­лов и росо­мо­нов, коро­ли не выби­ра­лись по их этни­че­ской при­над­леж­но­сти; коро­ли созда­ва­ли этни­че­ские груп­пы17. Обра­зу­ю­щий­ся gens мог избрать попу­ляр­но­го коро­ля, или thiu­dans, из королев­ско­го рода, но воин­ская кон­феде­ра­ция, такая как фран­ки Хиль­де­ри­ха, была соци­аль­но более подвиж­на, изби­рая вое­на­чаль­ни­ка или rex/rix/reiks, кото­рый фак­ти­че­ски часто заме­нял thiu­dans, управ­лять ими18. Rex-вое­на­чаль­ник дости­гал сво­его поло­же­ния ско­рее бла­го­да­ря успе­ху в бит­ве, чем королев­ской кро­ви. В этом све­те вступ­ле­ние гал­ла Эгидия на цар­ство фран­ков Хиль­де­ри­ха не явля­ет­ся чем-то с.6 необыч­ным для того пери­о­да и при­част­но­го наро­да; толь­ко совре­мен­ный исто­рик нахо­дит это неве­ро­ят­ным. В каче­стве ma­gis­ter mi­li­tum Гал­лии Эгидий уже коман­до­вал франк­ски­ми вой­ска­ми. В какой-то момент эти фран­ки про­воз­гла­си­ли гал­ло-рим­ско­го вое­на­чаль­ни­ка сво­им коро­лём. Неза­ви­си­мое под­твер­жде­ние этой уст­ной тра­ди­ции появ­ля­ет­ся в Chro­ni­ca Gal­li­ca a. 511, кото­рая при­пи­сы­ва­ла вели­чай­шую воен­ную победу Эгидия франк­ским вой­скам19.

Как же тогда сме­щён­ный Хиль­де­рих спра­вил­ся со сво­им сопер­ни­ком за франк­ский трон? Для это­го мы долж­ны вер­нуть­ся к досто­вер­ным, хотя и запу­тан­ным, Анжер­ским анна­лам, или Гри­го­рию, II, 18—19. Разде­лы Гри­го­рия о Хиль­де­ри­хе — тра­ди­ци­он­ный и анна­ли­сти­че­ский — отде­ле­ны в его исто­рии несколь­ки­ми гла­ва­ми о свя­тых епи­ско­пах, но пред­став­ля­ет­ся веро­ят­ным, что Гри­го­рий, кото­рый писал поэтап­но, с часты­ми встав­ка­ми и допол­не­ни­я­ми20, пред­на­зна­чал оба для фор­ми­ро­ва­ния еди­но­го повест­во­ва­ния21.

Мож­но лег­ко ощу­тить связь меж­ду дву­мя поло­ви­на­ми исто­рии: Хиль­де­рих вер­нул­ся из Тюрин­гии во Фран­кию и поэто­му сра­жал­ся под Орле­а­ном. Таким обра­зом, сра­же­ния при Орле­ане были необ­хо­ди­мы для того, чтобы вырвать у Эгидия кон­троль над фран­ка­ми. Такая интер­пре­та­ция успеш­но реша­ет неко­то­рые из глав­ных про­блем, при­су­щих тра­ди­ции Юнг­хан­са. Убеж­де­ние Юнг­хан­са, что Хиль­де­рих под­дер­жи­вал Эгидия, под­ни­ма­ет ряд пред­ва­ри­тель­ных затруд­не­ний: во-пер­вых, оно тре­бу­ет, чтобы Хиль­де­рих сра­жал­ся на той же сто­роне, что и его сопер­ник за франк­ский трон. Во-вто­рых, оно замал­чи­ва­ет тот факт, что Хиль­де­рих сра­жал­ся более чем в одном сра­же­нии (мно­же­ст­вен­ное чис­ло — pug­nas) при Орле­ане, и пред­по­ла­га­ет, что он сра­жал­ся толь­ко в одном, в 463 году22. В-третьих, оно, как будет пока­за­но ниже, тре­бу­ет отка­за от хро­но­ло­гии Гри­го­рия.

с.7 Ещё более силь­ный аргу­мент про­тив точ­ки зре­ния Юнг­хан­са отно­сит­ся к источ­ни­ку Гри­го­рия, Анжер­ским анна­лам. Теперь мы зна­ем, что победа Эгидия при Орле­ане в 463 году ста­ла важ­ным собы­ти­ем в Гал­лии. Об этом неза­ви­си­мо сооб­ща­ют Ида­ций, Марий Аванш­ский и галль­ский хро­нист. Все трое отме­ча­ют её как бит­ву с визи­гота­ми, и все трое отме­ча­ют смерть визи­гот­ско­го коро­ля Фриде­ри­ха. Воз­мож­но ли тогда, что источ­ник Гри­го­рия — источ­ник, свя­зан­ный исклю­чи­тель­но с север­ной Гал­ли­ей и гораздо более близ­кий к собы­ти­ям, чем три дру­гих хро­ни­ста — мог упу­стить эти клю­че­вые фак­ты, или что Гри­го­рий наме­рен­но уда­лил подроб­но­сти пора­же­ния визи­готов от рук в основ­ном франк­ско­го вой­ска? Мы, опять же, можем лишь заклю­чить, что Фриде­рих и его визи­готы отсут­ст­ву­ют в рас­ска­зе Гри­го­рия пото­му, что его источ­ник вооб­ще не писал о бит­ве 463 года.

Обра­ща­ясь к дру­гим источ­ни­кам: ещё два свиде­тель­ства склон­ны к под­твер­жде­нию выво­да о том, что Хиль­де­рих про­ти­во­сто­ял Эгидию при Орле­ане. Во-пер­вых, отсут­ст­вие Хиль­де­ри­ха во всех трёх хро­ни­ках, рас­ска­зы­ваю­щих об Орле­ан­ской бит­ве, под­вер­га­ет серь­ёз­ным сомне­ни­ям его при­сут­ст­вие там в 463 году23. Во-вто­рых, хро­ни­ка Ида­ция сооб­ща­ет, что в 465 году Эгидий отпра­вил послов к ван­да­лам атлан­ти­че­ским мор­ским путём24. Самый этот акт под­ра­зу­ме­ва­ет отча­я­ние, посту­пок чело­ве­ка, ищу­ще­го союз­ни­ков в мире, пол­ном вра­гов, — конеч­но же, это не то, чего мож­но было бы ожи­дать от того, кто недав­но убил коро­ля сво­их глав­ных про­тив­ни­ков, визи­готов, зная, что он все­гда может рас­счи­ты­вать на под­держ­ку вер­но­го союз­ни­ка, Хиль­де­ри­ха Юнг­хан­са. Что же мог­ло испу­гать Эгидия, толк­нув его к кон­так­ту с ван­да­ла­ми? В соот­вет­ст­вии с хро­но­ло­ги­ей Гри­го­рия, имен­но в это вре­мя в Гал­лию дол­жен был вер­нуть­ся Хиль­де­рих.

Соглас­но Гри­го­рию, Эгидий занял долж­ность воен­но­го маги­ст­ра Гал­лии толь­ко в 457 году, после пере­хо­да вла­сти от Ави­та к Май­о­ри­а­ну25. Толь­ко после дости­же­ния этой долж­но­сти Эгидий сумел взять на себя руко­вод­ство неко­то­рой частью франк­ско­го наро­да26. Он удер­жи­вал эту власть восемь лет — или до 465 года, когда Хиль­де­рих вер­нул­ся из Тюрин­гии. Таким обра­зом, воз­вра­ще­ние Хиль­де­ри­ха точ­но сов­па­да­ет с посоль­ст­вом Эгидия к ван­да­лам.

