© 2020 г. Перевод с английского В. Г. Изосина.
с.107 После крушения Римской империи на Западе шестерни правительственного механизма продолжали вращаться привычным для них образом. Хотя период, непосредственно следовавший за 476 годом, задокументирован не слишком хорошо, имеется достаточно материала, относящегося к деятельности некоторых представителей поколения администраторов, которые служили при Одоакре, таких как Кассиодор Старший и Либерий, хотя его карьера во времена Одоакра только начиналась1. Ещё один представитель этой группы, Флавий Цецина Деций Максим Василий Младший, появляется в наших источниках с меньшей ясностью. Принадлежавший к прославленному роду Дециев, он был сыном консула 468 года[1] и сам стал консулом в 480 году2. Мы находим его действующим в качестве praefectus praetorio Italiae во время папских выборов 483 года3; он также известен как покровитель цирковой партии «зелёных»4. Материалы римского синода 501 года указывают, что к тому времени он уже скончался5, а отрывок Кассиодора показывает, что его смерть произошла прежде, чем его сыновья стали взрослыми, и их мать осталась во главе семейства6. Сыновей было четверо и все они достигли консульского звания: Альбин в 493 году (предположительно первый консул, назначенный Теодерихом), Авиен в 501, Теодор в 505 и Инпортун в 509 году7. Однако братья не составляли единого фронта и ряд обстоятельств позволяет нам связать, с одной стороны, Альбина и Авиена, а с другой, Теодора и Инпортуна, и постулировать враждебность между этими двумя парами братьев. Дополняющие друг друга факты свидетельствуют о том, что это поколение Дециев, процветавшее во время правления Теодериха, было домом, разделённым на враждебные друг другу части.
с.108 Мы можем начать с довольно простого вопроса. В письме, написанном в период 507—
Последовательность писем, из которых взята вышеупомянутая информация, ясно показывает, что Рим страдал от насилия, вызываемого столкновениями между двумя цирковыми группировками12. Однако едва ли в этом было что-то новое. Несколькими годами ранее, в 501 году, на улицах Рима пролилась кровь в ходе беспорядков, вспыхнувших во время лаврентьевской схизмы. Здесь нет необходимости пересказывать события этого раскола; достаточно напомнить, что спорные папские выборы 498 года стали ареной многолетних раздоров между приверженцами Симмаха, который в конечном итоге и был признан папой, и сторонниками его соперника Лаврентия, порой становившихся весьма ожесточёнными13. В своих посланиях римскому синоду Теодерих неоднократно заявлял, что он обеспокоен распрями в городе, нарушающими покой духовенства, сената и римского народа14; папа Симмах жаловался на то, что он и его духовенство подвергались жестоким нападениям15, тогда как лаврентьевский фрагмент Liber Pontificalis использует сильное выражение bella civilia[4]16. Один из источников о беспорядках во с.109 времена Симмаха — биография этого папы в Liber Pontificalis — прямо связывает их с разногласиями в сенате17, и заманчиво увязать их с более поздними беспорядками, которые, как и в период 507—
Поэтому я предполагаю, что Альбин (безусловно) и Авиен (вероятно) были сторонниками Симмаха, а их братья находились среди приверженцев Лаврентия. Следует признать, что предположение о Теодоре и Инпортуне сделано на основе argumentum e silentio, но есть одно свидетельство, которое можно было бы привести в его поддержку. В 509 году Инпортун был западным консулом, и вполне возможно, что Теодерих назначил его в утешение для сторонников потерпевшего поражение Лаврентия. Как бы то ни было, я предполагаю, что разделение между с.110 братьями, которое мы наблюдали относительно цирковых партий, было продолжением более раннего раскола во время лаврентьевской схизмы.
