Аниции в Риме и в провинции
© 2020 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.
с.69 Paene principibus pares, familia toto orbe praedicata[1]1: об Анициях — находившихся на вершине политической, интеллектуальной и духовной италийской и римской жизни с IV по VI вв. — известно немало того, что было отыскано в хитросплетениях их родственных связей (включая влиятельные константинопольские ветви) и что даже сделало их просопографию преимущественным ключом к пониманию историй сенаторских элит на протяжении этих столетий (упомянем новаторскую постановку вопроса А. Момильяно и последующие работы М. А. Веса, Б. Л. Тваймена, Ф. М. Кловера, Дж. Дзеккини, не говоря уже о пространстве, отведённом для разных Анициев в двух томах PLRE, или об исследованиях А. Бешауша и Д. М. Новака по ранней истории семьи Анициев в доконстантиновские времена)2. Я решила написать об этих Анициях лишь несколько коротких — но, в определённом смысле, образцовых — заметок именно потому, что считаю себя избавленной от необходимости повторения уже проведённых исследований, в значительной степени совпадающих с.70 с результатами «фактического» анализа, несмотря на значительные отклонения в основных интерпретациях.
Именно введение имеющихся данных через «коллективную биографию» gens Anicia в Риме и в Константинополе является, я бы сказала, прекрасным примером неравномерного распределения исследований в просопографической области, слишком часто склонного отдавать предпочтение центру перед периферией, вершинам власти, а не её местным представителям. Я сама — в некоторых исследованиях о римской знати и италийских провинциальных сообществах в эпоху Боэция, Эннодия и Кассиодора — сталкивалась с противопоставлением их друг другу, подчёркивая различия в карьере, конкретных политических возможностях, культурной и идеологической ориентации, зеркально отражающие соответствующие различия в происхождении, традиции, географическом кругозоре3. Позже, однако, мне довелось заинтересоваться некоторыми провинциальными связями римских Анициев. Именно здесь я смогла увидеть, насколько сгущается туман в том, что касается надёжной информации, то есть уже разработанных и критически «переваренных» факторов, часто переводимых в приносящие моральное удовлетворение генеалогические stemmata[2]; с другой стороны, благодаря почти механическому сочетанию определённых данных мне показалось, что я уловила некоторые любопытные проблески и направления исследований, которые могли бы оказаться плодотворными, если бы проводились посредством кропотливых и систематических региональных просопографических изысканий.
Я довольно основательно изучила Сицилию, а теперь занялась Венетиями. В том, что касается Сицилии, меня поразило краткое сообщение, относящееся к Флавию Руфию Петронию Никомаху Цетегу (Flavius Rufius Petronius Nicomachus Cethegus) в эпоху Юстиниана, источник которого хотя и упоминается в соответствующей просопографической статье PLRE II, но без тех даже минимальных ономастических и географических ссылок, которые могли бы помочь уяснить его значение. Цетег, как известно, был Аницием, наиболее выдающимся представителем римской аристократии после смерти Боэция и Симмаха (двух других знаменитых Анициев). Велизарий уже подозревал его в симпатиях к готам с.71 около 545 года — как сообщает Прокопий, — однако вскоре после этого он отправился в Константинополь вместе с папой Вигилием и другими представителями италийской знати4. Именно в Константинополе в 550 году он был избран в качестве того, кому посвятил Ordo generis Cassiodororum бруттиец Кассиодор, когда, исходя из соображений целесообразности, впервые решил похвастаться своим родством с Анициями (до тех пор сознательно игнорируемым) и завершить свою Готскую историю прославлением Германа — новорожденного сына одноимённого родственника Юстиниана и внучки Теодериха Матасунты, — символа союза между готской и римской знатью, оказав тем самым предпочтение родству Германа с Анициями перед родством с правящим домом Константинополя5. Мы, таким образом, до сих пор находимся в самом центре большой политики на «международном» уровне. Но по окончании войны, когда уже действовали те предусмотренные Прагматической санкцией (554 г.) меры, посредством которых Юстиниан хотел положить конец некоторым древним «монополиям» римской знати в провинциальной администрации (ограничив выбор губернаторов только местными primores в согласии с решением епископа), мы находим Цетега в восточной Сицилии, по-видимому, жившего там постоянно (несомненно, на какой-то вилле в своих островных латифундиях), и мы видим его находящимся в переписке с папой Пелагием, который около 558 года позаботился о том, чтобы держать патриция в курсе — согласно выраженному им самим желанию — текущих назначений новых епископов в Катании и Сиракузах6. Таким образом, теперь Цетег участвовал, как исключительно влиятельный местный primor, в той ассоциации между светским и церковным обществом, которую уравнивающая и теоретически объединяющая политика Юстиниана непреднамеренно усиливала регион за регионом (как надёжно показали недавние исследования, прежде всего Р. А. Маркуса)7.
