476 год в позднеантичной историографии
© 2018 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.
с.3
Введение
476 год, год падения Западной Римской империи, является одной из самых захватывающих дат в истории; можно было бы написать — и это сделано лишь отчасти — исследование о его судьбе сейчас и тогда и о дискуссиях, до сих пор ведущихся учёными с целью выяснить, имеет ли эта дата реальное содержание или же соответствует фиктивной периодизации1.
От этой последней проблемы неотделимо и даже предшествует ей изучение реакции древних на низложение Ромула Августула и того значения, которое они ему придавали. Начало такому изучению было положено в 1967 году важной монографией
Целью настоящего исследования является полный пересмотр источников, направленный на выполнение двух задач: 1) по меньшей мере, представить упорядоченную картину самих источников в соответствии с их позицией и взаимоотношениями, которая могла бы послужить основой для будущих исследований вне зависимости от возможных новых гипотез, выдвигаемых по этому вопросу; 2) способствовать прояснению именно через тематику 476 года поистине запутанного вопроса о взаимосвязи между Симмахом, Кассиодором и Иорданом.
с.4
Равеннская и ранневизантийская традиции
Одоакр низложил Ромула Августула в Равенне, столице Западной империи с начала V века; поэтому мне представляется необходимым, по очевидным причинам пространственно-временной близости, начать с рассмотрения текста Consularia Italica, то есть официальной хроники, из года в год составлявшейся императорской канцелярией; от неё можно ожидать оценки непосредственной, но также бюрократически отстранённой и объективной, этого события.
Итак, как Fasti Vindobonenses priores, так и Hauniensis, то есть две главных составляющих Consularia Italica, регистрируют восхождение на трон Одоакра; задерживаются, чтобы сообщить о двух поражениях: Ореста в Плаценции и его брата Павла под Равенной; признают, что они повлекли серьёзные последствия для римлян («undique rei publicae mala consurgentia: ab omnibus undique gentibus oppressi et prouincias et dominationem amiserunt»)[1]4, но ни слова не говорят о Ромуле Августуле и его судьбе.
Единственное правдоподобное объяснение столь странного, на первый взгляд, умолчания заключается, как мне представляется, в том, что юный император был назначен сенатом по воле его отца Ореста, но никогда не был признан Константинополем и, следовательно, также для равеннской канцелярии, чьи представители к тому же часто были выходцами с Востока5, он всегда оставался узурпатором, а не законным правителем; в этом смысле знаменательным и недвусмысленным является суровое осуждение, выраженное Hauniensis в отношении предпринятой Орестом инициативы по присвоению своему сыну высшей власти: «…Orestes elatus quamquam sibi uota damnandae temeritatis augere non auderet, Augustulum filium suum penes Rauennam urbem imperatorem fecit»[2]; в равной степени знаменательным является благосклонное суждение, высказанное теми же Hauniensis в отношении Одоакра, чья заслуга заключалась в том, что он положил конец узурпации Ореста и Августула: «…Heruli… regem creant nomine Odoacrem, hominem et arte et sapientia grauem et bellicis rebus instructum»[3]6.
С другой стороны, то, что ни восточный император Зенон, ни равеннская бюрократия не могли признать Ромула Августула, подразумевалось уже тем фактом, что предыдущий государь, Юлий Непот, отправленный в 474 году в Италию из Константинополя и потому полноправно законный, был вынужден Орестом бежать в Далмацию, но там оставался жив и здоров, чувствуя неизменную византийскую поддержку и не оставляя надежды вернуть себе власть в Италии; поэтому в 476 году император Запада, хотя и в изгнании, всё ещё находился в поле зрения имперской канцелярии и династическая преемственность не была прервана7.
В этом случае такая интерпретация подтверждается как Fasti Vindobonenses priores, так и Hauniensis, противопоставляющими молчанию о Ромуле тщательную с.5 регистрацию смерти Юлия Непота в 480 году; только с этой даты, если когда-либо вообще, можно было говорить о конце или, скорее, о вакансии императорской власти в Италии, даже если — сказать по правде — смерти Юлия Непота также не приписывалась эпохальная роль или, во всяком случае, особое значение8.
В целом версия Consularia Italica является менее италийской, чем можно было бы себе представить; события оцениваются в соответствии не с историческим, а с конституционно-правовым измерением, для которого 476 год не значил ничего, а 480 — очень мало, поскольку всё ещё оставался на Востоке римский император Зенон, под чьим скипетром в отсутствие его западного коллеги обе partes imperii автоматически воссоединились; это бюрократическое ви́дение, формально безупречное, но исторически поверхностное, по сути совпадало с византийским взглядом, заинтересованным в принятии на данный момент свершившегося факта, не поднимая при этом чрезмерного шума и ожидая дальнейшего развития ситуации.
Действительно, в период с 476 по 481 гг. Зенон боролся с рядом заговоров и восстаний, к которым добавлялась проблема не всегда дружественных отношений с двумя вождями остроготов, Теодерихом Страбоном и Теодерихом Амалом, из-за которых он был совершенно не в состоянии вмешаться в дела Италии9; поэтому он был вполне удовлетворён, когда римский сенат, от имени Ромула Августула, но по воле Одоакра, направил к нему посольство с целью передать в акте формального подчинения uestis regia и ornamenta palatii[5] и взамен просить его признать свершившийся в Италии факт; он напомнил послам, что западный император всё ещё существует, более того, призвал Одоакра поддержать возвращение Непота в Италию и добиться от него желанного титула патриция, но при этом похвалил почтительное отношение, проявленное варваром по отношению к сенату, взял на себя инициативу назвать его в ответном письме «патрицием» и отказал в какой-либо конкретной помощи Непоту, о которой умоляла дипломатическая миссия, отправленная этим последним в Константинополь одновременно с миссией Одоакра10.
Эта двусмысленность Зенона, вынужденного потакать Одоакру, в то же время не признавая его и не отвергая Непота, лежит в основе неоднозначной позиции, сохраняемой византийским правительством вплоть до Юстиниана, но здесь интересны не столько последствия, которые эта позиция имела в политических отношениях между Италией и Востоком с 476 по 518 гг. (в частности, в том, что касается юридической природы власти Одоакра)11, сколько тот факт, что мы находим её непосредственное и верное отражение в современной ранневизантийской историографии.
