О Корнутской массе и церкви гота Флавия Валилы в Тиволи
© 2022 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.
с.15 Фигура Флавия Валилы
Флавий Валила Теодовий (Flavius Valila Theodovius), германец по происхождению1, был могущественным и влиятельным военным деятелем в сложный период конца Западной империи, совпавший с началом правления арианина Одоакра2 (476 г. н.э.). Он достиг высших сенаторских и военных должностей и почестей на закате имперской эпохи – карьера, сближающая его со многими гражданами варварского происхождения, пытавшими счастья в римских учреждениях, как на военном поприще, так и на гражданской службе.
Как известно, начиная с III–IV вв. в римскую армию вступило множество герулов, скиров, туркилингов, ругов, готов3. Информация о карьере Валилы предоставлена нам тремя сохранившимися до нашего времени документами, среди которых выделяется учредительный акт Корнутской церкви (Charta Cornutiana), представляющий собой документ исключительной важности, который мы обсудим позже. В этом документе Валила описывается, согласно публикации Л. Бруцца4, следующим образом:
“... Flavius Valila qui Theodovius vir clarissimus et inlustris et comes et magister utriusque militiae...”[1]
Мы можем, таким образом, привести гентилиций Flavius в доказательство его приверженности имперскому делу, тогда как Theodovius, являвшееся формой, с.16 производной от более распространённых Theodosius или Theodorus, недвусмысленно указывает на его религиозное исповедание, означая «носитель Бога». Наконец, имя Valila также определённо указывает на происхождение его семьи, имея окончание –ila, являвшееся общим для многих имён представителей семей германского происхождения5.
Валила быстро достиг высшей степени позднеимперской знати, дававшей ему право быть названным в официальных документах clarissimus et inlustris, что приравнивало его по важности к префекту Города или к консулам6. В военном плане он имел титул comes как доказательство высокого уважения, которое проявлял к нему император, и именно в рамках подразделения этого титула на ordines[2], к одному из которых относилась приписываемая ему должность magister utriusque militia7. В заключение можно сказать, что от Валилы в существенной степени зависели передвижения всей армии.
Последние годы существования Западной Римской империи отмечены фигурой императора Антемия Прокопия (405–472[4]), в отличие от фигуры его восточного коллеги Льва (411–471[5]). Важную роль в борьбе за контроль над тем, что оставалось от Западной империи, сыграл германский военачальник Флавий Рицимер (405–472), чьи история и биография неразрывно переплетаются с историей Валилы. Когда Рицимер около 470 года выступил против императора Антемия, в римской армии возник самый настоящий раскол, в результате которого 6000 воинов императорской армии удалились в сторону Милана под предводительством Рицимера. Примерно через год эти войска покинули сегодняшнюю Ломбардию, чтобы окончательно добить Антемия после того, как его армия потерпела бесславное поражение от визиготов Эвриха.
В этой распре Валила занял, вероятно, сторону Антемия, как подсказывают его религия и близость к римской церкви, особенно к папе тибуртинского происхождения Симплицию (468–483), а также его принадлежность к сенаторской аристократии. Сама Charta Cornutiana8, датированная 17 апреля 471 года, предлагает две с.17 подсказки в этом направлении. Занимаемая Валилой должность предполагала острое соперничество, полностью совпадая в тот год с должностью Рицимера. Кроме того, вряд ли можно представить составление подобного документа Валилой, почти год занятым в Милане на службе у Рицимера. Таким образом, Валила мог стать образцом для всех римских граждан и военных готского происхождения и никейской веры, в особенности после прихода арианина Одоакра, и сохранил высокий военный пост даже после распада империи.
Кроме собственности на обширной тибуртинской территории Валила также должен был владеть значительной собственностью в Городе, и в качестве доказательства этого мы располагаем сведениями об основании церкви св. Андрея в Катабарбаре на Эсквилинском холме. Именно этот район всегда был местом поселения варваров на военной службе империи, и поэтому это место характеризовалось сильным германским присутствием также в культурном и религиозном отношении.
