И. А. Покровский

История римского права

А. Д. Рудоквас

ИОСИФ АЛЕКСЕЕВИЧ ПОКРОВСКИЙ И ИЗУЧЕНИЕ РИМСКОГО ПРАВА В РОССИИ

И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.

с.5 Раз­ви­тие рос­сий­ской нау­ки пра­ва в кон­це XIX — нача­ле XX в. было отме­че­но воз­рас­та­ни­ем инте­ре­са к наследию рим­ской юрис­пруден­ции. Инте­рес этот не был слу­чай­ным, а пред­став­лял собой зако­но­мер­ную реак­цию на эво­лю­цию эко­но­ми­че­ских и соци­аль­ных отно­ше­ний в Рос­сии в этот пери­од. Рос­сий­ское обще­ство после отме­ны кре­пост­но­го пра­ва всту­пи­ло в поло­су модер­ни­за­ции, и свя­зан­ные с этим изме­не­ния суще­ст­ву­ю­ще­го пра­во­по­ряд­ка тре­бо­ва­ли осмыс­ле­ния опы­та пра­во­во­го раз­ви­тия стран Запад­ной Евро­пы, соци­аль­но-эко­но­ми­че­ское устрой­ство кото­рых во мно­гом вос­при­ни­ма­лось как обра­зец для под­ра­жа­ния рос­сий­ски­ми рефор­ма­то­ра­ми как из пра­ви­тель­ст­вен­но­го лаге­ря, так и осо­бен­но из среды либе­раль­но настро­ен­ной интел­ли­ген­ции. Посколь­ку рим­ское пра­во лежит в осно­ва­нии тео­рии и прак­ти­ки граж­дан­ско­го пра­ва в боль­шин­стве стран кон­ти­нен­таль­ной Евро­пы, есте­ствен­но, что имен­но оно ста­ло объ­ек­том при­сталь­но­го вни­ма­ния для рос­сий­ских пра­во­ве­дов того вре­ме­ни.

В послед­ние деся­ти­ле­тия про­шло­го века фор­ми­ру­ет­ся осо­бое науч­ное направ­ле­ние, рус­ская шко­ла изу­че­ния рим­ско­го пра­ва, внес­шая весо­мый вклад в изу­че­ние исто­рии и систе­мы рим­ско­го пра­ва, зако­но­мер­но­стей его вос­при­я­тия и пере­ра­бот­ки позд­ней­ши­ми евро­пей­ски­ми зако­но­да­тель­ства­ми, в фор­ми­ро­ва­ние на базе рим­ско­го пра­ва общей тео­рии граж­дан­ско­го пра­ва1. Ста­нов­ле­ние рос­сий­ской рома­ни­сти­ки как науч­ной шко­лы нераз­рыв­но свя­за­но преж­де все­го с име­на­ми таких вид­ных пред­ста­ви­те­лей оте­че­ст­вен­ной нау­ки, как С. А. Муром­цев, Н. Бого­ле­пов, В. М. Хво­стов, Д. Д. Гримм, Н. Дювер­нуа и др. Осо­бое место в этом ряду зани­ма­ет Иосиф Алек­се­е­вич Покров­ский.