Это отражение представлено нам Βυζαντιακά в 7 книгах Малха Филадельфийского, продолжавшего Приска с 474 по 480 гг., выделяя одну книгу на каждый год повествования. Из их краткого изложения, оставленного нам Фотием, мы знаем, что вся VII и последняя книга была посвящена истории Непота, смертью которого завершается труд, и если правда, что, как замечает Фотий, Малх намеревался продолжить свой с.6 рассказ, остаётся всё же примечательным, что для смерти Непота был зарезервирован финал книги, то есть положение особого значения12.
С многозначительным контрастом в кратком изложении Фотия даже не упоминается Ромул Августул; это умолчание может быть списано на упущение самого Фотия и имеет то же значение, что и всякий argumentum ex silentio, но оно, несомненно, прекрасно согласуется с содержанием фр. 10 Малха, переданным константиновскими Excerpta de legationibus. Этот фрагмент сообщает об одновременных посольствах Одоакра и Непота к Зенону и об ответе этого последнего, о чём уже изложено выше, то есть представляет собой официальную византийскую версию 476 года; то, что Малх принимает её в своей работе без комментариев или изменений, тем более интересно, что ему не присуща тенденциозность придворного историка; напротив, он оказывается довольно враждебен по отношению к Зенону, которого хвалит за великодушное сострадание, проявленное к Непоту, но в других местах неоднократно осуждает за бездеятельность, безрассудство экономической политики, беззаконное и поспешное убийство жены и детей узурпатора Василиска13.
В этот фрагмент Малх включает своё вполне лестное суждение об Одоакре, πολιτικὴν ἔχοντα σύνεσιν ὁμοῦ καὶ μάχιμον[10], которое почти дословно воспроизводит «hominem et arte et sapientia grauem et bellicis rebus instructum» из Consularia Italica14; очевидно, что это суждение было бы несовместимо с положительной оценкой Ромула Августула (и Ореста) и поэтому усиливает впечатление, что молчание фотиевского изложения о последнем императоре Запада не было случайным; кроме того, двойное соответствие с Consularia Italica относительно Одоакра и смерти Юлия Непота в 480 году, события, сочтённого для истории империи более важным, чем 476 год, позволяет сделать вывод, что равеннская канцелярия, константинопольский двор и византийское общественное мнение не придавали никакого эпохального значения падению Ромула Августула; они отдавали предпочтение — если отдавали — 480 году как дате, которая, оставляя в наличии только одного восточного императора, создавала новую ситуацию, в некотором отношении тревожную, но отнюдь не считавшуюся окончательной и необратимой.
Таким образом, эта реконструкция приводит к исключению предположения, согласно которому византийцы в конце V века считали, что уже наступил конец Рима. Однако недавняя теория, встретившая даже немалый успех, утверждает обратное на основании другого собственного фрагмента Малха, 16, и отрывка из Vita Isidori Дамаския (493 — ок. 526)15; Малх действительно пишет ἡ πᾶσα Ῥωμαίων ἰσχὺς ἐξαπόλωλε[11] о вялом и неуверенном отношении Зенона к Теодериху Амалу в 479 году, а Дамаский относит к периоду с 467 по 469 гг. возвращение в Рим аристократа-язычника Флавия Мессия Феба Севера в надежде, что при новом императоре Антемии ἡ Ῥώμη πεσοῦσα πάλιν δἰ αὐτοῦ ἀναστήσεται[12]; использование таких глаголов как ἑξαπόλλυμι и πίπτω[13] показывает, что даже на Востоке примерно в
с.7 В этом пункте необходимо различение: то, что империя находилась в кризисе, было убеждённостью, широко разделяемой как на Востоке, так и на Западе, по крайней мере, с адрианопольской катастрофы (378)16, однако такая убеждённость, расплывчатая и неопределённая, не требовала придания ей определённого исторического содержания, которое связывалось бы с событием и с датой, отождествляемыми с finis Romae[14].
К многочисленной литературе, которую можно было бы привести об упадке Рима (и в первую очередь Зосима), относится и отрывок язычника Дамаския; если он в биографии другого язычника, Исидора, и ссылаясь на третье лицо языческой веры, Севера, намекает на возможность восстановления Рима таким расположенным к язычникам императором, как Антемий, ясно, что предшествующее падение того самого Рима (связанное, возможно, с разграблениями 410 или 455 гг.) следует понимать в духовном смысле, согласно которому конец Города совпадал с отказом от старых богов; поэтому мне не удаётся усмотреть в коротком тексте Дамаския существенных различий по сравнению с чётче сформулированной позицией его современника Зосима17: оба возвращают нас к идеям языческих кругов Востока, то есть незначительного меньшинства, однако никогда не упоминают о конституционно-правовом конце Западной империи, невозможном ещё и потому, что Рим составлял для них единое целое и выживание восточной части обеспечивало выживание империи tout court[15].
Что же касается Малха, то значение фрагмента 16 должно быть уменьшено; процитированная фраза является частью обмена колкостями между византийскими солдатами во Фракии, удручёнными трусостью императора в отношении остроготов и поэтому Ῥωμαίων ἰσχύς следует понимать как «силу римского = византийского государства»; с учётом контекста мне представляется натянутым приписывание ей смысла размышления о конце Рима, которое было бы к тому же единственным противоречием с показанным во фрагменте 10 безразличием к событиям 476 года.
В общем, я не думаю, что ранневизантийская историография V века вышла в своих размышлениях за рамки общей и обоснованной констатации, что состояние здоровья империи было тревожным, как, впрочем, это уже повторялось на протяжении столетия; она теоретически обосновывала духовный и военный упадок всей империи, но не конец её части и, во всяком случае, 476 год и низложение Ромула Августула не имели никакого отклика в Константинополе.
