Из жизни италийских коллегий
с.134 С жизнью италийских коллегий знакомят нас, главным образом, надписи; среди них особенно замечательна CIL, XIV, 2112: устав погребальной коллегии «почитателей Дианы и Антиноя», основанной в маленьком Ланувии «в консульство Марка Антония Гибера и Публия Муммия Сизенны, в третье диктаторство Луция Цезенния Руфа» (133 г. н. э.). В огромной сокровищнице латинской эпиграфики не часто встречаются документы, дышащие такой силой живой жизни. Датирован устав 136 г. н. э., мы присутствуем почти при начале существования коллегии, и перед нами проходит ее жизнь в будни и в праздники.
Учредители ее были люди здравомыслящие и осторожные. Разрешение основывать collegia salutaria (эвфемистическое название погребальных коллегий; название collegia funeraticia придумано Моммсеном), данное раз навсегда, было, конечно, хорошо известно муниципальным властям, но основатели коллегии сочли нелишним напомнить это сенатское постановление и благоразумно поставили коллегию под покровительство не только Дианы (каждая коллегия имела своего божественного патрона), но и Антиноя, тем самым подчеркивая свою преданность императорскому дому.
Основатели коллегии, которые, вероятнее всего, были и первыми ее управителями, сумели так ее повести и установить такие отношения между ней и городом, что спустя три года с ее основания Цезенний Руф, диктатор Ланувия (наименование главного магистрата этого городка) преисполнен к ней благосклонности — и не он один: с согласия городского совета, конечно, он разрешил коллегии устраивать свои собрания в храме Дианы и Антиноя и распорядился, чтобы «закон, ими составленный (т. е. устав коллегии), был написан внутри, под Антиноевым тетрастилем»1. От себя он пообещал дать коллегии 15 тысяч сестерций «в пользование», т. е. разрешил пользоваться процентами с этой суммы для устройства празднеств в храмовой день и в день рождения Антиноя.
Коллегия принимала в свой состав, как и все погребальные коллегии, и рабов, и отпущенников, и свободных. Была она далеко не богата, собственной схолы не имела, и разрешение устраивать собрания в храме было для нее жизненно важно. Очень кстати приходилась и денежная помощь Цезенния. И так как самая жизнь коллегии существеннейшим образом зависела от ее материальных средств, то ее устроителям надлежало серьезно позаботиться о прочном финансовом базисе.
Средства коллегии состояли из вступительных взносов (100 сестерций) и ежемесячных (5 ассов, т. е. 15 сестерций в год). Устав умно предупреждал неуплату этих взносов: кто в течение шести месяцев подряд их не платил, тот исключался из коллегии, и она ему в погребении отказывала. Такая перспектива действовала, вероятно, вразумляюще на самые легкомысленные головы.
Главными расходами были расходы на похороны своих членов и на все, что с похоронами связано. На них выдавалось 300 сестерций (funeraticium «похоронные деньги»), но отсюда вычитали 50 сестерций «на проводы» (exequiari nomine). Коллегия точно сформулировала свою цель: «с почетом хоронить отошедших» (ut exitus defunctorum honeste persequamur); одним из признаков «почетных похорон» были проводы отошедшего брата: проводить его в последний путь — это долг членов коллегии. Авторы «закона», однако, хорошо знали своих «подзаконных» и не очень рассчитывали на выполнение ими этого долга. Кроме того, пойти на похороны значило потерять рабочий день или какую-то его часть. Поэтому проводы и оплачивались: 50 сестерций делились между провожавшими «у костра»; соблазн сбежать с дороги был предусмотрен, равно как и соблазн пороскошествовать на чужой счет: провожать умершего надлежало пешком, а не на извозчике. Если член коллегии умирал дальше 20 миль (30 км) от Ланувия, то хоронить с.135 его снаряжали комиссию из трех человек: им вручали деньги на похороны и сверх того «командировочные»: по 20 сестерций каждому. Из этих денег надо было оплатить дорогу в оба конца — отправлялись, конечно, не пешком, а в наемной повозке — жилье и пропитание в чужом месте, где приходилось, чтобы уладить все с похоронами, пробыть несколько дней. Если даже жизнь в той округе стоила столько же, сколько в Помпеях, т. е. 4 асса в день2 — а, вероятно, она была дороже, чем в «счастливой Кампании», — то следует признать, что «командировочных» было строго в обрез: деньгами коллегия не сорила.