с.6 Родил­ся Иосиф Алек­се­е­вич в 1868 г. в семье сель­ско­го свя­щен­ни­ка Чер­ни­гов­ской губер­нии. Не обла­дая ни круп­ным состо­я­ни­ем, ни свя­зя­ми в выс­ших сло­ях обще­ства, он сам сво­им неустан­ным трудом про­ло­жил себе доро­гу в круг наи­бо­лее авто­ри­тет­ных пред­ста­ви­те­лей рос­сий­ской нау­ки того вре­ме­ни. Сред­нее обра­зо­ва­ние он полу­чил в Кол­ле­гии Гала­га­на в Кие­ве, а затем про­дол­жил уче­бу там же на юриди­че­ском факуль­те­те Уни­вер­си­те­та св. Вла­ди­ми­ра. Здесь он в 1898 г. защи­тил маги­стер­скую дис­сер­та­цию «Пра­во и факт в рим­ском пра­ве». Пока­зав отлич­ные успе­хи и несо­мнен­ный вкус к науч­но­му изу­че­нию пра­ва, даро­ви­тый выпуск­ник был остав­лен при Уни­вер­си­те­те для при­готов­ле­ния к про­фес­сор­ско­му зва­нию, а затем отправ­лен с этой целью в Бер­лин. В Гер­ма­нии буду­щий про­фес­сор про­вел два с поло­ви­ной года. Здесь ему посчаст­ли­ви­лось работать под руко­вод­ст­вом извест­ней­ших пред­ста­ви­те­лей тогдаш­ней рома­ни­сти­ки и циви­ли­сти­ки, таких кори­фе­ев немец­кой науч­ной юрис­пруден­ции, как г. Дерн­бург, А. Пер­нис, Э. Экк и др.

По воз­вра­ще­нии в Рос­сию И. А. Покров­ский ста­но­вит­ся про­фес­со­ром Юрьев­ско­го (ныне Тар­тус­ско­го) уни­вер­си­те­та. Здесь он обща­ет­ся со мно­ги­ми вид­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми исто­ри­ко-пра­во­вой нау­ки того вре­ме­ни — М. А. Дья­ко­но­вым, В. Э. Гра­ба­рем и др. Пре­по­да­вая рим­ское пра­во в Юрье­ве и обща­ясь с кол­ле­га­ми, моло­дой уче­ный дела­ет пер­вые шаги в постро­е­нии того кур­са лек­ций по рим­ско­му пра­ву, кото­рый впо­след­ст­вии, будучи не раз исправ­лен и допол­нен им, нако­нец полу­чил свое окон­ча­тель­ное выра­же­ние в его «Исто­рии рим­ско­го пра­ва» — фун­да­мен­таль­ном науч­ном труде, увидев­шем свет за три года до смер­ти уче­но­го и име­ю­щем как учеб­ное, так и непре­хо­дя­щее науч­ное зна­че­ние.

Обре­тя в Юрье­ве опыт пре­по­да­ва­тель­ской работы, Иосиф Алек­се­е­вич воз­вра­ща­ет­ся в Киев для окон­ча­ния работы над док­тор­ской дис­сер­та­ци­ей. Эта дис­сер­та­ция под назва­ни­ем: «Пра­во и факт в рим­ском пра­ве. Часть 2. Гене­зис пре­тор­ско­го пра­ва» была им успеш­но защи­ще­на в Петер­бург­ском уни­вер­си­те­те в 1902 г., после чего, имея сте­пень док­то­ра рим­ско­го пра­ва, он пере­ез­жа­ет в сто­ли­цу Импе­рии и зани­ма­ет в Петер­бург­ском уни­вер­си­те­те кафед­ру рим­ско­го пра­ва. С 1907 г. он пре­по­да­ет рим­ское пра­во и на Выс­ших жен­ских кур­сах. В этот пери­од в сфе­ру инте­ре­сов И. А. Покров­ско­го все боль­ше вхо­дят вопро­сы не толь­ко соб­ст­вен­но исто­рии рим­ско­го пра­ва, но его роли в раз­ви­тии евро­пей­ско­го пра­ва, про­бле­мы рецеп­ции наследия рим­ской юрис­пруден­ции в совре­мен­ном мире. При­чи­ной тому стал и явный инте­рес с.7 студен­че­ской среды имен­но к акту­аль­ным вопро­сам раз­ви­тия циви­ли­сти­ки, и бур­ные дис­кус­сии по пово­ду про­ек­та Граж­дан­ско­го Уло­же­ния Рос­сий­ской Импе­рии, и отме­чав­ше­е­ся в 1904 г. сто­ле­тие при­ня­тия фран­цуз­ско­го Кодек­са Напо­лео­на, став­шее пово­дом для обсуж­де­ния вопро­са о зна­чи­мо­сти рим­ско­го пра­ва для юрис­пруден­ции Новой Евро­пы.

