Третье разграбление Рима и судьба Запада (июль 472 года)
© 2022 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.
Публикация перевода: Studia historica. Вып. XVII. M., 2022. C. 139–151.
с.139 Многое было сказано о наступившем в 476 г. конце Западной империи и его последствиях для истории позднеантичного Средиземноморья. Судя по сдержанности источников, следует полагать, что её падение произошло «без шума». Впрочем, в августе 476 г. уже практически не существовало галльской префектуры, расчленённой между варварскими королевствами, Африка давно была захвачена вандалами, а римский Восток только что вышел из гражданской войны между законным императором Зеноном и узурпатором Василиском. Но в Италии и в Риме всё шло иначе, и самые проницательные из современных событиям историков смогли уловить в правлении императора Антемия (467–472 гг.) и его злополучной развязке наиболее знаменательное предвестие надвигающегося конца. Антемий был убит в июле 472 г., когда Рим, город, в котором он провёл всё время своего правления, подвергся третьему катастрофическому разграблению, ставшему последним ударом по пошатнувшейся Западной империи. Для понимания его символического значения необходимо сделать отступление и задуматься о влиянии варварских вторжений V в. на отношения между городом Римом и имперским правительством1.
В структуре позднеантичной империи Рим представлял собой гигантскую аномалию. Ещё накануне его разграбления Аларихом он был великим мегаполисом, в своём великолепии и блеске памятников символизировавшим мощь империи. Со времён тетрархов Рим больше не являлся столицей, местом постоянного проживания императора и его двора. И всё же своими пространствами, своим размеченным празднествами и церемониями временем город являл собой место восхваления памяти о славном прошлом и символизировал надежду на светлое будущее империи. Огромное население мегаполиса принимало участие в ритуале этого прославления, а богатейшая сенаторская аристократия города разделяла с populus Romanus его привилегии и тяготы. Но позднеантичный Рим – с.140 многомерный город. Рядом с великолепием города Цезарей рос и христианский город Петра и Павла. Благодаря памяти об апостолах и других мучениках христианский Рим быстро завоёвывал первенство в ойкумене. Город, таким образом, оставался между прошлым и будущим, сохраняя уникальность в силу своего престижа. И уникальный также благодаря правительству и администрации. В сильно централизованной позднеантичной системе императоры IV в. вскоре отказались от непосредственного управления городом. Причин тому немало: огромные размеры, сложность удовлетворения потребностей в снабжении, хрупкий баланс в многогранной социальной, религиозной, культурной структуре Города. Рим являлся местом, которое позднеантичные императоры посещали, но не управляли им. Эта задача возлагалась на могущественную римскую сенаторскую аристократию, в блеске должностей своих domus веками доминировавшую в городской жизни. Позднеантичный сенат представлял тех, кто от имени императора правил городом и, насколько это возможно, обеспечивал порядок и социальный мир2.
Варварские вторжения V в. очень скоро показали, что Рим был так-же уязвимым и не приспособленным к обороне городом. Это понимал уже Аврелиан, когда решил окружить городское пространство внушительными стенами, а после вторжений Алариха в северную Италию (401–402 гг.) стены были укреплены по приказу Гонория и Стилихона. Последующие события обнаружили глубокий смысл этой инициативы. После смерти Стилихона (август 408 г.) Аларих, хотя его возвышение и происходило в Pars Orientis, показал себя хорошо осведомлённым в расстановке сил на Западе и вовлёк сенаторскую аристократию в своё противостояние с императором Гонорием. За этим последовали две осады Рима и его разграбление в 410 г. Под защитой стен римляне пытались, насколько возможно, сопротивляться, но когда закончились съестные припасы и начали распространяться эпидемии, Городу пришлось открыть ворота. С военной точки зрения Рим был предоставлен самому себе: Гонорий не имел ни солдат, ни ресурсов для обороны столь крупного города, и такое предприятие не входило в приоритеты имперского правительства. В связи с разграблением 410 г. восточные источники, зачастую более осведомлённые о политических причинах событий, свидетельствуют о равнодушии Гонория к Риму, ссылаясь на его предполагаемые разногласия с сенаторской с.141 аристократией или его некомпетентность3. Реальность была такова, что Гонорий не имел в своём распоряжении средств для спасения города4.