Юнг­ханс в этой хро­но­ло­гии пол­но­стью отхо­дит от Гри­го­рия. Посколь­ку Юнг­ханс утвер­ждал, что Хиль­де­рих вер­нул­ся в 463 году, циф­ра Гри­го­рия в восемь лет долж­на была быть отбро­ше­на и посоль­ство Эгидия к ван­да­лам про­игно­ри­ро­ва­но. Луч­ше при­дер­жи­вать­ся тек­ста. Восемь лет Гри­го­рия в точ­но­сти соот­вет­ст­ву­ют пери­о­ду от при­ня­тия Эгиди­ем гене­ра­ли­те­та в 457 году до его смер­ти в 465 году27, поэто­му есть все осно­ва­ния пола­гать, что циф­ра Гри­го­рия была точ­ной.

Нако­нец, мы мог­ли бы осто­рож­но отме­тить, что позд­няя франк­ская тра­ди­ция ясно изо­бра­жа­ет Хиль­де­ри­ха вра­гом Эгидия. Как хро­ни­ка Фреде­га­ра, так и Li­ber His­to­riae Fran­co­rum пря­мо отме­ча­ют, что Хиль­де­рих и его фран­ки сра­жа­лись про­тив Эгидия в север­ной с.8 Гал­лии28, точ­но так же, как сын Хиль­де­ри­ха сра­жал­ся с сыном Эгидия при Суас­соне в 486 году29. Напро­тив, ни одна запись франк­ской тра­ди­ции не упо­ми­на­ет о какой-либо победе Хиль­де­ри­ха над визи­гота­ми — собы­тии, кото­рое, без­услов­но, было бы уве­ко­ве­че­но, если бы про­изо­шло, тем более будучи свя­зан­ным с гибе­лью визи­гот­ско­го коро­ля.

Поэто­му, исполь­зуя все доступ­ные источ­ни­ки, мы можем лишь заклю­чить, что Гри­го­рий нико­гда не счи­тал Хиль­де­ри­ха союз­ни­ком Эгидия в 463 году, но явно вра­гом в 465 году. Теперь воз­ни­ка­ет важ­ный вопрос: видя, что Эгидий вос­стал в это вре­мя про­тив импе­ра­то­ра, мог ли Хиль­де­рих про­ти­во­сто­ять галль­ско­му вое­на­чаль­ни­ку по согла­ше­нию с импе­ра­то­ром? На такую воз­мож­ность наме­ка­ют три источ­ни­ка, хотя два из них крайне про­бле­ма­тич­ны.

Пер­вый, Хро­ни­ка Фреде­га­ра, изо­бра­жа­ет Хиль­де­ри­ха как гостя при визан­тий­ском дво­ре неза­дол­го до его вой­ны с Эгиди­ем30. Если бы мы мог­ли согла­сить­ся с рас­ска­зом Фреде­га­ра, было бы мало сомне­ний в том, что в про­ти­во­сто­я­нии Эгидию Хиль­де­рих дей­ст­во­вал в каче­стве импе­ра­тор­ско­го аген­та. Одна­ко рас­сказ Фреде­га­ра дол­жен быть пол­но­стью отверг­нут. Это не толь­ко очень позд­ний и непод­твер­ждён­ный источ­ник, но он ана­хро­ни­че­ски поме­ща­ет Хиль­де­ри­ха ко дво­ру Мав­ри­кия — конеч­но, он пере­пу­тал Хиль­де­ри­ха с Гун­до­валь­дом, пре­тен­ден­том, кото­рый дей­ст­ви­тель­но вер­нул­ся из визан­тий­ской ссыл­ки во вре­ме­на Мав­ри­кия31.

Ещё один про­блем­ный источ­ник пред­став­ля­ет собой пись­мо Реми­гия Хло­дви­гу 496 года. Это пись­мо ни разу пря­мо не упо­ми­на­ет Хиль­де­ри­ха, в нём про­сто гово­рит­ся, что, взяв на себя управ­ле­ние Bel­gi­ca se­cun­da, Хло­двиг при­нял ту роль, кото­рую все­гда игра­ли его пред­ки32. В пись­ме не упо­ми­на­ет­ся ни о пред­ше­ст­вен­ни­ках Хло­дви­га, ни о том, заво­е­ва­ли ли они Bel­gi­ca se­cun­da или обре­ли про­вин­цию мир­ным путём, ни о том, когда про­изо­шла эта пере­да­ча вла­сти, ни о том, поче­му Хло­двиг дол­жен был заво­е­вать хотя бы часть этой про­вин­ции в бит­ве, а не уна­сле­до­вать её мир­ным путём. В нём так­же не упо­ми­на­ет­ся об импе­ра­тор­ском утвер­жде­нии и не ука­зы­ва­ет­ся ника­кой адми­ни­ст­ра­тив­ной долж­но­сти. Даже если пред­по­ло­жить, что пись­мо отсы­ла­ет к Хиль­де­ри­ху, оно может сооб­щать как о том, что Хиль­де­рих был рим­ским адми­ни­ст­ра­то­ром, так и о том, что он заво­е­вал Bel­gi­ca se­cun­da и власт­во­вал в ней как франк­ский король. Хотя такая отсыл­ка может выглядеть заман­чи­вой, она не гово­рит нам ниче­го, что не вос­пол­ня­лось бы вооб­ра­же­ни­ем исто­ри­ка.

К сча­стью, Анжер­ские анна­лы вновь пре­до­став­ля­ют необ­хо­ди­мое свиде­тель­ство. В них ссыл­ка на ала­манн­скую кам­па­нию Хиль­де­ри­ха ясно озна­ча­ет, что он пред­при­нял эту вой­ну в защи­ту Ита­лии, в кото­рую толь­ко что вторг­лись ала­ман­ны. Отсюда мож­но с уве­рен­но­стью заклю­чить, что Хиль­де­рих сра­жал­ся от име­ни импе­ра­тор­ской вла­сти в Риме.

Неза­ви­си­мо от того, дей­ст­во­вал Хиль­де­рих само­сто­я­тель­но либо по импе­ра­тор­ским при­ка­зам, бес­спор­но, что он не при­шёл к вла­сти над север­ной Гал­ли­ей мир­ным спо­со­бом. Его бит­ва про­тив Эгидия была лишь пер­вой в серии столк­но­ве­ний с гал­ло-рим­ски­ми ci­vi­ta­tes. Здесь мы можем исполь­зо­вать один источ­ник, на самом деле пред­ше­ст­ву­ю­щий тек­сту Гри­го­рия: извод «А» с.9 Vi­ta Ge­no­ve­fae, где Хиль­де­рих появ­ля­ет­ся не как друг, союз­ник или мир­ный адми­ни­ст­ра­тор, но как заво­е­ва­тель гал­ло-рим­ских пари­зи­ев. Вме­сто того чтобы защи­щать париж­ских горо­жан Жене­вье­вы от гот­ско­го втор­же­ния, Хиль­де­рих берёт плен­ни­ков из горо­да для каз­ни33. Дей­ст­ви­тель­но, его фран­ки, как гово­рят, бло­ки­ро­ва­ли Париж в тече­ние деся­ти лет34. В то же вре­мя Хиль­де­рих появ­ля­ет­ся как заво­е­ва­тель Кёль­на, хотя свиде­тель­ства нена­дёж­ны. В вось­мом веке Li­ber His­to­riae Fran­co­rum вклю­ча­ет такое любо­пыт­ное при­ме­ча­ние: «фран­ки захва­ти­ли [Кёльн]… Они уби­ли мно­гих рим­лян, кото­рые были при­вер­жен­ца­ми Эгидия. Сам Эгидий скрыл­ся, спа­са­ясь бег­ст­вом»35. Но про­бле­ма здесь заклю­ча­ет­ся в досто­вер­но­сти. Сумел ли автор Li­ber — писав­ший при­мер­но через три сто­ле­тия после собы­тий — допол­нить инфор­ма­цию Гри­го­рия досто­вер­ным источ­ни­ком, или он про­сто поста­вил в непо­д­хо­дя­щее место более ран­нее раз­граб­ле­ние Кёль­на фран­ка­ми? Мало кто из исто­ри­ков отверг бы эту исто­рию пол­но­стью36. Дилл даже свя­зал кёльн­скую схват­ку с воз­вра­ще­ни­ем Хиль­де­ри­ха из изгна­ния37. Во вся­ком слу­чае, мы можем видеть, что заво­е­ва­ние Хиль­де­ри­хом север­ной Гал­лии было жесто­ким, без­услов­но в Орле­ане и Пари­же, воз­мож­но, в Кёльне и так­же в Анже­ре, как мы вско­ре увидим.

