(Екатеринбург)
О тенденциозности «Галльской хроники 452 года»
OCR: Р. Л. Гутовский.
с.54 На сегодняшний день объективно существуют лишь нестрого аргументированные предположения относительно авторов двух известных позднеантичных латинских хроник, которые принято называть Chronica Gallica CCCCLII и Chronica Gallica DXI1. Обе именуются по годам, под которыми помещены финальные эпизоды этих летописей. Первая из них, в отличие от второй, дошла во многих рукописях, восходящих, скорее всего, к копиям IX—
Статья посвящена характеристике тенденциозности «Галльской хроники 452 года». И дело не только в том, что из 144 эпизодов-сообщений, из которых она состоит, всего лишь 17 посвящены событиям, совершавшимся в Восточной Римской империи, а бо́льшая часть информации касается галльских провинций и сопредельных с ними территорий5.
Наиболее распространенная версия относительно происхождения сочинения связывает его с интеллектуальной деятельностью монашеских корпораций Южной Галлии, прежде всего — знаменитого Леринского монастыря. В крайне скромной историографии Chron. 452 ее автор выглядит как выразитель интересов этого коллектива, особенно в отношении враждебности к Августину Гиппонскому6. Однако мне с.56 кажется, что говорить об этой хронике, как о монашеском сочинении, нельзя, а отношение ее автора к Августину и вообще к религиозным дискуссиям того времени весьма неоднозначно.
Существует мнение, что автор «Хроники 452 года» мог быть набожным христианином из Массилии (Марселя), подобно знаменитому Просперу Аквитанскому, также одно время проживавшему в этом городе. Если принять за дату начала составления хроники (как продолжения канонов «Хроники» Иеронима) 452 год7, то это означает, что хронист через двадцать лет после начала работы Проспера над своей летописью взялся за компиляцию Иеронимовых выкладок, и за три года до Проспера использовал последний вариант сочинения Стридонца. Один из главных доводов сторонников этой схемы — ремарка в одной из рукописей «Хроники 452 года»: quae sequunter Prosper digessit, — которая, наряду с прочим, долгое время позволяла предполагать в Проспере автора данной летописи8.
В то же время исследователями отмечалось, что, несмотря на кажущуюся общность предмета и вектора работы обоих хронистов, их идейные и политические симпатии не демонстрируют единства. Так, если Проспер, подобно Павлу Орозию, являлся безусловным сторонником Августина9, пользовался его протекцией, то автор «Хроники 452 года» в известной мере дистанцируется от «учителя Запада». Но враждебно настроенным назвать его тоже нельзя. С одной стороны, он фиксирует факт, что «Августин очень многие вещи обсуждает в [своих] бесчисленных сочинениях» (Chron. 452. 47), — тезис вполне нейтральный. С другой стороны, сообщая о преподавательской деятельности Августина в Массилии и его крещении, хронист считает нужным дополнить эту опять-таки нейтральную фактологию не каким-либо восхищением, наподобие тех, что он употребляет при кратких рассказах о некоторых других прелатах-интеллектуалах, а указанием на неблагополучное прошлое Августина: «ante Manichaeus fuisset» (Ibid., 17). Наконец, наиболее откровенный выпад против Августина: по словам с.57 некоторых людей, основы ереси предопределенцев восходят именно к нему (Ibid., 81)10.