Возможно, из-за угрызений совести, а может, и искреннего раскаяния Гонорий сожалел о Риме, оставленном на милость готов; поэтому он взялся, вместе с сенаторской аристократией, за восстановление города. Уже в мае 416 г. Гонорий прибыл в Рим для празднования триумфа над узурпатором Атталом5. Ещё более осязаемым признаком такой задачи стало решение его преемника Валентиниана III вновь сделать Город местопребыванием императора. Валентиниан проводил в нём длительное время, проживая в императорских резиденциях6. Во внутренних покоях дворца во время консистория император своей рукой предательски убил Аэция, и когда он ехал в место под названием Ad duas Lauros, то был в свою очередь убит офицерами, сохранявшими верность памяти магистра. В Риме начались интриги из-за того, кто будет его преемником, и императором стал один из Анициев, Петроний Максим7. После злополучного конца Максима и систематического разграбления вандалами в 455 г. империя перешла к поддержанному визиготами галло-римскому нобилю Авиту, также посчитавшему необходимым прибыть в Рим для укрепления своего режима. После перерыва, пришедшегося на период Майориана (457–461 гг.), Либий Север (461–465 гг.) также правил из Рима. Город вновь стал центром власти того, что уцелело от Западной империи. Север был марионеточным императором, провозглашённым по воле Рицимера, варварского военачальника, наполовину свева, наполовину визигота, руководившего действиями принцепса, чтобы править по своему усмотрению. Рицимер также проживал в Риме вместе со своими людьми, их семьями и своей многочисленной личной охраной; следы этого можно обнаружить в военном квартале, находившемся на протяжении V в. в районе между Эсквилином и Целием. В этой зоне в V–VI вв. засвидетельствованы три арианских церкви, наиболее важная из которых, церковь св. Агаты в Subura (ныне Сант-Агата-деи-Готи), была украшена за счёт Рицимера великолепными мозаиками с Христом Спасителем и апостолами. Ещё с.142 различимая в XVI в. и зафиксированная несколькими источниками надпись8 напоминала о щедром начинании намеревавшегося исполнить обет Рицимера. Мозаичные работы были выполнены между 459 и 470 гг.9
«Одетый в шкуры гет», жестокий убийца своих противников, почти serial-killer неудобных императоров – как известно, magister и patricius Рицимер не пользовался доброй славой ни у современников, ни у потомков. Безусловно, за долгий период его власти (456–472 гг.) имели место эксцессы, обусловленные способностью контролировать то, что осталось от римской армии Запада, теперь почти полностью варваризованной. И всё же не следует забывать, что Рицимер в течение почти двадцати лет пытался соединить свою личную власть с защитой института императорской власти на Западе. Именно по этой причине и из-за страха перед вандалами в 467 г., после смерти Либия Севера, Рицимер одобрил присланного императором Львом кандидата на западный трон, нобиля Антемия.
История Рицимера и Антемия представляет собой последнюю попытку восстановить императорскую власть на Западе, достигнув взаимопонимания между римлянами и варварами на службе империи против центробежных сил провинций и агрессивного экспансионизма романо-варварских королевств, в частности, вандалов и визиготов. С другой стороны, Антемий прибыл для того, чтобы сохранить политическое единство средиземноморского мира под властью Римской империи. Очень важно, что в центре этого проекта вновь оказался Рим. С 467 по 472 г. Антемий держал в нём свою резиденцию, здесь он разместил свой двор и разделил его пространство с magister Рицимером. Речь шла о политическом выборе: Западная империя должна была возродиться благодаря городу, символизировавшему престиж и величие римского мира10.
