Интеграционные стратегии и политическая борьба в Риме в конце империи:
карьера Флавия Валилы от Рицимера до Одоакра
© 2021 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.
с.247 1. Флавий Валила, он же Теодовий — влиятельный офицер варварского происхождения, чья деятельность пришлась на эпоху между Рицимером и Одоакром. Мы располагаем тремя документами за период 471—
—Первый документ, так называемая Charta Cornutiana, точно датирован 17 апреля 471 года. Речь идёт о scriptura donationis[1], представляющей большой интерес, поскольку она освещает процесс основания и обустройства деревенской церкви в сельской местности Лация: Санта-Мария-де-Корнута на территории Тибура[2], разрушенной в XVIII веке. Изначально выполненная на папирусе грамота во второй половине XII века была скопирована и включена в Регест церкви Тиволи, сборник документов, составленный при епископе Оттоне. Впоследствии все материалы поступили в архив Ватикана. Текст грамоты присутствует также в Liber Pontificalis (I, CXLVI—
—Второй документ, в котором упоминается интересующее нас лицо, исходит из весьма влиятельных кругов римского общества второй половины V века. Валила отмечен среди аристократов, которые после реставрации Амфитеатра в эпоху Одоакра имели право на почётное место в Колизее. Его имя, Fl. Theodobius, было записано на блоке, происходящем из отведённого для сенаторов сектора. Следует заметить, что в этом документе отсутствует какое-либо указание на его германское имя, что, вероятно, свидетельствует о проникновенном желании Валилы интегрироваться в римскую аристократию2.
—Третий документ исходит из надписи, ныне утраченной, но переписанной в эпоху Возрождения (ICUR II, p. 436, n. 115 = CLE 916 = ILCV 1785 = CIL VI 41402). В тексте упоминается, что Валила в своём завещании пожертвовал папе Симплицию (468—
с.248 В результате анализа данных документов Валила предстаёт как личность, обладающая большим влиянием и престижем в Риме в нелёгкое время конца Западной империи и начала правления Одоакра. Знатный человек германского происхождения — вероятно, готского — Валила длительное время, от Рицимера до Одоакра, занимал должность magister equitum praesentalis и с гордостью выставлял напоказ свою принадлежность к сенаторской аристократии Рима. Он был весьма близок к католической церкви Рима, где он проживал, а особенно выделяется его благочестивая связь с папой Симплицием, чей понтификат (468—
2. Первый основополагающий факт, имеющий значение предпосылки для наших рассуждений: как Charta Cornutiana, так и указание о завещанном имуществе 483 года, несомненно, свидетельствуют о том, что Валила был ревностным католиком. Вот первый аспект его личности, который нельзя недооценивать, принимая во внимание культурный климат и ментальную атмосферу второй половины V века. Флавий Валила принадлежит к высшим чинам варварской военной аристократии на службе империи. Его католическая вера и его политическая позиция, особенно в связи с событиями 471—
Итак, начнём с Charta Cornutiana. Документ удостоверяет, что 17 апреля 471 года Валила дарует тибуртинской епархии земли близ Тибура: Hanc autem scripturam donationis Feliciano notario meo scribendam dictavi eique relectae a me sine dolo malo manu propria subscripsi et gestis allegari propria voluntate mandavi, adstipulantibus venerabili viro presbitero diaconibus universisque clericis memoratae ecclesiae de omnibus supradictis spopondi, sub die XV kal. Maiarum, domno Leone perpetuo Augusto quater et Probiano viro cl. Consule[5]8.
Этот текст имеет большое значение в нескольких отношениях. С точки зрения процессов эвергетизма и социально-экономической истории, документ упоминает о том, что на подаренных землях строится церковь под названием Санта-Мария-де-Корнута. К церкви приписываются земли, передаваемые Валилой из принадлежащей ему Massa Cornutiana, предназначенные для нужд нового учреждения и переведённого в него духовенства. Речь идёт о решении, характеризующем и других владельцев той эпохи. В дополнение к личным эвергетическим целям, Валила удовлетворяет таким образом культовые потребности крестьян, которые живут и работают на его massa, и соседнего с его владениями населения. Кроме земель Валила также жертвует литургическое убранство и принадлежности, строго запретив отчуждать какое-либо имущество9.
