Падение Рима не состоится
© 2018 г. Перевод с франц. В. Г. Изосина.
с.107 Жан Дюрлиа только что опубликовал, с одобрения Немецкого1 исторического института в Париже, одну из самых «иконоборческих» книг по истории раннего средневековья из числа вышедших в свет за последние годы, в области, однако, не следующей традициям1. Вот как, если коротко, строится его аргументация. Германские вторжения не повлияли на налоговые структуры Римской империи. Начиная, самое позднее, с эпохи Диоклетиана эти структуры были сильно децентрализованы благодаря посредничеству possessores или арендаторов налога, ответственных за взимание налогов со своих собственных possessiones; в действительности любая ссылка на possessiones или на fundi, датируемая временами Поздней империи, обозначает этот тип налоговых округов. Эта практика сохраняется во франкской Галлии и других романо-германских королевствах; villae были не землевладениями, а налоговыми единицами; что же касается колонов, то они были не держателями, а крестьянами-собственниками, посредством единиц villae плативших свои налоги государству. Каролингские полиптихи были не чем иным, как перечнями налогов, действительных для этих единиц; таким образом, до своего падения каролингское государство фактически сохраняло все налоговые структуры так называемой «Поздней империи». Короче говоря, крупная собственность, земельная политика раннего средневековья и политические системы этой эпохи, характерные своей слабостью — всё это должно исчезнуть из создаваемого нами образа прошлого. Римская империя, всё ещё живая, должна занять их место, по крайней мере, до 888 года.
с.108 Такая программа напоминает смелую попытку Гая Буа, настаивавшего на распространении социально-экономических условий античности до тысячного года, хотя цель Буа сильно отличалась как по существу, так и по форме2. Однако Буа остаётся в одиночестве; напротив, Дюрлиа уже убедил некоторых коллег, занимающихся сходными исследованиями или готовых поддержать его взгляды, таких как Элизабет Манью-Норти, Мартин Хайнцельман и Карл-Фердинанд Вернер. Кроме того, он сам основывается на модели важных «ревизионистских» исследований, касающихся позднего Рима, в частности, Вальтера Гоффарта и Жана Гаску, модели, которую он в определённой степени просто распространяет на раннесредневековый Запад. Соответственно, невозможно критиковать его работу, злоупотребляя тем обращением, которому подвергался Буа (злоупотребление, которое, в свою очередь, широко использовал Буа: всестороннее обсуждение стало образцом того, как не следует проводить историческую дискуссию). Впрочем, книга Дюрлиа содержательна и заслуживает содержательных возражений3. С другой стороны, она не так основательно построена, как была бы должна, и это вызывает сожаление. Этой работе присуща тенденция выдавать обобщающие суждения, основанные на нескольких ссылках, даже когда речь идёт о моментах, диаметрально противостоящих предшествующим мнениям; противоречащие аргументы редко принимаются во внимание. Это не кажется мне адекватным способом представления аргументов, которые, если их принять, разрушат весь тот образ, который большинство историков создают себе о раннем средневековье. Это резко контрастирует с осторожным изложением Гоффарта в его работе «Barbarians and Romans», нацеленным на преодоление классических взглядов на германские установления; конечно, книга Гоффарта убедила не всех, но его взгляды были недавно развиты в нескольких весьма энергичных дискуссиях о германо-романских королевствах4. Дюрлиа же с.109 часто довольствуется констатацией и не пытается убедить. Тем не менее, его книга — не что иное, как вызов; если он прав, то мы ошибаемся. Поскольку меня он не убедил, моя задача — попытаться его опровергнуть. С самого начала читатель должен понимать, что такова цель данной рецензии. Надеюсь, что она будет достигнута и в то же время интерес к проблеме будет удовлетворён.
Сначала я рассмотрю концепцию Дюрлиа о Поздней империи — где он более непринуждён, — а затем некоторые из затруднений, возникающих из его послеримской и каролингской теорий. Я более подробно остановлюсь на римском, чем на послеримском периоде, поскольку, с одной стороны, основные аргументы Дюрлиа ведут своё происхождение именно оттуда, а с другой, я надеюсь, что другие рецензенты сосредоточатся на каролингском периоде. Они могли бы себе представить, что вследствие большего опыта Дюрлиа в области Поздней империи его аргументы вполне обоснованы, что, как мы понимаем, отнюдь не так. В заключение я выскажу несколько кратких замечаний о следствиях его теорий для раннего средневековья в целом, то есть о том аспекте книги, который во многих отношениях остаётся наиболее проблематичным из всех.