Поэтому на ум приходит ещё один персонаж, почти два века назад породнившийся с Анициями (и прославленный Авсонием как novator этого gens[3]) — с.72 Секст Петроний Проб8, в 374 году сыгравший активную роль в избрании епископом Милана Амвросия, в то время consularis Aemiliae et Liguriae, происходящего из знатной (clarissima) римской семьи своего протеже с самых первых его шагов в служебной карьере9. Но, говоря по правде, различие весьма велико: Цетег, оставив — добровольно или вынужденно — большую политику, похоже, испробовал новый способ вступления в союз — как частное лицо — с верхушкой провинциального общества благодаря престижности своих постоянных «городских» вступлений в должность на высоком уровне; католик Проб почти двумя столетиями ранее, напротив, управлял избранием доверенного никейского епископа (после смерти арианина Авксентия), рассматривая подходящие политико-религиозные варианты с учётом северо-италийских интересов (наличие которых в те самые годы открыто признавал Авианий Симмах) и с точки зрения официального положения префекта претория и высшего «патрона» в своей региональной административной сфере10. И эти связи Проба с паданской областью — в частности, с Венетиями: circa Veronam ac Benacum et Larium[6] — уходят корнями в предыдущие поколения, о чём свидетельствуют не только известнейший отрывок Historia Augusta и некоторые не менее известные надписи11, но и культурная с.73 миссия семьи, которая видна на примере трёх поколений Пробов, вносивших правки в De viris illustribus Корнелия Непота (паданца и друга веронца Катулла)12, а также собиравших кодексы с другими сочинениями Непота, среди которых Chronica, преподнесённая в 374 году Сексту Петронию Пробу Авсонием13. В Милане фактически находились два полюса притяжения Italia Annonaria — как в конце IV века выразился Павлин — и даже привлекали визитёров из далёких стран, таких как Персия; ими были епископ Амвросий и префект Проб14.
Таким образом, разговор о Петрониях Пробах (в IV веке уже давно связанных родством с Анициями) приводит к Венетиям, той области, в которой преимущественно присутствовали провинциальные ветви Анициев. Думаю, немногое можно добавить к образцовому обзору, проведённому недавно Ш. Пьетри по всем свидетельствам (преимущественно эпиграфическим), относящимся к «социологии» правящих элит Венетий, который наконец-то переключает внимание на провинциальные фасты как римской аристократии, так и зарождающейся местной знати, стремясь извлечь из них как можно больше данных о динамике и столкновениях конкурирующих сил в постепенном переплетении интересов и альянсов15. Что, по сути, отсюда вытекает? Преобладание Анициев (впрочем, уже широко известное), в различных ответвлениях их семейства, в осуществлении префектуры претория Италии, особенно во второй половине IV и первой половине V века. Но это касалось только северной Италии — простой части этой префектуры, — хотя фактически префект должен был проживать при дворе, то есть в течение длительного времени в Милане, а затем в Равенне. Всё же нет сомнений, что при выборе префектов императором должны были учитываться, насколько это возможно, их с.74 потенциальные местные корни, уже упроченные, как, похоже, свидетельствует собранные Ш. Пьетри просопографические данные именно в отношении Анициев—
Однако похоже, что между Анициями и Венетиями, в частности, Аквилеей, вырисовываются более специфические связи, о чём можно судить по свидетельствам, отчасти менее наглядным, чем эпиграфические, но которые, будучи отражением времени и среды, которая их породила (а возможно, даже выдумала), показывают важность обращения также к этому виду информации в просопографических описаниях, в соответствии с эвристическими критериями, хотя и строгими, но достаточно широкими.