Massae fundorum как объект эвергетизма и сельскохозяйственного кадастра
Liber Pontificalis9 в своих биографиях сообщает о ряде владений, подаренных императором Константином (274–337) церкви св. Петра, а именно о множестве римских базилик и относящихся к ним пригородных владениях. Речь, однако, не идёт исключительно о государственных пожертвованиях, поскольку некоторые из них совершены частными лицами. Этот тип пожертвования можно считать началом для основания и будущего расширения церковного государства. Тем самым Константин привнёс дух эвергетизма10 в среду своих приверженцев из числа богатой сенаторской аристократии, побуждая многих частных владельцев искать императорской благосклонности, уступая церкви значительные наследства и доходы, прежде всего в границах организованных сельскохозяйственных территорий.
Естественно, что со временем и по мере всё большего укоренения веры многие предпринимали подобные действия в надежде обрести божественную благодарность по завершении своего земного существования. В результате с.18 Церковь постепенно приобрела многочисленные землевладения, разбросанные в основном по Лацию и Сицилии11. Поэтому мы уточняем, что термин fundum следует понимать как ядро римской кадастровой системы, по крайней мере, со II века н.э., причём названия землевладений часто происходят от имён древних собственников, приводимых ещё в регистрах эпохи Августа12. Хотя эти владения были уступлены императорским решением, не было недостатка в частных землевладениях, некоторые из которых, безусловно, перешли из частной собственности в результате конфискации.
Fundum был разделён на участки (parcelle) и имел среднюю площадь от 15 до 45 гектаров. Объединение нескольких fundi составляло массу (massa), представлявшую собой типичную структуру крупной аристократической земельной собственности, принадлежавшей римским сенаторам и высокопоставленным военным, включая comites и magistri militium.
Масса | Дата | Собственность | Доход (солидов) | Источники | ||
16 | Cinciana | Сицилия | 590 | SRE | GM 1, 42 | |
17 | Cornutiana | Лаций/Пренесте | 471 | Fl. Valila mag. utr. mil. | LP, CXLVI— |
|
18 | Enporitana | Сицилия | 443— |
Lauricius PSC / ER | 756 | P. Ital. 1; см. с. 1000 |
19 | Fadilianensis | Сицилия | 443— |
Lauricius PSC / ER | 445 | P. Ital. 1; см. с. 1000 |
20 | Festi | Лаций/Пренесте | 314— |
RP / Festus PSC / RP / SRE | 300 | LP 174; см. с. 994 |
21 | Firmidiana | Марке/Урбинум | 553 | Ranilo и Fetilanc / ER | 100 | P. Ital. 13; см. с. 1002 |
22 | Flaviana | Лаций/Сабина (?) | 599 | SRE | GM 9, 98 | |
23 | Furiana | Сицилия/Тиндари | 599 | Ianuaria | GM 9, 180— |
|
24 | Gaba | Лаций/Габии | 314— |
Gallicanus cos. 317 (?) / SRE | 202 | LP 174; см. с. 995 |
25 | Gargiliana | Кампания/Суэсса | 314— |
Gallicanus | 655 | LP 184; см. с. 995— |
26 | Gargiliana | Кампания/Суэсса | 314— |
RP / SRE | 400 | LP 173; см. с. 1012 |
27 | Gelas | Сицилия/Гела (?) | 599 | SRE | GM 9, 236; см. прим. 110 | |
28 | Getina | Сицилия/Панорм | 599 | Церковь Палермо / Maurentius mag. mil. | GM 9, 119 | |
29 | Gratiliana | Лаций/Витербо | 599 | SRE | GM 9, 96; см. с. 1011 | |
30 | Iuncis | Африка/Бизацена или Мавретания | 314— |
RP / SRE | 800 | LP 175 |
Massae включали все fundi, принадлежавшие одному владельцу и не обязательно связанные и смежные друг с другом. Как правило, они получали своё название от наиболее значительного fundum и похоже, что все составляющие массу fundi находились на одной и той же относящейся к городу территории, за исключением некоторых случаев, когда массы состояли из fundi, расположенных на территориях разных городов. Vita Sylvestri упоминает 26 масс в центральной Италии, Сицилии и Африке, и только в период между Константином и Григорием Великим их насчитывалось с.19 не менее 75.