По своему образованию Жан Дюрлиа является специалистом по поздней Римской и ранней Византийской империи. В его активе — диссертация
с.110 Дюрлиа намерен изменить наше представление о земельном налоге Поздней империи, который был, конечно, тяжёлым, но стабильным и составлял меньше, чем считалось до сих пор, а именно 20 % дохода (p. 16—
Однако подлинная проблема возникает с теориями Дюрлиа о том, как собирались налоги. Автора беспокоит тот факт, что некоторые законы IV и V веков склонны признавать possessores ответственными за взимание налогов одновременно с куриалами и другими агентами. Традиционная концепция рассматривает possessores как землевладельцев, платящих свои налоги (включая, по крайней мере, примерно с 370 года, налоги своих coloni, то есть своих держателей) куриалам. Но почему тогда законы упоминают две группы, ответственные за один и тот же налог? Дюрлиа считает possessores налоговыми арендаторами, местными сборщиками, но не плательщиками налогов (p. 65—
Возьмём fundus. Это слово общеупотребительно на протяжении всей античности. Оно означает «дно, основание» — вазы, горы, а также в специальном смысле «земля» или «территория». В I веке Колумелла, например, постоянно использует его в специфически аграрном смысле. Даже Исидор Севильский, основываясь, конечно, на источниках более ранних, но современных изучаемому Дюрлиа периоду, в главе, посвящённой сельскому хозяйству, пишет fundus dictus quod eo fundatur vel stabilisatur patrimonium[1]. В общепринятом языке это было просто слово, означающее «земля», и, несмотря на вполне конкретные намерения законодателей, последние в то время были не более способны, чем в наше, заставить людей использовать слово в том смысле, в каком они хотели, особенно если этот смысл был новым.
Однако, согласно Дюрлиа, примерно после 300 года во всех типах источников fundus означает только налоговую единицу; более того, так было уже при Ранней империи (p. 68, n. 24), что удивило бы Колумеллу8. В с.112 частности, все известные нам упоминания fundi в документах Поздней империи прилагаются к налоговой базе, а не к собственности. Дюрлиа обосновывает свою точку зрения, прибегая к аграрной логике: равеннские папирусы VI века дают крайне низкие цены на fundi, которые, если бы речь шла о земельных владениях, делали бы основы «крупных владений» смехотворно маленькими (p. 153, 166, 302—
На мой взгляд, эти аргументы указывают на глубокое непонимание того, как в то время эксплуатировалась земля; впрочем, они совершенно не соответствуют документам. Поговорим сначала о последнем. Очевидно, что если с.113 fundus или villae — а замечание касается possessio и, следовательно, в том же контексте любого аграрного термина — должны иметь налоговое значение, то бо́льшая часть документов касается только налогов (налоговых прав), а не земельных участков. В дальнейшем собственность на землю странным образом исчезает из документации (я вернусь к этому вопросу), но в этом случае, как отмечает Дюрлиа, то же самое относится к организации сбора налогов, как её описывают традиционные теории о налоговой системе Поздней империи. Для того, чтобы этот аргумент был действителен, нужно, чтобы в наших источниках не было никаких ссылок на fundi как на непосредственно эксплуатируемую собственность. Я не думаю, что такое утверждение является верным.