В зна­чи­тель­ной части эта борь­ба за север­ную Гал­лию долж­на была вестись про­тив сил Эгидия. Оче­вид­но, что власть Эгидия не огра­ни­чи­ва­лась какой-либо одной ci­vi­tas, а рас­про­стра­ня­лась на зна­чи­тель­ную часть север­ной Гал­лии. На запа­де его власть про­сти­ра­лась, по мень­шей мере, до Анже­ра и, веро­ят­но, вплоть до устья Луа­ры, посколь­ку, соглас­но Гри­го­рию, не толь­ко Анжер, но, види­мо, сосед­ние ci­vi­ta­tes были вынуж­де­ны заклю­чить мир с Одо­ак­ром после смер­ти Эгидия. Далее на восток, как мы виде­ли, Эгидий дей­ст­во­вал при Орле­ане, где он стал геро­ем в 463 году. И к севе­ро-восто­ку от Орле­а­на и Эгидий, и его сын Сиа­грий, как гово­рят, посто­ян­но пре­бы­ва­ли в Суас­соне38. Кёльн так­же дол­жен рас­смат­ри­вать­ся как место его дея­тель­но­сти39. Одна­ко сра­же­ние про­тив пари­зи­ев зад­ним чис­лом отно­сит­ся к Эгидию, так же, как и борь­ба с сила­ми Пав­ла при Анже­ре. Хиль­де­рих, воз­мож­но, был импе­ра­тор­ским кан­дида­том на отво­е­ва­ние север­ной Гал­лии, но этот реги­он не был скло­нен усту­пать импе­ра­тор­ской воле, ока­зы­вая упор­ное сопро­тив­ле­ние даже в отсут­ст­вие сво­его вождя Эгидия.

Преж­де чем поки­нуть север­ную Гал­лию, мы долж­ны так­же рас­смот­реть поло­же­ние двух дру­гих лиц, назван­ных в Анжер­ских анна­лах, Одо­ва­крия и Пав­ла. Одо­ва­крий, как и Хиль­де­рих, про­ти­во­сто­ял Эгидию; мы видим его беру­щим залож­ни­ков в Анже­ре и дру­гих местах после смер­ти Эгидия. Тот факт, что Одо­ва­крий и Хиль­де­рих поз­же объ­еди­ни­лись, чтобы отра­зить с.10 втор­же­ние ала­ман­нов в Ита­лию, пред­по­ла­га­ет, что они, веро­ят­но, сов­мест­но пред­при­ня­ли наступ­ле­ние на Эгидия. Одо­ва­крий вполне мог коман­до­вать сак­сон­ски­ми lae­ti Бай­о­кас­сия, чем объ­яс­ня­ет­ся его про­им­пер­ская пози­ция при напа­де­нии на Эгидия и защи­те Ита­лии.

Воз­ни­ка­ет ещё одно инте­рес­ное пред­по­ло­же­ние, если мы согла­сим­ся с обще­при­ня­тым отож­дест­вле­ни­ем Одо­ва­крия/Адо­ва­крия с Одо­ак­ром 476 года40. Для того, кто сыг­рал столь клю­че­вую роль в миро­вой исто­рии, мы зна­ем уди­ви­тель­но мало о про­шлом это­го Одо­ак­ра. Ранее учё­ные обыч­но при­зна­ва­ли Одо­ак­ра гер­ман­цем-ски­ром41. Одна­ко в 1946 году, на волне эмо­цио­наль­ной реак­ции про­тив гер­ман­ско­го нацио­на­лиз­ма, Р. Л. Рей­нольдс и Р. С. Лопес пред­по­ло­жи­ли, что Одо­акр был гун­ном. Отча­сти они осно­вы­ва­ли свои аргу­мен­ты на эти­мо­ло­ги­че­ских сооб­ра­же­ни­ях, но в основ­ном — на объ­еди­не­нии отца Одо­ак­ра (пред­став­лен­но­го как Иди­кон Иоан­ном Антио­хий­ским и как Эди­ко у Ано­ни­ма Вале­зия) с гунн­ским Эде­ко­ном, кото­рый упо­ми­на­ет­ся При­ском как послан­ник Атти­лы42. Эти­мо­ло­ги­че­ские аргу­мен­ты нико­гда не полу­ча­ли боль­шой под­держ­ки, а недав­но Брюс Мак­бейн при­вёл силь­ные аргу­мен­ты и про­тив про­со­по­гра­фи­че­ской осно­вы их тео­рии43. С работой Мак­бей­на воз­ни­ка­ет, по-види­мо­му, запозда­лый кон­сен­сус отно­си­тель­но гер­ман­ско­го про­ис­хож­де­ния Одо­ак­ра, от скир­ских или тюринг­ских роди­те­лей44. Для наших целей гер­ман­ская этни­че­ская при­над­леж­ность Одо­ак­ра и его ски­ров име­ет мень­шее непо­сред­ст­вен­ное зна­че­ние, чем его свя­зи с тюрин­га­ми, посколь­ку вполне воз­мож­но, что тюрин­ги Одо­ак­ра были сак­са­ми Гри­го­рия в II, 18—19.

Как мог Гри­го­рий оши­боч­но при­нять тюрин­гов за сак­сов в этом клю­че­вом отрыв­ке? Ответ кро­ет­ся в точ­ном исполь­зо­ва­нии Гри­го­ри­ем сво­их источ­ни­ков. Как мы виде­ли, Гри­го­рий опи­рал­ся на два совер­шен­но раз­ных источ­ни­ка для глав, упо­ми­наю­щих Хиль­де­ри­ха в Тюрин­гии и сак­сов Одо­ак­ра. Таким обра­зом, Гри­го­рию вооб­ще не нуж­но было оши­бать­ся. Ошиб­ка мог­ла быть сде­ла­на любым из его источ­ни­ков и про­сто повто­ре­на скру­пу­лёз­ным Гри­го­ри­ем, кото­рый был слиш­ком осто­ро­жен, чтобы испра­вить древ­ний текст по это­му вопро­су45.