Различны и оценки, даваемые тем и другим хронистом положению империи. Проспер прежде всего обращал внимание на фактологию церковной истории, доходя до высокого пафоса в художественно-публицистическом описании бедствий империи, связанных с вторжениями варваров и с церковными нестроениями11. Основная же политическая тема «Хроники 452 года» — постепенный распад Римской державы. Из 144 описываемых эпизодов 28 посвящены вторжениям варваров в империю и попыткам отразить их. 33 эпизода содержат информацию о разъедающих империю светских политических интригах и переворотах. Содержание последних сообщений сочинения пронизано пессимизмом, — причем не только в констатации страха жителей Италии перед нашествием Аттилы (италийцы даже покинули пограничные укрепления). Единственный пространный пассаж хроники, дающий не фактологическую, а философско-политологическую оценку ситуации, как раз предваряет рассказ о вторжении гуннов на Апеннины12. «В это время положение государства было весьма плачевным, так как не существует ни одной провинции без варварского поселенца, а невыразимая ересь ариан, которая совокупилась с варварскими народами, предвосхищает [свое] внедрение по всему миру под именем всеобщей веры» (Ibid., 138). Подобная позиция не была оригинальной. Рост политической нестабильности в Галлии вследствие массовых варварских вторжений, узурпаций, разрывов отношений с.58 галло-римской знати с римско-италийской13 — все это делало малоэффективными меры заинтересованных групп в борьбе, наряду с прочим, и с арианством. И если для времени расцвета деятельности Аполлинария Сидония, в условиях утвердившегося господства готов, арианство не было предметом главного беспокойства значительной части галло-римских аристократов14, то определенные группы Прованса, чьи настроения выражала Chron. 452, явно полагали иначе. До прекращения антикатолической политики вестготским королем Еврихом (466—
Склонность к резюмированию, наблюдаемая в эпизодах 93 и 138, дает возможность еще более четко представить мировидение автора «Хроники 452 года». Недаром исследователи уже давно обратили внимание на то, что он в определенной степени отразил общую неудовлетворенность галло-римской знати политикой италийской верхушки16. Действительно, нет ничего удивительного в том, что те, кто последовал за Авитом в Рим в 455 г. после смерти Валентиниана III17, были правнуками людей, которые поддержали узурпатора Иовина в 411 г. после падения Константина III18. Проспер, покинувший Галлию в 430 г., и Продолжатель Проспера относились к Иовину и Авиту иначе (Prosp. 1251 ad с.59 ann. 413; Cont. Prosp. ad ann. 454. 6, 455. 7, 456. 1—
К Феодосию I хронист прилагает традиционный для позднеантичной официальной мысли, оценивающей этого императора, термин religious (Ibid., 20, 22). Так назван Феодосий даже в рассказе о его покаянии по поводу избиения фессалоникийцев, — деяния, характеризуемого как с.60 inmane gestum (Ibid., 20). Но первое его достижение, отмеченное хроникой, — это приведение в порядок «измученного государства» (Ibid., 5); имеются в виду меры по выводу восточной части империи из кризиса, в котором она очутилась после адрианопольской катастрофы. В дополнении к Иеронимовой части хроники (рукописи Лондонская, Монакская и Бамбергская) наш автор характеризует Феодосия как «знаменитого победителя многих войн по [всему] миру»22. И если благочестие императора подтверждается, прежде всего, тем, что он отбирает церкви у ариан и передает их католикам, а еретиков в целом подвергает гонениям (Ibid., 22, 25), то мотивы такого чисто политического мероприятия как поход против тирана Евгения, по мысли хрониста, также оказываются благочестивыми — на них распространяется благоволение Божье (Ibid., 30).
Возвращаясь к теме взаимоотношений Chron. 452 и Леринского монастыря, помимо уже отмеченных взглядов О. Холдер-Еггера и С. Малбергера, следует вспомнить прежде всего мнение Т. Моммзена, считавшего, что внимание хроники к эпизодам, связанным с Южной Галлии (а она действительно упоминается в ней чаще, нежели иные зоны Галлии), позволяет искать если не происхождение, то истоки творчества и интересов хрониста именно в Провансе23. Ряд последующих исследователей, а в наши дни — И. Вуд осторожно идет дальше и предполагает, что автор Chron. 452 если и не принадлежал к членам комплекса Леринского монастыря (уже весьма известного в середине V в.), то все же испытывал сильнейшее влияние воззрений его братии, особенно интеллектуальной24. Действительно, под
Как известно, после смерти Мартина Турского, чья деятельность разворачивалась, прежде всего, на Средней Луаре, именно Юго-Восточная Галлия стала одной из основных зон второй фазы с.61 распространения галльского монашества, а центром этого процесса стал Iles de Lérins у Каннского побережья25. Здесь Гонорат, выходец из аристократической семьи26, вместе с другими аскетами в первом — начале второго десятилетия V в. основал ingens fratrum coenobium, по терминологии, примененной около 425 г. Иоанном Кассианом27. Киновии за короткий срок стали обителью, пополнявшейся в значительной мере представителями галльской верхушки28. В литературе неоднократно отмечалось, что монастыри Южной Галлии этого времени, в том числе и Леринский, стали поставщиками епископских кадров для страны29. Во всяком случае, Гонорат, ставший епископом Арелатским (426/427—
с.62 Что касается знаменитого Иоанна Кассиана, носителя опыта египетского и палестинского монашества (человека, побывавшего дьяконом под началом Иоанна Златоуста в Константинополе, пресвитером антиохийского клира, ездившим по поручению своего епископа в Рим и, в конце концов, оказавшегося настоятелем церкви Св. Виктора в пригороде Массилии, основателем двух тамошних монастырей), то его огромная роль в пропаганде на Западе (конечно, прежде всего в Южной Галлии) восточной киновитской практики достаточно изучена33. Специалисты подчеркивают, что восточные (собственно — египетские) образцы монашеского опыта, пропагандируемые Кассианом, ложились на почву уже проверенных, хотя и спорадичных, связей определенных групп духовенства и монашества Прованса (особенно — Массилии) с восточными анахоретами. Поэтому в бассейне Роны этот опыт усваивался глубже, нежели в зоне деятельности Мартина Турского и его учеников34. Отсюда и больший интерес в определенных кругах Юго-Восточной Галлии к «теологии монашества», восходящей к творчеству последователей Евагрия Понтийского, и особый вклад этих кругов в тогдашнюю дискуссию о значимости августиновского учения о милости Божьей и предопределении.