Необходимой предпосылкой для достижения такой цели было личное согласие между двумя этими лицами. Вопреки своему желанию с.143 Рицимер согласился на подчинение Антемию в обмен на помощь восточного императора Льва против вандалов. Ради укрепления отношений Антемий и Рицимер прибегли к adfinitas, брачному альянсу. Речь идёт об антропологическом и культурном инструменте, имеющем основополагающее значение для понимания «ненасильственной» динамики трансформации западного общества в V в., приемлемом «противовесе» катастрофическим эксцессам в конце античной цивилизации. Adfinitas выступает в качестве прочной основы для обновления социальной ткани на Западе. Посредством брака две родственные группы входили в систему союза и солидарности, признанной как римлянами, так и германскими народами. В конце концов, как Антемию, так и Рицимеру было хорошо известно об эффективности adfinitas для повышения собственного престижа: Антемий женился на дочери императора Маркиана, а его сын Маркиан в свою очередь вступил в брак с одной из дочерей императора Льва; Рицимер также основывал свою власть на сложной сети родственных отношений, прежде всего, с властными семьями в новых римско-варварских королевствах11.
Благодаря браку между дочерью Антемия Алипией и патрицием Рицимером на самом высоком общественном уровне был предложен способ формирования новой властной аристократии, характерный для истории римского Запада в V в. Смешанные браки между римской аристократией и варварами на службе империи имели место уже в IV в. По завершении насильственной фазы завоеваний представители варварской аристократии стремились к интеграции с целью укрепить собственное положение и повысить свой престиж. Наиболее стабильной её формой и стало объединение с видными римскими семействами с помощью брака или других средств, таких, как усыновление, заслуживающих более детального изучения. Поэтому история V в. насыщена яркими матримониальными союзами: от брака Атаульфа и Галлы Плацидии (414 г.) до брака Гунериха и Евдокии (455–456 гг.) и до попытки свадьбы между Аттилой и Гонорией, сестрой Валентиниана III (450–451 гг.). Брак 467 г. между дочерью Антемия Алипией и Рицимером преследовал ту же цель укрепления мира и союза между римлянами и варварами, в частности, между пришедшим с Востока римским императором и главой его армии, самым с.144 могущественным из варваров на службе империи. И действительно, этот брак праздновался в Риме как надежда на спасение государства и мира12.
Огромное символическое значение имело и решение использовать Рим в качестве столицы Запада. Речь шла не только о подтверждении центрального положения Рима как местопребывания императорской власти. Антемий намеревался вернуть контроль над Городом и его богатой и могущественной аристократией. Кроме того, совместное использование его территории Антемием и Рицимером должно было указывать на согласие и единство намерений этих двух лиц; к тому же решение о проживании в Риме свидетельствовало о необходимости срочного вмешательства в наиболее серьёзную проблему империи: господство вандалов в центральном Средиземноморье. На протяжении веков Рим и Африка оставались взаимосвязанной системой; утрата Африки представляла серьёзную опасность для самого существования Западной империи. Необходимо было отреагировать, и Рим являлся наиболее подходящим местом для координации войны с вандалами13.
