Pax Romana и римский «империализм» в I в. н. э.
OCR: Р. Л. Гутовский.
Ключевые слова: римский «империализм», «оборонительный империализм», «агрессивный империализм», «справедливая война», Квинтилий Вар, Август, Клавдий, Тевтобургский лес, вассальные царства, «Августов мир»
Нет! Империя — это мир!»
Введение
По мере расширения Римской средиземноморской державы римляне все более убеждали себя в том, что они самим провидением призваны властвовать над миром, а потому постепенно прониклись чувством собственного превосходства над всеми «чужаками», будь то греки или варвары. Отношения римлян с покоренными народами на протяжении веков во многом определяло чувство превосходства, однако на практике римские власти могли (когда с.77 хотели!) быть достаточно гибкими и реалистичными. Этот нюанс нашел свое отражение и в идеологии. Так, Проперций писал в одной из своих элегий о Римской державе: «Это страна, которая сильна оружием, но не способна / на коварство — о Рим, молве не стыдно за твою историю. / У нас острый меч, но мы столь же и благочестивы — / Наш гнев умеет сдерживать свою победную длань» (Propert. III. 22. 20—
Методы и материалы
В эпоху «Августова мира» Вергилий писал в «Энеиде»: «Римлянин! Ты научись народами править державно — / В этом искусство твое! — налагать условия мира, / Милость покорным являть и смирять войною надменных!» (Verg. Aen. VI. 851—
Порой ненависть провинциалов к римлянам приводила к таким кровавым эксцессам, как «Эфесская резня» 88 г. до н. э., когда по приказу царя Митридата VI Эвпатора в Малой Азии при полной поддержке и горячем участии местного населения были перебиты все «одетые в тогу», т. е. не только римляне и италики, но даже греки и азиаты, получившие права римского гражданства, вместе с членами их семей, рабами и вольноотпущенниками — всего порядка 80 тыс. человек.
Серторианская война в Испании, три войны с Митридатом, завоевание Цезарем Галлии, решающая фаза борьбы Антония с Октавианом, а также другие войны и разного рода локальные конфликты с участием римлян, греков и варваров на этом переломном этапе римской истории выявили крайне непростой характер взаимоотношений «природных» римлян с их соседями — союзниками или провинциалами, друзьями или врагами, бывшими или потенциальными, тайными или явными. Кризис республиканской формы правления и начало формирования монархических структур на рубеже эр потребовали не только перестройки самой системы провинциального управления, оказавшейся крайне неэффективной, но и существенных изменений в политике и идеологии имперских властей по отношению к провинциалам и «чужакам» вообще.
Важно отметить следующее: римляне, имея в виду представителей других народов, никогда не проводили ни в теории, ни тем более в повседневной с.78 жизни столь же резкой грани, которая всегда пролегала — по крайней мере, в теории — между греками и варварами. Причины подчас весьма агрессивного и непримиримого римского негативизма по отношению к варварам в известной степени коренятся в греческой антиварварской традиции. Не следует сбрасывать со счетов также фактор военной угрозы, реальной или воображаемой, со стороны варваров. В конечном счете римляне сумели преодолеть узкий «национализм» и создали великую державу, просуществовавшую полтысячи лет.
Исследование проблемы
Римляне, любившие именовать себя «властителями мира» (Cic. Mur. 75; App. Bell. Civil. I. 11; Polyb. I. 1. 5; Plut. Tib. Gracch. 9) [17. P. 18], породили такой исторический феномен, как римский «империализм»1. За последние полтора века в антиковедении сформировались, как минимум, три разных подхода к изучению данного феномена. В середине XIX в. появилась теория «оборонительного империализма» (Т. Моммзен, Т. Франк, М. Олло, Ж. Каркопино), в соответствии с которой римляне создали свою державу, защищая самих себя и своих союзников от нападений со стороны воинственных соседей2. Антиподом этой теории стала теория «агрессивного империализма» (У. Хэррис, П. Брант, Э. Бэдиан), согласно которой римская внешняя политика была изначально агрессивной в силу якобы имманентно присущего римлянам милитаризма и «воинственного духа». Как это часто бывает, промежуточное положение между двумя крайностями занял третий подход (самые видные представители — А. Экстайн и Г. Вульф), наиболее взвешенный и рациональный [17. P. 12—
с.79 Так, по мнению А. Экстайна, «успехи римлян были обусловлены слабостью и уязвимостью реальных и потенциальных противников Рима в отношении мобилизации общества в условиях военной угрозы наряду с преимуществами Рима в этом плане» [15. P. 311].