Име­ют­ся доста­точ­ные осно­ва­ния пола­гать, что рим­ский источ­ник Гри­го­рия мог оши­боч­но при­нять тюрин­гов за сак­сов. Как и фран­ки, тюрин­ги и сак­сы были кон­феде­ра­ци­я­ми несколь­ких пле­мен­ных групп, каж­дая из кото­рых под­дер­жи­ва­ла меру сво­ей иден­тич­но­сти и неза­ви­си­мо­сти. Из более позд­них отрыв­ков Гри­го­рия мы узна­ём, что обе кон­феде­ра­ции не толь­ко жили вме­сте, но обыч­но дей­ст­во­ва­ли согла­со­ван­но про­тив фран­ков, кото­рые сами име­ли дело с дву­мя наро­да­ми как еди­ным целым46. Таким обра­зом, тюрин­ги и сак­сы вполне мог­ли быть нераз­ли­чи­мы для отда­лён­но­го латин­ско­го лето­пис­ца, осо­бен­но если воз­глав­ля­е­мая Одо­ак­ром груп­па дей­ст­во­ва­ла неза­ви­си­мо от любой кон­феде­ра­ции как цело­го (что, как мы вско­ре увидим, пред­став­ля­ет­ся веро­ят­ным). Одна­ко преж­де все­го мы долж­ны рас­смот­реть воз­мож­ность при­бы­тия Одо­ак­ра в Анжер морем, како­вой путь явля­ет­ся как самым лёг­ким, так и ука­зан­ным для Одо­ак­ра более позд­ним источ­ни­ком47; если это так, то анна­лист, вполне воз­мож­но, поль­зо­вал­ся сте­рео­ти­пом при обо­зна­че­нии его гер­ман­ских море­хо­дов как «сак­сов». Бла­го­да­ря мор­ским похож­де­ни­я­ми у сак­сов была осо­бая репу­та­ция и их имя вполне мог­ло быть исполь­зо­ва­но при­ме­ни­тель­но вооб­ще к любым гер­ман­цам-море­хо­дам, так же как имя «скиф» обо­зна­ча­ло всех кон­ных вар­ва­ров с восто­ка. Поэто­му, учи­ты­вая про­ис­хож­де­ние Одо­ак­ра, его отряд вполне мог состо­ять из его тюринг­ских сопле­мен­ни­ков или, учи­ты­вая тес­ные отно­ше­ния двух наро­дов, воз­мож­но даже пред­став­лял собой сме­шан­ную коман­ду из тюринг­ских и сак­сон­ских аван­тю­ри­стов48.

Неуди­ви­тель­но, что восем­на­дца­тая и девят­на­дца­тая гла­вы Гри­го­рия при­об­ре­та­ют новый смысл, если мы поме­стим Одо­ак­ра во гла­ве тюринг­ско­го, а не сак­сон­ско­го отряда вои­нов. Хиль­де­рих вряд ли мог наде­ять­ся победить Эгидия толь­ко с фрак­ци­ей пре­дан­ных ему фран­ков. Вме­сто это­го он вер­нул­ся с помо­щью, пре­до­став­лен­ной его дав­ним тюринг­ским госте­при­им­цем: тюринг­ским воен­ным отрядом под коман­до­ва­ни­ем пол­утю­рин­га Одо­ак­ра.

Во вся­ком слу­чае, мы можем видеть, что Одо­акр, будь то пред­во­ди­тель сак­сон­ских lae­ti или тюринг­ско­го воен­но­го отряда, обес­пе­чил Хиль­де­ри­ху решаю­щую под­держ­ку про­тив Эгидия, а поз­же — про­тив ала­ман­нов. Таким обра­зом: «Итак, Хиль­де­рих вёл бит­вы при Орле­ане. Одо­акр же со сво­и­ми сак­са­ми при­шёл к Анже­ру… Эгидий умер… По его смер­ти Одо­акр полу­чил залож­ни­ков из Анже­ра и дру­гих мест».

Эти двое так­же сотруд­ни­ча­ли и про­тив зага­доч­но­го Пав­ла. Харак­тер офи­ци­аль­но­го поло­же­ния Пав­ла дав­но оза­да­чи­вал исто­ри­ков, кото­рые, как пра­ви­ло, пред­по­ла­га­ют, что он дол­жен был быть ma­gis­ter mi­li­tum per Gal­lias или, воз­мож­но, co­mes rei mi­li­ta­ris49. На самом же деле ни одно из этих тол­ко­ва­ний не под­хо­дит для отрыв­ка Гри­го­рия. В исто­рии Гри­го­рия вооб­ще появ­ля­ют­ся лишь два вида коми­тов: комит горо­да, или co­mes ci­vi­ta­tis, и комит бре­то­нов. Павел, воз­глав­ляв­ший рим­лян и фран­ков, но не бре­то­нов, разу­ме­ет­ся, не был послед­ним. С дру­гой с.12 сто­ро­ны, он был тес­но свя­зан с горо­дом Анжер. Так, толь­ко после смер­ти Пав­ла Хиль­де­рих смог занять город. Таким обра­зом, «таин­ст­вен­ный» комит Павел был, веро­ят­но, co­mes ci­vi­ta­tis An­de­ca­ven­sis и никем более.

По мне­нию Юнг­хан­са, Павел был не толь­ко пре­ем­ни­ком Эгидия в север­ной Гал­лии, но и есте­ствен­ным союз­ни­ком Хиль­де­ри­ха, быв­шей пра­вой руки Эгидия. Но есте­ствен­ный союз меж­ду Пав­лом и Хиль­де­ри­хом начи­на­ет рас­па­дать­ся, если мы при­зна­ем, как уже гово­ри­ли выше, что Хиль­де­рих сра­жал­ся про­тив Эгидия, а не на одной сто­роне с ним. Франк­ские писа­те­ли пред­ло­жи­ли иную интер­пре­та­цию. Как Фреде­гар, так и автор Li­ber His­to­riae Fran­co­rum про­чли Гри­го­рия, чтобы пред­по­ло­жить, что Хиль­де­рих убил коми­та Пав­ла50. Тот факт, что оба источ­ни­ка неза­ви­си­мо при­шли к тако­му выво­ду, озна­ча­ет воз­мож­ность опре­де­лён­но­го дове­рия к этой интер­пре­та­ции. Судя по их чте­нию, фран­ки, сра­жав­ши­е­ся с рим­ля­на­ми про­тив готов и «сак­сов», были не фран­ка­ми Хиль­де­ри­ха, а быв­ши­ми сто­рон­ни­ка­ми Эгидия. Эти фран­ки про­дол­жа­ют борь­бу про­тив Хиль­де­ри­ха даже после смер­ти Пав­ла, при­ни­мая уча­стие в вос­ста­нии про­тив окку­па­ци­он­ных сил Одо­ак­ра.

В све­те нелёг­кой борь­бы Хиль­де­ри­ха сна­ча­ла за заво­е­ва­ние, а затем за уми­ротво­ре­ние мятеж­ных ci­vi­ta­tes север­ной Гал­лии и их фран­ко-галль­ских армий, нам, веро­ят­но, сле­ду­ет пере­смот­реть его место во франк­ской исто­рии. К 457 году пала недол­го­веч­ная дина­стия Меро­вея. Thiu­dans, избран­ный по при­чине его королев­ской кро­ви, был сверг­нут и на его место воз­ведён rex, гал­ло-рим­ский вое­на­чаль­ник Эгидий. Эти фран­ки, импер­ские сол­да­ты со вре­мён коа­ли­ции 451 года про­тив Атти­лы, теперь обес­пе­чи­ли сило­вую под­держ­ку для мощ­но­го анти­им­пер­ско­го сепа­ра­тист­ско­го дви­же­ния, сосре­дото­чен­но­го вокруг Эгидия и вклю­чаю­ще­го боль­шин­ство ci­vi­ta­tes север­ной Гал­лии.

И всё же thiu­dans вер­нёт­ся. С импер­ской и, воз­мож­но, тюринг­ской под­держ­кой он вер­нёт­ся и утвер­дит­ся и как thiu­dans, и как rex над боль­шин­ст­вом фран­ков. Имен­но его при­вер­жен­цы сокру­шат галль­ских сепа­ра­ти­стов и вне­сут имя «франк» в исто­рию. В Хиль­де­ри­хе, таким обра­зом, мы нахо­дим истин­но­го осно­ва­те­ля меро­винг­ско­го франк­ско­го gens и заво­е­ва­те­ля буду­щей Fran­cia.

