|
Винничук Л. | |
ПЛАТЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В РИМЕ | ||
Л. Винничук, "Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима" Москва, Высшая школа, 1988 |
Деньги бывают царем
иль рабом для того, кто скопил их,
Им не тащить ведь канат, а тащиться за ним
подобает.
Гораций. Послания, I, 10, 47–48
В эпоху
перехода от непосредственного обмена товарами к
введению денежного обращения главным средством
платежа был скот. Память об этом времени
сохранилась в римском названии денег –
"пекуниа" (от "пекус" – скот). В дальнейшем за
товары стали расплачиваться медными брусками
прямоугольной формы, весом до полутора
килограммов, а те в свою очередь уступили место
уже настоящим монетам, появившимся в Риме в
середине V в. до н.э.
Основной денежной
единицей был медный асс – слиток меди, весивший 1
римский фунт, или 1 либру (327,45 г), что составляло 12
унций по 27,3 г каждая. Надо сказать, что
первоначально в разных областях Италии
существовали определенные различия в системе
мер и весов. Так называемому оскскому фунту, или
либре (примерно 273 г), соответствовал по весу, как
это видно и из его названия, "асс либралис".
Постепенно на всей территории Италии
главной мерой веса стала римская либра, поэтому
асс, весивший 327,45 г, обозначали начальной буквой L. Эта же аббревиатура применяется и в
наши дни для обозначения британского фунта ?.
Шло время, и римский асс
становился все легче: вес его снизился с половины
фунта до 1/4 и даже 1/6 фунта. В I
в. до н.э. асс еще больше обесценился, так что
римляне начали говорить: "Ценою в асс",– имея в
виду вещи ничтожные, нестоящие (нечто вроде
нашего "грош цена").
Лишь с IV в.
до н.э. в Риме чеканили серебряную монету. Ее
появление связано с растущими контактами между
Римом и греческими колониями на юге Италии, где
деньги из драгоценных металлов были уже в
большом ходу. Около 340 г. до н.э. в Капуе стали
выпускать для Рима серебряную монету по
греческому образцу. Это были дидрахмы –
двухдрахмовые монеты весом в 7,58 г, позднее – в 6,82
г.
Формальная организация
монетного дела в Риме произошла в 289 г. до н.э. с
учреждением особой коллегии в составе трех
человек. Их первой задачей был выпуск ассов и еще
находившихся в обращении медных слитков с
выбитой на них официальной печатью ("сигнаты").
Серебряные монеты – денарии и сестерции –
начали чеканить в Риме в 269 или 268 г. до н.э., и в ту
пору денарий весил 4,55 г, или 1/72 римской либры. В
эпоху 2-й Пунической войны получила
распространение первая золотая монета –
скрупул, равнявшаяся 20 серебряным сестерциям. В
период, когда Римская республика доживала свои
последние годы, в обращение вошла золотая монета,
называемая просто "золотой", – один такой
золотой денарий составлял 100 сестерциев. При
Августе золотые монеты утвердились в Риме уже
прочно и окончательно, и сложившаяся таким
образом система триметаллизма (медь – серебро –
золото) была характерна для Римского государства
в течение всех последующих столетий его
существования. Правда, сами деньги то и дело
теряли в весе: "золотой", который при Августе
весил 8,19 г, в правление Нерона "тянул" лишь на 7,28
г.
Потребность Вечного
города в деньгах обеспечивали четыре монетных
двора: в самом Риме, в Беневенте, в Таренте и в
какой-то точно не известной местности на юге
Италии. В Риме мастерская, где чеканили
металлические деньги, находилась близ храма
Юноны Монеты, т.е. "Предостерегающей"
(считалось, что богиня однажды предупредила
римлян о приближающемся землетрясении). Отсюда
вошедшее в европейские языки слово "монета".
Помимо "золотого"
римская денежная система включала в себя такие
серебряные монеты:
1 денарий = 4 сестерция = 10
ассов;
1 квинарий = 2 сестерция = 5
ассов;
1 сестерций = 2,5 асса;
1 асс;
1 триент = 1/3 асса;
1 квадрант = 1/4 асса;
1 секстант = 1/6 асса.
Самой же мелкой монетой была унция, равнявшаяся
одной двенадцатой асса.
Император Константин
ввел в обращение также двухассовую монету –
дупондий. Наконец, в последние века Западной
Римской империи стали чеканить новую золотую
монету – солид.