Безусловно, нельзя сводить причины столь длительного существования Римской империи, объединявшей в своих границах десятки разнородных территорий и сотни различных этносов, народностей и племен, находившихся на разных стадиях исторического развития, к одному лишь фактору грубой силы и принуждения. Как справедливо отметил Е. В. Смыков, «если признавать, что все разнородные территории, в разное время вошедшие в состав Римской империи, сплачивала лишь сила — почему в таком случае это государственное образование оказалось столь прочным и не распалось даже в периоды опустошительных гражданских войн, когда мощь государства растрачивалась в братоубийственной бойне? Очевидно, признание римской политики исключительно агрессивной и завоевательной не вполне соответствует историческим реалиям и не дает ответы на возникающие вопросы» [4. С. 3].
У римлян не было термина, аналогичного позднейшему термину «империализм», поскольку латинские авторы практически не теоретизировали на эту тему; имея в виду расширение римского господства, наиболее близким по смыслу следует признать греческое слово «гегемония» (см., напр.: Polyb. I. 63. 9; Strab. VI. 4. 2) [16. P. 39—
В основе римской внешнеполитической парадигмы, сформировавшейся в эпоху Республики, лежало понятие «справедливой войны» (bellum iustum) (Cic. Off. I. 34—
Опираясь на понятие bellum iustum, Цицерон дал философско-нравственное оправдание римской территориальной экспансии (Cic. Rep. III. 34—
с.81 В свою очередь Тацит противопоставляет налагаемому на побежденных «справедливому» римскому господству (Romanum ius, victis impositurum) (Tac. Ann. XV. 6), которое было бы для них «благом», развращающее влияние цивилизации на неискушенных варваров (Tac. Germ. 5; 15) и, как следствие, порчу нравов «благородных дикарей». Время от времени возникавшие восстания против римского владычества дали основание Тациту вложить в уста британца Калгака слова о том, что даже союзников Рима из числа галлов, германцев и британцев до поры удерживают на римской службе metus ac terror («боязнь и устрашение»), а вовсе не caritas («искренняя приверженность») (Tac. Agr. 32). Поэтому римлянам приходилось постоянно опасаться «выступлений враждебных народов» (tumultus hostilis) (Tac. Ann. IV. 29). Результатом такого положения вещей стало проведение политики «разделяй и властвуй»: по словам Юлия Цивилиса, “provinciarum sanguine provincias vinci” (Tac. Hist. IV. 17). Суть этой политики заключалась в том, чтобы всеми средствами разжигать среди варваров смуты и междоусобия с целью использовать это состояние нестабильности в своих политических интересах (Tac. Ann. XII. 48). Такова была «цена проблемы»: для римлян — плата за имперские амбиции, для покоренных народов — плата за «блага» романизации. Как писал Г. С. Кнабе, «восстания неизменно подавлялись, но ощущение жестокости и бесчеловечности римской власти, напора и силы, с которой все местное, корневое, свое стремилось выбиться из-под этого пресса, было всеобщим. К нему присоединялось, впрочем, и другое чувство. При всем гнете и насилии римское господство означало рост богатства, распространение цивилизации, усложнение жизни и труда, торжество над хаотичными силами природы. Насильственно насаждаемая римская государственность воспринималась как плата за приобщение к классической античной культуре» [2. С. 84—
По словам Тима Корнелла, «римляне были империалистами и гордились этим» [13. P. 141. О римском «империализме» эпохи Республики см.: 14]. К IV в. до н. э. «война для Рима была социальной, политической и экономической необходимостью» [14. P. 572]. Так было на протяжении веков, однако в конце Республики — начале Империи ситуация в корне меняется. Последний мощный всплеск римского «империализма» приходится на время принципата Августа [подробнее см.: 11. P. 96 ff]. Харизматичный наследник Цезаря присоединил к империи Египет, Паннонию, Мёзию, Норик, Рецию, мечтая о покорении Британии, Парфии и далекой Индии [11. P. 108]. Исключительно важной, рубежной вехой в истории Августова «империализма» стала, безусловно, clades Variana (9 г.), положившая конец мечтам Августа и его ближайшего окружения о завоевании Германии. Разгром легионов Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу в известном смысле ударил по «застоявшимся умам», остудив пыл агрессивно настроенных римских консерваторов во главе с Августом и освежив в коллективной исторической памяти римлян их давние «фобии», связанные с галлами и германцами [8. S. 45]. После гибели легионов Вара римляне, видимо, всерьез опасались германского вторжения в Италию, хотя никакой реальной угрозы Риму со стороны германцев тогда не было. с.82 Как удачно высказался в свое время Питер Брант, «реакция римлян на вероятную угрозу напоминает реакцию возбужденного тигра, потревоженного во время еды» [10. P. 177]. Поэтому после катастрофы в Тевтобургском лесу германцев в Риме стали еще больше бояться и ненавидеть. Следствием этого явились изгнание галлов и германцев из Рима по приказу Августа (Dio Cass. LVI. 23. 4) и жестокие акции в отношении мирного населения в ходе римских военных экспедиций за Рейн; об одной из таких акций сообщает Тацит (Tac. Ann. I. 51).