Поэтому понятно не только позитивное внимание нашего хрониста к деятельности Кассиана, но и положительное его отношение к Кастору, епископу Апта, основавшему в 417 г. киновию по образцу монастыря Гонората и контактировавшему с Кассианом35. Что касается Минервия и Иоанна, позитивно оцениваемых в Chron. 452. 86 вместе с Гоноратом и Кастором, то еще Т. Моммзен обратил внимание на изыскание Л. Тиллемона, выявившего семь «Collationum» Кассиана, посвященных монахам Иовиниану (sic! — А. К.), Минервию, Леонтию и Теодору36. Таким образом, все лица, называемые в эпизодах 86, 104, 134, либо были лично связаны с Леринским монастырем, либо разделяли определенный с.63 комплекс взглядов, присущий в то время значительной части духовенства и монашества Прованса.
Симптоматично, что другие упоминания священнослужителей и аскетов, содержащиеся в хронике, также явно избирательны. Конечно, прежде всего отдается долг Мартину Турскому, который становится знаменитым «благодаря апостольским добродетелям», и прожил egregie actam vitam (Ibid., 4, 43). Четыре рассказа сочинения (т. е. вдвое больше, чем о Мартине) содержат сведения об Амвросии Медиоланском. Интересно, что абстрактных положительных эпитетов, которыми удостоена жизнь Мартина, эти рассказы не содержат. Наоборот, три из них фиксируют весьма конкретную позитивную деятельность епископа. Амвросий направляет императору Грациану «ярчайшие сочинения против нечестия ариан» (Ibid., 8), отыскивает мощи первомучеников Гервасия и Протасия (Ibid., 14), слагает новые церковные гимны (Ibid., 15). Кроме того, он и его сторонники подвергаются наветам Юстины, матери императора Валентиниана II, благоволящей арианам (Ibid., 13). Интересно, однако, что в сообщении о знаменитом медиоланском покаянии Феодосия I (Ibid., 20) имя Амвросия, сыгравшего, как известно, основную роль в осуществлении этого незаурядного события, не упоминается.
Хроника восхищается египетским отшельником Иоанном, который «за чистоту жизни» был удостоен дара пророчества (Ibid., 23). Термин prophetiae gratia, примененный хронистом, идентичен словоупотреблению, использованному при пассаже об Иоанне в «Церковной истории» Руфина Аквилейского (Ibid., 11. 19), параллели с которой обнаруживаются у Chron. 452 вплоть до
Положительно оцениваются «слова и дела» архиепископа Константинополя Иоанна Златоуста (Ibid., 42). Соблазнительно было бы связать с упоминанием хроникой этого имени (тем более, что Иоанн — предпоследний из восточно-римских прелатов, фиксируемых летописцем) значимость для интеллектуальной и религиозной жизни Юго-Восточной Галлии того периода деятельности Кассиана, который, как уже отмечалось, был в свое время дьяконом под началом Иоанна. Но, во-первых, Златоуст — вообще весьма авторитетная личность для ортодоксов тех лет (и последующих веков тоже), чтобы в обязательном порядке быть с.64 зафиксированной даже в западных хрониках. Во-вторых, хронист фиксирует лишь работу Кассиана над житиями, поучениями и regula отцов церкви, — интеллектуальное творчество, которым киновит занимается в Египте в 430—
Возможно, следует увязывать весьма конкретную похвалу хрониста в адрес массилийского епископа Прокула, организовавшего расследование de suspecto adulterio епископа Ремеда (Ibid., 60), и жесткую инвективу в адрес Патрокла, епископа Арелатского, «осмелившегося выставить на позорный торг священнические должности» (Ibid., 74). Как известно, в ходе жесткой борьбы епископов Виеннской, Нарбонской Первой и Второй провинций против огромных привилегий Патрокла [полученных от папы Зосимы (417—
Разумеется, Chron. 452 не обошла хрестоматийного примера отказа от богатства и обращения к религиозной жизни, поданного Паулином, впоследствии — епископом Ноланским (Ibid., 41). Естественно, весьма значимым событием для галльской церкви было и составление Сульпицием Севером канонического жития Мартина Турского (Ibid., 48). Фиксирует хронист и славу Германа, епископа Алтисиодора, ставшего известным virtutibus et vitae districtione (Ibid., 114). На Германе ряд епископов и монахов, положительно характеризуемых хроникой, завершается.