Эпоха Юстиниана: Прокопий
Конечно, при всякой реконструкции ранневизантийской историографии мы сталкиваемся с серьёзной лакуной в отношении Евстафия Епифанийского; для целей настоящего исследования было бы важно знать мнение этого крупного хронографа о западных событиях в период между 476 и 480 гг., поскольку он писал при Анастасии (его хроника доходит до 502 года) и, следовательно, точно посередине между Малхом и юстиниановскими историками; кроме того, Евстафий часто указывается как общий источник светских исторических данных для этого периода у Евагрия и Феофана; и так как у этих двух авторов падение с.8 Западной империи чётко фиксируется в 476 году, то, если Евстафий действительно был их источником, к нему восходит также выбор такой периодизации18.
Как видно, «проблема Евстафия» имеет немалое значение, однако в отсутствие прямых данных для её решения целесообразно на время её отложить и перейти к эпохе Юстиниана.
Для Юстиниана расчётливая двусмысленность Зенона больше не имела причин к существованию: Италия, узурпированная Ромулом Августулом и тем более Одоакром и Теодерихом, должна была воссоединиться с единой и неделимой мировой империей под властью единственного императора. Это ви́дение, укрепившееся у самого Юстиниана после преодоления акакианской схизмы (519)19, уже воспринято в канцелярском документе, составленном на латыни в начале его царствования, вскоре после 527 года, Laterculus imperatorum ad Iustinum I, где записано, что Августул «nouissimus Romae imperauit»[16], но он не признаётся законным императором, так как «ab Horeste patre suo creatus»[17], с другой стороны, для Одоакра больше не находится уважительных выражений; напротив, захват им власти без обиняков квалифицируется как вторжение («inuasa Roma»)[18]20.
Хотя и в более сложной и структурированной форме, такое же отношение обнаруживается у более показательного историка того времени, Прокопия. Известно, что Прокопий не слишком надёжен в тех сведениях, которые предоставляет нам о V веке; в частности, перечень последних императоров Запада, который у него общий с Малалой, неверен: в самом деле, последовательность «Антемий — Олибрий — Майориан — Непот — Глицерий — Ромул» ставит Майориана после Антемия и Олибрия, а Глицерия — после Непота21, уже из этого можно вывести слабый интерес писателя из Кесарии к событиям, которые здесь нами рассматриваются. Равно известна причина, по которой, согласно Прокопию, варварские наёмники восстали против Ореста: они требовали выделить им треть италийских земель, не больше и не меньше того, что предоставлялось в других местах, прежде всего в Галлии, федератам (foederati), и, столкнувшись с его твёрдым отказом уравнять Италию с каким-либо диоцезом империи, восстали под руководством Одоакра; эта социально-экономическая мотивация восстания вызвала к Прокопию понятный энтузиазм многих современных историков22 и приобрела, без сомнения, большое значение (также в связи с источником, из которого её почерпнул Прокопий и к которому мы должны будем вернуться), но она также подтверждает его безразличие к конституционно-правовым перипетиям Рима: она объясняет только восстание Одоакра, но никак не связана с концом Западной империи.
с.9 И хотя именно в этом отношении Прокопий высказывается торопливо и оставляет в разочаровании, но в то же самое время служит индикатором: о низложении Ромула Августула даже не говорится, практически распря происходила исключительно между Орестом и Одоакром (до этого момента — в полном согласии с Consularia Italica и Малхом), но тенденция по отношению к этим двум персонажам теперь изменила направление сравнительно с предшествующей ранневизантийской традицией; в самом деле, Орест определён как ξυνετώτατος[19], Одоакр, неоднократно, как τύραννος[20], а его правление — τυραννίς[21]23. Положительное суждение об Оресте происходит у Прокопия, вероятно, из желания противопоставить его, как последнего защитника свободы и италийского достоинства, «плохому» Одоакру (и, возможно, за этим также стоит влияние находившихся в Константинополе Анициев, защищавших память тех, кого они поддерживали в своё время)24, но прежде всего здесь интересна та явно выраженная брутальная ясность, с которой осуждается Одоакр.
Об Одоакре Прокопий ничего не знает и не желает знать; он, по-видимому, ошибается даже в годах его правления, указывая десять вместо тринадцати25, и упоминает в другом месте, что Галлия к востоку от Родана, до сих пор контролируемая римлянами, была уступлена им визиготам, тем самым возлагая на него не его вину, поскольку захват этих территорий был предпринятой весной 476 года инициативой визиготского короля Эвриха, которой ни Орест, ни Одоакр не в силах были противостоять26; на самом деле для Прокопия важно только одно — охарактеризовать Одоакра как узурпатора и зафиксировать тем самым отправную точку для той вакансии законной власти в Италии, о восполнении которой он собирается рассказать в «Готской войне».
Марцеллин
Полное совпадение политического ви́дения Юстиниана и историографической интерпретации Прокопия возвращает нас в атмосферу той эпохи. Поэтому ещё резче бросается в глаза оригинальность Марцеллина, который в 519 году так прокомментировал ссылку Августула в Кампанию и начало правления Одоакра: «Hesperium Romanae gentis imperium, quod DCCIX urbis conditae anno primus Augustorum Octauianus Augustus tenere coepit, cum hoc Augustulo periit, anno decessorum regni imperatorum DXXII, Gothorum dehinc regibus Romam tenentibus»[22]27.