Наконец, Август начал создавать на рубежах империи защитный «пояс» в виде вассальных царств, которые в случае военной угрозы должны были принять на себя первый удар варварских полчищ8. «Стоящими на страже державы» именуются эти государственные образования в надписи из Кизика, датированной 37 г. до н. э. (IGR. Vol. IV. 145, v. 3). Впрочем, Дэвид Браунд в своей классической работе убедительно показал, что рассматривать вассальные царства лишь как буферные государства в общепринятом смысле этого термина, введенного в оборот в
После смерти Августа (14 г.), завещавшего своему преемнику воздержаться от расширения границ империи (consilium coercendi intra terminus imperii) (Tac. Ann. I. 11. Ср.: Dio Cass. LVI. 33. 5), территориальная экспансия Рима постепенно сходит на нет. В 16 г. Тиберий отозвал Германика с театра военных действий, и римляне перешли к обороне на рейнском рубеже (Tac. Ann. II. 26). Более того, Тацит пишет о резком снижении военной активности Рима при Тиберии по сравнению с эпохой Республики (Tac. Ann. IV. 32. Ср.: Tac. Ann. I. 3; II. 26; VI. 32; Agr. 13). Известно, что в период Принципата имели место локальные вооруженные конфликты на границах и восстания в провинциях, как-то: восстания Такфарината (17—
Разумеется, характер войн менялся постепенно. Начало этого длительного процесса, видимо, следует отнести ко II в. до н. э.: чем дальше, тем продолжительнее становились мирные «интерлюдии», ежегодные кампании постепенно сменились постоянным военным присутствием в провинциях, а со времен Гракхов участились внутренние конфликты — гражданские войны в Италии, восстания и мятежи в провинциях [13. P. 157 ff.; 14. P. 582].
По выражению Т. Корнелла, «римская Республика… пала жертвой собственного успеха» [13. P. 158]. Уже с I в. до н. э. крупные захватнические авантюры, такие как завоевание Галлии, вторжение в Британию или покорение Дакии, носили исключительный характер и случались крайне редко, милитаризм римского общества в целом и аристократии в частности неуклонно снижался [14. P. 574—
Чем можно объяснить данный феномен? Во-первых, не будем забывать, что Принципат, который во II в. представлялся некоторым современникам монархией без царских регалий (Suet. Tib. 14. 2), во времена Августа и Тиберия официально именовался «восстановленной республикой» (res publica restituta). В рамках этой сугубо консервативной идеологемы был по-своему логичен и даже, пожалуй, неизбежен возврат к республиканскому «империализму», т. е. к активной внешней политике и, конкретно, к завоевательным войнам. Во-вторых, огромная армия (25 легионов) не могла долго находиться в бездействии. В-третьих, Август, видимо, стремился подтвердить свое реноме достойного наследника Цезаря — великого завоевателя и полководца. В-четвертых, проведение активной внешней политики было необходимо из соображений престижа правящей династии [13. P. 161—
Интеллектуалы Августова «золотого века» чутко восприняли и отразили в своих произведениях великодержавные устремления основателя Принципата; пример — известные пассажи у Тита Ливия («нет человеческих сил, способных противиться римскому оружию») (Liv. I. 16. 7. Пер. В. М. Смирина) и Вергилия («Рим до пределов вселенной расширит власти пределы своей» (Verg. Aen. VI. 781—
К началу новой эры римская политика «перманентной» территориальной экспансии, по-видимому, полностью себя исчерпала. Провозглашение «Августова мира» (pax Augusta) греческие и римские писатели объясняли тем, что римляне к тому времени уже завоевали лучшую часть ойкумены, а воевать за бесплодные и скудные земли варваров просто не имело для них никакого смысла (Strab. VI. 4. 2; XVII. 3. 24; App. Praef. 7; Flor. II. 29. 20).