Тем самым масса выполняла фискальные функции и собирала налоги для самого собственника, который затем уплачивал их совокупно, обладая привилегией автопрагии13. Основу налогового расчёта массы составляло в основном число fundi. К этому времени поставки продукции нескольких fundi накапливались в массе и обычно собирались в большой вилле praetorium. Эта структура должна была иметь службы, которые могли быть использованы колонами этого имения, жилища, а также мастерские и т.д. Конечно, таковой была и организационная схема массы Валилы, сосредоточенной, как мы увидим, вокруг большого претория или виллы с инквилинами и собственными horti[8]. Комплексность дарения Валилы заключается в том, что речь идёт не о простой передаче собственности, но и об уступке прямой налоговой ответственности, зависящей от тех fundi, которые её составляли.
Церковь и massa Cornutiana
Charta Cornutiana14 – замечательный пример учреждения и одарения сельской церкви, и мы знаем, что Валила основал церковь типа базилики, с ризницей и вспомогательными помещениями. Каково происхождение названия Cornuta? Мы находим, что этот топоним был связан с fundum, затем с церковью, а также с деревней неподалёку от древнего акрополя.
В самых древних документах можно найти по крайней мере три освящённых храма, расположенных в Корнуте: св. Анастасия, св. Агаты и св. Стефана15, и несомненно существование fundum (или fundi) Корнута в составе массы, пожертвованной Валилой для основания церкви. С целью обеспечить учреждаемую ecclesia достойным патримонием и средствами, достаточными для её содержания, Валила также пожертвовал две группы fundi из состава своих владений. Первая группа состояла из поместий Maranus, (f.) mons paternum, Casa martis, Vegetes quod casa proiectici, Batilianus. Следует отметить присутствие названия paternum, которое упоминается и в других документах как землевладение, которое должно быть тесно связано с вышеупомянутой церковью св. Стефана16.
с.20 Относительно топонима Cornuta мы отмечаем, что burgus Cornute также упоминается в документах XIV века, относящихся к той части города, которая до сих пор сохраняет это название и находится в самом начале сегодняшней via Tiburtina Valeria.
Во вторую группу, не включающую fundi, составляющие massa Cornutiana, вошли fundi Callicianum, Casa noba, Casa prati, Casa marturi, Casa crispini, Boaricum, к которым добавлена “...casa pressa in provincia picini tyburtino territorio costitutos...”. Валила передал право собственности на эти fundi, но решил удержать за собой узуфрукт. Тибуртинская церковь могла воспользоваться плодами вышеназванных fundi только после смерти Валилы, но также ей пришлось иметь дело с соответствующими обременениями, в том числе налоговыми17. Это дарение должно быть понято в свете обеспечения ряда услуг, оказываемых тем, кто проезжал по via Marsicana, или нынешней Valeria, также недалеко от границ тибуртинской и марсийской территорий. На данный момент происхождение массы Валилы, кажется, полностью согласуется с происхождением самого города Тиволи, сохраняя коммерческое назначение и контроль над экономическими потоками.
Обе группы fundi представляются А. Персили (Persili) в его ценнейшей публикации (bibl. 4) расположенными вдоль вышеупомянутой via Valeria. Земли, пожертвованные для основания и возведения церкви и связанных с ней построек, имеют границы, описанные в той же грамоте: “...Idest a cava arcus qui mittitur ad pretorium. Et deinde per parietes qui contra pretorium. redeuntes. Aream æcclesiæ claudunt usque trans absidam. Et de parietibus ipsis per sepæ qui hortos inquilinorum qui in pretorium commanent. videtur munire quæ sepis descendit et regam ante[9] ad viam cabam. sive ad torum qui redet usque ad arcum suprascriptum.”[10] 18.
