Незамеченное сообщение о церковной политике Гунериха и Одоакра в синаксаре Константинопольской церкви
© 2018 г. Перевод с нем. В. Г. Изосина.
с.762 Для любого историка, занимающегося поздней античностью и средневековьем, очевидно, что иногда агиографическая литература представляет собой чрезвычайно ценный источник. Едва ли, однако, исследователь истории германских государств времён великого переселения народов станет прибегать к синаксарю, литургической книге византийской церкви, содержащей сокращённые версии более подробных, по большей части сохранившихся страстей и житий святых на все дни года или на большую часть годичного цикла, предназначенной для чтения во время утренней службы. Поэтому византинисту позволительно сослаться на место, предлагающее для упомянутой области уникальный материал, который, однако, из-за его периферийности до сих пор остаётся без внимания в соответствующих исследованиях.
В Codex Sirmondianus, самой полной из рукописей синаксаря и наиболее близких к нему, под 8 декабря на втором месте находится относительно длинное сообщение о мучениках, пострадавших во время гонения на католиков вандальского короля Гунериха в 484 году1. Гунерих, как мы там читаем, превзошёл в своём неистовстве против католиков даже свирепость Диоклетиана и Максимиана: все священники были изгнаны, церковное имущество конфисковано, все православные под угрозой смертной казни принуждались к арианскому перекрещению. Многие верующие бежали, многие умерли мученической смертью. Триста стойких последователей истинной веры были обезглавлены в Карфагене, двое священников были распилены. Конец этого списка образуют известные из «Historia persecutionis provinciae Africae» Виктора Витенского исповедники из Типасы2 (здесь шестьдесят священников, место происхождения не названо), которые чудесным образом сохранили способность членораздельно разговаривать, хотя их языки были вырезаны. Сопоставление этого сообщения с остальными источниками, в частности, с Виктором Витенским, в свою очередь рисующим весьма яркими красками бесчеловечность гонителей, однако далеко их превосходящего, показывает его малую достоверность3. Но в одном пункте он преподносит кое-что новое: подлинными зачинщиками гонения, чьим внушениям поддался Гунерих, он называет двух арианских епископов, Κυρίλλας и Βηλινάνδης4. Пусть это ви́дение слишком сильно обусловлено церковно-агиографическим пониманием истории и потому проходит мимо фактических обстоятельств5, но эти два имени не вызывают подозрения. Первый епископ идентичен патриарху Кириле, хорошо известному из Виктора Витенского6. Второй, напротив, отсутствует в литературе того времени. Но то, что мы всё же имеем перед собой достоверную передачу, само по себе гарантировано тем фактом, что он носит германское имя. Ведь Βηλινάνδης — это не что иное, как засвидетельствованное в различных формах личное имя Vilinant7. Поэтому его следует присоединить к пятерым до сих пор известным арианским епископам Вандальского королевства8.
с.763 Хотя в целом запись синаксаря имеет подзаголовок Ἄθλησις τῶν ἁγίων μαρτύρων τῶν ἐν Ἀφρικῇ ὑπὸ τῶν Ἀρειανῶν ἀναιρεθέντων[1], именно к обсуждаемому сообщению переходной фразой Ἐν δὲ τῇ πρεσβυτέρα Ῥώμῃ κατὰ τὸν αὐτὸν καιρὸν…[2]9 присоединяется ещё один эпизод, не имеющий никакой практической связи с первоначальным поводом для литургической памяти: В Риме жена Одоакра Сунигильда (Σούνηλδις)[3] принуждает знатную матрону к арианскому перекрещению. Выйдя из крестильной купели, та попросила у своей служанки два обола и подала их совершившему крещение миланскому епископу со словами: «Вот тебе за твоё купание!» За это Сунигильда сожгла её. А муж мученицы в страхе поспешил туда сам и потребовал арианского крещения. За это его тотчас постигло наказание Божие: он был поражён молнией10.
Лишь однажды Сунигильда ещё раз упоминается в исторической литературе: в константиновских извлечениях из «Истории» Иоанна Антиохийского, где сообщается о её ужасном конце11. Сам эпизод, однако, нигде больше не сохранился. Он совершенно не вписывается в тот образ, который современная историческая наука придаёт церковно-политическому климату во времена господства Одоакра, считающегося вполне терпимым в вопросах веры12.
Хотя, кажется, дошло до напряжённости между ним и папой Геласием I (Геласий сообщает в письме, что оказал неповиновение, когда тот требовал «aliqua non facienda»[4]13), и хотя, согласно Анониму Валезия, он благоприятствовал арианам14, однако нигде ничего не сообщается о его действительно враждебных действиях в отношении католиков. Пусть суждение об исторической ценности этого места будет оставлено более компетентным исследователям.
Но откуда у составителя наших синаксарных записей столь уникальные сведения? В конце первой части сообщения он указывает на источник, от которого, возможно, был отделён одной или несколькими промежуточными редакциями. О гонении на католиков при Гунерихе рассказывали πολλοὶ συγγραφεῖς καὶ ἱστορικοὶ[5]15. Таким образом, за ним стоит не какое-то агиографическое повествование, а историческая работа. К этому приводит и выражение одновременности, которым добавляется эпизод с Сунильдой, не имеющий ничего общего с темой чтения. В оригинале должно было быть изложено с.764 связное описание гонения на католиков со стороны германцев-ариан, занявших западные части Империи.
В том, что касается личности её автора, невозможно выйти за пределы смутных догадок. Поскольку он осведомлён о делах на Западе, то должен не слишком далеко отстоять от событий, то есть относиться ко времени около 500 г. Его работа, вероятно, скорее церковная, чем светская история, имела резко антиарианский характер. Из утраченной светской исторической литературы этого времени можно было бы принять во внимание историческую работу Кандида, рассматривавшую период с 457 до 491 гг.16, или хронику Евстафия Епифанийского, доходящую до 502/503 гг.17, а из церковных историков — Феодора Чтеца, описавшего в своей Ἱστορία ἐκκλησιαστική[6] времена Юстина I18, и едва ли монофизитов Василия Киликийца19 и Иоанна Диакриномена20.
ПРИМЕЧАНИЯ