Для лучшего анализа возьмём несколько примеров из италийских папирусов11. P. Ital. 8 (564 года) описывает наследство некоего Колликта, предназначенное для продажи и распределения между наследниками. В нём подробно описывается его движимое имущество, а также движимое имущество его вольноотпущенника Гудерита; потом он переходит к городской недвижимости, а затем, без перерыва, к частям fundi (с casa и casale), расположенным на территориях Равенны и Болоньи. Как определить, что эти собственности относятся к двум разным типам: подчинённой и верховной? Между формулярами нет никакой разницы: просто происходит переход от одного к другому. На самом деле, здесь нет ничего необычного. Грамоты часто переходят без разрывов в перечислении fundi к другим собственностям (например, сад и виноградник в P. Ital. 17, начало VII в.). Fundi описываются в тексте посредством формуляров, идентичных формулярам iugera земли, без всякого сомнения, «подчинённой» собственности, в другом тексте (сравните P. Ital. 30, 31: ср. Durliat, p. 153—
Выводы, сделанные Дюрлиа в аграрной области, позволяют нам слегка развить эти замечания. В чём заключается fundus согласно традиционной историографии? Конечно, не в «крупном владении», это слово в классической латыни слишком расплывчато. Ульпиан пишет: non enim magnitudo locum a fundo separat, sed nostra affection[2]; если мы желаем эксплуатировать какую-либо землю как некую отдельную единицу, будь она малого или большого размера, её можно назвать fundus13. Таблица II века из Вей (Vellera)[3] перечисляет сотни fundi, которые зачастую вполне могли быть маленькими, и даже — допустимое предположение — раздробленными. В романской сельской местности с IX по XI вв., когда аграрные единицы ещё назывались fundi, их величина варьировалась от нескольких полей до целой области. Они также могли быть раздроблены и часто разделены; отрезы fundi могли быть проданы или подарены в виде участков, которые регулярно квалифицируются как in или ex fundo. Нет никакой разницы между fundis ΙΙ века и fundis Колумеллы или Плиния; что же касается их отражения в документации, они были и оставались земельными участками, наделёнными именами (fundus Calvisianus и др. — само по себе может считаться странным давать имя налоговой базе). Они имели относительно мало общего со средой обитания, в отличие от villae или vici. Это были просто единицы собственности, которые не обязательно предусматривали устойчивую систему аграрной эксплуатации. Насколько нам известно, обширные собственности в романской сельской местности в X и XI вв. обычно состояли из многих fundi, каждый из которых мог иметь различные аграрные функции14. Относительно всех этих моментов аргументация Дюрлиа вызывает серьёзные вопросы, поскольку он утверждает, что тот факт, что fundi Поздней империи имели только низкие цены, варьирующиеся и, как правило, делимые, даёт основание полагать, что было бы нецелесообразно рассматривать их как экономические единицы. В действительности вся земельная собственность в Италии была в период между первым веком нашей эры и текущим моментом настолько сильно раздроблена, что разделение (в конце концов, обычное следствие с.115 законов о наследовании, как римских, так и германских) внесло бы лишь незначительную разницу.
Эта аргументация может быть распространена на лангобардскую Италию каролингской эпохи, которая, как правило, имеет более чётко выраженные домениальные структуры, состоящие из двухчастных владений. Эти владения (curtes) могли быть разделены с величайшей лёгкостью, иногда на десятки наделов. (Так было в случае с деревнями; редкие деревни не были разделены между несколькими собственниками. То же самое было с держаниями). Наконец, если двухчастное владение было разделено, можно было бы считать, что фактически разделённым элементом была его продукция. Однако крупные владения также могли быть физически раздроблены и каролингские документы по Италии содержат многочисленные примеры арендаторов простых держаний (casae massariciae, или мансы), которые обязаны барщиной в виде работе на оставшихся неразделёнными участках, часто расположенных на расстоянии нескольких километров15. Также и здесь возможность обнаружить очень слабо структурированные двухчастные владения противоречит выдвинутому Дюрлиа и Манью-Норти утверждению, что villae (будь то деревни или цельные владения) не могли быть разделены или проданы без утраты их связности. Более того, легко представить италийские примеры таких актов для любого столетия средневековья16. Существует непрерывная преемственность в том, как описывается земля в центре северной Италии, начиная с лангобардской эпохи до XIII века и далее. Это плохо согласуется с любой теорией налоговых баз, если мы предполагаем, что эта последняя никогда не прерывалась. Всё происходит так, как если бы, несмотря на проявленное Дюрлиа и Манью-Норти неприятие классической теории полиптихов, они восприняли один из наименее надёжных элементов, а именно, что домениальная эксплуатация должна быть организована в соответствии с жёсткими и неизменными структурами. В конце концов, всё, чего требуют собственники доменов, это продукция их сельскохозяйственных работников. И она может быть получена посредством множества различных процессов, иногда в домене, даже в том же держании. Можно утверждать, что поскольку эти выводы сделаны исключительно на италийских примерах, они представляют собой неудовлетворительный ответ на книгу, чьи послеримские концепции сосредоточены на Francia. Однако Дюрлиа считает, что Италия после 550 года соответствует его схеме (например, p. 153, 290). В любом случае, если его аргументы недействительны для Италии так же, как и для Франции, следует заключить, что в том виде, как они представлены в настоящее время, они не имеют никакой ценности. Прежде всего, приведённые мною примеры с.116 призваны показать, что возражения Дюрлиа в аграрных вопросах не выдерживают критики. В своём изложении он описывает совершенно непротиворечивую сельскую экономику, если допустить, что он описывает земельную экономику, а не налоговые территории.
