По поводу этнической принадлежности так называемых вотивных плиток фракийского круга из Таврики
с.195 На протяжении второй половины II — третьей четверти III вв. в Херсонесе и его окрестностях, а также на Хараксе и других пунктах Юго-Западной части Крымского п-ва дислоцировались римские войска из состава Мезийской армии империи. В составе населения того времени римские военнослужащие представляли не только достаточно компактную, но инородную группу населения. Они были носителями иной культуры и, следовательно, формы их религиозных представлений отличались от религии причерноморских греков и варварского населения региона. Несмотря на процесс нивелировки культур и религиозный синкретизм, который наблюдается в первые века н. э. повсеместно, идеологические представления римских военнослужащих были достаточно специфичны. Причем, как сейчас установлено, римские культы не вышли за пределы римских гарнизонов и не оказали существенного влияния как на религиозную жизнь в основе своей греческого населения Херсонеса, так и на варварские народы Таврики1. Поэтому крайне важно оценить информативность памятников, связанных с религиозными представлениями римских военнослужащих в этом регионе. Причем, наиболее интересны в этом отношении вотивные плитки так называемого фракийского круга, которые обычно считаются одним из наиболее четких показателей как присутствия римских солдат в античных центрах Северного Причерноморья, так и неоднородности их религиозных представлений.
Вотивные мраморные плитки, обнаруженные при раскопках Херсонеса и поблизости оборонительных стен Харакса, уже неоднократно служили предметом специального изучения2. Памятники этой категории — в подавляющем большинстве привозные из центров Западного Понта — представлены полированными прямоугольными плитками трапециевидной формы, иногда с закругленным верхом, изготовленными либо из проконесского, с синими прожилками, либо из крупнозернистого белого мрамора. На лицевой поверхности, с.196 окаймленной рамкой, как правило, имелись изображения божеств, исполненные в низком барельефе. Иногда такие плитки, в частности, в Херсонесе, делались из известняка, что свидетельствует об их изготовлении на заказ на месте, видимо, по привозным образцам3. В этом отношении показательно, что два рельефа, обнаруженные при раскопках в Портовом районе Херсонеса, не имели по периметру обычной для таких памятников рамки, что косвенно свидетельствует об изготовлении их местными мастерами4.
Такие мраморные плитки, связанные с религиозными представлениями фракийского населения Подунавья, укреплялись на стенах святилищ и в своей массе датируются II—
Для рассматриваемой темы небезынтересно привести перечень изображений божеств, которые имелись на таких плитках. В Херсонесе и его окрестностях обнаружено 11 целых и фрагментированных памятников с изображением фракийского всадника, один — Диоскуров, один — Артемиды, два — Диониса, один — Гекаты, один — Митры, один — Геры7. Из Харакса происходят три изображения фракийского всадника, четыре — Диониса, два — Митры, а также по одному — Гермеса, Артемиды и трехликой Гекаты8. На Сакской пересыпи встречено девять фрагментов рельефов с изображением фракийского всадника, а также с изображениями Геры, Кибелы, Артемиды и предположительно — Юпитера Лучшего Величайшего, Митры-Тавроктона и Асклепия9.
с.197 Аналогичные вотивные плитки обнаружены не только на территории Таврики, но и в других античных центрах Северного Причерноморья. В Ольвии известно пять таких памятников с изображением фракийского всадника, четыре — Митры-Тавроктона, еще на двух представлены бородатые боги, а также Деметра и Кора10. Из Тиры происходят две плитки, на которых представлены Фракийские всадники, и одна — с изображением Артемиды11. Изображения божеств, которых имеются на вотивных плитках, можно разделить на несколько групп.
К первой относятся рельефы с фракийским всадником. В количественном отношении их — подавляющее большинство. В образе всадника на территории Мезии и Фракии в первые века н. э. почитался не только Герой, но и Асклепий, Дионис, Зевс, Плутон, Аполлон, Митра, Серапис, Сильван, Артемида и даже Артемида-Бендида12. Вполне возможно, что и сами дедиканты не имели четкого и устоявшегося представления о роли и функциях своего конного бога13. Но его связь с борьбой разных начал (земного и небесного, жизни и смерти, римлян и варваров), становится особенно характерной для аналогичных памятников середины
Ко второй группе принадлежат божества восточного происхождения, представленные, прежде всего, изображениями Митры. Культ этого иранского солнечного божества в первые века н. э. был широко распространен на территории Римской империи, в том числе и в Подунавье, в первую очередь, среди солдат римской армии19. Объясняется это тем, что Митра был многофункциональным божеством, хранителем договора и союза, борцом со злом и его победителем, дававшим людям свет и добро20. Такие мраморные рельефы, происходящие из Херсонеса и Харакса, а также находка в районе херсонесской цитадели фрагментированного алтаря с латинским посвящением, видимо, Митре от имени римского военнослужащего21, и незначительное количество памятников, связанных с этим божеством в Таврике, очевидно, позволяют связывать их с идеологией расквартированных здесь солдат Римской армии. Хотя
И, наконец, в третью группу могут быть объединены изображения, адекватные божествам греческого пантеона, образы которых, впрочем, в первые века н. э. претерпели определенную модификацию в результате кризиса полисной идеологии и религиозного синкретизма23. Одним из следствий этого процесса в Херсонесе было расширение круга частных культов, которые отправлялись семьями в домашних святилищах24. Учитывая, что подавляющее большинство рельефов рассматриваемого типа с изображениями божеств греческого пантеона было обнаружено при раскопках жилых кварталов Херсонеса, с.199 есть все основания предполагать, что рельефы с изображениями греческих божеств первоначально стояли не только в культовых помещениях римских военнослужащих, но и в домашних святилищах херсонеситов.
Все сказанное позволяет прийти к весьма важному заключению о том, что тип вотивного рельефа так называемого фракийского круга, вне зависимости от характера изображения, не может рассматриваться в качестве показателя принадлежности памятника исключительно римским военнослужащим — выходцам из Подунавья. Только в тех случаях, когда на таких памятниках имелись изображения фракийского всадника, об этом можно говорить более или менее уверенно25.
Сейчас общепризнанным является факт, что мраморные плитки рассматриваемого типа были широко распространены на территории Дунайских провинций Римской империи не только среди военнослужащих, но и гражданского населения. Именно это позволило сделать вывод, что и в Херсонесе аналогичная форма посвятительного памятника использовалась не только римскими солдатами, но и херсонеситами, о чем, в частности, свидетельствует известняковый фрагмент с изображением богини Девы26. Следовательно, распространение такого типа памятников в Северном Причерноморье не следует связывать исключительно с присутствием в составе их населения этнических фракийцев, в том числе и солдат. Скорее, это явление следует объяснять в более общем плане: тесными связями с Подунавьем, которые привели к определенным заимствованиям, а также присутствием в составе населения античных центров региона определенных групп выходцев с территории Мезии и Фракии27.
Сказанное, с одной стороны, хорошо согласуется с данными о присутствии в составе населения Херсонеса и на Хараксе гражданского населения, связанного с римскими гарнизонами28, а, с другой, — с провинциально-римским влиянием, которое наиболее заметно проявилось в материальной культуре29, в том числе и в распространении весьма специфичных плиток так называемого фракийского типа с изображениями божеств традиционного греческого пантеона. В справедливости сделанного вывода убеждает и рельефная терракотовая плакетка из Херсонеса30, связанная с культом дунайского всадника, который получил наиболее широкое распространение в конце
ПРИМЕЧАНИЯ