Впро­чем, по вос­по­ми­на­ни­ям знав­ших его людей, как циви­лист Иосиф Алек­се­е­вич был в этот пери­од изве­стен толь­ко узко­му кру­гу людей, в основ­ном чле­нам ведо­мо­го им в Уни­вер­си­те­те науч­но­го круж­ка2. Для боль­шин­ства осталь­ных кол­лег он был преж­де все­го авто­ри­тет­ным рома­ни­стом. С 1910 по 1912 г. И. А. Покров­ский явля­ет­ся дека­ном юриди­че­ско­го факуль­те­та Уни­вер­си­те­та.

Петер­бург­ский пери­од в жиз­ни Иоси­фа Алек­се­е­ви­ча отме­чен боль­ши­ми науч­ны­ми свер­ше­ни­я­ми. В 1904 г. выхо­дит из печа­ти его кни­га «Лек­ции по исто­рии рим­ско­го пра­ва». Впо­след­ст­вии она три­жды была пере­из­да­на (послед­ний раз в 1911 г.), и при каж­дом пере­из­да­нии автор допол­нял ее все новы­ми и новы­ми резуль­та­та­ми сво­ей иссле­до­ва­тель­ской работы. В 1909 г. увидел свет его труд «Есте­ствен­но-пра­во­вые тече­ния в исто­рии граж­дан­ско­го пра­ва».

В 1912 г. луч­шая поло­са в жиз­ни И. А. Покров­ско­го, свя­зан­ная с пре­бы­ва­ни­ем его в Петер­бург­ском Уни­вер­си­те­те, закон­чи­лась. В те годы в рам­ках скры­тых гоне­ний на либе­раль­ную про­фес­су­ру вла­сти реши­ли пере­ве­сти несколь­ко вид­ных про­фес­со­ров, в част­но­сти таких, как Д. Д. Гримм и М. Я. Пер­га­мент, в дру­гие уни­вер­си­те­ты. В чис­ло гони­мых попал и либе­раль­но настро­ен­ный Иосиф Алек­се­е­вич, кото­ро­му было пред­ло­же­но пере­ве­стись в Харь­ков­ский Уни­вер­си­тет. Сочтя себя оскорб­лен­ным, он пода­ет в отстав­ку.

Про­жив еще одну зиму в Петер­бур­ге, пре­по­да­вая рим­ское пра­во на Выс­ших жен­ских кур­сах и в дру­гих местах и будучи в весь­ма угне­тен­ном состо­я­нии духа, петер­бург­ский про­фес­сор при­ни­ма­ет реше­ние пере­се­лить­ся в Моск­ву, при­няв пред­ло­же­ние Мос­ков­ско­го ком­мер­че­ско­го инсти­ту­та пре­по­да­вать там тео­рию пра­ва и граж­дан­ское пра­во на млад­ших кур­сах. Там ему пред­сто­я­ло работать до рево­лю­ци­он­ных собы­тий 1917 г. Сугу­бо прак­ти­че­ская ори­ен­ти­ро­ван­ность пре­по­да­ва­ния в ком­мер­че­ском инсти­ту­те, почти пол­ное отсут­ст­вие там духа науч­но­го поис­ка и вни­ма­ния к тео­ре­ти­че­ским и исто­ри­че­ским аспек­там пра­во­веде­ния тяго­ти­ли Иоси­фа с.8 Алек­се­е­ви­ча. Не при­но­сит ему облег­че­ния и работа в дру­гом учеб­ном заведе­нии Моск­вы — Уни­вер­си­те­те им. Шаняв­ско­го, где, по его мне­нию, цари­ла та же атмо­сфе­ра, что и в ком­мер­че­ском инсти­ту­те. Он нахо­дит извест­ное отдох­но­ве­ние лишь в каби­нет­ной науч­ной рабо­те, раз­ви­вая те мыс­ли и нара­бот­ки, кото­рые были им сде­ла­ны в пред­ше­ст­ву­ю­щий пери­од.