Даже если Дюрлиа прав относительно fundi Поздней империи, в рисуемой им картине остаются две другие проблемы. Во-первых, будущее собственности. Coloni Дюрлиа, по его мнению, не являются держателями; они являются собственниками, облагаемыми налогом. Он так же считает, что сельское рабство было относительно ограничено в Поздней империи (p. 130: по этому вопросу, источнику частых и ожесточённых споров, я с ним полностью согласен, по крайней мере, в том, что касается рабовладельческих хозяйств). Кто оставался, чтобы возделывать собственность тех, кто не являлись крестьянами? Крупная собственность не становится недостаточно документированной: она исчезает. Нашими источниками не была отмечена революция, свершившаяся после времён Колумеллы и Плиния; неужели никто не упомянул бы о ней в течение примерно 1300 лет? Эта схема не принимает в расчёт, например, Палладия, чьё руководство по агрономии V века не имело бы никакого смысла в рамках подобной интерпретации17. Я не вполне понимаю, как можно избежать вывода о том, что coloni могли, по крайней мере, иногда, а быть может, даже обычно, быть держателями (каковыми они были также для Колумеллы и Плиния). Но тогда позиция Дюрлиа рушится с другого конца: если coloni могли быть держателями, то, по крайней мере, некоторые domini, patroni и possessores Кодекса Феодосия должны быть собственниками земли. Я не думаю, что столь дорогая Дюрлиа теория налоговой базы, по крайней мере, в той всеобъемлющей версии, которая предложена в рассматриваемой книге, способна выдержать эти замечания.
Вторая проблема заключается в следующем. Слово possessio тогда, как и сегодня, могло означать одновременно множество вещей. Возможно, одним из таких значений могла быть территория с фискальной составляющей: я не исключаю априори такую возможность. Но, если это так, приходится с удивлением констатировать, что римское государство Поздней империи (или его предшественники) выбрало для обозначения «налоговых баз» относящие к земле классические слова, имевшиеся в наличии в эту эпоху. По крайней мере, римляне не должны были иметь ясного представления о понятиях «подчинённая собственность» и «верховная собственность». Почему possessores не стремились укрепить своё господство над этой последней, обычно отзывное, путём преобразования её в первый тип? Почему coloni — собственники земли не были обращены (или возвращены) в состояние держателей? Конечно, можно с.117 возразить, что Сальвиан жаловался на это явление в середине V века в Галлии, тогда как среди остроготов в Италии VI века были люди, весьма заинтересованные в том, чтобы самим утвердиться в качестве собственников, с разрешения закона или без такового18. Хорошо известно отвращение германцев к уплате налога на свою землю (см. p. 109—
с.118 Теперь мы подошли к периоду германских вторжений и появившихся вслед за ними романо-германских королевств. Нарисованная Дюрлиа картина Поздней империи не лишена некоторых серьёзных проблем, но она, по крайней мере, имеет ту заслугу, что является последовательной и обладает определённой элегантностью. Нижеследующее гораздо менее убедительно, по уже изложенным и некоторым другим причинам. В конце концов, мы знаем, что Поздняя империя повышала налоги; никто не оспаривал определённую степень фискальной преемственности, даже на низшем уровне, в государствах-преемниках, по меньшей мере, до начала VII века. Дюрлиа не представляет бесспорных доказательств в отношении земельного налога после этой даты, за исключением некоторых специфичных ссылок, широко известных и рассматриваемых как исключения, таких, как текст из Ардэна[4] 721 года (p. 97—
В том, что касается Каролингов, он ограничивается приведением ссылок на census в капитуляриях, правда, довольно-таки эпизодически (p. 192, 199, 247)24. Также он не слишком убедителен в том, что касается государственных расходов, основного элемента, на который он опирается при обосновании своих предположений о налогах как в период романо-германских королевств, так и в период Каролингов (p. 122 sv, 221 sv). Он признаёт, что светские расходы города уменьшаются (p. 128—