Подписавший грамоту Валила появляется в документе как сенатор, vir clarissimus et inlustris, comes и magister utriusque militiae. Эта последняя информация имеет особо важное значение: в апреле 471 года Флавий Валила является magister utriusque militiae Запада и, следовательно, коллегой Рицимера. Однако данное указание должно быть помещено в контекст эпохи. Доступные нам источники согласны в том, что в апреле 471 года Италия была расколота на две части в предчувствии кошмара гражданской войны. Следует напомнить о тогдашних событиях. В 470 году отношения между императором Антемием и его magister и зятем Рицимером с.250 безнадёжно испортились. С момента прибытия Антемия с Востока весной 467 года Рицимеру приходилось терпеть обременительное присутствие императора и его entourage[7] из министров и военных. В частности, Антемий привёл с собой Марцеллина, занявшего должность коллеги Рицимера в качестве второго magister militum utriusque militiae. Он попытался установить сотрудничество на основе брачного союза, однако adfinitas[8], созданное браком между Рицимером и дочерью Антемия Алипией, не привело к согласию. В 468 году при загадочных обстоятельствах умер Марцеллин, возможно, став жертвой организованного Рицимером заговора. Вполне вероятно, что за его смертью не последовало замещение должности, тем самым Рицимер на некоторое время вновь остался единственным magister utriusque militiae на Западе. Очевидно, однако, что этой привилегии оказалось недостаточно для того, чтобы избежать разрыва10. С особенной силой вражда между Антемием и Рицимером разожглась из-за ареста Романа, ex magister officiorum и человека, верного Рицимеру. В 470 году Антемий повелел приговорить Романа к смерти как виновного в crimen laesae maiestatis[9] по причине занятий магией. Тяжкое обвинение в колдовстве заслуживало крайней меры наказания — смертной казни. Исполнение приговора означало разрыв. Иоанн Антиохийский, который опирался на весьма информированный западный источник (возможно, при посредничестве Приска Панийского), указывает, что в отместку за решение императора Рицимер покинул Рим, где проживал рядом с Антемием и его двором, и увёл с собой 6000 воинов императорской армии (вероятно, вместе с их семьями). Рицимер добрался до северной Италии и обосновался в Медиолане11. Напряжение достигло высочайшего накала и многие пытались прибегнуть к посредничеству. В марте 471 года Рицимер ещё находился в Медиолане, ожидая результата отправленного ко двору Антемия посольства, возглавляемого епископом Павии Епифанием. Епископу было поручено, по настойчивой просьбе ломбардской знати[10], исполнить роль посредника между magister и императором. Как нам известно, миссия увенчалась успехом и отложила войну на несколько месяцев. Помимо ходатайств церкви и части знати воинственный порыв Рицимера сдерживался, по всей вероятности, наличием всё ещё боеспособной армии на службе у Антемия. Но вскоре равновесие оказалось нарушенным. Летом Антемий отправил армию не против Рицимера, с которым он заключил перемирие, а против визиготов Эвриха, угрожавших последним территориям, ещё остававшимся под контролем галльской префектуры. Возглавил армию сын Антемия, Антемиол. Единственный фиксирующий это событие источник — Chronica Gallica DXI 649 — наделяет Антемиола и его коллег титулами duces. Экспедиция закончилась с.251 катастрофой. После перехода через Родан Эврих неожиданно напал на римлян и дал сражение. Это была бойня. Императорская армия была уничтожена готами, и Антемиол остался на поле среди павших. Только в этот момент Рицимер воспользовался обстоятельствами и выступил; так началась гражданская война, продлившаяся с осени 471 до лета 472 гг.12