Эта знаменитая лемма всё ещё остаётся в центре напряжённой дискуссии учёных, суть которой необходимо вкратце изложить перед тем, как занять позицию по существу вопроса. В 1948 году Энслин идентифицировал в утраченной Historia Romana Квинта Аврелия Меммия Симмаха с.10 общий источник Марцеллина и Romana Иордана28; примерно двадцатью годами позже Вес вывел отсюда, что именно у Симмаха должна была находиться первая фиксация в 476 году падения Западной Римской империи; осознание необратимости этого события пришло к Симмаху в 518 году, когда Византия признала Евтариха преемником Теодериха и удостоила его консульства на 519 год; в согласии между дворами Константинополя и Равенны Симмах увидел конец своим и всей традиционалистской римской аристократии (Анициев) надеждам на возможность восстановить когда-нибудь западную и независимую от Византии династию. Итак, Historia Romana была составлена в 519 году и это подтверждается в Romana Иордана, где Теодериху были приписаны 30 лет правления вместо 37, прошедших с 489 (вторжение остроготов в Италию) до 526 года; эти тридцать лет не были округлением, но воспроизводили дату, точно исчисленную Симмахом именно в 519 году29. Кроме того, голландский учёный связывал с марцеллиновской леммой 476 года лемму 454 года о смерти Аэция, вместе с которым «Hesperium cecidit regnum nec hactenus ualuit releuari»[23]; очевидная связь между двумя леммами соответствовала связи между смертью Аэция и окончательным кризисом империи, которую только такой западный и аницианский автор, как Симмах, к тому же сын коллеги Аэция, мог обозначить в столь ясной форме30.
Так полагает Вес; его тезис получил значительный успех и широкое одобрение31, но в последние годы множатся попытки его оспорить, либо пытаясь обнаружить свидетельства о конце Рима, предшествующие Марцеллину, либо стремясь опровергнуть теорию Энслина, из которой Вес исходил в своём исследовании. Выше я уже объяснил причины, по которым первая попытка, предпринятая Кеги на основании текстов Малха и Дамаския, меня совершенно не убеждает32; более весома вторая попытка, действительно решающая для моего исследования, которую недавно предпринял Крук33.
По его мнению, как Марцеллин, так и Romana Иордана исходят из одного восточного хронографического источника: или Евстафия Епифанийского (по предположению, ранее выдвинутому Варади)34, или, скорее, Consularia Constantinopolitana; вывод о восточной окраске обеих работ делается на основании их комплексного анализа и использования термина Hesperium для обозначения Западной империи; такая же тенденция Марцеллина и Иордана, из которых первый настроен анти-, а другой проготски, делает невозможной общую зависимость от Симмаха. Кроме того, под 446 годом Марцеллин заменяет в консульской паре этого года на Валентиниана III Симмаха, отца историка, и едва ли это проявление симмаховского animus; даже консульство, занимаемое историком Симмахом в 485 году при Одоакре, могло быть ему навязано и потому не является признаком согласия Марцеллина с проодоакровской тенденцией.
Во всяком случае, кроме отношений Симмах/Марцеллин, не существует, согласно Круку, никаких доказательств того, что Симмах написал Historia Romana в 519 году (а с другой стороны, с.11 как тогда мог оттуда в том же году заимствовать Марцеллин?); в частности, 30 лет правления, приписанных Иорданом Теодериху, являются упрощением для 33 лет, прошедших с 493 (смерти Одоакра) до 526 года, и поэтому 519 год — дата, лишённая значения для нашей проблемы; равным образом нет никаких доказательств, что на Западе были более чувствительны к 476 году, чем на Востоке: в Риме сенат признавал до 480 года Непота (как показывают монеты, отчеканенные Одоакром от его имени)35 и впоследствии, в то время как бо́льшая часть поздневизантийской историографии регистрирует конец Рима под 476 годом, на Западе это происходит только у таких авторов, как Павел Диакон, явно производных от Иордана; наконец, даже связь между смертью Аэция и падением империи, любимый конёк концепции Веса, была установлена восточными источниками Марцеллина и Иордана, что было вполне естественно, поскольку именно византийские историки называют Аэция «правой рукой императора» и «последним из римлян»36.
По видимости демонстрация Крука убедительна и неопровержима и, несомненно, её заслуга в том, что она улавливает самое слабое место в умозаключении Веса, а именно значение, придаваемое им 519 году; в действительности же нет никаких причин для связи событий этого года с размышлениями Симмаха о неотвратимом крушении Рима, а 30 лет правления Теодериха могли быть обычным округлением37. На самом деле 519 год можно, на мой взгляд, истолковать способом, противоположным тому, который применяет Вес, а именно не как год восточного признания Евтариха, которое повергло в отчаяние староримских «патриотов», а как год урегулирования акакианской схизмы, примирившего понтифика и католическую аристократию Италии с императором Востока, больше не монофизитским, и подготовившего тем самым почву для долгожданной византийской реконкисты; ввиду религиозного примирения Востока и Запада предложенная Теодериху «подачка» с признанием назначенного им преемника была действительно весьма малой вещью и я не вижу, как она могла произвести столь сильное впечатление на Симмаха38.
В любом случае, помимо положительной или отрицательной оценки, полученной 519 годом в представлении Симмаха, остаётся объяснить — и Вес этого не сделал — как могла составленная в 519 году Historia Romana стать известной и усвоенной на Востоке Марцеллином в том же году (или, самое позднее, в начале следующего) таким образом, чтобы быть использованной в его «Хронике».
Правильность некоторых возражений Крука Весу не должна, однако, заставить упустить из виду весь вопрос; на самом деле более тщательный пересмотр источников позволяет, с.12 по моему мнению, восстановить суть выводов Веса, хотя и изменённых и исправленных в свете критики Крука.
Прежде всего, два соображения общего порядка: 1) единственный дошедший до нас фрагмент Historia Romana Симмаха цитируется Иорданом в Getica и, как я уточню далее и признаёт также Крук, должен быть прямой цитатой39; поэтому Симмах был читаем и известен в Константинополе VI века и не было бы ничего странного в том, если бы его использовал такой восточный автор, как Марцеллин; 2) из всех византийских авторов VI века Марцеллин лучше всего информирован и проявляет наибольший интерес к событиям на Западе; примечателен уже выбор им латинского языка для написания своей «Хроники» и уж тем более тенденция (не рассмотренная Круком), в соответствии с которой он комментирует некоторые италийские события: достаточно уже отмеченного мной в другом месте случая узурпатора Иоанна (423—
При таких предпосылках добавляются два уточнённых соображения. Во-первых, установленная Марцеллином связь между смертью Аэция и падением империи не объяснима, как хотел бы Крук, только престижем, которым Аэций пользовался в Константинополе, поскольку в лемме 454 года («Aetius magna Occidentalis rei publicae salus et regi Attilae terror a Valentiniano imperatore cum Boethio amico in palatio trucidatur, atque cum ipso Hesperium cecidit regnum nec hactenus ualuit releuari»)[24] уточняется, что патриций был убит Валентинианом III в императорском дворце «cum Boethio amico». Итак, даже ранневизантийская историография, благодаря точности Приска Панийского, знала, что вместе с Аэцием был убит Боэций, но не могла уверенно связать этот эпизод с падением Западной империи в 476 году, учитывая, что «Истории» Приска останавливались на 474 году; поэтому как эта связь, так и, возможно, намерение подчеркнуть узы дружбы до смерти Аэция и важного представителя gens Анициев, префекта Италии в 454 году и деда Северина Боэция41, могли находиться скорее в аницианском источнике, чем в восточном, и здесь, как и в случае узурпатора Иоанна, именно Симмах отвечает такому требованию.