Устав упоминает следующих «ординарных» магистратов коллегии: квинквеннала, писца и рассыльного. Учитывая их занятость делами коллегии, «закон» справедливо давал им некоторые привилегии: освобождал от месячных взносов и определял «при всех дележках» (ex omnibus divisionibus) квинквенналу двойную порцию, а писцу и рассыльному — полуторную. У коллегии был свой «альбом», т. е. список членов, из которых по порядку ежегодно назначался «распорядитель пиров» magister cenarum. Должность была хлопотливой, требовала распорядительной предусмотрительности и некоторых хозяйственных и организационных навыков. Уклониться от нее было соблазнительно, и соблазн этот «закон» сразу же пресекал: уклонившемуся грозил штраф в 30 сестерций.
Устав коллегии позволяет составить некоторое представление и об имущественном положении ее членов и об их нравственном облике.
Вступительный взнос определялся в 100 сестерций; эта сумма, видимо, не представляла неодолимого барьера для того контингента, на который рассчитывали авторы устава. А так как каждая коллегия хотела иметь побольше членов — это придавало ей вес — то, надо думать, что людей, которые могли, пусть и с натугой, выложить сразу 100 сестерций, было в Ланувии — по его масштабам — не так уже мало. В коллегию вступала не нищая голь без гроша за душой; у ее членов есть кое-какие сбережения; они оставляют завещания: им есть, что завещать: «настойчивостью и трудами своими» instantia et laboribus suis, говоря словами одной прекрасной путеоланской надписи (CIL, X, 2403), они создали себе некоторый достаток; у большинства он очень скромный. Эти люди прекрасно знают цену каждому ассу; они пойдут на похороны ради обещанных грошей; скрепя сердце, взвалят на себя тяготы по устройству пирушек, лишь бы не платить ничтожного штрафа. Они очень неохотно вынимают деньги из своего кошелька не только потому, что он довольно тощ, но и потому, что они знают, как трудно зарабатываются эти деньги: они расчетливы и скуповаты.
Уровень благосостояния не был, конечно, одинаков. Богат никто не был, но люди относительно зажиточные были. Вспомним комиссию из трех человек, которую отправляли хоронить умершего вдали от города. По возвращении комиссия должна была «без обмана» отчитаться в своих действиях перед общим собранием. Отчитывались, конечно, и в истраченных деньгах, и если была обнаружена «ложь», т. е. если члены комиссии утаили для себя какую-то часть похоронных денег, то им грозил штраф, в четыре раза превышавший утаенное: это равнялось нескольким сотням. Угроза имела смысл только в том случае, если у виноватых были эти несколько сотен. Авторы «закона» учитывали реальную обстановку и на ветер слов не бросали. Из такой же зажиточной прослойки выбирали и квинквеннала, обязанного появляться «при исполнении служебных обязанностей» albatus, т. е. в белом одеянии, и дважды в год — в храмовой праздник и в день рождения Антиноя — предоставлять в бане членам коллегии масло для натирания3.
Говоря о нравственном облике членов коллегии, надо различать в ней два их слоя: авторов устава и их единомышленников (несомненное меньшинство) и остальную с.136 массу — тех, кто в надписях обозначается словом populus «народ» и кого устав имеет в виду.
«Народ» приятного впечатления не производит. Это беспорядочные эгоцентрики: и раб, обузданный в хозяйском доме нудной дисциплиной, и отпущенник, сдерживаемый в своей мастерской строгими требованиями общежительного декорума, приходя в коллегию, чувствуют себя дома, свободными людьми, а свобода понимается ими как неограниченная возможность делать все, что им угодно. Каждый из них склонен смотреть на себя, как на центральную фигуру всей коллегии, и считает, что его дела и жалобы подлежат рассмотрению в любое время при любом случае (si quis quid queri aut referre volet, in conventu referat (т. е. в общем деловом собрании) ut quieti et hilares diebus sollemnibus epulemur); они желают пользоваться правами членов коллегии, но не обременены ни сознанием долга перед ней, ни строгой честностью по отношению к ее деньгам (уклоняются от обязанностей magistri cenarum; не прочь присвоить часть funeraticium, выданного на похороны члена коллегии, умершего вдали от Ланувия); они грубы и невоспитаны, они не ценят чужого отдыха, им ничего не стоит превратить мирную беседу в безобразную перебранку, а то и в драку (quisquis seditionis causa de loco in alium locum transierit… quis in oprobrium alter alterius dixerit…); они не уважают ни своих сочленов, ни магистратов, может быть, ими же самими выбранных (si quis quinquennali obprobrium aut contumeliose dixerit…).