Где во время этих драматических событий находился Флавий Валила? И на чьей службе он исполнял свою должность magister utriusque militiae, засвидетельствованную в апреле 471 года? Кастрициус не сомневается: он был с Рицимером. Именно молчание источников о Валиле в эти годы должно, по мнению Кастрициуса, указывать на то, что наш герой не соперничал с Рицимером; напротив, он был его креатурой, его подчинённым (как magister equitum) и, возможно, даже состоял с ним в родственных отношениях. Поскольку в 470 году после осуждения Романа Рицимер покинул Рим с шестью тысячами человек, мы, следуя Кастрициусу, должны были бы предположить, что Валила, второй командующий армией, вслед за ним также удалился из города13. Таким образом, согласно гипотезе Кастрициуса, в 470—
Чтобы предложить иное толкование, мы будем исходить из следующего наблюдения: несомненно, что 17 апреля 471 года Валила являлся magister utriusque militiae в полном объёме его полномочий. Основываясь на Charta Cornutiana, мы можем предположить, что в апреле 471 года Валила находился в Риме или, во всяком случае, на соседних с городом территориях, таких, как territorium Tiburtinum; к тому же Валила владел в своей massa внушительным praetorium, великолепной господской виллой, обеспеченной мастерскими и службами; рядом с этим с.252 зданием magister приказал построить церковь. В таком случае сообщение Charta Cornutiana поддаётся другому и более очевидному толкованию: дарение католической церкви части своих земель может указывать на то, что Валила находился не в Медиолане, но неподалёку от Рима; следовательно, он состоял на службе не у Рицимера, мятежника в северной Италии, а у Антемия, законного императора в Риме. Можно предположить, что Валила был назначен magister equitum praesentalis уже после смерти Марцеллина в августе 468 года; также возможно, что его назначение относится к моменту отъезда Рицимера из Рима в 470 году: Антемий назначил нового magister, а именно Валилу, который остался рядом с ним. Мы, во всяком случае, убеждены в том, что Валила не отправлялся в 470 году в северную Италию; он оставался в Риме, ставшем тогда столицей Западной империи, где размещался двор Антемия. С другой стороны, он был не единственным офицером варварского происхождения, не уехавшим вместе с Рицимером. Действительно, среди тех, кто сопровождал Антемиола в злополучной экспедиции 471 года, были и варварские офицеры, остававшиеся верными Антемию, такие как Эвердинг (Everdingus) и Торисарий (Thorisarius)14.
Исходя из засвидетельствованного Charta Cornutiana дарения можно, таким образом, утверждать, что Валила являлся magister utriusque militiae на службе у Антемия и, возможно, был им назначен после возмущения и отъезда Рицимера в Медиолан; и он горд своей связью с сенаторским сословием — качество, которое получит подтверждение в ближайшие годы; наконец, он, как ревностный католик, совершает пожертвование 17 апреля 471 года, в то время, когда варварская и арианская часть армии находится преимущественно вместе с Рицимером в северной Италии. Таким образом, можно предположить, что присутствующий в Риме Валила являл собой ориентир для остававшихся верными Антемию войск и для варваров, таких, как duces Эвердинг и Торисарий, не пожелавших следовать за Рицимером на север. Charta Cornutiana нарушает предполагаемое молчание источников о Валиле. Похоже, что отношения между Рицимером и Валилой характеризовались скорее соперничеством, чем согласием, и Валила выглядит прочно связанным с Римом, с его сенаторской аристократией, с его церковью, с императорским двором15.