Как же тогда мы долж­ны пони­мать пред­по­ла­гае­мое заво­е­ва­ние Хло­дви­гом север­ной Гал­лии — пора­же­ние в 486 году rex Ro­ma­no­rum Сиа­грия? Эдвард Джеймс утвер­жда­ет, что Гри­го­рий наме­рен­но пере­оце­нил эту бит­ву, желая под­черк­нуть зна­чи­мость като­ли­ка Хло­дви­га по срав­не­нию с языч­ни­ком Хиль­де­ри­хом51. Это неспра­вед­ли­вое обви­не­ние. По всем при­зна­кам, Гри­го­рий запи­сы­вал любой отры­вок ран­ней франк­ской исто­рии, какой толь­ко смог най­ти, от сво­его отчё­та о ран­них царь­ках до труд­но­по­ни­мае­мых строк Анжер­ских анна­лов. Нет ника­ких свиде­тельств того, что он ума­лил языч­ни­ка Хиль­де­ри­ха или пре­вра­тил пора­же­ние Сиа­грия в заво­е­ва­ние север­ной Гал­лии. В самом деле, он тра­тит едва ли абзац на Сиа­грия, никак не наме­кая, что его пора­же­ние было важ­ней­шим собы­ти­ем52. Послед­нее пред­по­ло­же­ние вооб­ще не выте­ка­ет из исто­рии Гри­го­рия, но появ­ля­ет­ся впер­вые в текстах совре­мен­ных исто­ри­ков, кото­рые пред­по­ла­га­ют, что Хиль­де­рих лояль­но под­дер­жал Эгидия, поз­во­лив послед­не­му пере­дать своё рим­ское королев­ство невреди­мым Сиа­грию, кото­рый, нако­нец, утра­тил его в поль­зу Хло­дви­га. Вос­при­ня­тый в его соб­ст­вен­ных выра­же­ни­ях, рас­сказ Гри­го­рия не пере­оце­ни­ва­ет 486 год и не под­ра­зу­ме­ва­ет ниче­го осо­бо неправ­до­по­доб­но­го.

с.13 Как мы виде­ли, галль­ские ci­vi­ta­tes вряд ли жела­ли вла­сти Хиль­де­ри­ха, даже если она при­шла по импе­ра­тор­ско­му пове­ле­нию. Не долж­но вызы­вать удив­ле­ния, что неко­то­рые из них доби­ва­лись неза­ви­си­мо­сти после смер­ти Хиль­де­ри­ха. Рим­ское сопро­тив­ле­ние гер­ман­ско­му прав­ле­нию про­ис­хо­ди­ло по всей Гал­лии, даже в тех обла­стях, где дея­тель­но стре­ми­лись к гер­ман­ской окку­па­ции53. В север­ной Гал­лии пари­зии, анде­ка­вы и дру­гие нена­зван­ные «рим­ляне» уже сопро­тив­ля­лись Хиль­де­ри­ху. Ничто не мог­ло быть более есте­ствен­ным для свес­си­о­нов и, воз­мож­но, их соседей, чем спло­тить­ся вокруг сына вели­ко­го Эгидия и про­воз­гла­сить его rex в сво­ём дви­же­нии за неза­ви­си­мость. Свес­си­о­ны не были под­лин­ны­ми рим­ля­на­ми, обла­да­те­ля­ми дав­ней анти­мо­нар­хи­че­ской тра­ди­ции. Они были древним пле­ме­нем, бель­гий­ским наро­дом, с поверх­ност­но рома­ни­зи­ро­ван­ной ари­сто­кра­ти­ей, кото­рая, по сути, уже дав­но порва­ла с Импе­ри­ей. Королев­ская власть обес­пе­чи­ла есте­ствен­ное руко­вод­ство для боль­шин­ства древ­них наро­дов на воен­ной осно­ве. Вряд ли свес­си­о­ны мог­ли спло­тить­ся за сво­и­ми непо­пу­ляр­ны­ми и совер­шен­но искус­ст­вен­ны­ми, навя­зан­ны­ми рим­ля­на­ми деку­ри­о­на­ми, и они, конеч­но, не при­вет­ст­во­ва­ли сво­его коман­ди­ра как co­mes, rec­tor, ma­gis­ter mi­li­tum, или любой дру­гой бюро­кра­ти­че­ской долж­но­стью. Они мог­ли бы при­вет­ст­во­вать Сиа­грия как импе­ра­то­ра, но не сде­ла­ли это­го. Свес­си­о­ны не бун­то­ва­ли для того, чтобы остать­ся в Импе­рии; они ско­рее бун­то­ва­ли про­тив Импе­рии, чьи­ми пред­ста­ви­те­ля­ми были франк­ские коро­ли. Поэто­му победу Хло­дви­га сле­ду­ет рас­смат­ри­вать не как заво­е­ва­ние север­ной Гал­лии, а как подав­ле­ние север­но­го галль­ско­го вос­ста­ния. Как пола­га­ет Реми­гий, Хло­двиг про­сто вновь занял то поло­же­ние, кото­рое все­гда зани­ма­ли его пред­ки.

Интер­пре­та­ция Виль­гель­мом Юнг­хан­сом глав 18 и 19 вто­рой кни­ги «Исто­рии фран­ков» Гри­го­рия ока­за­лась одной из самых вли­я­тель­ных работ по исто­ри­че­ско­му истол­ко­ва­нию для всей фран­цуз­ской исто­рии. Одна­ко, как было пока­за­но выше, прак­ти­че­ски нет ника­ких осно­ва­ний для утвер­жде­ния Юнг­хан­са о том, что Хиль­де­рих сра­жал­ся вме­сте с Эгиди­ем про­тив визи­готов. Эта интер­пре­та­ция пол­но­стью про­ти­во­ре­чит тому фак­ту, что Гри­го­рий изо­бра­жа­ет Эгидия и Хиль­де­ри­ха сопер­ни­ка­ми за франк­ский пре­стол; она непра­виль­но чита­ет pug­nas как pug­nam; она про­из­воль­но меня­ет 465 год Гри­го­рия на 463 год; она закры­ва­ет гла­за на свиде­тель­ства более древ­ней Vi­ta Ge­no­ve­fae, пока­зы­ваю­щей Хиль­де­ри­ха заво­е­ва­те­лем, а не защит­ни­ком гал­ло-рим­лян; она отвер­га­ет всю франк­скую тра­ди­цию, кото­рая мно­го­крат­но изо­бра­жа­ет Хиль­де­ри­ха и Эгидия вра­га­ми; она упус­ка­ет из виду тот факт, что ни один из этих франк­ских источ­ни­ков не упо­ми­на­ет о какой-либо победе Хиль­де­ри­ха над визи­гота­ми; она игно­ри­ру­ет всех трёх совре­мен­ных хро­ни­стов, ни один из кото­рых не упо­ми­на­ет Хиль­де­ри­ха при Орле­ане в 463 году; нако­нец, она пред­став­ля­ет анжер­ско­го хро­ни­ста писа­те­лем настоль­ко неспо­соб­ным, что он уве­ко­ве­чил победу Эгидия над Фриде­ри­хом и его визи­гота­ми сло­ва­ми «Хиль­де­рих сра­жал­ся в бит­вах при Орле­ане».