Из текста Charta мы можем понять, что в конце V века там находились три здания, то есть преторий (который, как мы видели, был главным зданием в управлении массой), церковь св. Марии и монастырь св. Стефана. Пачифичи в “Tivoli nel medio-evo” (Bibl. 1) идентифицирует саму церковь Валилы как посвящённую сначала с.21 первомученику св. Стефану, но утверждает её расположение рядом с местечком Circolo и местностью под названием Marini в районе Кастротевере (Castrotevere), где, как точно установлено, церковь в Корнуте действовала по крайней мере до 1589 года19. Эта церковь была названа в честь Девы Марии и в дошедших до нас документах о пастырских визитах епископа нет упоминаний о церкви в честь св. Стефана. Поэтому необходимо учитывать, что в Тиволи существовали два владения Корнута, что подтверждается актами регеста церкви Тиволи. В регесте, кроме упомянутого fundum qui vocatur cornu на Валерии, мы действительно можем следовать описанию вдоль оси дороги, соединяющей fundi, которые до сих пор ещё распознаются в нынешней топонимике в районе Виллы Адриана (Villa Adriana), которая от ceseranu (Cesarano), paterno, затем qui descendit a ponte lucano, balbinianu in quo est aecclesie sancti victorini, aqua ferrata, ведёт к fundum qui appellatur cornuti cum plebe sancti stephani20.
Однако многие названия fundi дублируются и одноимённые владения позиционируются в разных областях, что может только усложнить любую попытку реконструкции и исследования. Если fundi casa marturi (недалеко от Виллы Адриана) и casa nova (возле Сан-Витторино (S. Vittorino), Лунгеццы (Lunghezza) и Корколле (Corcolle)) побуждают Пачифичи поместить fundum Cornuti в нынешней Вилле Адриана, нельзя не считаться с возражением Персили, который желает отнести его к местности Caselle, в fundum caselle, ссылаясь на регест Субьяко и Liber Pontificalis, которые сближают fundum Cornuta с fundum pensioni, а именно с монастырём св. Стефана de Olibe, расположенным в двух милях от Тиволи. В одном из документов в регесте Субьяко, датируемом между 758 и 763 гг., упоминается церковь св. Северина в fundum Casella, а в другом документе регеста, датируемом 978–1029 гг., она помещена в fundum Pensionis.
Св. Северин был тибуртинским монахом, жившим, вероятно, в VI веке и отличавшимся, должно быть, верой и благосклонностью к тибуртинскому народу, сохранившему его реликвии и, возможно, пожелавшему, чтобы в его честь была освящена церковь (видимо, та самая церковь Cornutiana). Как на окончательное доказательство своих тезисов Персили ссылается на границы участков, описанные в подтверждающих владение папских буллах, датируемых 978, 991 и 1029 гг. Они описывают и подтверждают владения тибуртинской церкви, среди которых владение на via Marsicana, и перечисляются в том же порядке те самые участки, которые упомянуты в дарении Валилы, в том числе pensionis cum ecclesiae sancte marie et sancti с.22 severini (...) и qui appellatur Cornuti cum plebe sancti stephani, circoli, casa martis, а затем и другие21.
Археологические свидетельства существования этих построек на землях, описанных Персили, можно найти для praetorium’а22 в мощных опорах размером 47×87 м23, ориентированных по оси север–восток, в то время как фундаменты церкви Cornutiana следуют ориентации север–юг в своей оси апсида–атриум. Монастырь св. Стефана de Olibe мог получить от того же Валилы управление имуществом поместья, и титулование в честь святого первомученика хронологически соответствовало бы внезапному расширению посвящённого ему культа, вызванному обретением его мощей в 415 году. Тот же папа-тибуртинец Симплиций посвятил этому святому церкви Сан-Стефано-Ротондо на Целии и Сан-Стефано в Верано. На месте была также обнаружена окружающая монастырь стена длиной 87 и шириной 47 м, с остатками древних келий. Поэтому Персили предлагает конфигурацию монастыря, состоящего из нескольких не прилегающих друг к другу отдельных зданий, с расположенными за апсидой horti и habitacula и, конечно же, церковью Cornutiana.