3. Несколько дошедших до нас источников указывают, что во время осады, на долгие месяцы заблокировавшей Антемия внутри Рима, аристократия и римский народ оставались верны законному императору. Лишь после катастрофического сражения перед мавзолеем Адриана лояльные Антемию войска, уже уменьшенные в числе, рассеялись. Но не только с.253 последствия длительной осады подавили волю защитников к сопротивлению. В апреле 472 года произошло важное изменение: знатный римлянин Аниций Олибрий достиг лагеря Рицимера и был назначен императором и преемником Антемия. Это противоречивое событие вписывается в картину характерного для всего столетия противостояния Анициев и Дециев, но имеется важный момент, который следует подчеркнуть. Будучи magister militum per Gallias на службе у Аниция Олибрия и подчиняясь Рицимеру, в Рим для участия в осаде прибыл бургундский принц Гундобад. Помимо того, что он привёл с собой сильный воинский отряд, Гундобад также являлся племянником Рицимера и убеждённым арианином. В горячие дни третьего разграбления Рима, последовавшего за захватом города, именно Гундобад со своей свитой достиг церкви св. Хрисогона, где обнаружил смешавшегося с нищими и испуганными горожанами, лишённого всех императорских облачений Антемия и тут же его обезглавил (11 июля 472 года). Как нам известно, судьба не улыбнулась Рицимеру и Олибрию: оба умерли в течение нескольких месяцев; после 19 августа, дня смерти его дяди Рицимера, Гундобад на какое-то время унаследовал роль magister и patricius и попытался поддержать власть своего кандидата Глицерия, но затем покинул Италию и вернулся к своему народу16. А что же Валила? Если мы желаем представить его верным Рицимеру, то как мы можем объяснить молчание о его роли в осаде Рима? Или упоминание в источниках только Гундобада, magister per Gallias? Скорее можно считать, опираясь на свидетельства Charta Cornutiana и на его последующую карьеру, что Валила сохранил своё положение magister militum praesentalis во время кризиса 470—
4. Существуют определённые данные, подтверждающие нашу реконструкцию Валилы как magister utriusque militiae, оставшегося верным Антемию или, во всяком случае, не скомпрометированного Рицимером: Валила прошёл через трудный период 472—
5. Третий документ освещает карьеру Валилы и его положение посредника между варварами и католической церковью. Речь идёт о стихотворной посвятительной надписи церкви св. Андрея в Катабарбаре на Эсквилине. Надпись, которая находилась в основании апсидной мозаики, была уничтожена вместе с этой частью церкви в конце XVII с.255 века. Впоследствии был снесён весь комплекс. У нас, однако, этот текст сохранился благодаря рукописной традиции (ICUR II, p. 436, n. 115 = CLE 916 = ILCV 1785 = CIL VI 41402): haec tibi mens Valilae devovit praedia, Christe, / cui testator opes detulit ille suas / Simplicius quae papa sacris caelestibus aptans / effecit vere muneris esse tui. / et quod apostolici deessent limina nobis / martyris Andreae nomine composuit. / Utitur haec heres titulis ecclesia iustis / succedensque domo mystica iura locat / plebs devota veni, perque haec commercia disce / terreno censu regna superna peti[15]20. Надпись напоминает, что здание было освящено для поклонения святому Андрею в результате завещательного отказа Валилы папе Симплицию. Этот папа был natione Tiburtinus, следовательно, уроженцем той территории, где Валила владел своей massa fundorum. Церковь была заключена в пространстве обширного зала, пристроенного к domus Юния Басса, консула 331 года, вероятно, с целью получения места для роскошной аристократической резиденции. Юнии Бассы продолжали владеть domus, вероятно, до последних десятилетий IV века. Затем документальные следы семейства теряются. Спустя столетие domus находится в собственности гота Валилы, который в своём завещании передаёт его римской церкви. Освящение католической церкви было осуществлено самим папой Симплицием. Это важное указание, поскольку мы можем отнести освящение к периоду до 10 марта 483 года, даты смерти папы Симплиция и, таким образом, смерть самого Флавия Валилы произошла, несомненно, до 483 года. С исторической точки зрения это сообщение приводит к двум соображениям. Во-первых, подтверждается, что Флавий Валила оставался ревностным католиком и после возвышения Одоакра. Это, опять же, важный признак преемственности. Как ранее в апреле 471 года, так и на случай своей смерти, до 483 года, Валила предназначил римской церкви земли (praedia) и имущество (opes) в собственность с чётким требованием, чтобы