В современной историографии на сей счет существует вполне обоснованное мнение, что решающую роль в отказе наследников Августа от политики «агрессивного империализма» сыграл сам факт появления профессиональной армии и военных (viri militares), для которых война стала ремеслом. В результате милитаризация римского общества постепенно стала сходить на нет, людей, сведущих в военном деле, становилось все меньше, а тех, кто был совершенно незнаком с армейскими реалиями и абсолютно равнодушен к военному ремеслу, напротив, все больше. Иными словами, война стала «незнакомой реальностью» для большинства жителей многонациональной империи [13. P. 168], принцепсы же, если и отправлялись в завоевательный поход, то исключительно из соображений политического престижа. Если так, то указанные объективные обстоятельства, надо полагать, значительно облегчали главную задачу, стоявшую перед имперской пропагандой: сделать так, чтобы население Римской империи поверило в идентичность понятий «империя» и «мир» [33. P. 178]10.
Результаты
Само установление режима принципата, когда, по словам Тацита, «в интересах спокойствия и безопасности всю власть пришлось сосредоточить в руках одного человека» (Tac. Hist. I. 1. Пер. Г. С. Кнабе под ред. М. Е. Грабарь-Пассек), со временем было осмыслено — и прокламировалось — как «установление гражданского мира» (pax civilis) (Suet. Claud. 41. 2). Пропаганда убеждала граждан в том, что Август «умиротворил» и «восстановил» республику, освободив ее от власти «партий», смуты, голода и страха; он обуздал пиратов и вернул господам беглых рабов, восстановив свободу, законный порядок в государстве и право частной собственности. Как утверждал сам Август в своих «Деяниях», «после того как я потушил гражданские войны, владея при всеобщем согласии высшей властью, я передал государство из своей власти в распоряжение сената и народа римского» (RGDA. XXXIV. Пер. А. Л. Смышляева). На аверсе монет, отчеканенных в 28 г. до н. э., красовалась легенда: libertatis populi Romani vindex («защитник свободы римского народа»), тогда с.85 как на реверсе была изображена богиня мира Пакс (Pax). Так закладывались идеологические основы принципата Августа [1. С. 334]11. В этой связи необходимо признать, что лозунг pax Romana, являясь безусловным идеологическим штампом (ср. с тирадой мятежного бритта Калгака в интерпретации Тацита: «создав пустыню, они (римляне. — В. Н.) говорят, что принесли мир» (ubi solitudinem faciunt, pacem appellant: Tac. Agr. 30)), во многом отвечал реальной действительности и не мог не пользоваться поддержкой в массах12. Хотя на деле, разумеется, «мир» в провинциях был весьма относительным [13. P. 188—
Когда в 48 г. Клавдий даровал своим землякам, знатным и богатым выходцам из Лугдунской Галлии (недаром Сенека в своем «Апоколокинтосисе» назвал Клавдия «галлом»: Sen. Apocol. 6. 1), право заседать в сенате и занимать почетные должности в Риме (ius honorum), консерваторы напомнили принцепсу о вековом metus Gallicus: «Или нам мало, что венеты и инсубры прорвались в курию, и мы жаждем оказаться как бы в плену у толпы чужеземцев?» (Tac. Ann. XI. 23. Здесь и далее цит. в пер. А. С. Бобовича под ред. Я. М. Боровского и М. Е. Сергеенко). В ответ Клавдий заявил о том, что галлы связаны с римлянами «общностью нравов, сходством жизненных правил, родством» (ibid. 24)13. Свою аргументацию император подкрепил тезисом о «столетней верности» галлов Риму (CIL XIII 1668 [= ILS 212] col. II 33—
Заключение
Понятие pax Romana включало в себя два компонента: мир в провинциях и безопасность границ [33. P. 179]. Границы империи отделяли мир с.86 цивилизации (imperium Romanum [о нем см.: 29]), эту, по словам Фергюса Миллара, «сложную систему, включавшую в себя много разных географических зон, этнических групп и политических устройств» [25. P. 229], от мира варварства. Как писал Дакре Балсдон, «если римлянин окидывал взором мир, он видел цивилизацию в Греции и — не каждый грек согласился бы с ним — в Риме (также, может быть, в далекой Индии), и он находил ее во всех тех, кто был достаточно романизован (в некоторых случаях, как сказал бы Тацит, чересчур романизован). То были дети света; все остальное утопало во тьме варварства» [7. P. 63—
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
AAWM — Abhandlungen der Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Klasse der Akademie der Wissenschaften und der Literatur in Mainz.