Ценнейший источник для
нумизматических исследований – это, конечно,
сами римские монеты, сохранившиеся в немалом
количестве. По истории же монетного дела в Риме
важные сведения сообщает Плиний Старший (см.:
Естественная история, XXXIII, 42-48). Он рассказывает,
что до вынужденного ухода войск царя Пирра из
Италии в 275 г. до н.э. римский народ пребывал в
счастливом неведении денег из драгоценных
металлов. Не было ни золотых, ни серебряных монет,
а в обращении был только медный асс, весивший 1
фунт. При всех расчетах деньги отмеряли по весу,
поэтому, например, жалованье, которое
выплачивали воинам, называлось в Риме
"стипендиа" (от "пендо" – взвешиваю), казначея
же звали диспенсатором. И впоследствии весы
оставались одним из атрибутов оформления
торговой сделки. Так, при манципации –
формальной процедуре передачи какого-либо
имущества или рабов в собственность нового
владельца – покупатель в присутствии
многочисленных свидетелей ударял кусочком меди
о весы и затем вместе с необходимой суммой денег
вручал продавцу. Сервий Туллий, один из древних
римских царей, ввел, по словам Плиния, обычай
помечать используемые в качестве денег кусочки
меди специальным государственным знаком
(современные исследователи относят
возникновение этого обычая в Риме уже к эпохе
республики – к V в. до н.э.). На медных монетах
чеканили изображение скота – "пекудес". Это
также объясняет, почему деньги в Риме назывались
"пекуниа".
Серебряные монеты,
сообщает римский эрудит I в. н.э., начали выпускать
лишь за пять лет до 1-й Пунической войны. Было
установлено, что денарий должен весить 10 фунтов,
квинарий – 5, а сестерций – два с половиной.
Нехватка средств на ведение войны с Карфагеном
вынудила римские власти прибегнуть к "порче
монеты", т.е. пустить в обращение медные ассы, вес
которых был в шесть раз меньше, чем прежде. Эта
мера оказалась успешной и принесла немалые
выгоды оскудевшей казне.
При помощи штемпеля на
медных монетах изображали с одной стороны голову
двуликого Януса, а с другой – носовую часть
корабля, на мелких же монетах – триентах и
квадрантах – помещали кораблик целиком. На
серебряных монетах были выбиты двуконные или
четвероконные упряжки, отсюда названия монет
"бигата" и "квадригата". Наконец, в 104 г. до н.э.,
добавляет Плиний Старший, Рим познакомился с
новой денежной единицей – "викториатом",
украшенным изображением богини Виктории. Однако
Плиний ошибается: чеканить викториаты римляне
начали еще в 268 г. до н.э., а спустя сорок лет
открыли специальный монетный двор на острове
Коркира, где выпускали эти монеты, равнявшиеся по
весу 3/4 денария. Использовались они главным
образом в торговых сношениях с греческими
государствами, ибо были эквивалентны греческой
драхме и потому облегчали взаимные расчеты. На
внутреннем денежном рынке Римской державы
викториаты долго не получали распространения и
рассматривались скорее как иностранная валюта.
Лишь на рубеже II – I вв. до н.э. викториат был
приравнен к половине денария и должен был отныне
войти в обращение и на внутреннем рынке.
В эпоху империи были
проведены существенные реформы финансовой
системы Римского государства. Казна была
поделена на императорскую и сенатскую, и в
соответствии с этим чеканились отдельно
императорские и сенатские монеты. Императорские
монеты – серебряные и золотые – были помечены
аббревиатурой принятого тем или иным правителем
титула. На сенатских монетах, которые могли быть
только бронзовыми, помещали две буквы: S и С,
"сенатус консультум" – постановление сената).
Между монетами времен
республики и империи заметны различия и в знаках.
В республиканский период на монетах изображали
головы римских божеств – Януса, Юпитера, Марса,
Юноны, Минервы, Беллоны, нередко также знаменитую
римскую волчицу – кормилицу Ромула и Рема. На
аверсе, как уже говорилось, можно было видеть
корабль или его отдельные части. Поэтому-то и
игра, называемая у нас "орел – решка", была
известна в Риме как игра "капут-навис"
("голова-корабль"). Только Цезарь впервые, с
разрешения сената, приказал выбить на монете
свой собственный портрет. В дальнейшем
изображения римских властителей стали
появляться на монетах все чаще: сохранились
монеты с портретами Октавиана Августа, Марка
Антония и даже царицы Клеопатры. В эпоху империи
такой знак превратился в постоянный атрибут
римской монетной системы: на монетах разного
достоинства чеканили профили императоров и
членов их семей. При этом требовалась особенно
искусная работа, ведь изображение правителя
символически сближалось с аллегориями Свободы,
Милосердия, Радости или же с принятыми в Риме
изображениями богов. Еще большее искусство было
необходимо, чтобы выбить на монете сцены,
иллюстрирующие важнейшие события в политической
и военной жизни государства в эпоху правления
того императора, чей портрет красовался на
другой стороне монеты. Изображали военные
победы, строительство дорог, портов и т.п. В
царствование императора Константина на деньгах
можно было увидеть даже сцены из частной жизни
властителя: свадебные торжества, триумфальный
въезд в столицу и некоторые другие события были
запечатлены тогда мастерами монетного дела.