они были посвящены католическому богослужению. В Риме это происходило под непосредственным контролем папы. Также вызывает интерес посвящение святому Андрею, которое могло составлять конкретное условие завещания Валилы. Андрей действительно был весьма почитаемым готами святым. Вновь полный значения поступок: Валила, выдающийся своей деятельностью в сенате и на вершине военной иерархии нового королевства Одоакра, подтверждает свою приверженность католицизму при правителе варварского происхождения, который, напротив, наверняка был арианином21. Отсюда следует, что Валила, хотя он, несомненно, играл роль посредника между столь различными культурными кругами, не упускал возможности подчеркнуть, на чьей стороне он всегда находился: на стороне двух столпов римской идентичности V века — сената, принадлежностью к которому он гордится, и католической церкви, чьим преданным приверженцем он является. Но есть ещё один аспект, который следует из этого выбора и который мы намерены подчеркнуть. Собственность, которую Валила уступает римской церкви, фактически не обнаружена ни в одной части позднеантичного города. Она, с.256 однако, располагалась на Эсквилине. Со времён Антонинов обширная область в районе между Эсквилином и Целием имела ярко выраженное назначение как место поселения присутствующих в городе военных. На протяжении всего V века и ещё в эпоху остроготов в этом районе города жили варвары, служившие в императорской армии, при дворе и в качестве личной гвардии (buccellarii) могущественных лиц города. В этом же районе проживали их семьи. Речь идёт о присутствии, характеризующем этот район с культурно-религиозной точки зрения. На Эсквилине, в частности, находились места поклонения варваров-военных, и это — арианские церкви. Их по меньшей мере три. Археологические исследования действительно выявили наличие места арианского культа возле Сервиевой насыпи в районе Виминала. Другие центры засвидетельствованы Григорием Великим. В частности, папа Григорий сообщает о проекте превращения в церковь, посвящённую святому Северину, используемого арианами здания на Виа Мерулана. Но наиболее важным свидетельством является, безусловно, свидетельство церкви Сант-Агата-деи-Готи in Subura. Всё ещё читаемая в XVI веке надпись напоминала, что именно magister Рицимер во исполнение обета распорядился украсить церковь мозаиками Христа Спасителя и апостолов. Вероятно, в V веке церковь была посвящена именно Христу Спасителю и лишь позже она была посвящена св. Агате. Исходя из текста надписи можно предположить, что акт эвергетизма Рицимера должен быть отнесён к периоду после 459 (года консульства патриция) и до 470 года, когда magister покинул Рим. Богатство материалов и иная информация, например, о доходах, связанных с местом поклонения и переданных затем по приказу Григория Великого католической церкви, позволили учёным полагать, что это здание являлось резиденцией арианского епископа Рима. Впрочем, наличие в городе арианского епископа было достоверно задокументировано ещё в 490 году посредством равеннского папируса22. Именно в этом столь спорном с религиозно-культурной точки зрения районе Валила решает уступить католической церкви свою собственность, чтобы возвести здание для поклонения святому Андрею. Такой выбор приобретает ещё большее значение, если учесть, что именно в этом районе находилась резиденция арианского епископа, который не мог быть маловажной личностью. Живший в Равенне Одоакр был арианином, но его режим основывался на терпимости и на соблюдении баланса между арианами и католиками. На этом этапе можно вернуться к отношениям между Валилой и Рицимером. Если задуматься о топографической дислокации щедро украшенных ими церквей, то через некоторое время это приводит к возникновению соперничества между Рицимером и Валилой за контроль над варварским населением в Риме. Одоакр унаследовал роль Рицимера как покровителя ариан в городе; на Валилу же, очевидно, ориентировались те варварские семьи, которые обратились к никейскому культу и продолжали жить в Риме под властью Одоакра. Владение важным domus в квартале, где жили варвары, помогало исполнению этой с.257 роли, и Валила, вероятно, жил в этой резиденции, находясь, таким образом, рядом со своими людьми. Более того, считалось, что, по крайней мере с 467 по 470 гг., Рицимер также жил в этом районе города, возле церкви Сант-Агата-деи-Готи. В духе подражания Рицимеру и соперничая с арианами, Валила распорядился в случае его смерти преобразовать великолепный зал domus в никейскую церковь23.