CAH — The Cambridge Ancient History.
CIL — Corpus Inscriptionum Latinarum.
CQ — Classical Quarterly.
IGR — Inscriptiones Graecae ad res Romanas pertinentes.
ILS — Inscriptiones Latinae Selectae.
JRS — The Journal of Roman Studies.
RGDA — Res gestae divi Augusti.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. М., 1995.
[2] Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги. М., 1981.
[3] Никишин В. О. Как культура преодолела негативный стереотип: портрет мавретанского царя Юбы II в контексте римских этнических предрассудков // Египет и сопредельные страны. Вып. 2. 2017. С. 43—
[4] Смыков Е. В. Новые подходы к исследованию римской восточной политики. Саратов, 2010.
[5] Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987.
[6] Amici — socii — clientes? Abhängige Herrschaft im Imperium Romanum (Berlin Studies of the Ancient World. Vol. 31) / Hrsg. E. Baltrusch und J. Wilker. Berlin, 2015.
[7] Balsdon J. P. V. D. Romans and Aliens. L., 1979.
[8] Bellen H. Metus Gallicus — Metus Punicus. Zum Furchtmotiv in der römischen Republic / AAWM. 3. 1985.
с.87 [9] Braund D. C. Rome and the Friendly King: The Character of the Client Kingship. L., 1984.
[10] Brunt P. A. “Laus imperii” // Imperialism in the Ancient World / Eds. P. D. A. Garnsey and C. R. Whittaker. Cambridge, 1978. P. 159—
[11] Brunt P. A. Roman Imperial Themes. Oxford, 1990.
[12] Burian J. Latrones. Ein Begriff in römischen literarischen und juristischen Quellen // Eirene. Studia Graeca et Latina. 21. 1984. S. 17—
[13] Cornell T. The end of Roman imperial expansion // War and Society in the Roman World / Leicester-Nottingham Studies in Ancient Society. Vol. 5 / Eds. J. Rich and G. Shipley. L., 1993. P. 139—
[14] Eckstein A. M. Conceptualizing Roman Imperial Expansion under the Republic // A Companion to the Roman Republic / Eds. N. Rosenstein and R. Morstein-Marx. Oxford, 2006. P. 565—
[15] Eckstein A. M. Mediterranean Anarchy, Interstate War, and the Rise of Rome. Berkeley and Los Angeles, 2006.
[16] Edwell P. Definitions of Roman Imperialism // A Companion to Roman Imperialism (History of Warfare. Vol. 81) / Ed. D. Hoyos. Leiden — Boston, 2013. P. 39—
[17] Ghio G. Roman Soldiers on the Spot: Integration and Issues. A case study based on the province of Egypt (I—
[18] Giuffre V. “Latrones desertoresque” // Labeo. Rassegna di diritto romano. 27. 1981. P. 214—
[19] Gruen E. S. The Hellenistic World and the Coming of Rome. Vol. 1. Berkeley, 1984.
[20] Grünewald Th. Bandits in the Roman Empire: Myth and Reality. L.; N. Y., 2004.
[21] Harris W. V. War and Imperialism in Republican Rome, 327—
[22] Kroll W. Die Kultur der ciceronischen Zeit. Leipzig, 1933.
[23] Lintott A. Imperium Romanum: Politics and Administration. L.; N. Y., 1993.
[24] Madsen J. M. The Provincialisation of Rome // A Companion to Roman Imperialism (History of Warfare. Vol. 81) / Ed. D. Hoyos. Leiden — Boston, 2013. P. 305—
[25] Millar F. Rome, the Greek World, and the East / Eds. H. M. Cotton and G. M. Rogers. Vol. 2. Government, Society, and Culture in the Roman Empire. L., 2004.