Одним словом, Дюрлиа не удаётся доказать, что великий замысел Поздней империи и её налоговая система явно пережили 600 год; следовательно, бремя доказывания лежит не на тех, кто возражает против его аргументов относительно послеримского налогообложения. Поэтому было бы логично поставить под вопрос все основные утверждения, содержащиеся во второй трети тома. Дюрлиа, среди прочего, утверждает, что церковь по-прежнему остаётся лишь административным рычагом государства и, следовательно, всякое свидетельство финансовой деятельности какой-либо церкви есть непосредственное проявление функционирования государственной власти (p. 146—
Нет возможности развивать каждый из этих аргументов — не говоря уже о других — до степени, необходимой для выявления всех связанных с ними проблем; я приведу в качестве примера лишь некоторые из них. Для того, чтобы утверждать, что церковь была всего лишь рычагом государства, Дюрлиа должен, в частности, продемонстрировать, что церковные земли были взаимозаменяемы с фискальными землями. Он может легко показать, что короли дарили много земель церквям, защищали церковные земли и с ними даже иногда приходилось советоваться при отчуждении церковью землевладения (p. 142 — отметим, что такая консультация, как правило, хорошо заметна в большом числе церковных сделок, письменно заключённых в IX веке). Но он не может так же легко продемонстрировать, что короли могли на законном основании изъять земли из-под контроля церкви. Он считает, что может продемонстрировать это для периода примерно до 750 года, но здесь его доказательство состоит лишь в утверждении, что, несмотря на длинные списки церковных земель, конфискованных при Карле Мартелле и его предшественниках, нет ни судебных тяжб, когда бы церкви обращались в суды с просьбой вернуть их земли, до 700 года, ни задокументированных протестов при жизни Карла Мартелла. Следовательно, до начала VII века соблюдается закон. Следовательно, надлежит считать, что, забирая церковные владения, король действует в соответствии с правовыми принципами (p. 149: курсив мой). Учитывая важность документации VII века, какова бы она ни была, подобное утверждение представляется наивным. То же самое можно сказать о постепенном переходе суверенов от «обычного» поведения к принадлежащим им легальным полномочиям. То, что эти последние пользовались церковными землями, когда могли ими завладеть, не означает, что церковь принадлежала им. В 744 году Карломан нуждался в согласии церкви, когда хотел использовать церковные имущества для армии; их уступка представляла собой не полную собственность, но прекарную (отзывную), то есть «аренду» (p. 149, 242—
Теория, в соответствии с которой servi могли быть свободными собственниками, также вызывает множество проблем. Затруднение заключается в том, что coloni были не единственными, кто вносил периодические платежи за церковные villae и mansi с.121 в каролингских полиптихах; то же самое можно сказать о servi как на mansi ingenuiles, так и на mansi serviles. Если эти последние действительно были рабами, то они не могли облагаться налогом и суммы, зафиксированные в полиптихах, не могут с лёгкостью считаться налогами. В данном случае Дюрлиа развивает гипотезу Манью-Норти, а именно то, что servi могли быть людьми, частично отчуждавшими свой социальный статус, обязываясь оказывать в будущем различного рода услуги (servitiae) (p. 176—
На самом деле, всё это исследование о coloni и servi в полиптихах (p. 274—
Рассмотрим инвентарные описи кафедрального собора Лукки, датируемые концом IX века. Первая из них составлена в весьма характерной, хотя и сокращённой, форме полиптиха, перечисляющего собственность владение за владением в манере, иногда напоминающей Brevium exempla Карла Великого (Invenimus in villa Vecchiano: curte indominicata, casa I, …), иногда более простой (De Sugrominio: terra indominicata ad seminandum sistariorum XII …). Каждое владение включает в себя manentes[6], обременённых различными повинностями, общее число которых обычно даётся в конце параграфа. Вторая опись отмечает земли, переданные в бенефиций зависимым аристократам; здесь параграфы делятся сначала по бенефициям, а затем по местностям. И вновь обычно называются зависимые от каждого участка manentes, классический термин в Италии IX века, равнозначный франкскому слову coloni. Как уже отмечалось, аграрная организация была гораздо менее жёсткой, чем во владениях Сен-Жермен-де-Пре, но домениальные структуры должны быть по крайней мере сходными; луккские держатели обязаны angaria[7] во владениях своего хозяина (indominicata и её разновидности). Дюрлиа, не колеблясь, рассматривает эти документы как описание мира, идентичного с.123 описанному в наиболее расплывчатых