В дополнение к этой серии персоналий следует указать на один необычный факт. Chron. 452 имеет лишь одно сообщение, где фиксируется сразу несколько хиротонирований на ведущие священнические с.65 кафедры империи, — назначения Сирикия Римского (384 г.), Тимофея I Александрийского (380 г.) и Феофила Александрийского (384 г.), Иоанна Иерусалимского (386 г.) и Флавиана Антиохийского (381 г.) (Ibid., 24). Дело, видимо, не в том, что все эти назначения ошибочно отнесены хроникой к одному году. Примечательно, что следующий за данным сообщением эпизод является коротким драматическим рассказом о жестокой борьбе за церковные кафедры, вызванной, по мнению хрониста, недовольством экс-епископов тех престолов, откуда они в свое время были вытеснены арианами и куда теперь, после возвращения этих престолов ортодоксам, не попали (Ibid., 25). Поскольку, повторяю, в Chron. 452 это единовременное сообщение сразу о нескольких назначениях на церковные престолы — единственное, а о последующих каких-либо выборах или назначениях на места епископов и патриархов Востока сочинение не говорит (оно лишь констатирует деятельность Иоанна Златоуста и Нестория), то возникает мысль о сопряженности рассказов 24 и 25 друг с другом. Ведь другого откровенного сообщения о схватках в высших церковных кругах в хронике также нет.
Поэтому можно предположить (учитывая также выше рассмотренную возможную подоплеку оценок летописцем деятельности епископов Прокула и Патрокла), что одна из ведущих мыслей Chron. 452 — неприятие распрей в среде ортодоксов перед лицом нарастания опасностей, существующих вне сферы католицизма и частично названных в эмоциональном
Единственная последовательная фиксация понтификатов, существующая в хронике, касается Римского престола. Фиксация эта подчинена единой схеме: именование очередного папы и указание на временную протяженность понтификата. Оценок деятельности пап нет ни одной, что, возможно, говорит об определенной дистанцированности мировидения хрониста от проблем Римской кафедры. Упоминаются Сирикий, преемник Дамаса, Иннокентий I, Целестин I, Сикст III (в хронике — Xystus), Лев I (Ibid., 24, 39, 54, 83). Нетрудно заметить, что подобная последовательность — нестрогая, так как опущены имена и понтификаты тех пап, что существовали между Сирикием и Львом I, но правили, в отличие от поименованных, до четырех лет и меньше. Т. е. не названы Анастасий I, Зосима, Евлалий, Бонифаций I. Искать какие-либо другие причины отсутствия этих лиц в хронике кроме краткости их понтификатов, видимо, не нужно. Так или иначе, но подобная тенденция, на мой взгляд, также говорит об ослабленном внимании хрониста к событиям на папском престоле. с.66
Что касается негативных оценок деятельности конкретных церковных деятелей, то, кроме уже упомянутого настороженного отношения к Августину, хронист демонстрирует здесь прежде всего традиционное отношение католика к носителям неортодоксальных течений. Если о зарождении ереси аполлинаристов он пишет кратко и без эмоций (Ibid., 21), то Пелагия он называет «безумным», его учение — «достойным проклятия», способным «запятнать церкви» (Ibid., 44). Тиран Магн Максим удостаивается похвалы за изгнание «манихеев» (присциллиан), захваченных в Треверах (Ibid., 12). Последний из восточно-римских прелатов, упоминаемый в хронике, это Несторий, который «склоняется к ереси», отделяющей во Христе божественное от человеческого (Ibid., 58). Сообщает летописец, как уже отмечалось выше, и о зарождении «ереси предопределенцев», возможно, почерпнувшей свои основы от Августина (Ibid., 81). И, наконец, уже ближе к финалу хроники, автор пишет о некоей «нечестивой ереси», возбужденной «неким архимандритом», которому покровительствовал император Феодосий II (Ibid., 135). По-видимому, информация о восточно-римских церковных драмах была у хрониста весьма отрывочной, ибо имени Евтихия он здесь не упоминает. Более того, хотя датировка фиксируемых событий (в соотнесении их с годами олимпиад, годами эры авраамовой и годами правления императоров) к концу сочинения становится все более точной, и описание доводится до 452 г. включительно, о знаменитом Халкидонском соборе не сказано ни слова. Проблемы, связанные с монофиситством, явно отступали для хрониста и его круга перед ужасами нашествия Аттилы и наступлением арианства, исповедуемого варварами.