Речь идёт, прежде всего, о Passio[14] Канциев (Канция, Канциана и Канцианиллы — аквилейских мучеников при Диоклетиане), чья первоначальная редакция утрачена, но сохранились её довольно древние переработки. Первая из них — проповедь Максима Туринского (ум. между 408 и 423 гг.), который, похоже, не знает ни о какой с.76 связи между аквилейскими святыми и Римом20. О предполагаемом римском происхождении Канция, Канциана и Канцианиллы уже упоминает псевдоамвросиево письмо, связывая с ними в качестве наставника мученика Прота, остатки aula memoriae[16] которого примерно первой половины IV века были обнаружены в Сан-Канциано-д’Изонцо (древний pagus Ad Aquas Gradatas на дороге между Аквилеей и Эмоной, где произошло мученичество). В первой половине V века на первоначальной memoria была поставлена базилика с мозаичными надписями благотворителей21; и, предположительно, по прошествии не столь долгих лет была подготовлена новая Passio, где Канцианы были связаны с могилой Хрисогона, ещё одного аквилейского мученика (возможно, его следует отождествлять с одноимённым третьим епископом города, предшественником Теодора), чей саркофаг с надписью IV века, как и в случае с Протом, был найден в Сан-Канциано-д’Изонцо, в той же самой aula memoriae22. В Passio он, в свою очередь, был связан с Римом (также в Мартирологе Иеронима Хрисогон и Канцианы оказываются связаны как с 31 мая, так и с 15 июня). В то же время, эта Passio явилась подтверждением принадлежности трёх Канцианов к gens Anicia, утверждая, что этот род происходит от императора с.77 Карина, того из сыновей Кара, который, согласно воспринятой византийским историком Малалой традиции, питал симпатии к христианам (de genere Aniciorum, hoc est divae memoriae Carini imperatoris[17])23. Если быть более точным, утверждалось, что Канцианы родились в Риме в XIV regio за Тибром у подножия Яникула, районе, где в IV веке действительно возвышалось немало сенаторских резиденций (одна из которых принадлежала Симмахам) и где — конечно, не случайно — мы также находим культ св. Хрисогона в одной посвящённой ему церкви, уже безусловно существовавшей в середине V века как titulus Chrysogoni (вероятно, связанной с Хрисогоном — римским собственником и (или) лицом, которому посвящена сама церковь)24.