Поэтому, как мне представляется, вряд ли можно считать, что решение Флавия Валилы выглядело нейтральным или лишённым политических амбиций в Риме в начале восьмидесятых годов V столетия. В те годы, кроме всего прочего, была сильна конфронтация между папством, приобретавшим всё больше власти в городе, и наиболее консервативной частью сенаторской аристократии, пытавшейся ограничить его власть. Вскоре после смерти Валилы и строительства церкви св. Андрея столкновение между папой и аристократией приобрело политически серьёзные масштабы. После смерти папы Симплиция Флавий Цецина Максим Василий Младший, консул 480 года, префект претория Италии в 483 году, патриций и представитель могущественной семьи Дециев, попытался вновь привести папскую власть под контроль сенаторской аристократии. В преддверии выборов нового папы префект Василий созвал сенат и некоторых епископов близ гробницы Петра в Ватикане. Был утверждён документ, в соответствии с которым выборы папы были поставлены под контроль римского сената. Прежде всего Деции стремились нанести удар по непрерывно возраставшей экономической мощи папства. Было установлено, что папа не имеет права отчуждать земельные владения церкви и ценные предметы из литургической сокровищницы. Напротив, ему следовало продать все другие сокровища с целью раздачи милостыни. Деции выступали против власти папы и её расширения в городе24. Таким образом, дар папе Симплицию показывает, что в сенате Валила не был человеком, связанным с консервативной партией Дециев. Решение передать церковному патримонию собственность на Эсквилине резко контрастирует с установками Дециев, решивших противодействовать постепенно возрастающему обогащению католической церкви. Имеющиеся в нашем распоряжении документы, а также политическая и культурная среда Рима во второй половине V века побуждают выдвинуть гипотезу о другом толковании. Из-за выбора и политической позиции в эти годы — принадлежность к сенату и благосклонность к римской церкви — Флавий Валила, на мой взгляд, скорее должен быть соотнесён с политической линией могущественной семьи Анициев. Возглавляя часть сенаторской аристократии, преданных папству католиков, и будучи в сильном антагонизме с Дециями, Аниции доминировали в жизни города в первой части V века, добившись большого могущества в период между 421 и 455 гг., завершившийся восхождением к императорской власти Петрония Максима. После ряда затруднений Аниции в 472 году вернули себе преобладание в городской жизни, возведя на престол, пусть лишь на несколько месяцев, своего представителя Аниция Олибрия. Предположение о принадлежности сенатора и magister Флавия Валилы к контролируемой Анициями группе лучше объясняет его военные полномочия и политическое влияние, как и выставляемое напоказ утверждение католицизма. Пожалуй, в с.258 этой «аницианской» перспективе мы можем реконструировать положение Валилы в апреле 471 года, как и его способность играть роль посредника в Риме в правление Одоакра, государя, очень внимательного к отношениям с сенаторской аристократией. Безусловно, в «аницианском» (и явно враждебном к ориентации Дециев) русле находится и решение Флавия Валилы пожертвовать папе Симплицию свою собственность на Эсквилине25.