Уже в 1913 г. вышла в свет его «Исто­рия рим­ско­го пра­ва», впо­след­ст­вии пере­из­дан­ная в 1915, а затем в 1917 г. Эта кни­га ста­ла вен­цом мно­го­лет­них уси­лий И. А. Покров­ско­го в обла­сти изу­че­ния рим­ско­го пра­ва и отра­зи­ла состо­я­ние оте­че­ст­вен­ной рома­ни­сти­ки в пери­од ее рас­све­та в пред­ре­во­лю­ци­он­ные годы. В том же 1913 г. была напе­ча­та­на неболь­шая, но весь­ма зна­чи­мая бро­шю­ра Иоси­фа Алек­се­е­ви­ча «Абстракт­ный и кон­крет­ный чело­век перед лицом граж­дан­ско­го пра­ва». Она пока­за­ла, что автор отли­ча­ет­ся трез­вым взглядом на про­бле­мы циви­ли­сти­ки и счи­та­ет необ­хо­ди­мым соот­но­сить тео­ре­ти­че­ские постро­е­ния с их воз­мож­ной прак­ти­че­ской реа­ли­за­ци­ей в реаль­ной жиз­ни. Мос­ков­ский пери­од жиз­ни И. А. Покров­ско­го отме­чен и актив­ной раз­ра­бот­кой акту­аль­ных про­блем граж­дан­ско­го пра­ва, пло­дом кото­рой ста­ла выпу­щен­ная им в 1917 г. кни­га «Основ­ные про­бле­мы граж­дан­ско­го пра­ва», став­шая, гово­ря сло­ва­ми авто­ра посвя­щен­но­го ему нек­ро­ло­га, «его лебеди­ной пес­нью»3.

Кру­ше­ние ста­ро­го поряд­ка в 1917 г., каза­лось бы, откры­ва­ло про­фес­со­ру Покров­ско­му воз­мож­ность вер­нуть­ся в Север­ную Паль­ми­ру, в среду близ­ких ему людей.

В самом деле, он нена­дол­го воз­вра­ща­ет­ся в Пет­ро­град, чтобы сно­ва стать в ряды уни­вер­си­тет­ской про­фес­су­ры. Но обсто­я­тель­ства не бла­го­при­ят­ст­во­ва­ли это­му начи­на­нию, и, при­няв уча­стие лишь в одном заседа­нии юриди­че­ско­го факуль­те­та 15 мая 1917 г., он вско­ре был вынуж­ден вер­нуть­ся в Моск­ву. Здесь уда­ча в послед­ний раз улыб­ну­лась Иоси­фу Алек­се­е­ви­чу. Он был при­гла­шен пре­по­да­вать в Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те, про­фес­со­ром кото­ро­го и про­дол­жал оста­вать­ся в послед­ние годы жиз­ни. Так­же как и рань­ше, он актив­но зани­ма­ет­ся науч­ной и педа­го­ги­че­ской работой, борет­ся за уни­вер­си­тет­скую авто­но­мию, ста­ра­ясь не устра­нять­ся от бур­но­го кипе­ния обще­ст­вен­ной жиз­ни того вре­ме­ни.

Но силы его посте­пен­но тают. С 1917 г. И. А. Покров­ско­го муча­ют при­сту­пы аст­мы. Тече­ние болез­ни усу­губ­ля­ет­ся с.9 мате­ри­аль­ны­ми лише­ни­я­ми и нерв­ны­ми пере­жи­ва­ни­я­ми, испы­ты­вае­мы­ми им в труд­ные рево­лю­ци­он­ные годы. И 13 апре­ля (31 мар­та) 1920 г. один из тяже­лей­ших при­сту­пов аст­мы стал для него послед­ним.

