Утраченный папирус эпохи Одоакра
© 2022 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.
с.413 Тристано Кальки Миланский (умерший между 1507 и 1516 гг.) в своих Historiae patriae, изданных, и то не вполне аккуратно, лишь в 1627 году, в III книге на стр. 65 приводит следующее сообщение, которое согласно хранящемуся в Амброзианской библиотеке автографу (A 188 inf., f. 42) выглядит так:
Доверие к автору выше всяких подозрений. Даже в той части своего труда, которая относится к более древней эпохе, он осмотрительно и критически использует многочисленные источники, которые перечисляет в предисловии5. Там же он с.414 заявляет касательно использованных документов, что sortiti sumus diplomata Archetypa variis in coenobiis Mediolani, Ticini, Laudae, Cremonae, Bobii, Genuae latentia[3]. Поэтому нельзя сомневаться в том, что он действительно видел тот документ, о которым мы ведём речь.
Это был папирус (Tabula antiqua ex Papyro), содержащий дарение нескольких поместий некоему Вигилию, которого документ наделял титулом vir. inl. (viro in Liguribus illustri). При приходе к власти Одоакра он подвергся конфискации имущества; это соответствует тому, что нам известно от современных историков о поведении этого короля по отношению к италийцам6; такова была система, принятая им для того, чтобы утолить алчность своих сторонников7. Хорошо известный пример дарения патримониальных поместий предлагает нам знаменитый папирус из Равенны, в котором Одоакр как раз предоставляет несколько fundi, составляющих часть massa на сиракузской территории, v. inl. Пиерию8, который определённо был италийцем, как и Вигилий, и как тот Либерий, который оставался верным Одоакру до самого его падения9. Вероятно, Вигилий, бывший сначала противником этого государя, впоследствии принял новый режим и таким образом добился восстановления своего состояния. Либо, возможно, благосклонностью Одоакра он был обязан заступничеству епископа Павии Епифания, не раз использовавшего своё влияние при дворе в интересах италийцев и особенно лигурийцев10.
В упоминаемом Кальки документе Вигилий получает взамен конфискованного имущества несколько massae и fundi на территории Беневента и Кампании. Также у Кассиодора, Var. 5. 12, упоминается massa, которую король Теодерих предоставил наследникам viri inlustres Арголика и Амандиана, чтобы компенсировать им утрату casa: Palentianam massam quam eis pro compensatione largitas nostra transfuderat ut casae Arbitanae с.415 ammissionem hac commoditate solarentur[10]. Это письмо датируется 524 годом11, и иллюстрий Арголик, упоминаемый там как покойный, не должен отличаться от того Арголика, который был префектом Рима в 511 году12. Известно, что его отец занимал должность comes privatarum при Одоакре13; не исключено, что привязанность к этому королю повлекла конфискацию его имущества в начале правления Теодериха, когда не желавшие встать на его сторону италийцы были наказаны лишением гражданских прав14; это положение, однако, вскоре было почти полностью отменено15. Мы видим, что как в этом случае, так и, вероятно, в случае Вигилия, коль скоро конфискованное имущество уже перешло в руки третьих лиц16, государь компенсирует его выделением другого казённого имущества. О том, что подаренные Вигилию поместья были именно такого рода, документ говорит прямо (ut inquit): они поступили в казну ex iure nobilissimae Placidiae17, безусловно, ввиду отсутствия у неё законных наследников.
с.416 Дарение было совершено от имени Одоакра, но при посредстве действующего по его поручению викария Флавия Павла Андрея (vicarius – agens ex regio mandato). Также и дарение Пиерию, хотя и совершённое непосредственно королём, по его приказу было подписано магистром оффиций Андромахом (iussu regio – ex praecepto regio)18. Преномен Flavius распространён в это время особенно у лиц, облечённых достоинством иллюстрия19, которым, конечно, являлся Павел Андрей. Возможно, он занимал должность префекта претория, как тот Василий, который именно как agens vices praecellentissimi regis Odoacris фигурирует в документе, переданном в Деяниях Пятого римского собора 502 года.
Не подлежит сомнению, что папирус был составлен в Милане (Mediolani, как говорит Кальки); что же касается его даты, то она должна быть не позднее 489 года, когда Лигурия была потеряна для Одоакра.
Сообщение, предоставленное Кальки, которому, безусловно, не были известны равеннский папирус и соборные деяния 502 года, превосходно согласуется с этими и другими памятниками того времени. Краткость и мимолётность, с которыми миланский историк, осознавая важность этого документа, включил его в свой труд, предоставляет нам ещё одну гарантию его достоверности, хотя и заставляет ещё больше сожалеть об утрате оригинала.
ПРИМЕЧАНИЯ