Все коллегии, и ремесленные и погребальные, были учреждениями деловыми, и дел у всякой коллегии набиралось много4. Можно ли наладить спокойную и успешную деловую жизнь, если коллегия состоит в основном из бесшабашной вольницы, которая, ничего и никого кроме себя не признает и руководствуется только собственным произволом?
Авторы разбираемого «закона» навсегда останутся безымянными и неизвестными, а принадлежали они, несомненно, к тем, кого зовут «солью земли». У них был идеал общественной жизни, простой и строгий — и в этой строгой простоте своей высокий. Он требовал разумной и сознательной дисциплины, честности, выполнения долга, самоограничения ради общего блага, почтения к власти, уважительного отношения к сочленам по обществу; требовал порядка и благообразия. В духе этого идеала и надлежало воспитывать новых членов коллегии. Средств для воспитания было два: одна весьма действенное для людей, у которых каждый асс был на счету — штрафы5; и другое, учету не поддающееся, но несомненно действующее сильно: тот «воздух», та нравственная атмосфера коллегии, которая охватывала новичка. Сиволапый дичок, грубо и беззаконно утверждавший себя в своем своеволии, постепенно вводился в рамки внутренней и внешней дисциплины, предписанной уставом; его, самодовлеющего одиночку, перерабатывали в члена общества, живущего общей жизнью, ценящего эту жизнь и радующегося ей. Его учили ценить порядок, уважать себя и соседа. Коллегия вносила благообразие в его поведение и облагораживала его внутренний облик.
Уставы других коллегий дошли до нас в таком фрагментарном виде, что судить об их воспитательной роли мы не можем. Вряд ли, однако, ланувийская коллегия представляла собой в качестве «воспитательницы» исключение. Порядок и дисциплина были необходимы для каждой коллегии; каждая коллегия должна была приучать к ним своих членов, привить им интерес к общему делу и преданность ему. Коллегия неизменно с.137 превращала бесправных изгоев в граждан — пусть сравнительно малого общества, но это «гражданское воспитание» накладывало свой особый отпечаток на членов коллегии.
Вальцинг оставил классическую работу о коллегиях6, но его зоркие и умные глаза удивительным образом просмотрели это воспитательное значение коллегий. Его заметили, оценили и одобрили проницательные современники. Это явствует из отношения и города и отдельных горожан к коллегиям: их одаривают деньгами (иногда крупными) и недвижимым имуществом, им завещают такое дорогое сердцу античного человека дело, как хранение памяти дорогих умерших, им приходят на помощь, если они в чем нуждаются; первые лица города охотно принимают звание их покровителей. На городских празднествах, при денежных раздачах, коллегии идут впереди остальных граждан. Быть членом коллегии — это своего рода ручательство в порядочности человека7.
Очень интересным является вопрос о денежных отношениях между коллегией и ее членами.
Член коллегии, в течение шести месяцев не плативший взносов, исключается из ее состава, «даже если у него сделано завещание»: завещание, следовательно, сулило какую-то выгоду коллегии, причем сулило неизменно, и коллегия это знала. Дальше мы читаем, что денежные притязания к коллегии может предъявлять только «наследник, названный по имени в завещании» (nisi si quis testamento heres nominatus erit); если хозяин или патрон в качестве такого не упомянуты, «ничего от коллегии пусть они не требуют» (neque patrono neque patronae neque domino neque dominae ex hoc collegio ulla petitio esto).
Валлон8, а вслед за ним и Вальцинг9 считают, что завещание касается funeraticium, т. е. суммы, которую коллегия назначает на похороны. Так ли?
Человек, похоронивший члена коллегии, умершего вдали от Ланувия, получает эту сумму «по закону коллегии» (e lege collegi) deductis commodis et exequiario, т. е. за вычетом денег, полагавшихся магистратам коллегии за их хлопоты по похоронам (commoda), а в данном случае — по проверке всех документов, предъявленных человеком, похоронившим члена коллегии, и денег за проводы (exequiarium). Зевакам, добровольно сбежавшимся поглазеть на похороны пришлого человека, exequiarium, конечно, не выдавали, и эти 50 сестерций возвращались в кассу коллегии; commoda, по справедливости, получала администрация. Величину этих commoda мы не знаем, но какое-то количество сестерций еще отсчитывалось от 250. A priori можно сказать, что этих денег только-только хватало на все расходы по похоронам: надлежало купить дров на костер, место в колумбарии, «горшок» (olla) для пепла, заказать табличку с надписью, устроить самый скромный поминальный обед для ближайших родственников умершего. При той строгой расчетливости, которой отмечены финансовые расчеты нашей коллегии, сумма в 200 сестерций с маленьким лишком должна была целиком уйти на похороны10. Мы имеем документальное подтверждение этих априорных соображений в словах «закона», частично приведенных выше: похоронившему… funeraticium eius (умершего) deductis commodis et exequiario, e lege collegi dari debebit.