Связь между Канцианами—
Впрочем, в Passio Канцианов проявляется легендарная связь между Анициями и императором Карином, а не с родоначальником Каром. С одной стороны, это, по-видимому, отражает исторически обоснованное осознание того, римские успехи gens Anicia резко возросли именно в конце III века (как недавно выявил тщательный эпиграфико-литературный анализ с.79 Д. М. Новака); это было время, когда essor[20] семьи вновь набрал высоту, когда надписи в Пренесте и Fabrateria Vetus приветствовали Аниция Аухения Басса (Anicius Auchenius Bassus) — городского префекта в 382—
Согласно остроумной гипотезе С. Мадзарино — которая, однако, не принимает во внимание все выявленные к настоящему времени данные — более поздняя редакция Passio Канцианов должна быть отнесена к тому периоду, когда, в первой половине V века, gens Anicia, всё ещё находясь на вершине своего могущества, стал мишенью для обвинений, намеренно распространяемых соперничающими сенаторскими кланами (такими, как Деции). Так, после разграбления Аларихом Рима в 410 году распространился слух о том, что именно Аниция Фальтония Проба (Anicia Faltonia Proba) (жена великого Секста Петрония Проба) открыла Алариху ворота Рима в 409 году, из-за вражды с доминировавшими тогда языческими группами знати (городской префект с.80 Аттал, консул Тертулл)31. Прокопий упоминает и другую версию — на этот раз не слишком враждебную Анициям — согласно которой около 300 варварских «рабов», подаренных Аларихом некоторым римским аристократическим семьям, впоследствии оказались переодетыми молодыми солдатами, которые в определённый момент должны были открыть ворота города своим осаждающим соратникам. Поэтому мне представляется, что — если признать римскими Анициями хотя бы часть этих нобилей, без подозрений принявших в свои дома рабов готского происхождения — мы сталкиваемся с двумя вариантами одного и того же эпизода, пусть даже интерпретируемого с разными значениями.
Таким образом, согласно Мадзарино более поздняя редакция Passio мучеников Канцианов была разработана в проаницианских кругах с целью придания святости и повышения преобладания семьи также в духовном плане в сложный момент вскоре после 409/410 гг. И в самом деле — как мне представляется — именно в таком духе Иероним писал Аннии Деметриаде, девушке из семьи Анициев, внучке Аниции Фальтонии Пробы, по случаю её velatio[24] как раз в 413 году. В иеронимовском панегирическом преувеличении решение посвятить себя Богу даже представлено как знак божественного благоволения, начало восстановления после визиготских опустошений, сравнимого с реваншами, которые Рим одержал после набегов галлов в 390 году до н. э. и победы Ганнибала в 216 году до н. э. благодаря соответственно Камиллу и Марку Клавдию Марцеллу (победителю Ганнибала при Ноле). Теперь же «победа» над всесилием варваров была обязана слабой деве, в своей активной роли на благо renovation[25] Рима и Италии ставшей наследницей — в духовном плане — политической и военной славы своего gens, рода консулов, уже прославленного столькими мирскими dignitates[26]; и в то же время Иероним превозносит святость и bonitas[27]— сделавшие её etiam inter barbaros venerabilis[28] — той самой Фальтонии Пробы, обвинённой в передаче Рима готам несколькими годами ранее32. Прошло с.81 немного времени с тех пор, как Клавдиан использовал сравнение с Марцеллом и Камиллом для превознесения военных побед Стилихона над готами Алариха. Но новая «спасительная» роль семьи Анициев — вероятно, по настоянию матери Деметриады, Аниции Юлианы — была прежде всего ответом на выдвинутые против Анициев обвинения в симпатиях к готам, соответствуя тем же целям, которые должны были направлять недавнюю переработку Passio Канцианов. Это остаётся верным, даже если считать её — вопреки Мадзарино — относящейся к более позднему периоду V века, к одному из аналогичных, повторяющихся стечений обстоятельств, которыми усеяна история gens Anicia (возможно, после падения Аэция? а именно когда Петроний Максим — с большой вероятностью сам Аниций с выдающейся политической карьерой — хотя и известный своим благосклонным отношением к Аэцию, подозревался в потворстве его устранению, как позже — устранению Валентиниана III [445 г.][32], которого он заменил в качестве нового императора Запада)33.