Корнутская церквь имеет архитектурные особенности, о которых можно судить по подробной информации из дарственной Флавия Валилы, описанной в Charta. Это должно было быть довольно внушительное здание, более крупное, чем простая деревенская церковь, поскольку в Charta оно называется templum или basilica24. Также в Charta описана переданная церкви литургическая и нелитургическая утварь.
Из перечисления25 и качественного определения завес, размещённых для украшения и разделения арочных пролётов, можно извлечь ценную информацию о наличии intercolumni[11] и, следовательно, внутренних колоннад (по крайней мере двух колонн и трёх связанных с ними промежутков, в общей сложности шести промежутков26). В этой связи Пачифичи заметил, что в упоминаемой в XVI веке церкви в Корнуте с.23 никаких колоннад не было27. Наличие пронаоса (pronao) было несомненным, тогда как наличие иконостаса (iconostasi), вероятно, можно было бы распознать в ряду небольших арок, предшествующих в списке Валилы большим аркам, ограничивавших пространство стола вокруг алтаря. Столь же ясно указано наличие consistorium, то есть зала для собраний, и secretarium или ризницы, а также атриумного пространства ante regias basilice28.
Чтобы обрисовать архитектурную модель церкви, мы должны начать с типологической эволюции архитектуры христианской базилики, изменившейся по сравнению с римскими гражданскими зданиями. Эти типы развились, когда общины были подвигнуты оставить Domus Ecclesie, то есть гражданские жилища, приспособленные для отправления литургических праздников и религиозной жизни верующих, но, конечно, построенные не в соответствии с этими практиками. Домашние типы римской архитектуры с их комнатами, расположенными в больших двориках с портиками, приспосабливались к христианскому богослужению, в частности, в отношении отделения тех, кто ещё не крестился в новую веру.
От domus перешли к возглавляемым пресвитером tituli в соответствии с логикой развития, сделавшего необходимым залы для собраний и обсуждения общиной своей повседневной жизни и вопросов управлении церковным патримонием в помещениях, где пространственно должны были соединяться большое представительство и сосредоточенность.
Возвращаясь к тезисам Пачифичи, следует отметить, что в своём намерении доказать, что на самом деле следует мыслить Корнутскую церковь на участке сегодняшней Виллы Адриана, он не преминул также указать на археологический аспект возможных доказательств существования построек, которые могут быть сопоставлены с упомянутой выше архитектурой Корнутской церкви. Поэтому он распознал в некоторых постройках, присутствующих в знаменитой геодезической съёмке Франческо Пиранези (Francesco Piranesi), известной как Pianta delle fabbriche esistenti in Villa Adriana del 1751[12], наличие здания с апсидой и разделением на нефы, и наличие шестиугольного баптистерия29.
Мы находимся недалеко от так называемых руин Виллы Вибиев Вариев (Vibii Varii), которая занимает всю вершину холма св. Стефана, и развалины считающихся христианскими построек всё ещё (частично) видны сегодня, а с.24 церковь, судя по её характеристикам, была, по-видимому, переделана из языческого зала, что, похоже, произошло и с другой организованной Валилой церковью – св. Андрея в Катабарбаре.
Рассматривая рисунки Пиранези, нетрудно разглядеть трехчастный зал с нефами и intercolumni, и мы также отмечаем наличие, в соответствии с теми самыми реконструкциями Персили, нескольких боковых комнат, пространство одной из которых почти наверняка используется в качестве ризницы. Похоже, здесь нет подтверждения вероятного устройства иконостаса, и напротив, можно отметить, имея в виду разделительную систему колонн, присутствие возможных арок в большем количестве, чем то, что предполагается в Bibl. 4 (см.). Здесь мы хотим провести историографическое и даже архитектурное сравнение с основанием церкви св. Андрея в Катабарбаре на холме Целии в Риме тем же Флавием Валилой. Её история восходит в IV веку, когда ординарный консул 331 (или 317) года Юний Басс (Iunius Bassus)30 построил на Эсквилине зал с притвором и апсидой, который, учитывая размер здания, не мог быть погребальным сооружением, принимая также во внимание его городское местоположение. Это свободная застройка, даже если она была пристроена к domus и не включена во дворец31.