[26] Paterson J. Transalpinae gentes: Cicero, De re publica 3, 16 // CQ. 1978. 28. P. 452—
[27] Pitts
[28] Potter D. The Limits of Rower // A Companion to Roman Imperialism (History of Warfare. Vol. 81) / Ed. D. Hoyos. Leiden — Boston, 2013. P. 319—
[29] Richardson J. S. Imperium Romanum: Empire and the Language of Power // JRS. 81. 1991. P. 1—
[30] Stone M. The Genesis of Roman Imperialism // A Companion to Roman Imperialism (History of Warfare. Vol. 81) / Ed. D. Hoyos. Leiden — Boston, 2013. P. 23—
[31] Vogt J. Ciceros Glaube an Rom. Darmstadt, 1963.
[32] Whittaker C. R. Frontiers // CAH. 2nd ed. Vol. XI. The High Empire, AD 70—
[33] Woolf G. Roman peace // War and Society in the Roman World / Leicester-Nottingham Studies in Ancient Society. Vol. 5 / Eds. J. Rich and G. Shipley. L., 1993. P. 171—
с.88
REFERENCES
[1] Abramzon M. G. Monety kak sredstvo propagandy oficialnoy politiki Rimskoj Imperii [The Coins as a mean of propaganda of the official policy of the Roman Empire]. М., 1995.
[2] Knabe G. S. Kornelij Tacit. Vremya. Zhizn’. Knigi [Cornelius Tacitus. Time. Life. Books]. М., 1981.
[3] Nikishin V. O. Kak kultura preodolela negativnyj stereotip: portret mavretanskogo carya Juby II v kontekste rimskih etnicheskih predrassudkov [How the culture overcame a negative stereotype: the portrait of Mauretanian king Juba II in the context of the Roman racial prejudices] // Egipet i sopredel’nye strany [Egypt and neighbouring countries]. Vyp. 2. M., 2017. S. 43—
[4] Smykov E. V. Novye podhody k issledovaniju rimskoj vostochnoj politiki [The new approaches of research of the Roman eastern policy]. Saratov, 2010.
[5] Shtaerman E. M. Social’nye osnovy religii drevnego Rima [Social bases of the religion of Ancient Rome]. М., 1987.
[6] Amici — socii — clientes? Abhängige Herrschaft im Imperium Romanum (Berlin Studies of the Ancient World. Vol. 31) / Hrsg. E. Baltrusch und J. Wilker. Berlin, 2015.
[7] Balsdon J. P. V. D. Romans and Aliens. L., 1979.
[8] Bellen H. Metus Gallicus — Metus Punicus. Zum Furchtmotiv in der römischen Republic / AAWM. 3. 1985.
[9] Braund D. C. Rome and the Friendly King: The Character of the Client Kingship. L., 1984.
[10] Brunt P. A. “Laus imperii” // Imperialism in the Ancient World / Eds. P. D. A. Garnsey and C. R. Whittaker. Cambridge, 1978. P. 159—
[11] Brunt P. A. Roman Imperial Themes. Oxford, 1990.
[12] Burian J. Latrones. Ein Begriff in römischen literarischen und juristischen Quellen // Eirene. Studia Graeca et Latina. 21. 1984. S. 17—
[13] Cornell T. The end of Roman imperial expansion // War and Society in the Roman World / Leicester-Nottingham Studies in Ancient Society. Vol. 5 / Eds. J. Rich and G. Shipley. L., 1993. P. 139—
[14] Eckstein A. M. Conceptualizing Roman Imperial Expansion under the Republic // A Companion to the Roman Republic / Eds. N. Rosenstein and R. Morstein-Marx. Oxford, 2006. P. 565—
[15] Eckstein A. M. Mediterranean Anarchy, Interstate War, and the Rise of Rome. Berkeley and Los Angeles, 2006.
[16] Edwell P. Definitions of Roman Imperialism // A Companion to Roman Imperialism (History of Warfare. Vol. 81) / Ed. D. Hoyos. Leiden — Boston, 2013. P. 39—
[17] Ghio G. Roman Soldiers on the Spot: Integration and Issues. A case study based on the province of Egypt (I—
[18] Giuffre V. “Latrones desertoresque” // Labeo. Rassegna di diritto romano. 27. 1981. P. 214—
[19] Gruen E. S. The Hellenistic World and the Coming of Rome. Vol. 1. Berkeley, 1984.