О завещании funeraticium, следовательно, не может быть и речи. Что же завещает член коллегии своему наследнику, и почему завещание его, как мы видели, выгодно для коллегии?
с.138 Завещают, явно, свои сбережения: раб — деньги, им скопленные, отпущенник — состояние, им нажитое. Пекулий раба принадлежал хозяину и составлять завещание раб не имел права; отпущенник, получивший свободу путем manumissio iusta, не мог во многих случаях распорядиться в завещании всем своим состоянием; если же он принадлежал к многочисленному разряду Latini Iuniani, то он вообще не имел права оставлять завещание. Как раз эти категории имеет в виду устав (neque patrono… neque domino). Коллегия оказывается не только душеприказчицей своих членов, но и охранительницей их интересов: раб и отпущенник вкладывают в ее кассу свои сбережения и поручают коллегии распорядиться ими согласно воле, которую они выразят в своем завещании. При этом завещатель не забывает поблагодарить коллегию за ее услуги; может быть, он оставит ей часть своих вложений, может быть, разрешит пользоваться процентами с них. Несомненно одно: завещание всегда составлялось с расчетом оставить коллегии что-то из своего имущества; коллегия это знает; вот почему, исключая неисправного плательщика, составившего завещание, она терпит убыток.
Вырисовывается ситуация поразительная: коллегия, состоящая в какой-то части своей из людей неполноправных, а то и вовсе бесправных, представляет собой силу, которая смеет противостоять и противостоит и хозяину раба и патрону отпущенника, т. е. людям, на чьей стороне и закон и право. Она сведет на нет злую волю хозяина, устраивая funus imaginarium рабу, чей труп выброшен бессердечным господином на свалку; она никому не выдаст ни гроша из денег своего члена, вложенных в ее «сундук», кроме назначенного им наследника. Городским властям известен устав коллегии; глава города приказывает вывесить его во всеобщее сведение у входа в городской храм. Бедная коллегия, состоявшая из мелкого люда, издевалась над законом.
У нас нет параллелей к ланувийской надписи; это единственный целиком дошедший до нас устав коллегии. Его исключительность вряд ли, однако, лишает этот «закон» его большой значимости. Он очень хорошо вливается в русло общего законодательства Империи, относительно — в рамках рабовладельческого государства — внимательного и доброжелательного к рабам и отпущенникам. Эта законодательная тенденция поддерживалась и питалась настроениями рабовладельческой верхушки, которая по соображениям и чисто экономического характера и столь популярного стоицизма считала и выгодным, и человечески достойным смягчение доли раба и отпущенника. Жизнь шла дальше осторожного и осмотрительного закона, находила выходы и лазейки — авторы ланувийского устава обошли закон с молчаливого одобрения и согласия городовой аристократии.
FROM THE LIFE OF THE ITALIAN COLLEGIA
by M. Ye. Sergeyenko
The inscription containing the statutes of the Lanuvian funeral collegium (CIL XIV 2112), dated A. D. 133, is interesting as a document which illuminates the life of the poor (tenuiores) members of this collegium in both moral and material respects: 1) these are people of modest means, but by no means beggars; 2) the moral level, though not at all high among the bulk of the membership (populus), was high among those who drew up the statutes; 3) the collegium secures to its members the inviolability of the money contributed by them to the collegium till; the depositors are free to dispose of this money by will.
This is by no means a funeraticium, as Wallon and Waltzing thought: (a) the sum in this case was so small as barely to pay for a funeral; (b) it is definitely stipulated in the collegium statutes that the funeraticium (less exequiarium and commoda) was paid out to a person who had puried a collegium member whose death occurred far away from Lanuvium. On the one hand members of the collegium willed their savings to whomever they liked, on the other hand slaves and freedmen (the largest contingent of the membership) — if they were Latini Juniani — had no right to make a will (for those set free manumissione iusta this right was also limited). The inscription provides a good illustration of the «open scissors» gap which existed in Rome between the letter of the law and real life.
ПРИМЕЧАНИЯ