Около 476 года зал принадлежал Валиле, но неясно, как эта собственность перешла в его владение; вероятно, он мог приобрести её посредством брачного союза с представительницей семьи Бассов либо должен был приобрести её по всем правилам. Эта базилика была передана по завещанию Валилы папе-тибуртинцу Симплицию, который посвятил её св. Андрею и поместил в апсиде утраченную ныне надпись, датировавшую освящение здания для богослужений периодом между 476 и 483 гг.32 В результате нескольких раскопок 1930 года были обнаружены остатки, общие размеры которых, как сообщалось, составляли около 18/21 м в длину на 14 м в ширину, к концу XVII века весь комплекс был снесён ради строительства новых зданий. Богатое и задокументированное убранство зала свидетельствует о том, что христианские литургии, проходившие в церкви св. Андрея, установили провокационный диалог между традициями римской элиты и культурой христианского меценатства. с.25 Соположение языческих и христианских декоративных схем перекликалось также с целями меценатства, которые преследовал Валила как жертвователь имущества для церкви.
План церкви св. Андрея, выявленный при раскопках 1930 г. |
Надпись Валилы, обнаруженная среди мест сенаторов в Колизее |
с.26 Реставраторская деятельность Валилы достойна внимания, поскольку престиж этого «меценатства» заключается ещё и в том, что оно не противоречит и не пересекается с предыдущим благотворителем или строителем. Глядя на план Св. Андрея на съёмке из раскопок 1930 года, мы можем отметить простоту лишённого нефов зала, заканчивающегося апсидой, также предоставлявшей достаточно места для самого консула, расположившегося в ней, чтобы обращаться к полуобщественному собранию из немногих людей. Однако сравнение с планом той же церкви, отмеченным Джованни Чампини в его Vetera Monumenta 1690 года, показывает, что он имеет некоторые отличия, в том числе расположенный справа от притвора небольшой вход, несомненно сделанный в более позднюю эпоху. Вполне вероятно, что в то время зал действительно был приспособлен для литургического использования посредством изменения его первоначальной симметрии, и это также могло произойти в нашем случае корнутского здания Colli di S. Stefano (или предполагаемого).
Обе постройки имеют необычную ориентацию, когда священное здание, как кажется, помещено в неосевой контекст, но явно децентрализовано по отношению к другим существующим зданиям и в любом случае не соответствует первоначальному замыслу. Различный приток верующих и поиски атриумного пространства или даже паперти, которые, как предполагалось в канонах первых базилик, служили бы фильтром между сакральным пространством и существовавшей ранее городской средой, могли бы, безусловно, объяснить необходимость этих преобразований.
Политическую жизнь Рима в V веке характеризовали отношения между семьями Анициев и Дециев, к первой из которых должны быть отнесены сходящиеся интересы к папству и фаворитизм по отношению к католическому миру, а ко второй – попытки противодействовать обогащению церкви. Безусловно, могут быть выдвинуты гипотезы о близости политики Валилы и интересов Анициев.
Хорошо известны владения, принадлежавшие gens Anicia в долине Аньене, которые восходили ко временам Плацида Аниция (позже известного как св. Евстафий вследствие обращения его и его семьи в христианство). Воспоминания о жизни св. Сильвии приписывают этой святой владение территориями, которые принадлежали Евстафию до его мученической смерти и последующей конфискации имущества, утверждая, что она вернула владение, поскольку была женой Гордиана Аниция. В этой книге была выдвинута гипотеза, согласно которой именно на основе родственных отношений семья вновь получила во владение земли вблизи Поли (Poli) и сегодняшнего Сан-Грегорио-да-Сассола (S. Gregorio da Sassola).