Adfinitas и центральное положение Рима как столицы Pars Occidentis: третье разграбление Рима в июле 472 г. – наиболее драматическое следствие несостоятельности этих двух исходных условий, выбранных в 467 г. для возрождения института императорской власти и обеспечения мира между римлянами и варварами в Западной империи. Все источники согласны в этом отношении: Рицимер был тем, кто помешал подобным намерениям, нарушив все соглашения. Он, как всегда, сумел воспользоваться наиболее подходящим случаем. Антемий прибыл на Запад с целью уничтожить вандалов; эта задача лежала в основе согласия на его империй. Столкнувшись со значительными личными затратами (треть расходов была оплачена из его собственных средств) и при поддержке Востока Антемий организовал колоссальную экспедицию, которая должна была, наконец, сокрушить могущество вандалов. Были проведены тщательные приготовления. Операция началась в 468 г., но вскоре она потерпела крах, и престижу Антемия оказался нанесён урон. Рицимер воспользовался этим моментом для смены альянса, но его позиция сложнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. При реконструкции этих драматических событий V в. было бы ошибкой интерпретировать действия таких персонажей, как Аларих, Гейзерих, Аттила или тот же Рицимер, рассматривая их в с.145 соответствии с традиционным образом вероломного и жестокого варвара, согласно с вводящей в заблуждение полярностью между варварством и цивилизованностью. Как и все варвары-аристократы на службе Рима в IV–V вв., Рицимер – прежде всего посредник, и в его случае уровень посредничества был наивысшим: как уже Стилихон, или Аспар на Востоке, Рицимер не являлся главой племени или народа; помимо того, что он был высшим начальством в военной иерархии, Рицимер представлял всех варваров на службе империи. Его посредничество также касалось отношений между Западной Римской империей и романо-варварскими королевствами. В отличие от Антемия, придерживавшегося древнейшей традиции, Рицимер действовал, находясь на эпохальном перекрёстке. С одной стороны, у него была возможность упорствовать в поддержке Антемия, императора и тестя; тем самым он сотрудничал бы в деле защите института императорской власти на Западе от его врагов в перспективе средиземноморского единства. Но в 468 г. вандалы снова выиграли у Рима, и это было зримое знамение того времени, которое не следовало игнорировать. Поэтому Рицимер располагал иной возможностью: придя к согласию с Гейзерихом и другими суверенами, он мог бы содействовать консолидации системы романо-варварских государств, которая, сделав роль императора маргинальной, «распределила» бы господство в Западной Европе. Шах, поставленный Антемию вандалами, убедил Рицимера пойти по этому второму пути. И это был выбор, после отступления Одоакра обозначивший путь для большого политического строительства Теодериха Великого.
Как только решение было принято, Рицимеру надлежало приступить к его осуществлению. В 470 г., использовав как повод осуждение на смерть его верного соратника, бывшего magister officiorum Романа, Рицимер порвал с Антемием. Он покинул Рим с 6000 воинов и своих bucellarii, и удалился в Милан14. Италия распалась на две противостоящие друг другу части. Оставляя Рим, Рицимер подал недвусмысленный сигнал о конце сотрудничества между ним и императором. Но реализация его плана вынуждала прибегнуть к жестоким действиям: для устранения Антемия следовало опозорить брачный альянс и силой отвоевать Рим.
Война, осада и разграбление Рима в июле 472 г. представляют собой события большого символического значения. Своим драматизмом они, по сути, предвещали конец империи в августе 476 г. И всё же коллективное толкование судьбы Города также основывается на историях нескольких человек, сохранённых источниками, к сожалению, скудными. У войны были разные причины, но все источники осуждают решение patricius Рицимера напасть на тестя. Очевидно, что вопреки всем римским и варварским обычаям Рицимер осквернил узы adfinitas, которые должны были с.146 представлять собой обоюдный предел для враждебности, неизменный призыв к умеренности и примирению. После этого поступка больше не оставалось места для иллюзий. Нам ничего неизвестно о судьбе несчастной жены Рицимера Алипии, но Эннодий, рассказывая о жизни епископа Епифания, пытавшегося посредничать между императором и magister, вспоминает об огорчении Антемия: quamvis inexplicabilis mihi, sancte antistes, adversus Ricemerem causa doloris sit et nihil profuerit maximis eum a nobis donatum fuisse beneficiis, quem etiam, quod non sine pudore et regni et sanguinis nostri dicendum est, in familiae stemma copulavimus, dum indulsimus amori reipublicae quod videretur ad nostrorum odium pertinere. Quis hoc namque veterum retro prin-cipum fecit umquam, ut inter munera, quae pellito Getae dari necesse erat, pro quiete communi filia poneretur? Nescivimus parcere sanguini nostro, dum servamus alienum15. Это осуждение разделяют и другие упоминающие о разграблении источники: Кассиодор, который в Chronicon 1293 говорит об оскорблении ius adfinitatis; Иоанн Антиохийский (fr. 301. 1–3), восточный историк эпохи Ираклия; Павел Диакон (Hist. Rom. XV. 2). Поступок Рицимера имел символическое значение: он не ограничивается сферой личных отношений или даже западными делами. Пренебрегая узами родства с пришедшим из Константинополя императором, Рицимер также подтверждает уже непоправимое расхождение между Западом и Востоком. Разрыв брачного альянса означал крушение мечты о единстве двух частей империи; потерпела крах идея Феодосия о неразрывном и харизматическом единстве империи, разделённой лишь административно, где римляне и варвары могли бы жить вместе и в мире. Рицимер оказался сознательным организатором этого крушения. Варвар и арианин, он представлял новое мышление, носители которого отныне предпочитали альянс с романо-варварскими и арианскими nationes универсальной идее простирающейся от Запада до Востока католической римской империи.