Как уже отмечалось, арианство вообще занимает особое, приоритетное место среди отрицательных общественных явлений, описываемых хроникой, и
Юстина, мать Валентиниана II, «благоволящая арианам», преподнесена читателю как хулительница всей Медиоланской церкви и персонально епископа Амвросия. В констатации смерти этой женщины явно содержится намек на связь между ее кончиной, не позволившей ей обрести место в рамках императорской власти, и ее действиями по с.67 притеснению церкви (Ibid., 13, 19). Об арианах, у которых отобрали церкви по указу Феодосия, говорится, что они «почти полностью запятнали Восток и Запад» (Ibid., 22). Те из них, которые были Romano procul orbe fugati, примкнули к нашествию Радагайса, воодушевленные неожиданной защитой со стороны варваров (Ibid., 51). Подобным сообщением как бы создаются предпосылки для апокалипсического полотна эпизода 138 — картины соединения арианства с расселением варваров по римским провинциям. Следует, однако, отметить, что в развитии этих предпосылок хронист не преуспевает: в информации с 52 по
Здесь можно еще раз вспомнить о бытующем в историографии (со времен О. Холдер-Еггера)40 акценте на возможности принадлежности автора Chron. 452 к the monastic culture of Lerins (о чем говорилось выше). Учитывая определенную оппозиционность ряда ведущих деятелей этого круга (в том числе — Винцента с его сочинением «Commonitorium», завершенным в Лерине в 434 г.41, когда там аббатом являлся Фавст, ставший позже епископом Региума42) к ряду важнейших идей Августина, — оппозиционность, разделяемую и Иоанном Кассианом43, — весьма соблазнительно приплюсовать к ней настороженное отношение к Августину нашего хрониста. Отсюда — возможность включить его в ряды сочувствующих идеям, которые Августин и его сторонники называли ересью, гораздо позже именованной полупелагианством44. Подобное допущение, однако, не более чем гипотеза, подкрепляемая лишь косвенными фактами, почерпнутыми из самой Chron. 452 и из результатов сравнения ее данных с соответствующими пассажами Проспера, Иоанна Кассиана, самого Августина и др. Важнее другое. Хронист не только крайне отрицательно характеризует Пелагия, но и не упоминает ни одного церковного собора, где дебатировались бы вопросы, с.68 связанные со столкновениями сторонников Августина и Пелагия. Более того — он не упоминает ни одного из вселенских соборов, происходивших в годы, охватываемые хроникой. Единственный церковный собор, называемый им (Ibid., 45), не столь заметен в церковной истории и связан со спорами, развернувшимися на рубеже IV—
Подобное отношение к соборной проблематике еще раз подчеркивает определенную дистанцированность нашего хрониста от церковно-политических конфликтов, хотя, повторяю, он считает их достойными всяческого внимания.