Ещё одно свидетельство, относящееся к Теодору, подтверждает эту интерпретацию. Вероятно, около 520 года он получил письмо от Фульгенция, епископа Руспийского, лидера африканских католиков, изгнанного вандалами-арианами. Фульгенций писал, что он не знает Теодора, но пишет по поводу «сладостного» письма, посланного неким братом Ромулом, и нескольких братьев, которых Теодор принял в Господе. Из письма явствует, что Теодор отвернулся от мира, и Фульгенций, после того, как дал ему немало духовных советов, завершил письмо передачей своих приветствий матери Теодора и его жене, ставшей теперь его сестрой во Христе22. Письмо, едва ли содержащее какую-либо конкретную информацию о Теодоре, несомненно, представляет основной интерес для историка духовности, однако позволяет нам поместить Теодора в другой контекст, в контекст круга корреспондентов Фульгенция. Как отмечает его биограф Ферранд, Фульгенций посылал письма с духовными наставлениями разным лицам, в том числе римлянам, особенно сенаторам, вдовам и девам23, и до нас дошли семь таких писем, адресованных Оптату, вдове Галле, Пробе (получательнице двух писем), настоятелю Евгиппию, Теодору и Венанции24. Я не могу выдвинуть никаких предположений относительно Оптата и Венанции, хотя имя последней предполагает родство с другой ветвью Дециев25. Но вдова Галла должна быть одной из дочерей консула и патриция Симмаха, казнённого Теодерихом, вероятно, в 525 году26, и Фульгенций упоминает Пробу как её сестру27, так что обе они были свояченицами Боэция, мужа их сестры Рустицианы, который также был казнён, вероятно, в 524 году28. Евгиппий был настоятелем монастыря в Castellum Lucullanum близ Неаполя. Он был в хороших отношениях с Пробой, пользуясь ресурсами её библиотеки во время работы над компиляцией извлечений из трудов св. Августина29 (попутно мы можем отметить строго августиновский стиль мышления Фульгенция), и являлся корреспондентом Ферранда, ученика и друга Фульгенция30. Эта интересная группа людей позволяет пролить дополнительный свет на Теодора.
с.111 На первый взгляд может показаться маловероятным, что список корреспондентов Фульгенция поможет нам осмыслить личность Теодора. Однако Галла и Проба, чьи отношения с Фульгенцием, возможно, были более всесторонними, чем показывает список31, ведут нас в семейство Симмаха и, следовательно, его зятя Боэция — то есть в среду, отдельную от среды таких лиц, как Кассиодор, тесно связанных с готской администрацией в Равенне32, однако проявлявших довольно сильный интерес к восточно-христианской мысли и нашедших своего представителя в лице папы Иоанна I33. В частности, мы можем выдвинуть предположение, что Дионисий Малый, вращавшийся в тех же кругах, что и Боэций и Иоанн, перевёл для Пробы Vita Sancti Pachomii34. Можно предположить, что Евгиппий был связан с этой группой. Определённо, что Дионисий Малый перевёл для него сочинение Григория Нисского35 и что он был близко знаком с римским диаконом Пасхазием, во время лаврентьевской схизмы поддерживавшим ту партию, которую позже представлял папа Иоанн36. Это совершенно ясно. Но, возможно, это ещё не всё. Как мы уже видели, в письме Фульгенция к Теодору упоминается «сладостное» письмо святого брата Ромула37. Имя Ромул было не слишком распространено: во втором томе кембриджской Prosopography отмечены лишь восемь случаев за период 395—
В последние годы правления Теодериха трое из братьев Дециев оказались вовлечены в напряженные отношения совершенно нового рода. Примерно в 522 году, вероятно, через несколько лет после того, как его брат Теодор получил письмо от Фульгенция, Альбин был обвинён referendarius Киприаном в том, что он посылал императору Юстину письма, враждебные королевству Теодериха. Альбин отвергал это обвинение и в дело вмешался Боэций, утверждая, что обвинение ложно, но если бы оно было правдой, то был бы виновен весь сенат. Тогда Киприан расширил своё обвинение, включив в него Боэция; и Альбин, и Боэций были арестованы, а впоследствии Боэций был казнён, как и позже его тесть Симмах42. Мы не знаем, что случилось с Альбином43. Обвинение против Альбина и его последующий арест всесторонне обсуждались современными учёными как часть предыстории падения Боэция44, но, возможно, к этому есть что добавить. Обвинение против Альбина было выдвинуто Киприаном примерно в 522 году; в 525 году Теодерих, обеспокоенный мерами, принимаемыми Юстином против ариан и их церквей, отправил в Константинополь посольство, чтобы выяснить, что можно сделать. Посольство возглавил папа Иоанн. Два наших источника, Liber Pontificalis и Excerpta Valesiana, утверждают, что в него также входили Теодор, Инпортун, бывший консул Агапит и ещё один Агапит, который был патрицием. Excerpta Valesiana также утверждают, что в состав посольства входили с.113 ещё пять епископов, из которых называют Экклезия Равеннского, Евсевия Фанумского и Сабина «Кампанского»45. Состав посольства был, прямо скажем, ошеломляющим: всего через несколько лет после того, как Теодерих арестовал Альбина, обвинённого в том, что он писал императору с изменническими намерениями, тот же Теодерих включил двух его братьев в состав посольства к тому же императору. Стоит попытаться разобраться в этой очевидной несообразности, изучив других членов посольства 525 года.