Всю жизнь про­фес­сор Покров­ский про­дол­жал оста­вать­ся либе­ра­лом и гума­ни­стом до моз­га костей. В сво­ей послед­ней рабо­те «Государ­ство и чело­ве­че­ство» он, уже став свиде­те­лем сна­ча­ла жесто­кой бой­ни Пер­вой Миро­вой вой­ны, а затем и кро­ва­вой вак­ха­на­лии вой­ны граж­дан­ской, тем не менее утвер­жда­ет неиз­беж­ность объ­еди­не­ния все­го чело­ве­че­ства на нача­лах неотъ­ем­ле­мых прав лич­но­сти, пре­ва­ли­ру­ю­щих над пра­ва­ми государ­ства. Иосиф Алек­се­е­вич до послед­них дней сохра­нял веру в бла­гую при­ро­ду чело­ве­ка и гре­зил постро­е­ни­ем обще­ства на осно­ве инди­виду­а­лиз­ма с одной сто­ро­ны и незыб­ле­мых эти­че­ских начал с дру­гой. Тем не менее, было бы ошиб­кой счи­тать И. А. Покров­ско­го либе­ра­лом в совре­мен­ном пони­ма­нии это­го сло­ва. Как отме­чал его кол­ле­га М. А. Пер­га­мент, воз­зре­ния Иоси­фа Алек­се­е­ви­ча нес­ли на себе силь­ный отпе­ча­ток иде­а­лиз­ма, а его пони­ма­ние неотъ­ем­ле­мых прав лич­но­сти лежа­ло ско­рее в духов­ной, чем в мате­ри­аль­ной сфе­ре4. Он рас­смат­ри­ва­ет в их чис­ле сво­бо­ду сове­сти, пра­во на охра­ну интим­ной жиз­ни, пра­во на имя, пра­во чести и т. п. С дру­гой сто­ро­ны, проф. Покров­ский счи­тал, что вклю­че­ние в этот пере­чень пра­ва соб­ст­вен­но­сти дис­креди­ти­ру­ет саму идею неотъ­ем­ле­мых прав лич­но­сти, что част­но­пра­во­вой порядок извра­ща­ет­ся в капи­та­лизм, кото­рый, в свою оче­редь, захо­дит в мораль­ный тупик, и выхо­дом из него явля­ют­ся соци­аль­ные рефор­мы, веду­щие к обоб­щест­вле­нию про­из­вод­ства. Таким обра­зом, во взглядах И. А. Покров­ско­го отра­зи­лась вся про­ти­во­ре­чи­вость миро­воз­зре­ния пред­ста­ви­те­лей интел­ли­ген­ции это­го пери­о­да.