Наи­бо­лее разум­ное согла­со­ва­ние наших доступ­ных источ­ни­ков — Гри­го­рия, Ида­ция, галль­ской хро­ни­ки, Vi­ta Ge­no­ve­fae, Мария Аванш­ско­го, Фреде­га­ра и Li­ber His­to­riae Fran­co­rum — ука­зы­ва­ет на Хиль­де­ри­ха и Эгидия как на вра­гов. Кро­ме того, если мы отка­жем­ся от ана­хро­нич­ных пред­по­ло­же­ний о королев­ской вла­сти и этни­че­ской при­над­леж­но­сти, нам сле­ду­ет рас­смат­ри­вать их как сопер­ни­ков в борь­бе за франк­ское королев­ство. Эта борь­ба, в кото­рой импе­ра­тор­ское пра­ви­тель­ство под­дер­жи­ва­ло Хиль­де­ри­ха и Одо­акр ока­зы­вал ему помощь, реши­ла судь­бу с.14 север­ной Гал­лии. Гал­лия (Gal­lia) станет Фран­ки­ей (Fran­cia), а не Эгиди­ей (Aegi­dia). Будут вос­ста­ния, как в слу­чае с изгна­ни­ем сак­сов и свес­си­он­ским воз­вы­ше­ни­ем rex Сиа­грия, но франк­ский gens, осно­ван­ный Хиль­де­ри­хом, про­дол­жит­ся.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Gre­go­rius Tu­ro­nen­sis, His­to­ria Fran­co­rum, ed. Arndt, MGH, Script. rer. Me­rov., 1, 1 (Han­no­ver, 1885) 2. 18—19. Мой пере­вод. Два пол­ных англий­ских пере­во­да Гри­го­рия — O. M. Dal­ton, The His­to­ry of the Franks of Gre­go­ry of Tours, 2 vols. (Ox­ford, 1927), и L. Thor­pe, Gre­go­ry of Tours: The His­to­ry of the Franks (Lon­don, 1974) — отра­жа­ют тол­ко­ва­ние отрыв­ка Юнг­хан­сом (см p. 4 ниже), в отли­чие от фран­цуз­ско­го пере­во­да Лату­ша — Gré­goi­re de Tours: His­toi­re des Francs, trans. R. La­tou­che (Pa­ris, 1963). M. Bon­net, Le La­tin de Gré­goi­re de Tours (Hil­des­heim, 1968; orig., 1890) не ссы­ла­ет­ся на эти гла­вы, веро­ят­но, пото­му что они не пред­став­ля­ют собой при­ме­ра латы­ни Гри­го­рия, но, как пола­га­ют, были дослов­но ско­пи­ро­ва­ны из более ран­не­го источ­ни­ка (см p. 3 ниже).
  • 2W. Junghans, His­toi­re cri­ti­que de règ­nes de Chil­dé­rich et de Chlo­do­vech, допол­ни­тель­ные при­ме­ча­ния и фран­цуз­ский пере­вод Г. Моно (G. Mo­nod) (Pa­ris, 1879), pp. 1—19. Хотя пер­во­на­чаль­но эта работа была опуб­ли­ко­ва­на в 1857 году по его док­тор­ской дис­сер­та­ции, имен­но бла­го­да­ря изда­нию Моно мне­ние Юнг­хан­са ока­за­ло вли­я­ние на боль­шин­ство исто­ри­ков. Мне­ние Юнг­хан­саМоно было вско­ре под­дер­жа­но дру­ги­ми вли­я­тель­ны­ми работа­ми, вклю­чая N. Fus­tel de Cou­lan­ges, His­toi­re des insti­tu­tions po­li­ti­ques de l’an­cien­ne Fran­ce (repr. Pa­ris, 1929), I, 476—477; G. Kurth, Clo­vis (Brus­sells, 1982 repr. of 3rd ed., 1923; 1st ed., 1895), pp. 217—227; M. Bloch, «La con­quête de la Gau­le par les rois Francs», Re­vue his­to­ri­que 154 (1928), 161—178, осо­бен­но 163; J. B. Bu­ry, His­to­ry of the La­ter Ro­man Em­pi­re (New York, 1958 repr; orig. 1923), I, 346; C. Pfis­ter, «The Franks Be­fo­re Clo­vis», в The Cambrid­ge Me­die­val His­to­ry, ed. H. M. Gwat­kin and J. P. Whit­ney (New York, 1924), I, 298—9; и раз­ные работы Ф. Лота (F. Lot), вклю­чая The End of the An­cient World and the Be­gin­nings of the Middle Ages, trans. Phi­lip and Ma­riet­te Leon (New York, 1931), pp. 249 и 314. К чис­лу более позд­них учё­ных этой тра­ди­ции отно­сят­ся: S. Dill, Ro­man So­cie­ty in Gaul in the Me­ro­vin­gian Age (Lon­don, 1926), pp. 14—15; E. Stein, His­toi­re du Bas-Em­pi­re, French ed. J.-R. Pa­lan­que (Bel­gium, 1959), pp. 381—382, 389, 392; Char­les Ver­lin­den, «Fran­kish Co­lo­ni­za­tion: A New Approach», Tran­sac­tions of the Royal His­to­ri­cal So­cie­ty 5th ser. 4 (1954), 1—18, p. 15; E. Zollner, Ge­schich­te der Fran­ken bis zur Mit­te des sechsten Jahrhun­derts (Mu­nich, 1970), pp. 39—40; L. Mus­set, The Ger­ma­nic In­va­sions: The Ma­king of Euro­pe, AD 400—600, trans. Edward and Co­lum­ba James (Uni­ver­si­ty Park, Pennsyl­va­nia, 1975), pp. 70 и 75; E. De­mou­geot, La for­ma­tion de l’Europ­re et les in­va­sions bar­ba­res (Pa­ris, 1979), II, 682—685; J. R. Mar­tin­da­le, et al., The Pro­so­po­gra­phy of the La­ter Ro­man Em­pi­re (New York, 1980), II — в соот­вет­ст­ву­ю­щих ста­тьях; P. Gea­ry, Be­fo­re Fran­ce and Ger­ma­ny: The Crea­tion and Transfor­ma­tion of the Me­ro­vin­gian World (New York, 1988), p. 80; и A. De­mandt, Die Spä­tan­ti­ke: Rö­mi­sche Ge­schich­te von Dioc­le­tian bis Jus­ti­nian (Mu­nich, 1989), pp. 177 и 180.
  • 3В том, что каса­ет­ся Пав­ла, Юнг­ханс согла­ша­ет­ся с более ран­ни­ми аргу­мен­та­ми J. de Pe­tig­ny, Étu­des sur l’his­toi­re, les lois et les insti­tu­tions de l’épo­que mé­ro­vin­gien­ne (Frankfurt, 1975 repr.; orig. 1844), II, 225—237.
  • 4После Юнг­хан­са новые под­хо­ды к про­бле­ме появ­ля­лись лишь изред­ка. J. Lair, «Conjec­tu­re sur les cha­pit­res 18 et 19 du liv­re II de l’His­to­ria eccle­sias­ti­ca de Gre­goi­re de Tours», An­nuai­re-Bul­le­tin de la So­cié­té de l’his­toi­re de Fran­ce 35 (1898), 275—298, исполь­зо­вал исто­рии X и XI вв. Рори­ко­на и Аймой­ма для вне­се­ния коррек­тив в работу VI века Гри­го­рия и полу­чил за свои уси­лия лишь все­об­щую кри­ти­ку (см., напри­мер, F. Lot, «Les mig­ra­tions Sa­xo­nes en Gau­le et en Gran­de-Bre­tag­ne du IIIe au Ve sièc­le», Re­vue His­to­ri­que 119 (1915), 1—40, p. 18, n. 1, где он назы­ва­ет ста­тью Лэра «фан­та­зи­ей»). Эдвард Джеймс (Edward James) в The Franks (Ox­ford, 1988), pp. 64—70, и «Chil­dé­ric, Syag­rius et la dis­par­tion du royau­me de Sois­sons», Re­vue ar­chéo­lo­gi­que de Pi­car­die 3/4 (1988), 9—12, пред­ла­га­ет более све­жий обзор про­бле­мы, заме­ча­тель­но скеп­ти­че­ский к интер­пре­та­ции Юнг­хан­са, хотя и остав­ля­ет без отве­та вопрос об отно­ше­ни­ях Хиль­де­ри­ха с Эгиди­ем.