Во-вторых, лемма 476 года содержит куда более глубокий анализ, чем тот, что обычно из неё выводится; она разделена на два параграфа, первый о восточной узурпации Василиска, происходящий из Евстафия или, во всяком случае, из восточной хроники, другой, цитированный выше, о Ромуле Августуле; в этом последнем, как мне представляется, крайне интересно отметить, что 522 года продолжительности Западной империи начинаются с
Было бы, однако, упрощением устранять это несоответствие как случайную ошибку, ведь 480 год, на котором останавливается расчёт Марцеллина, это не какой-то год, а год смерти Юлия Непота, то есть — как мы видели — последнего императора Запада по восточной предъюстиниановской традиции; поэтому из этой традиции (особенно Евстафия, от которого, по всей вероятности, зависел первый параграф леммы) Марцеллин должен был почерпнуть цифры для своего расчёта. Но то, что у Евстафия было нормальным хронологическим вычислением императорской преемственности на Западе от Августа до Непота, вставлено Марцеллином четырьмя годами ранее под 476 годом для придания надлежащего пафоса сообщению о том, что «Hesperium Romanae gentis imperium… cum hoc Augustulo periit»; этого сообщения, следовательно, не было ни у Евстафия, ни у другого подобного автора, однако в свете вышеизложенного оно, вероятно, исходило от Симмаха.
В общем, на мой взгляд, под 476 годом Марцеллин неуклюже смешал Евстафия и Симмаха, расчёт первого до 480 года с политическим значением, данным вторым 476 году; именно хронологическая путаница Марцеллина (не первая путаница подобного рода)43 позволяет нам в итоге восстановить положение Евстафия, ничуть не оригинальное, а напротив, согласное в том, что касается 480 года, со всей ранневизантийской историографией, и, главное, приводит к исключению того, что ещё до Марцеллина на Востоке была установлена связь «низложение Августула / конец Рима»; похоже, что этим подтверждается, надеюсь, окончательно, её западное и, вероятно, симмаховское происхождение.
С учётом достигнутых сейчас результатов обнаруживают некоторую хрупкость и другие возражения Крука44: 1) использованное Марцеллином прилагательное Hesperium может быть отнесено к личной модификации для Romanum, которая должна была появиться у Симмаха, но которая была неприемлема для подданного Юстиниана; 2) филоготская тенденция Иордана происходит из того простого факта, что Иордан был готом, и не зависит от его источников; 3) ошибка Марцеллина касательно консульской пары 446 года не должна вызываться какой-либо тенденцией, но только ошибкой его восточного хронографического источника (Евстафия?), из которого он почерпнул именно консульские фасты, но не западные сообщения своей «Хроники»; 4) Симмах выражал мнение не всего сената, но аницианской группы, и этим его качеством очень хорошо объясняется, как он понял всё серьёзность 476 года, несмотря на то, что децианское и поэтому филовизантийское большинство сенаторов приняло в отношении Непота угодный Одоакру и Зенону компромисс; в 485 году из-за византийской враждебности к Одоакру и наступившей акакианской схизмы (484) ситуация изменилась, и в результате оказались перевёрнутыми отношения с.14 внутри римской аристократии с Дециями в оппозиции и Анициями, расположенными сотрудничать с королём; поэтому Симмах охотно принял консульство и поэтому тенденция Марцеллина благосклонна к Одоакру45; в целом анализ Крука часто компрометируется представлением, что римский сенат был в это время монолитной социальной корпорацией и не делился на фракции; 5) наконец, примечательная судьба 476 года в последующих восточных источниках юстиниановской эпохи не доказывает, конечно, что оценка этого года была такой же и в предъюстиниановских источниках, таких как Евстафий или Consularia Constantinopolitana.
Этот последний пункт заслуживает, однако, после долгого и всё же необходимого опровержения Крука, дальнейшего углублённого изучения. Для нас Марцеллин является первым восточным автором, определившим в 476 году конец Рима, и оказывается тем самым в противоречии с официальной позицией Константинополя, представленной, например, Прокопием, но это не говорит о том, что им ограничивается влияние аницианской историографии; тот же Прокопий показывает, что находится в курсе работы Симмаха относительно некоторых оценок (об узурпаторе Иоанне 423—
В особенности я хотел бы подчеркнуть, что относительного этого сообщения отмечается полное согласие (даже в ошибочном расчёте основания Рима, размещённом за 1303 года до 476 года, то есть в 827 году до н. э.!) между Евагрием и Феофаном47; в другом месте я имел возможность отметить и другие совпадения между ними (в частности, в версии смерти Аэция и Валентиниана III и в неверном перечне императоров от Петрония Максима до Либия Севера) и предложить, хотя и с большой осторожностью, в качестве общего источника Феодора Чтеца48; если эта гипотеза верна, новое совпадение позволило бы утверждать, что, возможно, также церковный историк Феодор Чтец был среди авторов юстиниановской эпохи, испытавших влияние мысли Симмаха о finis Romae и принявших её в своих трудах, способствуя тем самым её успеху.