Что касается фактологии, которую можно отнести к литературно-историческим пассажам, то еще О. Холдер-Еггер отметил лишь частичное сходство подобной информации в Chron. 452 и в «Хронике» Проспера Аквитанского: оба сочинения говорят о трудах Мартина Турского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста, поэта Клавдия Клавдиана, но, во-первых, соответствующие упоминания соотносятся хронистами с разными датами, а, во-вторых, текст заметок по одному и тому же автору не идентичен47. Добавлю, что упоминания в Chron. 452 Сульпиция Севера и поэта Пруденция не просто не имеют аналога в труде с.69 Проспера. К Пруденцию наш хронист прилагает исключительно светские эпитеты — lyricus poeta noster, inlustre ingenii robur (Ibid., 37). Для описания творчества Севера, наоборот, использована религиозная терминология: житие Мартина Турского составляется ex disciplina sancti Martini (Ibid., 48). Соответственно светский поэт Клавдиан admiratione dignus habetur (Ibid., 35), a Петр, преподававший в Цезаре-Августе, именуется orator insignis48. Для литературной деятельности Иоанна Кассиана хронист восхищенных эпитетов не прилагает (Ibid., 104), а лишь подчеркивает многожанровость его сочинений. Все эти примеры говорят опять-таки не о ревностном отношении летописца к церковным сюжетам, а о том, что он демонстрирует взгляд на литературное творчество современников, присущий светскому, образованному, хотя и вполне благочестивому человеку.
И еще один штрих к тезису такого рода. В хронике нет ни одного упоминания о каких-либо чудесах, творимых святыми, какими-либо анахоретами и т. п. людьми. Рассказ о египетском отшельнике Иоанне, получившем от Бога за чистоту жизни дар пророчества (Ibid., 23), к таким сюжетам явно не относится. Зато рассказы о знамениях — в виде фигуры в небе, подобной столпу (Ibid., 26), в виде огня, сверкающего в тучах над Константинополем (Ibid., 33), в виде чего-то, не поддающегося описанию (Ibid., 84, 140) ничем не отличаются от подобных сообщений, присущих, например, Светонию, или «Авторам жизнеописаний Августов». Тем более, сам хронист допускает возможность того, что знамение в виде столпа в небе предвещало разрушение Серапейона (Ibid., 26, 28), а константинопольцам, устрашившимся огня над тучами, достаточно было прибегнуть к раскаянью, дабы избежать гнева Божьего (Ibid., 33).
Единственный сюжет, относящийся к категории описания медиевального чуда, содержится в трех рукописях хроники, содержащих ее дополнение к компиляции, выполненной с «Хроникона» Иеронима. Речь идет о «жалком пресвитере Теодуле», безумие которого in mediis исцеляется молитвами49.
Таким образом, отсутствие серьезного внимания к чисто христианским чудесам опять-таки говорит, скорее, о светском характере автора хроники и светском характере ее направленности.
В заключение можно сказать, что «Галльская хроника 452 года» — отнюдь не сухой излагатель погодно фиксируемых событий с.70 (преимущественно в пределах европейской континентальной части Западной Римской империи). Она менее всего походит на монашескую хронику своей тематикой, поскольку светским событиям в империи отдается явное предпочтение. Да и сообщения, касающиеся религиозной, церковной жизни, скорее проникнуты яркой публицистичностью, тенденциозностью оценок и подбора фактов. Авторство хроники явно принадлежит одному человеку — настолько едины ее стиль и принципы выборки и подачи материала. Социально-политические интересы автора, однако, тяготеют к регионализму (в его южно-галльском варианте)50. В рамках этого вектора конъюнктуры хронист близок, несомненно, к взглядам тех групп галло-римлян, которые были склонны к умеренно антиавгустиновским позициям части клира Прованса. В политической сфере они явно не обнаруживают острого ригоризма в отношении галльских тиранов, хотя тяга к общеимперскому миру, стабильности (весьма положительная оценка деятельности Феодосия I) здесь явно преобладает. Перед лицом развала Западной империи, побед варваров и роста влияния ариан хронист пессимистичен, но сам характер этого пессимизма требует отдельного анализа светских эпизодов сочинения, что выходит за пределы объема данной статьи.
В качестве иллюстрации к этим выводам привожу свой перевод хроники и тех пассажей, которые придают некоторую оригинальность ее первой, компилятивной, «Иеронимовой» части.
ДОПОЛНЕНИЯ ХРОНИКИ 452 ГОДА К ИЕРОНИМОВОЙ ХРОНИКЕ
К 2371 году от Авраама, 2 году
Преподает Петр, выдающийся оратор Цезареи-Августы.
К 2391 г. от Авр., 3 г.
