К социальной истории военного магистра
Западной империи второй половины V века:
Flavius Valila qui et Theodovius
© 2021 г. Перевод с немецкого В. Г. Изосина.
с.233 Особенно с начала IV века н. э. всё большее число германцев поступало на службу Римской империи, а в некоторых случаях даже достигало высших военных командных должностей1. Зачастую это были люди знатного, и даже королевского происхождения, как, например, comes domesticorum et rex Francorum Маллобавд при Грациане, позже, правда, вернувшийся на свою родину на правом берегу Рейна2. В отличие от IV века, когда доля западногерманских племён (франков и алеманов) среди германцев на императорской службе была особенно высока3, в V веке на передний план выходит всё больше представителей восточногерманских племён4, начиная с magister peditum praesentalis Стилихона, вандала5, за которого Феодосий I выдал замуж свою племянницу Серену и которому доверил управление Западной империей и с.234 опеку над своим юным сыном Гонорием. После Стилихона всё больше и больше представителей восточногерманских аристократических семейств продвигались на вершину военной иерархии Западной и Восточной империй, вплоть до должностей военных магистров6. Примерно к середине V века и после неё в Западной империи подавляющее большинство magisteria militum было занято несколькими родами, в том числе свевско-бургундской (вестготской, см. ниже) семьёй королевского происхождения7. К ней относятся Рицимер8, всемогущий человек в Западной империи в 456—
Кроме того, нам известно о трёх других военных магистрах германского происхождения того времени, которые, по-видимому, не могут быть отнесены к клану Рицимера. В случае с Ремистом и Билимером попытку определить их принадлежность следует сразу же признать обречённой на неудачу вследствие недостаточности дошедших до нас сведений9. О третьем, Валиле10, хотя и умалчивают литературные источники, однако мы располагаем чрезвычайно ценной традицией документального характера, до сих пор ещё не полностью исчерпанной в том, что касается происхождения и обстоятельств жизни этого высокопоставленного военного.
В настоящее время принято считать вслед за В. Энслином11, что Валила наряду с Рицимером был презентальным военным магистром (magister equitum praesentalis) с.235 и являлся преемником Марцеллина12, устранённого «генералиссимусом» в 468 году. Это делает Валилу нашим последним подтверждаемым magister equitum praesentalis Западной империи13. Как долго он осуществлял эти функции, вне зависимости от смерти Рицимера (472), определить невозможно; во всяком случае, он был ещё жив во времена правления в Италии Одоакра, сохранив в неприкосновенности свой личный ранг и имущество (см. ниже).
Для Валилы в особенности верно то, что Демандт14 считает характерным для военных магистров V века — а в случае Рицимера это может быть доказано — обладание большим богатством, выражавшимся в обширной земельной собственности и значительных денежных средствах. Так, Валила основал в своей латифундии (так называемой massa Cornutiana) возле нынешнего Тиволи церковь, именуемую Санта-Мария-ди-Корнута, вероятно, уже давно разрушенную15 в XVIII веке, и подарил этому основанному им учреждению дополнительную земельную собственность, доходы от которой должны были обеспечивать содержание служащих в ней клириков и ремонт церкви; на ещё один земельный участок, тогда же переданный этой церкви, Валила сохранил за собой право пожизненного пользования. Акт дарения — так называемая Carta Cornutiana16 — сохранился в копии XII века и играет важную роль в дискуссии о возникновении системы частных церквей17; он заканчивается списком пожертвованных предметов из драгоценных металлов, с.236 одеяний и книг, наглядно демонстрируя богатство основателя. Эта учредительная грамота подписана Flavius Valila qui et Theodovius vir clarissimus et inlustris comes et magister utriusque militiae[4]18 и датирована, в соответствии с указанным консулом, 471 годом19.
Но Валила также владел землёй в Риме. В своём завещании он оставил римской церкви принадлежащую ему базилику Юния Басса20 на Эсквилине; после его смерти это здание по желанию основателя21 было освящено папой Симплицием в честь св. Андрея, как следует из ныне утраченной и сохранённой лишь в копии стихотворной надписи22, некогда находившейся под мозаикой апсиды этой церкви. Таким образом, смерть Валилы должна была наступить до 10 марта 483 года, дня смерти папы Симплиция.
Как признавал уже Хр. Хюльзен23, основатель церквей в Тиволи и на Эсквилине, вероятно, был идентичен упомянутому в надписи из Колизея Flavius Theodobius vir clarissimus et inlustris comes et magister utriusque militiae24. Эта надпись относится к novus gradus[6] Колизея и, следовательно, может быть датирована тем временем, когда сенаторские скамьи были отреставрированы при Одоакре (осень 476 — весна 483 гг.)25. То, что бывший26 коллега Рицимера не использует здесь своё германское с.237 личное имя (Valila), но только агномен Theodobius (= -vius)27, в сущности, не удивительно. Именная форма Theodobius, являвшаяся, вероятно, искажением (эрративом) германского имени28, в то время должна была считаться вполне древнеримской, и набожный католик Валила, несомненно ощущавший себя римлянином, вряд ли возражал против использования в отношении него этого имени в среде городской римской аристократии29. — Согласно замечаниям Демандта30 о военном патрициате на западе империи, маловероятно, что Валила обладал титулом патриция. Однако Марукки31 придерживался противоположного мнения, поскольку тот факт, что монастырь церкви на Эсквилине, построенный рядом с ней, возможно, в понтификат Григория Великого, по крайней мере со времени папы Льва III (785—
Л. Шмидт37 считал Валилу герулом, указывая на то, что не может быть и речи о существовании в Риме готской католической общины. Этот уже сам по себе слабый аргумент — почему бы отдельным готам-католикам не жить в Риме? — совершенно несостоятелен, если принять во внимание, что имя Валила однозначно указывает на связь с готами. Оно, как и Валия (Valia) (и, возможно, Валлио (Vallio)) относится к готской основе личных имён с.239 *Vala- и является уменьшительной формой для полных имён, таких как Валамер (Valamer)38. Таким образом, вместе с частью исследований39 в отношении Валилы мы должны предположить скорее готское происхождение, хотя на основании наследственного имени нельзя совершенно исключить герульское происхождение военного магистра. Всё же следует попытаться точнее определить происхождение Валилы с помощью следующих соображений.