Иордан между Кассиодором и Симмахом
Иордан находится на гребне, разделяющем западную и восточную историографию в эпоху Юстиниана; гот по происхождению, он пишет на латыни, но, вероятно, в Константинополе, свои Romana и Getica в 551/552 гг.49; здесь я, разумеется, не намерен поднимать вновь с.15 многочисленные открытые вопросы о композиции и источниках этих двух работ, а остановиться только на «роли» 476 года у Иордана.
Как известно, касающаяся низложения Ромула Августула лемма Марцеллина «sic quoque Hesperium Romanae gentis imperium…» встречается ad uerbum[26] в обоих своих компонентах, симмаховском и восточном, как в Getica, так и в Romana; поскольку Иордан прервал написание Romana, вероятно, на параграфе 31550, чтобы составить Getica и потом завершить первую работу, наша лемма, включённая в параграф 345 Romana, может быть также выведена из самой Getica, то есть быть самоцитированием Иордана51; если, далее, Romana имела источником Марцеллина и Симмаха, как полагал Энслин, либо Марцеллина и какой-то восточный хронограф, как считали последующие учёные, проблема здесь является незначительной; во всяком случае, параграф 345 о finis Romae, если и не является самоцитированием, отчасти косвенно исходит от Симмаха через Марцеллина по основаниям, изложенным выше.
Иначе обстоит дело с Getica, где цитата марцеллиновской леммы и, следовательно, решение разделить её исторические установки появляются, как кажется, впервые у Иордана; необходимо поэтому исследовать её происхождение.
Учёные единодушны в допущении, что Getica, по крайней мере, до главы LVIII включительно, то есть до 526 года, исходит в основном из Historia Gothorum Кассиодора52; несмотря на заявление самого Иордана в I, 3 о том, что он дополнил эпитому Кассиодора «ex nonnullis historiis Grecis ac Latinis»[27], эта фраза часто понимается как похвальба и не пользуется доверием; соответственно, в Getica мы располагаем материалом, происходящим только из Historia Gothorum53, и тогда содержащий марцеллиновскую лемму текст XLVI, 242—
с.16 Поясним: текст LVII, 291 происходит, несомненно, из Кассиодора, и его согласие с Прокопием показывает, что расположенный ранее в пользу готов Кассиодор перенял византийское ви́дение событий, согласно которому начиная с Одоакра и позже в Италии были лишь узурпаторы; и всё же необязательно, чтобы XLVI, 242—
Прежде всего, к вводному заявлению Иордана о том, что он дополнил Кассиодора другими источниками, следует, на мой взгляд, отнестись более серьёзно. Далее следует подчеркнуть, что текст Марцеллина (лемма о 476 годе и следующая лемма о 477 годе) воспроизводится с абсолютной точностью за исключением одной детали: Одоакр ошибочно определяется Марцеллином как rex Gothorum; Иордан, будучи готом и не желая, чтобы таковым считался злодей Одоакр, исправляет rex Gothorum на Torcilingorum rex (а в другом месте «genere Rogus», «regis Thorcilingorum Rogorumque»)[30]55, но в спешке56 забывает исправить таким же образом следующее затем «Gothorum dehinc regibus Romam Italiamque tenentibus»[32]. Едва ли такой недосмотр мог быть допущен Кассиодором. Наконец, в XLVII, 244 Иордан пишет: «interim tamen ad eum ordinem, unde digressi sumus, redeamus»[33]; действительно, в двух предыдущих параграфах он задержался на низложении Ромула Августула, затем на заговоре Брахилы против Одоакра в 477 году, и в заключение привёл продолжительность — тринадцать лет — царствования Одоакра, то есть совершил отступление, хотя и краткое. Отмечает ли формулировка «unde digressi sumus, redeamus» у Иордана только конец отступления от содержания, которое могло находиться именно в таком виде у его основного источника Кассиодора, или же указывает на возвращение к основному источнику, от которого он отошёл, чтобы дополнить его отступлением, как он и заявлял в I, 3?
Решение в ту или иную сторону очень важно, поскольку позволяет принять или отвергнуть гипотезу, согласно которой не Кассиодор является тем автором, у которого Иордан заимствовал марцеллиновскую лемму в XLVI, 242—
Если, таким образом, Иордан цитирует Симмаха из первых рук, следует отметить, что формулировка, используемая в XV, 88 для продолжения изложения Кассиодора после вставки Симмаха, является той же, что и применённая в XLVI, 244 после вставки марцеллиновской леммы: «ad eum ordinem (ad id), unde digressi sumus, redeamus». Из этого, как мне представляется, можно заключить, что и в XLVI, 242—
Поэтому решение наложить Марцеллина на Кассиодора должно было быть инициативой Иордана и если задуматься, её, пожалуй, можно объяснить тем, что объявление 476 года концом Западной империи могло быть использовано готом Иорданом для легитимации последующего остроготского господства над Италией, так же, как цитата из Симмаха в XV, 83—
Симмах и Евгиппий: западное происхождение 476 года
После того, как были прояснены позиция Кассиодора и истоки восточной (Марцеллин, Феодор Чтец?) и западной (Иордан) традиций, относящих finis Romae к 476 году, необходимо вернуться к Симмаху.
Прежде всего, было бы целесообразно определить дату составления Historia Romana. Как уже отмечалось, Вес связывал её с 519 годом по двум причинам: 1) консульство Евтариха, положительный сдвиг в отношениях между Теодерихом и Византией, повергший Симмаха в самый мрачный пессимизм; 2) 30 лет царствования, указанные с.18 для Теодериха в Romana Иордана, ведущие нас от 489 к 519 году и исходящие от Симмаха. Как я уже отмечал, из этих двух причин первая является недоказуемой, а вторая может быть понята и как округление действительных лет царствования Теодериха (33 года с 493, года смерти Одоакра, до 526 года, или, скорее, 37 лет с 489, года вторжения остроготов в Италию и провозглашения Теодериха королём, до 526 года); кроме того, после тщательной критики Крука больше не считается, что Romana была эпитомой Симмаха61.