  • 5Kurth, Clo­vis, pp. 257—258, Arndt, His­to­ria Fran­co­rum, prae­fa­tio, p. 22, и p. 65 n. 1, и James, The Franks, p. 69. Ран­нее пред­по­ло­же­ние Дюбо заклю­ча­лось в том, что цепоч­ка пред­ло­же­ний была на самом деле после­до­ва­тель­но­стью назва­ний глав — см. Lair, p. 276.
  • 6См. Kurth, His­toi­re poé­ti­que des mé­ro­vin­giens (Ge­ne­va, 1968; orig. 1893), pp. 181—185; Junghans, pp. 8—9. Mo­nod, Étu­des cti­ti­ques sur les sour­ces mé­ro­vin­giens (Pa­ris, 1978; orig. 1872), I, 90—93.
  • 7О дате и под­лин­но­сти Vi­ta Ge­no­ve­fae см. M. Hein­zel­mann, «Vi­ta Sanctae Ge­no­ve­fae: Recher­ches sur les cri­tè­res de da­ta­tion d’un tex­te ha­gio­gra­phi­que», I часть Les Vies an­cien­nes de sain­te Ce­ne­viè­ve de Pa­ris: Étu­des cri­ti­ques (Pa­ris, 1986), pp. 1—112, и J.-C. Pou­lin, «Les cinq pre­miers vi­tae sain­te Ge­ne­viè­ve: Ana­ly­se for­mel­le, com­pa­rai­son, es­sai de da­ta­tion», II часть того же изда­ния, pp. 113—182. Оба авто­ра при­зна­ют древ­ность изво­да «A», напи­сан­но­го око­ло 520 года.
  • 8Об источ­ни­ках см. Mar­tin­da­le and Jones, PLRE, II, 11—13.
  • 9Хро­но­ло­гия борь­бы меж­ду Агрип­пи­ном и Эгиди­ем была надёж­но отне­се­на к кон­цу 450-х гг. в R. Mathi­sen, «Re­sis­tan­ce and Re­con­ci­lia­tion: Majo­rian and the Gal­lic Aris­toc­ra­cy af­ter the Fall of Avi­tus», Fran­cia 7 (1979), 597—627, осо­бен­но 614—618.
  • 10Франк­ская леген­да, подроб­но рас­ска­зы­ваю­щая, как гунн Вио­мад про­ло­жил путь к воз­вра­ще­нию Хиль­де­ри­ха, запи­са­на с боль­ши­ми подроб­но­стя­ми в Li­ber His­to­riae Fran­co­rum, ed. Bru­no Kru­sch, MGH, Script. rer. Me­rov., 11 (Ha­no­ver, 1888), 7, и наи­бо­лее подроб­но в Chro­ni­ca­rum quae di­cun­tur Fre­de­ga­rii Scho­las­ti­ci, ed. B. Kru­sch, MGH, Script. rer. Me­rov., II (Ha­no­ver, 1888), 3. 11—12.
  • 11Напри­мер, James, «Chil­dé­ric», 10: «Mais il est bien dan­ge­reux d’uti­li­ser cet­te fab­le…»[1]
  • 12James, «Chil­dé­ric», 11.
  • 13Mar­tin­da­le, PLRE, II, 12; Stein, His­toi­re du Bas-Em­pi­re, I, 378.
  • 14Pris­cus, fr. 30 — в R. C. Block­ley, The Frag­men­ta­ry Clas­si­ci­zing His­to­rians of the La­ter Ro­man Em­pi­re (Li­ver­pool, 1983), II, 342—343.
  • 15О Сиа­гри­ях см. A. Co­vil­le, Recher­ches sur l’his­toi­re de Lyon du Vme sièc­le au IXme sièc­le (450—800) (Pa­ris, 1928), pp. 5—38.
  • 16Все эти име­на про­ис­хо­дят от про­сто­го Age­dus — см. D. E. Evans, Gau­lish Per­so­nal Na­mes: A Stu­dy of So­me Con­ti­nen­tal Cel­tic For­ma­tions (Ox­ford, 1967), pp. 131, 258—259.
  • 17См. обе работы Воль­фра­ма His­to­ry of the Goths, trans. T. Dun­lap (Los An­ge­les, 1987) и «The Sha­ping of the Ear­ly Me­die­val Kingdom», Via­tor I (1970), 11—20.
  • 18Wolfram, «Ear­ly Me­die­val Kingdom», 3—8. См. так­же J. M. Wal­la­ce-Had­rill, Ear­ly Ger­ma­nic Kingship in England and on the Con­ti­nent (Ox­ford, 1971).
  • 19Chro­ni­ca Gal­li­ca a. 511, ed. Mom­msen, MGH, AA, 9, pars pos­te­rior (Ber­lin, 1892) 638. v: «Fre­de­ri­cus fra­ter Theu­de­ri­ci re­gis pug­nans cum Fran­cis oc­ci­di­tur iux­ta Li­ge­rim»[3]. Сооб­ще­ния Ида­ция и Мария Аванш­ско­го назы­ва­ют Эгидия победи­те­лем Фриде­ри­ха, поэто­му Эгидий дол­жен был, как сооб­ща­ет Гри­го­рий, воз­гла­вить фран­ков, упо­ми­нае­мых в Chro­ni­ca Gal­li­ca. См. Ma­rius Epis­co­pus Aven­ti­cen­sis, Chro­ni­ca, ed. Mom­msen, MGH, AA, 11 (Ber­lin, 1894) a. 463; Hy­da­tius, Con­ti­nua­tio chro­ni­co­rum hie­ro­ny­mia­no­rum, ed. Mom­msen, MGH, AA, 11 (Ber­lin, 1894) 218, a. 463.
  • 20О непо­сле­до­ва­тель­но­сти и отступ­ле­ни­ях Гри­го­рия см. Wal­ter Gof­fart, The Nar­ra­tors of Bar­ba­rian His­to­ry (A. D. 550—800): Jor­da­nes, Gre­go­ry of Tours, Be­de and Paul the Dea­con (Prin­ce­ton, 1988), pp. 124 и 154. Так­же Dal­ton, The His­to­ry of the Franks, I, 27 и 36.
  • 21Были даже при­веде­ны осно­ван­ные на руко­пис­ных свиде­тель­ствах дово­ды в поль­зу того, что Гри­го­рий доба­вил агио­гра­фи­че­ские гла­вы толь­ко для вто­ро­го изда­ния. См. La­tou­che, Gré­goi­re de Tours, p. 103, n. 49, и p. 106, n. 51, и G. Mo­nod, Etu­des cri­ti­que, I, 46, осо­бен­но n. 2. Боль­шин­ство англий­ских и фран­цуз­ских пере­во­дов отме­ча­ют новые гла­вы, чтобы их мож­но было отли­чить от пер­во­на­чаль­ных. Ком­плекс­ное изло­же­ние аргу­мен­тов о том, пред­став­ля­ют ли рас­хож­де­ния руко­пи­сей раз­лич­ные изда­ния работы Гри­го­рия, см. Wal­ter Gof­fart, «From His­to­riae to His­to­ria Fran­co­rum and Back Again: As­pects of the Tex­tual His­to­ry of Gre­go­ry of Tours», Re­li­gion, Cul­tu­re and So­cie­ty in the Ear­ly Middle Ages: Stu­dies in Ho­nor of Richard E. Sul­li­van, ed. T. Nob­le and J. Contre­ni (Ka­la­ma­zoo, Michi­gan, 1987), pp. 55—76. Гоф­фарт утвер­жда­ет, что англий­ские и фран­цуз­ские исто­ри­ки в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни про­игно­ри­ро­ва­ли аргу­мен­ты в поль­зу един­ст­вен­но­го ори­ги­наль­но­го изда­ния.
  • 22Латуш, кото­рый кажет­ся неза­тро­ну­тым аргу­мен­та­ци­ей Юнг­хан­са, пере­во­дит pug­nas во мно­же­ст­вен­ном чис­ле.