И действительно, существовала коалиция варварских народов, поддержавших усилия Рицимера. Бургунды отправили к нему контингент под командованием Гундобада; в данном случае отлично сработал механизм adfinitas, поскольку Гундобад был племянником Рицимера, сыном его с.147 сестры. С другой стороны, Рицимер мог также рассчитывать на поддержку вандалов. Согласно тому, что мы обозначили выше, союз с вандалами был основан на соглашении о замене Антемия. Рицимер принял предложение Гейзериха возвести на трон Запада Аниция Олибрия. Претендент из рода Анициев достиг лагеря Рицимера у Pons Anicionis и был провозглашён августом в апреле 472 г., когда Антемий всё ещё сражался в Городе. Возвышение Олибрия являло собой знаменательную трансформацию средств легитимации императорской власти. Олибрий, представитель могущественнейшего римского рода Анициев, открытого для варварской интеграции, стал августом благодаря коалиции между Рицимером, вандалами и бургундами. Он был императором, чьё пребывание у власти отражало баланс сил между романо-варварскими государствами; но необратимый упадок института императорской власти на Западе был очевиден. Лишь соглашение между варварскими правителями независимых королевств гарантировало власть нового императора. Как известно, спустя несколько лет Одоакр счёл излишним сохранение видимости не более чем воображаемой и не отвечавшей требованиям времени власти16.
Важно подчеркнуть вовлечённость во всё это Анициев. Для понимания истории Рима и Италии в позднеантичную эпоху – особенно в V в. – важно не упускать из виду значение великих римских родов. В пятидесятые годы Рицимер укрепил свою власть благодаря прочному союзу с наиболее сильными противниками Анициев – родом Дециев, враждебным варварам и расположенным к соглашению с Востоком. Деции были теми, кто очень благосклонно воспринял возвышение Антемия на Западе и оставался верным ему даже во время осады. Рицимер выступил на Рим, где ещё находился Антемий, с той частью армии, которая последовала за ним в Милан, и со своими bucellarii. Кроме того, к нему прибыла армия бургундов. Антемий, со своей стороны, не имел войск для защиты. Армия, отправленная в 471 г. в Галлию против визиготов, была уничтожена. Кто же защищал Рим вместе с Антемием? Иоанн Антиохийский (fr. 301, 3–4) упоминает, что император располагал поддержкой римского населения (demos) и магистратов (oi en telei). Судя по этому ценному свидетельству, ими были прежде всего аристократические роды и их клиентела, выступившие в защиту Города против варваров Рицимера и Гундобада. В с.148 особенности Антемий мог рассчитывать на поддержку Дециев, исторических противников Анициев и Рицимера, которые их предали17.