Однако, с другой стороны, равным образом выводы Веса могут быть, пожалуй, подтверждены. Прежде всего, Кассиодор приступил к написанию Historia Gothorum после окончания Chronicon в 519 году и «praecipiente Theoderico rege»[38], то есть до 526 года62; если верна общепринятая гипотеза, что король поручил ему написать её в качестве полемического ответа на Historia Romana Симмаха, то эта последняя должна была быть достаточно свежей в 519 году63; более пристальное изучение единственного существующего фрагмента Historia Romana, процитированного Иорданом в Getica, XV, 83—
Фрагмент относится, как уже говорилось, к Максимину Фракийцу, чьё готское происхождение со стороны отца утверждается согласно ошибочной традиции, известной уже в Historia Augusta64; таким образом, Максимин был первым готским императором Рима. О нём, посредством типичного собрания анекдотов о Soldatenkaiser[39], слагаются безудержные восхваления за его физическую силу, мужество и воинскую доблесть, хотя и подчеркивается, что он был semibarbarus, rudis homo[40], который был в состоянии изъясняться только patria lingua[41]. Общее суждение о его правлении было бы, однако, вполне положительным, если бы он не преследовал христиан: «cuncta bona sua in persecutione Christianorum malo uoto foedauit»[42]; последствия такого поведения не заставили себя ждать, из-за гонений он потерял империю и жизнь («dum in Christianos arma commoueret, imperium simul et uitam amisit»)[43] и оставил власть Филиппу Арабу.
Какой интерес мог заставить Симмаха придать столь большое значение фигуре «гота» Максимина в работе, охватывавшей, по меньшей мере, всю императорскую историю?65 Кроме того, Симмах устанавливает жёсткую связь между религиозным преследованием христиан (которого в действительности не было и которое даже по античным источникам определённо было не слишком интенсивным) и насильственным концом Максимина, согласно орозианской схеме, но затем отходит от Орозия в том, что заставляет преемствовать Фракийцу без какого-либо промежутка Филиппа, первого христианского императора66. Поскольку такому римскому сенатору, как Симмах, весьма затруднительно игнорировать Гордианов, хорошо известных его источникам, как Historia Augusta, с.19 так и Орозию67, можно думать, что это опущение было умышленным и тогда было бы целесообразно попытаться придать ему смысл.
Многие из этих кажущихся неясностей проясняются, если мы предположим, что Симмах использовал применительно к Максимину метод осовременивания по схеме, излюбленной античной и в особенности римской сенаторской историографией: Максимин, первый готский император, доблестный, но всё же варвар, был предшественником и, так сказать, моделью для Теодериха, второго готского государя Италии; поскольку Максимин, преследуя христиан, погубил себя и был наказан смертью и утратой царства в пользу христианина Филиппа, от Теодериха ожидается, что он не станет преследовать католиков, у которых есть новый, католический император Византии, номинально Юстин I, а фактически Юстиниан, грозный защитник их прав.
Если гипотеза о параллели, проведённой Симмахом между Максимином и Теодерихом, попадает в точку, то тем самым объясняются как значение, приданное Фракийцу, так и опущение Гордианов, делающее прямым переход от Максимина к Филиппу, каковым, как грозил и надеялся Симмах, будет переход от Теодериха к Юстиниану.
Из того, что Симмаху показалось уместным провести столь злободневное сопоставление между Максимином и Теодерихом, следует, что он и католики Италии в целом боялись преследований со стороны остроготского короля. Такой страх был оправдан только в 518—
Таким образом, единственный дошедший до нас фрагмент Historia Romana Симмаха может быть прочтён с приданием ему особого смысла в свете событий 518—
Остаётся последняя техническая проблема, поднятая Круком, а именно: каким образом Марцеллин мог знать и использовать работу, написанную в 518/519 гг. в Риме, с.20 для своей «Хроники», составленной в Константинополе самое позднее в 519—
При таких обстоятельствах, если Симмах привёз с собой на Восток только что законченную Historia Romana и дал о ней знать, распространяя содержащееся в ней толкование событий в образованных кругах византийской столицы, нет больше препятствий для её использования со стороны Марцеллина, хотя бы и поспешного, как показывают, среди прочего, несоответствия, ранее обнаруженные именно в знаменитой лемме 476 года72.
Обновлённая датировка Historia Romana Симмаха в 518/519 гг. не означает, однако, как считал Вес, что только в те годы аницианская аристократия с горечью осознала эпохальное значение 476 года; я думаю, что осознание finis Romae сформировалось в той же среде задолго до 518/519 гг., и полагаю, что могу привести два документа в поддержку этого тезиса.
Первый — Index imperatorum, анонимный список императоров от Феодосия I до Анастасия, вставленный между 387 и 388 гг. в эпитому «Хроники» Проспера Аквитанского; написанный на латыни и имеющий западное происхождение, он легко датируется царствованием Анастасия, т. е. периодом между 491 и 518 гг.73 Этот документ, которым для данной проблематики обычно пренебрегают, впервые обратил на себя внимание только в 1978 году благодаря Эмильене Демужо (Emilienne Demougeot); французская исследовательница связала его с возвращением Теодериху Анастасием в 497 году uestis regia и ornamenta palatii, отправленных Одоакром в Константинополь в 476 году74; это «признание» Теодериха при содействии византийского императора получило на Западе отражение у анонимного компилятора Index, который заканчивал свой список именно Анастасием, чтобы обозначить, что с 497 года не было больше императоров, но королём, в качестве «rex Gothorum Romanorumque ex iure Romano»[47] стал Теодерих.
Мне кажется, Демужо переоценила правовое значение поступка Анастасия, недостаточное для того, чтобы считать, что с 497 года Византия признавала законной власть Острогота в Италии; напротив, усилия Теодериха, предпринятые с целью добиться признания Евтариха его наследником, показывают его неуверенность, тогда как Юстиниану не с.21 нужно было порывать с предыдущей византийской политикой для того, чтобы считать господство Амалов узурпацией.
Скорее, в Index имеется частность, по видимости малозначительная, но в действительности очень важная: в то время, как все императоры пронумерованы вплоть до Ромула, который является № 55, следующие за ним Зенон и Анастасий не получают соответствующего порядкового номера; мне кажется, этот факт можно истолковать в том смысле, что составитель Index намеревался провести различие между «настоящими» императорами Рима, прекратившимися с Ромулом Августулом, и последующими, государями только для pars Orientis и достойными быть зарегистрированными только для практических целей, в отсутствие более правильной императорской преемственности.