  • 23Chro­ni­ca Gal­li­ca a. 511, 638 v; Hy­da­tius, a. 463; Ma­rius Aven­ti­cen­sis, a. 463. Ни одна из них не упо­ми­на­ет Хиль­де­ри­ха. Приск, веро­ят­но, так­же под­ра­зу­ме­ва­ет бит­ву при Орле­ане, когда упо­ми­на­ет доб­лест­ные дея­ния Эгидия про­тив готов. Он так­же не упо­ми­на­ет о Хиль­де­ри­хе.
  • 24Hy­da­tius, 224 — a. 465, исполь­зуя дати­ров­ку Tra­noy, Chro­ni­que (Pa­ris, 1974).
  • 25Gre­go­rius, 2. 11.
  • 26Ibid., 2. 12.
  • 27Смерть Эгидия: Hy­da­tius, 224.
  • 28Chro­ni­ca­rum que di­cun­tur Fre­de­ga­rii, 3. 11; Li­ber His­to­riae Fran­co­rum, 8.
  • 29Сооб­щая о зна­ме­ни­той победе Хло­дви­га над Сиа­гри­ем — см. Gre­go­rius, 2. 27.
  • 30Wal­la­ce-Had­rill, The Long-Hai­red Kings and Other Stu­dies in Fran­kish His­to­ry (New York, 1962), pp. 85—86 и 161—163, пред­по­ла­га­ет, что в осно­ве рас­ска­за Фреде­га­ра о Хиль­де­ри­хе при визан­тий­ском дво­ре может лежать «зер­но исто­ри­че­ско­го фак­та».
  • 31Kurth, His­toi­re poé­ti­que, 190—192.
  • 32Re­mi­gius в MGH, Epis­to­lae, III, 113.
  • 33Vi­ta Ge­no­ve­fae vir­gi­nis Pa­ri­sien­sis, ed. Kru­sch, MGH, Script. rer. Me­rov. 3 (Ha­no­ver, 1896), 26.
  • 34Ibid.
  • 35Li­ber His­to­riae Fran­co­rum, 8.
  • 36Stein, His­toi­re du Bas-Em­pi­re, p. 378, n. 70, дати­ру­ет раз­граб­ле­ние Кёль­на и Три­ра 457 годом, осно­вы­ва­ясь на упо­ми­на­нии у Фреде­га­ра, 3. 7, свя­зы­ваю­щем это раз­граб­ле­ние с прав­ле­ни­ем Ави­та. Как De­mou­geot, p. 676, так и Mar­tin­da­le, PLRE, 12, сле­ду­ют Штей­ну.
  • 37Dill, Ro­man So­cie­ty in Gaul in the Me­ro­vin­gian Age, pp. 14—15. Одна­ко Дилл счи­тал, что какое-то вре­мя Хиль­де­рих и Эгидий дей­ст­во­ва­ли сооб­ща, про­ти­во­стоя визи­готам.
  • 38Gre­go­rius, 2. 27.
  • 39De­mou­geot, La for­ma­tion de l’Euro­pe, p. 677, счи­та­ет, что Эгидий дол­жен был отво­е­вать Рейн­ланд и вновь занял Трир, посколь­ку там, как извест­но, око­ло 470 года имел рези­ден­цию высо­ко­по­став­лен­ный рим­ский чинов­ник Арбо­гаст.
  • 40Это отож­дест­вле­ние осно­вы­ва­ет­ся на пред­став­ле­нии о том, что два чело­ве­ка, оба вар­вар­ские вое­на­чаль­ни­ки, живу­щие в одно и то же вре­мя и нося­щие одно и то же необыч­ное имя, были одним и тем же лицом, и нет ника­ких дока­за­тельств обрат­но­го. В XVIII веке учё­ный Бюа пер­вым про­вёл иден­ти­фи­ка­цию с Одо­ак­ром, хотя мно­гие исто­ри­ки нача­ла XX века отка­за­лись от неё — см. Maen­chen-Hel­feh, в пись­ме в AHR 52/4 (1947), 836—841. С тех пор отож­дест­вле­ние с Одо­ак­ром вновь полу­чи­ло при­зна­ние — см. Mar­tin­da­le, PLRE, II, 791—792. Рей­нольдс и Лопес (R. L. Rey­nolds and R. S. Lo­pes, «Odo­va­cer: Ger­man or Hun?», Ame­ri­can His­to­ri­cal Re­view 52/1 (1946), 36—54), на pp. 45—47, пола­га­ясь на оши­боч­ную хро­но­ло­гию, отно­ся­щую Ката­ла­ун­скую бит­ву 451 года бли­же по вре­ме­ни к Орле­ан­ской бит­ве 463 года, пред­ло­жи­ли весь­ма сомни­тель­ное исправ­ле­ние, пре­вра­тив «сак­сов» Гри­го­рия в «ски­ров», изме­нив все бук­вы, кро­ме одной. Никто, кажет­ся, с этим не согла­сил­ся.
  • 41Счи­та­лось, что ски­ры были восточ­но-гер­ман­ским пле­ме­нем. См. Bu­ry, His­to­ry of the La­ter Ro­man Em­pi­re, I, 406.
  • 42Кро­ме свя­зи отца Одо­ак­ра с гун­на­ми, Рей­нольдс и Лопес пред­ло­жи­ли тюрк­ские эти­мо­ло­гии для назва­ний дру­гих пле­мён (глав­ным обра­зом, тор­ки­лин­гов и ски­ров), упо­мя­ну­тых в соче­та­нии с Одо­ак­ром.
  • 43Рей­нольдс и Лопес были немед­лен­но ата­ко­ва­ны Отто Мен­хен-Хель­фе­ном (прим. 40 выше). Для пол­но­го пред­став­ле­ния о науч­ной реак­ции см. Bru­ce Mac­Bain, «Odo­va­cer the Hun?», Clas­si­cal Phi­lo­lo­gy 77 (1983), 323—327, осо­бен­но 324, n. 5.
  • 44Mac­Bain, pp. 323—327. См. так­же De­mandt, Die Spä­tan­ti­ke, p. 176.
  • 45Dal­ton, The His­to­ry of the Franks, I, 36, опи­сы­ва­ет Гри­го­рия как «скру­пу­лёз­но чест­но­го» в исполь­зо­ва­нии сво­их источ­ни­ков. См. так­же Arndt, His­to­ria Fran­co­rum, prae­fa­tio, p. 21.
  • 46Gre­go­rius, 2. 10, 14, 16.
  • 47Li­ber His­to­riae Fran­co­rum, 8.
  • 48Учи­ты­вая его тюринг­ское про­ис­хож­де­ние мы мог­ли бы так­же рас­смот­реть воз­мож­ность иден­ти­фи­ка­ции таин­ст­вен­ных сол­дат Одо­ак­ра тор(кил)ингов — засвиде­тель­ст­во­ван­ных толь­ко пута­ным Иор­да­ном и зави­си­мы­ми от него источ­ни­ка­ми — с тюрин­га­ми.
  • 49Mar­tin­da­le, PLRE, 851—852.
  • 50Li­ber His­to­riae Fran­co­rum, 8. Fre­de­ga­rius, 3. 12.
  • 51James, «Chil­dé­ric», 11—12.
  • 52Gre­go­rius, II, 27.
  • 53Хотя бур­гун­ды были при­вле­че­ны по при­гла­ше­нию гал­ло-рим­лян Сапа­удии, они столк­ну­лись с мас­со­вым сопро­тив­ле­ни­ем, когда попы­та­лись взять эту область под реаль­ный кон­троль; см. мою ста­тью «Gun­do­bad, the Le­ges Bur­gun­dio­num, and the Struggle for So­ve­reignty in Bur­gun­dy», Clas­si­ca et Me­diae­va­lia 41 (1990), 199—212.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

  • [1]«Одна­ко весь­ма опас­но исполь­зо­вать эту бас­ню…» (фр.).
  • [2]«Един­ст­вен­ной свя­зью меж­ду Хиль­де­ри­хом и Турне явля­ет­ся его моги­ла» (фр.).
  • [3]«Фриде­рих, брат коро­ля Тео­де­ри­ха, сра­жа­ясь с фран­ка­ми, был убит воз­ле Лиге­ра» (лат.).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1524157272 1524157615 1524230000