Это сообщение имеет большое значение. В 467 г., в начале своего правления, Антемий испытывал трудности в том, чтобы завоевать доверие жителей Города. Он пришёл с Востока, был греком по культуре, мышлению и образу жизни. Как объяснить столь изменившееся отношение к нему со стороны аристократии и римского народа в 472 г.? Можно определить несколько причин. Следуя выбору императоров с середины V в., Антемий обосновался в Риме. В его правление к Городу вернулся престиж столицы, в которой располагался богатый и живший полнокровной культурной жизнью двор и возобновилось великолепие тесно связанных с древней римской традицией церемоний. Частью этой общей политики обновления городского великолепия стала столь осуждаемая римской церковью терпимость в отношении язычников. Антемий не был сторонником язычества и не желал устранять происшедшую христианизацию Города, но он тем не менее чувствовал глубинный дух позднеантичного Рима, привязанность к наследию традиций и ценностей, составлявших саму идентичность Города и его отличительные черты, сделавшие его уникальным местом в ойкумене. С другой стороны, стремление к деятельности правительства, которое посредничало бы между противоборствующими фракциями, избегая разрывов и ослабляя напряжённость, полностью гармонировало с той политической моделью, на которую надеялась просвещённая аристократия Востока. Придя к власти, Антемий попытался реализовать эту модель терпимости и мирного сосуществования. При выработке консенсуса помимо прочего учитывался выбор внешней политики. Антемий начал серьёзную политику реагирования на засилье вандалов Африки и готов. Источники указывают, что в связи с антивандальской экспедицией 468 г. Антемий внёс в обедневшую имперскую казну часть доходов, поступавших из res privata, следовательно, из коронных имуществ. Третья часть истраченной суммы относилась к личной сокровищнице Антемия. Это был жест, свидетельствовавший об искреннем желании избавиться от вандалов, чтобы принести облегчение Италии и Западу18. И это не осталось незамеченным. Уничтожение вандалов являлось условием не только обеспечения свободного мореплавания в Центральном Средиземноморье, но и бесперебойного снабжения Города из года в год. С политической точки зрения это решение было также необходимо для с.149 восстановления единства Римской империи, сводя к нулю расстояние между Востоком и Западом. Антемий, греческий император Рима, связанный с правящей династией на Востоке через брак между его сыном Маркианом и дочерью Льва, воплощал в своей семье эту надежду на единство. И его деятельность противоречила романо-варварским интригам арианина Рицимера.
Поддержка римлянами Антемия подтверждается продолжительностью осады. Несмотря на окружение, Город сопротивлялся в течение пяти долгих и страшных месяцев. С февраля по июль 472 г. Рим, разделённый между двумя соперниками, фактически был полем битвы. Антемий контролировал императорский дворец на Палатине, где держал оборону. По другую сторону Тибра войска Рицимера заняли, по всей вероятности, Трастевере, Яникул и Ватикан – районы, традиционно связанные с Анициями. Патриций, кроме того, контролировал городские мосты. В дополнение к Pons Hadriani перед мавзолеем Адриана Павел Диакон упоминает, что главный лагерь осаждающих находился apud Anicionis pontem, возможно, Мульвийского моста. Рицимеру, безусловно, удалось блокировать Тибр, препятствуя снабжению противника. Как и во времена Алариха, многие горожане вскоре стали жертвами голода и эпидемий.
В отсутствие снабжения и помощи Антемий и его сторонники были обречены на гибель. В конце весны 472 г. контингент остроготов, призванных Антемием на помощь, попытался силой прорвать блокаду. Результатом стала яростная битва, развернувшаяся перед мавзолеем Адриана. Вождь остроготов пал в бою, как и большинство людей Антемия. Вскоре остроготы согласились присоединиться к Рицимеру, и тогда последние защитники Рима сдались. Город оказался во власти воинов Рицимера, бургундов и остроготов. Толпы варваров ринулись в пережившие осаду кварталы, опустошая их. Это было третье разграбление Рима, развернувшееся в первые дни июля 472 г. на виду у нового императора Олибрия, безучастного свидетеля драмы. И хотя мы не располагаем об этом определённой информацией, даже с позиций археологии, можно считать, что опустошения и страдания были немалыми. Интересно отметить, что близкий к событиям источник, приписываемое папе Геласию письмо против Андромаха о Lupercalia, сближает разграбление Рицимера с разграблением Алариха, не упоминая о разграблении Гейзериха в 455 г. Из литературных источников нам известно, что вандальское разграбление 455 г. носило системный характер и привело к опустошению монументального наследия Города, но это произошло по соглашению между королём и папой Львом. Несмотря на то, что грабёж вёлся с немалым усердием, у вандалов не было необходимости прибегать к поджогам и массовой резне, общее же в событиях 410 и 472 гг. – насилие и разрушения. Согласно Павлу Диакону, были пощажены лишь те городские районы, которые с.150 уже заняли люди Рицимера19. Кроме того, вполне вероятно, что по просьбе Олибрия от погрома оказались избавлены, насколько это позволяла ситуация, также места христианского культа, что, впрочем, уже происходило во времена Алариха.