Ещё раз обратим внимание на то, что для понимания личности и роли Валилы необходимо воссоздать общий контекст города во второй половине V века и фундаментальную роль религиозных противоречий в этом контексте. События 471—
с.259 6. В заключение: отрывочность информации о Валиле привела современных исследователей к утверждению о его предполагаемом подчинении Рицимеру, пренебрегая признаками различий между двумя этими персонажами, такими как принадлежность Валилы к католическому культу (Кастрициус), или представляя Валилу как мимолётную и не имеющую политических амбиций фигуру (Хеннинг). Такие представления, однако, расходятся даже с имеющейся у нас скудной документацией, свидетельствующей, прежде всего, о его способности сохранять влияние и власть в судорожный период 468—
Библиография
Anders 2010 = F. Anders, Flavius Ricimer. Macht und Ohnmacht des weströmischen Heermeisters in der zweiten Hälfte des fünften Jahrhunderts, Frankfurt a. M. 2010.
Angrisani 1999 = M. L. Angrisani, Note di contributo relative al problema dell’autenticità e della datazione della “Charta Cornutiana” conservata nel regestum Tiburtinum, в: Atti e memorie della Società tiburtina di Storia e d’Arte LXXII (1999), 49—
Ashby—
Broise—
Bruzza 1880 = L. Bruzza, Regesto della Chiesa di Tivoli, в: Studi e documenti di storia e diritto, I, Roma 1880.
с.260
Cartocci 1993 = M. C. Cartocci, Alcune precisazioni sulla intitolazione a S. Agata della Ecclesia Gothorum alla Suburra, в: Teoderico il Grande e i Goti d’Italia. Atti del XIII Congresso Internazionale di studi sull’Alto Medioevo, Spoleto 1993, 611—
Castritius 1972 = H. Castritius, Zur Sozialgeschichte der Heermeister des Westreiches nach der Mitte des 5 Jh.: Flavius Valila qui et Theodovius, в: Ancient Society III (1972),
233—
Cecchelli 1924 = C. Cecchelli, Notizie storiche della Basilica, в: C. Huelsen—
Cecchelli 1991 = M. Cecchelli, Valilae o valide? L’iscrizione di S. Andrea all’Esquilino, в: Romanobarbarica XI (1991), 61—
Cesa 1988 = M. Cesa (a cura di), Ennodio di Pavia. Vita del beatissimo Epifanio vescovo della chiesa pavese, Como 1988.
Cesa 1994 = M. Cesa, Il regno di Odoacre: la prima dominazione germanica in Italia, в: B. e P. Scardigli (a cura di), Germani in Italia, Roma 1994, 307—
Chastagnol 1966 = A. Chastagnol, Le sénat romain sous le règne d’Odoacre. Recherches sur l’épigraphie du Colisée au Ve siècle, Bonn 1966.
Clauss 1980 = M. Clauss, Der Magister Officiorum in der Spätantike (4.-6. Jahrhundert), München 1980.
De Francesco 1998 = D. De Francesco, Aspetti della presenza germanica in Italia: la donazione di Valila nel Tiburtino, в: Rivista di Archeologia Cristiana LXXIV (1998), 415—
Demandt 1970 = A. Demandt, Magistri militum, в: RE, Suppl. XII, Stuttgart 1970, coll. 553—
De Rossi 1874 = G. B. De Rossi, Scoperta della basilica profana di Giunio Basso sull’Esquilino dedicata poi a S. Andrea ed appellata Catabarbara Patricia, в: Bullettino di Archeologia Cristiana V (1874), 5—
Enking 1964 = R. Enking, S. Andrea Cata Barbara e S. Antonio Abate sull’Esquilino, Roma 1964.