Наконец, при Феодосии Великом на монетах
появились уже иные символы – христианские, а в V
в. на самых ценных, золотых монетах стали
помещать крест и монограмму Христа.
"Преступником" называет
Плиний Старший того, кто первым начал
изготовлять деньги из серебра и золота. Из-за
золота было и в самом деле пролито немало крови, и
не только в римской истории. Частных граждан
жажда золота толкала порой на преступления и
осуждаемые обществом пути наживы, и одним из
наиболее распространенных способов обогащения
стала подделка государственной монеты – способ,
практиковавшийся, увы, не только в древности. Еще
хуже было то, что этот же путь быстрой наживы
был открыт и для самого государства, желавшего
таким образом пополнить пустеющую казну. При
императоре Каракалле знаменитый римский
серебряный денарий изготовлялся из сплава, в
котором серебра было не больше половины.
Преемники Каракаллы в свою очередь значительно
уменьшили количественное содержание серебра,
так что вскоре эта монета представляла собой, в
сущности, лишь посеребренный кружочек из сплава
меди, цинка и олова. При императоре Аврелиане
дело дошло до открытого и громкого скандала:
управляющий монетным двором Фелициссим – это
имя, означающее "счастливейший", не принесло
успеха его носителю, – наладив выпуск серебряных
денег с преобладающим содержанием меди, сберег
тем самым немало драгоценного металла, но не для
императорской казны, а для себя лично. Понятно,
что вершить подобные дела в одиночку он не мог и
потому действовал в сговоре со многими
должностными лицами империи, среди которых были
даже сенаторы. Проведенное по приказу императора
расследование выявило широкую картину
злоупотреблений, от которых пострадали тысячи
людей. В Риме вспыхнули беспорядки, и, чтобы их
подавить, пришлось стянуть в город войска. При
этом в уличных боях также погибли многие сотни
людей.
Новейшие исследования
показали, что в III в. н.э. (около 225 г.) в Римской
империи действовала крупная, хорошо
организованная шайка фальшивомонетчиков.
Главным центром их деятельности была
провинция Паннония. Свой преступный промысел они
довели до совершенства и нанесли громадный ущерб
финансовой системе государства. Проведенное
властями расследование помогло выявить место,
где орудовали злоумышленники, и для того, чтобы
их схватить, были посланы целые воинские
подразделения. Некоторые из виновных
поплатились жизнью, другие же, избежав казни,
были направлены на принудительные работы, и
притом как раз на монетный двор, ибо отлично
разбирались в монетном деле. Какое-то время они
трудились вполне добросовестно, но затем вновь
начались злоупотребления и даже строгий закон
императора Аврелиана оказался не в состоянии
помешать распространению преступного промысла
фальшивомонетчиков на всей территории империи.
Наконец, в Рим было доставлено около семи тысяч
мошенников, схваченных в провинциях, и состоялся
величайший в истории процесс над
фальшивомонетчиками. Многие из них были
приговорены к смертной казни, и лишь тогда
удалось в какой-то мере справиться с опасной
эпидемией, угрожавшей полностью разорить
Римскую державу.
Говоря о чеканке монет в
провинциях, отметим, что некоторые греческие
города в составе империи сохраняли право
выпускать собственную монету, и это было для них
важной привилегией, дарованной им или самим
императором, или его наместником в провинции.
Привилегия эта означала признание видной
политической, экономической и административной
роли города и давала ему большую
самостоятельность в его внутренних делах. Кроме,
того, разрешение городу иметь собственный
монетный двор помогало обеспечить провинцию
необходимым ей количеством разменной монеты,
ведь императорские монетные дворы просто не в
состоянии были удовлетворить потребности
провинций в металлических деньгах. На местах,
особенно в восточной части империи, именно
городские монетные дворы сыграли решающую роль в
денежном обеспечении торговых операций.
Получение городом права чеканить собственную
монету было связано во многих случаях и с
близостью военных трактов, с передислокациями
войск.