Интересен выбор папы Иоанна для руководства посольством. Он был первым папой, когда-либо посетившим Константинополь, и даже если мы решим не принимать в полной мере триумфальный рассказ Liber Pontificalis, с подробными сведениями об оказанном Иоанну великолепном приёме, и сделанное в одном из вариантов текста утверждение, что посольство получило всё то, чего желало, трудно представить более подходящего руководителя посольства, касающегося церковных вопросов, особенно с учётом того, что Рим и Константинополь возобновили общение лишь несколькими годами ранее, с прекращением акакианской схизмы. Однако выбор Теодерихом Иоанна мог быть связан не только с общими соображениями о его приемлемости. Известно, что во время лаврентьевской схизмы римский диакон Иоанн был приверженцем Лаврентия и имеются достаточные основания для отождествления этого лица с диаконом Иоанном46. Теодор и Инпортун, двое его коллег по посольству 525 года, являются братьями, которые, как мы предположили выше (с. 107 сл.), могут быть правдоподобно связаны с лаврентьевской стороной раскола. Иными словами, члены посольства 525 года вполне могли составлять группу, симпатизировавшую делу бывшего антипапы.
К сожалению, два других мирянина из состава посольства, Агапиты, окутаны тайной. Отчасти это связано с недостаточностью данных, но ещё важнее то, что не всегда ясно, к какому из них относятся различные упоминания в наших источниках. И всё же, пожалуй, могут быть предложены два варианта. В период 509—
Это был трудный период в отношениях между Равенной и Константинополем, на что также указывает вступительное письмо Variae Кассиодора, датируемое 508 годом51. В этом письме, адресованном Анастасию, утверждается, что между двумя государями произошёл конфликт, но Теодерих заявляет, что он посылает illum et illum legationis officio[10], чтобы восстановить прочный мир. Эти послы не названы, но представляется вполне разумным сопоставить это письмо с Variae 2. 6, и я предлагаю рассматривать patricius Агапита в качестве одного из них и даже в качестве руководителя посольства. Результат миссии неизвестен, хотя мне неизвестны какие-либо свидетельства, указывающие на плохие отношения между Теодерихом и Анастасием в последующие годы52; во всяком случае, один из Агапитов посольства 525 года должен был иметь большой опыт в сложных переговорах с византийцами.
Заслуживает внимания ещё один факт, имеющий отношение к Агапиту. В написанном в 520 году письме папа Гормизда передал приветствия своим доверенным лицам в Константинополе, епископам Герману и Иоанну, и священнику Бланду «per hominem illustris viri et magnifici patricii filii nostri Agapiti»[11]53. Иными словами, за несколько лет до посольства 525 года один из его членов посылался в Константинополь. Хотя мы не можем доказать связи между Агапитом и папой Иоанном или братьями Дециями Теодором и Инпортуном, свидетельства о посольстве около 509 года и отправка доверенного лица в 520 году указывают на некоторый опыт и причастность к Константинополю по крайней мере с.115 одного из них54. Затруднительно сделать какие-либо выводы о трёх епископах, также принимавших участие в посольстве55.
Наше исследование членов посольства 525 году не смогло раскрыть, почему оно включало двух братьев Альбина, но показало нам путь к некоторому объяснению. Ибо Теодор и Инпортун не были двумя изолированными личностями, и не были двумя братьями, оказавшимися вместе в составе посольства по чистой случайности. Они составляли пару, и может быть показано, что они действовали таким образом за двадцать лет до того, как посольство отправилось в путь. Они отправились в компании Иоанна, бывшего соратника Лаврентия и члена, вместе с Теодором, того кружка, в который также входил Боэций. Эти трое и, возможно, по крайней мере один из Агапитов образовывали бы вполне узнаваемую группу и таким образом стали бы полезным напоминанием о взаимосвязанности и устойчивости сенаторских и церковных фракций в послеримской Италии. Но почему именно эта группа? Боэций был, вероятно, уже мёртв, когда они покинули Италию. Они потеряли друга, в котором, возможно, признавали человека огромных интеллектуальных и моральных достижений. Скорбь должна была сопровождаться страхом, ибо даже если бы Боэций не умер после ужасных пыток, он, несомненно, был бы казнён, и Теодериху было бы легко поразить его друзей. Более того, Альбин, чей арест ускорил дело Боэция, был братом Теодора и Инпортуна. Несомненно, семья была разделена, но угроза со стороны власти Теодериха была близка к их дому. Для Иоанна, а ещё больше для братьев Альбина, недавние события в Италии не давали повода для радости. Послы Теодериха к Юстину были бы встревожены и, вероятно, в каком-то смысле ответственны за католиков Италии, особенно если Альбин был бы ещё жив. Остроготский король был бы уверен в том, что именно эта группа сделает для него всё возможное в Константинополе. Остаётся ощущение иронии и удлиняющихся теней последних лет жизни Теодериха: первый назначенный им консул был арестован, а два его брата, добровольно или нет, были использованы королём в политике, продиктованной отчаянием.
ПРИМЕЧАНИЯ