На протяжении многих лет это владение способствовало формированию так называемого Patrimonium с.27 Tiburtinum, многочисленных сельскохозяйственных fundi и massae. Как следует из данного в 939 году подтверждения Льва VII, в 936 году так называемая massa Iubenzana перешла в регест Субьяко и, следовательно, под контроль могущественного бенедиктинского монастыря. Речь идёт о важной massa, выделявшейся на восточном склоне тибуртинской территории обильным присутствием сельских церквей и аграрных ресурсов, таких как посевы и мельницы.
Остатки того самого здания Пиранези, уже не различимые полностью, как они приведены в книге Dehio, G. and von Bezold, G.: “Die Kirchliche Baukunst des Abendlandes” (1884) |
В 958 году в massa Iubenzana была выделена massa Ampolloni, прежний fundum, которая перешла из тибуртинской собственности в собственность Субьяко с подтверждением в 939 году. Сопредельность владений Анициев и Бассов33, а также политическая и религиозная близость к Флавию Валиле, который станет с.28 в одно и то же время владеть некоторыми из них, предполагают, что он получил их либо вследствие вероятной конфискации и последующего наделения ими за заслуги, либо даже в результате скреплённого брачными узами союза и, таким образом, за счёт родственных связей Валилы с представителями этих важных семейств. Этой расстановки, оживлявшей политическую, военную, а также социальную шахматную доску последних лет империи, не избежала близость Валилы к папе Симплицию, который, как и другие папы, уделял немало внимания покровительству частному эвергетизму и христианизации сельской местности, в том числе Тиволи и Субьяко вплоть до Марсики, в V–VI вв.
Корнутская церковь на холме Монитола. Гипотеза А. Морескини
Наконец, мы хотим указать на гипотезу, появившуюся в опубликованной около 2000 года публикации Анджело Морескини “Le Chiese di Castel Madama” (Bibl. 8), согласно которой нынешние руины так называемого «Кастеллаччо» (Castellaccio), или цистерны римской эпохи, расположенные на вершине холма Монитола между сегодняшним Тиволи и Кастель-Мадама (Castel Madama), на самом деле могли быть церковью корнутского поместья, которую желал одарить Валила.
Автор этих строк, изучив вышеизложенное и ознакомившись с обоснованием (которое, однако, выглядит как простая гипотеза, не подтверждаемая с силой документально-исторической достоверности), выдвинутым Морескини, полагает, что приводит здесь доказательственные элементы и историографические соображения, позволяющие судить о достоверности причины критического отождествления Корнутской церкви. Церковь Монитолы, названная в честь Девы Марии, безусловно, существовала и упоминается в некоторых отдельных документах, начиная по крайней мере с 1015 года, когда в дарственной34 Бенедикта VII aecclesia Sante Mariae упомянута в границах этой территории. В 1555 году в решении, вынесенном князем Орсини в арбитраже по делу Габеллы дель Пассо, вновь упоминается некая «… церковь на вершине горы Монитола…». Наконец, на карте 1737 года, воспроизводящей границы территорий Кастель-Мадама и Тиволи в Эмполитанской долине, где мы видим постройку Монитолы с выступами фасада, более высокими по сравнению с наблюдаемым сегодня состоянием, упоминается «…Древняя церковь, обращённая в сторону Рима…».
Назначение и использование этого древнего объекта было, безусловно, военным, но несомненно, что речь идёт о резервуаре35, который, видимо, примыкал к вилле и на протяжении веков подвергался серьёзной реконструкции и работам, направленным на с.29 приспособление сооружения к военным функциям. Не следует упускать из виду, что использование деревенских вилл и зданий (военных и гражданских) имело решающее значение для религиозных общин, которые начиная с III века вплоть до периода «озамкования» (incastellamento) объединяются вокруг этих построек и сельских церквей в долине Аньене. На холме были обнаружены следы как минимум двух вилл, одна из которых, по-видимому, имела прочную цистерну, повторно использовавшуюся в древние времена в качестве деревенского дома.