Покуда жалкий пресвитер Теодул, вопреки пониманию, дерзает принести Богу жертвы безумия своего, он публично исцеляется молитвами.
К 2392 г от Авр., 4 г.
Иероним | Лондонский, Монакский и Бамбергский кодексы |
Убиты Феодосий, отец Феодосия, впоследствии — императора, и очень многие из знатных людей. | Феодосий, отец Феодосия, впоследствии — императора, знаменитого победителя многих войн по [всему] миру, умерщвлен в Африке вследствие бунта своих людей, которые и сами вскоре были уничтожены. Также [были убиты] бывший префект Максимин и прочие. |
ГАЛЛЬСКАЯ ХРОНИКА 452 ГОДА
Последующая часть
1. Грациан — 6 лет.
2.
3. Грациан был весьма склонным к благочестию и всецело преданным церкви.
4. Мартин, епископ Турский, слывет знаменитым благодаря апостольским добродетелям.
5.
2
7.
8.
с.72 2400 г. 9.
10. Феодосий — 11 лет.
2
12. Схваченные в Треверах манихеи изгнаны благодаря всяческому старанию Максима.
13.
14. В Медиолане Амвросием разысканы мощи первомучеников Гервасия и Протасия.
15. Амвросием сложены гимны, которые доселе никогда не распевались мелодиями в латинских церквях.
16.
17. Августин, преподававший в Медиолане преимущественно риторику, оставив лекции, обращается в правую веру, хотя прежде был манихеем.
18.
19. Юстина, которая притесняла церкви, могла бы получить вместе с братом обратно царскую власть, [но] была настигнута смертью.
20. Особым способом раскаянья благочестивый император сгладил громадный грех, совершенный в Фессалонике, где была умерщвлена масса народа.
21. Аполлинарием положено начало ереси аполлинаристов.
2
23.
24.
25. Между нашими [людьми] вспыхнула великая борьба, потому что, увы, епископы, которые были вытеснены еретиками, не желают — после того как этих [еретиков] изгнал император, — чтобы священниками были поставлены другие, а не они.
26. В небе явилось ужасное знамение, во всем подобное столпу.
27.
2
2410 г. 29.
30.
31. Когда Евгений был побежден, Феодосий скончался на
32. Аркадий и Гонорий — 32 года.
33.
34. Руфин Босфоритянин, хотя и достиг вроде бы высшей военной должности, [но] не терпящий того, что Стилихон проявил себя, убит благодаря тому самому человеку, в то время как личная охрана из гуннов, на которую он опирался, была побеждена55.
2
36. Когда Африка была побуждена к восстанию, Гильдон лишил римлян привычных выплат56.
с.74 37. Пруденций, наш лирический поэт, родом испанец, развивает замечательную силу своего таланта.
38.
39.
40.
41. Паулин Ноланский, впоследствии — епископ, достойным удивления примером распродав все, хотя вроде и был прежде господином бесчисленных поместий, выбрал, освобожденный, религию.
42.
43. Мартин после славно свершенной жизни освобождается от тела [своего].
2
45.
46.
47. Августин очень многие вещи обсуждает в [своих] бесчисленных сочинениях.
2420 г. 48.
2
50.
51. В силу этого ариане, коих ранее прогнали далеко от римского мира, были [столь] воодушевлены наступлением подмоги от варварских народов, что примкнули к ним.
52.
с.75 53. Окончил жизнь Аркадий, правивший Восточной империей, — оставляя наследником императорской власти очень маленького сына, Феодосия59.
54. Целестин [как]
55.
2
57. Между прочим имеет место пространное государственное постановление о смерти Стилихона, который строил козни против здравия императора60.
58. Несторий, епископ Константинопольский, склоняется к ереси, которая отделяет во Христе божественное от человеческого.
59.
60. Прославляется Прокул, епископ Массилийский, по указанию которого проводится крупное расследование о подозрительных проделках епископа Ремеда.
61.
62. Британия опустошена вторжением саксов.
63. Произошло так, что вандалы и аланы разорили часть Галлий, [а] тем, что осталось, завладел тиран Константин.
64. В то время бо́льшую часть Испаний заняли свевы.
65. Наконец, сам Рим, глава мира, оказался доступен омерзительнейшему разграблению со стороны готов61.
66.
2
2430 г. 68. После Константина тиранической властью завладевает Иовин.