Ensslin 1930—
Geertmann 2011 = H. Geertmann, L’arredo della Ecclesia Cornutianensis. Annotazioni intorno alla donazione di Fl. Valila, в: O. Brandt—
Gillett 1995 = A. Gillett, The Birth of Ricimer, в: Historia XLVI (1995), 380—
Gillett 2001 = A. Gillett, Rome, Ravenna and the last Western Emperors, в: PBSR LXIX (2001), 131—
Heinzelmann 1982 = M. Heinzelmann, Gallische Prosopographie, 260—
Henning 1999 = D. Henning, Periclitans res publica. Kaisertum und Eliten in der Krise des Weströmischen Reiches 454/5—
Huelsen 1899 = Ch. Huelsen, Il fondatore della basilica di S. Andrea sull’Esquilino, в: Nuovo Bullettino di Archeologia Cristiana V (1899), 171—
Jolivet—
Lackner 1972 = W. Lackner, Übersehene Nachrichten zur Kirchenpolitik Hunerichs und с.261 Odoakars im Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae, в: Historia XXI (1972), 762—
MacGeorge 2002 = P. MacGeorge, Late Roman Warlords, Oxford 2002.
Marini 1805 = G. Marini, Papiri diplomatici, Roma 1805.
Mathisen 1997 = R. W. Mathisen, Les barbares intellectuels dans l’Antiquité tardive, в: DHA XXIII (1997), 139—
Mathisen 2009 = R. W. Mathisen, Ricimer’s Church in Rome: how an Arian Barbarian prospered in a Nicene World, в: A. Cain—
Mazzoleni 2002 = D. Mazzoleni, Osservazioni su alcune epigrafi basilicali romane, в: F. Guidobaldi—
Orlandi 1999 = S. Orlandi, Due note di epigrafia tardoantica, в: RAL serie 9, X (1999), 575—
Orlandi 2004 = S. Orlandi, Epigrafia anfiteatrale dell’Occidente romano, VI. Roma. Anfiteatri e strutture annesse, con una nuova edizione e commento delle iscrizioni del Colosseo, Roma 2004.
Orlandi 2009 = S. Orlandi, L’iscrizione di Flavius Ricimer in S. Agata dei Goti a Roma, в: M. Rotili (a cura di), Tardo antico e alto medioevo. Filologia, storia, archeologia, arte, Napoli 2009, 215—
Orlandi 2010 = S. Orlandi, L’epigrafia romana sotto il regno di Odoacre, в: G. Bonamente—
Persili 1984 = A. Persili, La chiesa cornuziana di Valila goto a Tivoli, в: Atti e Memorie della Società Tiburtina di storia e d’arte LVII (1984), 28—
Picotti 1939 = G. B. Picotti, Sulle relazioni fra re Odoacre e il senato e la chiesa di Roma, в: Rivista storica italiana IV (1939), 363—
Pietri 1981 = Ch. Pietri, Aristocratie et société cléricale dans l’Italie chrétienne au temps d’Odoacre et de Théodoric, в: MEFRA XCIII (1981), 417—
Porena 2006 = P. Porena, Trasformazioni istituzionali e assetti sociali: i prefetti del pretorio tra III e IV secolo, в: R. Lizzi Testa (a cura di), Le trasformazioni delle élites in età tardoantica, Roma 2006, 325—
Roberto 2012 = U. Roberto, Roma capta. Il sacco di Roma dai Galli ai Lanzichenecchi, Roma 2012.
Sapelli 2000 = M. Sapelli, La Basilica di Giunio Basso, в: S. Ensoli—
Schmidt 1934 = L. Schmidt, Geschichte der deutschen Stämme bis zum Ausgange der Völkerwanderung: die Ostgermanen, München 1934.
Sundwall 1915 = J. Sundwall, Weströmische Studien, Berlin 1915.
Vera 1999 = D. Vera, Massa fundorum. Forme della grande proprietà e poteri della città in Italia da Costantino a Gregorio Magno, в: MEFRA CXI (1999), 991—
Zeiller 1904 = J. Zeiller, Les églises ariennes de Rome à l’époque de la domination gothique, в: MEFRA XXIV (1904), 17—
ПРИМЕЧАНИЯ