Поэтому уже до 518 года на Западе было ясно, что Ромул Августул был последним императором Рима; к сожалению, нам неизвестно, из какой среды происходил этот анонимный Index. Разговор, однако, меняется и становится более конкретным, если мы обратимся к Евгиппию, написавшему в 511 году свою Vita S. Seuerini.
Известно, что бренные останки умершего в 482 году Северина были перенесены в 488 году в Италию и упокоились в мавзолее, специально построенном во владении castellum Lucullanum близ Неаполя Барбарией, вдовой и inlustris femina, в которой, как правило, опознают жену Ореста и мать Ромула Августула, сосланного в 476 году Одоакром в тот самый Lucullanum75. Здесь же поселились осиротевшие монахи Северина, и здесь Евгиппий написал биографию святого; в дополнение к трогательной благодарности Барбарии, Евгиппий находится в дружеском контакте с двумя другими женщинами, монахиней Пробой и вдовой Галлой, обе — дочери Кв. Аврелия Меммия Симмаха и свояченицы Боэция76. Эти признаки кажутся мне достаточными, чтобы предполагать наличие хороших отношений, с одной стороны, между Евгиппием и верными приверженцами Ореста и Ромула Августула, а с другой — между Евгиппием и Анициями, которые, в свою очередь, выступали в 476 году на стороне Ореста.
Это, разумеется, не означает, что Евгиппий должен был разделять все предпочтения Анициев; мы знаем, например, что во время лаврентьевской схизмы он поддерживал провизантийского антипапу Лаврентия, тогда как Аниции выступали на стороне папы Симмаха77. Дело в том, что до аницианского влияния Евгиппий испытал влияние того же Северина, который, если отождествлять его с uir inlustris и консулом 461 года, оказывается сильнее связанным с провизантийскими государями, такими как Майориан и Антемий, чем с антивизантийскими императорами, с.22 близкими к Анициям78.
С другой стороны, отношения между Анициями и тем же Северином не были, конечно, отмечены враждебностью, хотя святой предсказал успех Одоакру и был лично расположен сотрудничать с арианским государем79; в 476 году он действительно стремился посредством своего авторитета и благосклонности к нему Одоакра избежать кровопролития в Италии и, прежде всего, убийства Ореста. Кроме того, некоторые приверженцы последнего, среди которых влиятельный священник Примений, нашли спасение и убежище у него в Норике80; сторонники Ореста не забыли этого отношения, как показывают приём, оказанный мощам святого со стороны вдовы Ореста, и решение Анициев включить «Северина» между родовыми именами, присвоив его будущему философу (родившемуся около 480 года)81.
Таким образом, в 476 году Северин сыграл не последнюю роль в поединке между Орестом и Одоакром; друг варварского и, пожалуй, провизантийского вождя, он не должен был, конечно, увидеть в событиях этого года конец света, хотя, вероятно, он отрицательно отнёсся к смерти Ореста (inique peremptus[50], пишет Евгиппий)82 и сочувствовал, по крайней мере, в человеческом плане, побеждённым; поэтому преданность по отношению к нему не мешала Евгиппию испытать тридцать лет спустя влияние со стороны Анициев при оценке 476 года.
Действительно, когда он, упоминая об окончательном прекращении отправки жалованья из Италии для limitanei Норика, пишет, что это произошло «per id temporis, quo Romanum constabat imperium»[51]83, то тем самым показывает ясное осознание того, что в 511 году римской империи больше не было. Объяснять утверждение Евгиппия как относящееся только к Норику, как это пытаются делать сторонники восточного происхождения 476 года84, невозможно, как потому, что Евгиппий, когда желает сослаться на Норик, говорит об этом (как в XI, 1: «dum adhuc Norici Ripensis oppida superiora constarent…»)[52]85, так и потому, что уже ранее, в главе VII, он придавал особое значение предсказанию Северина о будущем завоевании Италии Одоакром: «inter quos et Odoacar, qui postea regnauit Italiae, uilissimo tunc habitu iuuenis statura procerus aduenerat. qui dum se, ne humillimae tectum cellulae suo uertice contingeret, inclinasset, a uiro dei gloriosum se fore cognouit. cui etiam ualedicenti: “uade” inquit “ad Italiam, uade, uilissimis nunc pellibus coopertus, sed multis cito plurima largiturus”»[53]86. Подразумеваемая с.23 связь между двумя отрывками, недаром замеченная таким аницианским источником, как Аноним Валезия, включившим вышеупомянутое предсказание в собственный текст87, доказывает, что Евгиппий, конечно, не придавал ограниченного и провинциального значения констатации того, что теперь римская империя принадлежала прошлому.
В итоге, глава XX Vita S. Seuerini содержит самую древнюю для нас формулировку finis Romae; осознание 476 года родилось не в 518/519 гг., как считал Вес, но было обретённым уже в 511 году, когда об этом в начале главы упомянул Евгиппий, уверенный, что не останется непонятым своими читателями; окружение, в котором он написал Vita S. Seuerini, переносит, однако, генезис западной идеи 476 года в те самые круги Анициев и верных приверженцев Ромула Августула, для которых было вполне естественным её формирование и где её обнаруживает Вес; в отсутствие дополнительных свидетельств не представляется возможным уточнить момент формирования этой идеи в пределах периода с 476 по 511 гг., хотя она должна была представлять собой достаточно непосредственную реакцию на события; в любом случае, потребуется Historia Romana Симмаха, чтобы придать ей всеобщий резонанс как на Западе, так и на Востоке.
ДОПОЛНЕНИЕ. Когда эта статья была уже в гранках, вышли две другие работы, касающиеся моей темы: S. J. B. Barnish, The Genesis and Completion of Cassiodorus’ Gothic History, «Latomus», 1984, pp. 337—
ПРИМЕЧАНИЯ