Кни­га И. А. Покров­ско­го «Исто­рия рим­ско­го пра­ва», наряду с дру­гой его работой «Основ­ные про­бле­мы граж­дан­ско­го пра­ва», вошла в золо­той фонд оте­че­ст­вен­ной нау­ки. Ее послед­нее изда­ние в 1917 году яви­лось как бы пиком раз­ви­тия оте­че­ст­вен­ной рома­ни­сти­ки, вобрав в себя не толь­ко труды само­го Иоси­фа Алек­се­е­ви­ча, но и дости­же­ния его кол­лег и пред­ше­ст­вен­ни­ков на ниве изу­че­ния рим­ско­го пра­ва. После этой работы на рус­ском язы­ке уже не появ­ля­лось труда по рим­ско­му пра­ву, сопо­ста­ви­мо­го с ней по широ­те охва­та пред­ме­та и глу­бине его иссле­до­ва­ния. Тому были объ­ек­тив­ные при­чи­ны, так как ста­рая шко­ла рас­па­лась в резуль­та­те с.10 безвре­мен­ной кон­чи­ны или отъ­езда в эми­гра­цию мно­гих ее пред­ста­ви­те­лей. С дру­гой сто­ро­ны, после 1917 г. в нашей стране про­ис­хо­ди­ло ста­нов­ле­ние соци­а­ли­сти­че­ско­го пра­ва, бази­ро­вав­ше­го­ся на совер­шен­но иных прин­ци­пах и не испы­ты­вав­ше­го того инте­ре­са к наследию рим­ской юрис­пруден­ции, кото­рый был есте­стве­нен для обще­ства, поста­вив­ше­го во гла­ву угла прин­ци­пы част­но­пра­во­во­го поряд­ка. «Исто­рия рим­ско­го пра­ва» И. А. Покров­ско­го цен­на и стрем­ле­ни­ем авто­ра выявить общие зако­но­мер­но­сти в раз­ви­тии государ­ства и пра­ва, име­ю­щие непре­хо­дя­щий и уни­вер­саль­ный харак­тер, а так­же тем, что в сво­ем труде он рас­смат­ри­ва­ет и судь­бу рим­ско­го пра­ва после паде­ния антич­но­го мира, про­цес­сы его рецеп­ции вплоть до совре­мен­но­го ему пери­о­да.

Будучи не толь­ко науч­ным трудом, но и одним из луч­ших учеб­ни­ков по рим­ско­му пра­ву на рус­ском язы­ке, насто­я­щее изда­ние, несо­мнен­но, долж­но послу­жить подъ­ему изу­че­ния рим­ско­го пра­ва на юриди­че­ских факуль­те­тах Рос­сии, тем более, что, как отме­тил декан юриди­че­ско­го факуль­те­та Мос­ков­ско­го Государ­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та Е. А. Суха­нов, раз­ви­тие и углуб­ле­ние циви­ли­сти­че­ской под­готов­ки рос­сий­ских юри­стов, при­зван­ных дей­ст­во­вать в усло­ви­ях рыноч­ной эко­но­ми­ки, долж­но сопро­вож­дать­ся не толь­ко рас­ши­ре­ни­ем объ­е­ма учеб­но­го вре­ме­ни, отво­ди­мо­го на изу­че­ние граж­дан­ско­го и ком­мер­че­ско­го пра­ва, но «…в рас­ши­ре­нии нуж­да­ет­ся изу­че­ние рим­ско­го част­но­го пра­ва — осно­вы циви­ли­сти­ки»5. Хочет­ся наде­ять­ся, что пере­из­да­ние фун­да­мен­таль­но­го труда клас­си­ка оте­че­ст­вен­ной рома­ни­сти­ки будет содей­ст­во­вать успеш­но­му реше­нию этой зада­чи.


А. Д. Рудо­квас
кан­дидат исто­ри­че­ских наук

Выра­жаю глу­бо­кую при­зна­тель­ность уче­но­му сек­ре­та­рю Санкт-Петер­бург­ско­го Архи­ва РАН Ирине Вла­ди­ми­ровне Тун­ки­ной за помощь в поис­ке спра­воч­ных мате­ри­а­лов для дан­ной ста­тьи.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Подроб­нее об этом см.: Меду­шев­ский А. Н. Исто­рия рус­ской социо­ло­гии. М., 1993. С. 73—79.
  • 2Лап­па-Стар­же­нец­кая Е. А. Памя­ти И. А. Покров­ско­го // Дела и дни. Вып. 1. 1920. С. 604.
  • 3Там же.
  • 4Пер­га­мент М. Я. Био­гра­фия И. А. Покров­ско­го // Рус­ский исто­ри­че­ский жур­нал. Кн. 7. Пет­ро­град, 1921. С. 246.
  • 5Суха­нов Е. А. [Пред­и­сло­вие к изда­нию:] // Хво­стов В. М. Систе­ма рим­ско­го пра­ва. М., 1996. С. 5.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1524230200 1524230300 1524230400