полиптихах северных стран. Но речь идёт об Италии, и для Лукки у нас имеются, кроме инвентарных описей, и другие документы, в частности, более двухсот договоров аренды IX века, имеющих отношение к земледельцам. Некоторые из них касаются земледельцев, упомянутых в инвентарных описях; условия в основном совпадают. В 867 году епископ Лукки уступил часть земли (res) некоему Леобранду за арендную плату в вине, деньгах, барщинных работах и exenia (ежегодные подношения, овчина и сукно); во второй описи указана такая же арендная плата (кроме exenia) для того же человека. В 893 году епископ предоставил casa и res (эквивалент франкского mansus; Durliat, p. 193) Сегроминию, преемнику некоего Луиспранда, упомянутого в первой описи. Договор аренды указывает арендную плату в вине, масле и барщинных работах; опись детализирует ту же арендную плату, добавляя, однако, некоторые дополнительные повинности. Важно то, что эти арендные договоры весьма чётко предназначены для земледельцев: им предоставляется владение (формула livellario nomine dare); часто они вводятся в это владение епископом, если их предшественник умер без наследника; они должны вносить арендную плату за владение (sensus или pensio или justitia и т. д.), но они не являются собственниками земли. Кроме того, они отражаются в инвентарных описях таким же образом, как это происходит с coloni во франкских полиптихах30. Более того, Дюрлиа приводит пример coloni, продающих свою землю, в эдикте, изданном в Питре в 864 году (p. 277—
Нет необходимости продолжать подробное обсуждение, которое наведёт скуку на убеждённых, но не убедит тех, кто таковыми не являются. Я считаю, что Дюрлиа не смог твёрдо обосновать ни один из своих главных аргументов. Я не вижу, чтобы Каролинги практиковали что-то иное, чем разовые и случайные поборы на землях свободных собственников, до недолговременных взиманий Карла Лысого с целью уплаты норманнам. Я не могу признать, что все ссылки наших источников на крупных собственников адресованы сборщикам налогов и что эта крупная собственность исчезла в IX веке точно так же, как, предположительно, это произошло в IV веке. В ещё меньшей мере я могу представить, что эти сборщики налогов, если они существовали, никогда не подвергали находившихся под их властью крестьян-собственников более систематическому закабалению (как, возможно, в приведённом выше формуляре Маркульфа). Я, как и Дюрлиа, не согласен с теорией, согласно которой Каролинги полностью зависели от грабежей (p. 264, 286, 287); землевладение было гораздо более стабильным и регулярным ресурсом, чем считалось некоторыми слишком романтичными историками. Однако, желая сделать из Каролингов римских императоров, Дюрлиа не смог доказать свой тезис.
В заключение я хотел бы высказать несколько более общих замечаний. Дюрлиа заинтересован в преемственности. Когда он не может доказать, что что-то изменилось (например, упадок муниципальных советов и округов), он заявляет, что этого не произошло. Таким образом, весь период сглаживается; временные и пространственные различия исчезают. По его мнению, ничего по существу не меняется до 888 года, когда произошли лишь частичные и нечётко характеризуемые изменения (p. 8, 261, 289). Уже сам по себе такой подход малоубедителен; в конечном счете, он возможен только потому, что Дюрлиа интенсивно сосредоточивает свои усилия на административных процедурах; безусловно, это направление исследования не осталось в пренебрежении (p. 285—
Многие археологи считают меня сторонником преемственности. Например, я согласен с Дюрлиа в том, что этот материальный упадок отличается от полного запустения (p. 196), а также в том, что реконструкция акведуков доказывает, что технологические знания в раннее средневековье были утрачены не повсюду (p. 236—
Дойдя до этого момента, я замечаю, что скатился к риторическим суждениям того типа, который отвергал в начале своей статьи. Но я действительно не могу понять, почему Дюрлиа посчитал нужным разработать на столь шатких основаниях теорию, способную до такой степени ввести в заблуждение. Его немалые интеллектуальные усилия (их следует признать, поскольку изложение на удивление последовательно, а его почти универсальная библиография совершенно подавляющая) оказались напрасными. Дюрлиа — серьёзный и методичный историк, о чём свидетельствуют многие его работы33, но эта его книга представляет собой гигантскую ошибку.
ПРИМЕЧАНИЯ