[20] Grünewald Th. Bandits in the Roman Empire: Myth and Reality. L.; N. Y., 2004.
[21] Harris W. V. War and Imperialism in Republican Rome, 327—
[22] Kroll W. Die Kultur der ciceronischen Zeit. Leipzig, 1933.
с.89 [23] Lintott A. Imperium Romanum: Politics and Administration. L.; N. Y., 1993.
[24] Madsen J. M. The Provincialisation of Rome // A Companion to Roman Imperialism (History of Warfare. Vol. 81) / Ed. D. Hoyos. Leiden — Boston, 2013. P. 305—
[25] Millar F. Rome, the Greek World, and the East / Eds. H. M. Cotton and G. M. Rogers. Vol. 2. Government, Society, and Culture in the Roman Empire. L., 2004.
[26] Paterson J. Transalpinae gentes: Cicero, De re publica 3, 16 // CQ. 1978. 28. P. 452—
[27] Pitts
[28] Potter D. The Limits of Rower // A Companion to Roman Imperialism (History of Warfare. Vol. 81) / Ed. D. Hoyos. Leiden — Boston, 2013. P. 319—
[29] Richardson J. S. Imperium Romanum: Empire and the Language of Power // JRS. 81. 1991. P. 1—
[30] Stone M. The Genesis of Roman Imperialism // A Companion to Roman Imperialism (History of Warfare. Vol. 81) / Ed. D. Hoyos. Leiden — Boston, 2013. P. 23—
[31] Vogt J. Ciceros Glaube an Rom. Darmstadt, 1963.
[32] Whittaker C. R. Frontiers // CAH. 2nd ed. Vol. XI. The High Empire, AD 70—
[33] Woolf G. Roman peace // War and Society in the Roman World / Leicester-Nottingham Studies in Ancient Society. Vol. 5 / Eds. J. Rich and G. Shipley. L., 1993. P. 171—
Pax Romana and the Roman “imperialism” in the 1st century A. D.
Vladimir O. Nikishin
Lomonosov Moscow State University
Lomonosovsky Av, 27-4, Moscow, Russia, 119991
This article is devoted to such a historical phenomenon as the Roman “imperialism” in the epoch of Augustus and his coming successors. Despite the fact that the founder of the Principate had declared the coming of “pax Augusta”, he spent several wars of conquest (for instance, in Spain and Germany). But Tiberius had already refused of “aggressive imperialism”, then the Empire moved to defense at all frontiers. The emperors of the 1st century A. D. only from time to time took off ensive actions (for example, in Armenia or Britain). Probably, there were two reasons for the Romans’ rejection of expansion policy. First of all, by that moment they had already conquered practically all the Mediterranean, and the expanding of the boundaries of the Empire hadn’t sense any more. Secondly, the creation of professional army led to the noticeable decline of the militarization level of the Roman society, which from that on was keenly interested in the keeping of peace and stability all over the “pax Romana”.
Keywords: the Roman “imperialism”, “defensive imperialism”, “aggressive imperialism”, “bellum iustum”, Quintilius Varus, Augustus, Claudius, Teutoburger Forest, vassal kingdoms, “pax Augusta”
с.90 Информация об авторе / Information about the author
Никишин Владимир Олегович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. E-mail: cicero74@mail.ru
Nikishin Vladimir Olegovich, Candidate of Historical Sciences, senior teacher of the department of the ancient history in the history faculty of M. V. Lomonosov Moscow State University, Moscow. E-mail: cicero74@mail.ru
Для цитирования / For citation
Никишин В. О. Pax Romana и римский «империализм» в I в. н. э. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2019. T. 11. № 1. С. 76—
http://dx.doi.org/10.22363/2312-8127-2019-11-1-76-90
Nikishin V. O. Pax Romana and the Roman “imperialism” in the 1st century A. D. // RUDN Journal of World History. 2019. Vol. 11. № 1. Pp. 76—
http://dx.doi.org/10.22363/2312-8127-2019-11-1-76-90
Рукопись поступила в редакцию / Article received: 14.12.2018
ПРИМЕЧАНИЯ