Валила был вторым презентальным военным магистром в последние годы правления «полководца империи» Рицимера. В этой должности он был свидетелем, а также непосредственным участником событий, имевших решающее значение для существования Западной империи, прежде всего, свержения и устранения Рицимером императора Антемия40, которого поддерживала Восточная империя и на которого тогда возлагались все надежды на возрождение западной половины Римской империи41. Даже если Валила и не поддерживал в этом активно «генералиссимуса», всё же полное молчание о нём литературной традиции указывает на то, что он, по крайней мере, не выступал и против Рицимера. Помимо того, что такое сопротивление было бы также и, возможно, прежде всего вопросом могущества, не следует игнорировать и тот факт, что своим назначением военным магистром в качестве преемника Марцеллина Валила должен был быть обязан исключительно Рицимеру. Хотя мы не обязаны считать, что Валила был всего лишь креатурой Рицимера, всё же разумно предположить, что он лично был близок к нему в ином отношении.
Из панегирика Сидония Аполлинария императору Антемию42 мы узнаём о королевском происхождении Рицимера, будущего зятя нового императора. С отцовской стороны он происходил с.240 из королевской семьи (испанских) свевов, а по материнской линии его дедом был король вестготов Валия: in regnum duo regna vocant (т. е. Рицимера)43. Позже Рицимер считался (вест)готом44, что, несомненно, объясняется тем, что он вырос среди вестготов и поэтому был к ним причислен45; его тесные родственные связи с бургундской королевской семьёй, которые восходят к вестготскому iudex Атанариху46, также указывают на связь с вестготами.
Нас, однако, прежде всего интересует вопрос об историчности этого брака между сыном свевского короля и дочерью короля вестготов Валии, от которого, по словам Сидония Аполлинария, в остальном очень хорошо осведомлённого о положении дел у вестготов47, происходит Рицимер. Вероятна ли такая связь в определённый момент истории политических отношений между свевами48 и вестготами?
с.241 В начале 416 года король вестготов Валия был вынужден заключить договор с Западной империей, представленной magister militum и будущим императором Констанцием (III). В обмен на поставку 600000 мер зерна голодающим готам Валия принял на себя обязательство вернуть Галлу Плацидию и сражаться по поручению империи с варварскими народами в Испании (вандалами — асдингами и силингами, свевами, аланами)49. Тогда вандалы-асдинги и свевы, по-видимому, признали верховную власть западного императора Гонория без предшествующих такому признанию крупных боевых действий благодаря оказанному на них Валией давлению, и, вероятно, получили статус федератов50. Благодаря этому два названных народа избежали, в отличие от силингов и аланов, полного уничтожения вестготами51. С подчинением свевов верховной власти империи, достигнутым Валией, возможно, и был связан брак родителей Рицимера. Нет необходимости предполагать, будто отсюда следует, что брак был заключён немедленно. Более вероятно, что отец Рицимера был сначала взят в заложники, а затем, возможно, по какой-то другой конкретной причине — Л. Шмидт52 думал о неудачном предложении вестготов о союзе со свевами в 431 году — женился на дочери короля вестготов. Даты в биографии Рицимера, о которых можно говорить лишь приблизительно, соответствовали бы этому53. Если изображённый здесь портрет отца Рицимера верен, было бы легче понять, почему впоследствии военный магистр считался готом. Свидетельство Сидония Аполлинария о его происхождении от вестготского короля Валии в любом случае следует рассматривать как надёжное. И с помощью этих предварительных замечаний следует попытаться ответить на вопрос о происхождении Валилы, коллеги Рицимера по должности презентального военного магистра.
Из-за своего имени Валила должен быть отнесён к готам; он явно был знатного происхождения54; он должен был быть обязан своем возвышением до с.242 magisterium militum всемогущему тогда Рицимеру; он не проявлял себя в политике, а значит, следовал или, по крайней мере, не противился губительному для существования Западной империи курсу Рицимера. Эти обстоятельства уже сами по себе оправдывают предположение о достаточно тесных, возможно, также родственных отношениях между Рицимером и Валилой. Вместе с тем, на это в особенности указывает имя Валилы, которое соотносится с именем деда Рицимера, короля вестготов Валии. Обе именные формы являются уменьшительными формами готских полных имён, таких как Валамер, и потому практически идентичны; можно также понимать Valila как деминутив от Valia55. Поэтому можно предположить, что Валила был потомком короля вестготов Валии и, таким образом, близким родственником Рицимера. Это родство объясняет возвышение Валилы до военного магистра, как и достижение командования в Галлии (magisterium militum Galliarum) бургундскими князьями Гундовехом и Гундобадом56, а также наследование последним военного патрициата57. То, что Валила был католиком, а Рицимер и бургундские короли, вероятно, были арианами58, не может рассматриваться как аргумент против их близкого родства. Например, как раз в бургундской королевской семье относительно рано встречается Хродехильда, жена франкского короля Хлодвига, определённо католичка59.
с.243 С большой долей вероятности последний известный magister equitum praesentalis Западной империи относился к свевско-вестготско-бургундскому клану Рицимера. Его имя Валила отражает чувство принадлежности к этому благородному клану и должно восприниматься именно в качестве ведущего имени60.
ПРИМЕЧАНИЯ