Особенно полезно сосредоточить внимание на описании и архитектурных особенностях здания, имевшего, как сообщает Морескини, размеры 11×19,5 метра, с внутренним пространством, разделёным на три нефа двумя рядами колонн по четыре в каждом из известняковых блоков на квадратном основании со сторонами около 80 см. К ним необходимо добавить две пилястры равного сечения, примыкающие к каждой из основных стен, с расстоянием между колоннами 2,5 м, тогда как ширина нефов составляет 2,7 м. Кровля здания должна была быть крестообразно-сводчатой, судя по оставшимся на вершине колонн частям строительного раствора. Следует отметить, что в последующий период на первом этаже был добавлен второй уровень, вероятно, такой же протяжённости.
План цистерны Монитолы согласно Джулиани (см. Bibl. 9) |
с.30 Два участка стены с использованием контрфорсов остались видимыми, а два являются лишь проёмами, находимыми по незначительным следам рядом с ними. Относительно внешней кладки Джулиани сообщает об применении opus incertum[14] с использованием известняка, тогда как внутренняя часть была оштукатурена посредством opus signinum[15]. Отсутствие определённых отверстий поспособствовало укреплению гипотезы о назначении сооружения как цистерны, а также о её положении на вершине холма Монитола.
Внутренняя часть цистерны Монитола (см. Bibl. 9) |
Наше сооружение может находиться в прямой связи с резервуаром на холме Saccomuro между Кастель-Мадама и Виковаро (Vicovaro), построенным с применением той же opera incerta в его надземной части, а также с римской цистерной Caffeaus в Риме. Оба сооружения над землёй были двухуровневыми и с.31 имели стены с контрфорсами36, которые усиливали конструкцию, явно нагруженную как собственным весом, так и весом воды на полную мощность. Относительно контрфорсов Джулиани отмечает, что контрфорс цистерны Монитола имеет изогнутый след, обусловленный наличием апсиды, со следами кладки с применением opus reticolatum[16], плотно прилегавшей к цистерне. Он также разглядел фрагменты мозаичного пола из чёрной и белой смальты с крестообразными мотивами и пришёл к выводу, что речь может идти о вилле, датируемой, вероятно, второй половиной II века, с повторным средневековым использованием, следы которого сохранились, в частности, в остатках башни, установленной на южном контрфорсе.
Близость цистерны к massa Cornutiana и церкви, по крайней мере, в интерпретации Персили, позволяет предположить, что эта конструкция могла быть частью пожертвованных зданий, находящихся в massa, и, возможно, была превращена в функциональный преторий, пригодный для хранения продуктов, а также для защиты и убежища крестьян и закрепощённых работников.
Новые данные по этому вопросу и в целом по истории церкви, рассмотренные в данном очерке в связи с местоположением massa и её построек, могут быть выявлены только с помощью новых раскопок и археологических исследований, которые, как мы надеемся, прольют свет на историю построек, пожертвованных готом Валилой, и основания Корнутской церкви.
с.32 Библиографические источники
7. A cura di R. Lizzi Testa, Le trasformazioni dell’élites in età tardoantica / Atti del convegno internazionale Perugia 15–16 marzo 2004, 2006, Roma, L’Erma di Bretschneider, pp. 507.
8. A. Moreschini, Le Chiese di Castel Madama / monografie storiche, 2000, s.l., pp. 200.
9. F.C. Giuliani, Tibur pars altera, 1966, Roma, De Luca, pp. 230.
12. D. De Francesco, La proprietà fondiaria nel Lazio / Secoli IV-VIII. Storia e topografia, 2005, Roma, Quasar, pp. 372.
ПРИМЕЧАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА
ER = Ecclesia Ravennatis;
GM = Gerg. Magn. Registrum epistolarum;
LP = Liber pontificalis;
P = Patrimonium;
RP = Res privata;
SRE = Sancta Romana ecclesia.
«… а именно: от канавы арка, соединённая с господским домом, и далее по стенам, которые возвращаются к господскому дому и замыкают подворье церкви вплоть до апсиды и далее за ней, и от этих же стен по изгороди, ограждающей огороды обитающих в господском доме инквилинов, каковая изгородь спускается и делает два поворота к вырубленной в скалах тропе и к возвышенности, которая возвращается к вышеупомянутой арке» (лат.).