с.82 С другой стороны, связь между Канцианами (уже ставшими согласно традиции римлянами) и Анициями объясняется лишь с пониманием того, что в таком случае должны были существовать действительные связи между gens Anicia и аквилейской областью и, возможно, между этим кланом и почитанием в Риме Хрисогона и других мучеников Ad Aquas Gradatas (уже утвердившимся в V веке именно в XIV городском районе, с которым Passio связывала происхождение Канцианов—
Если надпись — которую Асквини, по его утверждению, обнаружил и скопировал в 1789 году в компании своего старого учителя, скрупулёзного П. Кортеновиса, среди развалин церкви свв. Феликса и Фортуната в Аквилее — подлинна, то она относится к дочери Аниция Проба, вероятно, городского претора 423/425 гг., который, по словам Олимпиодора, потратил «среднюю» сумму в 1200 фунтов золота на организацию своих преторских игр с.83 и который был также отцом Аниция Олибрия, впоследствии ставшего императором в 472 году36. Самый важный — но также сомнительный и спорный — элемент надписи составляют два верхнегерманских имени Ulfina и Adeleta, чрезвычайно редкие для раннего средневековья (однако не похоже, что можно говорить о безусловном анахронизме и «незатейливой» ономастике, как это делает Билланович, поскольку — помимо знаменитого монаха Ульфилы — Ульфулой (Ulphula) также звали военачальника, который в 411 году победил в Галлии Константина III вместе со своим соратником Констанцием, будущим мужем Галлы Плацидии и императором Запада)37. Во всяком случае мы находимся в той среде, где начиная с середины III века н. э. готские слова проникали в латынь, переходя в несомненно подлинные надписи, в которых — как в Аквилее, так и в Норике — использовались такие термины как brutis вместо «невестка»38. Отсюда самым наглядным образом выяснились бы и подтвердились различные аспекты: прежде всего, те римско-аквилейские связи и то почитание мучеников Аквилеи, которые другие современные источники, как археологические, так и литературные (безусловно неизвестные Асквини или не воспринимаемые им в их аллюзиях), похоже, менее отчётливо предполагали в предыдущем поколении, а именно во времена другой девы Аниции, Деметриады. Кроме того, существование готских родственных связей — значительно отличающихся от знаменитых браков, заключённых из политической целесообразности между некоторыми Анициями и прославленными варварскими с.84 персонажами (как, например, планировавшийся между Аницией Юлианой и Теодерихом около 478 года, или действительно заключённый позже между ней и Флавием Ареобиндом Дагалайфом в Константинополе) — объясняло бы гораздо более конкретным образом намеренно распространявшиеся упорные слухи о симпатиях Анициев к готам (позже опровергнутые осуждением Боэция и Симмаха Теодерихом за предполагаемый сговор с Византией, а несколькими десятилетиями позже — присутствием Цетега в Константинополе). Это также объясняло бы инсинуации, подобные тем, что позже привёл Прокопий, о том, что они приняли у себя рабов готского происхождения в 409 году; или известия наподобие того, что также приведено Прокопием — об образцовом уважении, проявленном Тотилой по отношению к Аниции Рустициане, вдове Боэция. Наконец, сведения, которые, будучи сопоставлены с фрагментом 44 Олимпиодора, могли бы оказаться весьма интересными, можно было бы получить о довольно скромном (скажем так, «провинциальном») уровне расходов аквилейской ветви Анициев, даже ниже, чем у римских Симмахов, потраченных на устройство преторских игр 423/425 гг. Возможно, мы даже оказались бы у колыбели той традиции о германском происхождении новолатинской аристократии Италии, которую позже подметил Эразм в Риме XV—
Я говорила per exempla[36] и «одушевлённые образы», как Григорий Великий в своих «Диалогах» (возможно, сам Аниций, последний из известных нам и ставший consul dei[37])40, чтобы прийти к простому заключению: если верно, с.85 что просопография подтверждается внешними данными, то она должна регистрировать их как можно больше и из любой категории источников, даже когда они выглядят ошибочными. По крайней мере, в некоторых случаях даже такая «просопография воображаемого» (которая не должна быть воображаемой просопографией) может побуждать учёных к дальнейшему углублённому исследованию и тем самым к участию в том скорее историческом, или биографическо-психологическом дискурсе, построить который иногда позволяет даже простое сопоставление хронологически, просографически и тематически сходящихся внешних данных.
ПРИМЕЧАНИЯ