69. Благодаря старанию [некоего] дельного мужа, единственного, кто не уступил тирану, Атаульф, который после Алариха командовал готами, отвернулся от общих дел с Иовином.
70. Убиты Саллюстий, а также Себастиан.
с.76 71. Готы взламывают Валенсию, знаменитейший галльский город, в который ушел, обращаясь в бегство, Иовин.
72. Колоссальный голод в Галлии.
73. Готам передана Аквитания.
74. Патрокл, епископ Арелатский, осмелившийся выставить на позорный торг священнические должности.
75. Убивают подвигнутого на некие нововведения комита Африки Гераклиана, который выказал деятельное служение в восстановлении Римского мира.
76.
2
78. Готы же, так как они, возможно, были потрясены убийством Атаульфа, отброшены после удара Констанция.
79.
80.
81.
3
83. Сикст [как]
84.
85. Тиран Максим силой достигает господства над Испаниями.
86.
2440 г. 87.
3
89. Тиран Максим, лишенный царской власти, приведен в Равенну, [где] придал изощренную пышность представлениям на празднествах в честь тридцатилетия Гонория66.
с.77 90.
91.
92. Не следуя какому-либо праву, царскую власть берет Иоанн, бывший примикерий нотариев.
93. Он оставил императорскую власть израненной множеством мечей.
94. Феодосий — 27 лет.
95.
96. Сигисвульд поспешил в Африку против Бонифация.
3
98. Окружен стеной Карфаген, которому не разрешалось ограждаться стенами со времен, когда по постановлению римлян была разрушена та, старая (дабы не было защиты для мятежников).
99. После того как Иоанн был побежден восточным войском и умерщвлен, Равенна была опустошена грабежами.
100. Сын комита Гауденция, убитого в Галлиях солдатами, Аэций, намереваясь получить власть, вместе с гуннами Иоанна вступает в Италию.
101.
102.
103.
3
2450 г. 105.
106.
107. Порублено двадцать тысяч солдат, весьма часто противоборствовавших в Испаниях с вандалами.
с.78 108. Вандалы переправляются в Африку, чтобы принести римлянам колоссальное бедствие, так как была растерзана вся провинция.
109.
110. Имеет место суровость необычайного холода, пагубная для здоровья очень многих [людей].
111. Бонифаций, после того как произошло сражение с Аэцием, хотя и [оказался] победителем, [но] получивши рану, отступает, обреченный на смерть.
3
113. Готы приглашены римлянами для несения службы во вспомогательном войске.
114. Герман, епископ Алтисиодора, становится знаменитым благодаря добродетелям и строгости жизни.
115.
116. Умирает царь гуннов Ругила, с которым был утвержден мир. Ему наследует Бледа76.
117.
118.
3
120.
с.79 121. После службы во дворце Сильвий для устроения мысли, весьма взбудораженной вследствие каких-либо поручений, пишет о религии.
122.
2460 г.[2] 123.
124. Покинутые поля города Валентины передаются для раздела аланам во главе которых стоял Самбида82.
3
126.
127. Аланы, которым земли Галлии, что по ту сторону, вместе с жителями были ранее переданы для раздела патрицием Аэцием, подчиняют оружием сопротивляющихся и, когда собственники земли были изгнаны, силой приобретают для себя владения.
128.
129.
3
131.
132.
133.
с.80 3
2470 г. 135.
136. В этот год также закончила жизнь, безупречную после обращения, Плацидия, в то время как сын [ее] завершает двадцать седьмой год [пребывания] во власти.
137. Валентиниан и Маркиан.
138.
139. Аттила, вступив в Галлии, требует жену, как будто положенную [ему] по праву. После причинения и испытания тяжких потерь он уходит в свою землю.
140.
141. После перенесения в Галлиях неожиданных потерь бешеный Аттила бросается на Италию; жители [ее] были настолько преследуемы страхом, что оголили покинутые прикрытия.
A. S. Kozlov
Ekaterinburg
ÜBER DEN TENDENZIÖSEN CHARAKTER DER „GALLISCHEN CHRONIK VOM JAHR 452“
Die „Chronica Gallica CCCCLII“ ist entgegen der in der Historiographie verbreiteten Meinung, obwohl sie ihrem Inhalt nach den Werturteilen der Intellektuellen des sogenannten Kreises des Klosters Lerin nahesteht, dennoch nicht rigoristisch.
ПРИМЕЧАНИЯ