Этим, возможно, объясняется важное сообщение, переданное Иоанном Антиохийским (fr. 301. 10–15). В то время, когда варвары грабили город, Антемий попытался спастись. Сняв императорские одежды и диадему, безоружный, император принял облик нищего, спустился с Палатина, пересёк Тибр и укрылся в просторных помещениях церкви мученика Хрисогона в Трастевере. Очевидно, в хаосе грабежа церковь стала местом убежища для отчаявшегося населения. С другой стороны, церковь Хрисогона была местом культа мученика, связанного с gens Anicia. Вероятно, Антемий надеялся затеряться среди перепуганной массы, толпившейся в церкви в ожидании окончания грабежей и ухода варваров Рицимера. Но кто-то узнал его. Извещённый об этом Гундобад с вооружённым эскортом лично отправился в церковь Хрисогона. Он начал поиски в толпе, нашёл Антемия и, выхватив меч, безжалостно его обезглавил. Так 11 июля 472 г. закончилась жизнь несчастного императора Антемия – он, принявший обличье нищего, был убит бургундским принцем. В изображении Иоанна Антиохийского убийство Антемия является не только символическим жестом варварской жестокости, попирающей даже право убежища, которое предоставлялось в древнем мире священными местами; это также символ конца римского Запада. Император Антемий умирает в своём городе, Риме, после попытки героической обороны от варварских полчищ Рицимера. Это самая заметная жертва ужасного разграбления, опустошившего древнюю столицу империи. Но прежде всего это жертва меняющихся времён, которые предвещали закат Западной империи. Смерть Антемия – метафорическое событие большой силы, нашедшее соответствующее место в истории Иоанна Антиохийского и его источника, Приска Панийского20.
Большое значение имеет и другое сохранённое Иоанном сообщение (fr. 301. 16–17). Когда тело Антемия доставили к Рицимеру, тот организовал ему достойные императора похороны. Скудость сведений не позволяет подробно остановиться на этом неожиданном решении, но данное событие предполагает объяснение общего характера. Пытаясь восстановить мир в потрясённом гражданской войной городе, Рицимер счёл целесообразным воздать достойные почести человеку, мужественно защищавшему с.151 Рим и империю, заплатившему за это собственной кровью и кровью близких. Возможно, Рицимер сочувствовал Антемию; возможно, он даже испытывал угрызения совести из-за того, что пожертвовал им в своих политических расчётах. Но это был также знак снятия напряжённости, адресованный тем, кто сражался за Антемия и пережил осаду. Рицимер надеялся, что все примут новую ситуацию: Деции, сенаторская аристократия, придворные чиновники, римский народ. После того как удалились отряды варваров, необходимо было восстановить атмосферу мира вокруг нового императора. Сразу после похорон Антемия Аниций Олибрий вступил во владение императорским дворцом. Почётные похороны Антемия также являлись посмертным знаком консенсуса, которого император сумел добиться благодаря своей политике. Его конец поистине был самым очевидным предзнаменованием, как для современников, так и для потомков, теперь уже неотвратимого краха Западной империи.
ПРИМЕЧАНИЯ